Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Места отбывания:

Исправительные центры в пределах тер-ии субъекта в кот проживал или был осужден

Исправительные центры на тер-ии другого суб-та(при отсутствии центра на тер-ии места жительства, в случае невозможности привлечения к труду) – по согласованию с органами УИ системы

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры и могут создаваться при исправительных учреждениях.

Направление осу3жденных к месту отбывания наказания:

Если осужденный на свободе, то следует за счет гос-ва к месту отбывания наказания самост

Осужденным которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами – за счет гос самост(территориальный орган исполнительной системы непосредственно или через учреждение исполняющее наказание не позднее 10 суток со дня получения приговора вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания; в предписании указывается срок)

Осужденные наход под стражой следуют к месту отбытия наказания под конвоем(по прибытию в чентр освобождаются из-под стражи). В случае уклонения о получении предписания, неприбытия к месту отбывания наказания, осужденный объявляется в розыск, подлежит задержанию до 48 часов, или до 30 суток. После задержания суд принимает решение о закл под стражу и замене принудительных работ лишением свободой

Исчисление сроков:

День прибытия в центр – начало

В срок засчитывается время задержания по подозрению, время задержания по стражей, время следования под конвоем в центр, время краткосрочных выездов

Не засчитывается в срок время самовольного отсутствия в центре свыше 1 суток

Порядок отбывания:

В центре действуют правила внутреннего распорядка

Осужденные находятся под надзором и обязаны:

1.выполнять правила внутреннего распорядка

2.работать там, куджа напрвить администрация центра

3. постоянно находиться на терр-ии центра, проживать в спец общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время и выходные без разрешения

4.участвовать без оплаты труда по благоустройству, в порядке очередности и в нерабочее время(не более 2 часов в неделю)

5.иметь при себе документ специальный

Краткосрочные выезды допускаются, для разрешения неотложных вопросов, 5 суток

Осужденным запрещается:

1.приобретать, хранить и использовать предметы и вещ-ва, в случае обнаружения этих предметов они подлежат изъятию

2. осужденные могут подвергаться обыску, а их вещи подлежать досмотру, помещения где они проживают тоже(основания и порядок определяется федер органом исполнительной власти)

Осужденные недопускающие нарушение правил и отбывшие не менее 1/3 срока, им разрешается проживать с семьей на арендованной или собст-ой площади вне центра, но в пределах МО на котором распр центр. Они обязаны явл для регистрации в центр не менее 4 раз в месяц.



Осужденные неимеющие взысканий администрации, им разрешается выезд за пределы центра на период отпуска

Осужденным разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего и профессионального образования по заочной форме, если учебное заведение в пределах МО где наход этот центр

Трудоустройство осужденных:

Обязанность трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией центра, с учетом пола, возраста, дееспособности, специальности

Условия труда: в соотв с трудовым законодательством, за искл приема, увольнения и перевода на другую работу, отказа от выполнении работы и предоставления отпусков

Перевод на другую работу осущ администрацией организации с администрацией центра, по возможности с учетом мнения осужденного

Не вправе отказаться

Отпуск ежегодный оплачиваемый 18 дней

Удержание из з\п:

Удержание в размере установленном приговором(5-20%)

Удержание для возмещения расходов по содержанию. Осужденным выплачивается не менее 20% от з\п. Возмещение расходов по содержанию производиться после удовлетворения всех требований(ФЗ «об исполнительном производстве»). О снижении размера удержаний – ходатайство осужденного в суд.

Администрация организаций, где работает осужденный:

Обеспечение привлечения к труду

Запрещение увольнения(за искл случаев, освобождения от наказания, перевод на другую работу или в другой центр, замена наказания, невозможность выполнения работы)

Удержание из з\п осужденного

Администрация исправительного центра:

Ведение учета осужденных

Организация бытового устройства

Обеспечение порядка и условий отбывания

Воспитательная работа

Меры по предупреждению нарушений

Принятие мер поощрения, взыскания

Подготовка осужденных к освобождению

Воспитательная работа, с учетом особенности личности и обст-в совершенного преступления:

Меры поощрения

– за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду

Досрочное снятие взыскания

Возможность выезда за пределы центра

Меры взыскания

За нарушение порядка условий отбывания: выговор, отмена проживания внеобщаги, водворение в помещение для нарушителей до 15 суток

Порядок применения мер поощрения и взыскания

Меры поощрения – начальником центра, либо лицом его замещающим

Меры взыскания – учитываются обст-ва совершения нарушения, личность осужденного, его предыдущее поведение

Взыскание налагается не позднее 10 суток(если проводилась проверка то со дня ее окончания, но не позднее 30 суток). Взыскание исполняется немедленно.

