Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.

Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:

  • родители;
  • дети;
  • супруг.

По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.

Особенности регистрации

Регистрация осуществляется по , согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.

Процедура возлагается на:

  • командование воинской части;
  • должностных лиц паспортного стола.

Где возможно?

Прописка возможна в:

Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.

Прописка при воинской части

Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.

Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.

Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.

Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.

Закон

Порядок регистрации военного регулируется .

Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:

  • прописку вместе с ним;
  • получение дополнительной жилплощади.

Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.

Порядок определения места жительства гражданина устанавливается .

Членов семьи

Какие дает гарантии?

Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):

  1. Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
  2. Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно .

Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.

Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.

Порядок оформления

Военнослужащий:

  • подает рапорт командиру воинской части о прописке;
  • осуществляет сбор необходимых .
  1. При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
  2. Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.

Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.

Список документов

Для регистрации потребуется предоставить:

  • согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • паспорта граждан (и копии).

Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.

Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.

Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.

Рапорт (образец)

Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.

В документе указывается:

  • ФИО военнослужащего;
  • его звание;
  • состав семьи;
  • просьба о прописке.

Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.

Часто задаваемые вопросы

Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.

Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.

Несоблюдение контракта

Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.

После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?

Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.

Перевод в другой город

Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?

Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:

  • это можно сделать в процессе регистрации;
  • соответствующая отметка делается в заявлении.

Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.

При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить согласно в размере 2-5 тыс. руб.

Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.

Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.

На видео о регистрации разных категорий граждан

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно нормам ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-I ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Военнослужащие как особая категория государственных служащих, выполняющая важную государственную функцию по обеспечению вооруженной защиты государства, по своему статусу, закрепленному в законодательстве*(1), ограничиваются в праве на свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания, так как их место жительства или место пребывания определяются интересами обороны государства и зависят от места прохождения военной службы.

Тем не менее, в соответствии с законодательными нормами все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предписывают всем гражданам в семидневный срок с момента прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам для регистрации.

Однако регистрация по месту жительства - это не только обязанность. Хотя законодатель и установил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, многие права и свободы, вытекающие, например, из договоров или нормативных правовых актов, ставятся в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания*(2). Такие права в большинстве своем не могут быть ограничены статусом военнослужащего и должны осуществляться свободно. Поэтому законодатель предусмотрел гарантию для военнослужащих иметь возможность исполнять законные обязанности и полноценно использовать свои права и свободы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Последнее время в федеральном органе исполнительной власти, в котором автор настоящй статьи проходит военную службу, широкую практику получили обращения военнослужащих по команде о регистрации их по месту жительства по адресам воинских частей. Неправомерность большинства таких обращений побудила автора к написанию настоящей статьи. Необходимо обратить внимание на то, что норма п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит в себе ряд условий, при одновременном наступлении которых должна осуществляться регистрация по адресам воинских частей.
Во-первых, регистрация военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей предусмотрена при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы. Теоретически можно предположить, что военнослужащие, заключающие первый контракт о прохождении военной службы и прибывающие для прохождения военной службы к первому (но не новому) месту военной службы, лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Однако здесь следует учитывать, что граждане до поступления на военную службу уже обязаны иметь регистрацию по месту жительства, и практика показывает, что нет таких лиц, которые заключали контракт о прохождении военной службы, не имея при этом регистрации по месту жительства. Возможно, что у такого военнослужащего имеется регистрация в другом населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части, но в этом случае необходимо регистрироваться по месту пребывания по адресу воинской части.
Косвенным подтверждением необходимости выполнения первого условия для регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей может послужить вывод, сделанный в определении Ленинградского окружного суда от 25 октября 2010 г. N 795-КГ по делу о рассмотрении кассационной жалобы воинского должностного лица на решение Великоновгородского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2010 г. по заявлению майора Н.
Суд указал следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по установленным нормам регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Именно указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, гарантия предоставления жилых помещений либо, в случае их отсутствия, выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений предоставляется только военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих.

