Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПАМЯТЬ

Память и ее значение

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти - это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т. д.), обонятельные (мы можем представить себе, т. е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому, ворсистому меху). Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет а обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Память и личность. Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает - всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.

Ассоциации. Запоминание- это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал - это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово - это значит связать его с соответствующим понятием.

Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в вашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого - «соединение», «связь»). Без этих связей, ила ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании другого элемента этой связи. Я слышу фамилию человека, и у меня в сознании возникает его образ. Я читаю английское слово «thе tаblе», и у меня всплывает понятие «стол. Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего, следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации - это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций но смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе; рассказ о великом полководце Кутузове может вызвать образ Суворова.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Конкретное содержание ассоциации определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы, профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача и словесника.

Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только к указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые, ассоциации, отражающие объективные связи типа «причинами следствие», «род и вид», «целое и часть». Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.

Физиологические основы памяти

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциаций, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

Процессы памяти

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них - запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

От успешности запоминания учебного материала во многом зависят достижения в учебной деятельности школьника. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Разумеется, далеко не все, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель- запомнить, прилагает для этого определенные усилия, Специальные приемы.

Учебная деятельность школьников - усвоение знаний, приобретение умений и навыков - опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Сохранение и забывание . Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

Вообще говоря, забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

Вы можете задать вопрос: а почему же мы тогда говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить.

Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкреплении.

Узнавание ивоспроизведение . Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

Вам, несомненно, знакомы такие факты, когда вы хотите и никак не можете вспомнить услышанную мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, материал учебного предмета. Не можете вспомнить - значит забыли? Но вот вы снова слышите эту мелодию или фамилию человека, читаете рассказ или раздел учебника, и у вас возникает своеобразное чувство знакомости, т. е. вы осознаете, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто, иначе чувство знакомости не появилось бы.

Итак, воспроизведение - процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждении. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных образов. Актуализация образов означает наличие различных следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).

Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предложили уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди них 50 были те же самые, которые предъявлялись ранее, а 50 - новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те,которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания - 35 объектов.

Отсюда следует, что узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Знакомо - значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а вос­произведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздала, доказать теорему, решать задачу.

Воспроизведение также бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образы, чувства воспроизводятся без сознательного намерения, непроизвольное воспроизведение может возникнуть на основе ассоциаций. В противоположность непроизвольному произвольное воспроизведение возникает в результате активного и сознательного припоминания.

Когда ученик вспоминает хорошо знакомый материал, напри­мер, выученное наизусть стихотворение, ма­тематическое правило, то он воспроизводит его легко, без всяких волевых усилий. В тех случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, свободно воспроизводить его уже трудно. Здесь пробегают к припоминанию.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти. Когда школьник припоминает тот или иной забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с дру­гими фактами и событиями. Успех припоминания зависит, таким образом, от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти. Важно также попытаться вызвать цепь ассоциаций, ко­торые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл, книгу, мальчик старается вспомнить все, что проис­ходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, мальчик активно воспроизводит те ассоциации, которые вос­создают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.

Виды памяти

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельностью человека.

В основу видовой классификации памяти положены три основные критерия (признака): 1) объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виру кратковременную, долговременную и оперативную память.

Короче говоря, виды памяти различают в зависимости от того,- что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.

Образная память. Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.

Точность воспроизведения, т. е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Школьники, воспринимающие предмет вне словесного объяснения, как правило, воспроизводят его образ неточно, фрагментарно (отрывочно).

Словесно-логическая память. Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.

Этот вид памяти специфически человеческий. Животные обладают остальными тремя видами, памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т. д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал своими словами.

Запоминание смысла - это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их нередко очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.

Двигательная (моторная) память. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.

Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Напряженно представляя себе движение, мы незаметно для самих себя осуществляем его. Известен опыт: если держать в руке нить с привязанным к концу грузом и напряженно представлять себе, что груз раскачивается; то груз постепенно качнет раскачиваться. Это означает, что при представлении какого-либо движения в соответствующих двигательных центрах коры мозга возникает слабый процесс возбуждения, приводящий к микродвижениям рабочего орагна

Двигательная память развивается раньше других видов памяти. У ребенка она проявляется уже в первый месяц жизни. Вначале дети осваивают узкий круг простейших движений.

Эмоциональная память. Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при припоминании о неловком поступке, бледнеет, вспоминая пережитый ранее страх..

Эмоциональная память имеет большое значение в жизни личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые в сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом.

Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемонические (от греческого слова «мнемос» - память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усложнении системы знаний, умений и навыков, например, в учении произвольная память занимает ведущее место.

Кратковременная, долговременная и оперативная память . Исследования этих видов памяти в настоящее время приобретают очень большое значение в связи с проблемами инженерной психологии, создания технических устройств, моделирующих мыслительную деятельность человека.

Кратковременная память (КП) - процесс относительно краткий по длительности (несколько секунд или минут), но доста­точной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память машинистки, которая печатает текст; Каждое слово, фразу она помнит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается. Аналогичные явления кратковременной памяти наблюдаются в работе стенографистки, оператора и представителей других видов скоротечной деятельности. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.

Что такое КП, легко понять из следующего простого опыта. Представьте, что я прошу вас немедленно повторять за мной слова, которые я буду произносить в случайном порядке. Вы будете это делать безошибочно в течение часа и более. Затем япопрошу вас повторить весь ряд слов заново. Разумеется, никто этого сделать не сумеет. Почему? Потому что вы, повторив слово (а для этого надо было запомнить его хоть на несколько секунд), немедленно забывали его. Иначе говоря, деятельность ваша осуществлялась по принципу: воспринял - воспроизвел - забыл. Это и есть проявление КП.

Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ДП происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде - в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его ДП - своеобразной «кладовой» его знаний. Понять это легко на следующем примере. Я задам вам вопросы, ответов на которые в вашем сознании сейчас не существует. Вы об этом просто не думаете. Итак, вопрос: «Ваша фамилия?» Или: «Чему равна сумма внутренних углов треугольника?» Вы ответили правильно. Но где были эти знания минуту назад? В ДП, откуда вы их «извлекли» в нужный момент.

Помимо указанных двух видов, выделяется еще и третий вид памяти - оперативная память (ОП).

Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операций, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно - использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально - ведь ОП должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Все рассмотренные виды памяти (ДП, КП и ОП) Играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе и учебной деятельности школьника. Школьник, получив учебное задание, должен хорошо помнить не только все указания и инструкции к его выполнению. (ОП). Он также должен осознанно вспомнить те ранее приобретенные знания, которые необходимы для успешного решения задачи (ДП). Конкретные же слова и выражения учителя ему надо обязательно кратковременно помнить (без этого он попросту не поймет речь учителя), но лишь для того, чтобы уяснить смысл задания; удерживать их в памяти в дальнейшем нет нужды (КП). Учитель со своей стороны должен тщательно и продуманно отбирать материал, который ученик должен запомнить надолго. Чтобы перевести этот материал на уровень ДП, необходимо, прежде всего, специально организовывать процесс запоминания, к анализу которого мы и переходим.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное учреждение высшего

профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

(Финакадемия)

Кафедра «Прикладной психологии»

Реферат

по дисциплине « Основы п сихология»

на тему:

«Память: понятие, физиологические особенности и виды»

Выполнила:

студентка группы У1-5

Шилина К.А.

Научный руководитель:

Коробанова Ж.В.

Москва 2009

  • Введение
  • 1 Память: определение понятия
  • 3 Виды памяти
  • Заключение

Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений, навыков.

Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно переоценить. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».?

Именно поэтому знание особенностей процессов памяти является важным вопросом человечества.

Для меня память всегда являлась чем-то загадочным, непонятным. Всегда хотелось разобраться, каким образом такое количество столь разнообразной информации способно усваиваться и храниться человеческим мозгом. Понимание огромного значения памяти в жизни человека и побудило меня выбрать именно эту тему для реферата.

