Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Щендригин Е.Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Орловский государственный университет)

Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России

Анализируя конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России, автор исследует основные позиции по этому вопросу, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, Стратегия национальной безопасности, конституционные нормы, политическая безопасность, национальные интересы

За последние годы в Российской Федерации произошли колоссальные изменения в осмыслении проблем национальной безопасности и становлении конституционно -правовых основ обеспечения национальной безопасности современной России.

Развитие конституционных и концептуальных основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации нашло свое воплощение в нормативных правовых актах и доктринах, официально принятых и действующих в настоящее время.

Ключевую роль в определении конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности современной России играет Конституция Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации выступает одновременно источником и основой правовых норм в сфере обеспечения национальной безопасности современной России.

Уже в преамбуле Конституции Российской Федерации содержатся исходные принципы формирования российской государственности, ее функционирования и развития, которую своим волеизъявлением образует народ. Так, в ней указывается, что Конституцию принимает многонациональный народ, «соединенный общей судьбой на своей земле». Это означает, что существует определенная территория и население, соединенные вместе. Ведь территория и население выступают первоосновой национальной безопасности, поскольку люди, создавая государство, становятся нацией.

Кроме того, в преамбуле содержатся и другие базовые принципы объединения людей на данной территории, а именно: «утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия», что выражается как национальная ценность.

Не менее важным для развития правовых норм является принцип «сохранности исторически сложившегося государственного единства», что требует неделимости безопасности, ее равности для всех народов, этнических групп и общностей, проживающих на территории Российской Федерации.

В качестве принципов национальной безопасности Российской Федерации следует рассматривать такие исходные положения, содержащиеся в преамбуле, как «возрождение суверенной государственности России», «утверждение незыблемости ее демократической основы», «стремление обеспечить благополучие и процветание Рос-

сии» и «ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями». Эти принципы направлены на сохранение именно содержательной стороны процесса обеспечения национальной безопасности, поскольку априори задают ее уровень, а именно такой, на котором они реализуются .

Важным для национальной безопасности является положение преамбулы, согласно которому население России «сознает себя частью мирового сообщества». Это означает, что в современных отношениях безопасность нации должна обеспечиваться не за счет и не в ущерб другим народам и нациям. Второе вытекающее из этого принципа требование следует рассматривать в том смысле, что Российская Федерация, ее безопасность является элементом более высоких систем безопасности - региональной (например, европейской, азиатской и др.) и международной, или всеобщей.

Изложенные в преамбуле принципы предопределили содержащиеся в Конституции РФ нормы, которые как выступают базовыми правовыми основами национальной безопасности России, так и регулируют общественные отношения в этой сфере, поскольку Конституция - это закон прямого действия.

Положения, содержащиеся в преамбуле, находят свою детализацию в статьях Конституции и предопределяют развитие конституционных принципов и норм в законодательстве Российской Федерации, в частности, по национальной безопасности.

Для национальной безопасности основополагающими являются те нормы Конституции РФ, которые определяют совокупность и приоритетность объектов, чьи интересы подлежат безусловной защите, сохранению и развитию.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» . В этой статье содержатся исключительные нормы и приоритетность в обеспечении национальной безопасности. Речь идет о том, что первоначальным, основным объектом национальной безопасности выступает человек, его права и свободы. Это означает:

Во-первых, что главным является человек, а затем гражданин, т.е. всем людям, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется безопасность;

Во-вторых, правами и свободами человека, содержащимися во «Всеобщей декларации прав человека» , обладают все люди, в том числе граждане Российской Федерации;

В-третьих, в обязанности государства вменяется защищать и соблюдать указанные права и свободы;

В-четвертых, права и свободы человека и гражданина выступают первичными перед интересами государства.

Важное значение для содержания и приоритетности обеспечения прав и свобод человека и гражданина имеет норма п.1ст. 55, согласно которой «перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Тем самым в Конституции как бы имплементируются документы ООН, определяющие совокупность прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что между человеком и гражданином в РФ различия состоят не в правах и свободах, а в обязанностях. Для первых они более узкие, чем для вторых.

