Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Исполнительное производство выступает заключительной стадией судебного разбирательства. Этот этап присутствует при рассмотрении как гражданских споров, так и уголовных дел.

Нормативная база

ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется реализация постановлений судебных и иных органов и их должностных лиц, обладающих полномочиями по возложению на организации, граждан, Россию и ее регионы обязанности по предоставлению другим субъектам либо передаче в соответствующие бюджетные фонды денежных средств и прочего имущества. В нормативном акте устанавливаются правила назначения определенных действий в пользу указанных лиц или воздержания от них. Рассмотрим некоторые положения ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с комментариями).

Задачи и принципы

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с изменениями) установлены цели деятельности уполномоченных структур. В их задачи входит обеспечение правильного и своевременного исполнения актов судебных и прочих инстанций, а также должностных лиц, а в предусмотренных нормами случаях — других документов для защиты нарушенных свобод, интересов и прав организаций и граждан. В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» установлены принципы, на которых основывается работа компетентных органов:

  1. Законность.
  2. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
  3. Обеспечение уважения достоинства и чести граждан.
  4. Неприкосновенность минимума имущества, которое необходимо для существования должника и его родственников.
  5. Соотносимость объема требований и принудительных мер.

Уполномоченные структуры

В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с изменениями) вопросы о принудительной реализации актов судебных и иных инстанций, а также должностных лиц относится к компетенции ФССП. Непосредственное осуществление полномочий возлагается на судебных приставов структурных подразделений службы. Деятельность должностных лиц регламентируется ФЗ-229, а также нормативным актом, регулирующим работу ФССП, и прочими юридическими документами.

Обязательность требований

Закон РФ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что предписания, вынесенные судебными приставами, распространяются на все государственные, местные структуры власти, организации и население. Постановления подлежат неукоснительной реализации на всей территории России. При невыполнении законных требований служащих ФССП они вправе применить меры, установленные рассматриваемым нормативным актом. Нарушители или лица, уклоняющиеся от осуществления вмененных им обязанностей, подлежат привлечению к ответственности.

Обязанные субъекты

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» определяется круг лиц, которые должны реализовывать вынесенные ФССП постановления. К ним, в частности, относятся органы, организации, в том числе государственные, местные структуры, банковские и кредитные учреждения, должностные лица, граждане. Выполнение требований судебных приставов физическими, юрлицами, местными и федеральными институтами власти осуществляется на основании исполнительных документов.

Порядок реализации постановлений банковскими и кредитными учреждениями

Он устанавливается в ст. 8 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Документы, на основании которых банковское или иное кредитное учреждение будет реализовывать требования, могут быть направлены непосредственно взыскателем. Вместе с этими бумагами субъект представляет заявление. В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в нем должны присутствовать:

  1. Реквизиты счета взыскателя. На него будут перечисляться средства должником.
  2. Ф.И.О. гражданство, реквизиты документа, которым удостоверяется личность субъекта, его место пребывания/проживания, ИНН (при наличии), сведения миграционной карты, а также документа, которым подтверждается право на нахождение на территории России. Если взыскателем выступает юрлицо, указывается его название, ИНН либо код зарубежной организации, номер и место госрегистрации, юридический адрес.

Представитель заявителя должен представить документ, подтверждающий его полномочия. Если исполнительный лист был отправлен в банковское или иное кредитное учреждение после отзыва у него лицензии, бумага возвращается отправителю.

Особенности взыскания периодических платежей

Исполнительный лист на сумму менее 25 тыс. руб. может направляться на предприятие либо лицу, осуществляющему должнику выплату пенсии, зарплаты, стипендии либо других средств, непосредственно самим взыскателем. Вместе с этим документом заинтересованный субъект представляет заявление. В нем в соответствии с ФЗ РФ-229 «Об исполнительном производстве» указываются:

  1. Реквизиты счета в банке, на который будет осуществляться перечисление удержанных средств, или адрес, по которому их надлежит переводить.
  2. Ф.И.О. сведения о документе, удостоверяющем личность взыскателя-гражданина, или наименование, ИНН/код зарубежной организации, номер и место госрегистрации, адрес расположения (для юрлица).

