Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

История развития прав детей

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» / ст. 2 Конституции РФ/.

Но так было не всегда…

Древний мир – это прежде всего архаическое общество . Во всех странах древнего мира были патриархальные отношения в семье, где отец имел полную власть над детьми. Ему разрешалось «вершить суд» над детьми; он решал жить ребенку или нет, методы наказания к детям тоже выбирал отец или старейшина рода. Так было в Древнем Китае, Древней Месопотамии , Древнем Риме, Древней Аравии. Родители имели право продать детей в рабство или отдать их за долги. Родители могли пожаловаться на детей, а дети, в свою очередь, не имели право жаловаться на родителей. Родители имели право посадить детей в тюрьму без объяснений. С развитием общества и религий это стало исчезать, но все же влияние и власть отца или родителей над детьми держалась вплоть до Средневековья, а в некоторых странах и до 19 века.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось.

Домострой.

Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем

Со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда .. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

Новое время. Россия.

Из статьи 177 Свода законов Российской Империи(с 1649 г.)
« Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, служить им на самом деле, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота.
Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей.»

В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых ». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу. Но все же дети оставались наиболее бесправной категорией населения и вынуждены были тяжело и много работать.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось – пальцы грубели).
Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.
Лишь в 1882 г. закон в России запретил нанимать на работу детей моложе 12 лет, а время работы подростков от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя дать детям-работникам начальное образование (если они его не получили ранее).

Новейшее время

Трагические события Второй мировой войны заставили все мировое сообщество задуматься о правах самых беззащитных и уязвимых созданий – детей. Поэтому впервые были приняты международные документы о правах ребенка.

1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году)

Государство, подписавшее декларацию – берет на себя ответственность следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.

Конвенция о правах ребенка. (ООН в 1989 году,)

Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.

2) Фонд помощи детям «Обнаженные сердца».

Вопросами защиты и соблюдения прав детей занимаются не только государственные структуры, но и общественные организации. В2004 году Натальей Водяновой была создана благотворительная организация Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» На протяжении многих лет отношение к детям менялось. Менялись и их права. Вспомните, с чего все начиналось? Детоубийство! Это какое-то сумасшествие! Вспомните, что происходит сейчас! Для детей строят огромные парки для отдыха. Для детей производят огромное количество мультфильмов, программ. Для детей готовят множество разного детского питания! Есть специальные комиссии, которые следят за соблюдением прав детей.

В современном мире – ребенок должен признаваться высшей ценностью человечества!

Правоведение" href="/text/category/pravovedenie/" rel="bookmark">правоведению .

Итак, история происхождения и развития современной концепции прав человека (ребенка)
Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество, так как осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.

Идея прав человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности, равенства и братства нашли свое отражение в ряде мировых религий, в частности и в христианстве. Иисус Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства, братства. Именно христианский взгляд на тварную Личность, созданную по образу и подобию Творца и занимающую в силу этого исключительного положение в мире, задает базовое для европейской культуры представление об уникальности человека.

Генезис концепции прав человека неотрывен от исторической динамики развития европейской цивилизации. Европейская культура в ее целостности сформировала комплекс представлений, который породил убежденность в природном праве человека на жизнь, свободу, равенство. Становление этих идей связано не только с формированием специфически европейского концепта права как феномена, отличного от традиции и морали, но и с оформлением европейского представления о человеке как равноправной, уникальной, цельной личности.

В античности зародились идеи гражданского равенства, видение другого как равного себе, что нашло законченное выражение в концепции справедливости Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.), изложенной им в «Никомахоновской этике». Аристотель различает справедливость, основанную на существующем праве (т. е. представлениях о правах, актуальных для некоего конкретного общества), и справедливость, основанную на принципах равенства. Таким образом, он впервые говорит о существовании общезначимых принципов, выходящих за границы юридической практики.

Особое представление о человеке формируется деятелями Возрождения. Они рисуют идеал человека-гуманиста, не созерцательного, а деятельного человека-мастера.

Джон Локк () в своей теории «Общественного договора» рассматривает неотъемлемые права каждого индивида. Идеи Локка сыграли огромную роль в формировании социально-критических взглядов французских просветителей, которые считают главными врагами – невежество и суеверие, затемняющие человеческий разум.

