Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие и виды источника (формы) права

Право, как целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего выражения. В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права, под которыми традиционно понимают, в первом случае, внутренняя структура права, во втором - источники права, формально закрепляют правовые явления и позволяют адресатам знакомиться с их содержанием и пользоваться ими.

В юридической литературе вместе с термином "форма права" используется термин "источник права". Они достаточно тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они используются - или по отношению к праву как целого, или по отношению к отдельной нормы или группы норм.

Термин "источник права" часто рассматривается в таких значениях:

1) источник права в материальном смысле - это общественные отношения, которые развиваются и обуславливают возникновение, развитие и содержание права;

2) источник права в идеологическом смысле - это выраженная в официальной форме совокупность юридических идей, взглядов, теорий, под влиянием которых образуется и функционирует право;

3) источник права в формальном (юридическом) смысле -

это официальные формы внешнего выражения и закрепления правовых норм, действующих в определенном государстве, то есть это и есть собственно форма права.

Таким образом, употребление термина "источник (форма) права" означает, что речь идет об источниках права в формальном (юридическом) смысле.

Источник (форма) права - это способы внешнего выражения и закрепления норм права, исходящих от государства и имеющих общеобязательное значение.

Основные источники (формы) права:

1) правовой обычай;

2) правовой (судебный, административный) прецедент;

3) нормативноправовой договор;

4) нормативноправовой акт.

Правовой обычай исторически был первым источником права, которое регулировало отношения в период возникновения и становления государства. Генетически он происходит от обычаев как специфического вида социальных норм, однако не каждый обычай становится правовым, а только тот, который соответствует интересам определенной группы людей, той или иной общности или общества в целом и признается и санкционируется государством, предоставляет ему статуса нормы права, то есть превращая его в правовой обычай и принимая под свою защиту.

Особенностью данных норм является то, что они не устанавливаются решением органов государства, а возникают в результате многократного применения в течение веков, закрепляют человеческий опыт в сознании людей и входят в привычку. Кроме того, в результате санкционирования государством, обычай приобретает общеобязательного характера, гарантируется его выполнения и обеспечивается реализация мерами государственного принуждения.

Государство признает не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, которые имеют наибольшее общественное значение, отвечают его интересам и историческому этапу его развития.

Правовой обычай - это исторически обусловлено, неписаное, стихийно сложившееся, устойчивое правило поведения людей, вошло в привычку, благодаря многократному применению в течение длительного времени, которое санкционируется и обеспечивается государством.

В правовых системах большинства современных стран правовой обычай потерял характер самостоятельного источника права и играет незначительную роль, в основном он служит учету особенностей общественных отношений в конкретных зонах и в конкретных областях деятельности.

Признается правовой обычай и в правовой системе Украины. На сегодня Конституция Украины не закрепляет правовой обычай как источник права, но несмотря на это, отдельные законодательные акты содержат такие нормы. Например, в ст. 7 Гражданского Кодекса Украины предусматривается, что гражданские отношения могут регулироваться обычаем, в частности, обычаем делового оборота.

Особенностью правового обычая является то, что закон, в котором он упоминается, придает ему статуса норм права, но не раскрывает его содержания. Из этого следует, что в отличие от других норм права те, которые выражены в санкционированных обычаях, не имеют в основном текстуального закрепления в статьях соответствующего закона.

Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат ее политике, общечеловеческим правам и свободам, моральным основам общества.

С совершенствованием системы законодательства, за некоторым исключением, сфера использования обычаев может сужаться.

Правовой прецедент в переводе с латинского языка означает идущий впереди, то есть это то, что имело место ранее и может быть примером для подобных действий в дальнейшем.

Иными словами, правовой прецедент - это решение компетентного государственного органа в отношении конкретного юридического дела, которому предоставляется формальная обязательность при решении подобных дел в будущем.

Правовой прецедент применяется тогда, когда имеют место пробелы в правовом регулировании ли необходимость в юридической квалификации конкретных обстоятельств, то есть официальной формулировки правовых норм.

Видами правовых прецедентов является судебный и административный прецеденты.

