Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
Принципы могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права соц. защиты:
1. Всеобщность – право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.
2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (пр: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).
3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
 Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
 Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов социального обеспечения:

материальная помощь социальное обслуживание
оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки
выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос органов или общ организаций в пользу обеспечиваемых)
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Социальное обслуживание включает в себя:
Протезирование; Предоставление средств передвижения инвалидам; Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов; Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
Санаторно-курортное лечение и т.д.


  • Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения п. Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению. Субъекты и объекты правоотношений.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспече... подробнее ».


  • Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.Си�.
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению.
    Понятие , виды и юридическое значение трудового стажа. Трудовой стаж – учитываемая при...


  • Классификация методов управления по их мотивацион-ным характеристикам включает три группы методов.
    Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов , команд, регламентирующих и административных актов.


  • Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение. 7 принципов (по декларации 1970 года) - принцип суверенного равенства государств - предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам...


  • Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика .
    Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер .


  • Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления.
    Степень общественной опасности – количественная характеристика , которая определяется значимостью
    Критерием классификации выступает общественная опасность.

Найдено похожих страниц:10


К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

  • ? многообразие видов социального обеспечения;
  • ? всеобщность социального обеспечения;
  • ? солидарность;
  • ? охрана уровня жизни, здоровья граждан;
  • ? справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан.

Многообразие видов социального обеспечения (как отраслевой принцип) предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей человека) в денежном и натуральном выражении. Так, пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания;

медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. Следовательно, ни один человек не должен находиться вне сферы социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально, что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав на тот или иной вид социального обеспечения зависит от разных обстоятельств, установленных законодательством.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда речь идет о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений из своих трудовых доходов (в виде страховых платежей, налогов) содержат неработающие поколения. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Принцип охраны уровня жизни, здоровья граждан реализуется в различных видах социального обеспечения, условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, в проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих лиц различные виды государственной социальной помощи из средств, предназначаемых на социальное обеспечение, зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полная реализация данного принципа в жизни граждан произойдет лишь тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут отвечать уровню достойной жизни.

Говоря о справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, необходимо отметить, что понятие справедливости, само по себе достаточно емкое и сложное по своему содержанию, имеет ряд элементов. Основным из них считается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание - это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии. Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд нетрудоспособных граждан как основных субъектов в социальном обеспечении. Такой подход вызывает определенные сомнения и возражения по отношению к некоторым видам социального обеспечения, например при установлении размера трудовых пенсий. Поэтому и существует своеобразный показатель справедливости в социальном обеспечении, который называется дифференциацией видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Его иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)

Следует отметить, что критерии такой дифференциации могут носить объективный характер. Например, условия труда, существующие на отдельных производствах, не зависят или мало зависят от работников предприятия. Критерием вышеназванной дифференциации может являться и субъективный фактор, т.е. субъективные качества участников правоотношений, например физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Наибольшее значение придается трудовой деятельности. Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. От продолжительности трудового стажа зависит право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона 2001 г. о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение добровольного вхождения в систему обязательного пенсионного страхования, установление фиксированного платежа за себя или другое лицо приводит к нивелированию данного принципа. (Впрочем, в той или иной мере это относится и к другим отраслевым принципам.) Длительное выполнение определенной профессиональной деятельности является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсий. Связь социального обеспечения с трудовой деятельностью прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий, например по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и др.

Причины, вызывавшие нуждаемость лица в материальном обеспечении, по большому счету не имеют значения. Ведь обязанность государства заключается в том, чтобы каждому гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Данное обязательство вытекает из международных актов в области социального обеспечения, из Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, действующего законодательства.

Дифференциация в социальном обеспечении зависит также от ряда социально значимых обстоятельств, влияющих на содержание прав гражданина в сфере социального обеспечения. К ним относят: возраст и состояние здоровья, семейное положение и многодетность, наличие иждивенцев, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание) и т.д.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как известно, существующие две основные организационно-правовые формы социального обеспечения - обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований и их соответствующие виды обеспечения - предполагают наличие «своих» финансовых средств.