1.Память: определение понятия

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Память является важнейшей особенностью психики. С ее помощью отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении, за счет накопления индивидуального опыта происходит постепенное усложнение поведения.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы формируются в деятельности и определяются ею. Все сказанное выше я знала, но если бы меня попросили дать четкое определение памяти или назвать и описать основные процессы памяти, думаю, это было бы достаточно трудно сделать, потому что до того, как столкнулась с этой темой в реферате, у меня было понимание памяти только на «бытовом» уровне.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. В ходе своей жизнедеятельности, разрешая встающие практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно запечатлевается в памяти. Потребности действия не позволяют ограничиться непроизвольным запоминанием: по мере усложнения человеческой деятельности и условий, приходится ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Генезис сложной деятельности запоминания, превращающегося в организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Сохранение - это не пассивное хранение материала, это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего какую-то переработку материала. Сохранение имеет свою динамику, различную при разных условиях; она может выразиться не только в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие. Использование того, что запомнилось, в дальнейшей деятельности требует воспроизведения. К забыванию приводит выпадение определенного материала из сферы деятельности.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы. Исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому.

Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно, оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным.

память физиологический психологический

2 Физиологические основы памяти

Явления, аналогичные сохранению и воспроизведению, которые в силу этого некоторыми исследователями с ними отождествлялись, наблюдаются во всем органическом мире. У всех живых существ можно констатировать факты изменения привычных реакций в результате личного опыта - под воздействием новых условий. Об этом я слышала, но для меня было новым практически все остальное, о чем идет речь в этом пункте: о физиологической, физической, нейрофизиологической, биохимической, химической теориях памяти. Подобные факты дали повод известному физиологу Э. Герингу говорить о «памяти как общей функции органической материи». Впоследствии Р. Семон развил мнение об органической памяти, обозначаемой им словом «мнема». Эта мнема служит ему для объяснения органических явлений вплоть до происхождения видов, организация которых трактуется как наследственная мнема. Биологизация памяти как психической функции привела к психологизации биологии в духе витализма.

Со времени Геринга высказанная им идея получила широкое признание у ряда психологов. Так, Т. Рибо считает, что, по существу, память - факт биологический, а психологическим фактом она бывает только случайно: органическая память по способу усвоения, сохранения и воспроизведения совершенно тождественна памяти психологической, и все различие между ними заключается только в отсутствии у первой сознания. Положительное значение теории Геринга и заключалось в том, что она поставила проблему физиологических основ памяти. Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры головного мозга нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) обычно вызываются нарушениями нормального функционирования коры.

Для понимания физиологических основ памяти существенное значение имеет учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмовформированияиндивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже заранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление - это достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (отрицательное подкрепление). Подкрепление знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия. Все характеристики этой связи, и, прежде всего степень ее прочности, обусловливаются именно характером подкрепления как мерой биологической целесообразности данного действия.

Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического планов анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

К физиологическим теориям памяти непосредственно примыкает физическая теория памяти. Согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов, которые облегчают вторичное прохождение импульса по тому же пути.

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровнях.

Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе сближается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, на основе которых возникла гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, - собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых протеинов. Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, и прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетической индивидуальной памяти.

3. Виды памяти

Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных ее видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии со следующими основными критериями:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

· двигательную;

· эмоциональную;

· образную;

· словесно-логическую.

В различных видах деятельности человека могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная.

Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах; в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими. Другие же люди, наоборот, вообще «не замечают» у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма. Без памяти на движения осуществлению соответствующих действий мы должны были бы каждый раз учиться заново. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека.

Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы индивида, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Эмоциональная память может оказываться сильнее других видов памяти.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормально развитых людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать «профессиональными» видами, как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития эти виды памяти могут достигать в условиях, когда они должны компенсировать или замещать недостающие виды памяти.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти, являются результатами последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая не доступна обычному представлению. Можно предположить, что по аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, может быть даже и осязательная память.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Она является специфически человеческой памятью в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Этому виду памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

2. По характеру целей деятельности память делится на:

· непроизвольную;

· произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делится на:

· кратковременную;

· долговременную;

· оперативную.

Пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних воздействий. Для того чтобы тот или иной материал в памяти закрепился, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называется временем консолидации следов. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что прошедшего события. Эти процессы неустойчивы и обратимы, но настолько специфичны, а их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что они рассматриваются в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации - кратковременной памяти.

В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Критерии, принятые за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти.

Заключение

У живых организмов память участвует во всех проявлениях жизнедеятельности: защите, питании, воспроизведении себе подобных, приспособлении к окружающей среде, а у человека ещё и в процессе его эмоциональной и мыслительной деятельности.

Основа памяти - физиологически и психологические процессы, происходящие в организме. Индивидуальная память тесно связана с множеством структур, и прежде всего с центральной нервной системой, поэтому при изучении механизмов памяти учёные в первую очередь исследуют работу мозга.

Память - это психический процесс закрепления, сохранения и воспроизведения человеческого опята, который приобретается в результате взаимодействия человека с окружающим миром, в поведении.

Память - одно из основных психологических понятий наряду с восприятием, сознанием, мышлением и т.д. Во многих философских учениях и психологических теориях память рассматривалась как основная способность человеческой души.

Таким образом, память является неотъемлемой частью жизни человека. Память многолика. Благодаря ей существует прошлое, не обречённое на забвение настоящее. Память создаёт и человека, и историю, т.е. пишет биографию рода человеческого. Именно поэтому порой к семи легендарным, рукотворным чудесам света люди присоединяют восьмое, нерукотворное чудо - человеческую память.

Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер, Ю.Б.. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Че Ро, 1999

2. Ножкина Т.В., Пивоварова И.А., Прусова Н.В.. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2007

3. Рогов Е.И.. Общая психология: Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2006

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I, М., 1989

5. Штерн А.С. (под ред. Глазановой Е.В., Ерофеевой Т.И., Сахарного Л.В.). Введение в психологию: Курс лекций; М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2012

    Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение как одно из удивительных свойств мозга. Механизм действия памяти человека. Основные виды памяти, отклонения в ее функционировании и патологии. Методики улучшения запоминания информации.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2015

    Определение и физиологический механизм человеческой памяти, её особенности и классификация видов. Приёмы и упражнения для развития памяти и облегчения процессов запоминания. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как процессы памяти.

    реферат , добавлен 05.11.2013

    Общая характеристика процессов памяти. Виды памяти. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности. Многообразные процессы памяти. Процесс первичного закрепления материала. Запоминание, воспроизведение, узнавание.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Понятие памяти и становление её видов в ходе онтогенеза человека. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как основные функциями памяти, ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Особенности развития зрительной памяти дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Сущность памяти, ее классификация и разновидности по различным признакам. Процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Социально-психологические характеристики преступной группы. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2015

    Характеристика основных научных направлений в области разработки проблем памяти. Процессы памяти и её виды. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти.

Память

Понятие о памяти.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т. е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине.

Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает - всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.

Ассоциации. Запоминание- это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в вашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греческого - «соединение», «связь»). Без этих связей, ила ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании и другого элемента этой связи.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации - это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций но смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями.

Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друг.

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления.

Физиологические основы памяти

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

Процессы памяти

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Сохранение и забывание. Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса - противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

Узнавание ивоспроизведение. Воспроизведение - процесс появления в совнании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждении:. Узнавание -появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после прелидущего восприятия).

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определенных волевых уешшй. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Виды памяти

Различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти: произвольная и непроизвольная память; 3) длительность сохранения в памяти: кратковременную, долговременную и оперативную память

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем.

Эмоциональная помять - память на пережитые чуветва.