Следует обратить более пристальное внимание на второе условие для осуществления регистрации - наличие необходимости обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, которое следует из того, что военнослужащие регистрируются до получения жилых помещений по установленным нормам. Такая необходимость может быть установлена и закреплена только путем признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (в том числе и служебном), постановки его на соответствующий учет уполномоченным органом. Этим действиям непременно должна предшествовать процедура проверки жилищных условий военнослужащего и членов его семьи для установления наличия или отсутствия оснований для жилищного обеспечения.
В совокупности оба названных условия дают право военнослужащему совместно с членами его семьи зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. В то же время часто возникают такие ситуации, когда военнослужащие прибывают к новому месту службы, где жильем они обеспечены и регистрируются по месту жительства. Оснований для их жилищного обеспечения не имеется и соответственно регистрации по адресу воинской части также. Но впоследствии по различным причинам у них ухудшаются жилищные условия и появляются основания для жилищного обеспечения. Могут ли в таком случае военнослужащие зарегистрироваться по месту жительства по адресу своей воинской части, если первое условие - прибытие к новому месту военной службы, наступило не одновременно со вторым условием? Можно сказать, что складывается противоречивая ситуация, когда одни "бесквартирные" военнослужащие могут быть зарегистрированы по месту жительства по адресам воинских частей, а другие "бесквартирные" не могут, так как не прибывали к новому месту службы, хотя обе категории равны по своему социальному положению. Однако здесь необходимо учитывать те обстоятельства, которые привели к созданию негативной жилищной ситуации.

Среди военнослужащих укрепилось неправомерное и необоснованное понимание института регистрации по адресу воинской части как инструмента для последующего жилищного обеспечения, как основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Считается, что такая регистрация ведет к автоматическому принятию на учет в качестве нуждающихся в жилищном обеспечении, а не наоборот, как видится автору настоящей статьи, признание нуждающимся порождает обязанность зарегистрировать военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части при отсутствии у него жилых помещений, пригодных для проживания, и при соответствующем волеизъявлении. Утвердившись во мнении о неизбежности предоставления жилья в случае наличия штампа в паспорте с юридическим адресом воинской части, военнослужащие начинают "натягивать" свои жилищные условия на основания для признания их не имеющими жилых помещений. Самая распространенная схема превращения в "бумажных" бомжей довольно проста: жилое помещение, находящееся в собственности, передается супругу(е) или какому-нибудь родственнику, затем оформляется развод или иное прекращение семейных отношений, а после в судебном порядке собственник выселяет военнослужащего как бывшего члена семьи из жилого помещения со снятием с регистрационного учета по месту жительства. При этом, некоторыми органами регистрационного учета во время снятия с регистрации выдаются листки убытия с необоснованной отметкой о том, что гражданин убывает с предыдущего места жительства к месту прохождения военной службы, что дает военнослужащим веские основания утверждать, что должностные лица воинской части обязаны обратиться в территориальный орган ФМС России для регистрации таких военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

Автор настоящей статьи полагает, что в таких случаях военнослужащие не имеют права на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей, а также оснований для их жилищного обеспечения. Следует иметь в виду, что регистрация "при части" неразрывно связана с прохождением военной службы по контракту и вызвана спецификой и особенностями военной службы, а прекращение прав на жилое помещение и снятие с регистрационного учета, вытекающие из семейных, жилищных, гражданских и иных правоотношений, никаким образом не связаны со статусом военнослужащего и прохождением военной службы. Соответствующим органам военного управления необходимо отказывать таким военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а при рассмотрении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении применять норму о намеренном ухудшении жилищных условий. Такой отказ основывается на отсутствии соблюдения условия прибытия к новому месту службы и необходимости жилищного обеспечения по месту службы. Практика показывает, что многие военнослужащие сознательно занимают абсолютно пассивную позицию в процессе судопроизводства по делам об их выселении и снятии с регистрационного учета. В судебных решениях указывается, что ответчик не принял участие в заседании, либо признает исковые требования, либо не возражает против них и просит удовлетворить иск в полном объеме. Об обжаловании решений во второй инстанции речи даже не идет. Это справедливо наталкивает на мысль о намеренных действиях военнослужащих, влекущих к созданию оснований для жилищного обеспечения и регистрации по адресам воинских частей. Даже несмотря на отдельные случаи вынужденного выселения с места жительства со снятием с регистрационного учета, при котором военнослужащий употребил все возможные способы защиты своих прав, регистрация по месту жительства по адресам воинских частей обусловливается только обстоятельствами прохождения военной службы, а не иными обстоятельствами, вытекающими из гражданских, семейных, жилищных и иных правоотношений.

