Банкротство юридического лица это возможность выйти из бизнеса с наименьшими потерями. Процедура эта является многоступеньчатой и имеет множество важных нюансов. В сегодняшней статье мы рассмотрим все стадии, которые необходимо пройти юрлицу, чтобы признать себя банкротом.
Процесс банкротства состоит из следующих стадий:
Каждый этап будет подробно рассмотрен ниже.
Главным признаком банкротства является невозможность платить по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнеса. Задолженность появляется не только перед внешними кредиторами, но и перед работниками предприятия.
Порядок банкротства юрлица регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. После внесения в него последних изменений в 2015 году, стало необходимым проводить специальные мероприятия для спасения бизнеса. Данный законодательный акт является пошаговой инструкцией, на которую следует опираться на каждой стадии процедуры.
Признаки банкротства:
Причинами несостоятельности предприятия могут стать как внешние экономические факторы, так и неумелое руководство.
Предпосылками будущего банкротства может стать задержка заработной платы, отсутствие регулярных платежей и внятных пояснений со стороны учредителей.
Процесс ликвидации предприятия может начать любая сторона, имеющая финансовый интерес:
Для кредиторов начало процедуры это право, которым они могут воспользоваться по своему желанию. А для руководства фирмы это прямая обязанность и возможность выбраться из долговой ямы, восстановив свою платежеспособность.
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде по месту регистрации юридического лица. Обращение в судебные органы состоит из определенных шагов:
Обращение по ликвидации юрлица будет рассмотрено только при наличии доказательной базы. Поэтому при обращении в суд вместе с ходатайством нужно представить:
Ходатайство о признании банкротом подается письменной форме. В документе нужно указать:
Иск подписывается руководителем предприятия либо его заместителем (если у него есть соответствующие полномочия). К ходатайству нужно приложить чек об оплате госпошлины и услуг внешнего управляющего (либо заявление о рассрочке).
Плюсом будет предоставление собственного плана по финансовому оздоровлению компании.
Обязательным является оплата:
Также нужно оплатить публикации о банкротстве, а также иные текущие расхода, связанные с проведением процедуры. Окончательные цифры зависят от конкретных обстоятельств дела. Если возможно решение проблемы при помощи реструктуризации, это обойдется в меньшую сумму. А если будет опробована реструктуризация, которая пройдет неудачно и придется осуществлять реализацию, это будет уже другая сумма.
Ликвидация компании и признание банкротства требует соблюдения следующих этапов.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
(п.1 ст. 62 №127-ФЗ).
Цель наблюдения – анализ ситуации в компании, принятие решения о действительности финансовых затруднений. Выбор дальнейшей стратегии поведения: ликвидация или вывод из долгов.
Для проведения необходимых мероприятий назначается арбитражный управляющий, который несет ответственность за правильное проведение всех необходимых мероприятий. Указывается заявителем при подаче ходатайства и утверждается судьей. Данное назначение должно быть указано в судебном постановлении.
По результатам проведенного анализа ситуации, назначается временный конкурсный управляющий, который будет проводить необходимые процедуры для решения ситуации. Конкурсный управляющий избирается на собрании кредиторов, при этом, чаще всего на эту должность назначается арбитражный управляющий, выбранный раньше. Разница между этими двумя видами управления в том, что арбитражный управляющий назначается судом, а конкурсный – большинством голосов на собрании кредиторов.
Если на стадии наблюдения выявлена возможность восстановления прежнего статуса компании, начинается процесс финансового оздоровления. На нее отводится 2 года, в течение которых проводятся мероприятия по изменению варианта работы компании. В данный период все действия руководителя должны быть согласованы с арбитражным управляющим.
Финансовое оздоровление начинается после собрания кредиторов, где принимается решение о возможности вывода компании из кризиса. С момента принятия данного решения и подписания его судом для предприятия наступают определенные последствия:
Если в течение установленного срока решить финансовые проблемы компании не получится, будет принято решение о введении внешнего управления либо реализации имущества.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(п.1 ст. 93 №127-ФЗ).
