Статья 1303. Основные положения
Статья 1304. Объекты смежных прав
Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав
Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения
Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 иСтатья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права.Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
По лицензионному договору одна сторона - исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав
К любым технологиям, техническим устройствам или их компонентам, контролирующим доступ к объекту смежных прав, предотвращающим либо ограничивающим осуществление действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта (технические средства защиты смежных прав), соответственно применяются положения статей 1299 и 1311 настоящего Кодекса.Статья 1310. Информация о смежном праве
В отношении любой информации, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве), соответственно применяются положения статей 1300 и 1311 настоящего Кодекса.Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 иСтатья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав
В целях обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные статьей 1302 настоящего Кодекса.Статья 1313. Исполнитель
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение
Статья 1315. Права исполнителя
Статья 1317. Исключительное право на исполнение
Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила статьи 1295 настоящего Кодекса.Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
Исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:исполнитель является гражданином Российской Федерации;исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями статьи 1328 настоящего Кодекса;исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями статьи 1332 настоящего Кодекса;в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.Статья 1322. Изготовитель фонограммы
Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы
Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения.Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации
Исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания
Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует на территории Российской Федерации, если организация эфирного или кабельного вещания имеет место нахождения на территории Российской Федерации и осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.Статья 1333. Изготовитель базы данных
Статья 1334. Исключительное право изготовителя базы данных
Статья 1335. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных
Статья 1336. Действие исключительного права изготовителя базы данных на территории Российской Федерации
Статья 1337. Публикатор
Статья 1338. Права публикатора
Статья 1339. Исключительное право публикатора на произведение
Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение
Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.Статья 1341. Действие исключительного права публикатора на произведение на территории Российской Федерации
Статья 1342. Досрочное прекращение исключительного права публикатора на произведение
Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования настоящего Кодекса в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение
Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
Если оригинал или экземпляры произведения, обнародованного в соответствии с настоящим параграфом, правомерно введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия публикатора и без выплаты ему вознаграждения.Смежные права
Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Объекты смежных прав.
К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио- и телевизионные передачи, фонограммы.
Под исполнением
следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности /с сопровождением или без сопровождения звуком/.
Фонограмма
- это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму подлежат охране независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет.
Передача организации эфирного и кабельного вещания
-передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.
Субъекты смежных прав.
Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение47, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей
могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.
Производителями фонограмм
являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания
понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.
Роль организаций по коллективному управлению имущественными правами в осуществлении авторских и смежных прав
. Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.
Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения – коллективное управление имущественными правами.
В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст.44 ЗоАП. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.
Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.
Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.
Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:
Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства - право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.
Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, В качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.
К имущественным правам исполнителей относится право на использование исполнения или постановки в любой форме, а именно:
Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:
Права организаций эфирного и кабельного вещания
выражаются в праве:
Пределы осуществления смежных прав.
Как и авторские смежные права имеют определенные ограничения. В некоторых случаях объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, в частности:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших
отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или
по кабелю;
4) в иных случаях, которые установлены ЗоАП в отношении
ограничения имущественных прав автора произведений литературы,
науки и искусства.
Иногда использование объектов смежных прав возможно без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например, воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты правообладателю вознаграждения.
Срок действия смежных прав.
Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства как личные неимущественные права охраняются бессрочно. Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права организации эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.
Наследники и иные правопреемники приобретают права на оставшийся срок.
Контрафактные произведения - это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:
Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.
При этом правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков, взысканием дохода или компенсации. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Размер компенсации определяется в конечном итоге судом и может составлять от 1000 до 5000000 рублей. Никаких четких критериев определения размера компенсации у судов нет.
При определении размера компенсации суды учитывают:
Так, по иску Никитенко М.П., Никитенко К.П. (наследников выдающегося пианиста – Э.Г.Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АПКО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.
«Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и, учитывая, что произведения Гилельса Э.Г. входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаже, исходя из игнорирования ответчиками авторских прав Э.Г.Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-исполнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию в размере 4000 минимальных размеров оплаты труда.»
В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, - конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передачи этих экземпляров ему.
8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав
Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.
Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее - Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.
9 Субъекты смежных прав
Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:
исполнитель - в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;
производитель фонограмм - физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;
организация эфирного вещания - организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);
организация кабельного вещания - организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом - через кабель, проводную сеть и др.