Требования к ИЛ

В исполнительном листе кроме постановления пристава, судебного приказа, а также соглашения о выплате алиментов, удостоверенного нотариально, должны присутствовать:

  1. Название и адрес суда либо другого органа, выдавшего ИЛ, фамилия и инициалы уполномоченного служащего.
  2. Наименование и номера материалов или дела, в соответствии с которыми выписан исполнительный документ.
  3. Дата вынесения постановления суда или акта иного органа/должностного лица.
  4. Календарное число вступления документа-основания в действие либо указание на незамедлительное его исполнение.
  5. Данные о взыскателе и должнике.
  6. Резолютивная часть постановления суда или другого органа/служащего. В ней должны содержаться требования, указывающие на возложение на должника обязанностей по передаче взыскателю денег либо прочего имущества, совершению определенных действий в пользу последнего либо воздержанию от них.
  7. Дата выдачи ИЛ.

В случае предоставления до выдачи ИЛ отсрочки либо рассрочки выполнения требований в документе должен быть указана дата, с которой начинает течь срок их исполнения. Акт, полученный на основании судебного постановления или являющийся им, заверяется подписью судьи и гербовой печатью. ИЛ, выданный в соответствии с документом иного органа, удостоверяется росписью уполномоченного лица этой инстанции и ее печатью. Содержание нотариального соглашения о выплате алиментов, а также судебного приказа определяется федеральным законодательством. Данные документы подписываются теми лицами, которыми они были приняты или удостоверены, а также заверяются печатью.

Ст. 50 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»

В этой норме установлены обязанности и права участников отношений. Сторонам производства разрешается:

  1. Знакомиться с материалами дела.
  2. Делать выписки, снимать копии документов.
  3. Представлять дополнительные бумаги и сведения.
  4. Заявлять ходатайства.
  5. Принимать участие в исполнительных действиях.
  6. Давать письменные и устные объяснения, приводить доводы по вопросам, возникающим в ходе процессуальных процедур.
  7. Выражать возражения против ходатайств других лиц.
  8. Обжаловать постановления пристава, заявлять отвод.

Этот перечень не считается исчерпывающим. В нормативных актах могут предусматриваться и иные права субъектов. Стороны производства могут заключить мировое соглашение до окончания производства. Участники отношений несут обязанности, установленные рассматриваемым и иными нормативными актами.

Ст. 101 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Нормативным актом определяется перечень доходов, на которые не может обращаться взыскание. В статье 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» указаны следующие их виды:

  1. Денежные суммы, полученные в качестве возмещения вреда, нанесенного здоровью.
  2. Средства, выплаченные для компенсации ущерба, связанного со смертью кормильца.
  3. Суммы, предоставляемые гражданам, которые получили увечья (контузии, травмы, ранения) в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей, а также их родственникам в случае гибели указанных лиц.
  4. Компенсации за счет бюджетных средств субъектам, пострадавшим при техногенных или радиационных катастрофах.
  5. Пособия, выплачиваемые гражданам по уходу за нетрудоспособными лицами.
  6. Ежегодные/ежемесячные денежные суммы, начисляемые согласно нормативным актам гражданам отдельных категорий. К ним, в частности, относят компенсации стоимости лекарств, проезда и так далее.
  7. Суммы, которые выплачиваются в качестве алиментов, предоставляемые на содержание несовершеннолетних лиц на период проведения розыска их родителей.
  8. Компенсационные отчисления, предусмотренные в законодательстве о труде. К ним относят выплаты, связанные с командировкой, приемом, переводом, направлением на работу в иную местность, с изнашиванием инструментов, принадлежащих сотруднику, а также суммы, предоставляемые предприятием на случай рождения ребенка, смерти родственников, регистрации брака.
  9. Страховые выплаты по ОСС, кроме пенсий по старости, инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности.
  10. Средства семейного (материнского) капитала, предусмотренные в ФЗ № 256.
  11. Пенсии, выплачиваемые в связи с потерей кормильца, и дополнительные суммы к ним.
  12. Пособия лицам, имеющим детей, предоставляемые за счет федеральных, местных и региональных бюджетных средств, внебюджетных госфондов.
  13. Суммы материальной (единовременной) поддержки в связи со стихийными бедствиями или прочими чрезвычайными обстоятельствами, террористическим актом, смертью родственника в форме гуманитарной помощи, а также за оказание содействия в обнаружении, пресечении, предупреждении и раскрытии преступлений.
  14. Частичная или полная компенсация стоимости путевок, кроме туристических, предоставляемых работнику или его родственникам, в том числе детям, не достигшим 16 лет, инвалидам, не состоящим в штате данного предприятия, в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России.
  15. Суммы возмещения проезда к месту прохождения оздоровления или лечения и обратно, сопровождающих лиц в том числе, если это предусматривается федеральными нормативными актами.
  16. Социальные выплаты на погребение.