Д.Ю. Гайдин,
соискатель Московского пограничного института ФСБ России,
юрисконсульт подразделения Федеральной службы охраны Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ; Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(2) Например:
1) непременным условием выдачи потребительского кредита в коммерческом банке является наличие постоянной регистрации по месту жительства;
2) основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории избирательного участка, подтверждаемый органами регистрационного учета в установленном порядке, т.е. отметка о регистрации;
3) транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Все граждане нашей страны обязаны зарегистрироваться по месту жительства. На это прямо указывает ФЗ №5242-1, регламентирующий право людей на свободу передвижения и жительства в пределах Российской Федерации.

Обратите внимание! Регистрация нужна для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязательств перед государством и обществом.

Правила, регулирующие постановку и снятие с учета, прописаны в ПП РФ №713. Невзирая на то, что права военнослужащих на самостоятельный выбор места жительства ограничены интересами службы, право быть зарегистрированным по месту фактического нахождения за ними сохраняется. Все вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений и правилами регистрации в них как самого военного, так и членов его семьи, урегулированы в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Законодательно установлен недельный срок, в течение которого люди, переехавшие на новое место жительства, обязаны подать документы на регистрацию. Если у военного нет жилья, где может прописаться он сам и его семья, их должны зарегистрировать при части на основании рапорта о прописке. Образец этого документа не имеет строгой формы. Рапорт подается командованию, в тексте излагаются причины для прописки по адресу воинской части, и указывается список лиц из числа близких родственников.

Общие правила

Помимо самого контрактника правом зарегистрироваться при в/ч обладают члены его семьи:

  • супруг/супруга;
  • родные и усыновленные дети;
  • биологические и приемные родители.

Важно! Зарегистрировать военного и его семью при воинской части могут как с предоставлением им жилья, так и без такового.

Иные родственники, находящиеся на иждивении военного и проживающие вместе с ним, вправе получить регистрацию при воинской части. Нежелание командования прописать этих людей служит поводом для обращения в суд, при наличии письменного отказа.

Образец рапорта

Приведенный ниже образец написания рапорта можно использовать за основу, внося коррективы в соответствии с индивидуальной ситуацией.

Получив разрешительную визу на рапорте, военный должен сдать документы в территориальное подразделение ФМС. Примерный список:

  • подписанный рапорт;
  • паспорта всех лиц, подлежащих регистрации;
  • документы на жилое помещение (при его наличии).

Плата за регистрацию с военнослужащего не взимается.

Внимание! Нарушение сроков регистрации влечет за собой административную ответственность.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО АДРЕСАМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ - РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ?

Р. А. Трощенко, преподаватель филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального зако­на «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военно­служащие - граждане Российской Федерации, проходя­щие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Ука­занным военнослужащим и членам их семей до получе­ния жилых помещений предоставляются служебные жи­лые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития".

Следует отметить весьма неудачную, по мнению автора настоящей статьи, в целом редакцию приведен­ных норм Закона.

Во-первых, по-прежнему не до конца ясно, какие виды помещений перечислены в последнем предложе­нии абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона. Возможны следующие варианты грамматического толкования:

Вариант 1. Перечислены четыре вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения, пригодные для временного проживания;

- общежития.

Вариант 2.

- служебные жилые помещения, пригодные для вре­менного проживания;

- жилые помещения маневренного фонда;

- общежития.

Вариант 3. Перечислены три вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения маневренного фонда, пригод­ные для временного проживания;

- общежития.

