Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Приложение N 4

государственных символах

Чувашской Республики"

Описание Государственного герба Чувашской Республики

1. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

2. Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сар`) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

3. Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Ч`ваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой.

4. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети (месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 ("ветвями Древа" в виде национального орнамента "сунт`х". Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента "сунт`х". Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом "сунт`х", расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45(к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

6. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулн`, Пур, Пулатп`р" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

7. Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к настоящему Закону. За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Приложение N 5

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Цветное изображение Государственного герба Чувашской Республики
(Автор -)

"Государственный герб Чувашской Республики"

Приложение N 6

к Закону Чувашской Республики

"О государственных символах

Чувашской Республики"

Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики

"Условно-графическое изображение Государственного герба Чувашской Республики"

К XV веку на территории Чувашии образовался самостоятельный этнос - чуваши, который вобрал в себя черты сразу нескольких народностей, пребывавших в регионе. Сегодня республика входит в состав России, но сохраняет индивидуальные черты своей уникальной культуры. Как выглядят флаг и герб Чувашской Республики? Какая символика представляет районы республики? Давайте узнаем об этом.

Чувашия

Чувашская Республика располагается в европейской части России, по соседству с Нижегородской и Ульяновской областями, Мордовией, Татарстаном и Республикой Марий Эл. Большая часть ее территории уходит на юг от правого берега реки Волги, слева от нее находится лишь часть Чебоксарского района.

Предками чувашей - основного населения республики - являются тюркоязычные булгары и сувары, основавшие VII веке на берегах Волги Великую Булгарию. Современная чувашская народность сформировалась только к XV веку. Она представляет собой смесь булгарского и финно-угорского этносов. В настоящее время в республике проживает около 1,2 миллиона человек. Около 68% из них - это чуваши, 26% - русские, 5% - татары и мордва.

К Русскому государству эти земли присоединились в XVI веке. До этого жители Чувашии были язычниками, которые верили в анимизм и многочисленных богов. По их представлениям мир состоял из трех уровней, а небосвод поддерживался Мировым деревом. Земля имела квадратную форму, и в каждом ее углу стоял богатырь-защитник. В XVIII веке народ подвергся христианизации, однако его верования и традиции нашли отражение в официальной символике региона.

Описание герба Чувашской Республики

Современная эмблема Чувашии впервые появилась только в 1992 году. До этого главные символы региона имели совершенно другой вид и часто менялись, в соответствии со сменой власти. Автором герба Чувашской Республики стал художник Юрьев Элли Михайлович. Художник постарался показать в нем особенности чувашской культуры.

Вся композиция герба вписывается в условную окружность, нижний контур которой создает красно-желтая лента с названием республики на русском и чувашском языках. Геральдический щит внутри окружности имеет необычную форму. Он резной и очертаниями напоминает шкуру животного.

Щит герба Чувашской Республики разделен на две неравные горизонтальные области. Нижнее поле составляет ¼ часть от общей высоты и окрашено в красный цвет. От него тянется красное дерево, оформленное в стиле народного орнамента. Задний фон дерева окрашен в сплошной желтый цвет.

Сверху над гербом Чувашской Республики располагаются три желтые восьмиконечные звезды, окаймленные красным контуром. Это древние солярные знаки, которые вместе составляют эмблему «Три солнца». По бокам щит обрамляют желтые веточки хмеля с листьями и плодами, которые располагаются на концах красной ленты.

Флаг республики выглядит идентично гербовому щиту. Его полотно разделено на два горизонтальных поля, а в центре присутствует символ дерева и солярные знаки над ним. Ветки хмеля и лента с надписью отсутствуют.

Что означает герб Чувашской Республики?

Эмблема республики пронизана глубокими смыслами и тесно связана с традициями чувашского народа. Не случайна здесь даже симметричность изображения. Она сообщает о тяге к гармонии и внутреннему равновесию, которые присущи местному народу.

Щит в форме шкуры символизирует древний обряд жертвоприношения, который был популярен во времена язычества. В переносном смысле он представляет собой жертву, которую принесли чуваши для создания собственной государственности.

Центральная фигура на гербе Чувашской Республики - это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Восьмиугольные звезды, расположенные над шитом, являются частым элементом традиционного орнамента. Это солярные знаки, символизирующие дар жизни, благополучие и совершенство.

Цвета герба обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность. Хмель по бокам щита символизирует его богатство. Хмелеводство когда-то было одним из распространенных местных занятий, а домашнее пиво считалось традиционным напитком.