10 Объекты смежных прав
Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:
- исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,
постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);
- фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;
- передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
41. Договоры о передаче смежных прав.
************************************************************************
Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.
Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.
Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.
Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.
Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.
В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.
П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.
Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».
Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.
В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.
Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.
Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.
Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.
Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.
Таким образом, наряду с авторскими правами, которые в соответствии с доктринальным подходом должны обеспечивать охрану произведений, российское законодательство предусматривает три группы смежных прав, которые как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты:
1) исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей;
2) фонограммы (звукозаписи);
3) передачи вещательных организаций.
Смежные права в российском законодательстве появились чуть более 10 лет назад и до настоящего времени многие связанные с ними вопросы остаются нерешенными.
Трудности обусловлены недостаточной ясностью законодательных положений, их краткостью, противоречивыми интересами различных групп обладателей авторских и смежных прав и в то же время недостаточно активным отстаиванием таких корпоративных интересов на законотворческом уровне, сводящимся в основном к блокированию любых законодательных инициатив. На практике правильное оформление приобретения и передачи смежных прав зачастую отсутствует, а судебная практика по вопросам защиты смежных прав остается весьма немногочисленной.
Значительная часть иностранных исполнений и фонограмм в России вообще не охраняется. В то же время приходится учитывать особенности охраны старых объектов смежных прав, созданных в период существования СССР. Так, передачи советских вещательных организаций ранее охранялись как произведения, а затем были формально отнесены к объектам смежных прав.
Судебная практика пошла по пути признания прав артистов-исполнителей на их исполнения, имевшие место в период существования СССР, хотя действовавшее в то время законодательство не предусматривало возможность появления у них каких-либо смежных прав. В целом предполагается, что смежные права являются некоторым особым усеченным аналогом авторских прав, для них применимы во многом сходные правила (в отношении понимания исключительности прав, условий договоров и т. д.).
Подобные аналогии прямо Законом не предусмотрены, и на практике приходится сталкиваться с совершенно разными толкованиями отдельных законодательных положений.
Танцовщицы. Рисунок Гюстава Доре. 1854
Возникновение смежных прав
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций не требуют ни регистрации, ни иного оформления. Права исполнителей возникают с момента исполнения, права производителей фонограммы возникают с момента осуществления ее записи, а права вещательной организации – с момента осуществления передачи.
Авторские и смежные права действуют параллельно и формально независимо друг от друга. При использовании любого объекта смежных прав необходимо получать разрешения от всех обладателей смежных прав, а также от обладателей авторских прав на произведения, включенные в такие объекты.
Например, для законного использования фонограммы необходимо получить разрешения от обладателей прав:
1) на фонограмму;
2) исполнения, записанные на фонограмме;
3) исполняемые произведения.
Обладание авторскими правами на произведение, записанное на фонограмме, не дает никаких прав на использование фонограммы, и наоборот: обладание правами на фонограмму еще не означает, что можно использовать исполненное и записанное на ней произведение без согласия обладателей авторских прав на него.
Охрана исполнений
Исполнитель – человек, который исполняет какое-либо произведение (актер, певец, музыкант, танцор и т. д.).
Исполнителями считаются дирижеры и режиссеры-постановщики спектаклей. В то же время режиссеры фильмов и других аудиовизуальных произведений признаются авторами, так же, как и авторы пантомим. Объяснить логику законодателя при решении вопроса об отнесении того или иного лица к категории авторов или исполнителей довольно непросто.
Наряду с термином «исполнение» в Законе упоминается термин «постановка», который в Законе никак не раскрывается. Поскольку никакого отличия между охраной прав на исполнения и постановки в Законе не предусматривается, далее везде используется только термин «исполнение».
Необходимо специально подчеркнуть, что в соответствии с Законом признаются исполнениями и охраняются только исполнения произведений, правда, независимо от того, охраняются сами исполняемые произведения или не охраняются, например, в связи с истечением срока действия авторского права. Каждое исполнение охраняется как самостоятельный объект смежных прав.
В связи с этим нет смысла говорить о первом исполнении – каждое исполнение всегда осуществляется артистом впервые и любое следующее исполнение той же песни или того же спектакля будет порождать новые права. Вполне возможны ситуации, при которых одни исполнения будут охраняться в России, в отличие от других, по существу ничем не отличающихся от первых.