Судебный прецедент признается основным источником права в странах так называемой англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и др.). В этих странах судьи в законодательном порядке наделены правотворческой функцией. Прецедент имеет обязательный характер для всех судов низшей инстанции, а высшие суды связаны своими предыдущими решениями. При рассмотрении дела судья должен обязательно учесть обстоятельства дела, в связи с которым принято предварительное решение. Соблюдение такого решения имеет целью достижение высокого уровня единообразия судебной практики.

В названных странах прецедент тесно взаимодействует с законодательством, устраняя его пробелы и определяя практику применения. Как правило, правовой прецедент содержит нормуправило поведение, регулирует общественные отношения, урегулированные нормативно-правовыми актами.

В странах романогерманськои правовой системы судебная практика, как правило, не выходила за пределы толкования закона и судебный прецедент официально источником права не признавался. В конце XX века, в условиях сближения англосаксонской и романогерманськои правовых систем, прецедент фактически превращается в источник права и в этих странах.

По правовой системы Украины судебная практика не создает судебных прецедентов и он, как источник права, не применяется. Однако, после 17 июля 1997 года, когда Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую Конвенцию защиты прав и свобод человека и учитывая положения ст. 9 Конституции Украины "действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины", а также ст. 55 Конституции "каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие органы международных судебных учреждений или в соответствующие международные организации, членом или участником которых является Украина", судебные органы Украины не могут не считаться с судебными прецедентами, созданными Европейским судом по правам человека.

Нормативноправовой договор появился в Древнем Риме в период республик, а в XX веке, становится одной из главных юридических форм существования правовых норм.

Нормативноправовой договор - это письменное соглашение, в котором правила поведения общего характера устанавливаются по взаимному согласию двух и более субъектов правовых отношений и обеспечивается государством.

Для нормативно-правовых договора присущи следующие признаки:

1) нормативноправовой договор - это документ, который закрепляет волеизъявления сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливает порядок его реализации, а также взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение добровольно принятых на себя обязательств;

2) договор с нормативным содержанием всегда содержит общие правила поведения и не имеет персонифицированного характера;

3) субъектом договора всегда является субъект публичноправових отношений, и прежде всего то, что властные полномочия. От того какое место занимает субъект договора в механизме государства зависит юридическая сила договора, то есть чем выше место субъекта, тем больше сила договора;

5) нормативноправовой договор имеет длительный срок действия, он вступает в силу только после проведения соответствующей процедуры (ратификации, подписания и т.п.);

7) нормативноправовой договор является частью национального законодательства и может быть основанием для заключения других правовых актов.

Нормативно-правовые договоры, как источник права, могут относиться к различным отраслям права (конституционное, международное, гражданское, трудовое право и т.д.), однако они не могут быть применены во всех формах общественных отношений, а также в процессе регулирования отношений между физическими лицами.

Источники права разнообразны и весьма отличны в разных странах, что связано с различными подходами к пониманию права в целом, с существованием различных моделей правовых систем. Для многих правовых систем, в частности, для стран романогерманськои правовой системы, а также для бывших социалистических стран, идущих по пути демократических преобразований, а следовательно и современной Украины, распространенным, основным, а иногда и единственным источником (формой) права является нормативноправовой акт.

Нормативноправовой акт - это официальный письменный документ, принятый в установленном законом порядке и форме уполномоченными на то субъектами правотворчества, который закрепляет правило поведения общего характера, обеспечивается государством.

В Конституции Украины определен перечень форм нормативно-правовых актов для каждого субъекта правотворческой деятельности, их иерархическое подчинение, границы полномочий указанных субъектов и порядок действия во времени и пространстве.

Нормативно-правовые акты имеют определенные преимущества перед другими источниками права, для них характерны следующие признаки. Они:

2) принимаются только четко определенными правотворческими субъектами и в пределах их компетенции;

3) принимаются с соблюдением определенной юридической процедуры;

4) принимаются субъектами правотворчества в формах, определенных для каждого из них Конституцией и законами Украины;

5) являются обязательными для выполнения, обеспечиваются системой государственных гарантий, в том числе и принудительными средствами;

6) действуют во времени, в течение которого нормативноправовой акт имеет юридическую силу, пространстве, на который распространяется действие нормативно-правовых акта и по кругу лиц, подпадающих под влияние нормативно-правовых акта и на основе его набирают субъективных прав и юридических обязанностей.

