Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

После реформирования 44 ФЗ в декабре 2017 года (504 ФЗ от 31.12.2017) в законодательстве, регулирующем контрактную систему, ожидается целый ряд существенных корректировок. Первые изменения вступят в силу в июле 2018 года, а внедрение новшеств продолжится вплоть до конца 2018 года. Рассказываем об июльских нововведениях.

Финансовый контроль

С 1 июля организация-заказчик должна сведения об уклонившихся участниках в течение 3-х дней. Срок установлен для всех случаев.

Порядок планирования

С 01.07.2018 сокращается временной промежуток между и (ч. 14 ст. 21 44-ФЗ) для следующих случаев:

Ранее такой срок составлял 10 дней, после внесения изменений — 1 день. Для всех остальных случаев правило десятидневного периода остается в силе (Письмо Минфина России от 28.11.2017 № 24-01-09/78889).

Закупка у единственного поставщика

С июля добавляются основания для заключения контракта с (п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Несостоявшиеся электронные закупки включены в перечень оснований для закупки у единственного поставщика. Он будет приравниваться к победителю торгов.

Национальный режим в закупках

С 01.07.2018 участники торгов обязаны приобретаемой продукции только в том случае, если конкретный товар, закупка подпадает под ограничения.

Если же закупка подпадает под запреты или условия допуска и при этом в заявке участника отсутствует документация, подтверждающая происхождение товара из стран ЕАЭС, то такая заявка считается предлагающей поставку иностранных товаров. В тех случаях, если ТРУ из заявки подпадает под запрет, то ее следует отклонить. Если же в отношении ТРУ установлены ограничения или условие допуска, то перед решением об отклонении заявки необходимо ознакомиться с соответствующей нормативно-правовой документацией.

В том случае когда заказ подпадает под запреты и ограничения по факту рассмотрения первых частей заявок при проведении электронных процедур (конкурсов и аукционов), организации-заказчику поступают уведомления от оператора площадок о наличии среди допущенных заявок:

  • предложений о поставке ТРУ российского происхождения при электронных конкурсах (п. 3 ч. 9 ст. 54.5 44-ФЗ) без указаний информации об участниках, подавших предложение;
  • предложений о поставке ТРУ российского происхождения при электронных аукционах (ч. 9 ст. 67 — новая редакция) без указаний информации об участниках, подавших предложение.

В протоколе о рассмотрении заявок необходимо указать сведения о таких предложениях и участниках, признанных участниками торгов, а также о предложениях поставки ТРУ иностранных производителей либо иностранными резидентами.

Электронная подпись

С июля 2018 года все цифровые документы должны подписываться (п. 3 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ч. 5.5 ст. 112 ЗКС). Для реализации целей и положений 44 ФЗ всеми участниками закупок используются сертификаты ключей проверки ЭП (ч. 5.5 ст. 112 ЗКС).

До 31.12.2018 ответственность за обеспечение УКЭП участников контрактной сферы ложится на органы Федерального казначейства.

Закупки в электронной форме

С 01.07.2018 из ч. 2 ст. 48 44-ФЗ исключено положение о том, что организация-заказчик во всех случаях проводит закупки путем открытого конкурса, то есть открытый конкурс теперь не является основным способом торгов.

Теперь заказчик вправе проводить электронные закупки, используя все доступные конкурентные :

  • конкурс — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  • закрытые электронные процедуры;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Заказчик также может выбрать для проведения госзакупки аукцион.

С 01.07.2018 до 01.01.2019 заказчик может осуществить выбор: по желанию проводить процедуры либо в электронной, либо в бумажной форме. С 01.01.2019 возможность выбора исключается, и проводиться будут только электронные торги.

С 1 июля также могут выделяться лоты при проведении конкурентных способов, кроме запросов котировок и предложений, а также открытых и закрытых электронных процедур.

Права Правительства РФ

С июля 2018 г. Правительство РФ вправе утверждать:

  • типовые формы заявок и документацию на участие в электронных торгах;
  • порядок определения минимального срока исполнения поставщиком условий договора;
  • минимальный и ЦК с единственным поставщиком.

Порядок проведения бумажных процедур

С 01.07.2018 при поведении закупок в бумажной форме нет необходимости подачи заявок в электронном виде. Также установлены новые требования к сведениям, вносимым на конверты заявок в конкурсах (необходимо указывать наименование открытого конкурса), конкретизированы правила возврата заявки при запросе котировок и расширены требования к содержанию заявки при конкурсе и запросе котировок (обязательно указывать адрес).

При проведении запроса котировок также необходимо указывать в заявке ценовые предложения к каждой позиции приобретаемых товаров и прикладывать декларацию о соответствии требованиям п. 3-9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

При закупках путем конкурса и запроса котировок наименование страны-производителя указывается только в том случае, если закупка подпадает под национальный режим (ст. 14 44-ФЗ).

Порядок проведения электронных закупок

С 01.07.2018 изменяются правила аккредитации участников, порядок предоставления обеспечения заявок и заключения контрактов.

При закупке ТРУ путем ЭА в первых частях заявок товарный знак и конкретные показатели, аналогичные аукционной документации, необходимо указывать только в том случае, если в ЗД отсутствует указание на товарный знак либо участник предлагает идентичную продукцию с иным товарным знаком. При прочих случаях участник дает согласие с условиями, установленными ЗД, которое подтверждается путем применения программно-аппаратных средств ЭП. Наименование страны-производителя указывается только на основании ст. 14 44-ФЗ.

Во вторых частях заявок участникам в обязательном порядке необходимо указывать почтовый адрес. Все декларации предоставляются с использованием программно-аппаратных средств ЭП.

Вводится новый порядок рассмотрения первых частей заявок ЭА:

  • при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., срок рассмотрения первых частей не должен превышать 1 рабочий день с момента окончания срока подачи заявок;
  • в протоколах необходимо указывать сведения в соответствии со ст. 14 44-ФЗ, если заказчиком устанавливались такие ограничения.

