Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Это термин для обозначения соединения в юридическом статусе право и дееспособности. Содержание международной правосубъектности составляет совокупность прав и обязанностей. Здесь выделяют три уровня прав и обязанностей:

    Права и обязанности общие для всех субъектов (например, право вступать в международные отношения, право защищать свой статус, право на восстановление нарушенных прав, право на добросовестное исполнение обязательств, право и обязанность на уважение других субъектов)

    Права и обязанности, характерные для конкретных видов субъектов (например, права и обязанности государств, права и обязанности, характерные для наций)

    Индивидуальные права и обязанности (права и обязанности для конкретного лица)

Классификация субъектов Классификация в зависимости от статуса

Выделяют субъекты с абсолютным статусом (таких, как государства, нации, борющиеся за независимость), субъекты с относительным статусом или ограниченным (международные организации, индивиды, и все остальные).

Классификация в зависимости от участия в создании норм международного права

Субъекты делятся на правосоздающие (международные организации, нации, государства) и правореализующие (индивидуумы, юридические лица). Первые субъекты одновременно являются и вторыми.

Признание в международном праве

В МП под признанием понимается акт, по которому одна сторона констатирует существование и правосубъектность другой.

На этот счет существует две теории в международном праве:

    Декларативная теория. В соответствии с этой теорией признание - это подтверждение уже существующего фактического положения. По этой теории государство является правосубъектным уже с момента возникновения. Признания как такового не требуется

    Конститутивная теория. В соответствии с этой теории, признание - это утверждающий факт со стороны признающей государство. Государство правосубъектно только с признанием.

Виды признания

По виду признаваемого субъекта:

    Признание государств

    Правительств

    воющей стороны

    борющейся нации

    органов сопротивления

    повстанческих движений

Формы признания:

    Юридическое признание

    Признание Де Юре (полное признание) с обменом дипломатических представительств, посольствами

    Признание Де Факто, сопровождается документами, но дипломатическими представительствами не обмениваются.

    Фактическое признание (в форме постоянных либо эпизодических контактов)

    Признание Ad Hoc (признание на конкретный случай)

Способы признания

    Явновыраженное признание (обмена документами, подписание договоров)

    Молчаливое признание (без документов, без обмена документов и так далее) В некоторых случаях даже рукопожатие лидеров государств является актом признания.

Правопреемство в международном праве

Правопреемство – это переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного субъекта к другому. Субъектами этих отношений могут выступать только государства и международные организации.

Акты регулирующие правопреемство:

    Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года

    Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Основой правопреемства всегда является юридический факт, возникновение нового государства как субъекта международного права.

Можно выделить несколько вариантов изменения государства:

    Смена строя

    Образование новых независимых государств (в первую очередь - колонии). Например, Индия была образована из английской колонии.

    Объединение государств. Например, Германия – воссоединение восточной и западной германии (ФРГ и ГДР), Чехословакия и другие

    Разделение. Например, Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию

    Отделение. Например, Прибалтика.

1. Понятие международной правосубъектности.

2. Понятие и виды субъектов международного права.

3. Государства - основные субъекты международного права. Правосубъектность других участников международного общения.

4. Институт признания в международном праве.

5. Правопреемство государств. Континуитет Украины относительно прав и обязательств СССР.

Понятие международной правосубъектности.

Международная правосубъектность является основным признаком субъекта международного публичного права, оказывается, как правило, в наличии прав и обязанностей, устанавливаемых обычными и договорными нормами международного права.

В разные периоды менялись доминирующие критерии международной правосубъектности: в прошлом считалось, что одним из важных элементов является возможность объявления и ведения войны против другого субъекта международного права. Теперь - это способность иметь права и обязанности, способность их осуществлять, реальным отражением чего является возможность участвовать в международных договорах на равных правах с другими государствами..

Международная правосубъектность включает в себя следующие элементы:

1) международная правоспособность;

2) международная дееспособность;

3) международная деликтоспособность;

4) участие в международной нормотворчества.

