Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)


Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения:

1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);

2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);

3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).

Могут быть даны иные пояснения.

Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!


1) раскройте смысл понятия «экономика как наука»?
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основной проблеме экономической науки,
- одно предложение, раскрывающее сущность любого уровня анализа в экономической теории.

Экономические ресурсы

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о черте экономических ресурсов,
- одно предложение, определяющее основные факторы производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов,
- одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.

Ограниченность ресурсов

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
- одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства

Производство

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «производство»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о интенсивных факторах производства;
- одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивных факторах производства.

Факторы производства

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о сущности труда как фактора производства;
- одно предложение об ограниченности труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах факторов производства;
- одно предложение об факторном доходе одного из них.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
- одно предложение, объясняющее ограниченность земли как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства;
- одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора производства.

Специализация производства

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «специализация производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о факторе специализации современного производства, и одно предложение
- отражающее любое последствие специализации производства.

Разделение труда

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
- одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащей информацию об особенности разделения труда,
- одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.

Экономическая система

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее фундоментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о главных вопросах экономики,
- одно предложение, содержащее информацию о способе выделения экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
- одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.

Рынок

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о признаках рынка,
- одно предложение, раскрывающее позитивную черту рынка.

Собственность

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о правах собственника,
- одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.

Случаи несостоятельности рынка

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности (несовершенства) рынка»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о проявлениях несовершенства рынка
- одно предложение о любом из способов преодоления несовершенства рынка государством.

Спрос

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «спрос»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее закон спроса.

Величина спроса

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «величина спроса»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса;
- одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар.

Предложение

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «предложение»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса,
- одно предложение, раскрывающее закон предложения.

Закон предложения

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «закон предложения»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о неценовых факторах предложения,
- одно предложение, раскрывающее зависимость величины предложения от изменения цены товара.

Равновесная цена

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию типе экономической системы, для которой характерно свободное формирование равновесной цены;
- одно предложение, раскрывающее влияние различных типов конкуренции на уровень равновесной цены.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о механизме формирования равновесной цены,
- одно предложение об уровне равновесной цены в разных видах конкуренции.

Экономическая конкуренция

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая конкуренция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о преимуществах экономической конкуренции;
- одно предложение, раскрывающее негативные последствия конкуренции.

Рыночная конкуренция

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса,
- одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о позитивной черте конкуренции,
- одно предложение, раскрывающее любой недостаток конкуренции.

Чистая монополия

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чистая монополия»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об антимонопольной политике государства;
- одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие монополизации рынка.

Торговля

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «торговля»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о причине появления торговли,
- одно предложение о международной торговле.

Издержки

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках,
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.

Банковская система

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковская система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о Центральном банке,
- одно предложение, раскрывающее любую задачу, которую решает банковская система.

Деньги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию видах денег;
- одно предложение, раскрывающее понятие эмиссия денег.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любой концепции происхождения денег,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию денег.

Банковский кредит

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных формах кредитования частных лиц,
- одно предложение, раскрывающее сущность одной из них.

Предприниматель

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковский кредит»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о цели предпринимателя,
- одно предложение о субъектах предпринимательской деятельности.

Ценные бумаги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг;
- одно предложение, раскрывающее термин, которым обозначается выпуск ценных бумаг.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг,
- одно предложение о фондовой бирже.

Акция

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «акция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах акций,
- одно предложение о значении курса акций крупнейших компаний страны.

Безработица

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;
- одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы,
- одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом негативном последствии безработицы,
- одно предложение о естественном уровне безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о формах безработицы
- одно предложение, характеризующее любое из неэкономических негативных последствий безработицы.

Рынок труда

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда;
- одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию участниках рынка труда, которые формирует спрос на рынке труда;
- одно предложение, раскрывающее любую особенность рынка труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда,
- одно предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, определяющем спрос на труд,
- одно предложение, отражающее особенность конкурентного рынка труда.

Инфляция

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов;
- одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции;
- одно предложение о последствиях инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее любую из возможных мер антиинфляционной политики.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
- одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

Экономический цикл

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;
- одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об этапах экономического цикла,
- одно предложение, раскрывающее любую классификацию экономического цикла.