История

Земли, на которых сейчас располагается республика, были частью Волжской Булгарии, и Чувашия по праву считается ее преемницей. Именно поэтому, первым местным гербом можно считать изображение на печати Булгарии - идущий ягненок, несущий в одной из лап хоругвь. В 1672 году она была указана в одном из царских титулярников.

Первый официальный символ, который относился непосредственно к Чувашии, был создан только в 1926 году. Это был герб одноименной автономной области. На нем изображалось восходящее солнце с длинными лучами, слева обрамленное дубовыми и еловыми ветками, а справа - колосьями пшеницы. Поверх лучей размещались серп и молот, а сверху - красная пятиконечная звезда. Ветки и колосья были перевязаны красной лентой с девизом: "Пӗтӗм тӗнчери пролетарисем, пӗрлешӗр!". Все это заключалось в щит круглой формы и обрамлялось надписью с названием области и государства.

Позже область стала республикой, а стили ее эмблемы неоднократно изменялись. При этом все символы оставались на своем месте. Последнее изменение герба Чувашской Республики произошли в 1978 году. Тогда форма щита стала резной, звезда разместилась над ним, а колосья пшеницы окаймляли его с двух сторон. Серп и молот стали крупнее, а над ними на щите располагались надписи РСФСР и «ЧУВАШСКАЯ АССР».

Районы республики

Современная Чувашская Республика занимает территорию всего 18 343 км 2 . Административно она разделяется на 21 район, 5 городов республиканского и 4 - районного значения. Кроме того, в ней выделяют около двух тысяч поселков, городских и сельских поселений.

Гербы районов Чувашской Республики отражают местную природу и историю, однако, они имеют одну интересную особенность. На многих из них изображены мифические персонажи или традиционные символы, связанные с регионом, который они представляют. Так, на эмблемах районов встречаются сказочные воины, почитаемое чувашами дерево дуб, крылатый конь и другие элементы фольклора.

Красночетайский район

Герб района изображает золотого вздыбленного коня с крыльями. Рядом с ним стоит серебряный воин-батыр с красной бородой и волосами, который пытается сдержать коня за узду. Фон сзади них окрашен в красный, а под их ногами - в синий цвет. В верхнем левом углу находится миниатюра герба Чувашии, как знак принадлежности района к республике.

В основу эмблемы легла давняя народная легенда. Она рассказывает о верховном боге Туре, который создавал животных. Самым первым его творением стал крылатый конь, ставший прародителем всех лошадей, и стал проводником народа, приведя их из лесов на плодородные земли.

Это животное всегда играло важную роль в жизни чувашей. Оно ассоциируется с мужеством, верностью, преданностью и отвагой.

Батыревский район

Герб этого района окрашен в сплошной голубой цвет. В центре располагается фигура могучего воина с седой бородой, в серебристых доспехах и золотом шлеме. Он стоит, опираясь двумя руками на меч, лезвие которого на конце превращается в пламя.

Воин Батыр является персонажем чувашского фольклора. Это богатырь, который всегда стоит на страже, защищая родной край. Меч в его руках является символом справедливости и защиты, а пламя вместо лезвия говорит о готовности оборонять свою землю. Оно также символизирует доброту и надежность народа.

Чувашская Республика Краткая историческая справка: 24 июня 1920 г. образована Чувашская автономная область 21 апреля 1925 г. преобразована в Чувашскую АССР 19 октября 1990 г. переименована в Чувашскую ССР С 13 февраля 1992 г. стала называться Чувашской Республикой Современное государственное устройство: Основной закон Чувашской Республики - Конституция Чувашской Республики (2000 г.) С 26 декабря 1993 года в республике - президентская форма правления С 1 января 2012 г. высшее должностное лицо Чувашской Республики – Глава Чувашской Республики


Государственные символы Чувашской Республики - достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством. Государственные флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и ёмко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен.