Материальная отв-ть осужденных:

За причинение материального ущерба гос-ву, ФЛ, ЮЛ, в размере и порядке установленном законодательством РФ

За причинение ущерба центру

Нарушение порядка и условий отбывания наказания:

Нарушение общ порядка, привлечение к административной отв-ти

Нарушение установленных Правил проживания в центре

Неявка в центр для регистрации без уважительных причин

Злостное нарушение:

Употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных вещ-в

Мелкое хулиганство

Неповиновение представителям администрации центра, при отсутствии признаков преступления

Изготовление, хранение и передача запрещенных предметов и вещ-в

Отказ от работы

Самовольное оставление центра

Несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, свыше 24 часов

Организация забастовок, либо иных групповых неповиновений, а равно участие в них

Злостным признается нарушитель - за совершение злостного нарушения, либо в течение 1 года 3 нарушения(решение принимает комиссия центра по представлению начальника центра). В отношении злостного нарушителя начальник центра направление в суд представление о замене принудительных работ лишением свободы. Этот осужденный выдворяется в помещение для нарушителей.

Уклонение от отбывания наказания:

Уклоняющийся от предписания

Не прибывший к месту отбывания в установленный предписанием срок

Не возвратившийся в центр по истечению срок разрешенного выезда

Самовольно оставивший центр, место работы или проживания, свыше 24 часов

Технические средства надзора и контроля:

Использование аудио-визуальных, электронных и иных тех средств(для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания наказания, для получения инф-ии о поведении осужденных)

О применении администрация уведомляет осужденного

Надзор осущ администрация. Если поведение осужденного создает угрозу для жизни и здоровья окружающих или осужденного, он м\б помещен в безопасное помещение для краткосрочного содержания, до 24 часов.

Материально-бытовое обеспечение:

Предоставление индивидуального спального места и постельных принадлежностей, норма 4 кв.метра

Обеспечение питанием, одеждой за счет собст-в средств, за искл робы для работ. Если средств осужденного нет, тогда гос-ву покупает, потом он возмещает.

Имеет право осужденный иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими

Расходы центра на оплату коммунально-бытовых услуг за счет доходов от осужденных

Медико-санитарное обеспечение:

Лечебно-профилактическая, санитарно-профилактическая помощь в соота в законодательством РФ

Обязательное соц страхование:

Подлежат

Подлежат обязательному пенсионному

Утратившие трудоспособность имеют право на возмещение ущерба

Принудительные работы – разновидность уголовного наказания, предусматривающая привлечение осужденного гражданина к выполнению работ с вычетом из его заработка определенной суммы.

Сроки, условия и исключения по применению к преступнику принудительных работ подробно регламентируются ст. 53.1 УК РФ.

Цели и условия назначения

Важно, что принудительные работы применяются в качестве смягченной замены лишению свободы. Они назначаются гражданам, виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а также за тяжкое деяние при условии, что оно совершено впервые.

Цели введения новой меры:

  • гуманизация российского уголовного закона,
  • расширение возможностей судей по применению наказания, отличного от лишения свободы.

Принудительные работы назначаются, если суд убежден, что труд поможет человеку быстрее встать на путь исправления.

Сроки и сущность

Обратите внимание

Особенности исправительных работ в том, что осужденному гражданину не предоставляются варианты «на выбор». Работы отбываются в назначенной инспектором УИИ организации. Также правонарушитель не может уволиться по собственной инициативе. Подробнее читайте в отдельной статье

Принудительные работы как вид уголовного наказания известны УК РФ с 2011г., однако их применение было отложено до 2017 г. в связи с отсутствием специальных учреждений. Сейчас в России создано 4 центра, рассчитанных на 900 осужденных.

Сущность меры заключается в выполнении работы. Часть перечисляемого лицу заработка удерживается в казну страны. Сумма удержаний определяется судебным приговором – варьирует от 5 до 20%.

Срок привлечения – от 2-х месяцев до 5 лет. Важно, что если суд предусматривает наказание в форме лишения свободы на период более 5 лет, то оно не может заменяться принудительными работами.

Ограничения для привлечения

При уклонении гражданина от исполнения наказания, оно заменяется более тяжкой мерой – 1 день лишения свободы = 1 дню принудительных работ.

Ограничения по привлечению (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ):

  • несовершеннолетние граждане,
  • инвалиды I и II группы,
  • беременные женщины и воспитывающие детей до 3-х лет,
  • пенсионеры,
  • военнослужащие.