Экономический рост

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста;
- одно предложение о путях экономического роста.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о факторе, влияющем на экономический рост,
- одно предложение, раскрывающее любой вид экономического роста.

Валовый внутренний продукт (ВВП)

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о разновидностях ВВП,
- одно предложение, раскрывающее любой тип ВВП.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о показателе ВВП на душу населения,
- одно предложение, раскрывающее отличие реального ВВП от ВВП номинального.

Прожиточный минимум

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прожиточный минимум»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, который влияет на размер прожиточного минимума,
- одно предложение о значении прожиточного минимума для государства.

Качество жизни

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «качество жизни»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о путях повышения качества жизни в России,
- одно предложение, сравнивающее качество жизни в разных регионах мира.

Денежно-кредитная политика

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «денежно-кредитная политика»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о механизмах, способах денежно-кредитной политики
- одно предложение о любом из механизмов денежно-кредитной политики, используемом в период экономического спада.

Государственный бюджет

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета;
- одно предложение о состоянии бюджета.

Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного бюджета,
- одно предложение, раскрывающее любой вид государственного бюджета.

Государственный долг

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
- одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного долга,
- одно предложение, раскрывающее любую меру по управлению государственным долгом.

Налоги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах налогов,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов;
- одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов.

Мировая экономика

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировая экономика»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о причинах международного разделения труда,
- одно предложение, раскрывающее любой вид государственной политики в области международной торговли.

Потребитель

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «потребитель»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя,
- одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

Заработная плата

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы;
- одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы,
- одно предложение о факторах, от которых зависит размер заработной платы.

НУКЛЕАРНАЯ

2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. <...>

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

(Л. А. Петровская)

В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?

Пояснение.

элементы :

Внутриличностная сфера;

Сфера межличностных отношений;

Сфера внутригрупповых отношений;

Сфера межгрупповых отношений;

2)объяснение противоречивого характера конфликта,

например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.

Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.

В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный конфликт».

Пояснение.

1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

Может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;

Играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;

Обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;

Может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) пример групповой конфликтной ситуации , допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры , допустим:

Этап объективной конфликтной ситуации - разногласия при распределении прибыли компании;

Этап осознания сторонами конфликтной ситуации - ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд - на премии руководителям компании;

Этап конфликтного поведения - несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

Стадия разрешения конфликта - стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.

Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Пояснение.

1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;

2) аргументы:

Внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;

Внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;

Выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,

Внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

Состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;

− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

− социальные нормы;

− социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1) Понятие нация:

а) как этническая общность;

б) как общегражданская общность.

2) Признаки нации:

а) общая ис­то­ри­че­ская память;

б) на­ци­о­наль­ное самосознание;

в) на­ци­о­наль­ные интересы;

г) единство языка и т.д.

3) Этническое многообразие современного мира:

а) русские;

б) вьетнамцы;

в) французы и т.д.

4) Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире:

а) ин­те­гра­ция и сбли­же­ние на­ро­дов (Европейский союз; США; Ка­на­да и т.п.);

б) меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, куль­ту­ра меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний как сред­ства пре­одо­ле­ния на­ци­о­наль­ных конфликтов.

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, поясните, как ин­фор­ма­ци­он­ная до­ступ­ность суда и от­кры­тость су­деб­ных за­се­да­ний могут га­ран­ти­ро­вать со­блю­де­ние прав граж­дан (приведите три пояснения).


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главный эле­мент конституционного права на су­деб­ную защиту - право каж­до­го беспрепятственно об­ра­тить­ся в суд и участ­во­вать в раз­би­ра­тель­стве лично либо по­сред­ством представителя.

Реализация этого права на­чи­на­ет­ся с обес­пе­че­ния информационной до­ступ­но­сти суда. Каж­дый должен иметь воз­мож­ность узнать, как, куда и по ка­ко­му вопросу обратиться, где и когда рас­смат­ри­ва­ет­ся его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Од­на­ко к Упол­но­мо­чен­но­му по пра­вам человека про­дол­жа­ют поступать мно­го­чис­лен­ные жалобы на не­ис­пол­не­ние этого эле­мен­тар­но­го требования за­ко­на и здра­во­го смысла. К наи­бо­лее серьёзным по­след­стви­ям приводит отказ в вы­да­че или на­прав­ле­нии по почте копий су­деб­ных постановлений, что не поз­во­ля­ет их об­жа­ло­вать в вы­ше­сто­я­щих судебных инстанциях...