Международная правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Такой способностью обладают государства с момента их создания; нации, борющиеся за независимость, - с момента их признания; международные межправительственные организации - с момента вступления документов об их основания в силу; физические лица.

К понятию международной дееспособности входит самостоятельное осуществление субъектами международного права своих прав и обязанностей. Международная деликтоспособность субъектов международного права означает их способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Субъекты международного права имеют общую, отраслевую и специальную правосубъектность.

Общая правосубъектность - это способность определенных лиц ipso facto (в силу факта своего существования) выступать в качестве субъекта международного права. Ею обладают только суверенные государства и нации, борющиеся за независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность субъектов международного права выступать в качестве участников в определенной сфере межгосударственных отношений (например, международные межправительственные организации).

Специальная правосубъектность - это способность лиц быть участниками только определенного круга отношений в рамках отдельной отрасли международного права. Ею владеют физические лица и международные неправительственные организации.

Право международной правосубъектности охватывает также такие институты как признание и правопреемство.

Итак, можно сделать вывод, что понятие международная правосубъектность означает способность быть субъектом международного права. ее объем у разных видов субъектов существенно отличается.

Выделим некоторые международно-правовые документы, определяющие правосубъектность. Например Акт о признании и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 В нем, в частности, отмечается, что государства, которые его подписали (Австрия, Франция, Великобритания, Россия, Португалия, Пруссия), "торжественно признают постоянный нейтралитет Швейцарии и ручаются за целостность и неприкосновенность ее владений в новых границах, указанных актом Венского конгресса ".

Договор 1990 об окончательном урегулировании в отношении Германии, то есть о создании Объединенной Германии в рамках ФРГ, ГДР и Западного Берлина. В ст. 1 настоящего договора отмечается, что "Объединенная Германия приобретает полного суверенитета над своими внутренними и внешними делами".

В заключении Международного суда 11 апреля 1949 по вреда, причиненного на службе у Объединенных Наций, отмечается, что "субъекты права в юридической системе не обязательно должны быть идентичными с точки зрения своей природы и объема прав". И где суждения в конкретной ситуации касалось правосубъектности ООН, оно, по сути, имеет общее значение.

Перспективы развития международной правосубъектности

Современные международные отношения характеризуются ростом взаимодействия государств, их органов, международных организаций, а также физических и юридических лиц в различных политических, экономических, культурных и других отношениях. Вместе с тем очевидно, что национальная доктрина международного права о международной правосубъектности не отвечает современным реалиям. Как известно, международное право - не аморфное образование, а должно меняться в зависимости от изменения ситуации в мире. Такое мнение основывается на утверждении, что основной целью международного права и в соответствии его доктрины является обеспечение мира и международной безопасности.

Понятно, что дальнейшее развитие международных экономических отношений невозможно без активного участия в транснациональных корпораций, физических и юридических лиц. Также нет сомнений, что все эти субъекты должны иметь в международной торговле равные права. Существующая практика, когда государства, прикрываясь своим суверенитетом, получали преимущества, не отвечает интересам мирового сообщества. Проявлением подобной практики преимущества государств по сравнению с индивидами в международных органах правосудия. Тенденция к увеличению участия физических и юридических лиц в международных экономических отношениях будет преобладающей. Поэтому целесообразным было бы обеспечить государствам, физическим и юридическим лицам равные процессуальные права.

Изучение отечественной литературы по международному праву показывает, что доктрина прошла путь от категорического отрицания международной правосубъектности международных организаций к признанию их субъектами международного права. Аналогичной становится и ситуация с индивидами. Международное право не относится к точным наукам и его развитие осуществляется в том числе на основе доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Анализ современной литературы по международному праву показывает, что ряд авторитетных юристов-международников признают частичную международную правосубъектность за физическими и юридическими лицами.

