Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

И Сергея Солдатова , телефонное право фактически торжествовало в советской административно-командной системе.

По мнению члена-корреспондента РАН Елены Лукашевой, а также заслуженного юриста РФ Марка Славина, административной системе было легче управлять при помощи команд, а не норм права. Телефонное право было поставлено выше писаного закона. Конституция была юридически слабой, правовая охрана её положений отсутствовала .

В качестве общеупотребительного термин телефонное право встречается в советской публицистике и научных периодических изданиях сер. 80-х гг.

Среди прочих, можно отметить статью в журнале «Советское государство и право» (№5 за 1988 г.), где с одной стороны осуждается само телефонное право, как взаимное поддержание «чести мундира» прокуратурой и судебными органами, с другой стороны положительно характеризуется неформальное воздействие на „правильное, справедливое формальное решение“ .

См. также

Напишите отзыв о статье "Телефонное право"

Примечания

  1. // Новое в русской лексике: Словарные материалы. - М .: Русский язык, 1986. - Вып. 81 . - С. 292 .
  2. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. - М .: ООО «Профобразование», 2002. - Т. 2. - С. 566. - ISBN 5-9429-7030-0 .
  3. Лукашева Е.А., Лапин О.А., Славин М.М. Права человека: проблемы и перспективы. - Ин-т государства и права АН СССР, 1990. - С. 17. - 153 с.
  4. Данилевский И.Н. Источниковедение: Теория, история, метод: источники российской истории. Учебное пособие для гуманитарных специальностей. - М .: Изд-во РГГУ , 1998. - С. 507. - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
  5. // Институт права (Академия наук СССР), Всесоюзный институт юридических наук Советское государство и право : Журнал. - М .: Изд-во Академии наук СССР , 1988. - № 5 . - С. 148 . Допущено Министерством Образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
  6. // Союз писателей РСФСР Сибирские огни : Журнал. - Новосибирск: Западно-сибирское книжное изд-во, 1988. - Вып. 1–4 . - С. 123 .

Словари

  • Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка: около 16,000 слов. - Справочное издание. - М .: Астрель: АСТ , 2003. - С. 666. - 1021 с. - ISBN 5-1701-8913-3 .
  • Солганик Г.Я., МГУ им. М.В. Ломоносова . Стилистический словарь публицистики: около 6,000 слов и выражений. - М .: Русские словари, 1999. - С. 435. - 647 с.
  • Шведова Н.Ю. , РАН . Отделение литературы и языка; . Том 3. Имена существительные с абстрактным значением. Глава: Общество, его жизнь, устои, социальное устройство, социальные состояния // Русский семантический словарь: толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. - М .: РАН , 1998. - Т. 3. - С. 482. - 629 с. - ISBN 5-8928-5007-2 .
  • Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. , Российский фонд культуры. Толковый словарь русского языка: 72,500 слов и 7,500 фразеологических выражений. - 3. - М ., 1995. - С. 567. - 907 с.

Отрывок, характеризующий Телефонное право

Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…

Авторитетные мнения

В качестве общеупотребительного термин телефонное право встречается в советской публицистике и научных периодических изданиях сер. 80-х гг.

Среди прочих, можно отметить статью в журнале «Советское государство и право» (№5 за 1988 г.), где с одной стороны осуждается само телефонное право, как взаимное поддержание «чести мундира» прокуратурой и судебными органами, с другой стороны положительно характеризуется неформальное воздействие на „правильное, справедливое формальное решение“ .

См. также

  • «Шемякин суд»

Примечания

Словари

  • Квеселевич Д.И. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка: около 16,000 слов. - Справочное издание. - М .: Астрель: АСТ , 2003. - С. 666. - 1021 с. - ISBN 5-1701-8913-3
  • Солганик Г.Я., МГУ им. М.В. Ломоносова Стилистический словарь публицистики: около 6,000 слов и выражений. - М .: Русские словари, 1999. - С. 435. - 647 с.
  • Шведова Н.Ю. , РАН . Отделение литературы и языка; Том 3. Имена существительные с абстрактным значением. Глава: Общество, его жизнь, устои, социальное устройство, социальные состояния // Русский семантический словарь: толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. - М .: РАН , 1998. - Т. 3. - С. 482. - 629 с. - ISBN 5-8928-5007-2
  • Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. , Российский фонд культуры Толковый словарь русского языка: 72,500 слов и 7,500 фразеологических выражений. - 3. - М ., 1995. - С. 567. - 907 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Телефонная связь в Латвии
  • Телефонный план нумерации Израиля

Смотреть что такое "Телефонное право" в других словарях:

    Телефонное право - Разг. Ирон. Возможность влиятельных лиц получать что либо в обход общепринятых правил и законов по знакомству, через сеть «старых друзей», «по звонку» (с 70 х гг.). CIH, 142; СП, 214 …

    право - ПРАВО, а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Конституционное, гражданское,… … Толковый словарь Ожегова

    ПРАВО - Качать права. 1. Жарг. угол., Разг. Скандалить; отстаивать свою позицию, грубо подавляя волю другого; выдвигать свои условия и требовать их исполнения. ТСУЖ, 83, 143; ФСС, 92; Балдаев 1, 346; ББИ, 191; Мильяненков, 206; СРГК 5, 137; Глухов 1988,… … Большой словарь русских поговорок

    ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - Телефонная помощь для людей в кризисном состоянии. Возникла более 40 лет назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи стал англиканский священник Чад… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    Семин, Юрий - Начальник управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Начальник управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с июля 2011 года … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Василеостровский трамвайный парк - памятник архитектуры (региональный) Достопримечательность … Википедия

    ТВ2 - Телекомпания ТВ2 Страна … Википедия

    явление - сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? явления, чему? явлению, (вижу) что? явление, чем? явлением, о чём? о явлении; мн. что? явления, (нет) чего? явлений, чему? явлениям, (вижу) что? явления, чем? явлениями, о чём? о явлениях 1.… … Толковый словарь Дмитриева

    Губин, Дмитрий Павлович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Губин. Дмитрий Губин … Википедия

Книги

  • Бандиты в белых воротничках. Как разворовывали Россию , Александр Максимов. Бандиты в белых воротничках - кто они? Их фамилии известны всем, а количество денег на счетах в швейцарских банках - никому. Миллион долларов для них пустяк. Они играют по-крупному, а их…

ТЕЛЕФОННОЕ РАВО В РОССИИ ДокладВ конце мая 2008 года президент Дм. Медведев принялся за реализацию одного из своих главных предвыборных обещаний: собрал совещание, посвященное судебной системе, и заявил, что так больше продолжаться не может: “Неправомочные решения "по звонку" или за деньги надо искоренять”. По словам Медведева, это является "большой базовой задачей". Как это сделать, пока неясно. Но решения, которые помогут восстановить беспристрастность правосудия, президент-юрист велел подготовить "в кратчайшие сроки".
"Необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с подготовкой ряда мер, направленных на искоренение неправосудных решений, решений, которые существуют, которые зачастую возникают в результате различного рода давления, звонков, и что греха таить - за деньги", - цитирует Медведева ИТАР-ТАСС 20 мая текущего года.
Чтобы решать, что делать, нужно иметь представление о механизмах реализации правосудия в России, а это значит - оценить, насколько широко фактически распространены методы телефонного права.
Настоящая статья исследует проблемы российской юридической системы, связанные с явлением телефонного права, или "телефонного правосудия" - неформального влияния или давления на судебные власти. Предлагается концептуальный подход для анализа неофициального влияния и эмпирические данные о формах давления на правоохранительные органы и суды. Для оценки распространения названой практики мы используем как качественные, так и количественные методы. Количественные данные были получены из всероссийского репрезентативного опроса, проведенного с помощью Левада-Центра в июне 2007 года. Качественные интервью с экспертами проводились с июля по сентябрь того же года. Главное предостережение экспертов относительно интерпретации эмпирических данных заключается в том, что даже незначительная количественная распространенность неформального давления может означать его полную эффективность в делах, в которых оно применяется.
Советское наследие устных приказов. Как свидетельствуют многие авторы, в советское время устным приказам следовали более усердно, чем письменным декретам и распоряжениям. "В Советском Союзе, слово партийного босса было окончательным в устном варианте, а не в письменном. Если они расходились, устное побеждало.... Приоритет устных приказов и неофициальных соглашений отражал слабость закона, атмосферу секретности и недоверия, необходимость в личной поддержке властных фигур в ситуации противоречивых административных требований".
Большинство прямых и непрямых ссылок на "телефонное правосудие" в советский период можно найти в социологических исследованиях неформальных механизмов управления и партийного вмешательства в работу правовых институтов. Именно "ведущая роль" партии и ее надзаконный статус подрывали независимость правовых институтов и оставили за собой то наследие, которое теперь настолько трудно ликвидировать. Коммунистические формы хозяйствования и управления привели к тому, что Соломон называет "логикой вмешательства" или логикой "директивы сверху", в которой последнее слово всегда оставалось за Коммунистической партией. Хаски также приходит к выводу, что за тщательно культивируемым фасадом судебной независимости функционировал корпус судей, которые соответствовали ожиданиям, а иногда и явным приказам Коммунистической партии, Прокуратуры, Министерства юстиции и даже местных Советов.
Партийные ячейки на рабочем месте являлись каналами и формального, и неформального влияния в правовых институтах. Фактически все советские судьи были членами партии и должны были осуществлять директивы, заданные партийным аппаратом на партийных собраниях. "Если телефонное правосудие подвергало судей случайному вмешательству в находящихся в производстве делах, первичные партийные организации подвергали судей регулярным инструктажам о партийной линии относительно судебных решений". Такая система поощряла судей ставить партийную лояльность выше законности.
В подобных условиях у судей не было возможности запросить письменное распоряжение без того, чтобы не бросить вызов системе, хотя такое случалось когда устная команда была слишком опасной или когда к этому предрасполагала расстановка сил. Один из моих респондентов, будучи сам в прошлом партийным аппаратчиком, объяснил важность процесса подбора кадров и назначений людей с проверенным характером, совместимостью и командными качествами, которые исключают "кадры" склонные к независимости. Судьи также оказывались под давлением местных Коммунистических властей из-за прямой зависимости - судьи повторно назначались каждые пять лет местным партийным боссом - и из-за таких личных выгод, как квартиры и отпуска В советское время говорить о независимых СМИ, общественном мнении и гражданском обществе не приходилось, и механизмы контроля за областями, где работало "телефонное правосудие" были в руках той же Коммунистической партии. Это сделало государственное вмешательство нормой и допускало, если не узаконивало, определенные неформальные методы в целях экономического, политического и идеологического характера, в том числе и в судебной сфере.
Если телефонное право советского периода было связано с прямыми или косвенными директивами Коммунистической партии, теперь оно связано с вмешательством в принятие решений правоприменительными органами административной власти. Наиболее распространенное применение телефонного права - это влияние на судебные решения и вмешательство в юридические процедуры. Вмешательство в юридические процедуры представляет собой только один тип из существующего диапазона неофициальных санкций. Открытие, приостановление и закрытие дел, влияние на официальные расследования и неофициальные санкции даже получили собственное название "закон закрытых дел", что имеет в виду возможность неофициального давления на правовые институты органами государственной безопасности и, в последнее время, налоговой полицией. Такие скрытые воздействия на работу системы трудно доказать даже судебным следователям, не говоря уже о научных исследователях. Но можно найти способ включить такие формы давления в академический анализ, даже если придется - по аналогии с методами оценки масштабов коррупции - заняться скорее изучением восприятия этого феномена, нежели непосредственными формами давления.
Насколько распространены практики телефонного права? Опрос с целью оценить масштаб явления и собрать данные относительно массового восприятия телефонного правосудия проводился в 2007 году, он был частью более широкого научно-исследовательского проекта по оценке неформального влияния на судебную систему России, проводимого при поддержке Высшей Школы Экономики и Британской Академии. В ходе исследования мы прояснили набор значений термина «телефонное право», сравнили воздействие неформальных факторов на прокуратуру и на суды на федеральном и региональном уровне. Опрос был разработан в сотрудничестве с Левада-Центром и проведен его силами. В случайную стратифицированную выборку, репрезентативную для взрослого населения страны в возрасте 18 лет и старше, вошли 1600 респондентов, опрошенных на дому между 15 и 25 июня 2007 г. как в городских, так и в сельских районах Российской Федерации; в нее не были включены временные жители (находящиеся в командировках, на каникулах, лечении, военнослужащие, осужденные, содержащиеся в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях) и лица без определенного места жительства.
Чтобы описать значения и различные контексты, в которых используется термин «телефонное право», и создать список, содержащий его возможные интерпретации для вопроса: "Что такое телефонное право?", авторы провели анализ содержания российской центральной и региональной прессы с 2000 года в электронной базе данных EastView, которая включает 65 центральных и 111 региональных публикаций. Это помогло понять различные ассоциации с телефонным правом, включая, например, буквальное понимание идиомы "право сделать один телефонный звонок".
Избранные варианты «подсказок» были максимально приближены к фразам, используемым в СМИ, число возможных выборов не ограничивалось. Ответы в Таблице 1 расположены в порядке убывания частоты.
Таблица 1
Ответы на Вопрос: "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ «ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО»?" (Респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов).
Затрудняюсь сказать
34
Судебные решения принимаются по указанию "сверху"
30
Давление на судей/прокуратуру со стороны государственных должностных лиц (чиновников)
19
Принятие судебных решений "по заказу"
17
Возбуждение и закрытие дел "по заказу "
16
Давление на судей/прокуратуру со стороны органов государственной безопасности (спецслужб)
12
Давление на судей/прокуратуру со стороны преступных группировок
11
Давление прокуратуры на судей
10
Избирательное правосудие: принятие судебных решений в зависимости от статуса проходящих по делу
10
Избирательное правосудие: возбуждение и закрытие дел в зависимости от статуса проходящих по делу
9
Право задержанного сделать телефонный звонок
6
Законодательство в области телефонных коммуникаций, тарифов и т.д.
5
«Басманное» правосудие: как проводился суд по делу Ходорковского
4
Другое
0.2

