Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Социальная роль деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера особенно наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения в зоне чрезвычайной ситуации нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Жизнеобеспечение населения по своему месту в комплексе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится, в основном, к мероприятиям по ликвидации возникших последствий этих ситуаций. По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней. Целью жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для обеспечения его жизнедеятельности.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства чрезвычайных ситуаций.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:

  • - определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
  • - уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
  • - оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
  • - организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания и хлебопечения, лечебным учреждениям;
  • - использование простейших способов добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
  • - введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
  • - защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
  • - подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
  • - организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

В условиях чрезвычайных ситуаций при нарушенном водоснабжении часто приходится оборудовать и использовать в удобных местах пункты раздачи питьевой воды. Пункты раздачи с наливного транспорта для удобства населения в большинстве случаев также организуются в одних и тех же постоянных местах.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

  • - оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и участников работ;
  • - централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе полученного в виде гуманитарной помощи;
  • - определение состояния мощностей и реальных возможностей по производству непосредственно в пострадавших от чрезвычайных ситуаций районах продовольствия (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
  • - оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
  • - оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
  • - определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание при необходимости их работы;
  • - организацию контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживания продовольствия и пищевого сырья;
  • - осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания отдельное внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • - определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани и др.);
  • - сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
  • - определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
  • - выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
  • - подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
  • - организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
  • - захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, не пригодных для дальнейшего использования по результатам радиационного, химического или иного контроля;
  • - определение мест выдачи и осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения , лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:

  • - определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также в местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
  • - проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
  • - направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
  • - развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
  • - организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем пострадавших, безвозвратно потерявших его при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности, оно предусматривает:

  • - определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
  • - накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
  • - определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:

  • - уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
  • - использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
  • - установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизельных электростанций, аккумуляторов и т.п.), снабжение ими населения;
  • - определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
  • - обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
  • - проведение при необходимости обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;
  • - выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
  • - организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам всех видов обеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же условий пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается еще на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия в большинстве случаев представится возможность использовать для питания только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания.

В последующем при определении объемов поставки (производства) необходимой пострадавшему населению пищи следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах (особенно в холодное время), при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются при условии дефицита жилья в населенных пунктах по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, а также имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие органы управления РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.

Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует заблаговременной подготовки, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Планы организации жизнеобеспечения населения какой-либо территории разрабатываются с учетом всех возможных на ней чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу и имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его в условиях ликвидации практически любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени (схема 10.1). При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 40 °С до плюс 40 °С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.

В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.

Право получать или предлагать гуманитарную помощь - одно из важнейших гуманитарных прав, которое принадлежит всем людям. Гуманитарная помощь оказывается добровольно, без стремления к какой-либо экономической, политической или иной выгоде, руководствуясь желанием помочь людям в бедствии.

Цель гуманитарной помощи - обеспечить выживание наибольшего количества населения в зоне чрезвычайной ситуации, содействовать восстановлению экономической самостоятельности разных групп населения, возобновить функционирование местных систем жизнеобеспечения, возродить экономическую деятельность территории.

Мобильный комплекс жизнеобеспечения

Характеристики комплекса

1. Численность обслуживаемого населения

1000 человек

2. Численность обслуживающего персонала

100 человек

3. Продолжительность автономного функционирования

4. Продолжительность функционирования с периодическим пополнением запасов

До 30 суток

5. Время готовности к выдвижению в район ЧС

6. Максимальное время выдвижения в район ЧС

- ≤ 15 часов

7. Время развертывания

- ≤ 5 часов

8. Температурные условия эксплуатации

40 °С + + 40 °С

9. Средний ресурс до списания

- ≥ 5000 часов

10. Срок службы

11. Транспортабельность

Авто, ж/д и воздушный транспорт

В зависимости от численности обслуживаемого контингента конфигурация отдельных моделей комплекса может изменяться (уменьшаться или увеличиваться количество разборных домиков, палаток, отдельных видов оборудования и т.п.).

Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами, могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица. Субъекты гуманитарной помощи часто называют донорами.

Объектами помощи являются бедствующее население, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, системы (службы), организующие его жизнеобеспечение.