Стремление ограничить круг субъектов международного права является следствием тоталитарного мышления. По мнению некоторых исследователей, длительное, неопределенное положение международного частного права и безрезультатные споры "монистов" и "дуалистов" не способствовали надлежащему развитию этой науки.

Надеемся, что в перспективе будет активизироваться деятельность субъектов в различных отраслях международного права.

Правосубъектность субъектов международного права предполагает подчиняемость непосредственно общемировым нормам. Она проявляется в наличии соответствующих обязанностей и юридических возможностей. Эти категории, в свою очередь, определяются обычными и договорными нормами. Рассмотрим подробнее .

Общие сведения

Первичные субъекты международно-правовых норм считаются носителями соответствующих обязанностей и юридических возможностей в силу имеющегося у них суверенитета. Он делает их независимыми, предопределяет их участие в отношениях, возникающих на мировой арене. Стоит сказать, что нормы, в соответствии с которыми возникает , отсутствуют. Есть только положения, которыми она подтверждается с момента появления. Другими словами, не находится под влиянием чьей-либо воли. По своей природе она обладает объективным характером.

Признаки участников

Возникает у коллективных образований. Каждое из них обладает элементами организации. Так, например, государство имеет аппарат управления и реализует власть, население какой-либо территории, выступающее за свою независимость, - политический орган, который представляет ее и внутри, и на мировой арене. При осуществлении своих полномочий участники отношений обладают относительной автономией и не подчиняются друг другу. У каждого субъекта есть свой Они вступают в отношения от своего имени. Вместе с этим позволяет участвовать в выработке и принятии норм, распространяющих свое действие на Ключевым элементом реализации этой юридической возможности выступает дееспособность. Субъекты являются не просто адресатами международного права, но и участниками его формирования.

Пояснения

Международная правосубъектность имеет место только при наличии всех признаков, указанных выше:

  1. Обладание обязанностями и юридическими возможностями, вытекающими из мировых норм.
  2. Существование в форме коллективного образования.
  3. Осуществление непосредственного участия в создании норм.

По мнению юристов, при отсутствии какого-либо одного из указанных признаков, нельзя говорить о наличии международной правосубъектности в точном значении понятия. Основные возможности и обязанности характеризуют общий статус всех участников отношений на мировой арене. Ответственность и права, которыми наделяются определенные субъекты (международные организации, страны и пр.), образуют специальные статусы для данной категории. Комплекс юридических возможностей и обязанностей конкретного участника формирует индивидуальную позицию на мировой арене. Соответственно, правовое положение разных субъектов неодинаково. Это обуславливается различным объемом норм, распространяющихся на них, и кругом отношений, к которым они могут привлекаться.

Международная правосубъектность государств

Страны выступают в качестве основных участников отношений на мировой арене. Их возникает в силу непосредственно факта их существования. В любой стране есть аппарат управления, властные органы. Государства занимают определенные территории, на которых проживает население. Ключевым же признаком страны является суверенитет. Он представляет собой юридическое выражение независимости, самостоятельности государства, равноправия во взаимодействии с другими державами.

Суверенитет

Он обладает международно-правовым и внутренним аспектами. Первый означает, что на международной арене в качестве участника отношений выступает не госорган или отдельное лицо, а вся страна. Внутренний аспект отражает территориальное верховенство, политическую самостоятельность власти на территории и за ее пределами. Основа международно-правового статуса государства включает в себя юридические возможности и обязанности. Декларация от 1970 г. устанавливает круг требований для стран. В частности, каждому государству вменяется в обязанность соблюдать нормы мирового права, уважать суверенитет других держав. Суверенитет также предполагает, что никакая обязанность не может вменяться стране без ее на то согласия.

Международная правосубъектность наций

Она обладает объективным характером, то есть существует вне зависимости от чьего-либо волеизъявления. В соответствии с действующими в мире нормами, населению любой территории гарантируется право на самоопределение, свободный выбор и развитие социально-политического статуса. Принцип самостоятельного определения своего пути выступает в качестве ключевого нормативного положения.