Затруднился сделать выбор каждый третий респондент. Чаще такой ответ давали молодые россияне (42% в возрасте 18-24 лет) или респонденты старше 55 лет (40%), женщины затруднялись ответить чаще, чем мужчины (37 и 29% соответственно). Выбор более молодых респондентов наиболее сильно отклонялся от среднего: например, только 8% лиц в возрасте 18-24 лет выбрали подсказку "Давление на судей/прокуроров со стороны государственных должностных лиц", по сравнению с 19% по всей выборке. Во всех случаях, за исключением двух подсказок-ловушек - "законодательство в области телефонных коммуникаций" и "право задержанного сделать телефонный звонок" - процент ответов, полученных от младшей возрастной группы, был значительно меньше, чем у других групп. Эти данные подтверждают, что люди более молодого возраста менее знакомы с практикой, порожденной советской системой.
Основное значение термина -- судебные решения принимаются по указанию "сверху" -- было выбрано почти одной третью респондентов. Таким образом, это наиболее часто выбираемое определение: его выбрал каждый второй из тех, кто дал содержательный ответ на вопрос. Кроме того, некоторые респонденты говорили об иных формах давления, не обязательно вертикального, но внешнего по отношению к судебной иерархии. Они связали их с неформальным влиянием или финансовыми побудительными мотивами.
Данные таблицы 2 характеризуют российскую судебную систему с худшей стороны. Лишь 3,5% опрошенных полагают, что судебная система в России не используется в целях, не предусмотренных законом. Данные углубленных интервью, приведенные в книге «Как Россия работает в действительности», также указывают на значительное манипулирование законом, в котором соединяются "акцент на букве закона и все возрастающая опытность игроков в манипулировании ею". Другими словами, закон становится неотъемлемой частью стратегии в политике и бизнесе. Эти данные можно анализировать и в контексте причин "правового нигилизма" в России, обсуждаемых в последнее время по инициативе Президента Медведева.
С 2000-го года статистика обращений в суд постоянно росла, но возросло также и число рейдерских атак и иных "правовых" форм захвата фирм. Показательно, что наряду с положительной статистической тенденцией и улучшением функционирования судов, особенно арбитражных, проблемы с уважением к закону со стороны граждан остаются значительными.
Таблица 2
Ответы на Вопрос "КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИ РОССИЙСКАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ СЕМИ ЛЕТ В ЦЕЛЯХ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫХ ЗАКОНОМ (Т.Е. В ИНЫХ ЦЕЛЯХ, ЧЕМ ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ)?" (Респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов)
Да, проводятся показательные процессы с целью продемонстрировать обществу отношение власти к тем или иным действиям или явлениям
27
Да, судебная система используется в политических целях, для того, чтобы избавиться от политических соперников, для преследования инакомыслящих