Следует отметить, что Россия не только нередко получает международную гуманитарную помощь, но и сама оказывает помощь бедствующему населению других государств. Причем эта деятельность занимает существенное место в международном сотрудничестве МЧС России и РСЧС в целом. При получении и оказании международной гуманитарной помощи МИД России и МЧС России взаимодействуют с различными международными организациями - Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, с Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев. Международным Комитетом Красного Креста, Всемирной организацией здравоохранения, Департаментом по чрезвычайному гражданскому планированию НАТО, Всемирной продовольственной программой, Детским фондом ООН и другими.

Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете.

Гуманность . Все люди имеют право на реализацию и защиту своих прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека. При чрезвычайных ситуациях должны гарантироваться достоинство и права всех лиц, - и тех, кто пострадал от бедствия, и тех, кто участвуете предоставлении помощи. Необходимо всемерно уменьшать и предотвращать людские страдания во имя охраны жизни и здоровья людей и уважения их достоинства. Соблюдение принципа гуманности является обязанностью каждого участника операций по оказанию гуманитарной помощи.

Беспристрастность . Гуманитарная помощь, оказываемая с целью уменьшения страдания людей, не признает никаких различий по признаку национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, классовой принадлежности или политических взглядов. Предложение, доставка или распределение помощи не должны ставиться в зависимость от признания или исповедования каких бы то ни было религиозных или других убеждений получателями помощи. Помощь обусловлена исключительно потребностями бедствующих людей с предоставлением приоритета тем, чье положение является особенно тяжелым.

Нейтралитет . При оказании гуманитарной помощи подразделения иностранных вооруженных сил и сил гражданской обороны работники гуманитарных организаций государств, оказывающих и принимающих гуманитарную помощь, не должны участвовать ни в каких спорах политического, расового, религиозного или идеологического характера, а своими действиями, высказываниями или отношением не нарушать беспристрастность и нейтралитет оказываемой гуманитарной помощи.

Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.

Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако существует ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.

При организации и осуществлении внутренней и международной гуманитарной помощи:

  • - выявляются потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оценивается состав возможных субъектов помощи (доноров);
  • - информируются возможные субъекты помощи (доноры) о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объемах и времени подачи;
  • - оцениваются возможности субъектов помощи, принимаются решения об участии в помощи и ее формах, мобилизуются необходимые ресурсы, формируется гуманитарная помощь;
  • - согласуются вопросы доставки помощи и организуется ее доставка в зону чрезвычайной ситуации или в промежуточные пункты ее сосредоточения;
  • - организуются гуманитарные поставки и услуги пострадавшему населению, раздача ему (доведение до него) предметов помощи чаще всего путем создания пунктов раздачи;
  • - осуществляется согласованное использование ресурсов гуманитарной помощи в интересах жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  • - обеспечивается беспрепятственный доступ представителей гуманитарных организаций и других доноров к пострадавшему населению, в соответствии с нормами международного гуманитарного права;
  • - осуществляется контроль за использованием ресурсов гуманитарной помощи по назначению, полноте и своевременности ее доведения до пострадавшего населения;
  • - организуется тесное взаимодействие в течение всего срока оказания гуманитарной помощи между органами управления, ведущими ликвидацию чрезвычайной ситуации, и органами исполнительной власти на пострадавшей территории с представителями субъектов гуманитарной помощи, в том числе международных гуманитарных организаций, ведется непрерывная взаимная координация их деятельности.

При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, вооруженных, межнациональных, религиозных и других социальных конфликтах гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций, под которыми подразумевается совокупность согласованных, целенаправленных действий гуманитарных организаций или других структур, направленных на конкретные цели ликвидации того или иного гуманитарного неблагополучия, в том числе на противодействие бедствиям, ликвидацию комплекса или части гуманитарных последствий чрезвычайных ситуаций того или иного характера, обеспечение выживания пострадавших людей, оказание им различных видов помощи.

Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями жизнеобеспечения пострадавшего населения. Чаще всего оно включает обеспечение продуктами питания, в том числе предназначенными для детей, предметами первой необходимости, развертываемыми временными жилищами (палатками), энерго- источниками и др. Международная гуманитарная помощь может оказываться в виде действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных аварийно-спасательных и медицинских формирований, осуществления мер по защите от насилия и запугивания при социальных конфликтах, усилий по психологической реабилитации населения.

Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает в современных условиях как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.

В заключение следует констатировать, что жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

Для организации жизнеобеспечения населения в условиях ЧС и организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий создаются Государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям -- ГКЧС. ГКЧС действуют при Кабинете Министров Украины, в областях, городах, регионах, как на постоянной основе, так и в случае возникновения ЧС. В их функции входит обеспечение постоянной готовности к действиям аварийно-спасательных служб, контроль над разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению возможных аварий и катастроф. Все задачи по ликвидации ЧС выполняются поочередно в максимально сжатые сроки.

