Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  • 7. География преступности. Понятие и характеристика
  • 8. Понятие преступности. Количественные и качественные характеристики преступности.
  • 9. Уровень, структура, динамика преступности.
  • 10. Латентная преступность
  • 11. Понятие, признаки и структура личности преступника.
  • 12. Классификация и типология преступников. Понятие и значение.
  • 13. Механизм формирования личности преступников.
  • 14. Механизм формирования преступного поведения
  • 15. Понятие криминологической виктимологии.
  • 17. Экономические отношения и преступность.
  • 18. Социальные противоречия и преступность.
  • 19. Нравственное состояние общества и преступность.
  • 20. Социальные и социально-психологические последствия преступности.
  • 21. Личность преступника и проблемы индивидуального предупреждения.
  • 22. Понятие, цели и принципы предупреждения преступности.
  • 23. Субъекты предупреждения преступности
  • 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 26. Понятие и характеристика условий, способствующих совершению преступлений.
  • 27. Уровень, структура, динамика преступности в России.
  • 28. Общие меры предупреждения преступности.
  • 29. Общественные организации и их место в системе предупреждения преступности.
  • 30. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
  • 31. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
  • 32. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 33. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
  • 34. Понятие, причины и условия организованной преступности. Особенности развития организованной преступности в России.
  • 35. Криминологическая характеристика транснациональной организованной преступности.
  • 36. Криминологическая характеристика политической преступности.
  • 37. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.
  • 38. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
  • 39. Криминологическая характеристика насильственной преступности в местах лишения свободы.
  • 40. Понятие, виды, причины и условия корыстной преступности.
  • 42. Взаимосвязь организованной преступности и коррупции.
  • 43. Характеристика фоновых криминогенных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество) и их взаимосвязь с преступностью.
  • 44. Криминологическая характеристика хулиганства и вандализма.
  • 45. Понятие заказных убийств и их предупреждение.
  • 46. Понятие, состояние, виды и причины преступности несовершеннолетних.
  • 47.Криминологическая характеристика преступлений против несовершеннолетних. Меры профилактики.
  • 48. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.
  • 49. Криминологическая характеристика экологической преступности. Понятие, виды, причины, условия.
  • 50. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 51. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 52. Общие и специальные меры предупреждения незаконного оборота наркотиков.
  • 54. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих.
  • 55. Криминологическая характеристика серийных убийств.
  • 57. Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью несовершеннолетних
  • 58. Криминологическая характеристика краж
  • 59.Криминалогическая характеристика мошенничества.
  • 60. Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности.
  • 1. Понятие, предмет и система криминологии

    Криминология - это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней. Предмет науки криминологии - это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Основной частью предмета криминологии является преступность. Вторая составная часть предмета криминологии - причины преступности и условия, ей способствующие. Далее в предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника. В предмет криминологии, наконец, входит предупреждение преступности.

    Система криминологии: Общая и особенная

    1. Общая – понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника, механизм преступления. Поведение, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    2. Особенная часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступлений.

    2. Криминология и другие науки

    Криминология тесно связана с другими науками и, прежде всего с уголовным правом. И уголовное право и криминология изучают преступление и преступность. Но делают это они по-разному, ибо уголовное право- наука об ответственности за совершение преступлений, а криминология - наука о преступности. Криминология тесно связана с уголовным процессом, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной статистикой, социологией и другими науками.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательные для криминологии. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний. Криминология связана с деликтологией. Это наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях. Она включает административную, гражданскую и семейную деликтологию. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии.

    3. Общие и специальные методы криминологических исследований.

    В криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

    Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты), синтез (соединение разнообразных явлений, веществ, качеств, в единство, в котором противоположность сглаживаются или снимаются), индукция (метод движения знания от отдельного, особенного, к всеобщему, закономерному) и дедукция (от общего к частному, или частное из общего), гипотеза (хорошо продуманное предположение, заслуживающее чтобы его проверили), обобщение, абстракция, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

    Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований - это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

    К этим методам относятся:

    Аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

    Социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

    Статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

    Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование);

    Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

    Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений, расчлененной на однородные по видам и признакам в группы и подгруппы, каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений. Контент-анализ - это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам важным для исследователя. Статистический анализ предполагает исследование таких методов как аппроксимация (приближения) замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным. Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности. Социологические методы как анкетирование и интервьюирование, применяются довольно часто.