Государственные герб и флаг Чувашской АССР были утверждены на II (VII) съезде Советов республики 30 и 31 марта 1927 г. Автор – художник и фотограф П.Е. Мартенс, выпускник знаменитого в России учебного заведения барона Штиглица (ныне - Академия прикладного искусства) Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу лентой с красной каймой с чувашскими орнаментами на концах и с надписью в середине: «Пĕтĕм тĕнчери пролеттарисем, пĕрлешĕр!». Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респуплĕкĕ», с правой стороны: «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1927–1931


Государственный флаг ЧАССР 1927–1931 Флаг состоит из красного или алого полотнища, на верхнем левом углу которого обрамленное чувашским орнаментом белое полотно с красными буквами «ЧАССР», впереди коих в верхнем углу серп и молот, расположенные крест-накрест рукоят- ками к низу. Отношение ширины флага к длине - 1:2, а белой вставки к красному полотнищу - 1:9


12 февраля 1931 г. IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображения герба и флага, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР» Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу красной лентой с надписью в середине: «П ĕ т ĕ м т ĕ нчери пролетарисем, п ĕ рлеш ĕ р!» Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респупл ĕ к ĕ », с правой стороны - «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1931–1938




31 мая 1978 года внеочередная VIII сессия Верховного Совета ЧАССР 9-го созыва утвердила новую Конституцию (Основной закон) ЧАССР. Герб и флаг остались прежними, но с некоторыми незначительными изменениями. На флаге надпись стала изображаться в две строки по-русски и по-чувашски Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Государственный герб Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью «РСФСР» на русском языке и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском и чувашском языках с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чувашская АССР» на русском и чувашском языках. В верхней части герба - пятиконечная звезда Государственный герб ЧАССР




29 апреля 1992 года постановлениями Верховного Совета Чувашской Республики утверждены Положения о Государственном гербе Чувашской Республики и о Государственном флаге Чувашской Республики. Тогда же внесены изменения в соответствующие статьи Конституции Чувашской Республики


1 июля 1997 года Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики» Официальными государственными символами Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации установлены Государственный флаг Чувашской Республики, Государственный герб Чувашской Республики и Государственный гимн Чувашской Республики


Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - «Древо Жизни» и «Три Солнца» Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю


Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца»


Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики Юрьев Элли Михайлович ()


Юрьев Элли Михайлович () Академик, заслуженный художник Чувашской АССР, народный художник Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К. Иванова, Почетный член Всероссийского геральдического общества, почетный гражданин города Чебоксары, с. Порецкое Порецкого района, с. Янгорчино Вурнарского района. Родился в с. Исаково (Кĕçĕн Шетмĕ) Красноармейского района Чувашской Республики. Э. Юрьев – выпускник Тбилисской академии художеств. Работал в Чувашском книжном издательстве, Чебоксарской студии телевидения, художественно- производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Был главным художником г. Чебоксары. Преподавал на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Автор эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, гербов г. Чебоксары, многих поселков республики, эмблем всех театров и концертных организаций Чувашии. Положил начало искусству художественного литья в Чувашии. Основные работы: оформление книг – «Слово о полку Игореве», «Буря» Т. Педэрки, «77 братьев» Г. Eфимова, «Раба дьявола» Я. Ухсая, «Нарспи» К. Иванова, «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши»; плакаты – «Я.А. Каменский», «Альбрехт Дюрер»; проект герба г.Чебоксары, герб и флаг Чувашской Республики; картины – «Разум сильнее стихии», «Второй полет», «Весна в Янгорчино» и др.
Государственный гимн Чувашской Республики – символ государства, его суверенитета В основу Государственного гимна Чувашской Республики положена песня «Тăван çĕршыв» (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Российской Федерациии Чувашской Республики Герман Лебедев на слова члена Союза писателей СССР Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.


Авторы Государственного гимна Чувашской Республики Герман Степанович Лебедев (музыка), Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) (слова). Герман Степанович Лебедев () Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) ()


Родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала - заведующим учебной частью, затем - директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца. В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1970 г. - заслуженного деятеля искусств РСФСР. Основная область его творчества - песня. Сочинил около 400 произведений. Герман Степанович Лебедев ()


Илья Семенович Тукташ () Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства (гг.). В гг. - научный сотрудник Научно-иследовательского института. Является автором многих стихов и песен, рассказов и повестей «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве» (совместно с И. Ивником), произведений М. Горького, М. Шолохова, Р. Тагора, песен В. Лебедева- Кумача, сонетов В. Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

Классическая геральдика содержит немного примеров, когда главным элементом герба становится образ, полностью созданный художником, хотя и содержащий явственную ссылку на древний национальный орнамент.

Герб Чувашии - наиболее яркий образец государственного символа подобного типа. Оригинальность и новизна такого решения связаны с тем, что история самоопределения Чувашской республики насчитывает не так много времени, хотя обособленное существование этой поволжской народности прослеживается с XV века.