Устав

В нем определяется цель работы организации, предусматривается формирование определенной структуры управления, формулируется предел компетенции. Наличие действующих постоянно органов обеспечивает самостоятельность воли объединения. Международные сообщества участвуют во взаимодействии с другими субъектами от собственного имени. Всем объединениям вменяется обязанность соблюдать общемировые нормы. Деятельность региональных сообществ должна быть совместима с принципами и целями ООН. Межправительственные объединения не наделяются суверенитетом. Они формируются независимыми странами, в соответствии с нормами мирового права, наделяются определенной компетенцией, пределы которой фиксируются в учредительной документации.

Как мы знаем, суверенное государство является основным субъектом международного права. В силу своей суверенной власти государства создают и применяют международно правовые нормы. Понятие государства в международном праве имеет свою специфику1 . Главное состоит в том, что, будучи носителем суверенитета, государство представляет страну в международных отношениях и обладает способностью осуществлять международные права и обязанности.

В международно правовой литературе издавна используется понятие государства , представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Это четкое понятие используется и в международной практике.

Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепила следующие критерии государства как субъекта международного права:

постоянное население;

определенная территория;

власть;

способность вступать в отношения с другими государствами (ст. 1).

Эти положения не раз подтверждались и в последующей международной практике.

Литературе известны и иные определения государства. Польский профессор Л. Антонович считает, что «государством является суверенное геополитическое образование, признающее международное право»2 . По мнению немецкого профессора Г. Мослера, «государство в аспекте международного правопорядка может быть определено как организованное социальное образование, которое на каждом этапе исторического процесса является высшей общественной властью, обладающей равенством со всеми другими аналогичными образованиями»3 .

Государство - необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Оно сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Ученые, а порой и политики высказывают мнение, будто происходит упадок роли суверенного государства в международных отношениях. При этом ссылаются на усиление роли международных организаций и на международное признание прав человека. Нет сомнений в растущем значении организаций, но не следует вместе с тем забывать, что они создаются государствами и призваны служить их интересам.

Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали заявил, что опыт этой Организации подтверждает «важность и незаменимость государства как основного субъекта международного сообщества»1 . Что же касается международного признания прав человека, то, как уже не раз отмечалось, это ни в коей мере не влияет на международно#правовой статус и роль государства.

Ведущий британский юрист Я. Броунли пишет: «Международное право по своей сущности является правом между государствами, и это остается верным, несмотря на появление различных международных организаций и значение стандартов в области прав человека»2 .

Обосновывая тезис о снижении значения государства, некоторые ссылаются также на рост влияния транснациональных корпораций на международные отношения.

Известный американский юрист О. Шэхтер, ссылаясь, в частности, на могущество транснациональных корпораций, утверждает, что в настоящее время «национальные государства претерпевают перемены в их роли и власти, которые затрагивают их коренные юридические позиции в международном порядке. Речь идет не только о констатации снижения их власти, но и о том, что многие по различным причинам считают такое снижение желательным»3 .

Едва ли кто либо станет оспаривать растущую роль транснациональных корпораций в мировой экономике. Опираясь на свое экономическое могущество, они оказывают влияние на политику государств, включая международную. Тем не менее это влияние осуществляется через государства и не сказывается на их юридическом статусе. Более того, подобные взгляды не отвечают тенденциям развития управления как мировой, так и национальной экономикой. И в той и в другой роль государств явно возрастает. Поэтому обоснованно многие авторитетные ученые считают, что нет оснований ожидать уменьшения значения государства и в обозримом будущем1 .

Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности. Таким путем определяются положение государства в международном сообществе, его потенциальные возможности. Правосубъектность имеет два аспекта:правоспособность (способность иметь права и обязанности по международному праву) идееспособность (способность независимо осуществлять права и обязанности по международному праву).