Внешний управляющий получает все полномочия руководителя и может не только менять политику предприятия, но и проводить изменения в штате сотрудников.
Все планы и действия внешнего управляющего должны быть согласованы с судьей и советом кредиторов. Ежемесячно должен представляться отчет о проделанной работе.
На данный этап отводится 1,5 года, но срок может быть продлен еще на 6 месяцев, в зависимости от конкретных особенностей дела (п.2 ст. 93 №127-ФЗ).
Если по итогам проведенной работы не выявлено улучшения ситуации, судья принимает решение о признании юрлица банкротом и реализации принадлежащего ему имущества.
На данной стадии принимаются все меря по удовлетворению требований кредиторов. О попытках спасти саму компанию речь больше не идет.
Правовые последствия данного этапа:
Создается специальная конкурсная масса, которая выставляется на торги. Вырученная сумма направляется на погашение долгов в порядке очередности, установленной законом и пропорционально сумме долга.
Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товарно-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к развитию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоровления экономики страны. Необходимо было срочно разработать механизм законодательного регулирования несостоятельности (банкротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюджетные фонды).
Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юридических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда
Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обращено судом взыскание.
В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено только арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предпринимателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкротстве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, органами управления должника или собственником его имущества (унитарного предприятия).
Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.
Преднамеренным считается банкротство должника, происшедшее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на учредителей (участников) должника, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.
Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.
В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопросов введения, продления, прекращения внешнего управления, заключения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кредиторов.
Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требования которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.
Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представления информации о финансовом состоянии должника, ходе внешнего управления и конкурсного производства; в случаях, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляющего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).
Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществляющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризисного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кандидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.
На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анализом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выполнения обязанностей арбитражному управляющему предоставляются определенные законом права. Так, заявления арбитражных управляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения заявлений выносятся определения.
За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утверждаемое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, может явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкротства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.
Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о принятия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника.
Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжается в полном объеме. Однако затруднительное положение должника предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.
Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности активов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела должника.
Выполняя названные задачи, временный управляющий, выявляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.
Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.
Внешнее управление является еще одной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.
Важнейшими обязанностями временного управляющего являются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприятиях.
На период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются заработная плата и иное вознаграждение работникам организации-должника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.
В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний управляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстановило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управляющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управляющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управление не дало желаемого результата - восстановление платежеспособности должника.
Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Главной задачей конкурсного производства являются аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные залогом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - конкурсных кредиторов в размере основной задолженности и процентов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, неустоек, финансовых санкций.
Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, платежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.
При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на основании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требования должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, причем требования каждой очереди удовлетворяются после полного выполнения требований предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносятся сведения о погашении требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.
Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанностей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требований кредиторов и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.
В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегулирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководитель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.
Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует большинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.
Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу мирового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.
В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.
Как «обанкротить» свое предприятие в условиях тяжелых финансовых обстоятельств? Кому необходима эта процедура? Каковы последствия банкротства юридических лиц? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с банкротством организаций, будут даны в этой статье.
{ADV44}
Понятие "банкротство " применяется к юридическим лицам по каким-либо причинам, потерявшим способность к погашению в полном объеме задолженности перед кредиторами или налоговыми органами.
Признается банкротом юр. лицо исключительно арбитражным судом.
Обратиться в суд, для признания юр. лица банкротом может как сама организация-должник, так ее сотрудники или кредиторы.
Сама процедура банкротства, достаточно трудоемкий процесс, требующий хорошего уровня законодательной осведомленности.
Для подачи заявления на признание банкротом юр. лицом, необходимо соблюдение следующих условий:
Не признаются банкротами политические и религиозные организации, а также муниципальные учреждения. Банкротятся исключительно коммерческие организации .
В условиях экономического кризиса, предприятия, достаточно часто попадают в затруднительное финансовое положение, перестают платить налоги и оплачивать другие счета, например, партнерам и прочим организациям. Понимая плачевность своего положения, учредитель может принять решение о прохождении процедуры банкротства.