Оператор ЭП присваивает и вносит в протокол идентификационный номер заявки.

Изменяется понятие шага ЭА — от 0,5 до 5 %, но не менее чем 100 рублей.

Новая редакция ст. 83.2 закрепляет регламент заключения контрактов по результатам проведения закупок в электронной форме. Победитель или единственный участник такой госзакупки обязан заключить контракт по результатам ее проведения. В противном случае он будет считаться уклонившимся от заключения договорных отношений.

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении и ЗД, а также заявке победителя закупок, по цене, предложенной победителем.

С 01.07.2018 не требуется отчитываться по отдельным этапам контракта, за исключением контрактов на выполнение строительных работ на объектах культурного наследия и тех контрактов, чья цена превышает 1 млрд рублей (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ).

Общие положения — электронная площадка

С 01.07.2018 вводятся следующие понятия:

  1. Площадка (ЭП) — сайт в сети Интернет, удовлетворяющий требованиям п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов (ч. 17 ст. 3 44-ФЗ).
  2. Оператор ЭП — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем 25 % долей (акций) такого общества и которое владеет ЭП, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ список операторов ЭП (ч. 18 ст. 3 44-ФЗ).
  3. Специализированная ЭП — соответствующая установленным п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые электронные конкурентные способы определения поставщиков (ч. 19 ст. 3 44-ФЗ).
  4. Оператор специализированной ЭП — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной ЭП, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ список операторов специализированных ЭП (ч. 20 ст. 3 44-ФЗ).

Операторы ЭП и специализированной ЭП вправе взимать плату за участие в электронных торгах у участников таких процедур и лиц, с которыми заключаются контракты, а также за проведение процедуры в электронной форме с организации-заказчика (ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ) в тех случаях, когда Правительство РФ определит право, порядок и размер такой платы.

Взимание оператором ЭП платы по ч. 4 ст. 24.1 не будет относиться к госзакупке по 44 ФЗ (п. 10 ч. 2 ст. 1).

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Планирование Заказчики смогут публиковать изменения в плане-графике за один день до закупки. Госкорпорации и значимые учреждения будут нормировать закупки
Способы закупки С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. С 1 января 2019 года электронные закупки — обязанность. Электронные площадки смогут взимать плату с заказчиков и участников. Внесли правки во все конкурентные закупки и в правила закупок у едпоставщика
Проведение закупки Участников обяжут декларировать, что нет законодательных ограничений для их участия в закупке. Требовать обеспечить заявку заказчики смогут только при НМЦК выше 1 млн руб.
Контракт В контракты будут включать новое обязательное условие — вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех
Контроль и обжалование Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик


Планирование

Изменили сроки, в которые необходимо вносить изменения в план-график. С 1 июля 2018 года для некоторых случаев действует сокращенный срок. Правила нормирования будут использовать две госкорпорации.

Сократили срок для плана - гарфика

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 календарных дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку. Для правила ввели исключения - срок сократили до одного календарного дня для закупок:

Наименование закупки Норма 44-ФЗ
Повторный конкурс или новая закупка, когда конкурс не состоялся Часть 2 статьи 55
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда повторный конкурс не состоялся Часть 4 статьи 55
Новая закупка или повторный конкурс, когда двухэтапный конкурс не состоялся Части 5, 6 статьи 55
Запрос предложений в электронной форме или новая процедура, когда не состоялся электронный конкурс. При этом сроки подачи заявок на электронный конкурс уже продлевали Часть 4 статьи 55.1
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда электронный аукцион не состоялся Часть 4 статьи 71
Повторная закупка, когда заказчик продлил срок подачи заявок на запрос котировок, но заявок не поступило Часть 4 статьи 79
Новая закупка, когда электронный запрос котировок не состоялся. При этом сроки подачи заявок на электронный запрос котировок уже продлевали Часть 2 статьи 82.6
Повторный запрос предложений, когда на первую закупку не поступило заявок Часть 19 статьи 83
Новая закупка, когда электронный запрос предложений не состоялся Часть 27 статьи 83.1
Закупка у единственного поставщика Часть 1 статьи 93

Извещение должно быть опубликовано, не ранее размещения внесенных изменений плана-гарфика в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи. (часть 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ)


Правила нормирования стали применяться на Госкорпорации

Правила нормирования, которые установило Правительство, будут применять госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Наиболее значимые учреждения определяют по Бюджетному кодексу.

Росатом и Роскосмос будут утверждать требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены продукции и нормативные затраты на обеспечение функций. Речь о закупках самих госкорпораций и подведомственных им организаций (части 4.1, 7 в статью 19 Закона № 44-ФЗ).

Извещение

Дополнили перечень информации обязательной для указания в извещении о проведении закупки

Статьей 42 Закона № 44-ФЗ установлено, какую информацию нужно включать в извещение о закупке.


Способы закупки

Появились новые электронные процедуры

Заказчики обязаны проводить на электронных площадках все конкурентные закупки. Предусмотрен переходный период - с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.

С 1 июля 2018 года заказчики, вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2019 года - обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя с 1 января 2019 года.
Закупать в бумажной форме можно только в исключительных случаях:

  1. закупки заказчиками за рубежом;
  2. запросы котировок для скорой медпомощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
  3. предварительный отбор участников закупки или запрос котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  4. закрытые способы закупки;
  5. закупки у едпоставщика;
  6. закупки согласно решениям Правительства.

Новые правила для электронных процедур.

  1. Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство.
  2. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках.
  3. Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.
  4. Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки.
  5. Из Закона № 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.
  6. Одно из обязательных требований электронной закупки - стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах. До конца 2018 года квалифицированную электронную подпись выдает Казначейство.
  7. Операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе установить с 1 июля 2018 года.


Основные изменения в открытом конкурсе.

Убрали из статьи 48 Закона № 44-ФЗ фразу, что заказчик проводит открытый конкурс во всех случаях, кроме исключений.

