Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем или оценщиком, может быть обжалована не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке. Причем оценку, произведенную непосредственно самим судебным приставом, можно оспорить как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, о чем речь пойдет ниже.

При производстве оценки специалистом-оценщиком вопрос в том, что обжаловать: отчет об оценке или постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества на основании этого отчета. На это в правоприменительной практике существуют различные взгляды.

Так, ВАС РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснил, что рыночная стоимость объекта оценки, определенная независимым оценщиком в рамках исполнительного производства, носит рекомендательный характер, не является обязательной и не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска. Данная позиция была высказана еще до вступления в силу Закона об исполнительном производстве и не могла учитывать положений ч. 4 ст. 85 названного Закона о том, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть предметом самостоятельного оспаривания в суде.

Однако позиция, предложенная в информационном письме ВАС РФ, вызывает по меньшей мере недоумение. Законодатель установил баланс компетенций между оценщиком и судебным приставом-исполнителем с учетом профессионализма каждого, а ответственность за результаты оценки имущества должника всегда несет судебный пристав-исполнитель, принявший отчет оценщика, что, мягко говоря, нелогично.

Следует отметить, что в настоящее время начала формироваться судебная практика, свидетельствующая о возможности самостоятельного оспаривания оценки, указанной в отчете оценщика.

Обратите внимание: рыночная стоимость объекта оценки, определенная судебным приставом-исполнителем или специалистом-оценщиком, может быть рекомендована для совершения сделки в течение определенного времени.

Так, в соответствии с п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. В случае истечения срока проводится повторная оценка имущества должника.

Еще по теме 5.2. Обжалование оценки имущества должника:

  1. Оценка и передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника
  2. 43. Обращение взыскания на имущество должника. Выявление и арест имущества должника. Продажа арестованного имущества

Дела, по которым наложен арест на имущество, взысканию подлежит заложенное имущество, общая собственность и иным имущественным спорам, требуют оценки стоимости этого имущества. По общему правилу, оценку может производить и судебный пристав-исполнитель, однако это происходит крайне редко, так как он обязан привлекать оценщика в случаях оценки: недвижимого имущества, ценных бумаг, в том числе инвестиционных паевых открытых и интервальных паевых ПИФов (кроме обращающихся на организованных торгах), имущественных прав, драгоценных металлов, камней и изделий, коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 000 рублей. Также оценка должна быть произведена и по иным материальным объектам, если должник не согласен с выводами судебного пристава-исполнителя.

Порядок

Судебный пристав-исполнитель в случае обязательного привлечения оценщика предварительно в направляемом акте устанавливает примерную стоимость вещи или права, после чего в течение месяца назначается оценщик. В течение трех дней по результатам получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества или права. Следовательно, судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления руководствуется отчетом оценщика, в связи с чем возникает вопрос о правовой значимости отчета оценщика. Носит названный отчет рекомендательный характер или же постановление должно быть составлено с точностью на основании отчета? Исходя из позиции, согласно которой судебный пристав-исполнитель привлекает оценщика в виду своей некомпетентности - отчет оценщика является основополагающим в постановлении. Поскольку отсутствует норма, обязывающая с точностью отражать в постановлении отчет оценщика, возникают проблемы при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Впрочем, строго говоря, существуют две альтернативы: обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, то есть обжаловать его действия (ст.85 ФЗ «Об исполнительном производстве») или же оспорить стоимость объекта оценки в части достоверности величины рыночной или иной стоимости (ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности»). Такой подход законодателя нельзя назвать формальным, хоть он и имеет множество проблем правоприменения, но это принципиальное разделение ответственности

Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя

Пристав-исполнитель вне зависимости от совпадения или несовпадения результатов оценки объекта с предполагаемым им размером стоимости объекта выносит постановление. При этом отсутствуют нормы, позволяющие судебному приставу-исполнителю не соглашаться с отчетом оценки оценщика или признавать отчет недействительным. Однако обжаловать результаты оценки вправе заинтересованные лица в соответствии со ст. 12 ГК РФ. При этом для обжалования должник не должен доказывать свою заинтересованность, иные лица должны мотивировать заявлением, сославшись на нарушение их прав при заключении сделок, если размер стоимости объекта не будет изменен (например, Постановление Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2011 г. по делу № А44-955/2011).