21
Да, судебная система используется для того, чтобы «свести счеты», отомстить врагам

16
Да, судебная система используется в конкурентной борьбе с целью захватить бизнес конкурента, испортить его репутацию или иным образом повредить ему
20
Может быть, используется, но об этом мало известно
19
Если и используется, то это целесообразно и правильно
3
Нет, судебная система в России не используется в целях, не предусмотренных законом
4
Затрудняюсь ответить
27
Анализ таблиц 1 и 2 помогает раскрыть многогранность явления телефонного правосудия. Как показывает диаграмма 1, лишь 6% опрошенных считают, будто ничто, кроме закона, не оказывает влияния на работу судов в России. Среди факторов, влияющих на работу судов, респонденты прежде всего упоминали взяточничество (55%) и неформальные просьбы (47%), связанные, вероятно, с теми или иными формами вознаграждения, а также статус проходящих по делу (29%), что указывает на распространенное в обществе ощущение неравенства перед законом. Если обратиться к мнениям только тех, кто сам сталкивался с работой судебной системы "в качестве истца или ответчика, потерпевшего или подсудимого, свидетеля, присяжного или работника суда", доля указавших на взяточничество достигает уже 69%, доля указавших на влияние статуса проходящих по делу - 41% (см. диаграмму 2).
Диаграмма 1
Сравнение ответов на вопросы: "ЧТО, КРОМЕ ЗАКОНА, ОКАЗЫВАЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, САМОЕ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ РОССИЙСКОГО СУДА И СУДЕЙ?" и "ЧЕМ, КРОМЕ ЗАКОНА, РУКОВОДСТВУЮТСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ, ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ИХ ДЕЙСТВИЯ?" (Респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов).