Государственная система социального страхования включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального риска, каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам и членам их семей от риска. Застрахованными считаются работники и члены их семей, а также иные категории граждан, на которых распространяется социальное страхование. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности государства предоставления соответствующих видов социального обеспечения. Наличие такого страхования означает также обязательность фактического внесения страховых платежей. Поэтому оно называется обязательным социальным страхованием.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке), для определенных групп плательщиков являются гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

В процесс формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработков работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (отчисления с заработка или трудового дохода работника и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносятся платежи в ПФР.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в соответствующих учреждениях, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т.п.

Большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию и, следовательно, не имеют права на обеспечение по системе обязательного социального страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может ее преодолеть. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан свою социальную функцию, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для более дробной классификации внутриотраслевых принципов. Как правило, многие такие принципы закреплены в действующем законодательстве и регулируют наиболее частные блоки общественных отношений по социальному обеспечению. Хотя так бывает не всегда. Примером может служить принятый в 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие в нем четко определенных целей и принципов привело на практике к смешению и подмене многих понятий, принципов. В результате этого появилось множество пробелов и коллизий в правовом регулировании пенсионных отношений.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Причем они закрепляются как в комплексных правовых актах, так и в актах, непосредственно относящихся к праву социального обеспечения. Кратко рассмотрим такие принципы.

Так, исходя из способов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования, можно определить внутриотраслевые, назовем их социально-страховые, принципы. К ним относятся: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; право каждого на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; право каждого работающего по найму на обязательное государственное пенсионное страхование; право каждого застрахованного на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; принцип солидарности финансирования государственного пенсионного обеспечения, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; целевой характер обязательного пенсионного страхования (исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом).

Внутриотраслевые принципы (назовем их принципами институтов) могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Данные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность и пр. К сожалению, не все законодательные акты определяют эти принципы. Например, как отмечалось выше, Закон 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит даже упоминания о них.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимается под принципами права?
  • 2. По каким признакам производится классификация принципов права?
  • 3. Приведите перечень основных принципов права социального обеспечения.
  • 4. Раскройте содержание принципов права социального обеспечения.
  • 5. Назовите критерии дифференциации принципов нрава социального обеспечения.
  • 6. Перечислите основные принципы, присущие системе обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • 2. межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • 3. отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • 4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • · признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • · не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • · признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • · равенство всех перед законом и судом;
  • · равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • · право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • · гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • · обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • · обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

ь всеобщность;

ь финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

ь дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

ь универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

ь осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

ь дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

ь обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

ь гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

ь многообразие видов социального обеспечения;

ь участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.


– 1 –

Проблеме принципов права социального обеспечения посвящены труды В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Е.Е.Мачульской и др.

Принципы права социального обеспечения – это основные начала, руководящие идеи, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Значение принципов права социального обеспечения :

Ø выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования норм права социального обеспечения;

Ø компетентные органы и должностные лица руководствуются принципами права социального обеспечения при принятии индивидуальных решений;

Ø в случаях пробелов в законодательстве принципы права социального обеспечения могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве;

Ø принципы права социального обеспечения помогают правильному толкованию юридических норм.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (Основ или Кодекса), где они были бы зафиксированы. Поэтому исследователи данного института выводят их из сути норм права социального обеспечения. Следовательно, принцип права социального обеспечения может быть закреплен в норме права, при этом выступая как норма-принцип , а если принцип не закреплен в нормах права, то он выводится из содержания правовых норм.

Некоторые принципы находят непосредственное применение на практике, другие же служат ориентиром, описывающим должное или идеальное поведение субъектов, к которому следует стремиться, но которое пока не реализовано в реальных отношениях вследствие несовершенства нормотворческого процесса, экономических проблем, недостаточного уровня правосознания, несоответствующей стадии развития общества.

Право социального обеспечения пока не имеет ни законодательно установленного, ни единообразно сформулированного доктринального перечня принципов ни на международном, ни на внутригосударственном уровне.

Классификация принципов права социального обеспечения:

Ø Общеправовые свойственны всем отраслям права, определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства;

Ø Межотраслевые – отражают единые черты нескольких отраслей права;

Ø Отраслевые характеризуют право социального обеспечения как отдельную отрасль права;

Ø Внутриотраслевые (институционные) касаются отдельных институтов отрасли права социального обеспечения.

Система принципов права социального обеспечения соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

– 2 –

Общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на всех субъектов права. Основным содержанием таких принципов являются представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития.