Близок философам Просвещения Иммануил Кант (). Как и они, Кант считает, что каждый человек обладает врожденными и неотъемлемыми правами. По его мнению, индивид самоценен, что влечет за собой равенство всех. Каждый человек имеет право на такую степень свободы действий, которая совместима со свободой действий другого человека. Категорический императив Канта звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Важным документом, оказавшим влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.. В ней говорилось, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы осознали общечеловеческую ценность прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации объединенных наций. В Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945г., и во Всеобщей декларации пав человека, принятой 10 декабря 1948 г., проблема неотъемлемых прав и основных свобод человека заняла центральное место.

Очевидно, что уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный и важнейший период в развитии человеческой личности.

Права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной государственной политики на международном и государственном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
Именно конкретизация прав детей и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом.

Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, можно сказать, что даже экономическим и социальным правам, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими правами.

Чрезвычайным событием, побудившим энтуазистов на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных последствий бойни в планетарных масштабах, британский союз спасения детей совместно с Лигой женщин в 1923 г. Разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:
право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе и образование;
первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской , ибо была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых: детей, стариков и женщин,- были приняты несколько важных документов. К их числу относится Декларация прав ребенка, утвержденная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В этой декларации была повторена мысль о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку. В декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены, казалось все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле. Следовательно, на первый взгляд, отпадала необходимость в каких-либо общих мерах, помимо воплощения принципов Конвенции в национальную практику различных государств мира. Вероятно, поэтому в 1978 году инициатива группы общественных деятелей Польши о придании правам детей силы международного права вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавши ном по правам человека, поэтому выделение прав детей в отдельную специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискриминации.

Дискуссии длились около года. Отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия, что они платят самую высокую цену за близорукую экономическую политику государства , его ошибки, за войны. В результате, в 1979 г. В Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Вся работа над конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1978 г. Комиссии по правам человека ООН был представлен окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г., в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от постой поддержки в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем:
Принцип недискриминации, т. е. равенства.
Принцип приоритетности интересов детей отражен в ст. 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей и отдавать предпочтение последним.
Принцип соблюдения права детей на жизнь, здоровое развитие и достойное образование.
Принцип уважения права детей на выражения собственных взглядов и указывает на необходимость ребенку возможности принимать участие в решении свой судьбы.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей , которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций, движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Разумеется, всему мировому сообществу и нашей стране в частности предстоит большая работа по претворению в жизнь Конвенции о правах ребенка. И хочется, чтобы при этом все руководствовались принципом: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всемирный день прав ребёнка

(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)

Учитель: Липаева А.П.

Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара

Дата проведения: 20.11.09.

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: праздник

Цели:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
  • воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
  • способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.

Вступление.

Учитель . Уважаемые родители, учителя!

Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)

  1. Основная часть.

Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.

Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется

«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)

Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.

(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)

Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?

Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.

Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?

Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?

(выступают учащиеся)

(слайд №3)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
  3. Право на образование.
  4. Право на отдых и досуг.
  5. Право на заботу и воспитание родителями.
  6. Право на имя при рождении.
  7. Право на медицинскую помощь.
  8. Право иметь имущество.
  9. Право свободно выражать свои взгляды.
  10. Право на свободное перемещение.
  11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  12. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  13. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)

В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».

Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?

Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.

(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )

1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.

Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?

2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.

Ведущий . А если слабый?

1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.

Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?

2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.

(Спартанцы убегают)

Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.

Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.

(слайд №5)

Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.

Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)

Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»

Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?

(Из зала ответы)

Ответы детей:

  1. Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
  2. Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
  3. Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
  4. Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.

Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.

Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.

Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.

(песня)

Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?

Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)

«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»

(Врываются разбойники)

1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.

2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.

1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.

2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.

1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?

Ребята . Нет!

Ведущий . Что, что такое?

Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?

Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…

Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.

Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.

Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)

Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.

Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)

Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.

Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.

Сказочница! (хором)

(выходит Сказочница)

Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.

Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.

(Сценка про Моню)

Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.

  1. «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
  2. «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
  3. «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
  4. «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)

Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.

Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)

Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!

(танец девочек)

Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)

Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».

(Сценка «Бабушки и внуки».)

Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.

Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

  1. Подведение итогов (заключительное слово учителя).

Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)

Декларация прав ребенка


Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок-это лицо, не достигшее 18 лет.
В 1959 году ООН была принята Декларация прав ребёнка, которая сыграла большую роль в деле защиты детства.
Декларация призывала к добру, справедливому отношению к детям.
Документ имеет лишь рекомендательный характер, её нормы необязательны для исполнения.
Дети во всём мире нуждаются в особой защите со стороны государства.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Это правовой международный документ о законных правах и условиях существования детей.
На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь части населения. Только в середине XX века угроза фашизма показала необходимость провозгласить во всемирном масштабе право на жизнь, свободу и равенство как неотъемлемые качества, присущие каждому человеку. После создания Организации Объединённых наций в 1945 г. это стало возможно. Права человека должны охраняться властью и законом. 10 декабря 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории человечества были определены и рекомендованы для всех стран главные права и свободы человека. В 1996 г. Наша страна была принята в Совет Европы. С этого года в России стали соблюдаться права и свободы человека согласно Всеобщей декларации прав человека.
* Ребёнок имеет право на семью.
* Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
* Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
* Ребёнок имеет право на равенство, на свободное выражение своих мыслей.
* Ребёнок имеет право на собственное мнение.
* Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
* Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Через 10-15 лет мир пополнится молодыми гражданами, которые вырастут из Вас, сегодняшних детей. Скоро Вы будете молодой энергичной основой общества, интеллектуальной и культурной его производительной силой. От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение Ваших прав сегодня, как этими правами воспользуетесь Вы, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия. Вы можете внести новые предложения о своих правах в государственные документы.

Дорогие ребята!
Вы родились в одной из самых больших стран мира России и с самого рождения получили право быть её полноправными гражданами. Во всех странах во все времена люди очень серьёзно относились к понятию ГРАЖДАНИН, а так же к его правам и обязанностям в государстве, где он родился.
Права ребёнка установлены и гарантированы:
* Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
* Конституцией Российской Федерации;
* Семейным кодексом Российской Федерации;
* Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
* Федеральным законом "Об образовании".

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris) . Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка - сыноубийство стало приравниваться к убийству. Vita en ecis que potestas ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь (poenacullei) как за убийство кровного родственника (parricidium). В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается. Кодекс Юстиниана говорит о vita en ecis que potestas как об уже не существующем древнем порядке.

В то же время начинает подвергаться контролю и дисциплинарная власть отца. Согласно указу императора Траяна власти могут принудить отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от отеческой власти patria potestas (fr.5. D.37.12). В императорское время также стали возможны жалобы детей магистратам. Благодаря всем этим ограничениям patria potestas над личностью детей к концу развития императорского периода утратила почти всю свою патриархальную остроту.

В законодательстве Древней Месопотамии мы также встречаем закрепление приоритета родительского права над правом детей. И если наказание отца за злоупотребление своей властью в семье не осуждается, то провинности детей караются крайне строго: «Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или своей матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык» (ЗХ, пар. 192, пар. 195, ЗХ)».

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.
Французский Гражданский кодекс (Code Napoleon) 1804 года говорит о праве ребенка так:

«Параграф 371. Ребенок в любом возрасте обязан оказывать повиновение и уважение своему отцу и матери.

Параграф 372. Он находится под их властью до того, как станет совершеннолетним или приобретет полную дееспособность » .

« Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьезные основания сомневаться в достойном поведении своего ребенка, обладает следующим средством для его наказания:

Параграф 376. Если ребенку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнение этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Параграф 377. Если ребенку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребенка в тюрьму. Причем такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить его или отклонить».

Ни в первом, ни во втором случае от суда не требовались никакие письменные документы, - даже не соблюдались какие бы то ни было формальности, за исключением выдачи ордера на содержание в тюрьме. Считалось, что вообще нет необходимости предъявлять объяснения для содержания ребенка в тюрьме. Всю конструкцию власти отца над домашними можно охарактеризовать как слабую форму patria potestas домовладыки в римском праве.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Феодальное брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта VI век нашей эры, Правда Инэ VII век нашей эры, Правда Альфреда IX век, Законы Кнута XI век) определяло патриархальный характер семьи, строящейся под управлением отца.