Процедура по­да­чи исковых тре­бо­ва­ний и жалоб также отя­го­ще­на рядом правил, объ­ек­тив­но ограничивающих до­ступ к правосудию. Так, в частности, ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются толь­ко в про­из­воль­но устанавливаемые «приёмные дни», или после лич­ной консультации с судьей, или при предъ­яв­ле­нии и про­вер­ке не преду­смот­рен­ных законом документов, в том числе удо­сто­ве­ря­ю­щих личность.

Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и от­кро­вен­но избыточные пра­ви­ла приёма за­яв­ле­ний и жалоб, суды со­зна­тель­но облегчают себе работу. Другое, прямо про­ти­во­по­лож­ное мнение сво­дит­ся к тому, что любая про­це­ду­ра немыслима без стро­гих правил, а тот, кому дей­стви­тель­но нужно по­дать жалобу, эти пра­ви­ла выполнит. Со своей стороны, Упол­но­мо­чен­ный хотел бы напомнить, что огра­ни­че­ния такого рода воз­мож­ны лишь в форме фе­де­раль­ных законов, в дан­ном случае со­от­вет­ству­ю­щих процессуальных кодексов.

Важной га­ран­ти­ей доступа к пра­во­су­дию является со­зда­ние условий для бес­пре­пят­ствен­но­го посещения зда­ний судов ли­ца­ми с огра­ни­чен­ны­ми возможностями здоровья. К сожалению, в боль­шин­стве государственных учре­жде­ний такие усло­вия отсутствуют. Причём не все­гда по при­чи­не нехватки средств - про­сто потому, что об этом никто не подумал.

Распространённым спо­со­бом ограничения до­сту­па к пра­во­су­дию остаётся прак­ти­ка незаконных от­ка­зов в воз­буж­де­нии уголовного дела.

По-прежнему име­ют­ся проблемы, ка­са­ю­щи­е­ся обеспечения от­кры­то­сти судебных заседаний. Осо­бен­но серьёзные на­ру­ше­ния связаны с огла­ше­ни­ем итоговых су­деб­ных решений за «закрытыми дверями».

(В. П. Лукин )

О каком кон­сти­ту­ци­он­ном праве граж­дан идёт речь в тексте? Какое усло­вие реализации этого права рас­смат­ри­ва­ет автор?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. Ука­за­но конституционное право:

Право на су­деб­ную защиту (право каж­до­го беспрепятственно об­ра­тить­ся в суд и участ­во­вать в раз­би­ра­тель­стве лично либо по­сред­ством представителя).

2. Усло­вие реализации, рас­смат­ри­ва­е­мое автором:

Обес­пе­че­ния информационной до­ступ­но­сти суда.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

Какую про­бле­му процедуры приёма жалоб под­нял автор? На­зо­ви­те любые два про­яв­ле­ния этой проблемы, упо­мя­ну­тые в тексте. Ка­ко­ва роль фе­де­раль­ных законов в ре­ше­нии этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ука­за­на проблема про­це­ду­ры приема жалоб:

Про­це­ду­ра подачи ис­ко­вых требований и жалоб также отя­го­ще­на рядом правил, объ­ек­тив­но ограничивающих до­ступ к правосудию.

2. На­зва­ны два про­яв­ле­ния этой проблемы:

Ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются толь­ко в про­из­воль­но устанавливаемые «приёмные дни»

Ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются при предъ­яв­ле­нии и про­вер­ке не преду­смот­рен­ных законом документов, в том числе удо­сто­ве­ря­ю­щих личность

3. Ука­за­на роль фе­де­раль­ных законов в ре­ше­нии этой проблемы

Огра­ни­че­ния такого рода воз­мож­ны лишь в форме фе­де­раль­ных законов (соответствующих про­цес­су­аль­ных кодексов).

