Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИКАЗ

О создании Единой комиссии по осуществлению закупок


В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в целях организации деятельности при осуществлении закупок для Федеральной службы по интеллектуальной собственности

приказываю:

1. Создать Единую комиссию по осуществлению закупок (далее - Единая комиссия) в следующем составе:

Жамойдик М.В.

Заместитель руководителя Роспатента (председатель Единой комиссии);

Киселёва Е.А.

Заместитель начальника Финансово-административного управления - главный бухгалтер (член Единой комиссии);

Чеканов А.И.

Заместитель начальника Финансово-административного управления - начальник отдела организационной и специальной деятельности Финансово-административного управления (член Единой комиссии);

Потёмин В.В.

Советник отдела организационной и специальной деятельности Финансово-административного управления (член Единой комиссии);

Базовкин В.В.

Главный специалист-эксперт отдела организационной и специальной деятельности Финансово-административного управления (секретарь Единой комиссии).

2. Утвердить прилагаемое Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок (далее - Положение).

3. Председателю Единой комиссии Жамойдику М.В. обеспечить организацию деятельности Единой комиссии в соответствии с утвержденным Положением.

4. Приказы Роспатента от 28 января 2011 года N 8 "О создании Единой комиссии по размещению Роспатентом заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и 23 мая 2011 года N 60 признать утратившими силу.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Б.П.Симонов

Приложение. Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок

Приложение

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и определяет понятие, цели создания, функции, состав и порядок работы Единой комиссии по осуществлению закупок (далее - Единая комиссия).

1.2. Единая комиссия создается для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Заказчик).

1.3. Единая комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации , Бюджетным кодексом Российской Федерации , , иными федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

II. Основные цели и задачи Единой комиссии

2.1. Единая комиссия создается в целях:

2.1.1. Подведения итогов и определения победителей конкурсов на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.1.2. Определения участников, подведения итогов аукционов на заключение государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.1.3. Определения победителя и подведения итогов при осуществлении закупки путем запроса предложений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.1.4. Подведения итогов и определения победителей при размещении государственных заказов путем проведения запроса котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика.

2.2. Исходя из целей деятельности Единой комиссии, в ее задачи входит:

2.2.1. Обеспечение объективности при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок на участие в закупках, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов и подписанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.2.2. Обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в запросе котировок, поданных на бумажном носителе либо поданных в форме электронных документов.

2.2.3. Создание равных конкурентных условий для всех участников.

2.2.4. Соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий и недискриминации при осуществлении закупок.

2.2.5. Обеспечение эффективности и экономности использования бюджетных средств.

2.2.6. Устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок.

2.2.7. Соблюдение конфиденциальности информации, содержащейся в заявках.

III. Функции Единой комиссии

3.1. Основными функциями Единой комиссии являются:

3.1.1. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

3.1.2. Отбор участников конкурса.

3.1.3. Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

3.1.4. Определение победителя конкурса.

3.1.5. Ведение Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

3.1.6. Рассмотрение заявок на участие в аукционе, отбор участников аукциона, ведение Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

3.1.7. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений.

3.1.8. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.

3.1.9. Определение победителя по итогам проведения запроса предложений.

3.1.10. Ведение Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, Протокола проведения запроса предложений, итогового Протокола.

3.1.11. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок.

3.1.12. Подведение итогов и определение победителя в проведении запроса котировок.

3.1.13. Ведение Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

3.1.14. Другие функции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

IV. Порядок формирования Единой комиссии

4.1. Единая комиссия является коллегиальным органом Заказчика, действующим на постоянной основе. Персональный состав Единой комиссии утверждается Заказчиком до начала проведения закупки.

4.2. В состав Единой комиссии входят не менее пяти человек - председатель Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

4.3. Состав Единой комиссии формируется преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

4.4. Членами Единой комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.5. Замена члена Единой комиссии допускается только по решению Заказчика, принявшего решение о создании Единой комиссии.

4.6. Заседание Единой комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

V. Порядок проведения заседаний Единой комиссии

5.1. Секретарь Единой комиссии или другой уполномоченный председателем член Единой комиссии не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня проведения заседания Единой комиссии уведомляет членов Единой комиссии о месте, дате и времени проведения заседания.

5.2. Заказчик обязан организовать материально-техническое обеспечение деятельности Единой комиссии, в том числе предоставить удобное для работы помещение, оргтехнику, канцелярские принадлежности и т.п.

5.3. Заседания Единой комиссии открываются и закрываются председателем Единой комиссии, в отсутствие председателя - другим членом Единой комиссии.

5.4. Председатель Единой комиссии:

5.4.1. Ведет заседание Единой комиссии, в том числе:

- открывает заседание;

- объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума;

- выносит на голосование вопросы, рассматриваемые Единой комиссией;

- подводит итоги голосования и оглашает принятые решения;

- объявляет о завершении заседания Единой комиссии.

5.4.2. Осуществляет иные действия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.5. Члены Единой комиссии:

5.5.1. Принимают решения по вопросам, отнесенным к компетенции Единой комиссии законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.5.2. Подписывают протоколы Единой комиссии.

5.5.3. Осуществляют иные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

5.6. Решения Единой комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Единой комиссии при наличии кворума.

5.9. В случае поступления по одному вопросу более одного предложения о решении голосование проводится по каждому из поступивших предложений. Решения Единой комиссии принимаются по каждому вопросу отдельно.

VI. Ответственность членов Единой комиссии

6.1. Члены Единой комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. Член Единой комиссии, допустивший нарушение законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может быть заменен по решению Заказчика, а также по представлению или предписанию органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выданному Заказчику названным органом.

6.3. В случае, если члену Единой комиссии станет известно о нарушении другим членом Единой комиссии законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, он должен письменно сообщить об этом председателю Единой комиссии и (или) Заказчику в течение одного дня с момента, когда он узнал о таком нарушении.