Произвольная и непроизвольная память. Эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регулации, от цели и способов запоминания и воспроизведения.

Кратковременная память (КП) - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но доста­точной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

Долговременная память (ДП) характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

Оперативной памятью (ОП) называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Особенности развития различных видов памяти старших дошкольников

1.1 Память и ее значение. Физиологические основы памяти

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мира, но накапливает и хранит ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все что мы узнаем, может быть надолго сохранено в "кладовых" нашего мозга.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти - это образы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспринимаем мысленно. Представления могут быть зрительными и слуховыми (представление голоса, мелодии и др.), вкусовые, обонятельные, осязательные. Представления памяти, в отличие от образов восприятия, беднее, менее устойчивые и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него и когда мысленно представляете). Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующим припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы узнаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и хранить в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. "Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ни чему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами" . Память создает, сохраняет наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек узнает и умеет, т. е. чем больше храниться у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу, своей Родине.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые для него и для его деятельности имеют особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека мало значимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ним не связано.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал - это значит связать его с прежними знаниями, запомнить иностранное слово - это значит связать его с соответствующим понятием.

Связь в нашей памяти, называют ассоциацией (от лат. association - "соединение", "связь"), "в психологии такая связь образуется при определенных условиях между двумя и более образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями и др.)." Без этих связей, ассоциаций, не возможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и деятельность памяти.

Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании другого элемента этой связи. Я слышу фамилию одного человека, и у меня возникает его образ. Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации бывают разного рода. Простые ассоциации - это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложились еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. По контрасту ассоциируются противоположные факты и явления.

Разумеется, все проявления памяти нельзя свести только к указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология . Основу наших знаний составляют ассоциации более высокого уровня, сложные, или смысловые ассоциации, отражающие объективные связи типа "причина и следствие", "род и вид", "часть и целое". Иными словами, в этом случае связь между объектами устанавливается не потому, что они воспринимались одновременно или похожи друг на друга, а потому, что одно явление есть следствие другого, или часть другого, или вид другого.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани меняться под действием раздражителей, сохранить в себе следы нервного возбуждения. Разумеется, следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место быть). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (актуализироваться), т.е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызывающего указанные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом говорил И.П. Павлов: "Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов, мыслей".

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительная нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулирую биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" поступающая в мозг информация. Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, "молекулы памяти". А дальше идут совершенно фантастические предположения о том, что когда-нибудь "молекулы памяти" можно будет синтезировать в лабораториях, изготовить "таблетки памяти" или специальную жидкость для инъекций и таким образом пересаживать знания в голову человека.

Память - это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека; память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

Это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.

Это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение - это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнематической деятельности этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.

Забывание - процесс противоположный сохранению.

Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

1. Объём памяти способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность запоминания точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

4. Длительность запоминания способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

5. Готовность к воспроизведению способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной, например:

В скорости запоминания;

В прочности сохранения;

В легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.

Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что "чистые" виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.

Универсальные принципы в механизме памяти

Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Эббингауз Г. обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец, так называемый эффект края.

Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение определённого времени: нескольких часов или дней.

Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем не механическое, а используя логическую обработку материала.

Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.

Один из интересных эффектов памяти это явление реминисценции, т.е. улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй - третий день после выучивания материала.

События, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они отложатся ненадолго.

Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, вступая в связь с другими впечатлениями.

Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же сценарию: первыми, при потере памяти, исчезают более сложные и недавние впечатления. При восстановлении, наоборот: сначала восстанавливаются более простые и более ранние воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общие закономерности работы памяти.

Возможность развития и коррекции памяти в учебном процессе

Как утверждает С.С. Тверская, физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга при воспоминании, по своему содержанию те же, что и при восприятии; память требует работы тех же центральных нервных аппаратов...

Индивидуальные различия памяти

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти очень долго оставались неизучены, и философы и психологи ограничивались лишь указанием на то...