К нормативно-правовых актов, как официально письменного документа относятся соответствующие требования, а именно:

1) структура нормативно-правовых акта должна включать название, преамбулу, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты статей, дату и место его принятия, а также подпись соответствующего должностного лица;

2) нормативно-правовые акты подлежат обязательной государственной регистрации и учета. С этой целью в Украине создан Единый государственный реестр нормативно-правовых актов;

3) при создании нормативно-правовых актов учитываются правила юридической техники, предусматривают требования по использованию языка, юридической терминологии, приемов и средств изложения текста, юридических конструкций и т.п.;

4) нормативно-правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях.

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в Украине, их можно классифицировать:

1) по юридической силе - на законы и подзаконные акты;

2) по субъектам правотворчества - на нормативные акты, принятые народом на референдуме, главой государства, органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и тому подобное;

3) по сфере действия - на общеобязательные, специальные, локальные

4) по отраслевой принадлежности - на нормативные акты, которые содержат нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и других отраслей права;

5) по внешней форме выражения - на законы, постановления, указы, распоряжения, решения, приказы и т.

Наиболее распространенной считается классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Таким образом нормативно-правовые акты как источники права обладают рядом существенных специфических признаков, качественно выделяют их от других источников права. Кроме того, с их помощью государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Тема 17. Источники (форма) права

1. Источники пpaвa. 1. Источник права - специальный юридический термин, который имеет три значения: сила, которая образует правовые нормы; условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний о праве, то есть "вместилище", где содержатся правовые нормы.

Силой, которая создает правовые нормы, являются общество (народ) и государство. Первичным источником и государства, и права является народ. В обществе первоначально формируется потребность в тех или иных правовых нормах, создаются социальные нормы. Народ - источник государственной власти - формирует государственные органы. Государственные органы объективируют волю общества - издают нормативно-правовые акты, которые должны отражать волю народа и подкрепляются принудительной силой государства.

Условиями, которые способствуют возникновению норм права, являются:

экономическое развитие государства;

отношения собственности;

политический строй (включая отношения по поводу государственной власти);

правосознание общества;

опыт предыдущего правотворчества, а также юридические и политические учения и доктрины.

"Емкостью", которая содержит правовые нормы (следовательно, выступает как источник знаний о праве), является официальный государственный документ. Данный документ и есть источник права в формально-юридическом смысле (форма права).

2. Основными формами права (источниками права в формально-юридическом смысле) считаются:

правовой обычай;

юридический прецедент;

нормативно-правовой акт;

нормативный договор.

Правовой обычай - наиболее древний и архаичный вид источника права.

Отличительной чертой правового обычая является то, что он санкционирован государством. Следовательно, не каждый обычай - правовой и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся наиболее применяемые, общеизвестные, общепризнанные, стабильные и одобряемые государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную юридическую силу и превращает их в официальный государственный документ. Данные документы (правовые обычаи) были распространены в эпоху Древнего Мира и Средневековья. Их примерами являются Законы Двенадцати таблиц, Русская Правда, Салическая Правда, Законы Драконта, французские нутюмы.

Юридический прецедент - решение судебного органа, которое стало образцом для последующих решений по таким же делам. Данное первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве обязательного правила, которым должны руководствоваться судьи, рассматривающие сходные дела в дальнейшем. Юридический прецедент яатястся одним из главных источников права в странах англосаксонской правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др., причем значительную роль в правотворчестве играют судьи ("Судьи творят право", "Право есть то, что говорят о нем судьи").

Нормативно-правовой акт - официальный юридический документ, изданный государством (государственными органами), содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

К нормативно-правовым актам относятся:

конституция (основной закон);

подзаконные акты.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-германской (континентальной) правовой системы.

Нормативный договор также причисляется к источникам права. Нормативный договор действует непосредственно, общеобязателен, регулирует наиболее важные общественные отношения, выступает в качестве основы для других нормативно-правовых актов.

Примерами нормативных договоров являются Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года.

3. Конституция как источник права

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме.

Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью, главенством, влиянием на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества. Это:

основы экономических отношений;

отношения собственности;

устройство государственного механизма (высшие и иные органы государственной власти);

отношения по поводу государственной власти;

форма правления;

форма государственного устройства.

3. Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции.

К основным функциям конституции относятся:

учредительная;

организаторская;

идеологическая;

информационная;

стабилизирующая;

программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимизирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти - Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реальностью).

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо - пропагандистское влияние на общество в целом; современная Конституция России способствует укреплению в обществе идеологии рыночной экономики, частной собственности, приоритета прав и свобод человека, демократии и политического плюрализма).

Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

Программная функция заключается в том, что конституция:

содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция "программирует" общественное развитие, задаст ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

4. Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

основополагающий характер;

стабильность;

реальность;

народность;

высшая юридическая сила.

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

Стабильность предполагает повышенную устойчивость конституционных норм. Это достигается:

спецификой регулируемых конституцией общественных отношений (носят неизменный, длительный характер на протяжении большого периода времени);

особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти - квалифицированным большинством - либо народом на референдуме).

Реальность конституции подразумевает ее соответствие сложившимся общественным отношениям, политическому и экономическому строю. Противоположностью реальной конституции является фиктивная конституция, которая не отражает фактического состояния общества (например, конституции ряда авторитарных и тоталитарных государств декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а формирование и деятельность органов государственной власти происходят под жестким контролем со стороны правящей партии, хунты и т. д. и носят показной, фиктивный характер). Народность конституции предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения, пожеланий народа (конституция должна соответствовать желанию народа, чтобы конституционные отношения регулировались именно так, как это есть в конституции, и не иначе).

Высшая юридическая сила означает, что все нормативно-правовые акты, принятые в стране (законы, подзаконные акты), соответствовали и не противоречили конституции. В случае их расхождения действуют конституционные нормы. Конституция возглавляет всю иерархию нормативно-правовых актов.

3. Конституция РФ - главный источник права Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации является главным источником права России.

Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулирования входят такие вопросы, как;

основы конституционного строя;

статус личности (права и свободы человека);

устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;

система высших органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство), отношения между ними, их компетенция, разделение властей;

основы судебной системы, высшие органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ,

Прокуратура РФ;

местное самоуправление;

порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона.

Вес нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

Российская Федерация - суверенное государство;

Российская Федерация - правовое государство;

Российская Федерация - демократическое государство;

Российская Федерация - федеративное государство;

Российская Федерация - социальное государство;

Государственные органы РФ функционируют на основе принципа разделения властей;

В РФ признаются и защищаются различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные);

В стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

Человек является высшей ценностью;

Человек обладает обширным комплексом признанных мировым сообществом прав и свобод, несет обязанности;

Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека - главная обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция РФ стабильна. Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером

Конституции - исключительно сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, в случае, если субъект федерации изменяет своей название, новое наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия-Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральным конституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции.

Новая Конституция России может быть принята в результате сложной процедуры, включающей несколько стадий:

Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Правительство РФ, 1/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносят в Федеральное Собрание РФ предложение о принятии новой Конституции;

если данное предложение будет поддержано 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание;

Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой Конституции;

Конституционное Собрание имеет право принять Конституцию 2/3 голосов своих членов либо вынести проект на всенародное голосование (референдум);

новая Конституция считается принятой на референдуме, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме.

Большинство статей Конституции, в которые можно вносить поправки, тесно связано со статьями глав I и И ("Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека"), которые не могут быть пересмотрены. Это приводит к тому, что в Конституцию фактически нельзя вносить поправки вообще (кроме случая ее полной замены). Это еще более укрепляет стабильность Конституции.

3. Конституция РФ реальна. Она отражает соотношение сложившихся политических сил в обществе, отвечает имеющимся экономическим отношениям. Однако реальность Конституции РФ не носит абсолютного характера, так как текст Конституции не может отразить все многообразие общественной жизни.

(Например, на деле является фиктивной норма Конституции о социальном характере РФ.)

Конституция РФ соответствует признаку народности. Во-первых, она отражает желание значительной части народа жить в правовом и демократическом государстве, где обеспечены права и свободы человека, защищены многообразные формы собственности. Во-вторых,

Конституция РФ была непосредственно принята народом в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года.

