В юридической науке сформировалось несколько подходов к понятию функции права. Во-первых, функция права представляет собой реализацию сущности и социального назначения права. При этом акцент делается на то, что именно осуществляя функции право обеспечивает всеобщий устойчивый порядок в обществе; право охватывает полезные формы поведения; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу правомерной деятельности, оптимально сочетает свободу и справедливость.
Второй подход – здесь функция права обозначается как основное и главное направление правового воздействия на общественные отношения.
Третий подход – функции права связываются одновременно с социальным назначением, социальной ценностью права и основными направлениями его воздействия на общественные отношения. Поэтому сторонники этого подхода считают, раскрывая содержание какой-либо функции права необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначения права.
Функция права представляет собой один из элементов механизма воздействия права на состояние общественных отношений с целью их упорядочения. В числе других элементов правового воздействия выступают правовые нормы, правовые действия.
Трудно сказать, что данные подходы представляются друг другу. Они позволяют в своей совокупности дать полную картину путем анализа их различных сторон. Поэтому функции права можно определить как основные направления воздействия права на состояние общественных отношений, выражающие сущность и социальное назначение права с целью их упорядочивания.
Функциям права присущи следующие признаки:
Когда мы желаем увидеть роль права в рамках всего социального организма – управленческая функция. Если рассматриваем право как части государственной надстройки - то здесь права и государство, являясь орудиями политического господства, то они выполняют одинаковые функции (экономическая, социальная, воспитательная и т.д.). А когда мы говорим, что право рассматривается в границах самого права, то здесь выделяются специально юридические функции.
Специально юридические функции – это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредуемых отношений и проявляются в специально юридическом его содержании. Выделяют:
^ Регулятивно статическая функция выражается воздействием права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов. В этом состоит одна из главных задач назначений правового регулирования, так как право, прежде всего, юридически утверждает, т.е. возводит в ранг неприкосновенные отношения.
Решающее значение здесь принадлежит институтам права собственности; а также функция выражена в институте политических прав, избирательных и прочее.
^ Регулятивно динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их. Она проявляется в процессах, которые связаны с распределением производимых товаров. Было бы неправильно противопоставлять динамической и статической функций и тем более исходя из терминологий рассматривать статическую как таковую, которая носит юридически пассивный и динамическую, которая носит активный характер.
Само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав и следовательно предоставление им возможностей для того, чтобы самостоятельно и инициативно действовать.
Т.е. основные функции – это регулятивная и охранительная; а неосновные – это организационная, восстановительная, ограничительная (так как право способствует восстановлению нарушенных прав, при этом направлена на компенсирование того ущерба, который понес субъект; ограничительная функция связана с тем, что право обязано ограничивать рамками поведение субъектов).
^ Социальная ценность права
Социальная ценность понимается как способность того или иного явления удовлетворять потребности социального субъекта необходимые для его существования и развития. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. Понять социальную ценность права – это значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:
Инструментальная ценность проявляется в том, что:
Право противостоит произволу и беззаконию, в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной активности и выступает как фактор социального прогресса.
Если право – социальная ценность, то теоретически вполне оправдано освещая право видеть в его свойствах правовые ценности, как достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права., соответствующего потребностям социального прогресса.
Естественное право также обладает социальной ценностью:
Соотношение государства и права – это одно из решающих, ключевых методологических положений. Государство и право – это разные части надстройки над экономическим базисом общества, так как государство – это организация политической власти, состоящее из органов (орудие этой власти). В своей совокупности органы образуют механизм государства, обладающий определенной материальной силой.
Право имеет иное строение и иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, которые носят формально определенный характер. Право таким образом по своему строению вплотную привлекают к общественному сознанию. Государство или право имеют свое бытие, свои специфические функции, отличаются особой, только ему, государству или праву присущей социальной ценностью и относится к разным пластам социальной жизни. Государство – это к социальному правлению, а право – это к социальному регулированию.
Несмотря на это различие, тем не менее необходимо подчеркнуть глубокое единство государства и права:
Также необходимо отметить, что государство, активно использующее право в качестве инструмента, в свою очередь может рассматриваться как инструмент по отношению к праву. Право не только выступает в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение, являясь средством целенаправленной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права выражается в связанности государственных органов действующими законами и подзаконными актами.
Т.е. когда мы говорим о соотношении государства и права, нужно обязательно определить единство, их различия и их взаимодействие. Конечно, в любом соотношении необходимо выяснить их связь между собой, что является первичным, а что нет.