В доктрине не выработано единой позиции относительно перечня общеправовых принципов права социального обеспечения. Так, М.В. Филиппова предлагает следующий перечень принципов:

  • гуманизма;
  • социальной справедливости;
  • равенства прав граждан;
  • законности;
  • гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека;
  • федерализма;
  • включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права;
  • признания права каждого на жизнь;
  • неотчуждаемости основных прав и свобод человека;
  • единства прав и обязанностей;
  • демократизма;
  • непосредственности действия прав и свобод человека;
  • неприкосновенности частной жизни.

М.Л. Захарова и Э.Г. Тучкова называют в составе общеправовых принципов также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц . В.А. Ершов и И.А. Толмачев предлагают рассматривать в качестве принципов права социального обеспечения принцип социального государства . Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов включают в состав общеправовых принципов права социального обеспечения презумпцию добропорядочности субъекта права и принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. К общеправовым С.И. Кобзева относит .

Таким образом, к числу основных общеправовых принципов права социального обеспечения относятся:

v принцип гуманизма право социального обеспечения в целом изначально построено на принципе гуманности, ибо все его нормы направлены именно на повышение благосостояния каждого человека, обеспечение ему достойного существования. Российское социально-обеспечительное законодательство использует этот принцип для установления принципиальных основ функционирования различных институтов социального обеспечения. Само конституционное определение России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, свидетельствует о значении принципа гуманизма во всех сферах жизни российского государства и общества;

v принцип социальной справедливости заключается в стремлении государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и тех, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна. Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в РФ. Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции отсутствие особого механизма социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер по причинам, не связанным с осуществлением служебной деятельности. Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба вдовы судьи, который вышел в отставку за два дня до своей смерти от онкологического заболевания. Получить пенсию в размере зарплаты судьи заявительница и двое ее детей не смогли, поскольку необходимых 20 лет судейского стажа у умершего не оказалось. Также им было отказано в выплате пенсии по закону о статусе судей, поскольку причинная связь смерти судьи с его служебной деятельностью установлена не была. При этом при расчете семье умершего пенсии по случаю потери кормильца не учитывались периоды работы судьей, поскольку из зарплаты судьи не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). В результате пенсия оказалась ниже, чем у семей, кормильцы которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях. Заявительница посчитала, что такое законодательное регулирование не соответствует Конституции. По итогам рассмотрения данного дела Конституционный суд отметил, что правовой статус судьи в полной мере распространяется на его членов семьи . Поэтому исключение заработной платы судей из базы для страховых взносов в ПФР должно учитывать имущественные интересы его иждивенцев. На практике применение общего порядка расчета пенсий без учета стажа работы судьей приводит к тому, что размер назначенной выплаты не соотносится с размером зарплаты судьи. Конституционный суд отметил, что в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы членам их семей назначаются дополнительные выплаты (ежемесячное пособие и ежемесячное денежное содержание). Поэтому вопреки принципу справедливости члены семей судей поставлены в положение худшее, чем члены семей лиц, замещавших другие государственные должности. Конституционный суд признал, что Конституции не соответствуют положения действующего законодательства, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Законодателю Конституционный суд предписал такой механизм установить, причем пенсионное обеспечение в таких случаях должно соотноситься с утраченным доходом;

v принцип равенства международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к государственной службе в своей стране, равная оплата за труд равной ценности и др. В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также целей и задач государственных и региональных органов социального обеспечения;

v принцип законности конституционные гарантии соблюдения законности в области социального обеспечения состоят в: а) гарантировании каждому социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; б) в том, что именно законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Указанные гарантии касаются и прав каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, на обеспечение реализации жилищных прав малоимущим и др. Социально-обеспечительное законодательство непосредственно не упоминает принцип законности в своих нормах, однако использует его косвенно для формулирования основных начал и принципов установления социальных гарантий;

v принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты. При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др;

v принцип федерализма (ст.72 Конституции РФ). Исходя из конституционно установленного разграничения предметов ведения и полномочий в государственной системе социального обеспечения выделяются федеральный уровень и уровень субъектов Федерации;

v принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права – в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России;

v право на жизнь ;

v принадлежность основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемость права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения;

v принцип единства юридических прав и обязанностей определяет их неразрывную взаимосвязь;

v принцип демократизма ;

v принцип непосредственности действия прав и свобод человека нормы, их закрепляющие, не нуждаются в издании дополнительных правовых актов, конкретизирующих порядок их применения, и органы государственного и муниципального управления обязаны руководствоваться ими в своей деятельности;

v принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека социальные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень.