Что касается «пригодных для временного прожи­вания» жилых помещений маневренного фонда, то отметим, что было бы явно избыточным дополнитель­но указывать в Законе на «временный характер» про­живания в таких помещениях, поскольку собственно об иных жилых помещениях маневренного фонда, кро­ме как предназначенных для временного проживания, ст. 95 ЖК РФ не упоминает. Поэтому, представляет­ся, что приведенный выше вариант 3 наименее вероя­тен.

Не следовало бы дополнительно указывать на жи­лые помещения маневренного фонда наряду с жилы­ми помещениями, пригодными для временного про­живания, поскольку вторые включают в себя первые. Соответственно вариант 1 также маловероятен.

Остается вариант 2, который представляется авто­ру настоящей статьи наиболее верным. Соответствен­но в Законе, как и прежде, до внесения в него измене­ний Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. № 225- ФЗ, предусмотрена такая категория помещений, как служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания, неизвестная жилищному законода­тельству.

Как ранее отмечал А.В. Кудашкин, можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое.

Во-вторых, как видим, законодатель как бы разде­ляет жилые помещения на две группы. Первая - это некие жилые помещения, предоставляемые по нормам, а вторая - служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения мане­вренного фонда или общежития. При этом, как бук­вально следует из текста Закона, регистрация по адре­сам воинских частей допускается до получения жилых помещений именно «первой» группы. С учетом того, что этим помещениям «противопоставляются» служеб­ные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, принимая во внимание вышеизложен­ное, с большой долей вероятности можно полагать, что под «помещениями, предоставляемыми по нор­мам», подразумеваются помещения, предоставляемые по договору социального найма, или служебные жи­лые помещения. Таким образом, можно предположить, что пока военнослужащие не обеспечены именно эти­ми жилыми помещениями, причем по нормам, они вправе регистрироваться по адресам воинских частей. Соответственно обеспеченность любыми жилыми по­мещениями ниже норм или обеспеченность иными, кроме служебных, специализированными жилыми по­мещениями даже по нормам дает право на регистра­цию по адресу воинской части... При этом, представ­ляется неважным, о каких собственно нормах площа­ди идет речь - учетных или нормах предоставления. Важно другое - при такой трактовке норм Закона до­пускается регистрация по адресу воинской части при фактическом проживании в реальном жилом помеще­нии.

К возможности аналогичного вывода, исходя из грамматического толкования п. 3 ст. 15 Закона, при­ходят и другие авторы.

Однако представляется очевидным, что регистрация по адресу воинской части, является своего рода вы­нужденной мерой и может быть оправдана только в случае отсутствия у военнослужащего по месту служ­бы реального жилого помещения, в котором он про­живает или вправе проживать по основаниям, предус­мотренным законодательством Российской Федера­ции. Как отмечают Е.А. Глухов и И.А. Епихин, предо­ставленная Законом военнослужащему возможность зарегистрироваться по адресу воинской части была введена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод в условиях отсутствия у него жило­го помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания (в том числе ниже уста­новленных норм, служебного, общежития и т. д.) во­еннослужащий обязан зарегистрироваться в нем в со­ответствии с общим порядком, установленным Зако­ном Российской Федерации «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор ме­ста жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о регистрации). И с этими выводами нельзя не согласиться.

Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о ре­гистрации местом жительства считаются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение , специализи­рованные дома (общежитие , гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором граж­данин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предус­мотренных законодательством Российской Федера­ции. Соответственно проживание военнослужащего в любом из указанных помещений должно исключать его регистрацию по адресу воинской части. Однако в настоящее время достаточно широко распространена, например, регистрация по адресам воинских частей военнослужащих, проживающих в общежитиях, пре­доставленных им в установленном порядке по месту службы.