6.4. Члены Единой комиссии не вправе распространять сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными им в ходе осуществления закупки путем проведения конкурса.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Роспатента
www.rupto.ru (сканер-копия)
по состоянию на 03.10.2014

Федеральное законодательство в сфере закупок устанавливает требования к государственному заказчику, в соответствии с которыми такой заказчик или приравненное к нему юридическое лицо обязано создавать специальные комиссии, чтобы обеспечить максимальное качество проведения всех видов закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентных или неконкурентных закупках.

В частности, одним из таких требований является создание специальных закупочных и приемочных комиссий.

Закупочные комиссии заказчика

Статья 39 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» за номером устанавливает требование для заказчика, а также приравненных к ним лицам создать специальные комиссии, которые будут проводить все предусмотренные законами , а также принимать результаты по таким процедурам.

Каждая из специально созданных закупочных комиссий должна принимать поданные на соответствующие процедуры по определению потенциального исполнителя, а также проверять, возможно ли принять поданную тем или иным заявку и допустить такого участника до заключения и его последующего . Для того чтобы такие комиссии работали в полном объеме и без нарушения требований действующего законодательства, их функционирование обязательно сопровождается созданием и подписанием целого ряда специальных документов, которые тщательным образом регламентируют все действия таких комиссий, их председателей, а также самого руководителя организации-заказчика.

Заказчик и юридическое лицо, которое приравнено к нему, обязаны создать такую комиссию до того момента, пока начнется проведение самих таких закупок. Но без создания специального положения о той или иной комиссии ее функционирование невозможно.

В настоящее время заказчик обязан создать следующие виды комиссий по осуществлению тех или иных закупочных процедур:

  • конкурсную комиссию ;
  • аукционную комиссию ;
  • котировочную комиссию ;
  • комиссию по рассмотрению заявок на участие в .

В том случае, если деятельностью заказчика продиктована невозможностью создания такого количества отдельных комиссий, может быть создана Единая комиссия, которая соединяет в себе все функции других комиссий, предусмотренных законодательством.

Функционирование закупочных комиссий

Конкурсная комиссия Аукционная комиссия Котировочная комиссия Комиссия по оценке заявок на запрос предложений Единая комиссия
Состав комиссии Статья 39 Федерального закона устанавливает требования к таким комиссиям:
  • в состав должны входить не менее пяти членов;
  • желательно, если в состав такой комиссии входят лица, которые имеют профильное образование относительно объекта закупки либо владеют специальностью относительно того или иного объекта закупки;
  • в том случае, если в качестве объекта закупки рассматривается тот или иной объект интеллектуального труда, то хотя бы половина из членов такой комиссии должна принадлежать к соответствующей сфере интеллектуального труда;
  • ни один из членов такой комиссии не должен быть заинтересован в проведении той или иной процедуры в пользу кого-либо из потенциальных исполнителей.

Назначение членов комиссии, независимо от того, о каком виде комиссии идет речь, происходит по решению руководителя конкретного на основании специально подписанного приказа о закупочных комиссиях. В том случае, если было установлено, что на кого-то из членов такой комиссии оказывается давление, руководитель организации-заказчика обязан внести изменения в приказ о закупочной комиссии путем замены тех или иных членов такой комиссии.

В качестве председателя такой комиссии либо указывается руководитель организации-заказчика, либо специально назначенное лицо, которое выбирает сам руководитель.

В обязанности председателя входит общее руководство функционирования той или иной закупочной комиссии, а также ведение заседаний, а в случае возникновения необходимости – перенос таких заседаний. Кроме того, именно председателю вменяется обязанность о необходимости вскрытия конвертов и объявлении той информации, которая должна быть рассмотрена на конкретном заседании. Также в качестве одной из обязанностей председателя является итоговое подписание итогового протокола рассмотрения всех предоставленных заявок, а также объявление победителя той или иной закупочной процедуры, если определение такого победителя происходит путем работы именно закупочной процедуры.

Регламентирующие документы В качестве регламентирующих документов следует рассматривать:
  • приказ о создании комиссии. Оформляется в произвольной форме, но должен содержать обязательное пофамильное перечисление всех членов комиссии, а также указание тех должностей, которые они занимают, а также какие должности они будут занимать в созданной комиссии. Создание такого приказа является одной из обязанностей контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника , а итоговое заверение ложится на плечи руководителя государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица;
  • в рамках такого изданного приказа или путем издания другого приказа формируется и утверждается . В тексте такого положения определяются основные полномочия созданных комиссий, их непосредственные обязанности. Кроме того, в рамках Положения обязательно фиксируются порядок формирования такой комиссии, цели и задачи создания такой комиссии, права и обязанности, которыми наделяются члены таких комиссий, а также права и обязанности председателя такой комиссии, регламент работы самой комиссии. Кроме того, именно в таком Положении фиксируется порядок, в соответствии с которым проводятся заседания закупочной комиссии.
Функции и порядок работы Осуществление деятельности закупочной комиссии независимо от того, о какой именно закупочной комиссии идет речь, регламентируется положениями статьи 39 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Отдельно порядок работы и основные функции закупочной комиссии фиксируются в Положении о такой комиссии в виде специального раздела.