Индивидуальные различия памяти и способы ее совершенствования

Наиболее распространенной гипотезой о физиологических механизмах, лежащих в основе памяти, была гипотеза Д.О. Хебба о двух процессах памяти: кратковременном и долговременном. Предполагалось...

Память происходит от греческого «мнить, мнети » - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознание о былом. Хранилище памяти - головной мозг. Мозг помнит всю жизнь по секундам, но выдает только то...

Использование закономерностей и особенностей памяти свидетелей и потерпевших в правоохранительной деятельности

В процессе расследования преступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чаще наблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом...

Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения...

Память

Память и ее значение

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия...

Сон является непреодолимой потребностью организма животных и человека. Треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего сна...

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении...

Типы темпераментов, их психологическая характеристика

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал...

Эмплицитная и эксплицитная память

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия...

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Представления памяти - это воспроизведенные образы предметов и явлений, полученные в прошлом опыте, в процессе восприятия этих предметов и явлений. Представления возникают ассоциативно, условно-рефлекторно под влиянием действующих в данный момент непосредственных (предметных) или словесных раздражителей, с которыми они связаны. Так, образ знакомого человека может быть вызван встречей с людьми, похожими на него, упоминанием его имени, чтением его писем и т. д. Так как представления могут вызываться не только непосредственными (предметными), но и словесными раздражителями и возникающие образы предметов часто обозначаются словами, то это означает, что физиологической основой представлений является работа обеих сигнальных систем (при преимущественном участии первой сигнальной системы).

Как всякая условно-рефлекторная реакция, представления включают в себя различные двигательные реакции, хотя бы и малозаметные. Так. при зрительных представлениях возникают слабые сокращения мышц глаза, которые можно зарегистрировать при помощи чувствительных приборов (осциллографов) . Представление о движении руки всегда сопровождается ее незаметными движениями. Представления могут носить обобщенный характер, являясь обобщением многих впечатлений о предметах, неразрывно связанных с их словесным обозначением (наименованием). При многократном восприятии сходных предметов в образе, который возникает в результате их воздействия, индивидуальные особенности каждого из них стушевываются, и в представлении выделяются лишь наиболее общие особенности данной группы предметов. Таковы, например, общие, или схематические, представления дерева, дома, человека и т. д., которые обычно выступают в виде контурных образов предметов, сопровождаясь их наименованием. Представления могут возникать как непреднамеренно (непроизвольно), так и преднамеренно (произвольно). Преднамеренным воспроизведением образов постоянно пользуются художники-живописцы, когда рисуют картины «по памяти», или же писатели, когда при изображении своих героев воссоздают образы знакомых людей, и т. д. Необходимость в преднамеренных представлениях очень часто возникает при решении затрудняющих человека задач. При решении, например, задач по физике делаются попытки представить вид механизмов, о которых идет речь в задаче, их движение и т. д.

Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Нервные процессы, лежащие в основе памяти, могут быть вызваны не только раздражителями первой сигнальной системы (звуки, прикосновения, зрительные раздражения и т. д.), но и раздражителями второй сигнальной системы, т. е. словами, сигнализирующими о многообразных и сложных связях, образовавшихся в процессе предшествовавших восприятий. В своей деятельности человек чаще имеет воспоминания, вызванные именно словами в виде напоминания, приказания, объяснения, а не непосредственными воздействиями внешних предметов.

Установившиеся в результате восприятия временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе многообразной человеческой деятельности они изменяются и усложняются, вступая в новые связи с другими остаточными возбуждениями и реконструируясь, т. е. перестраиваясь под влиянием все время расширяющегося опыта. При этом сохраняющиеся в качестве «следов» нервные процессы не являются точным повторением тех процессов, которые были при непосредственном восприятии, но имеют по преимуществу обобщенный характер.

При воспоминании каждый раз имеется новый физиологический процесс, не являющийся точной копией того, который имел место при восприятии; поэтому воспроизведенное в памяти представление не есть точная копия ранее бывшего восприятия, а оказывается всегда несколько видоизмененным.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