Два волынщика. Рисунок Питера Брейгеля Старшего. 1560
Охрана фонограмм
Фонограммой признается любая звуковая запись. Разумеется, на практике чаще всего под фонограммами понимаются записи исполняемых артистами (певцами, музыкантами) музыкальных произведений. Однако в качестве фонограмм могут также охраняться записи звуков дикой природы, различные звуковые коллекции и т. д.
Производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, которое, как это сформулировано в законе, «взяло на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнений или иных звуков». Следует признать, что определение данного понятия в Законе не отличается четкостью.
Предполагается, что если какая-либо организация вкладывает средства в создание звукозаписи – фонограммы (приобретает или арендует аппаратуру и помещение, оплачивает участие певцов и музыкантов, работу звукооператоров и т. д.), то организация должна иметь возможность окупить свои затраты и получить прибыль от подобной деятельности. На практике во избежание спорных ситуаций легче всего обеспечить доказательства своих прав производителя фонограммы, заключая с исполнителями и иными лицами договоры именно в качестве производителя фонограммы (для последующего предъявления таких договоров при необходимости).
В принципе, для защиты прав на большинство фонограмм было бы достаточно прав, приобретенных у исполнителей. Появление фигуры производителя фонограммы связано с развитием шоу-бизнеса и фонографической промышленности, представители которой захотели иметь собственные особые права, не довольствуясь только изъятием прав у исполнителя на основании договоров или законодательно закрепленных презумпций.
Следует обратить внимание, что в тексте Закона имеется очевидная ошибка: в ст. 4 Закона определяется понятие «изготовитель фонограммы», а далее в Законе используется только термин «производитель фонограммы».
Производителем фонограммы признается только лицо, вложившее силы и средства в создание первой записи зву-ков. Последующая перезапись фонограммы (воспроизведение фонограммы) никаких новых прав не создает и, наоборот, должна осуществляться только с разрешения производителя фонограммы.
Случаи предоставления охраны фонограммам
Критерий гражданства: производитель фонограммы является российским гражданином или юридическим лицом
Территориальный критерий: фонограмма впервые опубликована в Российской Федерации
Случаи, предусмотренные международным договором Российской Федерации
Музыкальное поздравление.
Рисунок неизвестного английского гравера. 1870
Охрана передач вещательных организаций
Вещательные организации в Российской Федерации действуют на основании специальной лицензии (разрешения), выдаваемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, однако ни понятие «вещание», ни понятие «вещательная организация» законодательно не определены.
Парижские зрители. Рисунок Гюстава Доре. 1854
В Законе различают организации эфирного вещания и организации кабельного вещания. Установленные для них положения почти ничем не отличаются друг от друга. Телевизионные вещательные организации и радиовещательные организации в Законе не рассматриваются как отдельные виды вещательных организаций, хотя, разумеется, в их работе существует значительная специфика. Предоставляемые вещательным организациям права призваны не допускать использование их передач без договоров с такими организациями.
Особые права вещательных организаций позволяют им защищать свои интересы, например, в отношении передач, содержание которых не всегда может быть защищено средствами авторского права (трансляции спортивных состязаний, информационные сообщения и т. д.).
Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР
В период существования СССР смежные права законодательством не предусматривались, однако это не означает, что полностью исключены из охраны созданные в те годы записи исполнений (включая записи спектаклей), звукозаписи, телевизионные и радиопередачи.
Судебная практика, правда, довольно немногочисленная, не дает оснований считать, что так называемые старые исполнения могут использоваться без согласия исполнителей или их наследников. В то же время случаи предъявления исков артистами-исполнителями, участвовавшими в создании старых фильмов и звукозаписей, пока столь немногочисленны, а присуждаемые за нарушения их прав компенсации столь невелики, что в подавляющем большинстве случаев их права, к сожалению, просто игнорируются. Правопреемники государственных организаций борются за права на старые фонограммы, а старые телевизионные передачи, ранее охранявшиеся как произведения, были законодательно переведены в разряд объектов смежных прав в силу специальных переходных норм при принятии закона в 1993 г.
Особенности охраны смежных прав иностранных лиц
Большинство иностранных объектов смежных прав в России в настоящее время не охраняется.