4. Объяснен смысл понятия, например:

Суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Правоохранительные органы, судебная система

Подготовил учитель истории и
обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное
Ершовского района Саратовской области»
имени Героя Советского Союза Киреева В.И.
Ермаков Иван Александрович

№1.

Виды издержек
Их сущность
постоянные
Издержки,
размер
которых
в
краткосрочном
периоде не зависит от
изменения
объёма
производства
№1.

таблице.

Ответ:
Издержки, которые в
краткосрочном
периоде возрастают с
увеличением объёма
производства
и
снижается при его
сокращении

№1.

Виды издержек
Их сущность
постоянные
Издержки,
размер
которых
в
краткосрочном
периоде не зависит от
изменения
объёма
производства
№1.
Запишите слово, пропущенное в
таблице.

Ответ:переменные.
Издержки, которые в
краткосрочном
периоде возрастают с
увеличением объёма
производства
и
снижается при его
сокращении

№2.

В



понятий. Запишите это слово.

культура.
Ответ:

№2.

В
приведённом ниже ряду найдите
понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных
понятий. Запишите это слово.
Искусство; наука; образование; мораль;
культура.
Ответ: культура.

№3.




обвинения.




под которыми они указаны.
Ответ:

№3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, относятся к участникам
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения.
1) следователь; 2) потерпевший; 3) прокурор;
4) адвокат; 5) дознаватель; 6) обвиняемый.
Найдите два термина, «выпадающих» из
общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
Ответ:4 6.

№4.


которыми они указаны.


речи.


творческой, деятельности.



социальных взаимодействиях.

№4.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социальнопсихологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной
речи.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает
способностью к целенаправленной, в том числе
творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомофизиологических чертах, строении различных систем и
органов, инстинктах и рефлексах.
5) Общественные потребности человека реализуются в его
социальных взаимодействиях.
Ответ: 1 2 3 5.

№5.




Характерные черты


В) выдвижение гипотез


Уровни научного познания
1) эмпирический
2) Теоретический

Ответ: А Б В Г Д

№5.

Установите соответствие между характерными чертами и уровнями
научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты
А) формулирование научных законов
Б) объяснение сущности изучаемых явлений
В) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
Д) проведение количественных измерений
Уровни научного познания
1) эмпирический
2) Теоретический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 2 1 1

№6.









технологий
4) появление
микропроцессоров
и
цифровых
средств
коммуникации


Ответ:

№6.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к
уроку обществознания по теме «Глобализация в современном
мире». Один из слайдов называется «Причины глобализации».
Что из перечисленного Вам следует включить в этот слайд?
Запишите цифры, под которыми указаны эти причины.
1) возникновение социокультурного единства человечества
2) качественные изменения факторов производства
3) концентрация ресурсов на создание новых передовых
технологий
4) появление
микропроцессоров
и
цифровых
средств
коммуникации
5) разнообразие национальных валют
6) рост транснациональных корпораций
Ответ:24 6.

№7.



1) Финансовыми
институтами
называют

системе.

сбережений домохозяйств.



эмиссию денег.

Ответ:

№7.

Выберите верные суждения о финансовых институтах
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Финансовыми
институтами
называют
организации, участвующие в финансово-кредитной
системе.
2) Коммерческие банки занимаются привлечением
сбережений домохозяйств.
3) Центральный банк осуществляет денежные
расчёты между гражданами и организациями.
4) Коммерческие банки осуществляют монопольную
эмиссию денег.
5) Центральный банк устанавливает учётную ставку.
Ответ: 1 2 5.

№8.


финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры

Б) чистая прибыль
В) привлечение инвестиций
Г) использование кредитов


1) Внутренние
2) Внешние

буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№8.

Установите соответствие между примерами и видами источников
финансирования бизнеса: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) выпуск и продажа ценных бумаг
Б) чистая прибыль
В) привлечение инвестиций
Г) использование кредитов
Д) амортизационные отчисления
Виды источников финансирования
1) Внутренние
2) Внешние
3) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 12 2 1

№9.












новых цехов.
Ответ:

№9.