Из волжских булгар

Начиная с VII века в Северном Причерноморье существовало государство, называвшееся Великой Булгарией. Его населяли тюркоязычные народности, многие из которых уже к тому времени обладали развитой особой культурой, - скифы, сарматы, аланы. Под ударами кочевых племен, главным образом хазар, это государственное образование распалось, а народы, его населявшие, переместились в районы Поволжья и Прикамья.

Здесь произошла их ассимиляция с частью финно-угорских племен. В результате образовалась волжско-булгарская народность, ставшая основой многих поволжских и уральских народов: марийцев, удмуртов, эрзян, башкир. Они находились под двойным давлением: с востока - со стороны Золотой Орды и отколовшегося от неё с запада - от набиравшего силу Московского государства. Современные чуваши считаются "продуктом" смешения булгар с марийцами.

Чувашская автономная республика

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки, и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

Новый этап государственности

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Чувашской республики дало начало изменениям во многих областях жизни республики. В процесс создания главных символов включилась творческая элита всей Чувашии и представители других социальных слоёв её населения, в том числе и члены чувашской диаспоры за рубежами России.

Общими усилиями были разработаны условия проведения конкурса по разработке новой государственной символики, а также основные принципы выражаемой ими концепции. Новые флаг и герб Чувашии, её гимн были приняты в 1992 году, после многочисленных отборов и обсуждений. Автором герба, внесенного в Государственный геральдический регистр РФ под номером 207, стал видный чувашский художник Элли Михайлович Юрьев.

«Древо жизни»

Образной основой новой государственной атрибутики стали изображения древнечувашских символов, выполненных в духе национального орнамента. Основной из них - «Древо жизни» - имеет глубокие корни в славянской истории и культуре. Герб Чувашии благодаря ему обрел удивительную многозначность. Это олицетворение исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего народа, постоянного движения вперед, возрождения, стойкости, основанных на корневых связях с родной землёй.

Этот знак, силуэтом напоминающий особо почитаемый чувашами дуб, состоит из пяти элементов, олицетворяющих различные народности, которыми заселена республика Чувашия. Центральная линия, исходящая из основания и разделяющаяся на два отростка, заканчивающиеся завитками из национального узора, - символ коренного населения. Внизу и в середине древа попарно расположены два знака, означающие другие национальности, а также чувашей, проживающих за пределами республики.

Описание герба

Современный герб Чувашии венчает другой древний символ - трижды повторенную восьмиконечную звезду, олицетворяющую солнце. Троекратное повторение солярного знака означает древнее чувашское понятие - «Пулна. Пур. Пулатпар», переводимое как «Были. Есть. Будем».

Под ним располагается сложной вырезной формы геральдический щит, на котором находится символическое изображение «древа жизни». Снизу щит обрамляет красная с желтой каймой лента с фигурным уширением внизу. На ленте желтыми литерами написано название республики на чувашском и на русском языке: «Чаваш Республики - Чувашская Республика». Верхние края ленты украшают стилизованные изображения золотых листьев и шишек хмеля - пиво всегда было традиционным праздничным напитком чувашей.

Описание флага

Прямоугольное полотнище с разделением на желтое и красное поля, с расположенным по центру изображением «Древа жизни» и «Трех солнц» - так выглядит один из главных государственных символов, которыми обладает республика Чувашия.

Большое значение имеет цветовая символика. Желтый - по-чувашски «сара» - один из самых красивых в чувашском фольклоре. Он отождествляется с солнечным светом, со всем самым прекрасным и светлым. В классической геральдике этот цвет называется золотом и имеет своё толкование - богатство, силу, верность, постоянство, справедливость и т.д.

Другой цвет герба и флага Чувашии - сандалово-красный. Он также относится к самым популярным в чувашском народном творчестве. В геральдической практике он называется пурпуровым и значит могущество, мужество, достоинство.

Обладающая большой художественной выразительностью и значительной смысловой наполненностью, эта государственная символика вошла в практику и культуру народа. Она активно используется и в праздничном оформлении, и в повседневном городском окружении, при этом столица республики Чувашия - г. Чебоксары - считается одним из самых благоустроенных и красивых городов России.