Таким образом, конституционные нормы не только регулируют отношения гражданина и государства в сфере безопасности, но и устанавливают их первенство в обеспечении. К тому же ст. 7 Конституции гласит, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», а это предопределяет отношения безопасности между гражданами.

Вместе с тем в жизни людей возникают ситуации, когда их права и свободы необходимо ограничивать, причем им же во благо. Очевидно, что такие ситуации должны быть оговорены в соответствующих законах, поскольку в противном случае могут возникнуть желание и возможность под видом обеспечения безопасности установить тотальный контроль за поведением и деятельностью граждан, как это было в отечественной истории. Произвольное ограничение прав и свобод человека и гражданина в России не допускается ни под каким видом. Однако согласно ст. 55, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». То есть ограничение прав и свобод может быть допущено в исключительных случаях, которые являются исчерпывающими, и на основании только федеральных законов.

Например, согласно п.1 ст. 56, «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».

Более того, Конституция строго запрещает ограничивать целый ряд прав и свобод, в частности, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 .

Такая жесткая норма с необходимостью обязывает государство, особенно такие его институты, как Федеральное Собрание и Конституционный Суд, не допускать превышений в ограничении прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, права человека и гражданина, их сохранение, защиту и реализацию следует считать не только конституционным интересом, но и базовой ценностью, показывающей уровень национальной безопасности. Иными словами, конституционные нормы в области прав и свобод человека и гражданина выступают тем основанием, нарушение которого влечет потерю безопасности Российской Федерации.

Особую значимость в обеспечении национальной безопасности имеет конституционная норма, напрямую определяющая требование к незыблемой основе национальной безопасности - территории. Согласно п.3 ст. 4 Конституции, «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Это означает, что любые попытки или нарушение территориальной целостности, независимо от того, чем оно вызвано: внешними или внутренними факторами, - следует рассматривать как угрозу национальной безопасности .

Очевидно, что потеря территории, независимо от того, какие этнические представители на ней проживают и каково их желание в ее отношении, приводит к нарушению всей системы общественных отношений, регулируемых данной нормой-принципом. Поэтому территориальный вопрос - это всегда вопрос нации и ее безопасности и требует всеобщего решения.

Важно подчеркнуть, что нормы Конституции не дают основания каким-либо территориальным образованиям к выходу из состава Российской Федерации, из чего следует, что национальная безопасность по масштабу не может сужаться. Вместе с тем, согласно п.2 ст. 65, «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Это значит, что национальная безопасность может только расширяться по масштабу, а расширившись, не может сужаться.

Конституция содержит и другие правоустанавливающие нормы, распространяющие свое действие на сферу национальной безопасности. Так, согласно ст. 3, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» . Эта статья предопределяет отношения гражданина и государства. Интерес граждан состоит в соблюдении суверенитета и независимости государственной власти и ее подотчетности своим гражданам. Речь идет о том, что никакая другая власть, кроме власти народа, не может иметь никаких полномочий в отношении власти государства. Иными словами, народ (совокупность людей, общество) имеет свои жизненно важные интересы, среди которых - независимость власти государства от других подобных властей .

Конституция однозначно устанавливает полномочия и ответственность уровней и органов государственной власти в сфере национальной безопасности. Например, п. "м" ст.71 относит к ведению Российской Федерации "оборону и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования".

Согласно п."ж" ст. 83, Президент РФ «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом» .

Конституция РФ содержит норму, которая предопределяет иерархию законодательства, в том числе в сфере национальной безопасности. Так, п.2 ст. 4 Конституции определяет, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Это значит, что все федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе издаваемые по вопросам национальной безопасности, не должны противоречить нормам Конституции .

Анализ нормативных правовых документов и научной литературы в сфере обеспечения национальной безопасности позволяет утверждать, что исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности.

Политическая безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.

Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. Неотъемлемым признаком политической безопасности госу-

дарства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами, суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории и независимость в международных отношениях.

Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.

Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.

Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.

Военная безопасность - это состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось.

Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.

Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость государства в военном отношении часто подталкивали другие страны к вооруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном регионе за счет игнорирования или ущемления чужих.

Анализируя конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности современной России, следует указать, что на смену «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. 2000 г.) пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия). Она была утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 .

Представляется, что необходимость ее разработки и принятия была вызвана рядом важных факторов.

Во-первых, обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью их развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран.

Во-вторых, уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

В-третьих, с укреплением новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация, связанная с ре-

шением имеющихся проблем и урегулированием кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

В-четвертых, несостоятельностью систем глобальной и региональной безопасности (ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора).

В-пятых, несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению международной безопасности.

В-шестых, необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» -своего рода ответ на новую международную обстановку.

Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Кроме того, в этом документе уточнен и конкретизирован ряд важных понятий современной теории национальной безопасности.

Так, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» определяет, что национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации характеризуются как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности трактуется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты определяются как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

В Стратегии определены национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

Национальные интересы нашего государства на долгосрочную перспективу заключаются в:

Развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

Обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

Превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Таким образом, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации -это принципиально новый документ. В нем впервые четко отражены стратегические национальные приоритеты и обозначены основные критерии оценки состояния национальной безопасности.

Стратегические национальные приоритеты характеризуются как внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно -частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Основными критериями оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации являются:

Уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

Уровень роста потребительских цен;

Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

Уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

Уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами;

Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения).

В целом, реализация «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабиль-

ности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа России. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

Анализ нормативных правовых документов позволяет выделить основные принципы обеспечения национальной безопасности современной России:

1.Приоритет национальных интересов.

2. Законность.

3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.

4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.

5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

6.Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, анализ конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации показывает, что национальными интересами России на современном этапе развития российского общества и государства являются: предотвращение угроз национальной безопасности России по всему их спектру; территориальная целостность страны; сохранение гражданского мира, свободы и обеспечение прав человека; обеспечение интересов России в политической и геополитической сфере; обеспечение экономических интересов Российской Федерации.

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность, ее права и свободы; общество, социальный мир и согласие; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ницевич В.Ф. Национальная безопасность России. - М., 2007. - С.24-29.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Парламентская газета. - 2009. - N4.

Обеспечение безопасности личности, ее прав и свобод в РФ является важнейшим направлением деятельности государства в области безопасности. Согласно ФЗ "О безопасности" и п. 6 Положения о Совете Безопасности РФ, рассмотрение вопросов безопасности личности входит в компетенцию Совета Безопасности РФ.По заключению научного совета при Совете Безопасности РФ проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в социально-политической обстановке государства и должна лечь в основу политики обеспечения безопасности России.

В современной научной литературе под безопасностью личности принято понимать:

а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития;

б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей;

в) социальную защищенность человека, обеспечивающую сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества

Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относятся к жизненно важным интересам государства. Важной составляющей безопасности личности является юридическая безопасность, под которой подразумевается состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений.

Решение проблемы обеспечения безопасности личности приобретает приоритетный характер в период действия особых правовых режимов, (наиболее распространенными из которых являются режимы чрезвычайного и военного положения).

Приоритетная задача обеспечения прав и свобод граждан приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным. Такими обстоятельствами, когда происходят глубокие изменения во всех сферах жизни общества, могут быть, например, такие причины, как агрессия иностранного государства либо непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.). Исторический опыт свидетельствует о том, что в подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций (далее - особые правовые режимы).