Заинтересованное лицо, оспаривая постановление или отчет, преследует одну цель: изменение стоимости объекта. Следовательно, при каждом случае следует устанавливать отдельные юридические факты. Оспаривать само постановление целесообразно, если пристав-исполнитель вопреки отчету оценщика установил самостоятельно стоимость объекта. Может также сложиться ситуация, в которой следует оспаривать постановление ввиду того, что пристав-исполнитель вынес ошибочный вывод о достоверности отчета о стоимости объекта (например, решение Арбитражного суда респ. Мордовия от 15 декабря 2011 г. по делу № А39-436/2011). Помимо этого неразумно оспаривать постановление, если оно основано на отчете специалиста - оценщика, привлеченного приставом, возможно затребовать проведение повторной оценки, однако в этом случае необходимо доказать одно из двух условий: постановление не соответствует законодательству об исполнительном производстве и оценке, или же постановление нарушает права и интересы заявителя. Примечательно, что законодательством не предусмотрена возможность не принять отчет об оценке или вовсе не выносить постановление. Более того, не предусмотрена возможность назначения повторной оценки судебным приставом-исполнителем.

Существенную роль при формировании позиции по данному вопросу сыграло Информационное письмо ВАС РФ № 92 от 30 мая 2005 г., в котором указано, что даже в случае, если судебным приставом-исполнителем был привлечен независимый оценщик, в судебном порядке оспариванию подлежит постановление пристава-исполнителя, так как этот акт устанавливает оценочную стоимость, а не отчет оценщика. Однако Президиум ВАС РФ пересмотрел относительно недавно свою позицию, изложенную в Информационном письме № 92 от 30 мая 2004 г. ВАС РФ в Постановлении от 23 октября 2012 г. по делу № 6083/12 указал, что величина стоимости объекта оценки, выявленная оценщиком и отраженная в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который лишен права на изменение величины стоимости объекта, а также внесение изменений в отчет оценщика. Следовательно, отчет носит не рекомендательный, а обязательный характер, постановление пристава полностью отражает отчет оценщика, что свидетельствует о целесообразности оспаривания отчет в порядке искового производства.

Классический подход относит оспаривание оценки объекта на стадии исполнительного производства к публичным делам, так как стороной выступает орган исполнительной власти - судебный пристав-исполнитель. Однако эти дела имеют особенности, основная из которых состоит в том, что заявитель должен доказать противоправность действий (бездействий) органа власти.

Услуги фирмы «BRACE»

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве требует профессионального подхода ввиду ряда сложностей определения объекта оспаривания, ответчика, способов защиты и правовой позиции. BRACE на протяжении многих лет оказывает правовое сопровождение юридических и физических лиц в сфере судебного представительства. Следует отметить, что BRACE оказывает как комплексные услуги, так и отдельные:

  • анализ и выработка правовой позиции;
  • координация действий доверителя по вопросам, связанным с оспариванием оценки имущества;
  • подготовка необходимых заявлений, ходатайств, жалоб и т.д.;
  • непосредственное представительство в суде;
  • координация действий при взаимодействии с органами государственной власти;
  • правовая помощь при исполнительном производстве;
  • помощь в сборе доказательств обоснованности своей позиции.

Дела, по которым наложен арест на имущество, взысканию подлежит заложенное имущество, общая собственность и иным имущественным спорам, требуют оценки стоимости этого имущества. По общему правилу, оценку может производить и судебный пристав-исполнитель, однако это происходит крайне редко, так как он обязан привлекать оценщика в случаях оценки: недвижимого имущества, ценных бумаг, в том числе инвестиционных паевых открытых и интервальных паевых ПИФов (кроме обращающихся на организованных торгах), имущественных прав, драгоценных металлов, камней и изделий, коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 000 рублей. Также оценка должна быть произведена и по иным материальным объектам, если должник не согласен с выводами судебного пристава-исполнителя.

Порядок

Судебный пристав-исполнитель в случае обязательного привлечения оценщика предварительно в направляемом акте устанавливает примерную стоимость вещи или права, после чего в течение месяца назначается оценщик. В течение трех дней по результатам получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке имущества или права. Следовательно, судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления руководствуется отчетом оценщика, в связи с чем возникает вопрос о правовой значимости отчета оценщика. Носит названный отчет рекомендательный характер или же постановление должно быть составлено с точностью на основании отчета? Исходя из позиции, согласно которой судебный пристав-исполнитель привлекает оценщика в виду своей некомпетентности - отчет оценщика является основополагающим в постановлении. Поскольку отсутствует норма, обязывающая с точностью отражать в постановлении отчет оценщика, возникают проблемы при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Впрочем, строго говоря, существуют две альтернативы: обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, то есть обжаловать его действия (ст.85 ФЗ «Об исполнительном производстве») или же оспорить стоимость объекта оценки в части достоверности величины рыночной или иной стоимости (ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности»). Такой подход законодателя нельзя назвать формальным, хоть он и имеет множество проблем правоприменения, но это принципиальное разделение ответственности

Оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя

Пристав-исполнитель вне зависимости от совпадения или несовпадения результатов оценки объекта с предполагаемым им размером стоимости объекта выносит постановление. При этом отсутствуют нормы, позволяющие судебному приставу-исполнителю не соглашаться с отчетом оценки оценщика или признавать отчет недействительным. Однако обжаловать результаты оценки вправе заинтересованные лица в соответствии со ст. 12 ГК РФ. При этом для обжалования должник не должен доказывать свою заинтересованность, иные лица должны мотивировать заявлением, сославшись на нарушение их прав при заключении сделок, если размер стоимости объекта не будет изменен (например, Постановление Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2011 г. по делу № А44-955/2011).

Заинтересованное лицо, оспаривая постановление или отчет, преследует одну цель: изменение стоимости объекта. Следовательно, при каждом случае следует устанавливать отдельные юридические факты. Оспаривать само постановление целесообразно, если пристав-исполнитель вопреки отчету оценщика установил самостоятельно стоимость объекта. Может также сложиться ситуация, в которой следует оспаривать постановление ввиду того, что пристав-исполнитель вынес ошибочный вывод о достоверности отчета о стоимости объекта (например, решение Арбитражного суда респ. Мордовия от 15 декабря 2011 г. по делу № А39-436/2011). Помимо этого неразумно оспаривать постановление, если оно основано на отчете специалиста - оценщика, привлеченного приставом, возможно затребовать проведение повторной оценки, однако в этом случае необходимо доказать одно из двух условий: постановление не соответствует законодательству об исполнительном производстве и оценке, или же постановление нарушает права и интересы заявителя. Примечательно, что законодательством не предусмотрена возможность не принять отчет об оценке или вовсе не выносить постановление. Более того, не предусмотрена возможность назначения повторной оценки судебным приставом-исполнителем.

Существенную роль при формировании позиции по данному вопросу сыграло Информационное письмо ВАС РФ № 92 от 30 мая 2005 г., в котором указано, что даже в случае, если судебным приставом-исполнителем был привлечен независимый оценщик, в судебном порядке оспариванию подлежит постановление пристава-исполнителя, так как этот акт устанавливает оценочную стоимость, а не отчет оценщика. Однако Президиум ВАС РФ пересмотрел относительно недавно свою позицию, изложенную в Информационном письме № 92 от 30 мая 2004 г. ВАС РФ в Постановлении от 23 октября 2012 г. по делу № 6083/12 указал, что величина стоимости объекта оценки, выявленная оценщиком и отраженная в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который лишен права на изменение величины стоимости объекта, а также внесение изменений в отчет оценщика. Следовательно, отчет носит не рекомендательный, а обязательный характер, постановление пристава полностью отражает отчет оценщика, что свидетельствует о целесообразности оспаривания отчет в порядке искового производства.

Классический подход относит оспаривание оценки объекта на стадии исполнительного производства к публичным делам, так как стороной выступает орган исполнительной власти - судебный пристав-исполнитель. Однако эти дела имеют особенности, основная из которых состоит в том, что заявитель должен доказать противоправность действий (бездействий) органа власти.

Услуги фирмы «BRACE»

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве требует профессионального подхода ввиду ряда сложностей определения объекта оспаривания, ответчика, способов защиты и правовой позиции. BRACE на протяжении многих лет оказывает правовое сопровождение юридических и физических лиц в сфере судебного представительства. Следует отметить, что BRACE оказывает как комплексные услуги, так и отдельные:

  • анализ и выработка правовой позиции;
  • координация действий доверителя по вопросам, связанным с оспариванием оценки имущества;
  • подготовка необходимых заявлений, ходатайств, жалоб и т.д.;
  • непосредственное представительство в суде;
  • координация действий при взаимодействии с органами государственной власти;
  • правовая помощь при исполнительном производстве;
  • помощь в сборе доказательств обоснованности своей позиции.

Услуги оценщика могут понадобиться для установления фактической стоимости и ценности любого вида имущества.