Конкурсная заявка:

  1. В заявке все участники указывают почтовый адрес, а не только юрлица, как было ранее.
  2. В заявке участник представляет документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму. Если участник не представит документы, заявку приравнивают к предложению с иностранным товаром, работами или услугами иностранных лиц.
  3. Страну происхождения товара участник указывает, только когда заказчик установил в извещении и документации условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров.
  4. Каждый том заявки должен содержать опись.


Рассмотрение заявки:


Заявку нужно отклонить, если участник не представит обеспечение заявки или если отказ предусмотрен НПА в рамках нацрежима. Допустим, заказчик не приложил к заявке документы, которые подтверждают преимущества для организаций УИС или инвалидов. Тогда отклонять заявку нельзя.

Протоколы.

Убрали требование, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок единственной заявки заказчик обязан приложить предложение участника по объекту закупки, цену единицы, наименование страны происхождения товара.

Основные изменения в электронном аукционе

С 1 июля 2018 года утрачивают силу нормы Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют документооборот и порядок заключения контракта при электронном аукционе. Это связано с тем, что теперь в законе появилась статья по электронным закупкам (ст. 24.1, 60 и 70 Закона № 44-ФЗ).

Аукционная заявка.

Изменили порядок подачи заявки на аукцион.
В первой части заявки участник представляет согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях документации. Добавили, что согласие подают через электронную площадку. В случае если, закупаете товары или работы и услуги, для которых участник использует товар. Тогда в первой части участник прописывает:
  • страну происхождения товара, только если заказчик установил нацрежим;
  • конкретные показатели товара и товарный знак при наличии. Информацию включают в заявку, если в документации нет товарного знака или если участник предлагает товар с товарным знаком, отличным от товарного знака из документации.
Во второй части:
  • Почтовый адрес указывают все участники, а не только юрлица, как было раньше.
  • Если во второй части участник не представит документы по нацрежиму, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.
Добавили еще одно основание, когда оператор вернет заявку - если сведения об участнике есть в реестре недобросовествных поставщиков. Условие - заказчик ограничил в документации о закупке участников из РНП.

У заявки теперь не порядковый номер, а идентификационный. Такой номер присваивает заявке и сообщает участнику оператор электронной площадки. Идентификационный номер указывают в протоколах.

Рассмотрение заявки.

Изменили срок, в который заказчик рассматривает первые части заявок. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.


Протоколы.

Протокол о рассмотрении первых частей теперь включат дополнительное условие - наличие среди предложений участников иностранных товаров, работ или услуг иностранных лиц. Эти сведения в протоколе пишут при закупках с установленым нацрежимом.

Шаг аукциона.

Шаг не может составлять меньше 100 руб. Величина снижения НМЦК - от 0,5 процента до 5 процентов.

Основные изменения в запросе котировок

Котировочная заявка
  • В котировочной заявке участник указывает:
  • почтовый адрес
  • предложение о цене контракта, а также необходимо прописать предложение о цене каждого наименования товара
  • декларация о соответсвии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
  • если в закупки установлен национальный режим, участник предоставляет документы о соответсвии товара. Если такие докмуенты не предоставлены, то заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Протокол
Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия заказчика оформляет протоколом. В протокол теперь необходимо включать наименования и характеристики товара, который поставляют участники.

Основные изменения в запросе предложений

С 1 июля 2018 года нельзя проводить запрос предложений, когда не состоялся повторный электронный аукцион. Запрос предложений заказчик вправе провести, только если не состоялся повторный конкурс (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов.

Присутствовать на вскрытии конвертов вправе не только участники, но и ихпредставители.

При вскрытие конвертов, комиссия объявляет:

  • место,
  • дату и время вскрытия,
  • название или Ф. И. О.,
  • почтовый адрес участника.
Комиссия озвучивает, есть ли сведения и документы, которые предусмотрены документацией, условия исполнения контракта. Перечисленную информацию комиссия вносит в протокол.

Рассмотрение заявок.

Дополнили причины, когда комиссия должна отклонить заявку участника:
  • заявка не отвечает извещению;
  • участник представил недостоверную информацию;
  • в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по национальному режиму.


Окончательные предложения.

Добавили правило, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия из заявки. Если участник нарушит это правило, окончательное предложение заказчик отклоняет. В этом случае окончательным считают предложение из заявки.

Основные изменения в закрытых закупках

С 1 июля 2018 года закрытые процедуры вправе проводить:
  1. федеральные органы исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности страны;
  2. государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, которые подведомственны заказчикам из пункта 1.
Перечень органов, учреждений и предприятий утверждает Правительство.

Основные изменения в закупках у единсвенного поставщика

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, когда:
  • не состоялся запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недостаточно продукции, которую купили запросом котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС. Недостающий объем заказчик вправе купить у едпоставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Единственного участника таких закупок приравнивают к победителю закупки (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Разрешили не размещать в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции в области обороны, государственным управлениям в области обеспечения безопасности России, подведомственным им государственным учреждениям и унитарным предприятиям. Перечень органов, учреждений и предприятий определит Правительство.

Проведение закупки

К участникам закупки заказчики будут предъявлять еще одно требование. Размер обеспечения заявки будет зависеть от НМЦК, а требовать обеспечение можно при закупке до 5 млн руб.

Новые требования к участникам закупки

В единые требования к участникам закупки добавили пункт. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен потвердить, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Участник декларирует статус и подтверждает, что отвечает требованию, на электронной площадке. Заказчик устанавливает требование в извещении и документации.

Извещение дополнили перечень информации обязательно для указания

В статье 42 Закона № 44-ФЗ прописано, какую информацию нужно включать в извещение о закупке. Список информации дополнили. В извещении нужно писать в том числе:
  • конкретную часть статьи 15 Закона № 44-ФЗ - когда проводите закупку по частям 4-6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Если закупаете по частям 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, к извещению приложите копии договоров или соглашений, о которых говорится в этих частях;
  • преимущества для предприятий УИС и организаций инвалидов (ч. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • запреты, ограничения и условия допуска;
  • информацию о закупке по государственному оборонному заказу.