До 26 мая 2003 г. (даты присоединения России к Римской конвенции) подавляющее большинство иностранных объектов смежных прав в России вообще не охранялось, кроме случаев предоставления весьма ограниченной охраны на основании иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время после присоединения к Римской конвенции охрана также предоставляется в основном только тем иностранным исполнениям и фонограммам, которые были записаны или опубликованы после 26 мая 2003 г. Мало того, в связи с неприсоединением США к Римской конвенции охрана в России фонограмм американских правообладателей носит весьма ограниченный характер, впрочем, так же как охрана российских исполнителей и производителей фонограмм в США.
Российская Федерация участвует также в Женевской конвенции, которая позволяет иностранным производителям фонограмм требовать охраны их фонограмм в некоторых случаях, связанных с тиражированием, импортом и распространением экземпляров фонограмм на разных видах носителей. Однако ее положения подлежат применению только к фонограммам, записанным после 13 марта 1995 г. – даты присоединения нашей страны к указанной Конвенции.
Ситуация должна измениться после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Более подробные сведения о международных договорах Российской Федерации в области авторского права и смежных прав приведены в соответствующем разделе.
Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав)
Законом предусматривается, что обладатели исключительных смежных прав могут для оповещения о своих правах использовать особый знак охраны смежных прав, состоящих из трех элементов:
1) латинской буквы «Р» (от англ. phonogramm) в окружности;
2) наименования обладателя смежных прав;
Знак охраны смежных прав проставляется обычно на экземплярах фонограмм (носителях) или на их упаковке.
Применение такого знака является правом, а не обязанностью правообладателей, и не имеет особого значения. На практике подобного рода обозначения часто проставляются нарушителями на контрафактной продукции для усложнения борьбы с ними.
Права исполнителей
Права исполнителей по существу наиболее близки к авторским, поскольку также предполагают охрану результатов творческой деятельности, хотя и связанной не с созданием произведений, а с их использованием – исполнением.
Разумеется, в России исполнителями могут признаваться только физические лица. Именно в связи с творческим характером деятельности исполнителей они признаются обладателями особых личных неимущественных прав (моральных прав).
Что же касается имущественных прав, то они во многом подобны правам автора, но их перечень у исполнителя гораздо короче.
Исполнителям предоставляются исключительные имущественные права, установленные ст. 37 Закона, и ряд дополнительных имущественных прав на вознаграждение, наиболее важные из которых предусмотрены ст. 26 и 39 Закона. При этом используются понятия, аналогичные тем, которые рассматривались в разд. «Исключительные авторские права».
Следует еще раз подчеркнуть, что перечень предоставляемых исполнителям прав гораздо меньше, чем у авторов. Мало того, в отличие от авторских прав сами предоставляемые исполнителям права во многих случаях зависят от того, записано исполнение или нет, используется оно в коммерческих или некоммерческих целях, осуществляется запись исполнения на фонограмму или имеет место аудиовизуальная запись и т. д.
Права исполнителей могут передаваться по договорам, которые на практике часто отсутствуют или содержат незаконные положения, в том числе кабального характера. Часть прав исполнителей автоматически, в силу установленных Законом презумпций переходит к производителям фонограмм или изготовителям аудиовизуальных произведений. Так, право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение, при заключении договора на запись исполнения переходит к производителю фонограммы, а у исполнителя остается только право на получение вознаграждения за такое использование его исполнения. Правда, порядок реализации этого права в Законе не раскрыт.
Заключение договора между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения влечет передачу последнему большей части возникающих у исполнителя прав. Однако для обеспечения возможности отдельного использования изображения или звука, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, требуется специально предусмотреть это в договоре с исполнителем.
Дополнительно Закон предусматривает, что исполнителям должно выплачиваться собираемое на коллективной основе вознаграждение в следующих случаях:
1) при воспроизведении аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях (домашнее копирование, ст. 26 Закона);
2) в случаях публичного исполнения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнений, записанных на фонограммах, опубликованных в коммерческих целях (ст. 39 Закона).
На практике права исполнителей реализуются плохо. Правда, в последнее время в связи с оживлением деятельности организаций в сфере коллективного управления правами исполнителей появилась надежда добиться постепенной реализации хотя бы части заложенных в законодательстве возможностей.