В Индии (Законы Ману, II век до нашей эры - II век нашей эры) потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

Моисеево право (Израиль) содержится в Ветхом завете: во второй (Exodus), третьей (Leviticus) и пятой (Deuteronomion) книгах. Представленные в них правовые нормы расположены не систематизированно, а вразброс, в виде совокупности большого количества различных правил, фигурирующих в форме предписаний, относящимся более к религиозным церемониям и обрядам, чем к собственно правовым нормам и правилам поведения.

Этот теократический взгляд на право наказания через гнев Бога (Jahve) приобрел большое влияние в период Средневековья, распространяясь через католическую церковь и особенно усилившись после Реформации в протестантских странах (например, в Швеции). Право соответствующего наказания господствовало в этих странах вплоть до середины XVIII века. Например, пятая Книга Моисеева (Второзаконие), глава 21.18-21, гласит: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их; То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города. И скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся...».

Право Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX века. Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался. Вообще положение старших и младших в семье влияло на тяжесть наказания как за семейные, так и за другие преступления (Ли Цзы, кн.1). В то же время отсутствие детей рассматривалось как проявление сыновней непочтительности и считалось наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Несовершеннолетние дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В этом отношении положение мальчиков мало отличалось от положения девочек, исключая разве правоспособность мальчика сделаться в свою очередь главой семьи или основать семью за пределами дома. Кроме того, на мальчика ложилась обязанность поддержания культа предков, продолжения традиционной группы. Только по достижении половой зрелости они приобретали дееспособность: могли реализовывать некоторые наиболее общие права и обязанности.

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).

Исламское право характеризуется устойчивостью теократического взгляда на жизнь и здоровье человека и строится на положениях Корана. Как и в Моисеевом праве, основные постулаты базируются на исполнении Божественной воли, провозглашенной людям в письменных источниках. «Жизнь - это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу» - сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, - обязанность, предписанная Шариатом. «Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье». Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с Хадисом, традицией времен Пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии: «Из страха обеднеть, своих детей не убивайте. Мы пропитаем их и вас. Ведь убивать их — грех великий». Обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана. Вообще, насилие над детьми как в стенах родного дома, так и за его пределами несовместимо с учением Ислама: «Чрезмерно строгая дисциплина вредна и презирается Исламом».

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

В Законах царя Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры) выше имущества и богатства ставилось здоровье, долголетие и дети. Сурово наказывались похищение и подмена ребенка (ЗХ, 14, 194). так как жизнь человека в древней Месопотамии считалась неполной, если у него не было нескольких детей.

В Англии XII века Законом Генриха II предписывалось, чтобы всякая девушка, забеременевшая вне брака, сообщала об этом властям. Если она этого не делала, то при гибели ребенка (вне зависимости от причин) она подлежала смерти.

Французская Салическая правда (Lex Salica) V-VI века гласила:

« Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличен, присуждается к уплате 24 000 ден., что составит 600 сол. ».
« Параграф 4 . Если кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4 000 ден, что составляет 100 сол. » .

Средневековое право Германии - Каролина, 1525 год:

« Ст. С XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшего члены, да будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями » .
« Ст. С XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путем насилия, вредной пиши или напитка, а также, если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни » .

Под воздействием идей Возрождения и гуманизма в Беларуси, входившей в XVI века в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566 и 1588 годов), которые являлись выдающимися правовыми документами всего европейского континента. В них взаимоотношения детей и родителей урегулированы уже с позиций признания ценности человеческой жизни.

Статут ВКЛ 1529 года: «13. Если бы сын ударил отца или оскорбил, или как-либо притеснял и унижал, то отец может такого сына лишить наследства. Таким же образом поступает и мать ».

« Раздел 7.14. Если бы кто-либо убил своего родного отца или мать, тот приговаривается к бесчестью и смертной казни » .
« Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство... своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным».

Подчеркивая важность новых концепций в законодательстве, канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега в предисловии к Статуту 1588 года так определял иерархию ценности прав человека, закрепленных волей государства: «...Целью и результатом всех прав есть и должны быть на свете, чтобы каждый человек добрую славу свою, здоровье и имущество в целости имел, а на так всякого ущерба не терпел».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