Обеспечение заявок Обеспечение заявки не устанавливаеться:

  • заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб.
  • казенные учреждения в счаи если являються участниками закупки освобождаються от обеспечения заявки.
Размеры обеспечения при НМЦК выше 1 млн руб. Постановление Правительства от 12.04.2018 № 439

Для СМП и СОНО прекращает действовать особый режим с обеспечением. В редакции Закона № 44-ФЗ до 1 июля максимальный размер обеспечения для таких участников - не более 2 процентов НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Случаи когда необходимо выделять лоты в закупке

Заказчик вправе разбить закупку на лоты, но это запрещено, когда проводите запрос котировок, запрос предложений, а также электронные закупки - закрытые или открытые. Делить на лоты можно только бумажные конкурсы и закрытый аукцион.

Когда выделяете лоты, для каждого лота отдельно указываеться:

  • объект закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • размер обеспечения заявки, когда установили требование;
  • сроки и другие условия поставки продукции.


Информация которую небходимо включить в контракт

Дополнили обязательные сведения, которые необходимо включать в контракт с 1 июля 2018 года. Скорректировали правила отчетности по контрактам.

Контракт Участник подает заявку на конкретный лот. Стороны заключают отдельный контракт по каждому лоту.
Правительство вправе определить требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Внесение сведений в реестр недобрасовестных поставщиков

Изменили правила, по которым направляют сведения в реестр недобросовестных поставщиков. Если от сделки уклонится единственный участник несостоявшейся конкурентной закупки, направьте сведения в РНП в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с деты, когда признали участника уклонившимся.
  • В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.
  • Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.


Увеличили срок размещения информации в реестр контрактов

На два рабочих дня увеличен срок размещения информации о контракте в реестр контрактов. С 1 июля 2018 года заказчики вправе направлять такие сведения в реестр в течение пяти рабочих дней, а не трех, как ранее.

Правила изменения и расторжения контракта

Отменили требование публиковать в ЕИС информацию об изменении или расторжении контракта на следующий день после того, как контракт изменили или расторгли. Изменения или расторжения контракта вносятся в течение 5 рабочих дней. Также этот срок установлен для внесения сведений о контракте в реестр контрактов

Отчетность по контракту

Изменили порядок, в котором готовят отчет об этапах исполнении контракта.
1. Контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия.
2. Цена контракта превышает 1 млрд руб.
В остальных случаях отчитываться об этапах с 1 июля 2018 года не нужно.

Контроль и обжалование

Из Закона № 44-ФЗ исключили часть сведений, которые проверяют контролеры. Расширили перечень процедур, которые вправе обжаловать участник закупки.

Казначейство, органы финконтроля регионов и муниципалитетов, органы управления государственными внебюджетными фондами не станут сверять сведения в протоколах закупки и документации о закупке с 1 июля 2018 года.

Порядок обжалования с 01 июля 2018 года

Изменили правила, по которым можно обжаловать действия заказчика. Жалобу в бумажных процедурах, в том числе в запросе котировок, участник вправе подать в любое время с даты, когда заказчик опубликовал извещение или направил приглашения на закрытую закупку. Ранее срок отсчитывали с даты публикации в ЕИС плана закупок и обжаловали только положения документации.
Расширили перечень электронных процедур, в том числе закрытых, по которым участник вправе обжаловать действия заказчика. Добавили:
  • открытый и закрытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме, в том числе закрытый;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме, в том числе закрытый;
  • закрытый аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.


Изменения в 44-ФЗ с 2019 года


Новый термины

В Закон № 44-ФЗ ввели новые определения: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки. Термины определяют требования к организационно-правовой форме оператора, доле иностранного участия, информационной защищенности функционирования программно-аппаратных средств.
Понятие ставки рефинансирования заменили на ключевую ставку ЦБ. Неквалифицированную подпись заменили квалифицированной.
  • С 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами
  • Участники должны будут регистрироваться в ЕИС.
  • В единой информационной системе и на электронной площадке заработает государственная информационная система.


Участники должны регистрироваться в Единой информационной системе

Участники закупки должны зарегистрироваться в ЕИС. Затем в течение одного дня информация об участниках попадает на все электронные площадки, которые отобрали для закупок по Закону № 44-ФЗ. Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке на три года. Перерегистрироваться можно будет не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации. За четыре месяца система уведомит поставщика о том, что срок истекает. За три месяца до окончания срока регистрации участник, который не прошел перерегистрацию, не сможет подавать заявки.
Участники, которые зарегистрируются в ЕИС, попадут в реестр поставщиков. Вести реестр будут в ЕИС с 1 января 2019 года.

Сроки аккредитации на ЭП

С 1 июля 2018 по 1 января 2019 Порядок аккредитации участников на электронной площадке прежний
С 1 января 2019 Старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Утратит силу статья 61 Закона № 44-ФЗ
С 1 января 2019 по 31 декабря 2019 Участники, которые аккредитованы на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС
С 1 января 2019 Участник сможет пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в ЕИС
С 1 января 2020 Прекратят действовать реестры участников электронного аукциона, которые ведут электронные площадки


Новая информационная система

В ЕИС и на электронных площадках заработает новая государственная информационная система. Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы, в том числе, отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. В режиме реального времени система будет фиксировать действия, бездействие участников и заказчиков в ЕИС и на электронной площадке, вести видеофиксацию.
Кто будет отвечать за работу новой системы, определит Правительство. Система начнет работать с 1 октября 2019 года.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля

Таблица с кратким описанием изменений в ФЗ 223 с 01 июля 2018 года
Что изменили Краткое описание изменений
Способы закупок Расширили перечень конкурентных закупок: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Определили, какая закупка конкурентная. Регламентировали электронные закупки, которые будут проходить на электронных площадках. К неконкурентным отнесли закупки у едпоставщика и любые другие закупки, которые заказчик напишет в положении о закупке
Выбор поставщика Заказчики будут проводить закупки по новым правилам. Так, в описании предмета закупки нельзя указывать товарные знаки. В исключительных случаях написать товарный знак можно, но с фразой «или эквивалент». Требовать обеспечить заявку можно только при начальной (максимальной) цене договора от 5 млн руб. Размер обеспечения - до 5 процентов НМЦД. Изменили сроки, в которые необходимо публиковать извещения и заключать договоры
Правила закупки у МСП Закупки у МСП заказчики будут проводить только в электронной форме на электронных площадках, которые утвердит Правительство. Сроки для публикации извещения сокращены в сравнении с закупками на общих основаниях
Работа по Закону № 44-ФЗ Заказчики будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ, если не выполнят обязанность закупки у МСП, не разместят годовой отчет о закупках у МСП или опубликуют недостоверный отчет. При этом часть положений Закона № 44-ФЗ заказчики применять не будут
Правила работы операторов ЭП Оператором электронной площадки может быть только юрлицо. При закупках среди МСП закупки будут проводить только на ЭП из перечня Правительства
Отчетность при закупках Заказчики отдельно будут отчитываться о договорах с едпоставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись. Не нужно будет публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса
Судебное обжалование Участники смогут обжаловать любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные власти и организации, созданные органами власти регионов, вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг
Закупки по инвестпроектам Правила закупок по инвестпроектам будут действовать, если стоимость такого проекта от 500 млн руб. Правила не применяют госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов, и «дочки» перечисленных организаций
Закупки с утвержденной НМЦД Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства

Основную часть поправок в Закон № 223-ФЗ внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Полный обзор изменений читайте далее в рекомендации.

Способы закупок

Два главных изменения - расширили перечень конкурентных закупок и установили правила закупок в электронной форме. Читайте о новшествах подробнее.

ДОБАВИЛИ КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ

К конкурсу и аукциону добавили запрос предложений и запрос котировок . Эти способы конкурентных закупок называют торгами. Все конкурентные способы заказчик вправе провести на электронной площадке, а также в закрытой форме. Перечень не исчерпывающий - заказчик имеет право написать в положении о закупке другие способы в дополнение к четырем, установленным Законом № 223-ФЗ.
Закупка конкурентная, если заказчик одновременно соблюдает три условия:
  1. Публикует сведения о закупке в ЕИС или отправляет приглашения потенциальным участникам.
  2. Обеспечивает конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки.
  3. Описывает предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.
Способы неконкурентных закупок заказчики выбирают самостоятельно, в том числе закупку у едпоставщика.

ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчик публикует в ЕИС извещение и документацию. При запросе котировок документацию публиковать не нужно. Требования к заявкам участников заказчик прописывает в документации, а при запросе котировок - в извещении.
Претенденты вправе подавать только одну заявку, а при многолотовой закупке - одну заявку на каждый лот. До того как заказчик завершит принимать заявки, участник вправе изменить или отозвать заявку.
Любой участник вправе попросить разъяснить извещение и документацию. Опубликовать ответ в ЕИС необходимо в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Заказчик вправе не отвечать на запросы, которые поступили позднее чем за три рабочих дня до завершения срока подачи заявок. Менять разъяснениями суть документации нельзя.
Заказчик вправе отменить закупку до того, как завершит принимать заявки. Решение об отмене необходимо опубликовать в ЕИС.
Для выбора поставщика, заказчик создает закупочную комиссию. Протоколы закупки необходимо хранить не менее трех лет.

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКЕ У ЕДПОСТАВЩИКА

Заказчики будут публиковать сведения о закупке у едпоставщика в ЕИС, только если предусмотрят такую обязанность в положении о закупке. Также в положении необходимо написать порядок такой закупки и полный перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Проводить закупки у едпоставщика и другие неконкурентные процедуры поможет рекомендация.

ОПИСАЛИ ПОРЯДОК ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

При электронной закупке весь документооборот будет проходить на электронных площадках. Через ЭП участники будут подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации, а заказчики - публиковать разъяснения в ЕИС, получать доступ к заявкам, формировать проекты протоколов. Работу электронной площадки обеспечит оператор. Документы заказчик, участник и оператор электронной площадки подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Чтобы участвовать в закупке, участник будет аккредитовываться на ЭП.
Чтобы изменить или отозвать заявку, участник направляет уведомление оператору электронной площадки. Сделать это можно не позже даты, в которую завершается прием заявок. Подробнее об электронных закупках смотрите в рекомендации.

РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ

Заказчики вправе провести любую конкурентную закупку закрытым способом. Закрытую форму выбирают, если сведения о закупке составляют гостайну либо информацию не публикуют в ЕИС по решению Правительства или координационного органа Правительства по закупкам в рамках инвестпроектов.
Сведения о закрытой закупке не публикуют в ЕИС. Заказчик направляет приглашения участвовать в закупке не менее чем двум возможным участникам. Заявку участник подает в запечатанном конверте. Как проводить закрытые закупки в электронной форме, определит Правительство.

Выбор поставщика

Описывать предмет закупки заказчики будут обязаны по правилам. Сроки для публикации извещения привязали к способам закупки. Что еще изменилось, читайте далее.

УТВЕРДИЛИ ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Описывать объект закупки заказчики будут по правилам, которые сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Необходимо написать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, работы или услуги.
Нельзя будет указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения товара. Исключение - нет другого способа точно описать товар. При этом необходимо использовать фразу «или эквивалент». Не нужно указывать на эквивалентность в случаях, когда заказчик покупает:
  • товары и необходимо обеспечить совместимость с товаром, который уже есть у заказчика;
  • запчасти на машины и оборудование, которыми заказчик уже располагает;
  • товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ;
  • товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.


ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ УКАЗЫВАЮТ НМЦД

Начальную (максимальную) цену договора в извещении и документации заказчики будут указывать одним из трех способов:
  1. начальная (максимальная) цена договора (НМЦД);
  2. формула цены и максимальное значение цены договора;
  3. цена единицы товара, работы или услуги и максимальное значение цены договора.


УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВОК

Если заказчик требует обеспечить заявку, то условия необходимо написать в извещении и документации. Как обеспечить заявку, заказчик пропишет в положении о закупке. Это могут быть денежный залог, банковская гарантия и другие способы по Гражданскому кодексу. Участник сам выбирает способ из тех, которые установил заказчик.
Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
Установить обеспечение заказчик вправе, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не должен превышать 5 процентов НМЦД.
Заказчик не вернет обеспечение, если победитель закупки не заключит договор или не предоставит обеспечение договора (если оно предусмотрено извещением).

ИЗМЕНИЛИ СВЕДЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ

К сведениям, которые заказчик будет обязан указать в извещении с 1 июля 2018 года, добавили:
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке;
  • срок и порядок подачи заявок на закупку;
  • порядок, в котором заказчик подводит итоги закупки (этапов закупки);
  • описание объекта закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Изменили содержание документации. Заказчики дополнительно будут указывать:
  • требования к участникам и субподрядчикам при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и продукции, которая связана с использованием атомной энергии;
  • описание предмета закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Кроме того, в извещение и документацию необходимо включить правила расчета НМЦД. Читайте подробнее, что написать в извещении и в документации.
Изменят порядок, в котором вносят поправки в извещение и документацию. Если заказчик меняет извещение и документацию, необходимо, чтобы после публикации поправок осталось не менее половины срока подачи заявок согласно положению о закупке. Допустим, опубликовали извещение об аукционе 2 июля. Заявки принимаете 15 календарных дней, то есть до 18 июля. 16 числа изменили документацию. Продлить срок необходимо не менее чем на 8 календарных дней, то есть до 26 июля.

ИЗМЕНИЛИ СРОКИ ПУБЛИКАЦИИ ИЗВЕЩЕНИЙ

Сроки, в которые заказчики будут публиковать извещение в ЕИС, зависят от способа закупки. Отсчитывать срок необходимо с даты публикации извещения до даты, когда завершите принимать заявки, а при запросе предложений - когда проведете запрос. Сроки для закупок у МСП и для закупок на общих основаниях отличаются.
Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Сейчас заказчик должен дать участникам не менее 20 календарных дней, чтобы подать заявки. Правило действует только для конкурса и аукциона. Сроки для конкурентных закупок, которые не являются торгами, заказчик устанавливает в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОТОКОЛОВ

Заказчики будут составлять два вида протоколов: по каждому этапу закупки и по результатам выбора поставщика (итоговый протокол).
Сведения, которые необходимо включить в протоколы, смотрите в таблице.
Протокол этапа закупки Итоговый протокол
Дата подписания протокола.

Результаты рассмотрения заявок (если на этапе заказчик рассматривает заявки).
Результаты оценки заявок с итоговым решением комиссии о том, отвечают ли заявки требованиям документации.

Дата подписания протокола.
Количество заявок, дата и время регистрации каждой заявки.
Наименование или Ф. И. О. участника, с которым заказчик заключит договор.
Номера заявок в порядке уменьшения выгодности предложений участников.
Результаты рассмотрения заявок.
Результаты оценки заявок.
Причины, по которым закупка не состоялась (при необходимости).
Другие сведения согласно положению о закупке


ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Стороны будут заключать договор не раньше чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик опубликовал в ЕИС итоговый протокол. Другой срок действует, если участник обжаловал закупку в ФАС или если заказчику необходимо одобрение органа управления. В этом случае договор стороны подписывают не позднее чем через пять рабочих дней с даты, когда заказчик получил одобрение или антимонопольный орган вынес решение.
По итогам конкурентной закупки заказчик сможет заключить договоры с несколькими участниками в случаях, которые предусмотрел в положении о закупке. Например, договор с несколькими подрядчиками на научно-исследовательские работы.

Правила закупки у МСП

Закупки среди малого и среднего бизнеса заказчики будут проводить только в электронной форме. При закупке у МСП заказчик вправе провести конкурс по этапам, на которых:
  • обсудит с участниками характеристики продукции, чтобы уточнить их;
  • обсудит предложения участников, чтобы уточнить характеристики продукции;
  • рассмотрит и оценит заявки;
  • проведет квалификационный отбор;
  • сопоставит дополнительные ценовые предложения участников.
Если заказчик включает этапы, то обязан соблюдать последовательность, которая описана выше. Сроки для каждого этапа необходимо описать в документации. Каждый этап в закупку можно включить только один раз.
В аукцион и в запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора, сроки которого необходимо написать в документации. При запросе котировок квалификационный отбор заказчики проводить не будут.
Участник вправе предоставить обеспечение заявки в форме денежного залога или банковской гарантии. Другие формы обеспечения при закупке среди МСП не предусмотрены. При этом деньги претендент вносит не на счет заказчика, а на специальный счет, который открывает в банке из перечня Минфина.
Заявки на конкурс, аукцион и запрос предложений будут состоять из двух частей и ценового предложения. В первой части МСП описывает продукцию. Во второй - указывает сведения о себе, описывает потребительские свойства продукции, приводит другие условия исполнения договора.
Договор заказчик и субъект МСП будут заключать на электронной площадке. Победитель вправе направить заказчику протокол разногласий - также через электронную площадку. Подробнее об электронных закупках у МСП читайте в рекомендации.

Порядок работы по 44-ФЗ

Заказчики, которые не выполнили обязательства по закупкам у МСП, работают по Закону № 44-ФЗ. Нарушители с 1 июля будут применять не все положения Закона № 44-ФЗ, а только:
  • обосновывать цену контракта;
  • выбирать способ закупки;
  • закупать товары, работы и услуги у СМП и СОНО;
  • предъявлять требования к участникам;
  • оценивать заявки;
  • создавать закупочную комиссию;
  • выбирать поставщика;
  • направлять в ФАС сведения об участниках для включения в реестр недобросовестных поставщиков;
  • заключать контракты с едпоставщиками по правилам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик работает по Закону № 44-ФЗ, если не выполнил обязанность закупать у МСП продукцию в объеме, который определило Правительство, не опубликовал отчет о закупках у МСП в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет. Аналогичные правила работы по Закону № 44-ФЗ с 31 декабря 2017 года действуют для заказчиков, которые не утвердили и не опубликовали в ЕИС положение о закупке.

