Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ФЗ «О судебных приставах» это второй после Конституции закон, регламентирующий работу приставов-исполнителей. Данный нормативно-правовой акт дает понятие терминов, применяемых в работе федеральной службы судебных приставов, их задач, прав, обязанностей, требований к этим работникам. Об этом и будет разговор ниже.

Федеральный закон № 118 о задачах судебных приставов

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997, № 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) — (далее — Закон) состоит из 6 глав и 25 статей, первая из которых (общие положения) говорит о задачах судебных приставов.

Закон говорит о таких задачах:

  1. Обеспечить установленный порядок в работе судов.
  2. Осуществить принудительное исполнение судебных решений, определений и иных актов должностных лиц и органов.
  3. Исполнять законодательство в части уголовном производства.
  4. Вести государственный реестр.
  5. Проводить госконтроль за работой организаций, чья деятельность направлена на возврат просроченной задолженности.

Деятельность всей службы организованна на всех уровнях страны. Ниже подробно описано, кто, где находится:

Все, что касается структуры службы, численности работников, а также Положение о Федеральной службе утверждаются Президентом.

Деятельность сводится к:

  • обеспечению порядка в судах;
  • осуществлению исполнительных производств для введения в действие всех судебных документов;
  • принятию мер для исполнения таких документа;
  • проведению оценки и учета арестованного (изъятого) имущества у должника;
  • организации хранения и реализации и арестованного (изъятого) имущества;
  • проведению розыска должника-организации, и его имущества;
  • участию в делах о банкротстве и таких процедур
  • а также к другим действиям для полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Когда идти на прием к приставу, и в чем заключаются ?

Куда обращаться при неправомерных действиях сотрудников ФССП, и как написать жалобу на пристава-исполнителя, .

Заключение

В Российской Федерации есть три основополагающих закона, на которые ориентируются рассматриваемые служители закона — это Конституция РФ, ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, это не говорит, что другие нормативно-правовые акты служителям Фемиды не известны. Пристав должен оперировать и Уголовным, Семейным, Гражданским законодательством, ориентироваться в Банковском и Финансовом праве. Вообще, приставы должны оперировать многими законами, действующими на территории страны. Но Закон о «Судебных приставах» направлен на регулирование деятельности приставов-исполнителей, их обязанностях, полномочиях, соблюдениях требований и ответственности этих работников. Служба подчиняется Президенту и Министерству Юстиции РФ. Свою деятельность служба приставов России осуществляет через территориальные органы, которые в свою очередь занимаются своей деятельностью через районные, межрайонные и специализированные отделы, находящиеся в городах субъекта.

Конституция РФ принята 25 декабря 1993 года. С этого момента принято считать, что в стране каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные настоящим сводом законов. Но на деле, конечно, все обстоит немного иначе. Прежде чем рассматривать поправки 118-ФЗ с изменениями на 2018 год, необходимо ознакомиться с регламентированием работы служащих ФССП.

Основные понятия

Если затронуть юридическую грамотность населения государства, то можно столкнуться с печальными фактами. По результатам разных исследований, 68% россиян не ищут решений, столкнувшись с нарушением своих прав. Более 30% обращаются за советом к друзьям и знакомым. Интернет сейчас не только в самолете, но и в заполярье, поэтому около 10% ищут информацию в нем. Дистанционные юридические службы, адвокаты, юридические форумы могут похвастаться 1-5%. При этом, чаще всего права граждан нарушаются в сфере розничной торговли, ЖКХ и медицинских услуг, в том числе бесплатных. Реже затрагивают нас проблемы, связанные с транспортом, связью, недвижимостью, финансами.