5. Угрозы криминальных группировок
6. Давление силовиков
8. Затрудняюсь ответить ничто, кроме закона
9. Ничто, кроме закона
10. Другое
Заметим, что ответ "директивы, полученные сверху" - как было показано выше, наиболее часто ассоциируемый с "телефонным правом" -- оказался в данном случае на четвертом месте: явно более важными, чем иерархическая власть, респонденты признают сегодня такие факторы, как деньги и связи.
По данным опроса Фонда «Общественное мнение» в 2001 году, различия в массовых оценках поведения прокуроров и судей при исполнении их должностных обязанностей были достаточно значимы. Судей население характеризовало как более коррумпированных и восприимчивых к материальным стимулам, прокуроров - как более послушных и восприимчивых к директивам сверху. Наши данные подтверждают: по мнению опрошенных, взятки преобладают над "директивами сверху" в судах, тогда как в отношении прокуратуры ситуация обратная. Однако в целом разрыв в поведении прокуроров и судей, похоже, сглаживается.
Мы не прибегали к прямому сравнению данных 2001 и 2007 гг. (в силу методологических различий в двух опросах), но возможные причины такого сближения массовых оценок суда и прокуратуры можно представить в форме альтернативы:
или суды стали менее коррумпированными, но более восприимчивыми к "директивам сверху" в промежутке между 2001 и 2007 годами,
или прокуратура стала более коррумпированной и восприимчивой и к взяткам, и к "директивам сверху".
Оба варианта дают основания полагать, что в общественном сознании сегодня телефонное право ассоциируется скорее с коррупцией, нежели с методами неформального управления «сверху», как это было в советские времена. При этом респонденты, которые непосредственно сталкивались с работой судебной системы в России, имеют, как показано на диаграмме 2, более негативные представления о каждом типе давления на судей - от материальной заинтересованности до политического давления
Диаграмма 2
Различия в оценке оказания давления / влияния на судей между лицам, имеющими и не имеющими личный опыт взаимодействия с судебной системой (респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов).
1. Личная выгода, деньги, взятки
2. Связи, знакомства, просьбы знакомых
3. Статус проходящих по делу
4. Указания и иные формы воздействия со стороны властных структур
5. Давление силовиков
6. Угрозы криминальных группировок
7. Политическая целесообразность
8. Ничто, кроме закона
9. Затрудняюсь ответить
10. Другое
Данные показывают, что население вполне осведомлено о телефонном праве, реализуемом как посредством директив сверху, так и через неофициальные просьбы. Те, кто имел прямой опыт взаимодействия с судебной системой, еще чаще указывают на действие «телефонного права». Можно утверждать, что низкие показатели доверия к функционированию государственных институтов в политике и бизнесе привели к распространению неформальных практик и создали дополнительный побудительный мотив к обману государства и к формированию альтернативных форм доверия. Тот же аргумент применим и в отношении судов.
Самое убедительное свидетельство относительно существования "телефонного правосудия", однако, поступает от бывших судей. Помимо того, что они намного более откровенны по этому вопросу, чем действующие судьи, они предоставляют письменные свидетельства, что в российской судебной системе существуют способы, обеспечивающие желательные (с точки зрения отдельных социальных субъектов) результаты в уголовных, коммерческих и гражданских процессах. В нашем исследования мы не делали специального акцента на сравнительном анализе масштабов и результатов неформального взаимодействия участников различных видов судебного производства - арбитражного, гражданского и уголовного. На данном этапе мы предполагаем, что эти формы, безусловно, различаются. Причинами различий являются различные конфигурации интересов, разная степень идеологической нагруженности, патронажа со стороны власти, разница в объеме и качестве ресурсов конфликтующих сторон. Рассмотрение арбитражных, гражданских и уголовных дел - это, на наш взгляд, не просто рассмотрение правонарушений разной степени тяжести, а выход в разные регистры неформальных практик, различие сценариев действий. В одном случае, возможно, больше влияет «телефонное» право в смысле вертикальной команды, в другом - горизонтальные социальные контакты, в третьем - угроза криминального давления. Субъекты делятся на тех, кто подчиняется закону (или избегает такого подчинения) и тех, у кого есть потенциал лоббировать собственные интересы или даже создавать законы под них. Разные части судебного производства (арбитраж, гражданские или уголовные дела) в разной степени испытывают влияние субъектов по изменению формальных правил в соответствии с собственными интересами. Но на данном этапе исследования мы просто фиксируем сам факт существования «телефонного правосудия» в России.
Известный в прошлом судья, а ныне телеведущий Сергей Пашин объяснил причины зависимости и «послушности» судей в интервью прессе:
Вопрос: Мы много слышим о политическом давлении, оказываемом на судей. Как оно осуществляется?
Ответ: Механизм является традиционным - распределение благ и привилегий. Скажем, Вы - председатель суда, и Вы хотите стать членом Верховного Суда. Намерены ли вы отказаться от рекомендации председателя Верховного Суда? Конечно, нет. Или, например, Вам звонит мэр и говорит, что за Вами числится большой долг. Но я закрою на это глаза, говорит он, и, между прочим, завтра в Вашем суде рассматривается дело о клевете на меня. По некоторым причинам, мэр всегда побеждает
В открытом письме президенту Путину Ольга Кудешкина, потерявшая статус судьи, заявила, что «судебная система в Москве характеризовалась грубым нарушением индивидуальных прав и свобод, несоблюдением российского законодательства, а также норм международного права», и что существует веская причина полагать, что поведение председателя было возможным из-за патронажа со стороны определенных чиновников в администрации Путина. Александр Меликов, уволенный из Московского Городского Суда, тоже выступал против вмешательства действующего председателя Ольги Егоровой. Эти свидетельства важны для понимания феномена телефонного права, однако они не помогут в оценке его распространенности.
Ознакомившись с критикой судебной системы бывшими судьями, необходимо, на наш взгляд, соотнести их высказывания с общественным мнением. Возможно, крайне критический взгляд судей сформировался вследствие потери ими служебного положения. Однако если судить по данным нашего опроса, выраженные судьями мнения в определенной степени совпадают с массовыми оценками.
Ещё более надежными представляются данные опроса о фактах местного масштаба. При этом следует оговорить ограничения, которые могут стоять перед исследователями. Так, по мнению ряда экспертов, многие люди, обращающиеся, к примеру, в арбитражный суд, не имеют никакого представления о том, что решение суда первой инстанции может быть пересмотрено вышестоящими инстанциями (апелляция, кассация). Это создает у них ощущение безвыходности и может повлиять на их убежденность их в том, что решение суда принималось под воздействием неформальных рычагов и не может быть пересмотрено ни при каких обстоятельствах. Кроме того, как отмечают эксперты, респондентам не всегда очевидно, какого рода инстанции следует относить к судебным органам местного масштаба. Так, один эксперт отметил в интервью: «Людям не очевидно, что, к примеру, арбитражная апелляционная инстанция, которая находится совершенно в другом городе, полномочна пересматривать дела местного масштаба на определенном этапе судопроизводства. Вот наглядный пример: на 3-4 субъекта федерации в России может приходиться одна апелляционная инстанция. А на 10-15 субъектов федерации, условно говоря, может приходиться одна кассационная инстанция. И только в Москве все инстанции находятся в одном городе. Там можно без оговорок говорить с людьми о судах местного масштаба…».
Приняв во внимание это ограничение, перейдем к рассмотрению региональных аспектов рассматриваемой проблематики на основе данных нашего опроса. В настоящее время имеется немало исследований, подтверждающих то, что столичная полемика в отношении влияния городских властей на городские суды не является уникальным явлением. Таблица 3 показывает распределение ответов на вопрос относительно того, как были приняты решения суда на местном уровне.
Приблизительно треть респондентов оказалась удовлетворенной работой местных судов. Однако половина респондентов признала зависимость судей или от коррупционных выплат, или от других форм давления.
Таблица 3
Ответы на Вопрос, "КАКИМ ОБРАЗОМ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНИМАЮТСЯ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ В ВАШЕЙ МЕСТНОСТИ (РАЙОНЕ, ГОРОДЕ, ОБЛАСТИ/КРАЕ/РЕСПУБЛИКЕ)?"
(Респондентам было предложено выбрать только один вариант ответа)
Все или практически все судебные решения принимаются по закону