4. Конституция РФ 1993 г. обладает высшей юридической силой. Это значит, что: нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им; в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы;

Конституция РФ является основой всей правовой системы России, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов в РФ (Конституция- федеральный конституционный закон, федеральный закон - указ Президента РФ и др.).

Конституция РФ является документом прямого действия, то есть непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения (например, при защите своих прав и свобод в суде гражданин может ссылаться на конституционные нормы, непосредственно на основании Конституции формируются многие органы государственной власти, определяется их статус).

Конституция РФ выполняет следующие функции:

учредительную - закрепила в правовом смысле появление нового (отличного от дореволюционной России, СССР, РСФСР) государства - Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;

организационную - упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский 1994 г., Семейный 1995 г., Уголовный 1996 г. и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов);

идеологическую - закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;

информационную - дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.;

стабилизирующую - укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения; программную - запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, федерализма, регулярных выборов в органы государственной власти и т. д.).

4. Нормативно-правовой акт как источник права.

1. Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

имеет письменную форму;

имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д, (реквизиты);

обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;

имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);

действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);

входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

5. 3акон и его признаки.

1. Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и яапяется (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

От остальных актов закон отличается тем, что:

принимается специально уполномоченными органами;

принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

общеобязателен;

стабилен;

обладает высшей юридической силой.

2. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России;

законодательные (представительные) органы субъектов РФ - законы субъектов федерации.

Иные органы правомочиями принимать законы не обладают.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

вопросы конституционного характера;

порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

права, свободы и обязанности человека и гражданина;

порядок создания и деятельности общественных организаций;

ключевые вопросы в области экономики;

вопросы обороны и безопасности;

международные отношения;

принятие и изменение бюджета;

установление налогов.

Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

6. Виды законов в Российской Федерации.

Закон - нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

федеральные законы;

законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

федеральные законы;

федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

3. Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов

Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

военном положении;

чрезвычайном положении;

принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

изменении статуса субъекта РФ;

государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

референдуме;

судебной системе;

судах основного звена;

Конституционном Суде РФ;

Верховном Суде РФ;

Высшем арбитражном суде РФ;

Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

7. Структура закона.

1. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

наименование органа, принявшего закон;

название закона;

номер и дата принятия;

преамбула;

нормативно-лравовое содержание закона;

последствия несоблюдения закона;

отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

подписание закона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.

Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

8. Пределы действия нормативно-правовых актов.

1. Действие нормативно-правового акта ограничивается:

временем;

пространством;

кругом лиц.

Временно период действия нормативно-правового акта ограничивается моментами:

вступления его в силу;

прекращения его действия.

Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нормативно-правовом акте.

Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.

По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:

окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;

прекращения его действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;

его отмены принявшим его органом.

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве зависит от:

уровня государственного органа, принявшего данный акт;

юридической силы акта.

Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные законы, федеральные конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти);

на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти субъекта РФ);

на территорию, указанную в самом нормативно-правовом акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации) - локальные правовые нормы.

Под территорией Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т.д.) в полосе территориальных вод - 12 морских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континентальный шельф; воздушное пространство над территорией государства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

3. По общему правилу нормативно-правовые акты РФ по кругу лиц действуют в отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства.

Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

9. Источники права в Российской Федерации.

1. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

нормативные указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты министерств и ведомств РФ;

законы субъектов РФ;

подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

локальные нормативные акты.

3. Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ.

Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:

нормативными (содержать нормы права общего характера);

ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое

действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются:

постановления (содержат нормы права);

распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ.

Данные акты издаются:

для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни;

только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств у ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных: федеральными законами; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

исключительно ведения субъектов РФ;

совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации.

Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

Литература

  1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999.
  2. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. - 1991. - № 2.
  3. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве// Правоведение. - 1998. - № 1.
  4. Берченко А.Я. Еще раз о проблеме права и закона // Журнал российского права. - 1999. - № 3,4.
  5. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. - М., 1993.
  6. Боннер А.Т. Ястржембский И.А. Судебная практика как источник права/ Коллектив авторов// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
  7. Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. - 1998. - № 9.
  8. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права// Гос-во и право. - 1998. - № 2.
  9. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.
  10. Капустина М.А. Действие законов во времени: исторический обзор// Правоведение. - 1996. - № 1.
  11. Колесников Е.И. Источники российского конституционного права. - Саратов, 1998.
  12. Кросс Р. Прецедент в английском праве. - М., 1985.
  13. Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Журнал российского права. - 1997. - № 6.
  14. Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитие источников российского государственного права// Гос-во и право. - 2001. - № 4.
  15. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права// Гос-во и право. - 1995. - № 2.
  16. Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецеденты// Вест. МГУ. Серия 11. Право - 1999. - № 4.
  17. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение. - 1992. - № 2.
  18. Никифорова М.Н. Роль прецедента в конституционном праве США // Советское государство и право. - 1980. - № 9.
  19. Окушева Р.Т. Теория и практика классификации нормативно-правовых актов республики Казахстан (некоторые вопросы) // Гос-во и право. - 1999. - № 8.
  20. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы// Гос-во и право. - 1998. - № 9.
  21. Сергеев Т.В. Обычай как источник права// Правоведение. - 1997. - № 2.
  22. Синицына И.Е. В мире обычая. - М., 1997.
  23. Судебная практика в советской правовой системе // Под ред. С.Н. Братуся: Юридическая литература, 1975.
  24. Судебная практика как источник права. - М., 1997.
  25. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. - 1990. - № 5.
  26. Хачатуров Р.Л. Источники права. - Тольятти, 1997.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. В случае если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего будет власть государства, кᴏᴛᴏᴩая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие правовые решения. Наряду с данным источником права следует признать также форму выражения государственной воли, форму, в кᴏᴛᴏᴩой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает ϲʙᴏи неотъемлемые черты и признаки. Это понятие источника имеет значение ёмкости, в кᴏᴛᴏᴩую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют следующие виды источников норм права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай, юридическая доктрина и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию.

Правовой обычай (обычное право) – фактически сложившиеся в течении длительного времени правила, регулирующие поведение людей (общественные отношения), кᴏᴛᴏᴩые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Судебный прецедент – ϶ᴛᴏ судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.

Юридическая доктрина как источник права – ϶ᴛᴏ разработанные и обоснованные учёными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, кᴏᴛᴏᴩые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».

Нормативно-правовой договор как источник права – ϶ᴛᴏ договор, содержащий новые нормы действующего права. Нужно помнить, такие договоры имеются как в сфере частного, так и в сфере публичного права.

Нормативно-правовой акт – ϶ᴛᴏ письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов, так и от разного рода официальных государственных актов.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему, кᴏᴛᴏᴩая демонстрирует иерархию государственных органов и подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путём референдума, обладающий высшей юридической силой. Законы в РФ можно подразделить по субъектам принятия на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и законы субъектов. Федеральные законы, в ϲʙᴏю очередь, делятся на федеральные конституционные и текущие законы.

Все прочие нормативные акты кроме законов называются подзаконными. Это означает, что по ϲʙᴏей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.

Акты Президента. Президент издаёт указы и распоряжения. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными. Нормативные Указы Президента занимают по юридической силе второе место после законов и не должны им противоречить.

Акты Правительства. Постановления и распоряжения Правительства также могут быть нормативными и индивидуальными правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и Указов Президента.

Акты министерств и ведомств принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Стоит заметить, что они могут носить разные названия: приказы, инструкции, постановления, правила, положения, разъяснения и др. Нормативные акты издаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией указанных органов по специальному кругу вопросов и по юридической силе стоят за актами Правительства.

Акты субъектов федерации по ϲʙᴏей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации. Законы, принимаемые субъектами по вопросам их исключительного ведения имеют приоритет перед федеральными законами. Ниже законов по юридической силе идут акты глав субъектов, постановления и распоряжения правительств субъектов.

Нормативные акты органов местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), сел, поселков и т.д. К числу данных актов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся акты представительных органов муниципальных образований, акты глав данных образований, а также акты, принимаемые на референдумах населением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей самоуправляющейся территории.

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, ограничены пространством, временем и кругом лиц.

Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами: моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами: если в нормативном акте указано время начала его действия, то он вступает в силу с ϶ᴛᴏго указанного времени; если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов. Действие нормативных актов прекращается в случае прямой отмены; по истечении срока, на кᴏᴛᴏᴩый был принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом. С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закреплённое в Конституции РФ (ст.54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, кᴏᴛᴏᴩые имели место до вступления его в силу. Из ϶ᴛᴏго правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в кᴏᴛᴏᴩых прямо об ϶ᴛᴏм сказано. Переживание закона – ϶ᴛᴏ применение отменённого, уже не действующего в момент применения закона к фактам, кᴏᴛᴏᴩые были в момент его действия.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от принявших их органов. Федеральные нормативные акты действуют на всём пространстве, на кᴏᴛᴏᴩое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т.д. Пространство, на кᴏᴛᴏᴩое распространяется суверенитет государства содержит в себе сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ доступный обычным летательным аппаратам (самолётам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие законов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем пространстве. При этом в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, но распространяется исключительно на определённый круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Отметим, что территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют. Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы, хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно и распространяются только на определённый круг лиц: работников определённой отрасли. военнослужащих, государственных служащих, депутатов и др.

Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права:

1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев - отсылка к ним в тексте законов.

3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права» .

Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.

Основные виды :

1. НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке офици­альный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Достоинства:

    НПА может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    НПА, как прави­ло, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    НПА позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произ­вольного толкования и применения норм.

    фиксирует наиболее устоявшиеся нормы поведения в рамках определённого вида общественных отношений.

    исходит от строго определённых субъектов, круг которых достаточно широк (НПА могут быть приняты законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

Недостатки:

    абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразия жизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения спорной ситуации. Не устраняет неопределенности и использова­ние правовой аналогии. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты НПА.

    определённые проблемы возникают и при противоречивости законодательства. Требуется создание специальных правил разрешения коллизий, которые не всегда являются эффективными.

    если НПА связывает наступление определённых правовых последствий с прямым указанием на их условия в нормах права, а такие нормы отсутствуют в силу того, что НПА ещё не принят, не разработана процедура реализации норм, то возникают проблемы в области реализации.

    в тексте могут использоваться оценочные понятия, не раскрывая их содержа­ния.

2. Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других анало­гичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

Достоинства:

    быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.

    имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.

    достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

Недостатки :

    определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.

    устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.

    плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.

    сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

3. Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.

Не любой обычай является правовым. Например, наряжать ёлку на Новый год, отмечать заключение брака в ресторане и др. правовыми обычаями не являются. Правовые обычаи являются общеобязательными, влекут за собой юридические последствия, в случае их нарушения можно обратиться в суд.

Достоинства :

    самая демократичная форма права, поскольку вырабатывается людьми в процессе их жизнедеятельности

    позволяет учесть нюансы отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, а так же на местном уровне (которые невозможно урегулировать НПА)

    отражает реальные потребности людей, в наибольшей степени отвечает их интересам

Недостатки :

    уходит много времени на то, чтобы он укоренился или отмер.

    наименее формализован, появляется возможность двоякого толкования.

    участники отношений не имеют возможности узнать содержание обычая из официальных документов.

    имеет локальный характер применения.

4. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее пра­ва, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор). Отличается от договора как индивидуального юридического акта (договора купли-продажи и т.п.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Поэтому необходимо анализировать, какие именно вопросы и в отношении кого регулирует договор. Если договор распространяется только на индивидуально определённых субъектов, имеет «одноразовый» характер, то такой договор нормативным не является.

Достоинства :

    имеет собственный порядок принятия, введения в действие; как правило, более быстрый, чем принятие закона

    быстро реагирует на изменяющиеся общественные отношения.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений.

Недостатки :

    подзаконный характер, то есть не может противоречить НПА (кроме международных договоров).

    локальный характер действия (по территории или сфере действия, исключая международные договоры)

    ограниченная сфера применения.

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права :

1. судебная и арбитражная практика. Под ней понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел. Она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

2. Юридическая доктрина – разработанные и обоснованные учёными-юристами по­ложения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Сегодня правовая доктрина сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве. Он имеет распространение и в государствах мусульманского мира.

3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие).

4. Священные книги (религиозные тексты) – это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. (Ватикан, мусульманские государства)

5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