Читайте также: Какой должен быть аванс по закону

Особое правило установлено в отношении алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних граждан, а также компенсаций вреда, возникшего вследствие смерти кормильца. Ограничения по обращению взыскания на указанные суммы, предусмотренные в пунктах 1 и 4 ч. 1 статьи 101 рассматриваемого федерального закона, не применяются.

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Почему вы никогда не видели птенца голубя? Отправьтесь на любую городскую площадь, и, без сомнения, вы увидите сотни голубей, которые летают возле прохожих. Но, несмотря на такое большое количе.

До ужаса красивы:15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно Пластическая хирургия среди звезд остается невероятно популярной и по сей день. Но проблема в том, что раньше результат не всегда оказывался идеальным.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об исполнительном производстве"

Судебная практика и законодательство - 229-ФЗ Об исполнительном производстве

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющий условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, в части 3 статьи 67 возлагает обязанность на уполномоченных лиц Федеральной службы судебных приставов направлять должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы копии постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования. Считает, что статья 848 Гражданского кодекса Российской Федерации не может применяться, так как в заявлении ставится вопрос о нарушении прав при осуществлении исполнительного производства, а не об операциях для клиентов банков, предусмотренных для счетов данного вида. Также полагает, что применению подлежат нормы Закона об исполнительном производстве и главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации «Представительство. Доверенность». Указывает, что обжалуемая в части норма противоречит пункту 2 статьи 22. статьям 12. 15. 182. 393. 845. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 8. 57. 70 Закона об исполнительном производстве, полагая, что, по смыслу указанных норм. банк обязан перечислить денежные средства на счет представителя взыскателя при наличии у последнего надлежаще оформленной доверенности на совершение предусмотренных законом действий.

В отличие от Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» БК РФ не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со ст. 242.2 БК РФ.

Ссылка в апелляционной жалобе Ч. на неправильное применение судом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона об исполнительном производстве, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергает выводы суда первой инстанции и не свидетельствует о незаконности решения.

2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

8. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 6 статьи 242.2) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (пункт 8 статьи 242.3) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 242.4) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 статьи 242.5). При этом, если счета федеральному бюджетному учреждению, бюджетному учреждению субъекта Российской Федерации, муниципальному бюджетному учреждению открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 13 статьи 242.3. пункт 12 статьи 242.4. пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Читайте также: Залоговый кредитор в банкротстве

Исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом, который подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, т.е. с применением мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной и подлежит списанию по истечении трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Задолженность признается безнадежной при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае невозможности установить местонахождение должника и его имущества; в случае отсутствия у должника имущества, денежных средств, иных ценностей, на которые может быть обращено взыскание; в случае ликвидации организации.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ) 2017

Запомни: Договор-Юрист
- это юристы, кодексы и бланки

Раздел «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)» всегда поддерживается в актуальном состоянии (проверено 31.05.2017), и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона с изменениями и дополнениями. Также закон содержит комментарии к статьям. Наш консультант ответит на ваши вопросы плюс даст ссылки на нужные статьи закона.

