Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст.150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК).

Как сказано в п.2 ст.129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.,19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

В первую очередь из оборота изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. в ред. Указов Президента РФ от 06.10.1997 N 1066 с изм., внесенными Указами Президента РФ от 14.03.1996 N 381). В перечень, в частности, входят:


недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Бесплатная юридическая консультация:


объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

Бесплатная юридическая консультация:


крематории и кладбища;

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.

Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК.

Бесплатная юридическая консультация:


Из оборота изъяты (п.4 ст.27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК);

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

объектами организаций федеральной службы безопасности;

Бесплатная юридическая консультация:


объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;

воинскими и гражданскими захоронениями;

Бесплатная юридическая консультация:


инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Имущество изъятое из оборота

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРАВА И СДЕЛКИ

Е.А. КИНДЕЕВА, М.Г. ПИСКУНОВА

Бесплатная юридическая консультация:


Глава 1. Недвижимость - особый объект гражданских прав

1.2. Оборотоспособность объектов недвижимого имущества

2.2. Государственная регистрация сделок с недвижимостью

Глава 3. Процедура государственной регистрации

3.4. Приостановление и прекращение государственной регистрации

Бесплатная юридическая консультация:


Глава 4. Общая собственность и порядок государственной регистрации

4.5. Прекращение общей собственности

Глава 5. Особенности отдельных видов сделок с недвижимостью

5.5. Приватизация жилых помещений

5.8. Оформление прав на земельный участок при совершении сделки со зданием

Бесплатная юридическая консультация:


Глава 6. Права на земельные участки и сделки с ними

6.2. Приобретение прав на земельные участки

6.3. Государственная регистрация правоотношений по поводу земельных участков

Глава 10. Платежи, налоги и льготы при приобретении недвижимости

Киндеева Елена Агзамовна - заместитель руководителя Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, заведующая кафедрой государственной регистрации Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации (п. 5.5 совместно, п. п. 5.7, 5.8, гл. 7, 11).

Бесплатная юридическая консультация:


Пискунова Марианна Гирфановна - заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор кафедры "Менеджмент и финансы" Института развития дополнительного профессионального образования (введение, гл. 1 - 4, 6, 12, п. п. 5.1 - 5.6, п. 5.5 совместно).

Сам себе юрист

Объекты недвижимости изъятые из оборота

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. К таким объектам относятся:

1) недра, лесной фонд, водные ресурсы;

2) охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;

Бесплатная юридическая консультация:


3) штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);

4) специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;

5) недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

6) водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;

7) портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;

Бесплатная юридическая консультация:


8) объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

9) атомные станции;

10) стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;

11) объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;

12) радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Бесплатная юридическая консультация:


13) защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

14) федеральные автомобильные дороги общего пользования;

15) объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;

16) крематории и кладбища;

17) скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Популярные материалы

Ответы на повседневные вопросы, бесплатные консультации.

Бесплатная юридическая консультация:

Имущество изъятое из оборота

Где-то детям, оставшимся без родителей, выделяли непригодные квартиры, а где-то и вовсе отказы.

Бывшая воспитанница детского дома Екатерина Манжуло обратилась в прокуратуру района имени Лазо Хабар.

Коммунальщики пошли по домам с проверками ПРАВО ИМЕЕМ Прописная истина: мой дом – моя крепость. П.

Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот

Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты

Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру

Главное меню

Ограничение и изъятие недвижимости из оборота

Как известно, под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно различается.

Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории (ст. 129 ГК):

Бесплатная юридическая консультация:


  1. не ограниченные в обороте объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;
  2. ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;
  3. изъятые из гражданского оборота объекты.

По общему правилу объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченными в обороте (п. 1, 2 ст. 129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Иначе говоря, изъятие или ограничение оборота есть исключения из общего правила свободы оборота. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (в ред. от 20.03.2008)*(8). В перечень, в частности, входят:

  1. недра, лесной фонд, водные ресурсы;
  2. охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
  3. штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);
  4. специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;
  5. объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  6. водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
  7. портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;
  8. объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов (кроме организаций атомного энергопромышленного комплекса), скотомогильники;
  9. стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;
  10. объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
  11. радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;
  12. защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов предприятий, подведомственных государственной корпорации «Росатом»);
  13. федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  14. объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;
  15. крематории и кладбища;
  16. скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;
  17. метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством РФ.

Пунктом 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества также запрещена приватизация в составе имущественного комплекса унитарного предприятия следующих используемых по назначению социально-культурных и коммунально-бытовых объектов:

  1. объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  2. объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  3. детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  4. жилищного фонда*(9) и объектов его инфраструктуры;

Объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Бесплатная юридическая консультация:


Изменение назначения данных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Эти положения не применяются при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса РФ (п. 15 ст. 43 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).

При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК).