Здесь, безусловно, можно положиться на сухие цифры статистики. Но статистика - штука точная, хоть и построенная на оценке количества выявленных фактов. Но и недвижимость, и финансы, подконтрольные в случае исковых процессов судебным делопроизводителям, играют далеко не последнюю роль в жизни среднестатистического человека. Просто чаще всего, напуганный ответчик предпочитает молчать или соглашаться со всеми действиями системы, направленными в его адрес. Причин на это множество

Юридическая грамотность нашего соотечественника стремится к нулю. В школьной обязательной программе такой курс есть не всегда, Вузы дают юридическую подготовку либо узкоспециализированную, заточенную под конкретную специальность, либо вообще не охватывают эти вопросы.

Каковы первые ассоциации на слово «судебный пристав»: взыскание алиментов, арест банковских счетов, недвижимости, транспорта. Никто не догадывается, что основные обязанности служащего, изложенные в ст.12 ФЗ-118, это, в том числе, разъяснение срока и порядка обжалования актов и исков. Все потому, что, получая письмо об исполнительном производстве с указанием номера телефона, зачастую никто не пытается звонить, а если и собирается это сделать, то редко дозванивается.

Помимо прочего, к судебным приставам можно также обратиться с целью разъяснений возникших вопросов

Задачи приставов, в соответствии с действующим федеральным законом

Рассмотрим, что регламентирует федеральный закон о судебных приставах, прежде чем доберемся до поправок, вступивших в силу в декабре 2017 года. Общие моменты ФЗ-118 от 3 июля 1997 года говорят нам о том, что задачами госслужащих являются:

Таким госслужащим может стать гражданин РФ, достигший возраста 21 года, с высшим образованием, без судимости и психически здоровый. Рассмотрим список специальностей и (или) направлений, предъявляемых для замещения должности сотрудника ФССП (приказ от 07.03.2018). Среди них будут:

  • мехмат;
  • программирование;
  • информационные технологии;
  • электротехника;
  • системы вооружения;
  • все, что связано с аэрокосмосом;
  • психология;
  • экономика;
  • юриспруденция;
  • педагогика, языковедение, литература;
  • физкультура;
  • военное управление и обеспечение гос. безопасности.

Глядя на это список, становится понятным, что служащими ФССП могут быть как атлетически сложенные мужчины, так и хрупкие девушки. Разберем по пунктам, на примерах, что же скрывается за формулировками задач, представленных в законе.

Приставы наделяются правами в соответствии с законом

Обеспечение порядка деятельности суда

Возьмем инструкцию с любого участка суда. В ней четко будет указано, что контроль за проходом посетителей в зал заседаний, внос и вынос материальных ценностей (само дело, свидетельские показания, улики) осуществляется начальником отдела ФССП соответствующего территориального отдела. Нужно четко осознавать, что слушание дела бывает разным.

На заседание могут приходить дипломаты и люди, имеющие разрешение на оружие и специальные средства, представители СМИ и просто родственники обвиняемых. Опять же дела могут рассматриваться абсолютно разные. Это может быть и взыскание кредитной задолженности, и дело о массовой гибели людей и бездействия или действия соответствующих ответственных лиц. Общественный резонанс разный. При этом сотрудникам ФССП полагается металлодетектор, бронежилет, радиосвязь и вежливость. На всякий случай в регламенте им дается совет усиливать бдительность при особо серьезных заседаниях.

В Московском областном суде в 2017 году во время процесса над членами «банды ГТА», обвиняемых в убийствах водителей на трассе М4 «Дон», один из преступников выхватил оружие у конвоя и открыл огонь. В результате перестрелки были убиты пять членов банды, проходившие по данному делу, тяжело ранена женщина-пристав и ее коллега.

Осуществление принудительного исполнения актов суда

Предположим, по итогам иска, было вынесено постановление об изъятии ранее арестованного имущества у подсудимого. Например, телевизора, купленного в кредит, по которому долг перед банком был не выплачен. Простая ситуация. Делопроизводитель устанавливает место проживания подсудимого и является с целью изъятия ценности.