Прежде всего, решаются задачи в отношении срочной защиты населения, предотвращения развития или уменьшения влияния чрезвычайной ситуации и задачи подготовки и выполнения спасательных и других неотложных работ.

Организация жизнеобеспечения населения в условиях ЧС -- это комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей. Этот комплекс включает:

  • § управление деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении ЧС;
  • § защита населения и территорий от последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия;
  • § обеспечение населения питьевой водой, продовольственными товарами и предметами первой необходимости;
  • § защита продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения);
  • § обеспечение жильем и трудоустройство;
  • § коммунально-бытовое обслуживание;
  • § медицинское обслуживание;
  • § обучение населения методам защиты и действиям в условиях ЧС;
  • § разработку и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
  • § санитарную обработку;
  • § обеззараживание территорий, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
  • § подготовку сил и средств для проведения спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;
  • § обеспечение населения информацией о характере и уровне опасности, правилах поведения;
  • § нравственно-психологическую подготовку и мероприятия по поддержанию высокой психологической стойкости людей в экстремальных условиях;
  • § мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение или послабление неблагоприятных для людей экологических последствий ЧС и другие мероприятия.

Все эти мероприятия организовывают государственная исполнительная власть, органы управления гражданской обороны при четком согласовании между собой действий, которые предпринимаются. Руководители предприятий, учреждений и организаций являются непосредственными исполнителями этих мероприятий. Мероприятия разрабатываются заблаговременно, отображаются в планах гражданской обороны и выполняются в период угрозы и после возникновения ЧС.

С целью недопущения гибели людей, обеспечения их нормальной жизнедеятельности в условиях ЧС, прежде всего, должно быть проведено оповещение населения о возможной угрозе, а если необходимо, организовано эвакуацию. Оповещение населения осуществляется всеми возможными способами: через телевидение, радиосеть, радиотрансляционную проводную сеть, специальными сигналами (гудками, сиренами). Предполагается специальная схема уведомления должностных лиц и лиц, задействованных в системе гражданской обороны.

Эвакуация -- это организованный вывод или вывоз населения из опасных зон. Непосредственно эвакуацией занимается штаб гражданской обороны, все организационные вопросы решают эвакуационные комиссии. Эвакуация начинается после принятия решения начальником штаба гражданской обороны, чрезвычайной комиссией или органами власти. Эвакуация работающего населения осуществляется по производственному принципу, а населения, которое не связано с производством, по территориальному принципу через домоуправления, ЖЭУ, ЖЭКи и т.п. Дети эвакуируются вместе с родителями, но возможен их вывоз вместе со школами, детсадами.

к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.


  • - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных...
  • - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости...
  • - см. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в зоне чрезвычайных ситуаций...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс мероприятий, проводимых в целях сбора данных об инженерной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для принятия решения на организацию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайной...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - совокупность органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...: деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек , либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации .

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно, на основании постановления (решения) Главы местной администрации. Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по делам ГО ЧС (управления, отделы, назначенные лица).

В режиме повседневной деятельности территориальной подсистемы РСЧС обеспечивается постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения в случае чрезвычайной ситуации (далее – ЧС).

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае ЧС являются:

- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории субъекта в результате ЧС;

Прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

- продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатываются органами управления по делам ГО ЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной инфраструктуры.

Подготовленные органами управления по делам ГО ЧС прогнозные данные передаются руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС населения определяется из расчета на 7 суток.

При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных зон при угрозе или возникновении ЧС решением глав администраций муниципальных образований создаются пункты временного размещения пострадавшего населения (далее - ПВР). Они могут создаваться как в стационарных условиях (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях.

Пункты предназначены для сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и обеспечения предметами первой необходимости населения.

Решением руководителя органа местного самоуправления определяется формирователь, места развертывания ПВР, назначается начальник пункта и его заместитель. Остальная администрация пункта назначается приказом начальника объекта, на который возложено его развертывание.

Основными задачами администрации полевого ПВР являются:

Развертывание полевого пункта, подготовка к приему и размещению населения;- организация учета прибывающих на пункт людей и их размещение;- проверка прибытия на пункт эвакуированного населения (согласно списков);- установление связи с органами ГО ЧС муниципального образования, КЧС и ОПБ, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями;- организация первоочередного жизнеобеспечения населения;- доведение до эвакуированного населения информации об обстановке.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