Правовая регламентация гражданского оборота земель не исчерпывается ГК, нормы которого в части, касающейся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством (ст. 13 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»). Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК. Для земельных участков, в том числе лесных участков, участков недр действует принцип: данные объекты включаются в оборот законом.

Последние новости

Популярные статьи

Недвижимость - права и сделки

Новости

Принципы жилищного права

Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать своё право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путём вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализуется, прежде всего, в результате широкого размаха жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять в наём либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

Бесплатная юридическая консультация:


наследование 24

бесплатные консультации по наследованию

Primary Menu

Post navigation

Как получить в наследство вещь, ограниченную в обороте?

Как часто наследники ждут, что благодаря завещанию они чудесным образом станут обладателями шикарной ювелирной коллекции, редкого оружия или ценной вещи, которая ограничена в обороте. Владеть по праву такими вещами можно только законным способом, после тщательных проверок и регистраций.

Какие вещи называют ограниченными в обороте

Оборот вещей – это постоянный переход предметов материального мира от одного человека к другому. Государством такой оборот контролируется законодательно. Существуют вещи и предметы, которые можно передавать друг другу, продавать, дарить или завещать без всяких условий.

Но есть вещи, которые по статье 129 ГК РФ, контролируются.

Какая бывает оборотоспособность? Фото:ppt-online.org

Существует отдельный перечень предметов – вещей, оборот которых ограничен как в продаже, дарении, так и в наследовании. Статья 1180 ГК и статья 129 того же кодекса точнее определяют те вещи, которые имеют оборотные ограничения.

Бесплатная юридическая консультация:


К таким вещам относятся:

  1. Оружие. Любое действующее, боевое, спортивное оружие требует специальных разрешений на ношение, сейфа для хранения, документов, подтверждающих психическую адекватность владельца и право на оружие. Если оружие имеет историческую ценность, то приравнивается к коллекционным и тоже требует массу документов и охранной системы.
  2. Наркотические, психотропные вещества и прекурсоры.
  3. Ядовитые и сильнодействующие вещества.
  4. Почетные звания, звания Героя РФ или СССР, медали, ордена, знаки отличия всего исторического военного прошлого и настоящего России.
  5. Уникальные драгоценные и ювелирные изделия.
  6. Камни драгоценные, в том числе и крупный янтарь не зависимо от того находятся они в залежах или в чьей-то собственности, государство выкупает и изымает 8 из 10 частей. Две части, под контролем государства находится в свободном обороте. Какой частью располагают коллекционеры, на самом деле никто не знает.
  7. Драгоценные металлы, кроме золота и серебра, еще и платина – палладий, родий, иридий, осмий рутений.

Кто может иметь оборотоограниченные вещи

Вещи делятся на:

  • находящиеся в свободном обороте;
  • изъятые из гражданского оборота;
  • ограниченные в обороте.

Как можно унаследовать выморочное имущество, подробнее читайте тут.

Изъятие из оборота вещей (объектов) означает, что они до такой степени опасны, что подлежат уничтожению. То есть, даже государство не может или не желает стать собственником таких вещей.

  1. Все недра, находящиеся на территории РФ принадлежат государству.
  2. Земля, на территории РФ не может быть в собственности иностранных граждан.
  3. Производить, использовать перевозить и реализовать наркотические и психотропные вещества, яды могут только юридические лица с соответствующей лицензией.
  4. Аптечные сети с соответствующей лицензией имеют право реализовать разрешенные к продаже наркотические и психотропные вещества.
  5. Оружие иметь во владении можно только лицам с соответствующим разрешением.
  6. Наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, так же требуют разрешения на владение и использование. После кончины человека, все такие препараты, которые были назначены ему врачом должны быть сданы под расписку в соответствующее заведение (обычно – в больницу, поликлинику, где их выписывали и выдавали под расписку).

Как передать по наследству такие вещи

Как только нотариус ознакомится с завещанием, он должен выделить категории вещей, указанные к передаче в наследство. Если в документе есть упоминании вещах, ограниченных в обороте, то он обязан информировать об этом соответствующие государственные органы.

Бесплатная юридическая консультация:


Вещи, как объекты гражданских прав, смотрите в этом видео:

Человек может, в силу своей профессиональной деятельности, после своей кончины оставить вещи вне завещания. В таком случае, они должны быть возвращены в организации и органы, где и числятся.

Наследование оружия

У нотариуса необходимо оформить свидетельство о праве наследования оружия. Обратиться с пакетом документов в органы МВД. В этом вопросе лучше проконсультироваться со специалистом, но обязательным являются:

  • химико-токсикологическая справка и справка из мед. учреждения, подтверждающие дееспособность и адекватность. Местные органы МВД отправляют сами в специализированные клиники, поэтому такие справки лучше делать после консультации в органах;
  • справка о наличии места хранения (точные требования по хранению предоставят в органах;
  • заявление по форме со всеми паспортными данными и адресом проживания;
  • свидетельство на право наследования оружия.