В компании Z принято стратегическое решение об открытии
нового направления по производству бытовой техники.
Найдите в приведённом ниже списке подтверждения того,
что речь идёт об интенсивном экономическом росте данного
предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) используются современные компьютерные технологии
2) приобретена партия оборудования прошлого поколения
3) осуществляются инвестиции в инновационные разработки
4) происходит повышение квалификации работников
5) повышается производительность труда
6) масштабы производства увеличены за счёт открытия
новых цехов.
Ответ: 13 4 5.

№10.

На графике отражены изменения
предложения
пшеницы
на

предложения
переместилась
из

графике
Рцена
товара,Qколичество товара.)



указаны.

мировом рынке
2) снижение
цен
на
сельскохозяйственную технику
3) засуха и неурожай зерна
4) открытие нескольких новых
хлебобулочных комбинатов
5) культивирование
высокопродуктивных
сортов
пшеницы.
Ответ:

№10.

На графике отражены изменения
предложения
пшеницы
на
соответствующем рынке: кривая
предложения
переместилась
из
положения S в положение S1. На
графике
Рцена
товара,Qколичество товара.)
Какие из перечисленных факторов
могут вызвать такое изменение?
Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) снижение спроса на зерно на
мировом рынке
2) снижение
цен
на
сельскохозяйственную технику
3) засуха и неурожай зерна
4) открытие нескольких новых
хлебобулочных комбинатов
5) культивирование
высокопродуктивных
сортов
пшеницы.
Ответ: 1 3.

№11.




государства.
2) Традиции
и
обычаи
являются
разновидностями
социальных норм.

всеми членами общества.



5) В
социальных
нормах
отражаются
ценностные
представления общества.
Ответ:

№11.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой
государства.
2) Традиции
и
обычаи
являются
разновидностями
социальных норм.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения
всеми членами общества.
4) Правила поведения, основанные на представлениях
общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и
несправедливом, называют моральными нормами.
5) В
социальных
нормах
отражаются
ценностные
представления общества.
Ответ: 2 4 5.

№12.




мотивация?»





цифры, под которыми они указаны.
1)
Трудовая
мотивация
каждого

к порученному делу.
2)
Достижение
материального
благополучия
является
наиболее
популярным
мотивом
трудовой
деятельности.


карьере.
4)
Меньшую
долю
работников

деятельности,
чем
возможность

людьми.
5)
Меньше
всего
опрошенных

качестве трудовой мотивации.
Ответ:

№12.

Учёные опросили 30-летних граждан
страны Z. Им задавали вопросы: «Зачем
Вы работаете, какова Ваша трудовая
мотивация?»
Полученные результаты (в % от числа
опрошенных) представлены в виде
диаграммы. Найдите в приведённом
списке выводы, которые можно сделать
на основе диаграммы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1)
Трудовая
мотивация
каждого
десятого работника связана с интересом
к порученному делу.
2)
Достижение
материального
благополучия
является
наиболее
популярным
мотивом
трудовой
деятельности.
3) Больше работников думают о
реализации своих способностей, чем о
карьере.
4)
Меньшую
долю
работников
мотивирует социальная полезность их
деятельности,
чем
возможность
путешествовать, общаться с разными
людьми.
5)
Меньше
всего
опрошенных
рассматривают карьерный рост в
качестве трудовой мотивации.
Ответ: 1 2 3.

№13.









4) Политический



парламентских выборах.
Ответ:

№13.

Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом
государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт условия
для полного раскрытия личностного потенциала каждого гражданина.
2) Политическое участие граждан способствует реализации их права
участвовать в управлении государством.
3) Многообразие форм политического участия в демократическом
государстве зависит только от активности и желания гражданина.
4) Политический
протест может выражаться как в активных
формах, так и в форме невмешательства в политику- абсентеизма.
5) Одной из форм политического участия граждан является участие в
парламентских выборах.
Ответ: 12 4 5.

№14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной
власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
Вопросы
А) метеорологическая служба



Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами,
водными и другими природными ресурсами

1) совместно федеральный центр и субъекты РФ
2) только федеральный центр
3) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к
ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Вопросы
А) метеорологическая служба
Б) внешнеэкономические отношения РФ
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) государственные награды РФ
Д) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими
природными ресурсами
Субъекты государственной власти РФ
1)
совместно федеральный центр и субъекты РФ
2)
только федеральный центр
3)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 12 1

№15.









которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство

Ответ:

№15.

В государстве Z существует наследственная передача королевской
власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы
в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане
обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты
гражданского общества. Государство Z включает в себя
территориальные единицы, не обладающие политической
самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке
характеристики формы государства Z и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство
Ответ: 1 4 6.

№16.



которыми они указаны.





права изменить его.
4) Коллективный
договорправовой
акт,
регулирующий

индивидуального
предпринимателя
и
заключаемый


самостоятельны.
Ответ:

№16.

Выберите в приведённом списке положения, характеризующие
основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко
времени совершения преступления 16-летнего возраста.
2) Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние,
совершённое с прямым или косвенным умыслом.
3) Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или
права изменить его.
4) Коллективный
договорправовой
акт,
регулирующий
социально-трудовые отношения в организации или у
индивидуального
предпринимателя
и
заключаемый
работниками и работодателем в лице их представителей.
5) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны.
Ответ: 3 5.

№17.




гражданской
правоспособностью
и
гражданской
дееспособностью.

прекращается со смертью.






Ответ:

№17.

Выберите верные суждения о субъектах гражданского права и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Способность быть субъектом гражданского права определяется
гражданской
правоспособностью
и
гражданской
дееспособностью.
2) Дееспособность гражданина возникает с момента его рождения и
прекращается со смертью.
3) Правоспособность гражданина может быть ограничена судом.
4) Юридическое лицо- организация, которая имеет обособленное
имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от
своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и
нести гражданские обязанности.
5) Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.
Ответ: 1 4 5.

№18.



подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры

Б) штраф

Г) замечание





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д

№18.

Установите соответствие между примерами и мерами юридической
ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) увольнение по соответствующим основаниям
Б) штраф
В) компенсация морального вреда
Г) замечание
Д) пожизненное заключение свободы
Меры юридической ответственности в РФ
1) способы защиты гражданских прав в Гражданском кодексе РФ
2) дисциплинарные взыскания в Трудовом кодексе РФ
3) наказания в Уголовном кодексе РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 3 12 3

№19.





1) регулирование
личных
неимущественных
отношений



5) письменная форма договора

Ответ:

№19.

Граждане РФ Валентин и Валентина решили
заключить брачный договор. Какие условия
необходимы для вступления брачного договора в
силу? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование
личных
неимущественных
отношений
2) указание срока действия брачного договора
3) наличие общих несовершеннолетних детей
4) нотариальное удостоверение
5) письменная форма договора
6) государственная регистрация брака
Ответ: 4 5 6.

№20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предложенного списка слова (словосочетания), которые необходимо
вставить на место пропусков.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать
своему___(А) и вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут
вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их____(Б) о
поведении. Следовательно, статус и _____(В) связывают ожидания людей. Если
ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в
обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер___(Г).Требования и правила
поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли
следует______(Д), за неправильное- наказание. Модель поведения, ориентированная на
определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является____(Е),
который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение
приличий и демонстративное выражение».
Список терминов:
1)
Социальная роль
6) стратификация
2)
Восприятие
7) социальный статус
3)
Социальная норма
8) социальный символ
4)
Санкция
9) представление
5)
Вознаграждение
Ответ: А Б В Г Д Е

№20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из
предложенного списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать своему___(А) и
вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут вполне конкретных поступков и не
ждут других, которые не соответствуют их____(Б) о поведении. Следовательно, статус и _____(В)
связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо
актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер___(Г).Требования и правила
поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли следует______(Д),
за неправильное- наказание. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и
внешние знаки отличия. Одежда является____(Е), который выполняет три основные функции:
обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение».
Список терминов:
1)
Социальная роль
6) стратификация
2)
Восприятие
7) социальный статус
3)
Социальная норма
8) социальный символ
4)
Санкция
9) представление
5)
Вознаграждение
Ответ: А Б В Г Д Е
7 91 3 5 8

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Под конституционным правом понимается
система юридических норм, регулирующих
целый комплекс общественных отношений,
которые
складываются
в
процессе
определения устоев общества и государства,
закрепления основ правового статуса
человека,
личности
и
гражданина,
установления системы, организации и
функционирования
государственной
власти…

Часть 2.