Результат такого действия может быть различный. Подобный пример был в г. Томск. Двое сотрудников в форменной одежде с удостоверениями зашли в квартиру и приступили к выносу техники у женщины, не исполнившей кредитные обязательства. Мать вызвала своего сына из соседней комнаты криком, что выносят вещи. Сын вынес топор, повалил представителя власти на пол, и все могло закончиться очень печально. К счастью, был обезврежен вторым сотрудником по ОУПДС, и, впоследствии приговорен к одному году лишения свободы условно.

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве

В отдел аппарата УФССП входит отдел организации дознания и административной практики. Основной задачей его в Положении об отделе является осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления, отнесенных УПК РФ к подследственности дознавателей УФССП.

В обязанности приставов входит исполнение предписаний суда

Дела, относящиеся к зоне ответственности УФССП:

  • Уклонение от уплаты алиментов, как родителей, получивших на руки исполнительный лист, так и совершеннолетних детей по решению суда на содержание нетрудоспособных родителей.
  • Уклонение от уплаты кредиторской задолженности или ценных бумаг.
  • Препятствование в любой форме осуществлению правосудия.
  • Неуважительные действия в отношении участников процесса.
  • Утечка информации о мерах безопасности в отношении судей и участников уголовного процесса.
  • Скрытие, передача, растрата арестованного, описанного, конфискованного имущества.
  • Неисполнение приговора суда государственной или коммерческой организации.

Только на примере дел об уплате алиментов может быть понятна серьезность такой работы. В 2016 году делопроизводителями было взыскано более 21 млрд рублей в пользу несовершеннолетних детей. И если ранее для оформления административного задержания злостных неплательщиков алиментов, они должны были обратиться в полицию, то с 2017 года был введен новый механизм для борьбы с неуплатой алиментов. Сейчас делопроизводитель может задерживать алиментщиков самостоятельно. Это, а также положение законопроекта, вступившее в силу 2015 году о том, что неуплаченные алименты будут видны в кредитной истории, должно повлиять на собираемость выплат в пользу детей.

Не стоит полагать, что регламент по взысканию имущества и сбора невыплаченных алиментов у нигде не работающих граждан разный. В том и другом случае служащий приезжает на установленное место проживания подсудимого. К примеру, в 2013 году в Забайкалье сорокачетырехлетний отец двоих детей, забыв про их существование, напал на пристава-исполнителя и по ОУПДС с топором, а потом пытался задавить автомобилем, после чего скрылся.

Неуплата задолженностей может привести к уголовной ответственности

Внесение поправок в ФЗ-118 о ношении оружия и получения образования

До 2006 года приставы могли носить оружие и спецсредства, храня их в месте проживания. В этом же году это право было отменено Министерством юстиции РФ. Отдельно регламентировалось ношение оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которое утверждало ФСИН.

В декабре 2017 года вышла поправка в законопроект, принятая в результате нескольких чтений, которая позволит приставам применять боевые приемы борьбы, специальные средства на своем вооружении и огнестрельное оружие. Теперь становится очевидным, что эта мера является вынужденной. Конечно, все эти возможности могут быть использованы в кардинально разных ситуациях.

Никто не говорит о том, что представитель госслужбы имеет право открыть огонь по кредитному должнику при оказании им сопротивления, но вот не обращаться в полицию, а применить боевой прием, если нападают со стулом, вполне. Так, сделать предупредительный выстрел в воздух можно, но стрелять необходимо только в случае группового вооруженного нападения на суд или с целью пресечения побега из-под стражи.

Интересным моментом является тот, что пистолет и боеприпасы необходимо сдавать каждый вечер в специальный сейф, но можно отвезти домой, если вам «не по пути», далеко, или сейф переполнен. Далее, дома для хранения оружия должен быть предусмотрен индивидуальный металлический сейф, прикрученный к полу и стенам и недоступный для детей. Но открытым остается вопрос - за чей счет он устанавливается.