По законам РФ любой гражданин, который хочет владеть оружием должен проходить медицинское освидетельствование и иметь специальное разрешение. Пользоваться оружием по наследству можно так же в случае, если у наследника есть такое разрешение.

После смерти владельца оружия если оружие табельное, то оно должно быть возвращено в органы, выдавшие его. В 2017 году действуют следующие правила:

  1. Наследник обязан сдать в органы МВД, оставшееся в наследство боевое или короткоствольное оружие.
  2. Холодное наградное оружие переходит по наследству беспрепятственно.
  3. Охотничье оружие переходит наследникам, но пользоваться им есть возможность только у тех граждан, которые имеют разрешение на право собственности. То есть, наследник, едва вступивший в наследство, должен или отдать оружие в органы, или оформить право собственности на оружие и разрешение на право использования.
  4. Оружие, по закону, должно быть зарегистрировано за определенным гражданином.
  5. Право собственности на оружие предполагает наличие безопасного и недоступного да других людей места хранения (часто сейфа), ключи от которого должны находиться в недосягаемом для посторонних месте.
  6. По закону, патроны должны находиться в отдельном от самого оружия месте.
  7. Если органы МВД примут решение не выдавать разрешение наследнику, то оружие изымается, а наследнику выплачивается часть объективной стоимости оружия.
  8. Нарушение закона об оружии влечет уголовную или административную ответственность.
  9. Наградное оружие, оставшееся от дедов, прадедов и отцов (дальних предков), имеет огромное воспитательное значение и будет оставаться в семьях. Единственным условием является холощение такого оружия за счет владельца.

Что нужно для получения наследства, читайте тут.

Наследование наград

Существует «Положение о государственных наградах» и статья 1185 ГК РФ.

Согласно этим статьям, наследование наград на которые распространяется законодательство о государственных наградах, невозможно. Такие награды переходят в Управление Президента РФ по этим вопросам.

Как происходит наследование наград? Фото:myshared.ru

Те награды, которые можно получить в наследство и сохранить в семье, нельзя вывозить из страны, если они изготовлены из драгоценных металлов и камней. Наследники имеют право по закону передать знаки отличия в музей, если он имеет лицензию и оснащен всем необходимым для хранения.

Наследники не имеют право продавать награды, носить их. Разрешается хранение в памятных целях. Награды из драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями так же регламентируются Положением о наградах.

Получение драгоценностей

ФЗ о драгоценных металлах и драгоценных камнях регулирует порядок гражданского обращения с этими ценностями. Государством строго контролируются и регулируются все связанные с оборотом этой категории вещей действия.

Существуют изделия из драгоценных металлов и инкрустаций драгоценными камнями– как предмет роскоши и предмет обихода. Нотариус должен составить полный список предметов из золота, серебра, платины, янтаря, драгоценных камней, разделив их по группам применения (предмет роскоши или обихода).

Как правильно оформить завещание, подробная инструкция находится здесь.

Вносит в регистрационную книгу учета ценностей. Весь список по описи в 5 экземплярах заверяется и распределяется:

  • Отправляется в банк, к котором будут храниться ювелирные изделия, драгоценности (3 экземпляра);
  • Подшивается к наследственному делу (1 экз.);
  • Отдается наследникам (1 экз.) с документом из банка о приеме и хранении ценностей, на фирменном бланке и свидетельством о праве на наследство.

Как происходит наследование оружия, смотрите в этом видео:

В первую очередь, такой регламент требуется для безопасности всех наследников до вступления ими в законные правы наследования. Изъять семейные ценности, оставленные в наследство, по закону можно только в случаях, когда вещь находится в розыске или несет опасность жизни и здоровью граждан (радиоактивна, к примеру).

Здесь, право на наследство, право на хранение и разрешение на использование должны оформлять практически одновременно. Это связано с тем, что основным требованием к вещам, ограниченным в обороте является безопасность. Государственная политика определяет безопасность как основной постулат существования государственного права.

Объекты, изъятые из оборота: подход Верховного Суда РФ. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 13.02.2015 по делу N 308-ЭС(Ерохова М.А.)

Дата размещения статьи: 02.04.2016

В гражданском обороте есть имущество, которое с точки зрения общественного интереса требует особого правового режима: или обязанности частного собственника по сохранению его целевого назначения и поддержанию в хорошем состоянии, или, при недоверии общества к частному собственнику и слаборазвитом механизме санкций за нарушение правил обращения с имуществом, запрета нахождения в частной собственности определенного имущества.