Конституционное право является ведущей отраслью в
системе национального права каждой страны. Это
обусловлено значительностью предмета правового
регулирования, исключительной ролью заглавного
акта конституционного права, учредительным
характером его норм.
Значимость
предмета
регулирования
конституционного права заключается в том, что в
его структуру входят только основополагающие,
фундаментальные отношения, возникающие во всех
сферах
жизни
общества:
политической,
экономической, социальной и духовной.

Часть 2.

Объём и пределы конституционно-правового
регулирования
общественных
отношений
определяются государством с политических
позиций.
Государство
просто
вынуждено
выражать в нормах конституционного права
стабильное соотношение различных социальных
сил, сложившиеся во взаимоотношениях между
классами, народами, нациями и государством по
поводу
определения
формы
государства,
осуществления публичной власти, закрепления
правового статуса человека, личности и
гражданина…

Часть 2.

Каждая отрасль национальной системы права почти всегда
имеет свой заглавный нормативный правовой акт. В
России, например, роль заглавного акта в гражданском
праве выполняет Гражданский кодекс РФ, в трудовомТрудовой кодекс РФ, в земельном- Земельный кодекс РФ и
т. д.
В отношении конституционного права в качестве заглавного
нормативного
акта
выступает
конституция.
Её
исключительная роль проявляется в том, что она обладает
верховенством на всей территории суверенного государства,
имеет приоритет над всеми другими законами, является
базой текущего законодательства, имеет прямое действие и
применяется на всей территории страны (статья 15
Конституции РФ).

Часть 2.

Из всех законов лишь одна конституция
служит основным источником не только
конституционного права, но и всех других
отраслей национальной системы права. В
этом смысле все отрасли права являются
производными от конституции, коренятся в
её содержании. Учредительный характер
конституционно-правовых норм означает,
что они устанавливают основные начала,
своеобразные истоки всех других отраслей
национальной системы права.

Часть 2.

Нормы конституционного права определяют место и роль
органов исполнительной власти в системе органов
государства, их виды, устанавливают подотчётность и
ответственность правительства перед парламентом или
главой государства. Тем самым они закладывают основы,
формируют исходные положения для административного
права,
нормы
которого
регулируют
отношения,
возникающие в процессе деятельности исполнительных
органов
государственной
власти,
осуществления
государственного управления. Конституционно-правовые
нормы в большинстве стран определяют экономическую
систему государства и соответствующие ей формы
собственности.
(А.И.Казанник, А.Н.Костюков)

№21.

В чём проявляется исключительная роль
конституции
в
правой
системе
государства?
В
чём
заключается
значимость предмета регулирования
конституционного права? Как, по
мнению
авторов,
конституционные
нормы
связаны
с
отраслевым
законодательством?

№21.

Ответ:
1) она обладает верховенством на всей территории
суверенного государства, имеет приоритет над
всеми другими законами, является базой текущего
законодательства, имеет прямое действие и
применяется над всей территории страны;
2) в его структуру входят только основополагающие,
фундаментальные отношения, возникающие во
всех формах жизни общества: политической,
экономической, социальной и духовной;
3) все отрасли права являются производными от
конституции, коренятся в её содержании.

№22.

Авторы пишут о том, что каждая отрасль
национальной системы права имеет свой
заглавный нормативный правовой акт.
Используя обществоведческие знания и
текст, назовите заглавные нормативные
правовые акты гражданского, трудового,
административного права в РФ и кратко
охарактеризуйте предмет регулирования
каждой из перечисленных отраслей
права.

№22.

Ответ:
Краткая характеристика предметов регулирования
отраслей права:
1) гражданского права: Гражданский кодекс РФ;
имущественные, связанные и несвязанные с ними
личные неимущественные отношения;
2) трудового права: Трудовой кодекс РФ; отношения,
связанные с предоставлением трудовых услуг;
3) административного
права:
Кодекс
РФ
об
административных правонарушениях; отношения
в сфере управления, деятельности органов
исполнительной власти.