Обновления кодексов

Ответы юристов

Кодексы РФ

Юристы Санкт-Петербурга

Чтобы попасть в список юристов Санкт-Петербурга, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

Активные юристы

ответов за неделю: 20

ответов за неделю: 8

ответов за неделю: 7

ответов за неделю: 4

Лучшие юристы

Телефон: +7 9108655362

г. Нижний Новгород

Типовые договоры

Информация

О разделе «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции кодексов и законов РФ. Комментарии к статьям вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 122 Закон об исполнительном производстве », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Любой консультант на сайте готов принять ваши заявки, однако ответ не гарантируется.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

1.Фз о судебных приставах и об исполнительном производстве

2. Структура службы судебных приставов.Организация работы районного отдела судебных приставов

В службу судебных приставов входят:

* департамент судебных приставов Министерства юстиции Рф, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Рф;

* служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Рф (далее — Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

* службы судебных приставов органов юстиции субъектов Рф (далее — службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Рф — главными судебными приставами субъектов Рф;

* районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно — территориальному делению субъектов Рф подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов — исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

3.Правовой статус судебного пристава исполнителя. Праваи обязанности судебного пристава-исполнителя.

Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судовобязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивать охрану зданий, совещательных ком’ нат и судебных помещений в рабочее время.

Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

Список сокращений

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ – Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности – Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) “О банках и банковской деятельности”

Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ – Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”

Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”

Закон о судебных приставах – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах”

Закон об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС – комиссия по трудовым спорам

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”

ФССП России – Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

——————————–

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский” отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что “право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть “суда” (дело Hornsby c. Grece – Rec. 1997-II, fasc. 33)”.

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

——————————–

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 – 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов – федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт – исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц – судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона “Об исполнительном производстве” . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

——————————–

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 “Исполнительное производство” сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 “Лица, участвующие в исполнительном производстве” и гл. 7 “Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения” содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 – 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа – о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону “Об исполнительном производстве” 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему “Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды” для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон “Об исполнительном производстве”.

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат – гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА – гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права – ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА – п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 – 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе – ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА – гл. 14 – 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);

Сфера права, которую регулирует закон об исполнительном производстве развивается быстро, динамично, поэтому законодательство должно своевременно реагировать на потребности граждан, организаций, Российской Федерации.

Для этого в 2007 г. был принят новый закон, он не внес никаких революционных решений в сравнении с утратившим силу, но существенно усовершенствовал существовавший порядок применения норм.

Закон об исполнительном производстве 2018 действующая редакция

Настоящий закон принят в 2007 г. (2 октября), вступил в силу в 2008 г. (февраль), а последняя его редакция заработала в марте 2018 г., она усовершенствовала условия выполнения судебных решений в установленные сроки.

Также данный документ указывает, что каждый из судебных исполнителей должен основывать любое свое действие не только на принципах своевременности, но и соблюдая законность, не допуская унижение личности. Основанием для внесения поправок в данный акт является каждый принятый Думой ФЗ о внесении изменений.

Постатейный текст бесплатно

Внесение изменений в данный документ регулярный, частый процесс, поэтому, чтобы его скачать нужно искать не просто постатейный текст об исполнительном производстве бесплатно, но и его действующий вариант с соответствующими дополнениями. Не запутаться поможет онлайн-консультант, также он поможет разобраться с комментариями.

Не рекомендуется использовать печатный закон, так как издание книги требует время, за которое выйдет свежее дополнение, поправки и книга станет неактуальной. Также на рынке присутствует аудикнига на русском языке, она удобна, но уже давно не последней редакции.

Сгорают ли штрафы ГИБДД

Почему-то часто в Интернет встречается вопрос о том, когда сгорают штрафы ГИБДД. Ответственность за нарушение может аннулироваться в связи со сроком давности, но никак не «сгореть». Но поскольку процедура длительная, причем часто накладная, то лучше ее избегать.

Чтобы не платить штраф потребуется игнорировать требование об уплате в течении 60 дней с момента, когда закончился срок обжалования. По истечению этого времени дело передадут в суд, который увеличит размер штрафа. В производстве дело будет 2 года, во время которых нужно избежать ареста, общественных работ, которые могут быть назначены.

По прошествии указанного времени вопросом займутся приставы, от которых будет зависеть взыскание штрафа. От судоисполнителей можно ожидать их обычных мер, например, прихода домой, на работу. Также исполнение предусматривает принудительное высчитывание денег из зарплаты, согласно настоящего закона может быть выполнен арест имущества, к тому же придется уплатить исполнительный сбор.