Несмотря на многочисленные исторические уроки, свидетельствующие, что частный собственник - это более эффективный управленец, сознание многих людей в России тяготеет к вере в иное, а именно в государство как более надежного собственника. Видимо, по этой причине отчуждение требующего особого правового режима имущества частному собственнику с условиями, обременяющими каждого последующего его правообладателя, за нарушение которых установлены санкции, не развито в российском правопорядке. В то же время до разработки перечня имущества, которое не может быть в частной собственности, законодатель пока не добрался <1>. Поэтому периодически в судебной практике появляются споры, порождающие вопросы, прямые и недвусмысленные ответы на которые в законодательстве отсутствуют, а именно: 1) какое именно имущество требует особого правового режима в России; 2) в чем суть этого особого правового режима - исключительная государственная собственность или частная собственность с условиями, обременяющими каждого правообладателя, за нарушение которых следуют санкции в виде прекращения права.

<1> Знаменитое Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N»О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изм. и доп.) (далее - Постановление Верховного Совета РСФСР N) таким перечнем не является, поскольку делит имущество между публично-правовыми образованиями, не определяя это имущество как изъятое из оборота.

Территориальное управление ФАУГИ по Республике Адыгея в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр» (далее - предприятие «ЮПОРЦ») обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об обязании конкурсного управляющего должника исключить из состава конкурсной массы имущественный комплекс предприятия «ЮПОРЦ», включающий в себя имущество согласно перечню, и передать его по передаточному акту собственнику - Территориальному управлению Росимущества.

Истец полагал, что находящееся в федеральной собственности имущество предприятия «ЮПОРЦ» как хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб относится к объектам, приватизация которых запрещена, ввиду чего подлежит исключению из конкурсной массы должника. Иными словами, раз не подлежит приватизации, то на него не может быть обращено взыскание по долгам находящегося в банкротстве унитарного предприятия.

Суды первой и кассационной инстанций отказали в исключении имущества из конкурсной массы по ряду причин. Во-первых, сама по себе принадлежность предприятия «ЮПОРЦ» к объектам, отнесенным в Постановлении Верховного Совета РСФСР N»О разграничении государственной собственности на федеральную, субъектов Федерации и муниципальную» исключительно к федеральной собственности, и запрет на приватизацию этого имущества не означают изъятие соответствующих объектов из гражданского оборота в смысле ст. 129 ГК РФ и ст. 131 Закона о банкротстве. Во-вторых, в ходе проведения экспертизы в суде первой инстанции было установлено, что «спорное имущество предприятия «ЮПОРЦ» не составляет единого пригодного к эксплуатации имущественного комплекса».

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ с предложенным толкованием Постановления Верховного Совета РСФСР Nсогласилась, однако поддержала постановление апелляционной инстанции, исключившей имущество из конкурсной массы. В качестве мотивов приведены несколько обстоятельств как нормативного, так и фактического характера, которые интересно проанализировать.

1. По мнению Коллегии судей, «предприятие «ЮПОРЦ» является неотъемлемой составной частью единой системы воспроизводства ценных осетровых видов рыб и может быть восстановлено как имущественный комплекс» (возможность восстановления в результате текущего ремонта была также отмечена в заключении эксперта, и это послужило основным мотивом апелляционной инстанции, поэтому упрекнуть судей ВС РФ в переоценке фактов нельзя).

Территориальное управление Росимущества высказывалось за сохранение целевого назначения имущественного комплекса и настаивало на возможности его последующего использования в составе единой системы компенсационного зарыбления водоемов Азово-Черноморского бассейна, тогда как конкурсный управляющий должника и конкурсный кредитор, возражая против требования Территориального управления Росимущества, настаивали на непригодности этого комплекса для дальнейшего использования по назначению.

Это аргумент фактического характера, свидетельствующий о том, что Коллегия судей поддерживает идею сохранения целевого использования объекта и в процессе принятия решения склоняется к той стороне, которая обещает (не факт, что исполнит обещание) отремонтировать имущество и сохранить его целевое назначение.

Интересно было бы, если бы конкурсный управляющий доказывал, что торги по продаже имущества будут проводиться с условием ремонта и целевого сохранения объекта. Хотя, конечно, и эта позиция была бы слаба, поскольку в российском законодательстве нет механизма сохранения целевого использования объекта, купленного с публичных банкротных торгов, при смене собственника. Для этого нужно вещное обременение, регистрируемое в ЕГРП.

2. Далее Коллегия судей обратила внимание на нерадивость федерального собственника, который должен был реорганизовать унитарное предприятие в бюджетное учреждение, что «обеспечило бы защиту публичного интереса в использовании спорного имущества в составе единой системы по искусственному воспроизводству ценных и анадромных видов рыб <. > а «неосуществление собственником своевременной реорганизации предприятия не может и не должно <. > приводить к отказу в защите этого публичного интереса».

Этот аргумент, на наш взгляд, противоречит общей идее сохранения имущества в публичной собственности: если установлено, что публичный собственник нерадив (не провел спасительную реорганизацию), так управлял предприятием, что оно оказалось в банкротстве, а его имущество не используется по назначению и нуждается в ремонте, то зачем оставлять его в публичной собственности?

