Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Конституционно-правовые нормы обладают следующими специфическими признаками, по которым их можно отличить от норм иных отраслей права.

1. Основное назначение, роль и место в механизме правового регулирования конституционно-правовых норм определяются особым характером той сферы общественных отношений, на регулирование которой они направлены (например, человек и государство).

2. Специфическим признаком норм конституционного права является особый характер источников права, в которых они выражены. Самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, - Конституция РФ. Наивысшая юридическая сила норм Конституции РФ обусловлена тем, что Конституция содержит политико-юридические решения наиболее важных проблем государства и общества. Высшая юридическая сила конституционных норм является основой законности и правопорядка в обществе. В Конституции РФ устанавливается иерархия основных источников права (ст. 16).

3. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм, а не норм конкретно регулирующего характера. К общерегулятивным относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др. Так, нормы-принципы рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" (ст. 10 Конституции РФ).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1 Конституции РФ).

Вместе с тем в конституционном праве существуют и нормы-правила. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ "Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания".



В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций, конституций социалистических стран, некоторых конституций развивающихся государств. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесенные в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называются "нормы-разъяснения" и "нормы-справки". Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

4. Учредительный характер предписаний, содержащихся в нормах конституционного права. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).



6. Специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых обращены нормы конституционного права. Это такие субъекты, как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенности структуры норм конституционного права. Конституционно-правовую норму необходимо рассматривать как логически цельное предписание, формально закрепляющее государственно-властное веление, поэтому о трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция и санкция) можно говорить лишь как об общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует этой модели, структура других представлена в виде различных модификаций с измененным числом элементов. Соотношение элементов определяют такие факторы, как характер регулируемых общественных отношений, выполняемые функции, особенности законодательной политики, степень совершенства юридической техники. Так, например, в нормах конституционного права Российской Федерации преобладают нормы с отсылочными санкциями, а также весьма распространены нормы, в которых отсутствует гипотеза.

Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основания для их классификации.

1. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные - это такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие правительству право в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства объявить при определенных условиях чрезвычайное положение и т.д. Диспозитивная норма в конституционном праве может:

Давать несколько вариантов своей реализации (например, Президент РФ может одобрить или не одобрить закон, поступивший из Государственной Думы);

Одно полномочие предоставлять нескольким субъектам (ст. 104 Конституции РФ устанавливает перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы);

Оставлять на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет (получив предложения о кандидатурах на пост судьи Конституционного Суда РФ, Президент РФ по своему усмотрению решает, принять ли во внимание представленные кандидатуры).

Однако диспозитивных норм в конституционном праве меньше, чем императивных, которые предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах.

2. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована: "Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ" (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах - законы о парламентах.

3. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. В Российской Федерации на основе ст. 16 Конституции РФ 1993 г. закреплена иерархия норм конституционного права. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. На основе Конституции и федеральных конституционных законов издаются все другие нормативные правовые акты: федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

4. По территории действия. Различают нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории группы субъектов Федерации, отдельных субъектов Федерации, муниципальных образований.

5. Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия. Различают нормы постоянного действия (которые не обусловлены никаким сроком действия) и нормы временного действия (т.е. рассчитанные на установленный срок, который может быть как назван в самом акте, так и не назван, но временность норм подчеркивается именованием - "временный регламент", "временное положение". Временными нормами могут быть такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации" (ч. 1 ст. 91).

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

6. Различаются конституционно-правовые нормы и по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

7. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме.

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

8. По субъектам правотворчества. Нормы конституционного права могут исходить от народа (решения, принятые на референдумах), органа законодательной (представительной) власти (законы государства, нормативные акты парламента и его палат), президента (указы, распоряжения), высшего органа исполнительной власти (постановления и распоряжения правительства), иных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации. Особую роль в конституционном праве играют решения судебного органа конституционного контроля (в Российской Федерации - Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ).

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Таким образом, конституционно-правовые институты - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более десяти федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т.д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

10. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации:

понятие и содержание.

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации – это свойство Конституции, определяющее ее верховенство в российской правовой системе.

Данное свойство имеет принципиальное значение.

Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации. Указанное положение закреплено в ч. 1 ст. 15 Основного Закона («Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»).

Высшая юридическая сила Конституции РФ выражается в следующем:

Ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права - гражданского, уголовного, административного и др.;

Текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции органами государственной власти и не могут противоречить нормам конституции;

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию;

Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа;

Правовые системы Российской Федерации и ее субъектов являются едиными;

Конституция закрепляет территориальную целостность государства (в России нет анклавов, свободных от действия федеральной Конституции, и она не нуждается в ратификации или иной форме утверждения субъектами РФ).