Порядок выполнения работ

Исполнение наказания в виде принудительных работ происходит в исправительном центре. Отсчет периода ведется со дня прибытия виновного лица.

Среди его обязанностей:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка,
  • работа на участках, установленных администрацией центра,
  • постоянное пребывание в пределах исправительного учреждения и др.

Осужденные к работам проживают в специальных общежитиях, находящихся в границах исправительного учреждения. Их запрещается покидать в ночное время и нерабочие дни (за исключением случаев получения разрешения от администрации).

Примерное поведение и надлежащее исполнение обязанностей, возложенных на осужденного, позволяет ему проживать совместно с семьей (в субъекте, где располагается исправительный центр). Условие – истечение более 1/3 периода наказания.

Возникающие трудности

Главная проблема, возникающая при применении принудительных работ – недостаток исправительных центров. Открытые в 2017г. учреждения смогут вместить ограниченное количество осужденных, кроме того затруднено их материальное обеспечение.

Кроме того, принудительные работы по УК РФ недостаточно регламентированы на законодательном уровне. Механизм и порядок их отбывания требуют существенных доработок (порядок проезда до места исполнения наказания, форма вычета из заработка и др.).

Особенности

Отличия различных форм работ, устанавливаемых УК РФ в качестве наказаний за совершение преступных деяний, представлены в таблице:

Итак, принудительные работы в виде замены лишению свободы применяются с 2017г. в связи с открытием исправительных центров в 4-х субъектах РФ. Они являются более жесткой мерой наказания в сравнении с другими формами работ, однако их законодательное регулирование требует существенной доработки.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье

Одним из основных направлений современной уголовно-правовой политики государства является совершенствование действующей системы уголовных наказаний путём введения новых, преимущественно не связанных с изоляцией осуждённых от общества. К наказанию такого порядка следует относить и принудительные работы. Федеральным законом от 07.12.2011г. № 420-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 53.1 «Принудительные работы».

Правовая сущность принудительных работ выражена тем, что они рассматриваются в качестве альтернативы доминирующему на практике виду уголовного наказания - лишению свободы. Принудительные работы в такой постановке законодательного видения применяются в том случае, когда совершаются преступления небольшой или средней тяжести, либо тяжкие преступления (впервые).

Законом установлены правила, в соответствии с которыми, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Вместе с тем действуют законодательно установленные ограничения, в силу которых, при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Суть наказания заключается в том, что из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

Особенностью исполнения наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Законодателем определён круг осуждённых, к которым этот вид наказания применяться не может. Принудительные работы не назначаются:

1) несовершеннолетним;

2) лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;

3) беременным женщинам;

4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

5) женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;

6) мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;

7) военнослужащим.

Положение уголовно-исполнительного кодекса, относительно порядка исполнения наказания в виде принудительных работ, регулируется введённой главой 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ».


В соответствии с законом осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденных к принудительным работам или по месту их осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) в имеющихся исправительных центрах, они, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором такие условия имеются.

В целях облегчения процесса исполнения наказания при исправительных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные центры. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осуждённые, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, мог быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законом.

Вопросы направления осуждённых к принудительным работам к месту отбывания наказания регламентированы ст. 60.2 УИК РФ. Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также сужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждения, исполняющие наказания, не позднее десяти суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр. Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до сорока восьми тридцати суток.

После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии с законом принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

В срок принудительных работ (ст. 60.3 УИК РФ) засчитывается:

2) время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами из расчета один день содержания под стражей за один день принудительных работ;

3) время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60 4 УИК РФ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентирован ст. 60.4 УИК РФ

В исправительных центрах действуют Правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:

1) выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров;

2) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

3) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни не покидать их без разрешения администрации исправительного центра;

4) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

5) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденным к принудительным работам (ч. 3 ст. 60.4 УИК) для решения неотложных социально-бытовых и трудовых вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток. (Часть в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 года).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Осужденные к принудительным работам, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а вещи осужденных - досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденным к принудительным работам может быть разрешено проживание с семьёй на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Такое разрешение даёт начальник исправительного центра при наличии совокупности следующих материальных и формальных оснований:

1) осуждённый отбыл не менее одной трети срока наказания (материальное основание);

2) отсутствие нарушений Правил внутреннего распорядка исправительного центра (формальное основание);

3) наличие письменного заявления осуждённого (процедурное основание);

4) письменный приказ начальника исправительного центра (процедурное основание).

Осужденные, которым предоставлено право на проживание вне исправительного центра, обязаны являться для регистрации четыре раза в месяц в дни, установленные постановлением начальника исправительного центра.