Требования к операторам электронной площадки

Работу электронной площадки обеспечит оператор. Оператором ЭП может быть только юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества. В уставном капитале юрлица доля иностранных граждан или лиц без гражданства, иностранных юрлиц должна составлять не более чем 25 процентов. Оператор должен владеть электронной площадкой, в том числе необходимым для работы ЭП оборудованием и программами.
Оператор электронной площадки обеспечивает секретность документов, которые получает от участника и передает заказчику. Запрещены переговоры заказчика с оператором электронной площадки, но только если такие переговоры создают преимущества для кого-либо из участников или разглашается конфиденциальная информация.
Требованиям к операторам площадок при закупках среди МСП другие. Такие площадки будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом дополнительных требований, которые установит Правительство. Сейчас функционирует шесть площадок, однако точный перечень определит Правительство.

Отчетность при закупках

С 1 июля 2018 года не нужно публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса. В ЕИС заказчики размещают сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Порядок судебного обжалования

Участник вправе обжаловать в суде любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные органы власти и созданные ими организации смогут подать жалобу, только если заказчик:
  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел закупочной документацией;
  • не утвердил и не опубликовал в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС годовой отчет о закупках у МСП или разместил недостоверные сведения.
Корпорация МСП, региональные власти и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг. Сейчас действует только одно ограничение - обжаловать можно действия заказчика в отношении субъекта МСП.
Введут новое основание для жалобы в ФАС - нарушение Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки. Обратиться в антимонопольный орган по этому основанию вправе только участник закупки.

Закупки по инвестпроектам

Новые правила закупки при инвестпроектах действуют при одновременном соблюдении двух условий:
  1. Заказчик реализует инвестпроект с государственной поддержкой, при этом проект включен перечень инвестиционных проектов.
  2. Стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 500 млн руб.
Правило не будет действовать на следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
Правительство наделят правом обязывать юрлица публиковать перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения. При этом продукцию из перечня заказчик вправе купить только после того, как предоставит сведения в координационный орган Правительства.
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Закупки с утвержденной НМЦД

Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства. Закупать по согласованию с координационным органом также необходимо работы, услуги и аренду, если контрагент будет использовать товары из перечня.
Правила действовуют для следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов принадлежит перечисленным юрлицам.

Важным изменением стало разрешение не расшифровывать сведения по закупкам нескольких групп товаров и услуг (так называемым однострочникам). По этим ТРУ в планах-графиках и планах закупок заказчики могут просто указывать их одной строкой, не расписывая пояснения.

  • лекарства;
  • закупки до 100 тысяч рублей;
  • ремонтные работы/работы по содержанию нежилых помещений;
  • преподавательские и экскурсоводческие услуги;
  • найм работников для проведения статанализа;
  • получение доступа к иностранным источникам информации.

То есть, к "однострочникам", бывшим в плане старого образца, в 2018 году добавились данные о неконкурентных закупках в соответствии с пунктами 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

План-график и план закупок в 2018 году

Основные изменения с 1 января затронули план график и план закупок. Формы стали более подробные. По новым правилам 2018 года в плане закупок необходимо указывать объем денежных средств по каждому КБК и соглашению о субсидиях в текущем, последующем и планируемых годах.

В плане-графике заказчику нужно указывать цену для закупок, в том числе с единственным поставщиком, и информацией о товарах, работах или услугах с единицами измерения.

Изменения в 2018 году следующие:

1 С 01.01.2018, если заказчик заключает долгосрочный договор с поставщиком, ему будет необходимо подтвердить, что финансирование будет в течение всего времени действия договора. Иными словами, для таких договоров по 44-ФЗ в план закупок 2018-2020 года нужно вписывать информацию о финансировании на весь срок их действия, если он выходит за пределы этих трех лет.
Вместе с тем, в план закупок и план-график закупок на 2018-2020 не надо включать позиции, уже внесенные в план закупок и план-график-2017;

2 Ограничения по внесению изменений в план, который уже был составлен и утвержден. Теперь можно менять только если изменилась цена, если изменилось законодательство, или изменился формат проведения закупки (в понятие "формата" входят как вид процедуры, так и сроки или объем).

Полезно

Бесплатный вебинар об изменениях, которые вступают в силу с 2018 года, новых правилах по субсидиям, разберем свежий документ - условия допуска медизделий по постановлению Правительства № 1469 от 04.12.2017.

Смотреть видео и презентацию »

Изменения по 44-ФЗ касаются нового образца планов в 2018 году. Минэкономразвития ранее рекомендовало заказчикам привести в соответствие еще и действующие планы. Требования к форматам и формам плана закупок перечислены в Правительства РФ от 25 января 2017 г. № 73. Рекомендации Минэкономразвития на эту же тему приведены в письме от 7 марта 2017 г. № Д28и-1089

По новым требованиям с 2017 года заказчики должны теперь прописывать объем финансирования в рублях (а не в тысячах рублей) и детализировать данные об особых закупках. При этом сведения об объеме финобеспечения по соглашению о предоставлении субсидии в плане отражать не надо. Обратите внимание, что объем финансового обеспечения - не то же самое, что НМЦК, и не обязательно то же самое, что объем средств, доведенных до заказчика на закупку.

Также согласно изменениям федеральные заказчики по 44-ФЗ с 2018 г. должны включать сведения о закупках, которые составляют гостайну, в приложение к плану закупок на финансовый год и на плановый период. Для этого приложения устанавливается гриф секретности в соответствии с п. 3, 3 (1) Постановления № 1043.