В принципе международная правоспособность и дееспособность неразделимы. Но бывают ситуации, когда, сохраняя статус субъекта международного права, государство оказывается полностью или частично недееспособным. В годы Второй мировой войны оккупированные гитлеровской Германией государства сохранили свою правоспособность, а дееспособность в ограниченной мере осуществлялась правительствами в эмиграции. Аналогичная ситуация имела место в наше время в период оккупации Кувейта Ираком.

§ 2. Основные права и обязанности государства

Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав , которые в нормальных условиях не могут быть ограничены. У всех государств они одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и других различий.

Основные права и обязанности обусловлены природой государства и характером сообщества. Можно сказать, что каково сообщество, таковы и права и обязанности, а с другой стороны, каковы права и обязанности государств, таково и международное сообщество. По мере развития последнего содержание прав и обязанностей расширяется, обогащается.

Основные права связаны с суверенитетом. Нередко их именуют суверенными правами . Они служат предпосылкой приобретения иных прав и обязанностей. При осуществлении своих суверенных прав государства ограничены соответствующими правами других государств. Использование прав в ущерб правам и законным интересам других государств является злоупотреблением правами1 .

Учитывая значение основных прав и обязанностей государств, Генеральная Ассамблея ООН уже в первые годы своего существования поручила Комиссии международного права ООН подготовить проект соответствующей декларации. В 1949 г. Комиссия представила такой проект, который, однако, не был принят. С принятием Декларации о принципах международного права 1970 г. актуальность вопроса уменьшилась, поскольку принципы определили основные права и обязанности государств. Кроме того, в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Поскольку содержание основных принципов уже было изложено в предыдущей главе, здесь необходимо подчеркнуть лишь некоторые моменты. Прежде всего, принципы должны толковаться во взаимосвязи как единый комплекс с учетом целей международного права, отраженных Уставом ООН. Этим комплексом закреплено важнейшее право государства, народа, человека - право на жизнь и на мир, а также обязанность сотрудничать во имя этой цели.

Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств.

Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствующие дела других государств.

Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать.

Государство имеет право свободно выбирать свою социально политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов.

Заслуживает внимания развитие содержания принципа суверенного равенства . Все государства равны перед международным правом, каждое из них обязано уважать правосубъектность других. Из этого вытекает равное право каждого государства на участие в решенииобщих проблем , а также вопросов, в которых оно непосредственно заинтересовано. Утверждение этого права является важным шагом к демократизации международного порядка. На протяжении веков господствоваласвобода договоров , в соответствии с которой могучие державы решали международные дела без участия других государств, игнорируя их интересы. Лишь в наше время право на участие в решении международных проблем нашло признание. Правда, ведущие державы нередко не проявляют к нему должного уважения.

Прежде всего, право на участие относится к наиболее очевидному случаю - к участию в конференциях и договорах, посвященных проблемам, представляющим общий интерес, и утверждающих нормы общего международного права. Ныне универсальные конвенции содержат правило всеучастия.

Например, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. говорится: «Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами…» (ст. 46). Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. закрепила право каждого государства «участвовать в международной торговле и иных формах экономического сотрудничества независимо от каких#либо различий».

Более сложно обстоит дело с правом на участие в решении конкретных вопросов . Нередко оно игнорируется. Для утверждения этого права в практике существенное значение имеет уточнение

самого понятия непосредственно заинтересованное государство1 . Речь идет о законной заинтересованности государства, о юридически обеспеченном интересе. Международный Суд ООН не раз подчеркивал значение юридического интереса для участия в решении вопроса и его отличие от интереса политического 2 . Государство может иметь политическую заинтересованность, лишенную юридического основания (например, в предотвращении заключения торгового договора между двумя другими государствами).

Наиболее четко определяется территориальная заинтересованность , дающая право участвовать в определении режима соответствующей территории. На этом основании СССР отстаивал приоритетное право прибрежных государств на участие в разработке Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Такая заинтересованность носит материальный характер.