Прямым выражением прогрессивной системы исполнения наказаний является то положение закона, в соответствии с которым осужденным к принудительным работам, при наличии условий указанных выше разрешается выезд за пределы исправительного центра на период очередного отпуска.

Осужденным к принудительным работам разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой на каждого осужденного не может быть менее четырех квадратных метров (ст. 60.5 УИК РФ).

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью (за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты), а также питанием осуществляется за счет их собственных средств.

В случае отсутствия у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обеспечение осуждённых осуществляется по нормам, установленным Правительством Российской Федерации. Порядок определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осуждённые к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденные к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств указанные расходы исправительных центров не возмещают. (В ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года № 163-ФЗ).

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным настоящим Кодексом порядком отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (ст. 60.7 УИК РФ). Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.

Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ст. 60.8 УИК РФ).

Перевод осужденных к принудительным работам на другую работу в случае производственной необходимости либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью восемнадцать календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее, чем за две недели до его начала. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

Администрация организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивает их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Администрации организаций, в которых работают осуждённые, запрещается увольнять их с работы, кроме следующих случаев:

1) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством Российской Федерации;

2) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;

3) замена принудительных работ лишением свободы;

4) невозможность выполнения данной работы вследствие состояния здоровья осужденного либо сокращения объема работ.

В период отбывания наказания в виде принудительных работ из заработной платы производятся удержания в размере, установленном приговором суда. (Часть 1 ст. 60.10 УИК в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 163-ФЗ).

Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачиваются не менее двадцати пяти процентов от начисленной им заработной платы.

Администрация исправительного центра (ст. 60.11 УИК):

1) ведет учет осужденных к принудительным работам;

2) осуществляет регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства;

3) разъясняет порядок и условия отбывания наказания;

4) организует бытовое устройство осужденных;

5) обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;

6) осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания;

7) проводит с осужденными воспитательную работу;

8) применяет предусмотренные статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса меры поощрения и взыскания;

9) ведет работу по подготовке осужденных к их освобождению.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений

Активное участие осужденных к принудительным работам в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при применении к ним предусмотренных статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам могут применяться следующие меры поощрения:

1) благодарность;

2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

3) предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни.

К осужденным, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания:

а) выговор;

б) отмена права проживания вне общежития;

в) водворение в помещение для нарушителей на срок до пятнадцати суток.

Нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

1) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

2) нарушение трудовой дисциплины;

3) нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре;

4) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденных, которым разрешено проживание за его пределами.

Злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

1) употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ;

2) мелкое хулиганство;

3) неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

4) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ;

5) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них;

6) отказ от работы;

7) самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра;

8) несвоевременное (свыше двадцати четырёх часов) возвращение к месту отбывания наказания.

Осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра. В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытого срока наказания в виде принудительных работ лишением свободы.

Действует и процессуальный порядок применения мер поощрения и наказания осуждённых. Решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.

Уклоняющимся от отбывания принудительных работ (ст. 60.17 УИК РФ) признается осужденный:

1) уклоняющийся от получения предписания, указанного в части второй статьи 60 2 Уголовно-исполнительного кодекса;

2) неприбывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;

3) невозвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;

4) самовольно оставивший исправительный центр, места работы и проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше двадцати четырёх часов.

Осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, по представлению администрации исправительного центра объявляется судом в розыск и подлежит задержанию на срок до сорока восьми часов. Данный срок может быть продлен судом до тридцати суток.

Принудительные работы как вид наказания был введен в уголовный кодекс с 01.01.2013 года, как один из альтернативных видов наказания лишению свободы. В иерархии наказаний принудительные работы находятся между ограничением свободы и арестом.

Отсюда принудительные работы являются наказанием, связанным с ограничением или лишением свободы, а потому является довольно строгим видом наказания.

Принудительные работы относятся к основным видам наказаний, а не к дополнительным.

Уголовный кодекс регулирует общие начала применения этого вида наказания. Принудительные работы применяются судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и даже за совершение тяжкого преступления совершенного впервые.

Порядок назначения наказания в виде принудительных работ

Закон закрепляет особый порядок назначения наказания в виде принудительных работ. Если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Суд не может назначить принудительные работы, если назначенное им наказание в виде лишения свободы превышает пять лет. принудительные работы применены быть не могут. Принудительные работы назначаются судом на срок от 2 месяцев до 5 лет. Этим и вызвана невозможность применения принудительных работ при назначении осужденному наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет.