В качестве основных функций той или иной комиссии выделяются:

  • формирование и публикация закупочной для объявления начала подачи заявок на ту или иную закупочную процедуру;
  • предоставление закупочной документации для ознакомления всеми потенциальными участниками такой закупки;
  • работа со специальными запросами на разъяснение положений той или иной документации по проводимым закупкам;
  • открытие доступа к поданным заявкам независимо от того, о каком именно виде подачи таких заявок идет речь;
  • рассмотрение таких заявок и их , а также проверка на соответствие предъявленным требованиям с точки зрения закупочной документации и действующего законодательства;
  • ведение аудиозаписи, а также при необходимости видеозаписи процессов вскрытия конвертов, а также рассмотрения всех поданных заявок;
  • определение победителя проведенной процедуры и фиксация всех этапов проведения той или иной закупочной процедуры в виде специально оформляемых протоколов;
  • уведомление участника закупочной процедуры о результатах такой процедуры;
  • подписание итогового протокола по результатам рассмотрения той или иной закупочной процедуры, а также направление проекта контракта победителю закупочной процедуры.

Кроме непосредственных функций, направленных на обеспечение процедуры заключения контракта, в обязанности закупочной комиссии входит также и хранение всех подписанных протоколов, отражающих этапы проведения закупочных процедур, а также актов, отражающих несоответствие того или иного участника закупки установленным требованиям.

Итоговые документы Итоговыми, или генерируемыми, документами всех видов закупочных процедур, в том числе по закупкам у , является протокол, который подписывается на каждом этапе независимо от того, какая именно закупочная комиссия работает. В протоколе отражается вся необходимая информация, которая предусмотрена конкретным этапом, а итоговое решение заверяется подписями всех членов комиссии, которые принимали участие в заседании. Если кто-то из членов комиссии не согласен с вынесенным решением, оно должно быть зафиксировано в виде специального приложения к такому протоколу, а также заверено подписью того члена комиссии, который высказал свое мнение, а также председателя комиссии как уполномоченного должностного лица за вынесение того или иного решения. Каждый подписанный протокол независимо от его содержания должен храниться не менее одного года с момента подписания и его регистрации.
Меры ответственности за нарушение действующего законодательства Нарушение действующего законодательства в части функционирования закупочных комиссий наказывается на тех должностных лиц, которые нарушили нормы действующего законодательства, в частности, положения статьи части 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях. В случае если было выявлено нарушение положений данной статьи КоАП РФ, то судом по требованию уполномоченного органа может быть назначен штраф, размер которого находится в диапазоне от пяти до тридцати тысяч рублей, но не менее одного процента от начальной максимальной цены контракта, при заключении которого было допущено, а потом выявлено соответствующее нарушение.

Экспертная комиссия

Для того чтобы принять результаты исполненного контракта, заказчик обязан создать специальную приемочную комиссию. Нередко такая комиссия выполняет одновременно роль экспертной комиссии. Если речь идет только об экспертной комиссии, то ее создание подпадает под действие части 3 статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

В состав такой комиссии должны входить лица, которые по роду своей деятельности постоянно взаимодействуют с объектом закупки либо имеют специальное или профильное образование. В состав комиссии должны входить не менее пяти человек, а также председатель такой комиссии. Формирование комиссии происходит на основании специального приказа, который должен быть издан до момента проведения процедуры принятия контракта.

Ответственность за составление такого приказа чаще всего возлагается на контрактного управляющего или на уполномоченного сотрудника контрактной службы, а подписание такого приказа происходит только руководителем заказчика или специально уполномоченным на то лицом.

Действие экспертной комиссии осуществляется в соответствии со специально созданным Положением , которое должно быть утверждено также, как и состав комиссии, до момента начала приемочных мероприятий по тому или иному контракту.

В состав экспертной комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также все те лица, которые каким-либо образом могут быть заинтересованы в принятии результатов по исполненному контракту.

В качестве основных полномочий экспертной комиссии следует рассматривать:

  • проведение предоставленных образцов и материалов , свидетельствующих о полном исполнении контракта;
  • проверка и принятие решения о соответствии предоставленных образцов исполнения контракта установленным требованиям в документации о закупке , а также требованиям действующего законодательства в сфере закупок для удовлетворения государственных и ;
  • составление итогового документа о результатах приемки контракта и подписание протокола о таких результатах.

Председателю экспертной комиссии дается право, кроме всего прочего, ведения заседаний таких экспертных комиссий. Кроме того, именно председатель подписывает итоговый протокол, а также в случае, если по каким-то причинам кто-то из членов комиссии не согласен с общим решением экспертной комиссии, то и зафиксированное мнение такого члена комиссии.

Все проводимые заседания экспертной комиссии должны быть оформлены в виде специальных протоколов, в которых отражается каждый шаг экспертной комиссии и ее отдельных членов. Такие протоколы ведутся специально назначенным секретарем (коим может являться контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы). На этого же сотрудника ложится обязанность обеспечивать сохранность составленных протоколов в течение не менее одного года с момента его подписания и официального опубликования в в рамках реестра контракта (как документа, подтверждающего исполнение или контракта ввиду несоответствия результатов исполнения контракта заявленным требованиям).

Итоговое заседание, на котором принимается решение о том, следует ли рассматривать тот или иной результат исполнения контракта в качестве действительного, оформляется не протоколом, а заключением экспертной комиссии. В рамках такого заключения отображается вся информация, которая была получена экспертной комиссией по результатам исследования , услуг или работ, которые предусмотрены в качестве итогов по выполнению контракта.

При этом, если в полученных результатах исполнения контракта выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы отдельно, а также указана информация, на каком этапе проводимой экспертизы такие нарушения были установлены.

Если при работе экспертной комиссии будут выявлены различного рода нарушения, в том числе в части несоблюдения положений действующего законодательства и в части проведения экспертизы относительно результатов исполнения контрактов, на должностное лицо, допустившее такое нарушение, накладывается штраф в размере двадцати тысяч рублей за один выявленный факт такого нарушения.