Электронные закупки

№ п/п Что изменится Кого касается
1 Правила, по которым вносят обеспечение заявок Электронных площадок
2 Протокол разногласий можно подавать лишь однажды Поставщиков
3 Появилась плата за участие Электронных площадок
4 Увеличилось количество единых требований Поставщиков
5 После третьей ошибки обеспечение заявки перечислят в бюджет Поставщиков
6 Изменились принципы формирования итогового протокола Электронных площадок
7 В объеме закупок у СМП учитывают едпоставщика Заказчиков
8 Конкурс продлевают, если никто из участников не соответствует требованиям Заказчиков
9 Срок на подачу заявок учитывают в рабочих днях Заказчиков
10 В конкурс ввели переторжку Заказчиков
11 Минимальный шаг аукциона установили в 100 рублей Поставщиков
12 Снизили сроки рассмотрения заявок в аукционах до 3 млн. рублей Заказчиков
13 Можно не выжидать 10 дней для неконкурентных закупок и закупок, которые не состоялись Заказчиков
14 Оплату по контракту уменьшат на размер налогов, сборов, когда этого требует законодательство Заказчиков
15 Закупку у единственного поставщика после несостоявшейся процедуры больше не надо согласовывать с ФАС Заказчиков
16 Обеспечение потребуют только в закупках с НМЦК больше 5 млн. рублей Поставщиков
17 Реестр участников закупок будут вести в ЕИС Поставщиков
18 Документы подписывают только усиленной КЭП Поставщиков
19 Обеспечение заявки в аукционе можно вносить гарантией Поставщиков
20 Увеличили срок для информации в реестр контрактов Заказчиков

Изменений очень много, их не раз правили и дополняли, поэтому в принятом законе трудно сориентироваться. Огромное количество отсылок в этом 200-страничном тексте поправок не позволяет быстро и четко понять, что изменили. Мы сделали за вас всю сложную работу и разобрали самое важное, что коснулось заказчиков и поставщиков. Читайте и будьте в курсе!

Закупка лекарственных препаратов

Заказчики, осуществляющие закупку лекарств, согласно Постановлению № 1380 с 1 января в техническом задании обязаны указывать лекарственную форму, дозировку и остаточный срок годности. Возможно также указывать путь введения препарата, для препаратов используемых в педиатрии - возраст ребенка. При закупке лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии допускается указывать торговое наименование.

Закупки лекарств стали особенным

Теперь надо внимательнее готовить техзадание и определять начальную цену в закупке лекарств. Приняли правила, по которым заказчики должны описывать закупаемые препараты. А для того, чтобы рассчитать НМЦК такой закупки, предложили несколько вариантов.

Разобраться в изменениях

Новые правила содержат запреты. В документации запретили прописывать:

  • эквиваленты по дозировке, если придется делить твердые лекарственные формы;
  • единицы измерения дозировки лекарства, когда их можно перевести в другие единицы измерения;
  • объем наполнения первичной упаковки (кроме растворов для инфузий);
  • наличие или отсутствие вспомогательных веществ;
  • температуру, при которой хранят препараты, когда есть альтернативный режим;
  • форму выпуска препарата;
  • количество единиц лекарства во вторичной упаковке и требование поставить количество упаковок вместо количества препарата;
  • требования к показателям фармакодинамики и фармакокинетики препарата;
  • все характеристики из инструкции по применению, которые конкретизируют производителя.

Закупки иностранного ПО

Согласно Правительства №1594 от 20.12.2017 с 1 января вступил запрет на закупку ПО или право на его использование из иностранных государств. Программное обеспечение из государств, являющихся членами ЕАЭС, должно быть включено в реестр, который создаст Минкомсвязи. Для евразийских программ начнут действовать те же требования, что и для российского ПО.

При формировании закупки Заказчику необходимо проверить включено ли в реестр закупаемое ПО. Если да, то необходимо установить запрет на допуск иностранных программ. К закупкам будут допущены участники, предлагающие продукцию из реестров.

Ведение реестра контрактов

С 1 января возобновлена проверка сведений из реестра контрактов, в том числе из реестра контрактов содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Проверяется информация о сроках исполнения контрактов, количестве и единице измерения контрактов, непротиворечивости информации и документов.

Заказчику необходимо указывать информацию о соисполнителях и субподрядчиках являющихся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе указывать их ИНН, место нахождения, дату заключения контракта, предмет контракта и его цену. Данные изменения указаны в Правительства №443 от 13 апреля 2017 года.

Банковские гарантии

Планировались изменения для 44-ФЗ с 1 января 2018 года в части 1 статьи 45 закона о закупках. Эти поправки касаются изменений к требованиям к банкам, выдающим гарантии. Вступление изменений в силу перенесли на 1 июня 2018 года ( от 29 декабря 2017 года № 475-ФЗ) .

По новым правилам заказчики будут обязаны принимать гарантии только представителей перечня банков , которые будут отвечать требованиям Минфина в 2018 году. Сами правительственные требования определены в от 29 июля 2017 года № 267-ФЗ.

Каталог товаров, работ и услуг

Заказчики при описании объекта закупки обязаны использовать информацию из Каталога товаров, работ и услуг, размещенного в ЕИС (при ее наличии). В КТРУ указана информация о технических регламентах, типовых контрактах или условиях, дата начала обязательного применения информации из каталога, характеристики, цены и условия поставки объекта закупки и т.д.

Чтобы просмотреть справочную информацию, информацию о технических регламентах и стандартах, которые распространяются на товар, работу, услугу, зайдите в карточку позиции КТРУ. Затем перейдите на вкладку «Справочная информация».

Реестр единственных поставщиков

С 1 января на ЕИС начал работу Реестр единственных поставщиков товара, в котором указываются поставщики, производящие или модернизирующие товар на территории РФ согласно №442 от 13 апреля 2017 года. Информация реестра общедоступна.

Основания провести закупку у единственного поставщика из реестра перечислены в статье 111.3 Закона № 44-ФЗ. Контракт заключают по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.

Главное

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур - пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:

1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;

2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;

3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.

Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ - § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

Пройдите на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

35 373 просмотра



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