Таким образом, большинство этих принципов закреплено в общепризнанных международных актах, причем нередко – непосредственно в преамбуле, в качестве положений, на которых базируются все прочие закрепленные в этих актах общепризнанные принципы и права человека. К таким принципам относятся принципы гуманизма, справедливости и равенства . Эти принципы могут встречаться в преамбулах международных актов в различных формулировках, что подчеркивает их многогранность и приоритет относительно более специфических, межотраслевых или отраслевых, принципов. Большинство этих принципов входят в категорию конституционных и упоминаются, косвенно или непосредственно, либо в Преамбуле Конституции РФ, либо в тексте ее статей (ст.2,17-19, 30, 45, 46, 53, 55 и др.)

– 3 –

Межотраслевые правовые принципы охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Они не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, поскольку базируются на них.

В доктрине не выработано единого подхода относительно перечня межотраслевых принципов права социального обеспечения.

Большинство ученых относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и принцип охраны здоровья . М.В. Филиппова, а также М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности. Также к числу межотраслевых М.В. Филиппова относит: принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, принцип равенства всех форм собственности . М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы , а по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова, межотраслевым считается принцип защиты безработных и принцип-право на достойное существование , С.И. Кобзева полагает, что межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту , который по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова распространяется также на ветеранов. Указанный принцип сформулирован отдельными учеными более комплексно – как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска» . В свою очередь, С.И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда .

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность .

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести :

Ø принцип участия общественных объединений, представляющих интересы социально уязвимых групп населения и застрахованных лиц, в разработке, принятии, осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Этот принцип характерен не только для права социального обеспечения, но и в административного, конституционного, трудового права;

Ø принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан гарантируется нормами трудового, семейного права, права социального обеспечения;

Ø принцип социальной защиты населения от рисков рыночной экономики, от ухудшения экологической ситуации, урбанизации и т.д. Этот принцип направлен на обеспечение:

1) стабильности трудовых отношений, социальных гарантий в области оплаты труда, воспроизводства рабочей силы, включая продолжительность рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, работникам при рассмотрении их трудовых споров (трудовое право);

2) государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки предпринимательства и др. (гражданское право);

3) жильем и, в частности, социальным, улучшение жилищных условий (жилищное право);

4) государственной поддержки института брака, семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей, супругов и др. (семейное право);

5) благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности человека (экологическое право);

6) экономически обоснованной и всесторонней системы материального обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот и компенсаций некоторым категориям лиц, которые являются нетрудоспособными, несут повышенные расходы, являются малообеспеченными (право социального обеспечения). Этот принцип взаимосвязан с такими межотраслевыми принципами, как:

Ø принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека ;

Ø принцип запрещения принудительного труда ;

Ø принцип защиты от бедности и безработицы .

Таким образом, указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

– 4 –

Отраслевые принципы выражают особые свойства норм права социального обеспечения как отрасли права, формируясь на основе общеправовых принципов. Поскольку отношения по социальному обеспечению не кодифицированы, их содержание выводится из законодательных актов в данной сфере.

В теории права социального обеспечения также не сложилось единства мнений в отношении состава отраслевых принципов. Так, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет такие отраслевые принципы: всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом. По мнению Э.Г. Тучковой, к отраслевым следует отнести такие принципы как: осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми; многообразие видов социального обеспечения; всеобщность социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения :

Ø всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст.ст.38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05 1995 г. (с изм. от 22.12.2005 г.) устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Каждая семья в РФ независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ , а при определенных условияхиностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Ø гарантированность социального обеспечения возможность получения в порядке социального обеспечения предусмотренных законодательством материальных благ гарантирована каждому при наступлении социальных рисков, установленных законом;

Ø адресность социального обеспечения предусмотренные законодательством меры социального обеспечения направлены на конкретных субъектов (группы субъектов: различные категории пенсионеров, инвалидов, ветеранов и др.), обладающих в этой связи соответствующим специальным статусом);