При осуществлении государственных и муниципальных закупок на заказчика и приравненное к нему юридическое лицо накладывается обязанность создания как минимум двух комиссий – единой комиссии по проведению закупок и экспертной или приемочной комиссии. В том случае, если заказчик принимает соответствующее решение, то он может создать несколько специальных комиссий, которые будут отвечать за проведение закупок только одного конкретного вида. Однако независимо от того, о каком именно виде закупочных комиссий идет речь, их функционирование должно производиться в строгом соответствии с требованиями действующих норм законодательства в сфере закупок.

Если же заказчик в лице своих должностных лиц будет допускать ошибки, то на такое должностное лицо будут наложены соответствующие меры ответственности. Такие же требования предъявляются также и к созданным экспертным комиссиям, которые занимаются принятием результатов исполнения контракта. Однако штрафные санкции в данном случае будут гораздо серьезнее.

В рамках вебинара будут рассмотрены важные моменты, новые решения и требования в рамках 223-ФЗ. На сегодняшний день мы находимся в так называемой «переменчивой зоне»: законодательство о закупках переживает кардинальные изменения, это касается и контрактной системы, и отдельных закупок у юридических лиц. Текст закона увеличился почти вдвое. И если раньше констатировали, что закон свободный и мягкий, то теперь так сказать нельзя. В 223-ФЗ мы видим дублирование многих позиций из 44-ФЗ. Сейчас переходный период, законодатели дали время изменить соответствующие внутренние документы, привыкнуть. Электронизация закупок предполагает иные подходы в документации закупок. К примеру, раньше 223-ФЗ не регламентировал деятельность закупочных комиссий. Сегодня появились некоторые нормы, определяющие, как заказчики должны прописать у себя работу закупочных комиссий.

Законодательство о закупках в 2018 г.

Закон №223-ФЗ ранее носил рамочный характер. С 2018 г. в Законе №223-ФЗ вступили в силу нормы, которые значительно сузили самостоятельность заказчиков. В законе появились конкретные положения, регулирующие состав, форму, содержание и условия размещения документации.

Однако законодательство о закупках не ограничивается лишь 223-ФЗ. Кроме этого закона существуют постановления правительства (на данный момент их более 50), разъяснительные письма минфина и минэка. Это важная часть законодательства, детализирующая, конкретизирующая и разъясняющая целый ряд важных положений, которые в законе носят общий характер.

По-прежнему регулятором закупочной деятельности заказчиков является Положение о закупке. Заказчики обязаны разработать в Положении все условия закупочной деятельности. Положения утверждаются руководящими органами заказчиков и размещаются в ЕИС.

В связи с нововведениями в законодательство Положения о закупках должны быть переработаны до 1 января 2019 года!

В силу изменений в 223-ФЗ с июля 2018 года закупки делятся на конкурентные и неконкурентные. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами, предусмотренными в законе, и дополнительными способами, предусмотренными положением о закупке.

На сегодняшний день основная задача - детально прописать в Положении о закупках условия конкурентных закупок и все аспекты деятельности заказчика, связанные с неконкурентными закупками.

Документация зависит от способа закупки, также немаловажным является то, в какой форме проводится закупка: бумажной или электронной.

Глобальное изменение - появился перечень обязательных закупок, и если раньше мы знали, что заказчики в обязательном порядке должны проводить конкурсы и аукционы, то теперь перечень стал шире, которые должны быть отражены в положении о закупке.

Обязательные способы закупок:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок.

Заказчик не должен ограничиваться этими способами закупок, у него остается право использовать и другие способы закупок.

С точки зрения формы также появляются новые обязанности. Отныне все закупки делятся на электронные и не электронные.

До «реформы» 223-ФЗ существовала обязательность проводить электронные закупки в связи с тем, что есть постановление правительства № 616, в котором говорится, какие конкретно позиции заказчик обязан закупать в электронной форме.

С июля 2018 г. конкурентные закупки становятся электронными закупками. Закупки у СМП осуществляются только в электронном виде. Требования к документации зависят от вида закупки. Закупки могут проводиться обязательными способами в электронном виде, предусмотренными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке.

«Закупки могут проводиться обязательными способами, указанными в законе, и дополнительными способами в электронном виде, предусмотренными положением о закупке».

Приоритет электронной формы закупок

С 01.07.2018 г. конкурентные закупки осуществляются в электронной форме:
  • Конкурсы
  • Аукцион
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок

если иное не предусмотрено положением о закупке.

Документация

Документация - основа закупки. Состав, форма и содержание документации полностью зависят от вида и способа закупки. Требования к документации установлены:

  • в законодательстве,
  • в положении о закупке.

Общие положения по конкурентным закупкам:

  • размещаются в ЕИС
  • доступны неограниченному кругу лиц
  • сопровождаются документацией
  • обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком
  • договор заключается на условиях, предлагаемых в заявках
  • описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением антимонопольных требований.

Основные требования к документации, сопровождающей конкурентные закупки

Необходимо разработать документацию: форма, содержание, объем, сроки размещения в ЕИС, возможности внесения изменений - условия, которые заказчик должен детально определить для себя.

  • проект договора
  • описание предмета закупки
  • требования к заявкам участников
  • формы заявок.

Необходимо разработать в положении о закупке:

  • порядок подготовки и осуществления закупок
  • виды и способы торгов и условия их проведения
  • требования к документации
  • требования к участникам и их документам
  • критерии и условия оценки заявок участников
  • порядок заключения и исполнения договоров
  • условия, связанные с обеспечением закупки и т.д.

в соответствии с действующим законодательством о закупках.

Порядок размещения документации

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке за исключением проведения запроса котировок в электронной форме.

Документация размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Состав документации

  • проект договора
  • изменения, внесенные в эти извещение и документацию (необходимо соблюдать сроки)
  • разъяснения этой документации (в законе ничего не было о правах участников обращаться к заказчику за разъяснением к документации. Теперь заказчики вправе обратиться, заказчик обязан ответить)
  • протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки
  • итоговый протокол
  • иная информация, размещение которой предусмотрено положением о закупке.

