Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2016 г. исполняется пять лет со дня вступления в силу закона о Следственном комитете России (СК России).

Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007-2010). Является государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая предварительное следствие и дознание. В своей деятельности независим от всех органов власти, общественных объединений и организаций, и др. Руководство комитетом осуществляет президент РФ.

Создание органов следствия

Первые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в., которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г. была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников. Канцелярии упразднили в 1724 г., в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы - Сыскной приказ, Главная полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг. органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.

Органы следствия в СССР

Институт судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.

5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление "О структуре Прокуратуры Союза ССР" (образована в 1933 г.), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел. В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.

В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.

Следственный комитет при прокуратуре РФ

В 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г. соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем. Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.

СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами. Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.

Следственный комитет РФ

23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган. Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г. В тот же день президент подписал указ "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", которым распорядился образовать его на базе СКП.

Федеральный закон о Следственном комитете (СК) России был принят 28 декабря 2010 г., вступил в силу 15 января 2011 г. Положение о комитете утверждено указом главы государства 14 января 2011 г.

Следственный комитет получил все полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Прокуратура утратила возможность вмешиваться в ход расследования. В ее компетенции остались направление материалов в органы следствия для возбуждения уголовного преследования, выдвижение и поддержка обвинения и др. В 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета - на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

СК России

Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др. К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.

Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 - сотрудники военных следственных органов.

Показатели деятельности в 2015 году

Согласно официальной статистике Следственного комитета, за январь-сентябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались) сотрудниками СК рассмотрено 651,6 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 114,8 тыс. уголовных дел. Окончено производство 99 тыс. дел, большинство из них - 84,8 тыс. - направлено в суд.

Следователи вынесли представления по 91,9 тыс. уголовных дел, в результате свыше 23,2 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Было расследовано более 132 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. совершенных в прошлые годы. Большинство из них - 43,94% (58 тыс.) - составили тяжкие и особо тяжкие, из них 8 тыс. - убийства и покушения.

Среди громких уголовных дел, расследование которых Следственный комитет вел в 2015 г., было крушение самолета Falcon 50EX в аэропорту Внуково, теракт на борту Airbus A321-231 российской компании "Когалымавиа" в Египте, убийство политика Бориса Немцова, коррупционные дела в отношении бывших руководителей Сахалинской области и Республики Коми Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера, и др.

Основной задачей следственного управления (отдела, отделения, группы) является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.

С учетом требований уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации следственное управление (отдел, отделение, группа), выполняя следующие основные функции, обеспечивает:

Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.

Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.

Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно - розыскную и экспертно - криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.

Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств. В обязательном порядкепроизвольной форме) учет.

Поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.

Выездов следователей на места происшествий.

Возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство.

Поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения. Лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения.

Выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений. Преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам. Представлений прокуроров, частных определений судов.

Профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления. Мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.

Учет и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. На следственное управление (отдел, отделение, группу) не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством и настоящим Положением.

Следственное управление осуществляет следующие полномочия:

Следователь -- должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного. Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции. Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ совместно с руководителями других министерств, комитетов и служб. Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуальных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания. 1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия следователей и раскрытие притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.

Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголовных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур». В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения. Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и " Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов. Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нарушении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др. 2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, проверки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть получены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ. Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поручению следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полученные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности. 3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частной публичного обвинения. К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руководства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руководства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства). 4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями (ч. 3). Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). 5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение -- это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение. В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание -- это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п. Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.). Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ. Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы. Следователь вправе привлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий. Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий. Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.). Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными. Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства. Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ). Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти -- его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ). По требованию реабилитированного, а в случае его смерти -- его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь - дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия . Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

Административная модель организации следственного аппарата

На протяжении второй четверти XVIII - начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы - Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 - 1819 гг. - Министерства полиции).

Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

Судебная модель организации следственного аппарата в России

В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап - зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

  • участковых народных следователей при народных судах;
  • старших следователей при губернских судах;
  • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
  • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 - 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Период «оттепели»

В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала - в кругах научной общественности, а затем - и на уровне высшего руководства страны.

В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Восстановление петровской модели

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.

История

Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.

Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже - СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.

Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.

Принципы работы

Основная функция органов СК - это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:

  1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
  2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
  3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
  4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.

Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

Задачи

То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:

  • обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
  • основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
  • сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
  • максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
  • разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
  • вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.

В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.

Основные функции

Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.

СК вправе осуществлять следующие функции:

  • при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
  • проводить судебные экспертизы;
  • обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
  • проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
  • вести процессуальную проверку следственных органов.

А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ , дела, связанные с педофилией и убийством детей.

Руководство

Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.

С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.

Заместители председателя

На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.

Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года - Светлана Львовна Петренко.

Рассматриваемые дела

Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:

  • умышленные убийства;
  • изнасилования;
  • преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
  • похищения людей;
  • преступления в налоговой сфере;
  • причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.

Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.

Требования к сотрудникам

Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:

  • досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
  • широкий кругозор, знания в разных областях;
  • ответственность;
  • дисциплина и стрессоустойчивость;
  • свободное владение юридическим языком;
  • самоотверженность и самоотдача работе.

К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:

  • служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
  • быть членом органов управления на территории РФ;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.

На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.

Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.

Существует еще одно направление деятельности следственного комитета - уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.

СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.

История следственных органов

12 января 1722 года указом Петра I при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...", - так постановил царь Петр.

Задачи деятельности прокурора он выразил в следующем: "Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право "протестовать и оное дело остановить".

Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий , а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами .

Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей . На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16.000 квадратных верст.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства . В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам , а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов . Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Согласно Декретам о суде (?2 от 7 марта 1918г. и?3 от 20 июля 1918г.) в России образовывались следственные комиссии окружных судов , которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР , которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам . В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

В послевоенный период по основ-ной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик , принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Федеральным законом от 05.06.07 г. ?87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ?1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования нового органа государства.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю новый следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, например, коррупционной направленности.

Окончательное отделение следствия от прокуратуры произошло 15 января 2011 года. С этого времени вступил в силу Федеральный закон от 28.12 2010г. ? 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а Президентом РФ подписан Указ от 14.01.2011г. ?38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации".

В соответствии с данными документами, Следственный комитет Российской Федерации является самостоятельным федеральным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