    Страница 2 из 34

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

    Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

    Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

    Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

    Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

    Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

    Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.

    В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

    Исследования показали, что нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

    Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

    На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности преступника.

    Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

    Когда сегодня криминологи говорят о личности преступника, то подразумевают под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает определенную заданность в понятии “личность преступника”. Человек существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу.

    Психически больной человек к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный акт, но не преступление.

    Вывод: биологические особенности влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

    Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает общую концепцию предупреждения преступности как специфическую форму социального управления и контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и методы этой деятельности, систему органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные основы, вопросы планирования и координации усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

    В предмет криминологии включают также последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества и т.д.

    Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

    Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

    Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

    Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

    Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

    Современные специалисты осторожно относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

    В криминологию принято включать Общую и Особенную части. В Общую часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские процедуры, место криминологии в системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую часть входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

    В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

    Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров А.Б.) как комплексная научная дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

    Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

    В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

    Криминология тесно связана практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которая обязательна для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

    Связь криминологии и уголовно-исполнительного права осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

    Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

    Криминалистика разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

    Криминология связана и с иными отраслями юридической науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями права. Эта связь обусловлена тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

    2. Предмет криминологии. . . . . . . . 4 а) преступность. . . . . . . . . 4 б) причины преступности. . . . . . . 7

    в) личность преступника. . . . . . .
    11 г) предупреждение преступника. . . . . .
    12
    Заключение. . . . . . . . . . .
    13

    Список литературы. . . .. . . . . .
    14

    ВВЕДЕНИЕ

    Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

    Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"
    (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".
    Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

    Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это
    - весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

    Важно отметить, что понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности.
    Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

    Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти вопросы являются основными вопросами любой науки.

    1. Понятие криминологии.

    Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям:

    Представители первого направления не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

    Представители второго направления включают в нее изучение причин преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.
    Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику, пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш взгляд, внесло много путаницы.

    Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) - известнейший представитель социологической школы уголовного права, рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

    Как можно заметить, два последних направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

    Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

    Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской правовой школы.

    Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время, придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными назывались: преступность, причины и условия преступности, личность преступника, предупреждение преступности.

    Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет
    Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая меры предупреждения преступности.

    2. Предмет Криминологии

    Исходя из приведенного определения, в предмет изучения криминологии входят четыре составляющие:

    Преступность

    Причины преступности

    Личность преступника

    Меры предупреждения преступности.

    Преступность

    Основным элементом науки криминологии является преступность как исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность множества преступлений, совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

    В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

    Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

    Количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

    По данным о судимости.

    Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.
    Он рассчитывается по формуле:

    К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

    где К - коэффициент преступности,

    П - число преступлений

    Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше).

    Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

    Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней.

    Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

    В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

    География преступности занимается проблемами пространственно- временного распределения девиантности, делинквентности и преступности
    (места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность.

    В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний
    (виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой.

    Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

    Последней характеристикой преступности является - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

    1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

    2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

    Причины преступности

    Причины преступности - представляют собой совокупность социально- негативных экономических, демографических, идеологических, социально- психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят
    (детерминируют) преступность как свое следствие.

    Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

    Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

    Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд
    (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

    Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли
    (школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи используют классификации по различным критериям.

    1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

    Причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

    Причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

    Причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

    Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

    Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

    На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

    На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

    На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

    Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

    Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно- практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

    2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

    Политические;

    Экономические;

    Идеологические;

    Социально-психологические;

    Организационно-управленческие.