Долги предприятий бюджетным организациям и нежелание решать ситуацию самостоятельно, часто вынуждают налоговые органы подавать заявление в арбитражный суд, для признания должника банкротом.
Это могут делать и кредиторы, но они не всегда обладают достаточными сведениями о состоянии платежеспособности должника.
Согласно ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, для законного банкротства, должно иметь следующие признаки:
Основными задачами банкротства юр. лиц считаются: погашение долгов перед кредиторами и создание необходимых условий для возобновления деятельности юр. лицом.
Реальное. Данное положение подразумевает действительную неспособность организации к восстановлению платежеспособности вследствие тех или иных причин, из-за которых был потерян капитал. Это законное основание для объявления юридического лица банкротом. Является такая ситуация, следствием малоэффективного управления.
Временное. Наступает в ситуации, когда актив баланса повышается над пассивом. Так же причиной может стать большая дебиторская задолженности организации. Ситуация разрешается при административном и внешнем управлении. Со временем платежеспособность предприятия восстанавливается.
Умышленное. Это ситуация, когда преследуя свои интересы, предприятие своим руководством доводится до состояния неплатежеспособности. Таки действия влекут за собой административную и уголовную ответственность.
Фиктивное. Руководство предприятия, для получения рассрочек от кредиторов, объявляет себя неплатежеспособным, не имея на то законных оснований. Также преследуется законом.
Для начал процедуры необходимо внимательно изучить актуальный закон о банкротстве. Ниже приведены этапы банкротства юр. лиц.
Как уже было сказано выше, заявление на признание юридического лица банкротом, может подать как должник, так и кредитор.
Что делать в ситуации подачи заявления должником, то есть юридическим лицом, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации, и добровольно принявшим решение о прохождении процедуры банкротства?
Физическое лицо, представляющее организацию, претендующую на банкротство, подает заявление в арбитражный суд. Заявление это в обязательном порядке должно быть завизировано учредителем компании, которой в согласии с уставом фирмы имеет на это право. Вероятнее всего - это и есть сам владелец фирмы.
Заявление должно содержать следующие сведения:
Вознаграждение финансовому управляющему выплачивают из средств, вырученных от продажи имущества должника. Чем выше сумма, выплачиваемая арбитражному управляющему, тем меньше остается кредиторам и другим заинтересованным лицам.
Что касается самого заявления, его заполнение лучше доверить специалисту, хорошо знакомому с процедурой банкротства. В таком случае ошибки, издержки и время, необходимое для начала процедуры, - будут сведены к минимуму
После подачи заявления в арбитражный суд, производится финансовая оценка ситуации, и запускаются : наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Протекают эти стадии индивидуально, но порядок их схож почти всегда. Рассмотрим их по порядку.
На первом этапе, который называют наблюдением, производят финансовую оценку банкротящегося предприятия. Наблюдение вводят в случае признания судом обоснованности заявления на признание юридического лица банкротом (ст 48 ФЗ от 26.10.02г. №127-ФЗ «О несостоятельности»).
Наблюдение, согласно закону, не может превышать семи месяцев.
Цель этого этапа, определить и оценить финансовое положение предприятия. Составляется перечень взысканий с должника, после чего назначается дата первого собрания.
На основании этого этапа делаются выводы относительно необходимости в процедуре банкротства.
Следующим шагом, является назначение финансового управляющего. Финансовый управляющий, с момента его назначения занимается контролем организации, и ее управляющего органа. Некоторые сделки, могут быть заключены исключительно с одобрения и письменного согласия управляющего.
Финансовый управляющий наделяется полномочиями, прописанными в законе. На этапе финансового оздоровления, организация-должник будет ограничена в нескольких сферах деятельности, а именно: нельзя открывать филиалы или представительства; не разрешены реорганизационные действия и создание структурных предприятий.
Финансовым оздоровлением достигается экономическая стабильность и как следствие восстанавливается платежеспособное состояние. Благодаря финансовому оздоровлению составляются планы погашения задолженностей и начисляются проценты, для того, чтобы учесть интересы кредиторов.