Права производителей фонограмм
Для производителей фонограмм Закон не предусматривает специальных личных неимущественных прав. В остальном как исключительные права производителей фонограмм, предусмотренные ст. 38 Закона, так и их права на дополнительное вознаграждение (ст. 26 и 39 Закона) чрезвычайно близки к правам исполнителей с некоторыми отличиями в составе перечней исключительных прав.
Кроме того, часть прав исполнителей переходит к производителям фонограмм в силу установленной Законом презумпции.
Во всех остальных случаях производители фонограмм не имеют возможности запрещать использование их фонограмм. Кроме того, в отношении правомерно введенных в гражданский оборот экземпляров фонограмм действует точно такой же принцип исчерпания прав, как и в отношении произведений.
Права производителя фонограммы могут передаваться им по договорам любым другим лицам.
Особые случаи выплаты вознаграждения производителям фонограмм и исполнителям предусмотрены ст. 39 Закона.
Таким образом, в отношении публичного исполнения фонограмм, передачи их в эфир и передачи по кабелю вместо исключительных прав производителям фонограмм и исполнителям предоставляется только право на получение вознаграждения. Такое вознаграждение должно собираться на коллективной основе специализированными организациями, которые вправе представлять интересы всех исполнителей и производителей фонограмм.
Подобный подход иногда именуется режимом принудительных лицензий, поскольку в соответствии с ним ни исполнители, ни производители фонограмм не вправе запрещать указанные в ст. 39 Закона виды использования опубликованных в коммерческих целях фонограмм и записанных на них исполнений, а могут только претендовать на получение вознаграждения, собранного для них организациями по коллективному управлению правами.
Подобный подход заложен Римской конвенцией и является, по-видимому, отражением борьбы радиовещательных организаций за возможность осуществлять свою деятельность по массовому использованию музыкальных звукозаписей без согласования условий такого использования с каждым из производителей фонограмм и исполнителей в отдельности.
Разумеется, в отношении произведений, исполнения которых записаны на фонограммах, никакой режим принудительных лицензий не действует. Исключительные права авторов в рассматриваемых случаях, как правило, осуществляются на коллективной основе. В настоящее время сборы вознаграждения в данной области только начинаются.
В 2004 г. в ст. 39 Закона было внесено дополнение, согласно которому с 1 сентября 2006 г. ее положения не применяются в отношении случаев использования фонограмм в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях, поскольку при таком виде использования с указанной даты действует исключительное право производителей фонограмм и исполнителей разрешать или запрещать доведение фонограмм до всеобщего сведения.
Права вещательных организаций
Права вещательных организаций фактически сведены к исключительным правам, предусмотренным ст. 40 и 41 Закона. Ни личные неимущественные права (моральные права), ни права на дополнительное вознаграждение Законом в настоящее время для вещательных организаций не предусмотрены, хотя периодически поднимаются вопросы о расширении прав этой категории правообладателей.
Права организации эфирного вещания и права организации кабельного вещания почти полностью совпадают.
Как видно из приведенного перечня, права вещательных организаций весьма ограничены, их формулировки явно несовершенны. В основном они повторяют соответствующие положения Римской конвенции, которые во многом уже устарели.
Так, упоминание о сообщении передач в местах с платным входом в настоящее время выглядит анахронизмом. Очень трудно представить, чтобы где-нибудь в России взималась специальная плата за возможность посетить помещение, чтобы посмотреть в нем телевизор или послушать радио.
Права вещательных организаций законодательно обеспечены явно недостаточно, даже самые очевидные случаи оказались ими не охвачены. Например, организация эфирного вещания, как это следует из Закона, не может запретить последующую передачу в эфир ранее переданных ей передач, а организация кабельного вещания не может запретить последующее (неодновременное) сообщение ее передач для всеобщего сведения по кабелю.
Косвенно данные действия, как предполагается, могут контролироваться с помощью права разрешать или запрещать запись передач, однако в случае если запись передачи была сделана правомерно, отмеченные выше действия оказываются за пределами контроля со стороны вещательных организаций.
Само понятие «передача» как объект прав вещательной организации до настоящего времени не имеет общепризнанного толкования.