Если нет причинно-следственной зависимости, есть иные зависимости – функциональная зависимость.
В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:
^ Этатический подход
Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.
Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.
Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.
^ Естественно-правовой подход
Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.
Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.
^ Дуалистический (функциональный) подход
Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.
^
Позитивистский подход
Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.
^ Либерально-демократический подход
В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.
Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.
Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.
Надо сказать, что данный подход не противоречит выводу о двустороннем характере связи государства и права.
Анализируя эти подходы, можно увидеть, что каждый подход рассматривает тот или иной аспект этой взаимосвязи. Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.
Государство влияет на право:
Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.
Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
Определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности) граждан;
Закрепление и изменение правового статуса граждан;
Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;
Установление правового статуса юридических лиц;
Определение (предусмотрение) юридических фактов, направeaiiuo на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Необходимость в охране общественных отношений существовала и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.
Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит в следующем:
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.
Таким образом, если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.
— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.
Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.
Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.
В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.
Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.
Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.
В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.
Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.
Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.
Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).
Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально–юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
1) регулятивно–статистическая функция или функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Данная функция отражает природу права: гражданам и организациям предоставляется правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм.
2) Регулятивно–динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение людей.осуществляется с помощью обязывающих норм (обязанность воинского долга, платить налоги, соблюдать дисциплину, охранять природу, выполнять обязанности контракта).
3) Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.
4) Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих–либо решений и поступков. Если человек действует правомерно то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. (Н–р наказание по приговору суда или награждение орденом или грамотой).
5) Экономическая, право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности).
6) воспитательная, отражая определенную идеологию, оказывает воздействие на лиц;
7) политическая, право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства).
Функции права - это основные направления юридического воздействия права на общественные отношения . Функции права можно разделить на две группы : социальные функции права и собственно юридические .
1. К социальным функциям права относят политическую, экономическую, воспитательную, компенсационную и восстановительную, информационную .
1.1. Политическая функция права выражается в регулировании отношений власти по поводу устройства государства и организации государственной власти: виды и количество государственных органов, порядок их образования, осуществления полномочий, порядок взаимодействия между собой и обществом, порядок прекращения полномочий.
1.2. Экономическая функция выражена, во-первых, в нормативном закреплении гарантий различных форм собственности и свободы предпринимательства. Во-вторых, важной правовой формой таких экономических отношений был и остается договор. Экономическая функция права реализуется как непосредственно через установление правомерных моделей поведения участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
1.3. Воспитательная функция права выражается в способности права оказывать влияние на мысли и чувства людей, в воспитании правосознания, формировании стимулов правомерного поведения у граждан.
1.4. Компенсационная и восстановительная функции права состоит в восстановлении социальной справедливости.
Например, в случаях незаконного использования товарного знака законодательство предусматривает одновременную реализацию восстановительной и компенсационной функций: запрет нарушителю использовать чужой товарный знак - восстановление исключительного права владельца (ст. 4 Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров) и компенсацию причиненных убытков.
1.5. Информационная функция права заключается в том, что благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.
2. Ксобственно юридическим относят регулятивную и охранительную функции .
2.1. Регулятивная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в правовых актах, а затем в реальном воздействии на различные процессы, происходящие в государстве и обществе.
Способами осуществления регулятивной функции права являются:
Определение праводееспособности граждан;
Закрепление и изменение правового статуса физических и юридических лиц;
Определение компетенции органов власти, полномочий должностных лиц;
Определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;
Установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
2.2. Охранительная функция права - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность. Эта функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать. Охранительная функция характеризуется тем, что право особым способом воздействует на поведение людей, то есть влияет на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это - действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность - на охрану самого права.
Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.
Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действия.
Функции права классифицируют по различным критериям:
1. По направленности действия:
Экономическая;
Социальная;
Политическая;
Экономическая.
2. По основным субъектам правоотношения:
Законодательная;
Исполнительная;
Судебная.
3. По социальному назначению:
Воспитательная;
Культурная;
Информационная.
Если иметь в виду собственно юридические функции права, то выделяют две функции: регулятивную и информационную.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы.
Правовое регулирование – есть часть воздействия права на общественные отношения. Данная функция реализуется в основном путем закрепления соответствующих правил поведения (прав и обязанностей), а так же средств их реализации в нормативно правовых актах.
Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений – обязанностей запретов, наказаний, приостановлении и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей.
Данная функция осуществляется в основном в принятии и применении запрещающих норм, которые представляют юридическую ответственность в случае нарушений правовых запретов.
Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно – процессуальное, уголовно – исполнительное, административное.