18


25


21

Практически все судебные решения принимаются за «взятку» или под давлением «сверху»


17

При рассмотрении этих данных по округам обнаруживается небольшое различие среди тех, кто выбрал "все или практически все судебные решения принимаются по закону" (первая подсказка в Таблице 3). Выбравших этот ответ в Уральском и Сибирском Федеральных округах (15% и 14% соответственно) было немногим больше среднего (12 %). В Южном и Волжском регионах процент ответов, напротив, ниже среднего (по 10%). Северо-западный, Центральный и Дальневосточный районы наиболее близки к среднему (13 % и 14%).
Проанализируем вторую подсказку - "Есть судьи, которые берут взятки и поддаются давлению «сверху», но их немного". Округа, жители которых выбрали этот ответ чаще среднего значения (18%), представлены Северо-западным (20%), Уральским (23%) и Волжским федеральными округами (25%); ниже среднего значения оказались Дальневосточный (17 %), Центральный (16%), Сибирский (13%) и Южный регионы (12 %). Если мы объединим первую и вторую подсказки - суммируя таким образом позитивные ответы -- окружной диапазон данных составит от нижней отметки 22 % в Южном до 38 % в Уральском федеральных округах (по сравнению со средним значением 30%).
Третья подсказка - "судьи, как правило, берут взятки и поддаются давлению «сверху», но есть и принципиальные судьи" - была самым популярным вариантом выбора в среднем (25 % респондентов) и в четырёх округах, за исключением Северо-Западного (17%), Южного (25%) и Уральского (18%). Эти три округа также показали самый высокий результат по четвертой, еще менее оптимистической, подсказке ("Даже принципиальные судьи реагируют на давление «сверху» по определенным делам"), дав цифры 27 %, 30 % и 25% соответственно. Выделяются данные по Волжскому федеральному округу, где ответы людей были более оптимистическими, чем в других местах (10 %, 25 %, 22 %, 20% и 4 % на подсказки 1 - 5 соответственно).
Таблица 4
Ответы на Вопрос, "КАКИМ ОБРАЗОМ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНИМАЮТСЯ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ В ВАШЕЙ МЕСТНОСТИ (РАЙОНЕ, ГОРОДЕ, ОБЛАСТИ/КРАЕ/РЕСПУБЛИКЕ)?" по федеральным округам (респондентам предложено выбрать только один вариант ответа)

Среднее число
СЗ
Ц
Ю
В
У
Си
ДВ
1. Все или практически все судебные решения принимаются по закону

12
13
13
10
10
15
14
14
2. Есть судьи, которые берут взятки и поддаются давлению «сверху», но их немного

18
20
16
12
25
23
13
17
3. Судьи, как правило, берут взятки и поддаются давлению «сверху», но есть и принципиальные судьи

25
17
33
25
22
18
22
25
4. Даже принципиальные судьи реагируют на давление «сверху» по определенным делам

21
27
18
30
20
25
14
12
5. Практически все судебные решения принимаются за «взятку» или под давлением «сверху»