Государственные символы Чувашской республики

История создания и принятия Герба и Флага Чувашской Республики

Начало 1990-х гг. – подъем национального-демократического движения в советских республиках СССР и автономных республиках РСФСР, в том числе в Чувашской АССР. 24 октября 1990 г. была провозглашена «Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР». В 7-ом пункте данной «Декларации» говорилось о праве республики иметь свои государственные символы – государственный герб, флаг и гимн. В 1990 г. Комиссия Верховного Совета ЧАССР по культуре, развитию языка и межнациональных отношений работала над составлением основных требований к новым государственным символам Чувашии. На заседаниях Комиссии, проходивших в Чувашском научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (ЧНИИЯЛИЭ), было рассмотрено до 140 эскизов гербов и флагов.

В 1990 г. Э.М. Юрьев не принимал участие в Комиссии. В 1990 г. он предлагал в качестве национально-государственной символа чертополох, но затем отказался от него.

В августе 1990 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой работы Комиссии. Он утверждал, что герб и флаг республики «могут быть утверждены только после всенародного обсуждения проектов» и жюри конкурсной комиссии «должно состоять из представителей всех районов и всех слоев населения республики». Некоторые его замечания были учтены при разработке «Положения об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР».

Комиссия Верховного Совета ЧССР по культуре выработала «Положение о концепции государственных символов ЧССР», утвержденное 27 октября 1990 г. По данному Положению, национальные герб, флаг и гимны должны воплощать «историческое прошлое чувашского народа, современное политическое состояние… и выражать его перспективу на будущее». Композиционная структура Герба и Флага, сочетание цветов, изображение атрибутов должны … выражать народное мировоззрение в отношении природы, земного и небесного пространства, трудовых, этических и эстетических традиций (см. Приложение «Проект. О концепции национально-государственной символики Чувашской Советской Республики»).

Согласно «Положению о концепции государственных символов ЧССР» в изображении герба и флага «важным условием является доминирование цвета народного искусства, устойчивые орнаментальные мотивы и отдельные элементы (4-угольная звезда, кĕске, знак солнца, древо жизни, знак огня, пахотной земли и т.д.), либо зафиксированные в памятниках булгаро-чувашской материальной культуры геральдические образы и эмблемы».

15 декабря 1990 г. Президиум Верховного Совета ЧССР принял «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР» (см. Приложение «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных Герба, Гимна и Флага Чувашской ССР»).

29 мая 1991 г. конкурсная комиссия отобрала три лучших проекта герба и флага. Первую премию в размере 750 руб. получил Д.Ф. Мадуров. Э.М. Юрьев получил третью премию в размере 250 руб. (см. Приложение «Протокол заседания конкурсной комиссии по оценке национально-государственных символов ЧССР»).


14 июня 1991 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой проекта Д.Ф. Мадурова, утверждая, что он «не пригоден для сфрагистики вообще» и «слабо отвечает концепции», выработанной Комиссией (см. Приложение «Юрьев Э. По принципу «нравится - не нравится»). Под влиянием этой критики Комиссия решила пригласить авторов-призеров конкурса в рабочую группу по созданию альтернативных проектов Герба и Флага (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 16 июня 1991 г.»). Однако Э.М. Юрьев не принял участие в рабочей группе, но добился разрешения на выдвижение нового своего проекта (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 18 ноября 1991 г.»)

15 февраля 1992 г. на заседании Верховного Совета Чувашской Республики было решено взять за основу герба и флага Чувашской Республики проект Э.М. Юрьева. Депутаты предлагали внести в герб и флаг серп и молот, но Э.М. Юрьев лишь поменял в гербе дубовые ветви на ветви хмеля.

29 апреля 1992 г. – на сессии Верховного Совета Чувашской Республики большинством голосов проекты герба и флага Э.М. Юрьева были утверждены в качестве государственных символов Чувашской Республики

С 2004 г. 29 апреля стал отмечаться как «День государственных символов Чувашской Республики».

Описание и объяснение основных элементов Герба и Флага Чувашской Республики


Созданные Элли Юрьевым образы герба и флага Чувашской Республики в полной мере удовлетворяли требованиям, изложенным в «Положении о концепции государственных символов ЧССР», утвержденном Верховным Советом ЧССР.

Желтый цвет Герба и Флага символизировал пространство под солнцем, населенное чувашами. ·Пурпурный (темно-красный) цвет «Древа» и нижней полуокружности символизировал землю, на которой проживают чуваши и извечное стремление чувашского народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла. Красный цвет является также символом достоинства, могущества, силы, отваги, мужества, желтый цвет – символом богатства, добра, милосердия, постоянства, силы, верности справедливости. Герб и флаг, разработанные Элли Юрьевым, опирались на доминирующие цвета и символику чувашской народной вышивки.