Исходя из анализа зарубежного законодательства и приводящейся в юридической литературе классификации к таким режимам, в частности, представляется возможным отнести: а) чрезвычайное положение (Алжир, Великобритания, Зимбабве, Индия, Ирландия, Канада, Португалия, США, ЮАР); б) военное положение (Болгария, Великобритания, Индия, Нидерланды, Польша, Румыния, США и др.); в) осадное положение (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Греция, Испания, Мали, Португалия, Франция);г) состояние войны (Бельгия, Италия, Кабо-Верде и др.); д) состояние общественной опасности (Италия); е) состояние напряженности (ФРГ); ж) состояние обороны (ФРГ, Коста-Рика, Финляндия); з) состояние угрозы (Испания); и) состояние готовности (Норвегия).

Конституция РФ предусматривает возможность введения в РФ особых правовых режимов в форме чрезвычайного и военного положения. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ военное положение может быть введено Президентом РФ в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ. Что касается чрезвычайного положения, то, как было закреплено в ст. 56 и 88 Конституции РФ, оно может вводиться Президентом РФ при наличии обстоятельств и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Такие обстоятельства могли заключаться в довольно широком перечне условий (например: попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и другие обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов), определяемых соответствующим федеральным конституционным законом.



Согласно ст. 87 и 88 Конституции РФ о введении военного или чрезвычайного положения Президент РФ должен незамедлительно сообщить Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В соответствии с п. "б" и "в" части первой ст. 102 Конституции РФ непосредственно утверждение соответствующих указов Президента РФ входит в компетенцию Совета Федерации, что в случае необходимости должно осуществляться в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Федерации.

Вместе с тем специальные конституционные законы, которые должны были четко конкретизировать основания введения военного и чрезвычайного положения и их режимы, несмотря на очевидную необходимость их оперативного рассмотрения, не принимались в течение довольно длительного времени. Как полагает автор, задержка в рассмотрении названных законопроектов, наряду с соображениями политического свойства, во многом объяснялась дискуссией теоретического характера о возможности и пределах ограничения прав граждан в условиях действия военного положения.

Международная практика применения институтов чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государства рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства становится невозможным. При этом поддержание режима чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер.
С учетом изложенного представляется крайне важным объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан, которые при этом не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе основам правопорядка и конституционным нормам.

Высказанные в современной отечественной юридической литературе точки зрения содержали различные подходы к этой проблеме, которые (включая позиции Авакьяна С.А., Бабурина С.Н., Глушко Е., Короткова А.П., Лозбинева В.В., Соковых Ю.Ю., Чиркина В.Е. и других отечественных юристов) По результатам анализа этих высказывание можно сделать вывод о том, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. В полной мере указанное положение распространяется и на ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов (в том числе чрезвычайного или военного положения).

Анализ зарубежной практики свидетельствует о том, что ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения, как правило:

а) не распространяются на основные права граждан;

б) носят ограниченный по объему и времени действия характер;

в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта.

Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться.
Как справедливо отмечает на основе анализа международной практики ограничения прав человека (в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения) известный венгерский политолог и юрист Шайо А., подобные ограничения, несмотря на их объективную необходимость, должны быть разумными и соразмерными, а связанная с этим нагрузка не должна являться "чрезмерной".

Отсюда следует, что закрепленный в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры неявляются несовместимыми с обязательствами РФ по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного положения.
С учетом изложенного был сделан вывод о том, что законодательством РФ могут предусматриваться ограничения отдельных прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на время военного и чрезвычайного положения, но только в соответствии с вышерассмотренными требованиями норм международного права. Непременное соблюдение этого требования является предпосылкой обеспечения безопасности личности в условиях особых правовых режимов.

Правовое положение граждан и других лиц в период военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что в соответствии с Законом "О военном положении" (ст. 7, 11 - 12, 18) органами, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц.

При этом временные ограничения отдельных прав граждан на период чрезвычайного положения и на время военного положения во многом совпадают, но не полностью тождественны, о чем свидетельствует сопоставление соответствующих норм Законов "О чрезвычайном положении" и "О военном положении", а именно:Законом "О чрезвычайном положении" (ст. 11) и Законом "О военном положении" (ст. 7 - 8) определены временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения.