7
2
9
8
4
4.
12
8
6. Не согласен ни с одним из них

17
21
11
14
19
15
24
24

Самый пессимистический выбор - «практически все судебные решения принимаются за «взятку» или под давлением «сверху»» - был также наименее популярным (в среднем 7 %). Несомненно, дальнейшая разбивка окружных данных по субъектам федерации покажет дальнейшие различия, поскольку даже соседние области могут значительно отличаться политическими режимами и моделями управления. Представленные данные по федеральным округам показывают, что Юг и Дальний Восток, похоже, характеризуются сравнительно высокой коррупцией, тогда как Северо-Запад имеет тенденцию более зависеть от директив. Эти данные соответствуют существующим исследованиям по коррупции в российской судебной власти, но они требуют дальнейших исследований.
Заключение. Каково соотношение между восприятием людей и реальностью использования телефонного права? Роуз и Мишлер продемонстрировали на данных о коррупции, что восприятие коррупции слабо коррелирует с действительным уровнем коррупции. Они указывают на огромный разрыв между оценкой восприятия (по их российским данным, 86 % респондентов считают что большинство должностных лиц коррумпированы) и личным опытом (23 % говорят, что из их семейного бюджета была уплачена взятка за последние два года). Они находят, что ни число взяток, ни число контактов с должностными лицами не оказывают существенного статистического влияния на восприятие коррупции. Это восприятие зачастую формируется под влиянием информации, распространяющейся через СМИ и слухи. Роуз и Мишлер анализируют данные по органам здравоохранения, образования, правоохранительным органам, социальному обеспечению, призыву в армию и налоговой инспекции. Согласно нашему опросу, люди, которые непосредственно сталкивались с воздействием судебной системы (13%), имеют о ней более критическое суждение, чем лица с опосредованным знанием системы, что противоречит вышеуказанной тенденции. Этот результат нуждается в дальнейшем уточнении, в детальном сравнении природы судебного опыта с опытом людей в других учреждениях, в оценки репрезентации коррупции в судах средствами массовой информации, особенно телевидением. Так или иначе, данный вопрос требует дополнительных исследований.
В связи с вышесказанным мы сочли необходимым обратиться к оценкам различных экспертов в этой области (адвокатов, правозащитников, академиков и публичной интеллигенции) и предложить им проинтерпретировать данные нашего опроса. Это, на наш взгляд, особенно важно в ситуации, где мнение агентов судопроизводства сильно отличаются от мнения аутсайдеров судебной системы.
Если попытаться найти сходство в высказываниях различных экспертов, можно прийти к следующему выводу: хотя было бы слишком просто предполагать, будто каждое судебное дело в России решается согласно директивам сверху или на основе иных форм давления либо материальных стимулов, можно утверждать, что в случае необходимости может быть найден способ повлиять на каждое конкретное дело. Другими словами, давление не должно быть повсеместным и всеобъемлющим, чтобы быть эффективным. Кроме того, форма влияния может быть выбрана в соответствии с индивидуальными особенностями судьи, а председатели суда обладают целым арсеналом мер для того, чтобы воздействовать даже на принципиальных судей. Прямые формы влияния могут оказаться вообще избыточными в атмосфере самоцензуры, где понимание необходимости играть по неписаным правилам заведомо исключает «несистемное» поведение несговорчивых судей и преобразует прямые формы воздействия в усовершенствованный и трудноуловимый код передачи и обмена материальных, информационных и властных реурсов.

В идеале судья должен быть полностью свободен от любого влияния. В нашей Конституции так и записано: судья подчиняется закону и никому больше. Но в реальности все не совсем так. Чтобы заметить это, необязательно даже обращаться к громким политическим делам последнего времени. Любой водитель, имевший опыт тяжбы с ГИБДД, подтвердит: когда его слова противоречат словам инспектора, судьи почти всегда принимают версию последнего. Любому юристу знаком штамп «у суда нет оснований не доверять сотруднику правоохранительных органов».

Когда человек подает иск к другому человеку или к организации, суд встает на его сторону в более, чем 90% случаев. А когда человек оспаривает в суде действия государственного органа или чиновника - уже только в 50%. Такова статистика .

Что же мешает судье выносить решения по своему внутреннему убеждению, без оглядки на власть? Дело в том, что судья работает в жесткой бюрократической системе с вертикальным подчинением. Если он начнет как-то отклоняться от «генеральной линии», его очень быстро вытолкнут из системы.

По закону председатель судье не указ. но в реальной жизни он для него самый главный начальник

Как устроено давление на судей, случай с пермским пранкером Сергеем Давыдовым. Тот звонил судьям, представляясь заместителем председателя краевого суда, и просил «отнестись повнимательнее» к некоторым делам. Не во всех случаях это давало однозначный результат, но тут важно, что все судьи реагировали на такие звонки спокойно, без удивления - воспринимали их как нечто само собой разумеющееся.

Чтобы понять, почему так, надо погрузиться в судебную рутину.

Если давят, то через председателя

В каждом суде есть председатель. Он назначается на должность отдельным указом президента, то есть кандидат подает заявление именно на вакансию председателя суда. Это может быть как действующий судья, так и претендент без статуса судьи (такие назначения сразу в кресло председателя иногда случались). По закону председатель в основном осуществляет организационные и представительские функции. Но в реальной жизни председатель значит гораздо больше. Если коротко, он для судьи самый главный начальник.

Читайте также Когда соцсети в России взрывает очередной несправедливый приговор, возникает вопрос: как мог судья под этим подписаться? И тут надо понимать: сама система подталкивает судью к тому, чтобы оформлять принятые не им решения

Все наиболее громкие случаи давления на судей за последнее время так или иначе связаны с фигурой председателя или его заместителя. Здесь можно вспомнить демарш в 2003 году судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной, которая рассказала о давлении на нее председателя по инициативе Генеральной прокуратуры. В 2008 году зампред Высшего арбитражного суда в ходе дачи свидетельских показаний в одном из районных судов Москвы обнародовала факт давления со стороны администрации президента. В 2014 году широко обсуждалось письмо губернатора Кемеровской области председателю арбитражного суда с просьбой «лично вникнуть в дело» по корпоративному спору в региональной угольной компании.