На этом этапе аргументации Коллегии судей может возникнуть вопрос: раз уж судьи ВС РФ занялись правотворчеством (исключают из конкурсной массы имущество в отсутствие прямой нормы в законе), то не следовало ли бы в качестве альтернативы продумать оставление имущества в конкурсной массе и его продажу с условием ремонта и сохранения целевого назначения?

3. В качестве нормативного основания для вывода об исключении из конкурсной массы имущества Коллегия судей сослалась на п. 8 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120, согласно которому «продовольственная безопасность Российской Федерации <. > обеспечивается 80-процентной долей отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка». Следовательно, по мнению Коллегии судей, «восстановление производственной деятельности предприятия «ЮПОРЦ» следует рассматривать как одну из мер по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации».

Далее Судебная коллегия делает еще более радикальный вывод: «. положение пункта 2.1.22 Государственной программы приватизации с учетом приведенных законоположений об охране природы и продовольственной безопасности страны может быть истолковано как нормативный правовой акт Президента Российской Федерации, принятый до введения в действие статьи 129 ГК РФ [отказывающейся от понятия имущества, изъятого из оборота] и изымающий названное имущество из свободного гражданского оборота».

Иными словами, несмотря на отказ законодателя от понятия «имущество, изъятое из оборота», Коллегия судей делает вывод, что если какое-то имущество было изъято из гражданского оборота, то после июля 2013 г. (вступления в силу новой редакции ст. 129 ГК РФ) оно в него не возвращается. Вывод спорный и прикрывающий желание судей оставить имущество в государственной собственности. Напоминаю, что в прежней редакции п. 2 ст. 129 ГК РФ говорилось о возможности исключения имущества из гражданского оборота прямым указанием на то в законе (а не в указе Президента).

Тем не менее, несмотря на упречность правовой позиции, видно, что практика нашла вид имущества, которое в интересах общества, скорее всего, должно иметь особый правовой режим: необходимо сохранять его целевое назначение. Судебная коллегия восполнила некий пробел в законодательстве путем правотворчества, притом contra legem (против закона), что теоретически входит в полномочия высшей судебной инстанции.

А далее стала видна огромная проблема наполнения этого особого правового режима содержанием. Судьи ВС РФ пошли по пути сохранения исключительной государственной собственности на имущество. Однако мы прекрасно понимаем, что сохранение государственной собственности не гарантирует восстановление и использование имущества по назначению. Как раз наоборот - государству проще продать это имущество частным лицам с условием ремонта и сохранения целевого назначения, а далее отслеживать выполнение этих условий.

Кроме того, интерес в этом деле представляют права конкурсных кредиторов, так как вероятно, что основной актив банкрота - унитарного предприятия будет исключен из конкурсной массы.

Коллегия судей со ссылкой на позицию КС РФ отмечает, что «изъятие имущества из конкурсной массы в обеспечение социально значимых, и следовательно, публично-правовых, интересов не может толковаться как исключающее какую-либо возможность компенсации уменьшения конкурсной массы должника в результате такого изъятия <. > Поэтому заинтересованные лица не лишены возможности предъявить собственнику имущества требование о справедливой компенсации уменьшения конкурсной массы должника».

Таким образом, конкурсным кредиторам остается иск к казне Российской Федерации, однако что это за иск? Из причинения вреда? Нет, имущество исключено правомерными действиями на основании решения суда. Может, это иск из неосновательного обогащения? Вероятно, но тоже странно: Российская Федерация получила имущество на основании судебного акта, а юристы рассуждают о неосновательном обогащении (основание обогащения есть). Выходит, это некая компенсация на основании позиции КС РФ, высказанной в Определении. Надо надеяться, что суд первой инстанции такой иск удовлетворит, не вдаваясь в его правовую квалификацию с точки зрения ГК РФ. Иначе будет получен результат, недопустимый с точки зрения гарантии прав кредиторов в банкротстве: государство изымает имущество банкрота и при этом не отвечает по его долгам.

Для будущей судебной практики это дело важно из-за отсутствия четких законодательных ответов на вопросы о правовой судьбе специфического имущества, призванного служить общему благу всех в государстве. Видимо, за неимением иного суды будут опираться на логику, продемонстрированную Коллегией судей, хотя формально-юридически это высказывание необязательно для других судов и не является основанием для пересмотра аналогичных дел по новым обстоятельствам (как это было с некоторыми постановлениями Президиума ВАС РФ).

Логика Коллегии судей понятна и в чем-то даже похвальна (желание сохранить целевое назначение имущества, служащего общему благу), однако для других дел, в которых тоже будет стоять вопрос о возможности обращения взыскания на имущество унитарного предприятия, непонятны критерии отнесения имущества к служащему публичным интересам (общему благу).