Извещение

Раньше в законе не было столько четкого подхода к документу, теперь есть!

  • способ осуществления закупки
  • сведения о заказчике
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, краткое описание предмета закупки с учетом антимонопольных требований
  • место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок
  • порядок подведения этапов и итогов конкурентной закупки
  • адрес ЭТП
  • иные сведения, определенные положением о закупке.

С 1 июля 2018 года действует изменение, связанное с начальной максимальной ценой договора.

В положении о закупке должен быть определен порядок формирования начальной максимальной цены договора:

  • сведения о НМЦ договора
  • формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику
  • максимальное значение цены договора
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Эти сведения заказчик должен включить в извещение о закупке.

Закупочная документация

  • Установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
  • Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
  • Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик
  • Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)
  • Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
  • Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)
  • Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
  • Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
  • Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки
  • Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
  • Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Требования к содержанию документации

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Финансовые условия участия

Суммы обеспечений по заявкам

Суммы обеспечений по договорам

Обеспечение заявки не устанавливается, если начальная-максимальная цена договора не превышает 5 млн. руб. В остальных же случаях оно не может быть более 5% от начальной-максимальной цены договора. Обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.

Требования к участникам и их документам устанавливается в документации

  • требования к участникам такой закупки
  • перечень, форма и содержание документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям
  • требования к привлекаемым субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки.

Перечень документов участников

  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Устав
  • Документы, подтверждающие полномочия представителя
  • Справка из ИФНС
  • Налоговая декларация
  • Баланс
  • Сведения о бенефициарах и выгодоприобретателях
  • Справка об отсутствии исполнительного производства
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников
  • Лицензии
  • Выписки из реестров СРО
  • Сертификаты и т.д.

Требования к заявкам

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению, форме и составу заявки на участие в закупке: указанным в документации о закупке в соответствии с положением о закупке заказчика

Пример

Заявка на конкурс должна включать:

  • документ, содержащий сведения об участнике закупок:
  • фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
  • копии учредительных документов;
  • копии документов, удостоверяющих личность (для физлиц);
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса.
  • коммерческое предложение о

    Качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), безопасности, сроках поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги, работы и иные предложения по удовлетворению потребностей Заказчика в товаре, работе, услуге;

    Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупок требованиям, установленным законодательством и документацией;

    Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством и т.д.

    Инструкция по заполнению заявки

    Инструкция по заполнению заявки является частью закупочной документации.

    Пример

    в случае, если участник закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, то в графе «Предложение участника закупки» указывается товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным разделом VI «ТЕХНИЧАСКАЯ ЧАСТЬ» аукционной документации.

    ВАЖНО

    Форма «Заявка на участие» должна строго соответствовать инструкции по заполнению заявки.

    В форме «Заявка» должны быть предусмотрены все существенные условия: характеристики, параметры, условия исполнения договора, цена и т.д.

    Документация закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Требования к закупкам у СМП п.2 ст.3

    Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются только в электронной форме. Документация будет в этом случае электронная.

    В условиях электронизации процесса закупок появляется еще один игрок процесса - оператор электронной площадки. Ранее 223-ФЗ ничего об этом не говорил.

    Оператор электронной площадки ч.2. ст.3.3

    Оператор электронной площадки - это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством РФ в форме ООО или НАО, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25 %, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями закона.

    Обязанности оператора электронной площадки

    • Оператор ЭТП обеспечивает размещение документации в полном объеме, в необходимой форме, в сроки, предусмотренные регламентом
    • Оператор ЭТП обеспечивает взаимодействие между заказчиком и участниками
    • Оператор ЭТП обеспечивает полную конфиденциальность.

    При упоминании оператора ЭТП речь идет о технологиях, а не о конкретном человеке, принимающем решение.

    Документация, используемая в ходе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

    Заявка на участие в конкурентной закупке в ЭФ для СМП ч.19 ст.3.4

    Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.

    Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

    Что необходимо отразить в первой части заявки?

    Необходимо отразить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

    Не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

    Что необходимо отразить во второй части заявки?

    • сведения о данном участнике
    • информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке)
    • об окончательном предложении участника по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

    ВАЖНО ч.21 ст.3.4

    • сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений
    • и (или) о ценовом предложении
    • либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении

    данная заявка подлежит отклонению.

    Форма заявки для запроса котировок

    Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Проект договора

    Требования к размещению проекта договора ч.5 ст.4

    При осуществлении конкурентной закупки в ЕИС размещается информация о закупке:

    • извещение об осуществлении конкурентной закупки
    • документация о конкурентной закупке
    • проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке.

    Проект договора - это практически полноценный договор, который заказчик дополнит после проведения торгов информацией

    • объект закупки в соответствии с заявкой победителя
    • цена, предложенная победителем
    • реквизиты победителя.

    В законе появились сроки заключения договора.

    Сроки заключения договора по результатам конкурентной закупке ч.15 ст.3.2

    Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

    Состав документов для заключения договора

    Каждый заказчик определяет этот состав необходимой документации самостоятельно в Положении о закупке.

    Способ направления документов участнику можно избрать на свое усмотрение - курьером, электронной почтой и т.д.

    Заказчик должен убедиться, что договор подписан уполномоченным лицом участника - необходим подтверждающий документ.

    Протокол разногласий (ч.28 ст.3.4)

    В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

    Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

    Заключение договора с участником-СМП ч.29 ст.3.4

    Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки.

    Разъяснение извещения и документации

    Порядок предоставления разъяснений в ходе конкурентной закупки ч.2 ст.3.2

    Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

    В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик размещает ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

    При этом заказчик вправе не давать такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    ВАЖНО ч.4 ст.3.2

    Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

    Закупочная комиссия (п.8 ст.32)

    Для определения поставщика по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию.