Плюсов в ношении табельного пистолета больше, чем минусов. И в первую очередь, попытка этого проекта сделать из службы ФССП военное спецподразделение, которое будет получать, к слову говоря, соответствующие премии. Но это только после выполнения следующей поправки к ФЗ.

Применение оружия допустимо только в крайних случаях

Иные изменения

В марте вступили в силу поправки к ФЗ-118, которые обязывают заместителя должности судебного пристава закончить высшее юридическое или экономическое учреждение. А исполнителям ОУПДС иметь среднеспециальное или высшее, по специальностям, представленным выше.

По состоянию на 2014 год около 60% сотрудников имело диплом высшего учебного заведения. На 2017 год численность приставов со среднеспециальным дипломом приближается к 16-15%. Но этого все равно недостаточно. Во-первых, их в России не дотягивает до необходимого числа. Во-вторых, в результате этого растет средняя нагрузка на одного представителя ФССП. В зависимости от территориального органа на долю одного человека может приходиться от 400 до 2000 дел. Понятно, что статус многих дел требует определенной квалификации, умения быстро принимать решения и работе в режиме многозадачности. Но не только это.

Рост запретов на ограничения на выезд россиян из-за долгов, привел к тому, что сегодня делопроизводитель должен грамотно обосновать данную временную меру пресечения при сумме долга в десять тысяч рублей за коммунальные услуги, ведь такая мера не является единственной. Даже с учетом роста долгов перед финансовыми организациями, которые можно объяснить различными экономическими факторами, идет неуклонный рост невыездных должников, а это не совсем корректно. Ведь десять тысяч это несколько месяцев долга по коммунальным услугам, ограничение на выезд в этом случае - крайняя мера. Поэтому диплом юриста для исполнителей актов взыскания является хорошим подспорьем для урегулирования спорных вопросов.

В любом случае повышение уровня образования и новая поправка к закону похвальное дело. Остается еще надеяться, чтобы проверки по условиям хранения боеприпасов у госслужащих не носили формальный характер.

Статистические сведения за прошлый год свидетельствуют об увеличении количества возбужденных исполнительных производств. В 2014 их число достигало 93,5 млн., то есть рост на три с половиной миллиона по сравнению с 2013 годом. За двенадцать месяцев штрафов за нарушение ПДД возросло на 2,7 млн. рублей. Таким образом, забот у службы с каждым годом все больше, а вопросы должны решаться исключительно в рамках правового поля. Таким образом, десятки миллионов граждан вынуждены общаться с приставами. А едва ли не каждый отдельно взятый случай требует индивидуального подхода. В одной ситуации имеет место злостное нежелание платить по счетам, а в другой — казуистическая ошибка или сбой электронной системы. При этом следует соблюдать четкую грань дозволенного, чтобы действенный инструмент государственной власти не превратился в произвол.

Новый законопроект

Основываясь на этих факторах, Минюст разработал и представил проект федерального документа названного «Закон о ФССП и порядке прохождения госслужбы на должности судебного пристава». Это положение должно прийти на смену действующей правовой базе и значительно повысить статус ведомства и его сотрудников. Законопроект о судебных приставах 2016 года предполагает введение офицерских званий. Таким образом, в квартиру граждан может постучаться старший лейтенант и попросить вернуть задолженность банку. Полномочий у него будет не меньше, чем у полицейского, поэтому следует вежливо открыть дверь, иначе пристав войдет сам.

Новый законодательный акт регламентирует использование сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, открывать огонь на поражение можно будет только в крайних случаях, но такая возможность предусматривается. Не всем подобное нововведение по нраву. Дело в том, что за последние годы исполнители судебных постановлений уже получили довольно серьезные полномочия. Неоднозначная реакция в обществе, например, на предоставление права приставам изымать у должников водительское удостоверение. Эта поправка уже одобрена в первом чтении.

Высокие требования к исполнителям

К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС. Должностные лица получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, соответствующими льготами, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Материальная заинтересованность поможет остановить текучку кадров и сформировать высокопрофессиональный коллектив.

Высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Этот пункт реформы о ФССП 2016 года, кстати, был одобрен еще в 2014 году (п.1 ст.3 ФЗ «О судебных приставах»), но его ратификация отложена до 1 января будущего года. На сегодня треть сотрудников не имеет соответствующего диплома и, фактически, подлежит увольнению. Эта мера, в существующей ныне редакции, обескровит службу и сделает невозможным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый в Госдуме законопроект о судебных приставах 2016 года предусматривает учреждение в ведомстве института пристава-дознавателя, который будет совершать соответствующие действия в сфере Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также будут сформированы специальные группы по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Судебные приставы и исполнители совершают деятельность, рассчитанную на помощь судебным органам на время заседаний, помощь в задержании, расследовании дела и исполнении приговора суда. Сотрудники имеют широкий спектр полномочий и поэтому государству необходим закон, регулирующий деятельность исполнителей. ФЗ 118 ставит ограничения и рамки в полномочиях исполнителей суда.

Общие положения 118 ФЗ

ФЗ о приставах был принят Государственной Думой 4 июня 1997 года, а одобрен Советом Федерации 3 июля того же года. Последние изменения были внесены в него 3 июля 2016 года. Согласно закону о ФССП, судебные приставы устанавливают порядок действий для Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, контролируют исполнение принятых актов, исполняют решения суда по уголовно-процессуальным делам. В нем 6 глав и 25 статей.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Представлен перечень задач судебных приставов и сфера влияния описываемого закона. Оформлены акты и законы, по которым действуют приставы, и требования и условия, которые должно соблюдать лицо для приема на эту должность. Составлен список категорий, на которые подразделяются судебные приставы и описаны их функции, каким образом организована деятельность и процессы принятия на должность и освобождения от должности;
  • В главе номер два представлен перечень полномочий по организации деятельности судебных приставов. В этой главе четыре статьи и в каждой статье описаны полномочия одного органа. Представлен перечень полномочий Министерства Юстиции Российской Федерации, старшего судебного пристава, главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ(о судебной системе читайте );
  • В третьей гл. оформлен список прав и обязанностей судебных приставов. Описаны права и обязанности разных категорий приставов, обеспечивающих установленный порядок, исполнителей, полномочия каждого сотрудника. Описаны права граждан в этой сфере и обязанности по исполнению требований. Полномочия по использованию оружия, физической силы или других специальных средств во время работы и ответственность приставов за нарушение условий и требований закона;
  • В гл. четыре оформлены права судебных приставов на защиту. Описаны страховые гарантии и возмещение нанесенного ущерба. Как происходит финансовое обеспечение защиты сотрудников;
  • В пятой описана экономическая сторона данной области. Оформлено финансовое обеспечение сотрудников и материально-техническое обеспечение;
  • В шестой даны заключительные и дополнительные положения закона, описаны даты вступления его в силу, оформлены переходные положения.

Деятельность судебных приставов регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какие были внесены изменения?

«О судебных приставах» Федеральный закон был изменен последний раз 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Согласно этим изменениям все фразы «а также к военнослужащим внутренних войск» изменили на слова «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации».

В 11 статье описываемого закона оформлены права и обязанности сотрудников в сфере обеспечения установленных решений и порядка в деятельности суда.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №220

Согласно этой статье пристав обязан:

  • Во время прохождения заседания суда и во время особых процессуальных действий обеспечивать безопасность судей и граждан, относящихся к делу;
  • Содействовать во время розыска, исполнения решений и дознания;
  • Обеспечивать безопасность и защиту имущества или вещественных доказательств, относящихся к делу, во время доставления их на заседание;
  • Помогать органам внутренних дел при розыске скрывающихся лиц;
  • Поддерживать общественный порядок в здании суда;
  • Проходить подготовку по применению физической силы и огнестрельного оружия;
  • При необходимости круглосуточно охранять здание суда;
  • Помогать при необходимости военнослужащим или сотрудникам государственных органов, при конвое подозреваемых или осужденных;
  • Охранять и соблюдать безопасность здания Федеральной службы судебных приставов;
  • При решении суда в случае административного нарушения, произведенного иностранным лицом или лицом без гражданства, проводить лицо к границе для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;
  • При постановлении суда приводить на заседание лиц, уклоняющихся от явки;
  • В случае обнаружения признаков совершенного преступления, направить сообщение старшему исполнителю или другому начальству с информацией о преступлении;
  • По поручению начальства обеспечивать безопасность приставов-исполнителей или других сотрудников Федеральной службы;
  • Во время исполнения обязанностей пресекать любые правонарушения и направлять нарушившего закон гражданина в органы внутренних дел.

Однако судебный пристав имеет право:

  • На проникновение на территорию или в помещение, где предполагается нахождение лица, укрывающегося от явки в суд;
  • Применять физическую силу или огнестрельное оружие на законных основаниях;
  • Использовать помощь сотрудников других органов при необходимости и во время исполнения своих обязанностей;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность, при необходимости у любых лиц;
  • Выполнять производство по административным делам согласно законодательству Российской Федерации;
  • Выполнять досмотр личных вещей лиц в допустимых ситуациях и при необходимости;
  • Не пускать в здания суда или других органов лиц, имеющих при себе взрывчатые, наркотические вещества, оружие иди другие запрещенные предметы.

13 ст. регулирует соблюдение законных прав граждан России. Судебный исполнитель не может ущемлять права граждан, даже если они задержаны. Он также не имеет права разглашать семейные или личные тайны лиц, обязан не допускать и пресекать любые действия сотрудников, нарушающих законодательство РФ.

В 14 ст. описаны обязательства по выполнению требований судебных приставов. Все законные требования судебного исполнителя должны быть выполнены каждым сотрудником органов, гражданином или другим лицом. Любая информация, сведения, документы, имеющие отношение к делу, должны быть выданы сотруднику по первому требованию. Отказ от содействия судебному исполнителю может повлечь за собой наказание, штраф и несение ответственности.

Согласно 16 статье, судебные исполнители могут применять физическую силу, другие специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях. Они могут использовать специальные средства для пресечения преступлений или для задержания преступников или нарушителей.

Скачать текст закона о судебных приставах

ФЗ о приставах регламентирует правовые аспекты деятельности судебных приставов. Гражданин может ознакомиться с законом, чтобы понять, какие действия судебного исполнителя были законными и, в случае обнаружения незаконных действий, подать иск в суд. Рекомендуется изучить настоящий закон для избежания ошибок, при которых можно понести ответственность. Правоотношения между гражданами, другими лицами и судебными исполнителями также контролируются описываемым законом.

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы).

2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

4. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.

5. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

1. Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

1. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации.

Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации.

2. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

3. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

4. Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Глава II. Полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.

2. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

2. Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, в отношении судебных приставов военных судов.

1. Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.

2. Старший судебный пристав:

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Глава III. Обязанности и права судебных приставов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "0 прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов

1. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180- кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3-5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

1. Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Судебные приставы-исполнители на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

3. Судебным приставам-исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

6. Судебным приставам военных судов выплата месячных должностных окладов, окладов по воинским званиям, производство всех годовых, ежемесячных и единовременных дополнительных денежных выплат, выдача всех видов натурального и другого довольствия и обеспечения осуществляются по основаниям и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации для субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений;

предусмотреть увеличение штатной численности и фонда заработной платы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, необходимых для создания служб судебных приставов, имея в виду завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в течение 1997-1999 годов создать службу судебных приставов, обеспечив начало функционирования:

с 1 января 1998 года - департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, службы судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также подразделений судебных приставов в составе судебных приставов-исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава-исполнителя;

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