В чем заключается наказание в виде принудительных работ

Суть принудительных работ заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработка осужденного удерживается от 5 до 20% в доход государства.

Подробно порядок исполнения принудительных работ регулируется нормами УИК РФ. В соответствии с этими нормами осужденные к принудительным работам отбывают наказание в исправительных центрах, которые создаются по одному в каждом федеральном округе, в котором проживали и были осуждены.

Если в федеральном округе нет такого центра осужденный может быть направлен в другой центр находящийся на территории другого федерального округа.

В качестве таких исправительных центров могут функционировать также особые изолированные участки при обычных исправительных колониях. Думается, что создание таковых в уже существующих организациях, обладающих определенной материально-технической базой, могло бы проходить легче и экономнее, чем обеспечение работы абсолютно новых учреждений, для которых необходимы немалые материальные и трудовые ресурсы.

В соответствии с УИК РФ порядок создания таких участков должен быть определен Федеральной службой исполнения наказания, которая, пока такой нормативный документ не приняла.

В настоящее время ФСИН предполагает создать не по одному центру в округе, а о нескольких десятках центров по всей стране, которые будут привязаны к массовым стройкам, крупным предприятиям и сельхозугодиям, т.е. к местам, где имеется работа.

Для надзора за осужденными планируется применять технические средства, перечень которых уже утвержден. О применении технических средств вы можете прочитать здесь.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ

Порядок исполнения этого наказания следующий:

1. Осужденный самостоятельно, за счет государственных средств, добирается к месту отбытия наказания Лица, на момент вынесения приговора, содержащиеся под стражей перемещаются в обычном порядке, то есть, под конвоем.

2. В исправительных центрах осужденные селятся в специально предназначенных д общежитиях. Питание, приобретение одежды и прочих предметов социально-бытового назначения осуществляются осужденными за свой счет. При отсутствии у осужденного средств обеспечение производится за счет федерального бюджета, пределах установленных норм с удержанием из их заработка сумм расходов.

3. На территории центров осужденные обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, не покидать территорию центра.

4. Осужденные обязаны работать там, куда их направит администрация исправительного центра.

5. Кроме основной работы, осужденные обязаны участвовать на работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра бесплатно, в порядке установленной очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

6. Осужденные не могут приобретать и хранить предметы запрещенные приобретать, правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

7. Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а их вещи могут досматриваться.

Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. Ему положен ежегодный оплачиваемый отпуск 18 календарных дней. Осужденному, не имеющему взысканий, по постановлению администрации центра может быть разрешен выезд за пределы центра на период отпуска.

Зарплата выдается осужденному за вычетом процентов по приговору суда и возмещения расходов центра за коммунальные услуги и прочее. После всех вычетов заработная плата выдаваемая на руки осужденного менее 25%.

К осужденному могут применяться меры поощрения и меры взыскания.

В случае если лицо отбывающее указанное наказание уклоняется от работы принудительные работы заменяются на лишение свободы из расчета один к одному.

В настоящее время центры для исполнения наказания в виде принудительных работ не созданы, а потому судьи этот вид наказания не назначают. В отдельных случаях суды назначали такой вид наказания, однако приговора оказались неисполнимыми. С точки зрения закона у судов нет оснований для отказа в назначении осужденному наказания в виде принудительных работ. Какова сложится практика назначения, и исполнения этого вида наказания покажет время.

  • Лядов Эдуард Владимирович , кандидат наук, доцент, профессор
  • Академия ФСИН России
  • ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

  • К вопросу о содержании уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) .

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре. По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г. из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных , общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) .

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы . Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч. 6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы . Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 60 8 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 4 и ч.1 ст. 60 7 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра .

В соответствии с ч.1 ст. 60.17. УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17. УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы .

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке. Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» .

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным . Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ». Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ .

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч. 4 1 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
  2. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
  4. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996.
  5. Лейва М. В России с 2017 года начнут применять новый вид уголовного наказания. URL: http://www.rbc.ru/politics/04/10/2016/57f3595b9a7947547436eb84 (дата обращения: 05.11.16)
  6. Благов Е.В. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. N 2. С. 15-16.
  7. Уголовно-исполнительное право: учебник: Особенная часть / под общ. ред. Г.А. Корниенко; науч. ред. А.Я. Гришко, В.Н. Чорный. – 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 558.
  8. Антонов А.Г. Принудительные работы: понятие, содержание и место в системе уголовных наказаний // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 7.
  9. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №2 (16). С. 73-74.
  10. Звонов А.В. К вопросу о замене принудительных работ лишением свободы // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 12.
  11. Верина Г.В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 57.
  12. Лядов Э.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 100.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