Существуют разные точки зрения в отношении того, что следует включать в это понятие, однако недостаточная ясность соответствующих норм закона не может быть поставлена в вину его создателям, поскольку вытекает из противоречий, заложенных еще в положениях Римской конвенции и до сих пор не устраненных на международном уровне. Суть их состоит в отсутствии устраивающего все заинтересованные стороны определения того, на что же именно распространяется охрана, предоставляемая вещательным организациям:
Только ли на процесс передачи сигнала, т. е. само вещание (такой подход ограничивает права вещателей, в частности, на последующее использование записей своих спортивных, новостных и иных передач, которые не всегда могут претендовать на получение охраны в качестве аудиовизуальных произведений);
Скорее всего правильной позицией был бы поиск оптимального решения, но к настоящему времени оно отсутствует даже на теоретическом уровне.
Использование объектов смежных прав
Общий принцип, действующий в отношении использования объектов смежных прав, во многом аналогичен тому, который действует в отношении использования произведений: для законного использования исполнений, фонограмм или передач вещательных организаций необходимо согласие всех обладателей соответствующих исключительных прав на такие объекты.
Законом устанавливаются дополнительные, весьма существенные исключения из смежных прав. Кроме того, по своему объему смежные права гораздо уже авторских. Следует также учитывать, что формально разрешение на использование исполнения необходимо получать от каждого исполнителя, независимо от их числа. Так, для правомерного использования записи концерта симфонического оркестра необходимо получение разрешений от каждого из музыкантов и от дирижера.
В Законе предусмотрена возможность заключения договора с руководителем коллектива исполнителей, однако его полномочия действовать от имени других членов коллектива должны быть оформлены в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (доверенность от каждого исполнителя и т. д.).
Во избежание путаницы следует напомнить, что при съемках фильма достаточно получить права только от артистов, исполняющих определенные роли. У лиц, снимающихся в массовых сценах (статистов), права исполнителей не возникают, так как исполнителем признается только тот, кто исполняет какое-либо произведение литературы и искусства. Правда, согласие статистов на участие в съемках также лучше оформлять в письменной форме.
Ограничения смежных прав
В отношении объектов смежных прав допускаются точно такие же ограничения, как и в отношении объектов авторских прав, а также специально предусмотренные законом дополнительные ограничения (ст. 42 Закона). Особенно важными среди дополнительных ограничений смежных прав являются положения ст. 39 Закона, которые устанавливают особые случаи, в которых использование фонограмм и записанных на них исполнений допускается без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения (см.: Права производителей фонограмм).
Договоры о передаче смежных прав
В Законе отсутствует подробное регулирование вопросов заключения договоров о передаче смежных прав. Хотя в Законе и не упоминается о распространении на договоры о передаче смежных прав положений, установленных для авторских договоров, на практике такие положения часто применяются в отношении договоров о передаче смежных прав по аналогии. Судебная практика по наиболее интересным вопросам в этой области не сложилась. Можно только рекомендовать по возможности наиболее точно оговаривать все условия, которые стороны договоров считают для себя важными, а также учитывать особые установленные Законом презумпции об автоматическом переходе прав, но не полагаться на них полностью. Так, многие (но не все) права исполнителя переходят, в силу Закона, к кинопроизводителю. Некоторые права исполнителя переходят, в силу Закона, к производителю фонограммы при заключении с ним договора о записи фонограммы.
Сроки действия смежных прав
В отношении сроков действия смежных прав на исполнения, фонограммы и передачи вещательных организаций, охрана которых предоставляется на основании положений Закона, действует простой порядок исчисления.
К наследникам и иным правопреемникам имущественные права переходят только в пределах неистекшей части сроков их действия.
В отношении объектов смежных прав, охраняемых на основании международных договоров Российской Федерации, приходится учитывать ряд дополнительных обстоятельств:
1) в настоящее время международные договоры Российской Федерации в области смежных прав (Римская конвенция, Женевская конвенция и др.) не предусматривают предоставления ретроактивной охраны, т. е. не позволяют требовать охраны в отношении тех объектов смежных прав, которые были созданы (записаны, опубликованы) до даты присоединения нашей страны к соответствующим международным договорам;
2) если истекает срок охраны в стране происхождения соответствующих объектов смежных прав, то они перестают охраняться и в Российской Федерации;
3) если истекает срок охраны объектов смежных прав в Российской Федерации, то они перестают охраняться на территории страны даже в том случае, если их охрана в иных странах еще не прекратилась.
Четыре танцующие нимфы. Рисунок Андреа Мантеньи. 1497