Обеспечение высшей юридической силы и прямого действия Конституции возложено именно на Федерацию, которая в соответствующих случаях вправе и обязана использовать адекватные меры воздействия.

Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений. В России это Конституционный Суд РФ, представляющий собой орган государственной власти, осуществляющий конституционный контроль в порядке судопроизводства.

Государственный суверенитет Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с понятием и содержанием государственного суверенитета

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционно-правовая норма

Поскольку правовой институт представляет собой совокупность норм, уточним понятие конституционно-правовой нормы.

Конституционно-правовая норма - это принятые непосредственно народом, органами местного самоуправления, установленные (или санкционированные) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права имеют формальное закрепление в различных источниках права данной отрасли. Эти нормы содержатся главным образом в нормативных правовых актах, лишь в редких случаях такие нормы создаются путем судебного прецедента, конституционного обычая и нормативного договора.

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм иных отраслей права: государственное веление, в котором воплощается воля государства; общеобязательное предписание, охраняемое государством; правило общего характера, осуществляемое неоднократно и действующее постоянно; установление государством; обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий; защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Специфика предмета конституционного права определяет и особенности конституционно-правовых норм.

1. Особое содержание - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм содержанием и сферой регулируемых ими общественных отношений. Они закрепляют основные устои общества и государства, регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения в сфере публичной власти.

2. Основополагающий источник - нормы конституционного права отличаются от других правовых норм формой закрепления: большое количество этих норм содержится в Конституции РФ и федеральных конституционных законах, вследствие этого они обладают высшей юридической силой, и им должны соответствовать все другие нормы права.

3. Учредительный характер предписаний - они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

4. Своеобразие вида норм - в конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм-принципов, норм-дефиниций и правил общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера.

Нормы конституционного права подразделяются на нормы общего регулирования и нормы детального, подробного и, как правило, исчерпывающего регулирования. Первые выступают как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на все правоприменяющие субъекты независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.). К ним можно отнести, например, нормы Конституции РФ, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство, нормы, закрепляющие принципы разделения властей. Вторые - это, например, нормы Конституции РФ о предметах ведения Федерации, о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, о предметах ведения Совета Федерации, Государственной Думы.

5. Особый механизм реализации - возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через конкретные нормы других отраслей права.

6. Особый состав субъектов . Среди особых субъектов конституционных отношений можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы и т.д.

7. Особенности структуры - статьи нормативных актов, закрепляющие нормы конституционного права, имеют усеченную структуру. Как известно, в классическом варианте статьи, закрепляющие правовые нормы, состоят из трех составных частей: гипотезы (условия, при котором данная норма должна действовать), диспозиции (права и обязанности, права, обязанности) и санкции (юридические последствия соответствующей реализации диспозиции). Для большинства статей, закрепляющих конституционно-правовые нормы, не характерна трехзвенная структура. Чаще всего они имеют только одну диспозицию (т.е. права или обязанности) или же диспозицию и гипотезу, а санкции содержатся, как правило, в других законодательных актах иных правовых отраслей. Например, ст. 3 Конституции РФ устанавливает запрет на захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия, указывает Конституция, преследуются федеральным законодательством. Конкретные санкции за такого рода действия содержатся в нормах уголовного права. Санкции за нарушение норм избирательного законодательства, направленные на обеспечение свободного участия граждан в выборах, предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Классификация конституционно-правовых норм

Многообразие и своеобразие норм конституционного права диктуют необходимость их классификации, которая проводится по различным основаниям.

1. По характеру содержащихся в них предписаний . По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

  1. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такие нормы закрепляют компетенцию Российской Федерации, ее субъектов (ст. 71-73). С помощью таких норм определяются полномочия различных государственных органов (например: «Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации...» - ст. 83 Конституции РФ).
  2. Обязывающие нормы устанавливают обязанности субъектов соотносить свое поведение с требованиями нормы, выбирать соответствующие вид и меру поведения. Именно такие нормы закрепляют обязанности граждан (например: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст. 58: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ). К обязывающим следует относить и нормы, которые исключают любой другой вариант действия, кроме того, который предусмотрен нормой. Так, ст. 11l Конституции РФ закрепляет, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур он назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Норма Конституции обязывает Президента РФ совершить именно те действия, которые ею предусмотрены.
  3. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение тех действий, которые в них сформулированы (например, ст. 6 Конституции РФ запрещает лишение гражданства и лишение права на его изменение; в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на императивные и диспозитивные.

  1. Императивные нормы не предоставляют субъектам права менять условия и характер отношений по своему усмотрению, а предписывают определенный вариант поведения при соответствующих обстоятельствах (например: «Никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление» - ст. 50 Конституции РФ).
  2. Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения участником конституционно-правового отношения (например: «Государственная Дума может быть распушена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации» - ч. 1 ст. 109; «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» - ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

3. По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права подразделяются на материальные и процессуальные.