Заинтересованность может быть и чисто юридической. Обычно это факт участия в ранее заключенном договоре по тому же вопросу. Так, недунайские государства обосновывали право на участие в определении режима Дуная своим участием в ранее заключенном договоре. Предпочтение должно отдаваться не формально юридической заинтересованности, а материальному интересу.

Государство, незаконно устраненное от участия в решении определенного вопроса, вправе не признавать юридической силы за принятыми решениями.

При решении многих проблем существует категория необходимых участников , т.е. таких, без которых решение останется на бумаге. Так, в решении проблем, связанных с ядерным оружием, необходимыми участниками являются ядерные державы. Однако при этом должны учитываться права и интересы и других государств. В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. предусмотрено, что он вступает в силу после его ратификации государствами депозитариями (ими являются ядерные державы) и 40 другими подписавшими договор государствами.

Утверждение в международной практике права на участие имеет первостепенное значение для реальности прав государств, для демократизации мирового порядка.

§ 3. Юрисдикция государства

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться в их осуществление. Генеральная Ассамблея ООН не однократно призывала государства отказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречит суверенитету других государств.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия -

территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основным является территориальный принцип . В проекте Декларации прав и обязанностей государств он сформулирован так: «Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов» (ст. 2).

В пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что власть государства распространяется и за пределы его территории, например на граждан, находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положения морские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенной мере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие в состав его территории.

Вторым принципом является персональный , в соответствии с которым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речь идет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяется также на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постоянно проживающих в данном государстве (см. § 5 гл. VIII).

Поскольку в пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, то преимущественная сила принадлежит

праву страны пребывания. Иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.

Так, сфера действия законодательства определяется Воздушным кодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулирует соответствующие отношения «на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации...» (ст. 5).

Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).

Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет властные функции за рубежом. Немало новых моментов вносит практика стран СНГ. Так, многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют право «допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения»1 .

Особым случаем являются соглашения о пребывании на территории государства иностранных вооруженных сил, которые распространяют почти полную юрисдикцию иностранного государства на часть территории страны.

§ 4. Иммунитет государства

Как мы видели, юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Равный над равным власти не имеет (par in parem imperium non habet ). Иммунитет был вызван к жизни потребностью поддержания официальных отношений между государствами, необходимостью взаимодействия суверенных государств на территории друг друга (постоянные дипломатические представительства, делегации). Поэтому он был абсолютным, распространяясь на любую деятельность иностранного государства и его собственность.

Однако по мере того как государство стало расширять свою частноправовую деятельность (торговля, приобретение товаров и услуг, недвижимого имущества и др.), положение стало меняться. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета . Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти (jure imperii ). Что же касается правоотношений коммерческого характера (jure gestionis ), то здесь государство не обладает иммунитетом, поскольку юридические и физические лица, вступающие с иностранным государством в такого рода отношения, не могут быть лишены правовой защиты.

В послевоенный период многие государства издали законы, воплотившие концепцию ограниченного иммунитета (Великобритания, США, Сингапур, Пакистан, Южная Африка, Канада, Австралия). В других странах концепция была закреплена судебными решениями. В решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, «действует ли иностранное государство в порядке осуществления своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права»1 .

Существовала и принципиальная приверженность абсолютному иммунитету , определявшаяся особенностями социально экономической системы. Таковой была позиция социалистических стран, в которых государственная собственность являлась основой экономики и была установлена государственная монополия внешней торговли. Эта позиция до сих пор ощущается в российском законодательстве.

Согласно действующему ГПК РСФСР 1964 г., «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, может быть допущено лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства» (ч. 1. ст. 435). Иными словами, речь идет об абсолютном иммунитете. Согласно ГК РФ, особенности ответственности РФ и ее субъектов «в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности» (ст. 127). Однако такой закон до сих пор не принят.

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Международная правосубъектность государств универсальна, что означает полномасштабное участие их в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, выполнять взятые на себя обязательства.

Таким образом, с точки зрения современного международного права, государство - это образование, обладающее определенное территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями.