К ним относятся:

а) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное или военное положение, и выезда с нее, а также установление ограничений на свободу передвижения;

б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций;

г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

Законом "О чрезвычайном положении" (ст. 12) и Законом "О военном положении" (ст. 7) установлены меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения по отдельным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями), а при введении военного положения независимо от оснований.

К таким мерам, в частности, относятся:

а) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа);

б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;

в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

Законом "О чрезвычайном положении" (ст. 12) закреплены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации и др.), но не применяются в условиях военного положения, а именно:

а) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Законом "О чрезвычайном положении" (ст. 13) и Законом "О военном положении" (ст. 7) установлены меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (а при введении военного положения независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация (привлечение) трудоспособного населения (граждан) к выполнению аварийно-спасательных работ (работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями).

В Законе "О чрезвычайном положении" (ст. 13) перечислены меры, которые могут применяются исключительно при введении чрезвычайного положения в связи с вышеназванными чрезвычайными ситуациями, но не могут применяться в условиях военного положения:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

К числу временных мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, исходя из особых задач режима военного положения, относятся следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения (которые, однако, не предусмотрены Законом "О чрезвычайном положении"):

а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам;

б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане;

в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества);

д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток;

е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования;

з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ; к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.

Изложенное свидетельствует о том, что правовое положение граждан в период действия режима чрезвычайного или военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности, которые заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим чрезвычайного или военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан.

Вместе с тем федеральное законодательство предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждан в период действия чрезвычайного и военного положения только в определенном объеме, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.Более того, принимаемые в этой связи меры с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам (ст. 28 Закона "О чрезвычайном положении"; ст. 1 Закона "О военном положении").

Отдельные положения о возможных ограничениях прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного и военного положения закреплены и в некоторых других федеральных законах последнего времени, что свидетельствует о наличии у законодателя единого подхода к решению этой проблемы. В частности, ст. 4 Трудового кодекса РФ установлено, что не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления чрезвычайного или военного положения. А в ст. 51 и 93 Земельного кодекса РФ закреплено, что во время чрезвычайного или военного положения допускается временное изъятие у собственника земельного участка с возмещением собственнику причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции земельных участков для нужд обороны и безопасности. Данные положения Трудового кодекса РФ и Земельного кодекса РФ согласуются с предусмотренными ст. 13 и 29 Закона "О чрезвычайном положении" и ст. 7 и 18 Закона "О военном положении" нормами о возможности привлечения (мобилизации) граждан к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ (работ для нужд обороны) с гарантированной оплатой труда, а также изъятия у них необходимого для нужд обороны имущества (во время режима чрезвычайного положения - использования имущества и ресурсов организаций) с последующей выплатой государством его стоимости (возмещение причиненного ущерба).

Законом "О чрезвычайном положении" (ст. 16 - 27) и Законом "О военном положении" (ст. 9 - 15) закреплены и разграничены полномочия Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан.Кроме того, в Законе "О военном положении" (ст. 22) и в Законе "О чрезвычайном положении" (ст. 37) содержится норма об обязанности Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения во исполнение международно-правовых обязательств РФ принять меры по оповещению (уведомлению) Генерального секретаря ООН (а через него государства - участники ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях РФ от своихобязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан.

В новом законодательстве РФ об особых правовых режимах серьезное внимание уделено гарантиям прав граждан. Примечательно, что соответствующие нормы закреплены в специальной главе Закона "О чрезвычайном положении" (гл. VI "Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения"). В ней конкретизируются ранее рассмотренные в настоящей статье пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения (ст. 28), закрепляются гарантии имущественных и социальных прав граждан (ст. 29), устанавливается ответственность лиц, участвующих в поддержании режима чрезвычайного положения (ст. 34), и решаются вопросы осуществления правосудия и деятельности органов прокуратуры на территории действия чрезвычайного положения.