№23.

Используя обществоведческие знания, на
примере РФ покажите любые три
способа
обеспечения
стабильности
конституции, её защиты.

№23.

Ответ:
1) президент РФ является гарантом Конституции РФ;
2) действует Конституционный Суд РФ, который
рассматривает
дела
о
соответствии
НПА
различного уровня Конституции РФ;
3) положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием РФ, для
этого необходимо по определённой процедуре
созывать Конституционное Собрание;
4) поправки к главам 3-8 Конституции не могут
вступить в силу без одобрения органами
законодательной власти не менее чем двух третей
субъектов РФ.

№24.

Используя обществоведческие знания,
приведите три объяснения мысли
авторов о том, что «государство просто
вынуждено
выражать
в
нормах
конституционного права стабильное
соотношение различных социальных
групп,
сложившиеся
во
взаимоотношениях между классами,
народами, нациями и государством».

№24.

Ответ:
1) в зависимости от этнического состава населения
конституцией может быть установлена форма унитарного
или федеративного государства;
2) конституцией
могут
устанавливаться
привилегии
отдельных социальных общностей (классов, групп) или
равноправие всех граждан;
3) в зависимости от состава населения, обстоятельств
возникновения государств и т.п. конституцией может
устанавливаться
процедура
прямых
или
много
степенных/многоступенчатых выборов;
4) в
зависимости
от
сложившихся
традиций
государственности конституцией может устанавливаться
та
или
иная
форма
правления,
например,
конституционная монархия.

№25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «истина»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения:
одно
предложение,
содержащее информацию о формах
представления
истины,
и
одно
предложение,
раскрывающее
объективный характер истины.

№25.

Ответ:
1) истина- утверждение (знание), точно
(адекватно)
отражающее
действительность;
2) Истина может быть представлена в виде
суждений, умозаключений, теорий;
3) Объективный
характер
истины
проявляется в том, что её содержание не
зависит от конкретного субъекта познания.

№26.

Проиллюстрируйте тремя примерами
влияние конкуренции на развитие
производства.

№26.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на
развитие производства.
Ответ:
1) небольшая фабрика по производству конфет в ходе
конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской
фирмой,
после
чего
произошло
полное
техническое
переоснащение фабрики и увеличился её объём производства;
2) компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах
мобильного Интернета, другие компании-операторы вынуждены
были выступить с аналогичными предложениями;
3) ресторан быстрого питания, ориентированный на производство
и продажу гамбургеров, картошки-фри и хот-догов, под
влиянием конкуренции со стороны других участников рынка
ввёл в меню различные салаты и другие вегетарианские блюда.

№27.

Социологические службы страны Z проводили опрос
молодых граждан о проблемах, с которыми им
приходится
сталкиваться.
72%
опрошенных
считают, что молодым трудно добиться успеха в
жизни, реализовать себя, в первую очередь- из-за
безработицы и бедности. Только 15 % называют в
этой связи личные качества молодых людей,
например,
инертность
и
отсутствие
целенаправленности.
Привлекая обществоведческие знания и факты
социальной жизни, предположите, какие меры может
предпринять государство для поддержки молодёжи.
Назовите любые три меры и кратко поясните
значение каждой из них.

№27.

Ответ:
1) разработать программу льготного кредитования молодых
людей (позволит решить проблему жилья, материального
обеспечения);
2) обеспечить
систему
посреднических
услуг
в
трудоустройстве с учётом интересов и способностей
молодых людей (поможет не только найти источник
средств существования, но и реализовать потенциал);
3) увеличить
сроки
обязательной
производственной
практики студентов профессиональных образовательных
организаций (чтобы они могли приобрести хотя бы
минимальный опыт работы, который позволит им быть
более конкурентоспособными на рынке труда).

№28.

Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Политическое лидерство
как институт политической системы».
Составьте план, в соответствии с
которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх
пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.

№28.

Ответ:
1.
Концепция лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические
лидеры и др.

Использованная литература.

Единый
государственный
экзамен.
Обществознание.
Типовые
экзаменационные варианты. О.А.Котова,
Т.Е. Лисова. Издательство Национальное
образование. Москва. 2018 год

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