По прочтении комментируемого определения д-р юрид. наук С.В. Сарбаш задал вопрос: можно ли изъять из конкурсной массы колбасный завод, опираясь на Доктрину продовольственной безопасности, утвержденную Указом Президента? Можно развить вопрос далее: а конный завод можно исключить из конкурсной массы, поскольку общественный (социальный) интерес заключается в разведении ценных пород лошадей? В качестве критерия изъятия Коллегия судей использовала термин «социальный и публичный интерес», однако его содержание не раскрыто. Все отдано на судейское усмотрение, но юридическому сообществу для предсказуемости судебных актов важны критерии этого судейского усмотрения.

Вещи, изъятые из оборота, относятся к категории товаров, которые запрещены Федеральным законодательством для свободной продажи потребителям из-за наличия оснований. Такую особенность подчеркивает ГК РФ в статье 129. «Вещь» в гражданском праве понятие растяжимое, как и применительные способы. Римляне классического периода широко использовали термин, употребляя его для разных предназначений - в материальных, имущественных, правовых отношениях. Юристы современного права больше применяют в различных его отраслях слово «объект», «предмет», «элемент», по особым признакам становится ясно, что это вещи, изъятые из оборота, или их можно свободно продавать и покупать, предварительно разобравшись с ограничительными параметрами.

Что обозначает древний термин?

Без вещей невозможно представить нашу жизнь. Они всюду окружают человека: в домашнем обиходе, на работе, в дороге. Если рассматривать с юридической стороны, предстоит обратиться к:

  • материальному миру;
  • имущественным правам;
  • правовым отношениям.

Понять, что такое вещи, изъятые из оборота, поможет порядок их разделения на различные виды. Это могут быть различные предметы, принадлежащие к священным, святым, религиозным в виде:

  • храмов;
  • земель;
  • гробниц;
  • скульптур.

Отличительные черты имеют вещи по праву собственности:

  • публичной - куда включают здания театров, площади стадионов, разливы рек;
  • частной - объекты во владении отдельных лиц.

Частная собственность тоже имеет разные многофункциональные ветви и признаки.

Разделение по общим свойствам

Такое количество различных и особенных по-своему изделий, которые соорудил, придумал человек, требует классификации. Если обратиться к истории, она оставила в наследие деление материальных изобретений по категориям:

  • вещи, изъятые из оборота, на них установлено ограничение и разрешенные для свободной продажи;
  • манципируемым и неманципируемым - изречение перешло из итальянского лексикона, обозначает изделия ценные в хозяйственном применении, их отчуждают по специальным правилам;
  • простым и сложным;
  • потребляемым, неупотребляемым;
  • делимым, неделимым;
  • главным, побочным;
  • с родовыми признаками, индивидуальными;
  • движимыми, недвижимыми;
  • телесными, бестелесными.

Вещи могут быть главными и побочными. Главным элементом считается тот, к которому прикреплены другие. К примеру, бриллиант инструктирован в простую и не ценную оправу. Придаточным предметом признается самостоятельное изделие, но зависимое от главного. Объекты существуют отдельно друг от друга, а также могут быть получены как производные в виде молока, фруктов, шерсти. Они включаются в оборот и подчиняются законам в общем порядке.

Вместе с техническим прогрессом в обиходе человека появилось столько различных устройств, что для них установили правовое регулирование при товарообороте. Многие из них опасны для общества в целом или угрожают отдельным лицам. Некоторые вещи, изъятые из гражданского оборота, требуют такого отношения, чтобы не пострадали люди.

Право на обращение

Оборотоспособность объекта - его основной признак. С наличием подобного критерия с изделием можно свободно обращаться:

  • продавать;
  • покупать;
  • дарить;
  • наследовать.

Если на предмет наложено ограничение для товарооборота, значит, он имеет своего собственника и только ему позволено распоряжаться по усмотрению, или требуется специальное разрешение. Вещи, изъятые из оборота, в гражданском праве значат, что с ними не возможны никакие операции физическим лицам. К ним принадлежат транспортные средства из категории воздушных и морских судов. Не стоит забывать о деньгах, ценных бумагах, движимом имуществе особого предназначения.

Понятия оборотоспособности

Товарооборот дает право распоряжаться предметом:

  • свободно;
  • ограниченно;
  • с запретом на оборот.

Под оборотоспособностью следует понимать проведение сделки с переходом права владения имуществом. Общие правила позволяют свободно обращаться с изделиями, если законодательство не предусматривает иного действия. Объекты отчуждаются, переходят к лицам по универсальному правопреемству. Оружие может быть продано только с наличием лицензии значит, такой товар имеет ограничения. К вещам, изъятым из оборота, относятся объекты из категории государственной собственности. С ними не разрешено проводить процедуру отчуждения другим субъектам. Нельзя торговать:

  • запрещенной законом литературой с экстремистскими направлениями;
  • порнографическими открытками, журналами;
  • поддельными документами.