Внешнее управление, может проводиться одновременно с предыдущими двумя стадиями процедуры банкротства физ. лиц. Оно, также направлено на восстановление платежеспособности предприятия. На той стадии, руководитель организации - должника, временно отстраняется от руководства и вместо него назначают временного внешнего управляющего. Внешний управляющий назначается на 12 месяцев, в исключительных ситуациях этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.
Этот этап характеризуется полномочиями внешнего управляющего. В его ведение переходит управление фирмой-должником, вся бухгалтерская, юридическая и налоговая отчетность. Также на этой стадии подлежат отмене предписания по уплатам кредитной задолженности, и на их погашения вводится запрет.
Организация - должник продолжает ведение деятельности, но все операции, сумма которых больше 20% актива, могут быть совершены только с разрешения общего собрания кредиторов.
Внешний управляющий, на данной стадии, может принять решение о и через суд, организация - должник может быть признана банкротом. Также управляющий может напротив, приостановить процедуру банкротства и принять решение о возобновлении оплат кредиторам.
Это завершающий этап признания юридического лица банкротом. На основании решения арбитражного суда, принимается решенияе о несостоятельности предприятия и назначается конкурсный управляющий.
Конкурсный управляющий наделяется полномочиями, согласно действующему законодательству.
В круг его обязанностей входить контроль распределения активов организации пропорционально, между всеми кредиторами.
Этот этап процедуры считается последним, поскольку финалом его является признание предприятия банкротом.
На время конкурсного производства, все руководство предприятия, в том числе его учредители, отстраняются от дел фирмы. Процедура конкурсного производства, как правило, продолжается не более года, но в исключительных случаях, по решению арбитражного суда, ее могут продлить еще на 6 месяцев.
Основанием для запуска конкурсного производства и признания предприятия несостоятельным, может быть только решение арбитража. По его же решению назначается конкурсный управляющий, контролирующий все дальнейшие действия в фирме.
Конкурсное производство может быть закрыто арбитражным судом, при предоставлении конкурсным управляющим отчета о проделанной работе. Суд может постановить, исходя из отчета, что кредитная задолженность считается погашенной и фирма - должник признается банкротом.
Особым этапом признания юридических лиц банкротами, можно назвать мировое соглашение. Этот этап может наступить в любой момент процедуры банкротства, даже на стадии конкурсного производства.
Вообще, мировое соглашение - это наиболее благоприятное решение, любой процедуры несостоятельности.
Мировое соглашение характеризует достижение договоренности между предприятием и кредиторами. Сторонами подписывается двусторонний документ, в котором указываются условия, на которые согласны и кредиторы и предприятие, удовлетворяющие интересы обеих сторон.
Это соглашение, в обязательном порядке, должно быть одобрено арбитражным судом, в котором было открыто дело о несостоятельности юридического лица.
Когда решение о мировом соглашение принято, все санкции относительно должника прекращаются. Восстанавливается возможность уплаты по кредитным обязательствам и снимается контроль за финансовой деятельностью юридического лица.
Чем раньше заключено мировое соглашение, тем меньше трудностей возникнет у сторон. Если договоренность была достигнута на ранних этапах ведения процедуры банкротства, привлекать посторонних управляющих не придется. Также сама процедура, трудоемкая и утомительная, прекращается.
Мировое соглашение, как уже было сказано выше, достигается подписанием соответствующего документа. Подписывается он со стороны кредиторов - избранным общим собрание представителем, а со стороны должника - лицом, наделенным полномочиями в соответствии со своими должностными обязанностями.
Юридические последствия банкротства или несостоятельности, наступают для всех юридических лиц кроме государственных учреждений, политических партий и религиозных объединений.
Закон о признании юридических лиц несостоятельными предусматривает не только ликвидацию таких предприятий, но и антикризисные меры, целью которых служит содействие в восстановлении платежеспособности организации-должника. Для этого и существуют такие этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти меры, а также заключение мирового соглашения, также являются целью при ведении дела о банкротстве.