По результатам его работы формируется размер компенсационных выплат при ДТП, определяется степень повреждения или нанесения порчи собственности. Но не всегда итоговый документ соответствует фактическим данным. В этом случае можно начать оспаривание отчета оценщика о рыночной стоимости.

Положения об оценочном отчете

Для формирования окончательной стоимости имущества оценщик должен руководствоваться определенными правилами и нормами. Инструкция зависит от типа собственности: автомобиль, дом, квартира, земельный участок, бытовая техника и т.д. Но есть общие требования оценки, описанные в федеральном стандарте №3, с последними изменениями от 20 июля 2007 г.

Отчет ответственного лица должен содержать следующую информацию:

  • данные о факторах, влияющих на рыночную стоимость объекта – принцип существенности;
  • подтверждение информации, используемой для оценки — принцип обоснованности;
  • отсутствие неоднозначного толкования тех или иных позиций – принцип однозначности;
  • в документе не могут содержаться сведения о методах оценки или иных способах определения стоимости, которые не были использованы фактически – принцип достаточности.

Обязательно описываются все методы и способы установления цены объекта. Методология этих действий зависит от типа имущества и утверждается соответствующими контролирующими органами.

Оригинал отчета передается заказчику, но оценщик обязан хранить у себя копию документа до момента наступления исковой давности.

Согласно действующим нормам оценочный отчет не может приравниваться к экспертному заключению. Поэтому оспаривание этих документов в судебном порядке различно.

Состояние автомобиля при ДТП

Самым распространенным видом оценочной деятельности является формирование суммы для восстановления автомобиля после ДТП. Эту процедуру выполняет страховая компания с привлечением специалистов. При этом вероятность ошибки определения сумм в меньшую сторону велика, так как страховщик напрямую заинтересован в минимальной сумме компенсации.

После проведения экспертизы пострадавший должен получить ее результаты на руки, в том числе — отчет оценщика. Выявить самостоятельно ошибки и неточности в этом документе без должной практики сложно.

Но для первичного анализа компетентности составителя нужно обратить внимания на следующие факторы:

  • наличие допусков СРО для выполнения этого вида работ;
  • соблюдение методологии оценки повреждений, формирования стоимости расходных материалов и комплектующих с учетом их износа;
  • правильное оформление документа с полным указанием заказчика и исполнителя.

Поможет ли независимая экспертиза

Для выбора независимого специалиста необходимо проверить его данные в официальной базе экспертов-оценщиков Минюста РФ. Следует помнить, что он будет составлять не отчет, а экспертное заключение. По содержанию эти документы схожи, но при судебном решении вопроса они имеют различный «вес» в качестве доказательства.

Разница между ними заключается в следующем:

Исходя из этого, для правомерности оспаривания отчета оценщика настоятельно рекомендуется заказать экспертное заключение. Во время рассмотрения суд будет учитывать мнение специалиста, подкрепленное доказательствами.

В свою очередь ответчик также может начать подобную процедуру. Поэтому важно правильно выбрать экспертную компанию на основе предоставленных допусков СРО, времени работы на рынке этих услуг и степени квалификации специалистов. Дополнительно можно учитывать фактические отзывы клиентов.

Прядок оспаривания отчета оценщика о рыночной стоимости

Для инициации процедуры оспаривания следует убедиться в подсудности этого дела. Согласно разъяснению №92 ВАС РФ составить иск на подобный отчет можно только в том случае, если формирование исходного документа было необходимо по закону. К подобным ситуациям относятся страховые случаи ОСАГО или КАСКО, оценка стоимости недвижимости для внесения данных в государственный реестр.

Также нужно учитывать такие нюансы законодательства:

  • возможность оспаривания закреплена в статье №13, часть 1 закона №135-ФЗ;
  • срок объявления о несогласии с результатом оценки составляет 10 календарных дней с момента предоставления данных экспертизы – статья №85, част 4, пункт 3 закона №229-ФЗ;
  • исковое заявление не будет принято, если после ознакомления с результатами оценки был подписан договор сделки.

Если выполнение хотя бы одного из вышеперечисленных условий невозможно – вероятность положительного решения суда будет минимальным.

Поэтому перед подачей иска нужно провести кропотливую работу по сбору доказательной базы и обязательно получить консультацию у профессиональных юристов, специализирующихся на подобных делах.