В-третьих, буквально толкуя абз. 1 п. 3 ст. 15 Зако­на, можно предположить, что служебные жилые по­мещения, пригодные для временного проживания, жидые помещения маневренного фонда или общежи­тия, предоставляемые до получения военнослужащи­ми жилых помещений по нормам, соответственно мо­гут предоставляться не по нормам. Однако действую­щим законодательством в отношении общежитий и жилых помещений маневренного фонда установлены нормы предоставления - не менее 6 квадратных мет­ров жилой площади на человека согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РФ. Инструкцией о предоставлении военно­служащим - гражданам Российской Федерации, про­ходящим военную службу по контракту в Вооружен­ных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной при­казом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлены и нормы пре­доставления служебных жилых помещений: не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору соци­ального найма, установленных ст. 15.1 Закона. Таким образом, не по нормам могут предоставляться только служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания.

Однако перейдем к рассмотрению основного вопро­са настоящей публикации.

Судебная практика указывает на то, что регистра­ция граждан по месту жительства и (или) пребывания носит уведомительный характер. Каких-либо разре­шений должностных лиц на регистрацию граждан не требуется. Так ли все однозначно при решении вопро­сов регистрации по адресам воинских частей? Попро­буем разобраться.

В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации для постановки на регистрационный учет по месту житель­ства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление ус­тановленной формы. К заявлению прилагаются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удо­стоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, за­явление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Аналогичные нормы приведены в п. 16 Правил ре­гистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государствен­ной услуги по регистрационному учету граждан Рос­сийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут­вержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N9 208.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 декабря 1998 г. № 4-П, указанные документы являются подтверждени­ем добросовестного использования гражданином сво­их прав и добросовестного исполнения им обязанно­стей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении , и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом, пред­ставление гражданином соответствующих докумен­тов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом свое­го жительства.

Как видим, документом, «благодаря» которому ре­гистрация приобретает собственно уведомительный характер, является документ, являющийся основани­ем для вселения в конкретное жилое помещение. Если юридическое основание для вселения уже есть, то было бы абсурдным полагать, что требуется какое-либо раз­решение на регистрацию, которая является неотъем­лемой «административной составляющей» процедуры вселения.

Таким образом, когда мы говорим о том, что реги­страция носит уведомительный характер, мы имеем в виду ее уведомительный характер со стороны вселяе­мого по отношению к должностному лицу, ответст­венному за регистрацию, и органу регистрационного учета, поскольку разрешение на вселение уже получе­но и указанные органы и должностные лица не вправе это разрешение изменить.

В свою очередь, само вселение, например, гражда­нина в помещение, собственником которого он не яв­ляется, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего). Однако разрешение на вселение подра­зумевает одновременно и разрешение на регистрацию вселяемого.

Как видно из содержания ст.ст. 2, 6 Закона о регис­трации, регистрация по месту жительства - это всегда регистрация по адресу конкретного жилого помеще­ния. Регистрация по адресу воинской части в этом смысле представляет собой некую фикцию. Несмотря на то что в последнее время при регистрации военно­служащих по адресам воинских частей в их паспорта стали проставляться отметки с указанием почтовых адресов неких строений, находящихся на территориях воинских частей, сути это не меняет - подтверждени­ем проживания в конкретных жилых помещениях та­кие отметки в действительности не являются.

Отметим и то обстоятельство, что действующее за­конодательство не содержит каких-либо особенностей или изъятий в отношении перечня документов, предо­ставляемых гражданами для их регистрации по адре­сам воинских частей. Соответственно возникает во­прос: какой из документов, перечисленных в ст. 6 За­кона о регистрации в качестве основания для «вселе­ния в жилое помещение», должен представить воен­нослужащий должностному лицу, ответственному за регистрацию, для регистрации по адресу воинской части? Четкого ответа на него нет. Как нет ответов и на другие вопросы: от кого, в каком порядке должен быть получен такой документ и какова его форма?

Указанные обстоятельства свидетельствуют о суще­ственной, по мнению автора настоящей статьи, недо­работке законодателя в регулировании процедуры регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Представляется, что поскольку Законом, в от­личие от Закона о регистрации, предусмотрена воз­можность регистрации граждан не по адресу конкрет­ного жилого помещения, постольку должны быть при­няты соответствующие подзаконные акты, учитыва­ющие специфику именно такой регистрации. Полагаю, что в данном случае в качестве документа, являюще­гося «основанием для вселения в жилое помещение», а в действительности - разрешением на регистрацию по адресу воинской части, должно выступать соответ­ствующее разрешение командира (начальника), в"ком­петенцию которого входит разрешение на вселение в жилое помещение, если бы такое помещение имелось на территории части.