Ø дифференциация правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Ø обеспечение граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественность видов социального обеспечения наличие предусмотренных законодательством обстоятельств, таких как инвалидность, достижение пенсионного возраста, получение трудового увечья, потеря кормильца и др. обуславливает особенности и состав предоставляемых соответствующему субъекту средств социального обеспечения; законодательное закрепление предоставляемого в каждом конкретном случае вида социального обеспечения, а также индексации его размера;

Ø социальное обеспечение за счет уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования), государственного бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 Второй части НК установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закреплены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. В ст. 22 и 23 данного Закона установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, которые уплачиваются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Размер страховых взносов зависит от возраста работника и начисляемой заработной платы. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах». Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негосударственных пенсий их участникам. Фонды осуществляют выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного пенсионного обеспечения населения;

Ø соизмерение размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с ФЗ от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в РФ» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной помощи гражданам в субъектах РФ, а также определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально определяется величина прожиточного минимума.

– 5 –

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения это принципы, касающиеся его отдельных институтов, субинститутов. Они, в отличие от общеправовых и отраслевых принципов, как правило, формулируются в законодательных актах, унифицирующих нормы данных институтов и субинститутов. Так, например, в ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) закреплены принципы института социального обслуживания : адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Для такого института права социального обеспечения как пенсионное обеспечение , характерны следующие принципы:

Ø каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

Ø каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

Ø каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком;

Ø средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных лиц по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ. Расходы на пенсионное обеспечение не участвовавших в пенсионном страховании лиц покрываются за счет средств федерального бюджета.

Правовой институт «обязательное медицинское страхование» характеризуют следующие принципы:

Ø соблюдение прав человека и гражданина;

Ø доступность медико-социальной помощи;

Ø социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ø приоритет профилактических мероприятий и т.д.


Андреев. В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987.

Астрахан Е.И.Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М.1961.

Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984.

Советское право социального обеспечения / Под ред. А. Д.Зайкина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М: Издательство БЕК, 2001.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.

Например, принцип солидарности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П; Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. № 187-О; Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 г. № 383-О, и др.), принцип адресности (п. 2.1. ч. II Постановления Минтруда РФ от 26.11.2001 г. № 82 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения») и др. подобные принципы.

Например, принцип обеспечения достойной жизни человека (см. п. 1 ст. 7 Конституции РФ; ст. 2 ТК РФ; п. 2 ст. 5 Закона РФ 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; Преамбула ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Преамбула ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», и др.), или принцип равенства (см. например Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 г. № 179-О-П, подтвердившее неконституционность абз. 2 и 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливающих различный уровень гарантий матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам либо вследствие ликвидации организации. К принципам-целям необходимо отнести принципы справедливости и равенства , реализация которых на практике вряд ли объективно достижима.

Единые минимальные стандарты социального обеспечения сформулированы в Конвенции МОТ № 102 (1952 г.), однако эта Конвенция содержит не принципы, а именно перечень конкретный гарантий в сфере медицинского обслуживания, пособий по болезни, безработице, старости, производственным травмам, в связи с исполнением семейных обязанностей, материнству, инвалидности и вдовству.

Например, подобно тому, как это сделано в ст. 2 ТК РФ, где раскрываются и конкретизируются принципы трудового права, имеющие общеправовую, межотраслевую, отраслевую, а также внутриотраслевую, институционную природу. В настоящее время на внутригосударственном уровне в РФ разработаны лишь принципы отдельных институтов права социального обеспечения. Так, законодательно установлены принципы: осуществления обязательного социального страхования (ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 г.), социального обслуживания (ст. 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995 г.), обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 4 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.) и деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 3 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г.)

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01 1993 г. № 1-П

Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 91-96.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 113-114.

Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. - М.:, 2009. – С. 4-5.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 64-65.

Право социального обеспечения./ Отв. ред. К.Н. Гусов. – М:Проспект,2001

Так, принцип гуманности непосредственно упомянут, например, в ст. 5 ФЗ № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и практически во всех ГОСТах по социальному обеспечению, принятых приказами Ростехрегулирования; гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности упоминается в п. 1 ст. 2 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», и др. Данный принцип прослеживается и в иных нормах: например, ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; ст. 4 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», ст. 3 ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

П. 1 ст. 7 Конституции РФ.