Ограниченный оборот материалов законодатель установил с целью:

  • обеспечения гражданского правоотношения, когда допуск к покупке и продажам возможен специальным разрешением;
  • сохранения безопасности для общества;
  • соответствия общественному порядку;
  • защиты граждан и среды обитания.

Порядок ограничения предусматривает получение на вещь лицензии или сертификата, документы позволяют их реализовать.

Запретные мероприятия

Исключение составляют изъятые из оборота вещи, пример тому:

  • наркотики и лекарственные средства, изготовленные кустарным производством;
  • оружие в собственности военных и боевых подразделений;
  • секретные архивы;
  • дороги;
  • препараты с содержанием ядовитых веществ;
  • наградные знаки;
  • принадлежности, изготовленные из уникальных драгоценных камней в ювелирных изделиях;
  • особые виды драгоценных металлов.

Требование к разделению объектов на их способность к обороту возникло, чтобы установить режим на процедуру по специфическим признакам.

Характерные особенности

Можно долго описывать различные предметы, которые свободно переходят из рук в руки. Но здесь речь идет об особом товаре, где вещами, изъятыми из оборота, являются предметы, с которыми нельзя совершать сделки:

  • природные ресурсы;
  • полезные ископаемые;
  • водные объекты;
  • источник с целебными свойствами.

В Конституции РФ статьей 9 признается право граждан на владение частным порядком землями и природными ресурсами. Но в главном законе страны подчеркнуто, что совершать операции можно в рамках предусмотренных гражданским правовым регулированием, как законодательный акт признает конкретный объект по критериям оборотоспособности. Перечень изъятых из оборота вещей должен быть указан в федеральном законодательстве. В комментариях к статье 129 в п. 3 говорится, что общего списка подобных объектов нет. При этом рекомендуется обратить внимание на существование запретительных положений в ФЗ:

  • № 76 - о химическом оружии;
  • № 109 - об обращении с агрономическими химикатами и пестицидами;
  • № 150 - утвержден запрет на оборот огнестрельного оружия, а также в виде кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов.

Законодательные утверждения говорят о своем контроле над оборотоспособностью товаров в порядке ограничения, изъятия или свободного распространения.

Где находятся товарные перечни?

Вещи, изъятые из оборота, в РФ не рассматриваются как предметы сделок. К ним принадлежат:

  • особое вооружение;
  • энергия ядерных реакторов;
  • секретные технические разработки.

В законодательстве по отраслям публикуются предупреждающие списки, в них установлена строгая регламентация, указан уровень ответственности за нарушения положений.

Способы передачи товаров

Материальный мир находится в постоянном движении. Ценности, недвижимость переходят от одного субъекта к другому. Чтобы не было хаотичности, государство подчинило процессы законам, контролирует их соблюдение. Одни вещи граждане свободно передают, продают и дарят без законодательных условий, для других существуют запреты. С такими положениями столкнулись люди даже далекие от юриспруденции. О проведении незаконных манипуляций много сказано в СМИ. Некоторые элементы принадлежат к опасным вещам, с ними не только от оборота, даже от хранения отказывается государство, их уничтожают. Особые условия и требования:

  • государство владеет всеми недрами, которые расположены на территории РФ;
  • земли РФ не могут скупать иностранцы;
  • юридическим лицам с лицензией разрешена перевозка, производство и реализация наркотических, психотропных, ядовитых веществ;
  • аптеки могут продавать медикаменты в соответствии с правовыми нормами;
  • лицам, имеющим разрешение можно иметь оружие, а в экстренных ситуациях по долгу службы применять.

Если у больного находились наркотические препараты и вещества, выдаваемые по рецептам, после его смерти они должны быть сданы в медицинское заведение.

Наследование особых предметов

Смерть человека может быть ожидаемой, если он тяжело болен, и внезапной. Во сне остановилось сердце, а от чего - определит патологоанатом. Когда люди оставляют завещание, нотариус обязан разделить имущество по категориям. Допустим, завещатель передает оружейную коллекцию, а для ее хранения существует целый ряд ограничительных мер. Принять подобное имущество возможно через правоохранительные органы. Если человек умер, а у него в доме остался служебный пистолет - родственники обязаны сдать по месту службы, незаконно хранимое оружие.

Как оформить драгоценности?

В федеральном законодательстве строго распределено гражданское обращение с ценностями. Драгоценные металлы и камни, оборот с ними, контролируют специальные правомочные органы. Их используют граждане в обиходе, в виде ювелирных украшений. Когда передают такого рода предметы по завещанию, нотариально оформляют, разделяя:

  • золото;
  • серебро;
  • платину;
  • янтарь.

Ценности необходимо зарегистрировать, сделать опись, направить по экземпляру:

  • в финансовое заведение, которое хранит ювелирные изделия;
  • оставить у нотариуса, чтобы он подшил к делу о наследстве;
  • передать наследнику.