Если гражданин будет всячески противиться действиям приставов, избегая встречи с ними или, когда отсутствуют доходы, имущество, то их задача не будет выполнена — произойдет приостановление по делу, а по истечении еще 2 лет такое производство закроют. После этого требовать выплату штрафа больше не будут. То есть гораздо проще уплатить и забыть, чем несколько лет уклоняться.

ФЗ об исполнительном производстве действующая редакция 2018 год

Новая редакция данного документа содержит основания для возбуждения производства, его приостановления, также она гарант, что права человека при этом нарушены не будут, как взыскателя, так и должника. На основании закона пристав-исполнитель может вынести отказ о начале производства, а также остановить производство.

Приостановление по делу

Действующая статья 40 призвана устанавливать основания для приостановления судебного исполнительного производства. Там сказано, что приостановление может быть полным, частичным, а далее указываются причины в законе, когда такое может стать фактом:

  1. В случае смерти любого должника.
  2. Если должник лечится на стационаре.
  3. Если человек потерял дееспособность.
  4. Участие человека в боевых действиях.
  5. Если арбитражный суд принял решение о банкротстве (банкротом может быть физическое лицо и организация).

Также данный процессуальный правовой документ позволяет использовать правило о приостановлении, когда должника призвали на срочную службу. Если производится розыск должника, причем не важно какого — не платит ли он алименты или штрафы.

В текущей редакции сказано, если суд принял к рассмотрению иск по которому требуется рассрочка, отсрочка взыскания, то это тоже причина приостановления. Еще одно условие для такой процедуры, это подача приставом документов в ФНС на арест имущества согласно с частью первой ст. 94.

Ограничение выезда за границу: реально ли?

В настоящее время ограничение выезда за границу реально. Такой запрет может наложить только суд, выезд будет запрещен до исполнения обязательств. Например, принятый недавно закон о банкротстве граждан позволяет таким образом ограничивать права должников, чтобы гарантировать их своевременный расчет с кредиторами.

Но при необходимости предусмотрено снятие такого ограничения, если человек обоснует свою позицию, принимает решение об этом тот же судебный орган (в некоторых случаях иной) исполнительного производства.

Об исполнительном производстве федеральный закон

Данный ФЗ об исполнительном производстве 2018 действующая редакция которого вступила в действие в марте, она имеет понятно, прозрачно описанные меры, которые могут применять приставы, получив исполнительный лист.

Особенно это касается обращения взыскания на имущество, зарплаты людей. Документ в силе подробно регулировать порядок наложения ареста, оценки, реализации любого имущества. Причем изменение закона уже учло нововведение о статусе банкрот, который может получить российский гражданин.

Нашло свое отражение, то что появился Кодекс административного судопроизводства, где содержится не одно требование, положение, влияющее на исполнительное производство, а также на полномочие приставов. В документ внесены изменения в право граждан обжаловать решение пристава, как того требует Конституция РФ, этому удалено особое внимание, поэтому выделена отдельная глава.

Также еще когда составлялся проект данного закона, то учитывалось мнение Конституционного Суда. Это сделано, чтобы снизить вероятность нарушения прав людей при исполнении решений суда, когда выполняется принудительный метод реализации имущества.

Последняя редакция с изменениями

Дата принятия данного закона октябрь 2007 г., с тех пор Российская Федерация постоянно модернизировала этот основной документ, регламентирующий исполнительное производство. Это делается для решения сразу двух задач — своевременного, законного взыскания долга, при этом не должны нарушаться права, достоинство должника.

Новая редакция появляется раз в несколько месяцев, например, предпоследний вариант закона был утвержден на декабрь 2015 г., а действующая последняя редакция вступила в силу в марте 2016, причем и в нее уже вносились изменения.

Федеральный закон об исполнительном производстве последняя редакция, которого появляется по нескольку раз в год, будет таким же образом поддерживать статус актуального, пока новые требования не сделают необходимым принятие совершенно нового закона, например, старый федеральный закон (1997 г.) просуществовал 10 лет, после чего стало понятно, что он безвозвратно устарел.

Подобные законы действуют во всем мире, включая страны ближнего зарубежья, например, на территории Украины, Республики Беларусь, такой же закон имеет Казахстан. Что очень удобно, так как дает возможность взыскивать долги в соседних странах понятными методами.