    Создание комиссии является обязательным при осуществлении любой конкурентной закупки.

    Пример

    Работа комиссии

    Работа Закупочной комиссии осуществляется на ее заседаниях. Заседание Закупочной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 5 ее членов.

    Решения Закупочной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов.

    Оценка заявок

    Наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, которая по результатам оценочной стадии заняла первое место в итоговом ранжировании заявок по степени предпочтительности, т.е. набрала наибольший по сравнению с другими заявками процент совокупной значимости всех критериев оценки.

    В случае если по итогам ранжирования несколько заявок займут первое место, то наилучшей заявкой по решению Закупочной комиссии признается заявка, получившая большинство голосов членов Закупочной комиссии.

    Члены комиссии руководствуются следующим: наилучшей считается та заявка, где предложена лучшая совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным документацией о закупке.

    Если вы не знаете, как организовать работу комиссии и какие условия разработать, обращайтесь к 44-ФЗ!

    Протоколы с 01.07.2018 г.

    Требования к содержанию протокола

    • дата подписания протокола
    • количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки
    • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
    • количества отклоненных заявок
    • оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка
    • результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке
    • а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (если предусмотрена оценка таких заявок)
    • причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой
    • иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

    Протоколы составляются:

    • по результатам каждого этапа торгов в электронной форме,
    • по окончании последнего этапа закупки в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.

    Сроки размещения протоколов в ЕИС ч.12 ст.4

    Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов.

    Финальный протокол размещается в ЕИС в течение 3 суток с даты его оформления.

    Описание объекта закупки

    Новые требования к описанию объекта ч.6.1 ст.3

    С 01.07.2018 г. описание объекта закупки составляется по правилам, действующим в контрактной системе. Заказчик должен подробно указать функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики, целевое назначение, технические и технологические требования и т.д. Не следует указывать товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и включать иные требования, ограничивающие права участников.

    Новые правила описания объектов закупки

    Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент», если указано «или эквивалент» - должны быть определены параметры эквивалентности.

    Исключение - поставка эквивалентов не предусматривается

    • несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком
    • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией
    • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта
    • закупки с указанием конкретных товарных знаков, места происхождения товара, если это предусмотрено условиями договоров, заключенных заказчиками.

    Условия размещения в ЕИС

    Заказчики обязаны размещать в ЕИС:

    • положение о закупке
    • извещение о закупке
    • документацию о закупке
    • проект договора
    • изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию
    • разъяснения такой документации
    • протоколы, составляемые в ходе закупки
    • подписанные договоры
    • отчеты
    • иная информация.

    Чек-лист

    В положении о закупке надо предусмотреть и разработать конкурентные и неконкурентные закупки, электронные и не электронные закупки.

    Описание объекта закупки нужно формировать с учетом антимонопольных норм.

    Перечень обязательных конкурентных процедур определен — это конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений.

    Задачи заказчика - разработать извещение, документацию, требования к участникам, их документам, заявкам, инструкции по заполнению заявок, протоколы, проекты договоров.

    Если заказчики к 1 января 2019 года не переработают в связи с новыми положениями Положение о закупке, в наказание их отправляют в закон о контрактной системе 44-ФЗ.

    Вопросы

    1. Если закупка не состоялась в связи с подачей одной заявки, для заключения договора с участником необходимо выдерживать 10 дней? Да, нужно. Вне зависимости от того, состоялась закупка или нет, она считается конкурентной. 2. Дополнительное соглашение к договору. Также нужно выдерживать 10 дней? Нет, не надо. Есть 10 дней обязательных для публикации договора с даты его подписания. 3. Где можно посмотреть типовые положения о закупках? В ЕИС. 4. Нужна ли закупочная комиссия при закупке у единственного поставщика? Если пропишете в положении, то нужна. В противном случае закон не настаивает. 5. Можно ли проводить закупки по старому положению? Можно до 1 января 2019 года. 6. Что значит «любой участник закупки»? В законе 223-ФЗ говорится: «Любое лицо вправе…» 7. Для запроса котировок в электронной форме не будет требоваться документация. Нужно ли указывать обоснование начальной максимальной цены договора и в каком документе? По запросу котировок в электронной форме нет документов, но есть извещение. А извещение довольно объемный документ, включающий в данном случае максимальное количество информации.

    Осуществление государственных закупок сопровождается множеством процедур. Прием заявок, их рассмотрение, определение победителя - все эти обязанности возлагаются на членов комиссии, которая специально создается заказчиком в этих целях. Непосредственно для проведения закупок путем проведения запроса котировок может создаваться котировочная комиссия. Каким образом происходит создание комиссии? Кто может в ней участвовать? Как заменить одного из членов комиссии?

    В каких случаях создается комиссия?

    Для проведения практически любых закупочных процедур необходимо создавать комиссию. Исключение составляют случаи, когда контракт заключается с единственным поставщиком. Заказчик имеет право определить, какую комиссию он будет создавать:

    • единую (работает при проведении любой формы закупки);
    • специальную комиссию под определенную форму закупки - конкурсная, котировочная, аукционная, комиссия по рассмотрению заявок и принятию окончательного решения.

    Таким образом, если у заказчика создана единая комиссия, то нет необходимости создавать дополнительно котировочную комиссию. Вместе с тем наличие единой комиссии не мешает заказчику сформировать под определенную закупку специальную комиссию, например котировочную. Подобная позиция изложена в Письме Казначейства РФ от 25.03.2014 года № 42-7.4-05/9.3-191.

    Как создать котировочную комиссию?