Государства в зависимости от своей территориально-организационной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными. Унитарное государство представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.

Отдельные регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области внешних сношений, но остаются интегрированными частями унитарного государства, следовательно, не признаются в качестве субъектов международного права.

Сложнее обстоит дело с государствами, имеющими федеративное устройство. Об этом подробнее пойдет речь в следующем параграфе, тем более что этот вопрос является актуальным для Российской Федерации.

Интересным представляется упомянуть о постоянно нейтральных государствах - добровольно приняло на себя обязательство соблюдать постоянный нейтралитет, т.е. не вступать в военные союзы и не допускать на своей территории военного присутствия иностранных государств в мирное и военное время. Среди таких государств можно, в частности, назвать: Швейцария, Австрия, Мальта, Туркменистан, Ватикан, Сан-Марино, Камбоджа.

В теории международного права содержание правосубъектности государств раскрывается через основные (фундаментальные) права и обязанности. Права: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над своей территорией, право на оборону и пр. Из них вытекают и соответствующие обязанности: уважение суверенитета остальных государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной безопасности, развитие экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды и т.д.

Для подтверждения за конкретным государством статуса субъекта международного права, необходимо его признание. Признание - это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

Это чрезвычайно важный аспект в международном праве. Так с развалом СССР и вместе с ней ряда государств, составлявших социалистический лагерь, образовалось несколько новых субъектов международного права. Такая же ситуация имела место при признании самостоятельного статуса за колониями в середине прошлого столетия.

Как показывает практика, иногда для признания того или иного государства достаточно акта одной страны. Так обстоит дело с Турецкой республикой Северного Кипра. Получив признание лишь от Турции, данная республика остается непризнанной всем остальным мировым сообществом, что тем не менее не мешает ее существованию. Это особенно актуально в свете последних событий вокруг Южной Осетии и Абхазии. Как отмечается различными политическими аналитиками, есть два пути выхода их из формального статуса регионов Грузии. Первый, признание Россией их самостоятельными государствами; второй (менее вероятный) - вхождение и в состав России в качестве Субъектов Федерации.

В данном аспекте вопросы, связанные с признанием государств, чрезвычайно сложны и неоднозначны. Достаточно лишь вспомнить к какому международному противостоянию приводят ситуации вокруг Северного Кипра, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Косово. Поэтому мировому сообществу здесь необходимо действовать сообща исключительно дипломатическим путем для избежания столкновений и конфликтов военного характера, плавно подводя обозначенные процессы к разрешению, которое бы по возможности устраивало все заинтересованные стороны.

Также необходимо сказать о таком институте международного права, как правопреемство, которое в некоторой степени связано с признанием государств. И здесь также чрезвычайно важно, чтобы все неурегулированные споры разрешались в соответствии нормами международного права, не допуская вооруженных столкновений.

Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.

Институт правопреемства государств также призван гарантировать договорные обязательства, существовавшие между странами, в случае прекращения существования одного или нескольких из них, либо в случае смены политического устройства, а также для разрешения различных спорных ситуаций вокруг государственной собственности, долгов, архивов и т.д.

На основании вышеизложенного, представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что человеческое общество (как в государственных, так и в общепланетарных масштабах) - это сложная система взаимодействия людей, продукт их взаимной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной общественной организации является государство. Одновременно государство регулирует и внутренние дела и участвует во внешних сношениях. Руководствуясь национальными интересами конкретной страны, необходимо также помнить и об интересах международного сообщества, что, к сожалению, сегодня часто забывается или отбрасывается. Самой опасной тенденцией является то, что обеспечение национальных либо интересов иного сообщества (политические круги, транснациональные корпорации и т.д.) осуществляется под лозунгом интересом именно всего международного сообщества. Вот от таких перегибов необходимо удерживать отдельные государства в международно-правовых отношениях совместными усилиями остальных стран-участниц тех или иных отношений, процессов и международно-правовых организаций.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