Ярким примером тому может быть массовое взыскание, которое проведет Украина, а точнее ее банки через российских приставов в 1,4 млрд рублей, их отказываются платить их заемщики в РК и которые пытаются сейчас изыскать коллекторы с Краснодара. Но по слухам не особенно успешно, так как у людей накопились большие долги за годы не проплат, что требует обращения в суд.

Розыск должника

Такое мероприятие, как розыск должника проводится в случаях:

  1. Если без должника невозможно выполнить не имущественное требование.
  2. Если требования исполнительного документа превышают 10 тыс. рублей.

Кроме данного документа правовое обоснование розыска дает Закон о приставах.

ФЗ об исполнительном производстве действующая редакция 2018 год скачать можно

Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" формулирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется принудительная реализация судебных постановлений, актов иных органов и лиц, имеющих полномочия возлагать на субъектов обязанности передавать другим организациям, гражданам или в бюджет денежные средства и прочее имущество, либо совершать в пользу указанных лиц конкретные действия, а также воздерживаться от какой-либо деятельности.

Задачи системы

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая публикация) в качестве основной функции института называет обеспечение своевременной реализации постановлений судов, актов прочих органов и лиц для защиты нарушенных свобод, прав и интересов организаций и граждан, а также в целях соблюдения обязательств по международным соглашениям. В случаях, предусмотренных нормами, указанные задачи распространяются и на иные документы.

Принципы

Их устанавливает 4 ст. Закона "Об исполнительном производстве". К основополагающим принципам нормативный документ относит:

  1. Уважение достоинства и чести гражданина.
  2. Законность.
  3. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
  4. Неприкосновенность минимума имущества, который необходим для существования должника и его родственников (членов семьи).
  5. Соотносимость объема требований, предъявляемых взыскателем, и мер принуждения.

Уполномоченные органы

В качестве них 229 Закон "Об исполнительном производстве" называет структуры ФССН. Непосредственную реализацию указанных выше функций нормативный акт возлагает на судебных приставов подразделений местных (территориальных) органов службы. Полномочия указанных должностных лиц устанавливает рассматриваемый Закон. ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает обязательность соблюдения требований пристава для всех органов местного, государственного управления, организаций и граждан на всей территории страны. При нарушении данного положения уполномоченное лицо вправе применять принудительные меры.

Банк данных

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предписывает ФССН создавать и вести, в электронной форме в том числе, информационную базу. В ней должны присутствовать сведения, необходимые для реализации задач по своевременному принудительному выполнению судебных постановлений и актов иных органов и лиц. Порядок, в соответствии с которым формируется и ведется банк данных, устанавливается главным судебным приставом.

Общедоступная информация

К таким данным Закон "Об исполнительном производстве" относит:

Важный момент

Закон "Об исполнительном производстве", устанавливает, что приведенные выше сведения становятся общедоступными до даты завершения либо прекращения процедуры взыскания. Исключением являются случаи объявления должника в розыск (или его имущества), а также поиска ребенка. Последние считаются общедоступными до даты обнаружения материальных ценностей или указанных лиц. Исключением являются также сведения о возвращении ИЛ взыскателю по основаниям п. 3 и 4 ч. 1 статьи 46 рассматриваемого нормативного акта, данные о завершении производства по основаниям, сформулированным в п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47. Эта информация считается общедоступной на протяжении трех лет с даты окончания процедуры. Закон "Об исполнительном производстве" предписывает направление информации, необходимой для погашения задолженности по ИЛ, в государственную информсистему о муниципальных и государственных платежах.

Должники

В случаях, которые предусматривает Закон "Об исполнительном производстве", требования, которые присутствуют в постановлениях суда, других актах должностных лиц и структур, соблюдаются организациями, в том числе государственными, муниципальными учреждениями, банками и прочими кредитными компаниями, служащими и физлицами. Порядок устанавливает рассматриваемый нормативный документ.