Досудебное урегулирование вопроса

Помимо государственных судебных инстанций законом предусмотрены механизмы двухстороннего решения возникшего конфликта. Для этого необходимо составить досудебную превенцию и вместе с пакетом документов предоставить ее ответчику.

Выполнение этой процедуры имеет несколько положительных моментов:

  • при явных нарушениях методики оценки ответчик может аннулировать ее и принять результаты независимой экспертизы;
  • потенциально виновная сторона конфликта должна дать официальный ответ на претензию, который можно будет использовать в качестве доказательства в суде;
  • экономия времени и средств, так как возрастает вероятность положительного решения вопроса.

Претензия составляется в свободной форме. Исключение — предоставление бланка ответчиков. Подобное практикуют страховые компании.

Время официального ответа на запрос – 5 рабочих дней.

Если по истечении этого срока не было получено уведомление — нужно готовить документы в суд. Но чаще всего виновная сторона старается решить этот вопрос без участия в судебном разбирательстве.

Эти поля иска на оспаривание отчета оценщика обязательно должны быть заполнены корректно:

  • полное название и адрес суда;
  • информация об истце и ответчике;
  • суть спора с фактами нарушения действующего законодательства;
  • кратко изложены доказательства неправомерности действий оценщика;
  • перечень приложенных документов;
  • дата и подпись истца.

Если интересы пострадавшей стороны представляет третье лицо – на него оформляется нотариально заверенная доверенность. В ней указываются полномочия представителя, в том числе – формирование ходатайства.

Формирование пакета документов

Дополнительно вместе с иском секретариату суда предоставляются другие документы. К ним относятся копии удостоверения личности истца, точный адрес прописки и доказательная база. К формированию последней необходимо подойти максимально профессионально. Именно от нее во многом будет зависеть решение суда.

В качестве доказательства неправомерности отчета оценщика можно указать следующее:

  • экспертное заключение, выполненное в соответствии с действующими нормами;
  • официальный ответ потенциально виновной стороны на досудебный иск;
  • письменные показания свидетелей.

В последнем случае нужно быть готовыми к тому, что суд может вызвать свидетелей для дачи показаний в процессе заседания . При наличии экспертного заключения его составитель может частично представлять интересы истца. Он вправе задавать вопросы стороне и высказывать свое компетентное мнение, которое будет учтено судом.

Даже официально подписанные договоры можно признать недействительными. Узнайте всё об .

Кто получает компенсацию по уходу за престарелыми людьми старше 80 лет? Читайте .

Как доказать нанесение морального вреда за оскорбление личности? Инструкция в .

Подача в суд и заседания

После подачи документов в суд первое заседание должно состояться в течение 1 месяца. На нем будет рассмотрена суть дела, могут быть назначены дополнительные экспертизы для выяснения обстоятельств. Только после этого состоится окончательное заседание, результаты которого будут предоставлены обеим сторонам.

На основании положительного решения отчет оценщика не может иметь силу в качестве официального документа. Ответчик обязан будет пересмотреть предмет спора (компенсация по страховому случаю, оценка земельного участка, описываемого имущества) и сделать соответствующие изменения. Дополнительно суд может постановить выплатить моральную компенсацию за причиненные неудобства.

Если решение было не в пользу истца – он вправе подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но перед этим рекомендуется внимательно изучить материалы дела, на основании которых было вынесено это решение. В противном случае ситуация повторится и ответчик понесет дополнительные материальные расходы.

Примеры судебной практики

Проанализировать целесообразность оспаривания отчета оценщика можно на основании подобных дел. Судебная практика в этой области обширна и в качестве примера рекомендуется ознакомиться с ними.

«ИП выразил несогласие с результатами отчета оценщика выкупаемого нежилого помещения. Сомнения обусловлены завышенной стоимостью и некорректной методикой. Суд постановил проведение дополнительной экспертизы, результаты которой указывают на некорректные действия оценщика.

На основании этих данных стоимость помещения была сформирована по информации из судебной экспертизы».

«Гражданин Х обратился в суд с иском на страховую компанию, которая не выполнила условия договора. При ДТП был поврежден автомобиль, который исследовал оценщик страховой. По его данным сформирована сумма возмещения убытков. Но после проведения независимой экспертизы выяснилось, что компенсация была меньше фактической.

На основании доказательной базы суд постановил страховую компанию выплатить фактическую сумму, а также моральную компенсацию».

Для оспаривания отчета оценщика нужно представить суду доказательства его неправомерных действий, а также правильно заполнить все документы. Эти простые условия значительно увеличат вероятность положительного решения.