  1. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, устанавливающих права и обязанности субъектов (например: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» - ч. 1 ст. 105 Конституции РФ).
  2. Процессуальные нормы определяют порядок, в которых материальные нормы должны быть реализованы (например: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации» - ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).

4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

5. По действию во времени нормы конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные. Большинство конституционно-правовых норм постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. К временным относится ряд норм, содержащихся во втором разделе Конституции РФ 1993 г. «Заключительные и переходные положения». Например, в п. 3 установлено, что Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств: такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

6. По юридической силе нормы конституционного права подразделяются на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормы других нормативных правовых актов.

7. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ);
  2. устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);
  3. закрепляющие федеративное устройство (гл. 3 Конституции РФ, нормы Федеративного договора) и т.д.

В юридической литературе используются и другие критерии классификации конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов Федерации; и др.

Конституционно-правовые нормы. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционного права: понятие, виды, специфика.

Конституционно-правовые нормы и институты. Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституции (основном законе) государства, но и в иных актах.

Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и специальные, отличающие их от норм других отраслей права (сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены и др.).

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного характера. К ним относятся нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-справки и др.

Конституции и другие источники конституционного права имеют положения, в которых даются объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах: «Российская Федерация ‑ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1).

В конституционном праве распространены и нормы-правила: «С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего состава прекращаются» (ч. 4ст. 99).

В конституционном праве встречаются и нормы-цели, нормы-программы. Это особенно характерно было для советских конституций. Такие нормы представляют собой программные положения, нередко перенесённые в конституцию из программных документов единственной правящей партии.

Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы-разъяснения и нормы-справки. Такие нормы содержатся в преамбулах конституций и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в конституцию или в законодательный акт.

Классификация норм конституционного права . Нормы конституционного права многообразны и отличаются друг от друга. Отличительные признаки дают основание их классифицировать.

По степени определённости содержащихся в них предписаний нормы конституционного права делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные ‑ такие нормы, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участников конституционно-правовых отношений. Это, например, нормы, предоставляющие главе государства право в случае выражения вотума недоверия правительству отправить последнее в отставку или распустить парламент (Государственную Думу) и т.д. Однако таких норм в конституционном праве меньше, чем императивных , которые предписывают строго определённое поведение при соответствующих обстоятельствах, не допускающее отступление от правил: «После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111).

По назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений («Федеральные законы принимаются Государственной Думой»), а процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована («Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ»).

Специальными сводами процессуальных норм являются регламенты палат парламента.

Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции государства.

Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных субъектов федерации, муниципальных образований .

Нормы конституционного права классифицируют и по времени их действия - на постоянные и временные.

Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Так, в заключительных и переходных положениях Конституции РФ 1993 г. говорится, что «впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел» (п.6 раздела II Конституции РФ).

Постоянные нормы конституционного права не имеют определённого срока действия.

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты, под которыми понимается совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно различаются по объёму регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Таковыми являются, например, народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый их них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в составных частях государства (например, законодательные органы субъектов Российской Федерации), народного представительства в муниципальных образованиях.

Второй включает институты гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ называются более десяти федеральных конституционных законов или ряд федеральных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института.

Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.

Конституционно-правовые отношения. Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Им свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Это относится, например, к декларируемым Конституцией РФ народному суверенитету (ст. 3), разделению властей (ст. 10), не отчуждаемости прав (ч. 2 ст. 17) и т.п.

Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой. Для этого необходим также определённый юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридическими фактами являются события или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Развитие правоотношений побуждается, как правило, целой системой юридических фактов. Так, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты: достижение определённого возраста, назначение дня выборов, образование избирательных комиссий, округов, участков, составление списков избирателей и мн. другое.

Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются :

а) физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны (правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены);

б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц (районов, городов, сёл и др.), которое выступает в качестве избирателей и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

г) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;

д) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;

е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).

Под нормой права понимается правило поведения, характеризующееся следующими признаками:

  • общеобязательность;
  • формальная определенность;
  • установление или санкционирование государством;
  • охраняемость государством.

Конституционно-правовая норма - это формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное мерами государственного принуждения, регулирующее общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права.