На практике подобного рода разрешения находят отражение в виде соответствующих положительных резолюций командиров на рапортах военнослужащих, содержащих их просьбу о регистрации. Такой рапорт, по сути, и рассматривается органами регистрацион­ного учета как предусмотренный ст. 6 Закона о регис­трации документ, являющийся основанием для «все­ления военнослужащего в жилое помещение». Тем не менее, такой подход не соответствует букве закона.

Следующая особенность, как было отмечено выше, заключается в том, что в соответствии с Законом воен­нослужащие и члены их семей регистрируются по адре­сам воинских частей до получения жилых помещений. Означает ли это, что условием «выдачи разрешения» на регистрацию военнослужащему по адресу воинской части является факт его нуждаемости в жилом помеще­нии и соответственно регистрация может быть произ­ведена только после установки такого факта?

В определении Верховного Суда Российской Феде­рации от 28 декабря 2004 г. № 1н-168/04 отмечено, что регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей производится до получения ими жилых помещений, т. е. учитывается их нуждаемость в предоставлении жилых помещений. Однако представляется, что указанную нуждаемость как минимум не следует отождествлять с нуждаемос­тью в жилых помещениях по основаниям, предусмот­ренным ст. 51 ЖКРФ , поскольку ни одно из основа­ний указанной статьи не подтверждает отсутствие у военнослужащего по месту службы жилых помещений, в которых он вправе проживать. Соответственно эти основания сами по себе не дают ему права на регист­рацию по адресу воинской части.

Таким образом, применительно к процедуре регис­трации под нуждаемостью военнослужащего в предо­ставлении жилых помещений следует, очевидно, по­нимать именно отсутствие у него какого бы то ни было жилья по месту службы.

Как отмечает Д.Е. Зайков, право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловле­но наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением"". Соглашаясь в общем с данной позициеи, следует отметить, что, по мнению автора настоящей статьи, более корректным в данном случае было бы все же не ограничиваться только служебны­ми жилыми помещениями, а говорить о праве на обес­печение любыми специализированными помещения­ми по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ. Указанные основания подразумевают отсутствие у военнослужащего в населенном пункте, в котором расположена воинская часть, каких бы то ни было жилых помещений в собственности, пользовании либо владении, а с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Зако­на еще и такое дополнительное условие, как отсутст­вие у него служебных жилых помещений в близлежа­щих населенных пунктах.

Таким образом, представляется, что по смыслу Зако­на выражение «до получения жилых помещений» озна­чает «до момента отсутствия у военнослужащих и чле­нов их семей жилых помещений (отсутствия права по­стоянного или преимущественного проживания в жилых помещениях), в которых действующим законодательст­вом предусмотрена регистрация», причем как в букваль­ном смысле полученных, так и приобретенных.

И все же, по мнению автора настоящей статьи, было бы ошибочным считать в качестве условия регистра­ции военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей необходимость предварительной по­становки их в установленном порядке на учет для по­лучения специализированных жилых помещениях и вообще на какой бы то ни было «жилищный» учет, поскольку административная обязанность, которой является регистрация, не должна ставиться в зависи­мость от желания военнослужащего быть признанным нуждающимся в том или ином виде жилых помеще­ний. Тем более что в настоящее время такой учет про­изводится не жилищными комиссиями воинских час­тей по месту службы заявителя, а согласно Инструк­ции -уполномоченным органом. Соответствующие документы подаются военнослужащим непосредствен­но в этот орган. Причем интересно будет отметить то обстоятельство, что Инструкцией не предусмотрено какого-либо уведомления этим органом в установлен­ной форме о постановке (либо отказе в постановке) на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях ни самих заявителей, ни их командиров (начальников), которое подтверждало бы факт необеспеченности за­явителя по месту службы жильем.