Финансовые институты

Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает направление акта, содержащего соответствующие требования, взыскателем непосредственно в банковскую или иную кредитную организацию. Вместе с данным документом субъект должен предъявить:

  1. Реквизиты расчетного счета, на которые должны поступить средства от должника.
  2. Личные данные. К ним относят, имя, фамилию, отчество (при наличии), гражданство, место проживания/адрес пребывания, реквизиты документа, по которому удостоверяется личность взыскателя, идентификационный номер плательщика налогов (если он имеется), сведения из миграционной карты и бумаги, подтверждающей право на жительство/пребывание на территории страны гражданина-взыскателя.
  3. Реквизиты организации. Если взыскателем выступает юрлицо, необходимо предоставить сведения о названии, ИНН (код иностранной компании), номер госрегистрации, адрес места расположения.

Представитель субъекта должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также информацию, указанную выше в п. 2.

Установление сроков

Закон "Об исполнительном производстве" (действующая редакция) определяет, что исчисление осуществляется в днях, месяцах, годах. Сроки устанавливаются календарной датой, периодом, в рамках которого должно быть произведено действие, указанием на какое-либо событие. Течение срока начинается со следующего дня после наступления факта, которым определено начало, или календарной даты.

Окончание периода

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, что срок, который исчисляется годами, заканчивается в соответствующий день и месяц последнего года. Месячный период оканчивается в установленное число последнего м-ца. Если соответствующего дня нет в периоде, то завершение срока происходит в последний его день. Если последняя дата является нерабочей, то числом окончания будет следующий за ним рабочий день.

Пропуск срока

Если период по каким-то причинам пропущен, это не освобождает от обязанности выполнить установленные в исполнительном документе требования. Вместе с этим нормативный акт предусматривает ответственность за несвоевременное погашение обязательства. При пропуске срока обжалования вышестоящему служащему ФССП бездействий/действий или постановлений влечет возврат обращения без рассмотрения его по существу. Жалоба в этом случае считается неподанной.

Восстановление периода

Пропущенный срок для подачи жалобы может быть возвращен, если одновременно будет направлено ходатайство об этом с указанием причин пропуска. Если служащий, рассматривающий обращение, признает их уважительными, а время подачи соответствующих документов разумным, период может быть восстановлен. Такое решение не оформляется отдельным постановлением. Восстановление срока выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу. В случае отказа должностное лицо оформляет постановление. Копия этого документа должна быть отправлена заявителю не позднее следующего после вынесения решения дня. Данный документ может быть обжалован в установленном в законодательстве порядке. В случае пропуска срока для обращения в суд восстановление его осуществляется по процессуальным правилам.

Начало процедуры

Возбуждение производства осуществляется в соответствии с исполнительным документом по заявлению взыскателя. Допускается обращение представителя, имеющего документ, подтверждающий его полномочия. В заявлении может присутствовать ходатайство о применении ареста в отношении имущества для обеспечения исполнения требований, которые содержатся в исполнительном документе. В нем также могут приводиться ограничения для должника. Взыскатель может в заявлении указать сведения о лице, на которого накладывается взыскание, приложить документы, в которых присутствует информация о нем и прочие данные, имеющие существенное значение и способствующие своевременному и полному выполнению требований.

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.

В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.

Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.

Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:

  • своевременность применения мер к должнику;
  • уважение его чести и достоинства;
  • неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
  • соразмерность применяемых мер объему требований.

Кто и как должен исполнять судебные решения

Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.

Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.

Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.

Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .

Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.

В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.

В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.

Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.

Значение документов в исполнительном производстве

В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).

Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:

  • исполнительный лист суда;

  • судебный приказ;

  • нотариальное соглашение об алиментах;

  • удостоверение КТС;

  • акты ПФР и ФСС;
  • акты надзорных органов;
  • постановление другого пристава;
  • исполнительная надпись нотариуса и т.д.

Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.

Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.

Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.

Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.

Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.

После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.

Самые распространенные причины отказа:

  • отсутствие заявления;
  • неверно выбран территориальный отдел ФССП;
  • срок исполнения документа истек;
  • документ не отвечает необходимым требованиям;
  • ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
  • судебный акт еще не имеет законной силы.

Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.

Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.

Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.

Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.

В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.

Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.

Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.

Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.

Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.

Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.

Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .

Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.

Участники правоотношений, их права и обязанности

Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.

Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.

На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.

Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:

  • непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
  • содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.

Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.

В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.

Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения

Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:

  • вызывать к себе стороны или их представителей;
  • получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
  • проверять финансовую документацию;
  • давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
  • свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
  • входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
  • арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
  • выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
  • производить розыск самого должника или его имущества;
  • взыскивать полагающийся сбор.

Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.

Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.

К числу таких мер относятся:

  • Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.

Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.

  • Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
  • Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.

Лишение должника водительских прав

Права управлять автомобилем, мотоциклом, морским или речным судном, а также авиатранспортом могут лишиться далеко не все должники.

  • об алиментах;
  • о возмещении вреда здоровью и жизни или потери кормильца;
  • о компенсации материального и морального ущерба от преступления;
  • о нематериальных обязательствах в отношении детей;
  • об уплате штрафа за нарушение ПДД.

О применении такого способа принудить должника к выполнению своего обязательства может заявить взыскатель.

Но пристав и сам вправе принимать подобное решение. Однако, применение этой, как показывает практика, действенной меры обставлена рядом ограничений.

Она не может применяться к должнику, если:

  • основной источник дохода связан с управлением транспортом (водитель, пилот и т.д.);
  • транспорт жизненно необходим семье должника (удаленное место жительства при отсутствии иного транспорта);
  • должник пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью себя или члена семьи, особенно ребенка;
  • сумма долга не более 10 000 р;
  • исполнение было приостановлено.

Отличие от изъятия прав за нарушение ПДД заключается в отсутствии на этот счет судебного решения. Достаточно постановления, подписанного старшим приставом-исполнителем.

И сдавать удостоверение придется не в ГИБДД, а в ФССП. Вернуть его можно после выполнения предписанных судом действий или прекращения исполнительного производства.

Информация об ограничении права передается Федеральную базу.

Принудительное взыскание денежных средств

Чаще всего в ФССП обращаются для помощи при взыскании денежных средств. Поэтому главным способом исполнения этого, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» называет обращение взыскания на имущество.

Это могут быть денежные средства, при их недостаточности – вещи или ценные бумаги. Общий порядок применения подобной меры будет следующим:

Даже при недостаточности денежных средств, часть имущества должника-физического лица не может быть изъята. В перечень входят:

  • единственное жилое помещение, если только оно не находится в залоге;
  • земельный участок под таким жилищем;
  • личные вещи, исключая драгоценности;
  • предметы обихода, за исключением так называемых предметов роскоши;
  • профессиональные инструменты и оборудование, стоимостью до 100 ;
  • племенной или продуктивный скот, корма, подсобные помещения, семенной фонд;
  • продукты для семьи;
  • минимальная денежная сумма;
  • призы и награды.

Если сумма задолженности не превышает потолка в 10 000 рублей, установленного законом, она может взыскаться из зарплаты.

Для этого, по месту работы передается требование пристава-исполнителя.

С момента его получения, бухгалтерия будет часть начисленных средств переводить на счет взыскателя.

Размер такого удержания устанавливается Трудовым законодательством и может в разных случаях быть равным 20, 50 или 70% от размера заработка. Согласия должника при этом не требуется.

Специальной мерой обеспечения сохранения имущества должника, будь то денежные средства, движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, будет арест.

То есть запрет владельцу распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться своим имуществом.

Изъятое имущество передается на хранение. Затем оно может быть оценено и реализовано с торгов.

Оспаривание и обжалование действий судебных приставов

К сожалению, не все сотрудники ФССП относятся к выполнению своих обязанностей добросовестно.

Для защиты прав, как взыскателей и должников, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность действия (или, напротив, бездействие) судебных приставов оспорить.

Для этого, на имя старшего судебного пристава подается жалоба. Сделать это необходимо в десятидневный срок с момента совершения действия, вынесения постановления или факта бездействия.

Иначе выйдет срок, предусмотренный законом для такого обращения. Если требуется обжаловать решение, подписанное старшим приставом-исполнителем, то жаловаться следует главному приставу субъекта РФ, в прокуратуру. также может быть составлена в виду неправомерных действий представителя ФССП.

Жалоба всегда подается письменно с указанием данных пристава, описанием совершенных им действий и ссылками на нормативные акты, согласно которым производится обжалование.

Прилагать подтверждающие документы не обязательно. При необходимости они будут затребованы дополнительно.

Судебный пристав, исполнительное производство. Юридическая помощь, консультация



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