Центральный элемент герба и флага – «Древо жизни», которое несет многозначный смысл. Во-первых, оно обозначает единство народов, проживающих в Чувашии. Во-вторых, «древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. В-третьих, «древо жизни» является символом возрождения чувашского народа. Поясняя «древо жизни», Элли Юрьев говорил, что «то, что мы называем орнаментом, это не орнамент, а руническое письмо, более древнее, чем европейское руническое письмо».


Возможно, историческими прототипами центрального элемента чувашского герба – древа жизни – являются рунические родовые знаки древнеболгарской династии Дуло. Еще до того, как часть болгар заняли территории Среднего Поволжья они входили в объединение «Великая Болгария» в степях Восточной Европы. Рунические знаки древнеболгарской династии Дуло использовались на флагах Великой Болгарии в 635-660-е гг.

Сам Элли Юрьев говорил, что нарисованное им древо жизни символизировало дуб (см. Приложение «Проект Государственного герба и государственного флага Чувашской ССР»), поэтому на одном из проектов герба были дубовые ветви, дополняющие образ ствола дуба. У чувашей дуб был древним тотемом, который сверхъестественным образом был связан с жизнью народа. Дуб был также символом общей древней религии чувашей. Неслучайно возвышенное место у старого дуба часто у чувашей символизировали Первосушу-Первогору с Мировым Древом и использовались для общественных жертвоприношений (киреметищ). Культ киримети возник, как полагают некоторые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульманских святых и распространился, вероятно, в болгарскую эпоху.

Согласно чувашской мифологии, священное мировое древо – «Древо жизни» – поддерживало небосвод посередине. Это древо возвышается в центре мира или· одного из миров – среднего мира – мира людей. Сами чуваши при этом верили, что они живут в центре земли. В библейской символике тоже присутствует «Древо жизни», растущее посреди «земного Рая», который сам представляет центр нашего мира.

Древо жизни должно было связывать земной мир с высшим – духовным миром,· который определял судьбы чувашского народа. Это обозначало необходимость связи народа с традициями. По словам Элли Юрьева, дуб является «символом крепости, силы, стойкости, стремления к жизни, выражением тяги к восходящему духовному и экономическому развитию, к дружбе и спаянности со всеми народами» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 125»).

Крону «древа жизни» составляют три этнические ветви. 1-ая центральная· линия символизирует чувашей, родившихся в Чувашии и населяющих ее. 2-ая линия, которая не достигает корней, символизирует граждан Чувашии нечувашской национальности. 3 и 4 линии по краям древа символизирует чувашскую диаспору – чувашей,· родившихся и проживающих за пределами Чувашии. Элли Юрьев говорил про линии «Древа жизни», символизирующие народы: «Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Над древом жизни находятся три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающий красоту и совершенство. По словам Э.М. Юрьев, три солнца олицетворяют чувашский народ как один из древнейших народов в мире и «выражает стремление строить свое благополучие только в трудолюбии и в· благоразумном ладу с природой». Также они обозначают «почитание чувашами мироустройства, ожидание справедливого отношения к себе со стороны мироздания» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126).

Три звезды на чувашском языке также обозначают связь времен и соответствуют по смыслу изречению: «Пулнă, пур, пулатпăр». В переводе на русский это означает: «Были, есть и будем». Элли Юрьев отмечает, что герб показывает, что· «нынешнее поколение чувашского народа чтит своих предков, бережет выработанные ими духовные ценности и несет их будущему поколению» (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 127) .

У чувашей существует легенда про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Тогда недовольные жарой чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать солнце, тогда оно вернёт своё тепло. Возможно, легенда о трех солнцах связана с предками чувашей – гуннами, которые занимали территории Центральной Азии, где климат был теплее, по сравнению с климатом Среднего Поволжья.


По словам Элли Юрьева, надпись на гербе «Чăваш Республики – Чувашская Республика» выражала идею богатства и плодородия чувашской земли, единство чувашей и иноязычных граждан республики (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Одним из элементов герба является· хмель, который чуваши издавна выращивали.

По словам· Элли Юрьева, хмель – это символ жизнелюбия, трудолюбия, достоинства и благоразумия (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Также выбор хмеля объяснялся почитанием у чувашей растительного мира. Помимо прочего золотой цвет хмеля символизировал также богатство, справедливость и великодушие.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