Преемник должен хранить опись вместе с документами, которые подтверждают прием и хранение украшений. Только следование законодательным актам избавит наследника от неблагоприятных последствий.

Под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов имущества существенно различается.

Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию недвижимость делится на три категории. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (Части I, II, III) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2008) / М.: СЗ РФ, 2008. С.51.

  • · не ограниченные в обороте объекты , которые могут свободно отчуждаться и переходить к от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследование, реорганизация юридического лица);
  • · ограниченно обороноспособные объекты , которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается лишь по специальному разрешению, такие объекты не могут отчуждаться;
  • · изъятые из гражданского оборота объекты (земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами В соответствии с п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Часть I) от 25.10.2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 28.02.2007) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.36).

Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указанны в законе. Ограниченно обороноспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметом гражданско - правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 г № 2284 (в ред. от 16.08.2004 г.). Собрание актов Президента и Правительств Российской Федерации.1994. № 1.Ст.2; СЗ РФ. 1996. № 12. Ст.1064; 1998. № 29. Ст. 3538; 2000. № 31. Ст.3952; № 32. Ст. 3343; 2002. № 14. Ст. 1255; 2003. № 32. СТ.3172; № 47. Ст. 4520; 2004. Ст,3540. В перечень, входит:

  • - недра, лесной фонд, водные ресурсы;
  • -охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
  • - штатное или табельное военное имущество;
  • - специальные полигоны для испытания вооружений и военной техник;
  • - недвижимые объекты исторического и культурного наследия по перечню, утвержденному правительством РФ;
  • - водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
  • - портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления и движения судов;
  • - объекты, предприятия и оборудования для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
  • - автономные станции;
  • - стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы - интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы - интернаты для детей с недостатками умственного и умственного и технического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей престарелых;
  • - объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
  • - радиотелевизионные передающиеся центры, радиоцентры;
  • - защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
  • - федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  • - объекты непроизводственной сферы находящиеся в ведении и федеральных органов представительной власти;
  • - крематории и кладбища;

скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы России, объектов научной и опытно - производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительствам РФ,

Статьей 30 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 годаФЗ РФ от 21.12.2001 г. № 178 - ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ.2007 № 7. Ст. 834. также запрещена приватизация следующих используемых объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения:

  • - объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  • - объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  • - детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  • - жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • - объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса собственник земельного участка свободно владеет, пользуется и распоряжается, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограниченны в обороте.

Таким образом, обороноспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством. Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.


Оборотоспособность объектов гражданских прав 1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. 2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. 3.

Объекты, изъятые из оборота

Внимание

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.


(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Post navigation

Понятие «оборот земельных участков» позволяет более четко уяснить правовой режим собственности на землю граждан и юридических лиц, установить особый юридический режим приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как одного из оснований возникновения права собственности граждан и юридических лиц на землю. Понятие «оборот земельных участков» может быть использовано также при классификации объектов приватизации, которая может быть проведена в зависимости от возможности преобразования государственной и муниципальной собственности в частную. Каким-то видам вещей в данном отношении повезло больше, каким-то меньше, но сам вопрос о сущности и основаниях классификации вещей в гражданском праве в доктрине, напротив, оказался почему-то почти не исследованным.

Правоведение и политология

Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование гражданам и юридическим лицам. 129 ГК РФ содержится важное положение, конкретизирующее общие представления о том, что объекты гражданских прав могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) на основании договоров купли-продажи, аренды, дарения, обмена, завещания, залога, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Повышение уникальности

  • Вещи в гражданском праве изъятые из оборота
  • Объект правоотношения
  • Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность
  • Вещи, не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота
  • ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ это
  • Словарь юридических терминов: Вещи
    • Внесены изменения в положения Гражданского кодекса, касающиеся объектов гражданских прав
  • Понятие объектов гражданских прав
    • Вещи как объекты гражданских прав, Понятие, классификации вещей и их правовое значение
  • Комментарий к статье 129 гражданского кодекса
  • Управление Ростехнадзора по Калужской области

Вещи в гражданском праве изъятые из оборота К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, морские суда, космические объекты.

Инфо

Как сказано в п.2 ст.129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.,19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г.

Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

Перейти к загрузке файла Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это — права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст.150 ГК).
Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК).

Статья 129. оборотоспособность объектов гражданских прав

Ведь вряд ли обоснованно считать серьезной теоретической разработкой изредка встречающиеся в литературе в большинстве своем разрозненные и лаконичные высказывания некоторых авторов по данному поводу. Начать, как представляется, лучше всего с исторического аспекта процесса формирования правового режима вещей в гражданском праве. ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ это Статья 129 ГК РФ делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления их О.


К первой относятся свободно обращающиеся объекты, ко второй - ограниченные в обращении и к третьей - полностью изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение О. и тем более полное изъятие из оборота - исключением. Ограничение О.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством. 4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер.

Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