Оценка собственности юридических и физических лиц - это часто необходимая процедура во многих жизненных ситуациях: раздел совместной собственности, получение страховой выплаты, возмещение нанесенного ущерба, различные сделки купли-продажи, продажа конфиската и т.д. Поскольку в таких ситуациях обычно участвуют две стороны, то неизбежно возникают спорные моменты, когда одна из сторон выражает несогласие с оценкой имущества, считает ее результаты предвзятыми, заниженными или завышенными, выполненные не профессиональным оценщиком.В этом случае следует прибегать к такой услуге, как оспаривание оценки имущества или оспаривание отчета об оценке.

Разногласия могут возникать:

  • со страховой компанией при оценке застрахованного имущества;
  • с транспортной компанией при повреждении перевозимого груза;
  • с виновником залива или пожара при возмещении ущерба;
  • с потерпевшим от залива или пожара при возмещении ущерба;
  • между продавцом и покупателем при передаче недвижимости;
  • при оценке ущерба от коммунальных аварий специалистами ДЭЗ, ЖЭК и т.п.;
  • при описи вещей должника судебным приставом-исполнителем
  • при разделе собственности супругами
  • и т.д.

Что же в таком случае делать? В некоторых случаях необходимо и достаточно представить отчет встречной независимой экспертизы имущества, которая оспорит выводы предыдущей. Значит, надо обратиться к независимому оценщику либо в специализированную оценочную компанию. Именно такие специалисты, имея необходимый опыт и знания, смогут опровергнуть неверную оценку Вашего имущества представителями различных служб, судебными исполнителями или другими оценщиками. Именно специалисты оценочной компании имеют самую полную информацию о рыночных ценах, знают конъюнктуру рынка, имеют опыт работы с арбитражными судами и надзорными органами. Все вышеизложенное касается добровольного обращения клиента к оценщику. Если противная сторона согласиться и не будет оспаривать новый отчет об оценке - отлично. Если нет, то есть два пути - либо предложить оппонентам выбрать оценочную компанию совместно, чтобы ни у кого не возникла мысль о ее предвзятости, либо тратить дополнительные деньги и время и идти в суд, который уже в обязательном порядке назначит проведение оценочной экспертизы в рамках судопроизводства.


Наша компания предлагает полный спектр услуг по рыночной оценке имущества предприятий, организаций и частных лиц , в том числе, когда происходит оспаривание оценки имущества в исполнительном производстве.


Однако, законодательно предусмотрены случаи, когда участие оценщика при определении стоимости имущества, на которое обращено взыскание, является обязательным. Также судебный пристав при исполнительном производстве обязан привлечь оценщика и том случае, если должник или взыскатель оспаривают оценку имущества, выполненную судебным приставом. И вот тут надо знать, что законодательно предусмотрена невозможность оспаривания отчета оценщика, потому что он носит только рекомендательный характер для судебного пристава. Оспаривание величины стоимости объекта оценки, отраженной в этом отчете, допускается лишь в тех случаях, когда законом или иным нормативным актом установлена обязательность такой величины для сторон сделки, госоргана, должностного лица и органов управления юридического лица. И оспорить можно лишь отчет об оценке, выполненный судебным приставом. Более подробно об этом вы можете узнать на страницах



Отдельно стоит коснуться оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Налогоплательщик, считающий кадастровую цену его недвижимости завышенной, может обратиться в арбитражный суд. В случае положительного решения суда в государственный кадастр недвижимости вносятся необходимые изменения.


Можно попытаться решить проблему во внесудебном порядке. Для этого налогоплательщик подает заявление в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. Такая комиссия действует в каждом регионе. В нее входят представители региональной власти, Кадастровой палаты, территориального управления Росреестра и Национального совета об оценочной деятельности. Этот вариант возможен, если данные для оценки недвижимости, представленные налогоплательщиком, разнятся с аналогичными данными оценщика. Или же налогоплательщик вначале определяет стоимость своей недвижимости с помощью оценщика. Затем приносит в комиссию отчет о независимой оценке его недвижимости (что происходит в большинстве случаев). Тогда комиссия просто обязана принять решение о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Если рыночная стоимость, установленная оценщиком, отличается от кадастровой более чем на 30%, заявитель должен также принести в комиссию заключение от СРО на этот отчет. Обычно комиссия принимает решение в пользу налогоплательщиков. Более подробно вы можете узнать об этом на странице



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