Отметим, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина ка­ких-либо прав и обязанностей, в том числе и на жилое помещение", в котором произведена регистрация (тем более в случае регистрации по адресу воинской части, когда никакого предоставляемого жилого помещения и нет). Кроме того, Закон не связывает получение во­еннослужащими и членами их семей жилых помеще­ний с необходимостью постановки их на регистраци­онный учет по месту прохождения военной службы. Соответственно и регистрация по адресам воинских частей не должна связываться с необходимостью пред­варительной постановки военнослужащих на учет нуж­дающихся в специализированных жилых помещени­ях. Но в то же время основания, по которым принима­ется решение о постановке на такой учет, как мы ви­дим, практически полностью совпадают с основания­ми, по которым должна разрешаться регистрация.

Установившаяся негативная практика, когда реги­страция по адресам воинских частей воспринимается военнослужащими как инструмент для последующего жилищного обеспечения , а командиры (начальники), в свою очередь, рассматривают даваемое ими разре­шение на регистрацию чуть ли не как взятие на себя обязательств по такому обеспечению, может и долж­на быть искоренена. Для этого, по мнению автора на­стоящей статьи, необходимо в ходе соответствующе­го правоприменения и правотворчества четко «пока­зать» военнослужащим бессмысленность регистрации как якобы условия для последующего предоставления жилых помещений."

Еще раз отметим - регистрация как юридическая процедура лежит в плоскости административных пра­воотношений, а не жилищных, и само по себе ее нали­чие, в том числе по адресу воинской части, не дает право зарегистрированному на получение от государ­ства жилых помещений. Для такого получения необ­ходим не факт регистрации по адресу воинской части, а факт нуждаемости в соответствующем виде жилья, устанавливаемый через определенный нормативно- правовой порядок, относящийся к жилищному зако­нодательству, который, как представляется, не должен «пересекаться» с порядком выдачи разрешения на ре­гистрацию по адресу воинской части.

Итак, для получения такого разрешения военнослу­жащий должен к заявлению, содержащему просьбу об этом разрешении, приложить документы, подтверж­дающие необеспеченность жилыми помещениями по месту службы (отсутствие права на жилые помещения).

Такими документами в общем виде можно считать те, которые предусмотрены п. 2 Инструкции. Однако в данном случае при представлении указанных докумен­тов воля гражданина будет направлена не на решение вопроса обеспечения его жильем по месту службы (ко­торое в силу тех или иных причин он получать, напри­мер, не желает), а исключительно на выполнение своей административной обязанности по регистрации, кото­рую он вправе произвести по адресу воинской части.

В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о разрешении в регистрации по ад­ресу воинской части (отказе в разрешении), получив которое, военнослужащий передает его вместе с пас­портом и заявлением установленной, формы должно­стному лицу, ответственному за регистрацию.

Таким образом, подводя итоги настоящей публи­кации, следует прийти к следующим выводам:

1. Нормы абз. 1 п. 3 и п. 1 ст. 15 Закона целесооб­разно изложить в новой редакции, исключающей их двоякое толкование.

2. Регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей носит разрешительный харак­тер, однако основанием для отказа в таком разрешении может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация.

3. Порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воин­ских частей должен носить характер самостоятельной четко прописанной юридической процедуры и не рас­сматриваться в «контексте» решения их жилищных проблем. Отсутствие со стороны указанных граждан заявлений о постановке на учет для получения служеб­ных жилых помещений либо отсутствие решения по существу их просьб о постановке на такой учет не должны являться препятствием для рассмотрения их заявлений о разрешении на регистрацию по адресам воинских частей.

Необходимо принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок выдачи военнослужа­щим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей, а также дополнение дей­ствующего законодательства в части, касающейся пе­речня документов, предъявляемых военнослужащими и членами их семей должностным лицам, ответствен­ным за регистрацию, соответствующим разрешением установленной, формы на регистрацию по адресу во­инской части.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