    3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

    Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это психологическая классификация:

    Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

    Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

    4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

    Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

    Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

    Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

    В свою очередь условия классифицируют на:

    Формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

    Способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

    5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

    Причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

    На всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

    Личность преступника

    Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
    Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

    Личность преступника изучается как система социально- демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

    Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально- психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок». Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально- психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

    Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь. То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

    В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

    Предупреждение преступности

    Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

    По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во- вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

    Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше явлений проявляется в следующем:

    1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.

    2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.

    3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.

    4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения
    (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

    Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.

    Список литературы
    1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;
    2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;
    3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,
    1980;
    5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

    -----------------------
    Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983
    Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Элементы предмета криминологии

    Основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление

    1) преступность – социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных вданном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

    2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

    3) причины и условия преступности – система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

    4) предупреждение(профилактика) преступности – система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

    Криминология в России развивалась поэтапно:

    1) до 1917 г . (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

    2) этот этап можно условно разделить на два периода:

    а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

    б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;

    3) с начала 1990-х гг . до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.

    Понятие, предмет криминологии. Связь криминологии с другими дисциплинами.

    Как самостоятельное научное направление, она оформилась во второй половине XIX в. Дословно термин криминология - это учение о преступлении. Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

    В предмет криминологии входит четыре основные группы явлений.

    1)Преступность. Первоначально преступность рассматривали как совокупность совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. Затем под преступностью стали понимать специфическое социальное явление, которое объективно существует в обществе.

    2)Личность преступника. криминология выделяет конкретные негативные факторы микросреды ее формирования (причины и условия отдельного преступления), устранение или нейтрализация которых способствует профилактике преступлений.

    3)Причины и условия преступности, К ним относятся существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные явления, порождающие преступность как свое закономерное следствие.

    4)Предупреждение преступности, т. е. специфический вид социального управления в обществе, с помощью которого можно сдерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.

    Существует множество юридических наук, так или иначе способствующих делу борьбы с преступностью, их можно разделить на косвенные и специальные.

    Косвенные науки занимаются рассмотрением проблемы преступности поверхностно, не углубляясь в нее.

    К ним относятся:

    1) конституционное право – устанавливает общие начала всей деятельности правоохранительных органов, положения, на которых строится все законодательство России;

    2) гражданское право – предусматривает гражданскую ответственность, например, за нарушение норм авторского права, за причинение вреда человеку в рамках гражданско-правовых отношений и т. д.;

    3) земельное право;

    4) административное право;

    5) экологическое право;

    6) семейное право;

    7) трудовое право и т. д.

    К разряду специальных наук относятся:

    1) уголовное право;

    2) уголовно-процессуальное право;

    3) уголовно-исполнительное право;

    4) криминология – включает в себя различные идеи о мерах борьбы с преступностью, мерах воздействия на преступника, методике, тактике расследования конкретных видов преступлений и т. д. Криминология непосредственно взаимодействует со всеми перечисленными науками.

    Уголовное право представляет собой науку, с которой криминология находится в наиболее тесной связи. Так, уголовно-правовая теория дает юридическую характеристику преступлениям, преступнику, которые используются и криминологией. Последняя предоставляет науке уголовного права сведения об уровне преступности, эффективности профилактики преступлений, динамике развития преступности, прогнозы на будущее о развитии и изменении различных негативных социальных явлений и других общественных явлений.

    Областью научной деятельности криминологии и уголовного процесса является правоприменительная деятельность правоохранительных органов, направленная на устранение причин и условий, способствующих развитию преступности.

    Уголовно-исполнительное право, взаимодействуя с криминологией, рассматривает вопросы непосредственно процесса и порядка отбытия наказания, адаптации осужденных в обществе, эффективности применения наказаний и др. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива преступлений, по повышению эффективности исправления осужденных.

    Криминалистика занимается вопросами, касающимися методики, тактики и техники расследования конкретных видов преступлений. При этом на криминологию возлагается обязанность определения направления указанной криминалистической деятельности, основываясь на сведениях об общих тенденциях развития преступности и увеличении отдельных видов преступлений и т. д.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