    Заказчик должен принять решение о создании комиссии до начала проведения закупки. Решение заказчика о создании комиссии можно оформить приказом. В данном документе необходимо отразить следующие вопросы:

    • состав комиссии (здесь можно указать ФИО и должность каждого представителя комиссии);
    • избрание председателя комиссии;
    • порядок работы комиссии (можно оформить положением о работе котировочной комиссии, которое будет являться приложением к приказу).

    Для создания котировочной комиссии достаточно 3 человек. В то время как, например, единая комиссия должна быть представлена не менее чем 5 членами.

    Кто входит в состав котировочной комиссии?

    Закон о госзакупках предъявляет определенные требования к представителям котировочной комиссии. В состав указанной комиссии заказчик должен включать лиц, которые:

    • прошли профессиональную переподготовку в сфере госзакупок;
    • повысили свою квалификацию в сфере госзакупок;
    • обладают специальными знаниями, относящимися к закупаемым товарам, услугам или работам.

    Минэкономразвития России высказало свою позицию в отношении состава комиссии в письме от 31.12.2013 года №Д28и-2420. Указанное ведомство полагает, что лица, которые не прошли переподготовку, повышение квалификации или не обладают специальными знаниями, могут входить в состав комиссии. Но они должны составлять меньшую часть комиссии. Например, если котировочная комиссия состоит из 3 человек, то входить в её состав может только один человек, который не отвечает вышеуказанным требованиям закона.

    Кроме того, чиновники данного ведомства отмечают, что лицо, которое обладает специальными знаниями по объекту закупки, необязательно должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование именно по госзакупкам (письмо от 23.09.2013 года № Д28и-1070).

    Закон о госзакупках содержит ограничения, которые не позволяют входить в состав комиссии следующим лицам :

    • эксперты, проводящие оценку конкурсной документации, заявок на участие (при предквалификационном отборе);
    • лица, которые имеют личную заинтересованность в результатах запроса котировок. К ним можно отнести участников запроса котировок (лица, которые непосредственно подали заявку, штатные сотрудники организации);
    • лица, которые тем или иным образом подчиняются участнику закупки (участники или акционеры компании, члены органов управления, кредиторы участника закупки);
    • лица, имеющие родственные связи с руководителем участника закупки (муж/жена, родитель, ребенок, дедушка, бабушка, внук, брат или сестра, усыновитель или усыновленный);
    • должностные лица, которые осуществляют контроль в сфере госзакупок.

    Как заменить одного из представителей котировочной комиссии?

    Решение о замене какого-либо члена котировочной комиссии может принять только заказчик, который принял решение о создании данной комиссии.

    Обратите внимание! Заказчик обязан незамедлительно заменить представителя комиссии, который тем или иным образом заинтересован в исходе проводимой закупки.

    Кворум для котировочной комиссии

    Заседание котировочной комиссии будет легитимным, если на нем будет присутствовать не менее 50% от общего количества её представителей. При этом член комиссии не может делегировать свои полномочия иным лицам, то есть он обязан лично исполнять свои обязанности. Кроме того, не будет соответствовать требованиям закона и принятие решения котировочной комиссией путем проведения заочного голосования.

    На председателя комиссии возлагается обязанность уведомить представителей котировочной комиссии о месте, дате и времени предстоящего заседания. Сделать это необходимо заблаговременно.

    Принципы формирования комиссий:

    1. Иерархический (Центральная комиссия, комиссия головной организации, комиссия дочернего общества и т.д.).
    2. По предмету закупки. (Комиссия по закупке ТМЦ, Комиссия по закупке НИР).
    3. По процедурам закупки (конкурсные, аукционные, котировочные комиссии или комиссии, отвечающие за несколько типов процедур) .
    4. По сроку действия: постоянно действующие, временные, для проведения конкретной закупки.

    В Положении о закупке обязательно должны быть прописаны определение закупочной комиссии, ее цели, задачи и функции.


    Цели, задачи и принципы работы комиссии

    Цель - коллегиально определить победителя, с которым будет заключен договор.

    Задачи комиссии:

    • проверить заявки участников на соответствие требованиям извещения и документации;
    • выбрать победителя закупки в соответствии с порядком, установленным в извещении/документации.

    Принципы : коллегиальность и объективность принятия решений.

    Базовые функции работы комиссии:

    • принятие решения о переносе сроков проведения процедуры в связи с отсутствием кворума комиссии;
    • ответы на запросы о разъяснении положений извещения и документации, с привлечением при необходимости специалистов иных органов, структурных подразделений;
    • запрос о разъяснении положений заявок участников, в том числе запрос дополнительных документов и сведений;
    • привлечение экспертов для оценки и выбора победителей;
    • принятие решения о допуске/отказе в допуске участника закупки;
    • исправление ошибок в заявках участников в соответствии с установленном порядке;
    • анализ экспертных заключений, оценка участников;
    • принятие решения о /уторговывания;
    • проведение переговоров с участниками;
    • принятие решения о выборе победителя закупочной процедуры;
    • принятие решения об отказе от проведения закупочной процедуры;
    • принятие решения об отстранении участника закупки от участия в процедуре закупки на любом этапе ее проведения при установлении факта нарушения участником закупки требований, зафиксированных в извещении/документации о закупке;
    • принятие решения о завершении процедуры без выбора победителя;
    • предварительное согласование извещения и документации о закупке либо существенных условий закупки;
    • согласование изменений договоров, заключенных по результатам конкурентных закупок.
    • осуществление иных функции, предусмотренных, локальными нормативными актами, организационно-распорядительными документами.