Конституционно-правовые нормы характеризуются следующими особенностями:

  • 1) закрепляют и регулируют отношения, складывающиеся во всех сферах общественной жизни;
  • 2) закрепляемые и регулируемые ими отношения являются наиболее существенными, определяющими основы российской государственности, статуса личности;
  • 3) являются базовыми для иных отраслевых норм, которые конкретизируют и детализируют их в заданных параметрах;
  • 4) только этими нормами регулируются отношения народовластия и политической организации общества",
  • 5) обладают особой социально-политической значимостью и в силу этого повышенной охраной",
  • 6) наиболее важные, основополагающие нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой, - Конституции РФ;
  • 7) предписания, содержащиеся в нормах, обладают учредительным характером : конституционно-правовые нормы являются первичными по отношению ко всем другим правовым нормам, которые должны им следовать. Конституционно-правовые нормы провозглашают форму и наименование российского государства, устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, виды принимаемых актов, их иерархию, определяют каталог основных прав и свобод личности;
  • 8) многие из конституционно-правовых норм имеют общий характер правового воздействия без конкретизации модели поведения (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции). Например, принцип гарантированности государством конституционных прав человека и гражданина, принцип верховенства права, другие принципы, характеризующие конституционный строй России, обладают высшей степенью нормативной обобщенности и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений;
  • 9) специфический субъектный состав отношений, регулируемых данными нормами;
  • 10) особая структура норм. В отличие от норм иных отраслей права, имеющих классическую трехзвенную структуру (гипотеза - диспозиция - санкция), конституционно-правовые нормы обычно содержат два элемента - гипотезу и диспозицию, реже - санкцию.

Своеобразие конституционно-правовых норм проявляется в их многообразии. Классификацию конституционно-правовых норм проводят по различным основаниям:

  • по содержанию;
  • по юридической силе;
  • по масштабам действия;
  • по характеру предписания;

по степени определенности предписании; по территории действия;

по назначению в механизме правового регулирования;

по времени действия; по времени вступления в силу.

Для справки

Возможна классификация норм и по другим основаниям. Например, по функциональной роли в механизме правового регулирования выделяют две группы норм: нормы-правила поведения и исходные, первичные правовые установления (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции). Нормы второго вида преобладают в Конституции РФ.

В зависимости от содержания, т.е. круга регулируемых общественных отношений, различают нормы, связанные с: основами конституционного строя ; основами правового статуса человека и гражданина ; федеративным устройством ; системой государственной власти и системой местного самоуправления.

Юридическая сила правовых норм зависит от того вида источника права, в котором они находятся. Наиболее значимы обладающие высшей юридической силой нормы Конституции РФ. Среди других нормативных актов, содержащих конституционно-правовые нормы, большей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы.

По масштабам действия выделяют нормы международных правовых источников и внутригосударственного права. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

По характеру предписания различают нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают возможность определенного поведения, наделяют субъектов определенными правами и свободами, полномочиями, предоставляют условия их реализации. Преимущественно управомочивающие нормы составляют основу правового статуса личности, компетенцию органов государственной власти РФ и ее субъектов. К данному виду норм относится, например, правило о том, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78). Обязывающие нормы принуждают субъектов совершать определенные действия или бездействие, предусмотренные данными нормами. Так, Конституция РФ закрепляет ряд обязанностей органов государственной власти и должностных лиц, в том числе по защите прав человека, а также обязанности самих граждан. Согласно ч. 1 ст. 82 Конституции РФ Президент РФ при вступлении в должность приносит народу присягу. Запрещающие нормы устанавливают запреты на совершение определенных действий. Так, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 2 ст. 81).

По степени определенности предписаний выделяют императивные и диспозитивные нормы. В императивных нормах однозначно определен вариант поведения субъекта в определенных обстоятельствах. Например, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ (ч. 1 ст. 75). Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения. Так, в соответствии с п. «б» ст. 83 Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

По территории действия конституционно-правовые нормы классифицируются на: действующие на всей территории Российской Федерации", на территории группы субъектов РФ; на территории одного субъекта РФ; на территории муниципального образования.

Назначение в механизме правового регулирования является основанием для классификации норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы предусматривают правила поведения, определяют правовое положение субъектов. Например, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ устанавливает право законодательной инициативы определенных субъектов. Процессуальные нормы устанавливают способы и формы реализации материальных норм. Так, нормами Регламента Государственной Думы устанавливается, в частности, порядок реализации права законодательной инициативы.

По времени действия выделяют постоянно действующие и временные; имеющие обратную силу и не имеющие обратной силы нормы. Большинство норм носят постоянный характер. Временные нормы имеют ограниченный срок действия. Примером такой нормы может служить п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ: впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

По времени вступления в силу различают нормы, вступающие в действие по истечении 10 дней после их опубликования, и нормы, вступающие в действие в иные сроки, указанные в нормативном акте, где выражены эти нормы.

Нормы конституционного права, регулирующие однородные отношения, объединяются в отраслевые институты. Конституционно-правовой институт образует совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих однородные отношения, входящие в предмет конституционного права. Институт объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции РФ, законах, подзаконных актах.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