Если арбитражный суд принимает решение о признании юридического банкротом, предприятие ликвидируется с помощью конкурсного производства, которое длится максимум полтора года. (Гражданский Кодекс Российской Федерации ст. 61. п 4)
Отдельные категории юр. лиц процедуру банкротства проходят в соответствии со специальными законами. К таким юридическим лицам относятся: градостроительные, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические и субъекты естественных монополий. Особенности их банкротства прописаны в ст. 168 169-201 Закона о банкротстве юридических лиц.
Причин закрытия предприятия и объявления его банкротом может быть несколько: проведение выездных проверок и доначисление неоплаченных налогов в случае проведения незаконных фиктивных сделок, несостоятельность по уплате кредиторской задолженности. Несостоятельность и юридических лиц признается в судебном порядке, эта юридически сложная процедура включает прохождение целого ряда процедур, указанных в законе.
Банкротство юридического лица может инициироваться должником, кредитором или собственником.
Оно может быть запланированным, т.е. используется для улучшения экономической картины в определенной области, или фиктивным и преследуется по закону, за него предусмотрена уголовная ответственность.
Все основные моменты, регулирующие этапы закрытия и признания юридических лиц банкротами, содержатся в федеральном законе №127-ФЗ от 26.10.2002 «О банкротстве». В нем содержатся указания по времени закрытия, суммам незакрытых кредиторских задолженностей, расписаны стадии проведения банкротства и т.д.
В статье 27 вышеуказанного закона предусмотрены обязательные шаги по признанию несостоятельности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Указаны обязательные стадии данного юридического шага, они выражаются в:
При утверждении несостоятельности юридического лица оно проходит все вышеперечисленные стадии, но мировое соглашение может достигаться на всех . Заключаться оно может в редких и исключительных случаях.
Следует рассмотреть более подробно все стадии объявления юридического лица банкротом.
Следующим этапом признания несостоятельности и признания лица банкротом является . На данном этапе несостоятельность (банкротство) юридических лиц определяется конкурсным управляющим, проводящим полную инвентаризацию всех активов предприятия и следящим за тем, чтобы выполнялась процедура погашения задолженности по ранее утвержденному графику и в полном соответствии с законодательством.
Конкурсное производство – это завершение признания несостоятельности предприятия и окончание процедуры банкротства лица. В итоге такой процедуры предприятие полностью ликвидируется, активы юридического лица распределяются пропорционально установленным долям среди кредиторов. Процедура завершается конкурсным управляющим, на это время все руководство предприятия полностью отстраняется от управления. Процедура может занимать один год, в случае признания этого срока недостаточным суд может продлить его еще на полгода.
Решения о времени начала процедуры конкурсного производства и признания несостоятельности лица и признания его банкротом принимаются арбитражным судом, на должность конкурсного управляющего лицо утверждается с согласия суда. Круг и особенности их должностных обязанностей закреплен в федеральном законе.
По завершении признания несостоятельности и банкротства юридического лица управляющим предоставляется отчет, на его основании суд выносит решение о закрытии конкурсного производства. Если из предоставленного отчета суд делает вывод о закрытии кредиторской задолженности, то процедура признания несостоятельности данного лица завершается, лицо признается банкротом.
Одним из этапов признания лица банкротом является заключение мирового соглашения. На первых этапах реализации этой стадии подписывается двусторонний документ, в котором оговариваются условия и порядок погашения общего долга. Далее он в обязательном порядке подлежит утверждению арбитражным судом. После его утверждения процедура признания лица банкротом прекращается, несостоятельность предприятия в уплате по обязательствам больше не проверяется, деятельность предприятия может продолжаться с обязательным соблюдением погашения утвержденной задолженности.
Грамотно подготовленные переговоры позволяют избежать трудоемкой процедуры признания предприятия банкротом или завершить утомительную и длительную процедуру на самой ранней стадии без привлечения посторонних управляющих. Подписывать двустороннее соглашение может:
Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе процедуры признания лица банкротом, даже при завершении конкурсного производства. И в юридической, и в экономической практике оно считается наиболее благоприятным исходом данного дела.