Юридическими гарантиями соблюдения основ правового статуса личности в условиях чрезвычайного и военного положения могут являться существующие в РФ меры защиты прав и свобод граждан, предусмотренные ст. ст. 45 - 46 Конституции РФ, включая возможность обращения в суд и в органы прокуратуры. В этой связи особого внимания требует выяснение полномочий в период чрезвычайного и военного положения именно судов и прокуратуры. Здесь необходимо исходить из того, что в отличие от законодательства других стран и исторического опыта дореволюционной России и СССР, Конституцией РФ (п. 3 ст. 118) и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (п. 1 ст. 4) создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается.

Исходя из конституционных принципов судебной деятельности правосудие на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией РФ. Причем судопроизводство во всех судах должно осуществляться в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ. Исключительно важно, что применение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается (ст. 35 Закона "О чрезвычайном положении"; ст. 16 Закона "О военном положении").

В случае же невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Что касается деятельности Прокуратуры РФ на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, то она также должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ с учетом положений федерального законодательства о чрезвычайном или военном положении (ст. 36 Закона "О чрезвычайном положении"; ст. 16 Закона "О военном положении"). Законом "О чрезвычайном положении" особо оговорено, что при введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов РФ Генеральным прокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Безусловно, принятие Законов "О чрезвычайном положении" и "О военном положении" является основой для дальнейшего совершенствования правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения (в том числе по вопросам гарантий прав и свобод граждан), включая внесение соответствующих изменений в ряд федеральных законов и принятие постановлений Правительства РФ, что отмечается в современной юридической литературе.

В заключение необходимо отметить возросшее в последнее время внимание к исследованию различных аспектов особых правовых режимов. В то же время представляется, что проблеме обеспечения безопасности личности в период действия чрезвычайного и военного положения не уделяется должного внимания в научной литературе, что требует продолжения научных исследований в данном направлении.

Тема 8. Конституционные основы обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Конституционные основы Российской Федерации Россия – наша Родина

В 1993 г. начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной,

Российская Федерация – крупнейшее государство Евроазиатского континента. Занимает площадь более 17 млн. кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г. – 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. – жителей городов (73,1%) и 40 млн. – сельских жителей (26,9%).

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них: русских – 120 млн. человек (82"4 общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар – 5,5 млн., чувашей – 1;8 млн., башкир – 1,3 млн., мордвы – 1,1 млн. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности. В состав России входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Наша республика – страна с наибольшим количеством городских и сельских поселений: всего 1067 городов, в т.ч. 13 – с числом жителей свыше 1 млн. человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных районов.

Россия обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. Ее отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.

Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

Сущность конституционных основ Российской Федерации

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) ее Конституции, отражающие наиболее важные, принципиальные черты современного Российского государства. "Российская Федерация – Россия, – отмечается в статье 1 Конституции, – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это положение имеет особое значение. Оно отражает главные цели строительства нового Российского государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

Россия как демократическое государство

Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2 Конституции). Такая конкретная, адресованная человеку и гражданину цель развития демократии впервые зафиксирована в тексте Конституции России. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Речь, следовательно, идет о том, что в нашей стране приоритет отлается интересам личности (человека), и осуществлению этих интересов должна быть подчинена деятельность всех органов власти.

Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они принадлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948), и международным пактам об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966).

3 Конституции Российской Федерации получил закрепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.

Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, связанные с управлением делами государства. В их числе – право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные)-и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.

Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого гражданина, он имеет право на судебную защиту своих законных интересов. Данное положение в полной мере распространяется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армий, округа. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых случаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (статья 55): необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Так, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митингах и манифестациях и т.п.

Народ с правами и свободами человека и гражданина в Конституции России четко определены и его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина России.

В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как "власти народа". А именно – носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем референдума и свободных выборов), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).

Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных образований) – Федеральное Собрание Российской Федерации, парламенты республик. краевые, областные, окружные думы формируются путем выборов. Прямыми выборами населения избираются глава Российского государства – Президент Российской Федерации, а также главы администраций, краев, областей, районов, мэры многих городов.

Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституций 1918 и 1924 гг. органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных выборов. Граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) органы избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.

Власть народа осуществляется через органы государственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.

Органы законодательной власти (представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; лав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция России и Закон "Об обороне" наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы Вооруженных Сил.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации создается местное самоуправление для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муниципальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, старосты или старшины небольших населенных пунктов.

Впервые в Конституции России получила закрепление норма о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это означает, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц и органов власти самим народом, либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

Демократизм Российского государства проявляется и в определении экономических основ нашего общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности" (п. 2 статьи 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься предпринимательством, Конституция достаточно четко определяет социальные задачи государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны охраняться труд и здоровье людей; устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развиваться система социальных служб; устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты граждан.

Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зонах повышенной опасности, регламентируются специальными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Новым демократическим положением Конституции Российской Федерации является закрепление в ней идеологического и политического многообразия. Приверженность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека. Важно иметь в виду единственное правило – никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей (в том числе и обязанностей военной службы).

Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России. Так, в соответствии с избирательным законодательством на территории России проводятся свободные выборы на многопартийной основе. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается по партийным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина депутатов Государственной Думы, избираемых индивидуально, может также выдвигаться партиями и другими объединениями и в случае избрания будет отстаивать определенные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Государственной Думы, избранных в декабре 1995 г., – 147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.

Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

На демократический характер российской государственности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: "Никакая религия не может устанавливаться в, качестве государственной или обязательной". Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия как федеративное государство

Россия, в соответствии с Конституцией, является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.

Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.

Россия как правовое государство

В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новые является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании – "Собрании законодательства Российской Федерации", а при необходимости – в "Российской газете". Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и Гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств". В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.

Предмет: НВП

Класс: 11

Дата проведения:

Тема урока : Законодательные основы обеспечения военной безопасности государства.

Цель урока : Ознакомить учащихся с з аконодательной основой создания ВС и военная доктрина Республики Казахстан

Учебные вопросы :

Законодательная основа создания Вооруженных Сил

Военная доктрина Республики Казахстан

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут

Ход урока:

Вводная часть : принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.

Основная часть

Обретение Казахстаном государственной независимости поставило перед ним трудную, но жизненно важную задачу - создание собственных сил обороны. Формирование Вооруженных Сил потребовало выработки принципиально новой законодательной основы, перестройки механизма армии с учетом географического положения и особенностей республики, что повлекло значительные материальные затраты.

По Указу Президента Республики Казахстан 25 октября 1991 г. был образован Государственный Комитет обороны Казахской ССР, который затем был трансформирован в Министерство обороны Республики Казахстан. Руководство Вооруженными Силами возложено на Президента РК как Верховного Главнокомандующего, а непосредственное управление - на министра обороны. Первым министром обороны Казахстана был генерал-армии С. К. Нурмагам бетов.

В состав Вооруженных Сил Казахстана вошли войска 40-й общевойсковой армии, войска ВВС и ПВО, а также соединения и части по их обеспечению и обслуживанию. В Министерстве обороны решались организационные вопросы мо структуре и материальному обеспечению этого госу дарственного института. Были созданы системы не посредственного управления войсками и взаимодействия с Ведомствами Министерства обороны СНГ, решены вопросы финансового материально-технического и медицинского обес печения войск Республики Казахстан.

Таким образом Президент Республики Казахстан закон одательно утвердил создание Вооруженных Сил в стране .

Сегодня Казахстан самостоятельно определяет порядок условия прохождения его гражданами военной службы, решает вопросы размещения войск, вооружения и техники на своей территории.

Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально-экономической политики

государства, его обороноспособности, безопасности, поддержания общественного порядка и обеспечивает их осуществление, определяет принципиальные задачи Вооруженных Сил. Ведь защита Республики Казахстан

является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

По Конституции Республики Казахстан: «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований».

Еще одним гарантом защищенности общества является недопустимость участия или поддержки военнослужащими какой-либо политической партии. Таким образом, поли тические действия со стороны Вооруженных Сил, на правленные против государственной власти, расцениваются как неконституционные.