Например, преамбулы Указов Президента РФ № 858 от 08.06.1996 г. «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» и № 63 от 24.01.1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» упоминают справедливость в качестве цели принятия данных Указов; ГОСТах по социальному обслуживанию населения, медицинской реабилитации и др.

Постановление Конституционный Суд РФ от 19.11. 2012 г.по делу о проверке конституционности п.7 ст.20 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и ряда положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

См. например: Преамбула, ст. 1, ст. 7, ст. 10, ст. 21, п. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Преамбула, п. 1 ст. 2, ст. 3, п. 1 ст. 4, ст. 14, ст. 20, п. 4 ст. 23-26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; Преамбула, п. 2 ст. 2, ст. 3, ст. 7, п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.); ст. 3, ст. 5, ст. 12, ст. 24, Конвенции о правах инвалидов 2006 г.; ч. II Конвенции о защите прав всех трудящнихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; п. 1 ст. 10, ст. 11 Конвенции МОТ 2011 г. № 189 «О достойном труде домашних работников»; п. 2 ст. 4, ст. 20, ст. 27 Европейской социальной хартии 1996 г (пересмотренной); ст. 5, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.), ст. 6, ст. 14, ст. 20, ст. 29, абз. 2 Концепции Евразийской социальной хартии 2004 г. и др.

См. например: п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; абз. 1 п. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Преамбулу ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Там же в ч. 1 ст. 2 равенство возможностей упоминается среди целей социальной защиты в определении понятия «социальная зашита» и в подп. 4 ч. 1 ст. 5 среди целей региональных программ в области социальной защиты инвалидов; равенство прав и возможностей граждан в вопросах занятости населения упоминается в п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 13, подп. 3 п. 2 ст. 15.1, п. 1 ст. 26 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; в п. 4 ст. 7 ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

Ст. 39 Конституции РФ.

Ст. 41 Конституции РФ.

П. 3 ст. 40 Конституции РФ.

См. например: подп. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ»; абз. 1 Преамбулы, ст. 32 и 33 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ; п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.

См. например, Преамбулу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Преамбулу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г. и Преамбулу Международного пакта о гражданских и политических правах ООН 1966 г.

См. например: Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Право социального обеспечения. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 114-115; Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – М.: Издательство Проспект,2001. - С. 81; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 65-66.

См. например: Филиппова, М.В. Указ. соч. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Указ. соч. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. - С. 114-115; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 65-66.

Филиппова, М.В. Указ. соч. - С. 96-100; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Там же.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 65.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 66.

Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – Там же.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 66

Подробнее о понятии социального риска см. например: Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2002. – С. 23; Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник МГУ Серия 11. Право. - 1999. - № 1. - С. 26 – 27; Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. - Омск: Омский госуниверситет, 2003. - С. 15, 18, 33-34; Миронова Т.К. Право и социальная защита. - М.: Права человека, 2006. - С. 140; Благодир А.Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений. // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 1. - С. 5 – 12; см. также: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2009. – С. 206-209.

Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. -Там же.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2013 С.51

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998-С.65

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М., 2004-С. 102–106

Обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. К роме прочего, они отражают общественную направленность политики государства. Далее в статье будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО.

Особенности отрасли

Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры.

Понятие и классификация принципов ПСО

В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:


Общеправовые принципы

К ним следует относить такие положения, как:

  1. Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
  2. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
  3. Равенство всех перед судом и законом.
  4. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
  5. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
  6. Гарантированность защиты государства.

Межотраслевые положения

Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются:


Отраслевые начала

Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО , как:

  1. Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
  2. Всеобщность.
  3. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
  4. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:


Внутриотраслевые положения

В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

  1. Адресность.
  2. Добровольность.
  3. Гуманность.
  4. Доступность.
  5. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
  6. Профилактическая направленность.
  7. Конфиденциальность.

Суть положений

Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

Финансирование

Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

ПФР

Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит:

  1. Целевой сбор и накопление взносов.
  2. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты.
  3. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца.

В Положении о ПФР могут предусматриваться и иные функции.

Дифференциация уровня и условий обеспечения

Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов).

Универсальность поддержки

Этот принцип реализуется через выполнение комплекса мероприятий, заложенный государством в специальные целевые программы. Они принимаются на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в последнее время практикуется участие в сфере соцзащиты населения и коммерческих предприятий - социальное партнерство. Организации разрабатывают специальные программы, ориентированные на поддержку нуждающихся слоев граждан.

Заключение

В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке. Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