    Состав комиссии

    Традиционно выделяются несколько ролей в составе комиссии:

    1. Председатель комиссии . Помимо функций члена комиссии выполняет ряд «специальных» обязанностей:

    • осуществляет общее руководство работой комиссии;
    • объявляет заседание правомочным или выносит решение о переносе заседания ввиду отсутствия кворума комиссии;
    • открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
    • назначает члена комиссии, осуществляющего вскрытие конвертов с заявками на участие, поданных на соответствующую процедуру (при проведении закупки без использования функционала ЭТП);
    • оглашает сведения, подлежащие объявлению на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
    • проводит процедуру переторжки (при проведении закупки без использования функционала ЭТП);
    • определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов;
    • выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе комиссии экспертов.

    2. Заместитель председателя комиссии . В случае отсутствия председателя выполняет его функции. В иных случаях выполняет функции члена комиссии.

    3. Члены комиссии:

    • знакомятся с материалами, относящимися к процедуре закупки, в том числе, документами, составленными при проведении процедур закупки;
    • принимают решения в соответствии с правилами проведения процедуры закупки, установленными документацией процедуры закупки и ;
    • формируют собственное мнение относительно допуска, отказа в допуске участника к участию в процедуре закупки;
    • осуществляют оценку и сопоставление заявок участников процедур закупки согласно методике оценки, установленной в документации процедуры закупки.

    4. Секретарь комиссии :

    • осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний комиссии;
    • ведет протоколы заседаний комиссии;
    • информирует членов комиссии о заседаниях комиссии уведомлениями, содержащими, в том числе, повестку заседания комиссии;
    • обеспечивает своевременное направление членам комиссии материалов по вопросам повестки заседания;
    • информирует лицо, имеющее право произвести замену комиссии о том, что член комиссии не имеет возможности присутствовать на заседании комиссии.
    • включать в состав комиссии нечетный состав членов комиссии с «правом голоса» (3, 5 человек и более);
    • количество членов комиссии и профиль их деятельности должны быть адекватны предмету закупки. Количество членов комиссии не ограничено, но не рекомендуется включать слишком расширять состав комиссии;
    • формировать «резервный» состав комиссии. В приказе о создании комиссии указать поименный список лиц, которым передаются права и обязанности члена комиссии в случае его отсутствия; либо в приказе о создании комиссии указать только структурное подразделение/отдел, представители от которого должны входить в состав комиссии (в этом случае персональный состав определяется дополнительно, непосредственно перед проведением процедуры).

    Порядок работы закупочной комиссии

    Работа комиссии не регламентирована 223-ФЗ, поэтому заказчики могут устанавливать удобный для себя порядок работы. При этом должны быть учтены требования части 4 статьи 447 ГК РФ: «Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.»

    Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

    Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

    При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

    • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
    • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
    • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
    • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
    • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
    • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
    • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
    • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
    • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
    • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

    Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

    Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

    Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.

    • допуск/отказ в допуске: решающий голос какого-либо члена комиссии, «автоматический» перевес в сторону «допуска» или «отказа в допуске»;
    • равенство баллов при оценке: решающий голос какого-либо члена комиссии, право первой подачи, жребий.

    Ответственность членов комиссии

    1. Ответственность, предусмотренная внутренними локально-нормативными актами и организационно-распорядительными документами.
    2. КоАП (действующая редакция) не предусматривает ответственности членов комисии.
    3. Проект изменений в КоАП, принятый в первом чтении 20.12.2013 не содержит изменений в статью 2.4. в части ответственности членов комиссии или руководителя за нарушение норм 223- ФЗ.

    Исходя из текста редакции на 20.12.2013 ответственность распространяется на юридическое лицо.

    Вопросы слушателей

    Вопрос: Какими нормативными документами прописываются функции и полномочия комиссии?

    Ответ : Обычно функции прописываются в положении о закупке, в приказе о создании закупочной комиссии, положении о работе комиссии.

    Вопрос : В закупочной комиссии нет секретаря. Правильно ли это?

    Ответ : Нельзя сказать, что это неправильно, так как нет четко установленных норм и правил, регламентирующих состав комиссии. Комиссия должна выполнять определенные функции. Приведенный пример состава комиссии на слайде может служить лишь рекомендацией для организации работы.

    Вопрос : Может ли комиссия по 44-ФЗ и по 223-ФЗ быть одной и той же?

    Ответ : Заказчик может создать закупочную комиссию по 44-ФЗ , а потом, при создании комиссии по 223-ФЗ, указать тот же состав, если речь идет о небольшом количестве сотрудников в организации. Либо распространить жесткий порядок работы комиссии по 44-ФЗ и на 223-ФЗ, но я бы не рекомендовала поступать таким образом, поскольку для комиссии по 223-ФЗ автоматически устанавливаются такие же жесткие рамки работы, как по 44-ФЗ.

    Вопрос : Может ли секретарь комиссии выполнять функции председателя комиссии?

    Ответ : Может, если это закреплено внутренними нормативными документами.

    Вопрос : Нужна ли комиссия при на сумму более 100 тыс. руб.?

    Ответ : Это зависит от того, какие функции изначально возлагаются на комиссию. Внутренними документами на комиссию может быть возложено согласование таких закупок (у единственного поставщика свыше определенной суммы по определенным видам продукции).

    Вопрос : Могут ли в состав комиссии входить сторонние лица?

    Ответ : Да, но привлекать независимых экспертов или иных третьих лиц рекомендуется только на основании договора с четким указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

    Вопрос : Кто разрабатывает положение о работе комиссии?

    Ответ : Любой, кто уполномочен на это организацией (сотрудник, привлеченные лица), но положение должно быть утверждено в порядке, установленном в организации.

    Вопрос : Являются ли Положение и Порядок работы комиссии обязательными документами или достаточно приказа о создании комиссии?

    Ответ: Положение о работе комиссии, Порядок работы комиссии - не обязательные документы. Приказа о создании комиссии достаточно, если в нем указан порядок ее работы. Однако обычно функции и порядок работы комиссии закрепляются отдельным документом. Чаще всего это Положение о работе комиссии, которое является приложением к приказу.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