Армия внутри страны должна выполнять важную роль в поддержании единства и патриотизма в обществе.

Законодательная база решила общие и кардинальные вопросы оборонной доктрины и концепции Вооруженных Сил республики. Причем критериями истины в данном случае выступали как потенциальные возможности самого Казахстана, так и реалии окружающего мира.

Военная доктрина Республики Казахстан представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов (далее - военных конфликтов), военное строительство, а также на использование Вооружен ных Сил, других войск и воинских формирований для защиты национальных интересов и выполнения между народных обязательств Казахстана.

Характер, основные черты современных военных конфликтов

Военная доктрина Республики Казахстан учитывает снижение угрозы развязывания крупномасштабных войн, однако не дает гарантий полного исключения военных конфликтов.

Характер современных военных конфликтов определяется их военно-политическими целями, применяемыми видами пружин, масштабами. В документе отмечены основные черты современных вое нных конфликтов.

Конфликт высокой интенсивности - военный конфликт с участием мощных в военном и экономическом отношениях государств (коалиций государств). В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экономи ческим бедствиям в большинстве стран региона.

Конфликт средней интенсивности - военный конфликт между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала. Военные действия в конфликте средней интенсивности характеризуются применением ограниченных сил и средств противоборствующими сторонами, очаговыми боевыми действиями с активным использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, падением военных действий в границах конфликтующих государств и поражением на всей территории войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций.

Конфликт низкой интенсивности - вооруженный конфликт, возникающий при попытках разрешить различного I )< >да противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, не переходя в состояние войны. Как правило, такие конфликты возникают в результате приграничных вооруженных столкновений, проникновения извне вооруженных формирований и групп, создания незаконных формирований внутри страны, деятельности террористичес ких организаций. Конфликт низкой интенсивности характеризуется применением противоборствующими сторонами (ограниченные контингенты войск, нерегулярные и другие формирования) разнородных сил и средств, проведением диверсионных и террористических актов, готовностью широкого использования современных видов вооружения и военной техники. Такие конфликты носят быстротечный, ограниченный характер. В современных условиях возникновение конфликтов такого рода мало вероятно. Использование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для обеспечения военной безопасности государства. Согласно военной доктрине Вооруженные Силы, другие войска и воинские фор-

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны нашего государства

Основой военной организации нашего государства являются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению других задач осуществляется по решению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К этим задачам относятся следующие:
. содействие органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в локализации и блокировании районов конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов;
. оказание помощи пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации;
. содействие в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и пиратством;
. оказание помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основными функциями Вооруженных Сил являются:
. пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве, в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации;
. обеспечение свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;
. выполнение союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;
. поддержание или восстановление мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых Россия является.
Основные задачи, которые стоят перед Вооруженными Силами России по обеспечению национальной безопасности, могут быть распределены по четырем направлениям: сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам России; обеспечение экономических и политических интересов России; осуществление силовых операций мирного времени; применение военной силы.
Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки и подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию, а также поддержанием высокой боевой и мобилизационной готовности стратегических ядерных сил и систем их управления.
Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:
. защита граждан России в зонах вооруженных конфликтов и регионах политической или иной нестабильности;
. создание условий для безопасности экономической деятельности Российской Федерации;
. защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также в Мировом океане;
. проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах жизненно важных экономических и политических интересов России;
. организация и ведение информационного противоборства. Силовые операции мирного времени Вооруженные Силы
осуществляют в рамках выполнения следующих задач:
. борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
. частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание в готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
. осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
. обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
. защита государственной границы в России в воздушном пространстве и подводной среде;
. силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решений Совета Безопасности ООН;
. предупреждение экономических катастроф, других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации Вооруженными Силами проводится в форме прямого участия в вооруженных конфликтах; локальных войнах; региональных войнах; крупномасштабной войне.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