Необходимо учитывать и наличие отношений подчиненности между председателями разного уровня, поэтому давление может быть и со стороны вышестоящего суда. Например, в 2011 году Европейский суд по правам человека рассматривал дело «Батурлова против Российской Федерации», когда председатель областного суда в обход процессуального порядка направил письмо с указаниями председателю городского суда, которая рассматривала дело заявительницы против Пенсионного фонда. В итоге решение было вынесено в пользу Пенсионного фонда, и содержало многие доводы упомянутого письма. Европейский суд в своем решении признал это ограничением независимости судей.

Все это резонансные случаи, которые иногда всплывают на поверхность, но корни проблемы имеют системный характер.

Вертикаль председательской власти

Влияние председателя проявляется еще до того, как новоиспеченный судья надевает мантию - ведь судья в России назначается на должность не вообще, а всегда в конкретный суд. Когда в суде открывается вакансия, председатель проводит неформальное (то есть никаким законом не предусмотренное) собеседование с кандидатом. Скорее всего, он уже - тот несколько лет работает у него в суде помощником (с прицелом на должность судьи) или, например, выступает гособвинителем в процессе. Дальше следует формальная (и довольно жесткая) процедура проверки кандидата на благонадежность, итогом которой становится указ президента о его назначении. Так складывается ненормальная ситуация, когда председатель выступает для судьи в роли «гендиректора», который выбрал, а часто и вырастил себе «наемного работника».

Председатель распределяет нагрузку и премии. нелояльный судья может получить больше работы и меньше денег

Но это только начало. Когда судья начинает работать, председатель полностью определяет его нагрузку, «расписывая» ему дела. Это особенно важно, потому что все судьи в России страшно . Неудобный председателю судья рискует получать большое количество сложных дел, что приведет к срыву сроков и ошибочным решениям (то есть таким, которые будут отменены в более высокой инстанции). А это два самых важных показателя, по которым оценивается работа судьи, - соблюдение сроков и «стабильность судебных решений» (отношение общего количества решений к отмененным).

Читайте также Наталья Морозова: Паллиативный адвокат Чтобы общественный защитник помогал, а не мешал адвокату, ему необходимо пройти хотя бы минимальную профессиональную подготовку. Например, Школу общественного защитника, организованную «Русью Сидящей», считает адвокат Илья Новиков

Карьера судьи - получение более высокого квалификационного класса - тоже зависит от председателя. Всего таких классов шесть. Для продвижения по этим ступенькам важна характеристика, которую дает председатель. Проблема здесь в том, что качественные критерии оценки работы судьи размыты и открыты для любых трактовок председателя. Вот, например, такие, как «выполнение особо важных и сложных заданий» или «внедрение прогрессивных форм осуществления судебной деятельности», под них можно подогнать все что угодно.

Наконец, председатель распоряжается премиями за счет экономии фонда оплаты труда. Разовые премии судье платят, когда он получает государственную награду, когда у него случается юбилей, или он достигает определенного стажа. Выплата осуществляется по усмотрению председателя. Также есть регулярные премии по итогам работы за определенный период (месяц, квартал). Судебный департамент издает приказ о назначении таких премий судьям опять-таки по заявлению председателя. В итоге провинившийся или нелояльный судья рискует получить пониженную премию или вовсе остаться без нее. А лояльный - хорошую: приказом Судебного департамента (пункт 2.5) прямо предусмотрено , что предельные размеры таких премий не устанавливаются.

Вплоть до увольнения

Но самый сильный инструмент влияния председателя - это его право запустить в отношении судьи процедуру лишения полномочий. По закону статус судьи бессрочный, но председатель может инициировать лишение полномочий за нарушения, допущенные при рассмотрении дел, либо за этические проступки во внерабочее время. Председатель может давать ход делу выборочно, только в отношении неудобных ему судей.

Ошибки и проступки случаются в работе почти любого судьи. Особенно это касается отмен решений судьи в апелляции или в кассации. Недавно один из сенаторов Совета Федерации внес законопроект о том, что за три отмененных решения судью нужно автоматически лишать полномочий. Это неудачная идея, которая только усугубит ситуацию. Ведь не всегда отмена свидетельствует о некачественной работе судьи.

В вопросах права может быть несколько верных ответов. Кроме того, если апелляция отменила решение судьи, вполне возможно, что неправа как раз она, и если бы кто-то из сторон пошел выше, в кассацию, то это бы выявилось. Но по каким-то причинам ни одна из сторон не обратилась туда, и вот у судьи уже есть отмена в послужном списке, то есть большой минус в работе. Даже если судья действительно вынес неправильное решение, это может быть непреднамеренная ошибка судьи, что неудивительно в условиях огромной нагрузки. Апелляция и кассация как раз и должны исправлять такие ошибки, для этого они и нужны. Но сейчас председатель может ставить отмены в вину судье и инициировать лишение статуса.

Реальных случаев лишения полномочий судей за дисциплинарные проступки немного по стране (например, в 2015 году прекращены полномочия 21 судьи и 1 председателя). Однако из интервью с судьями видно, что лишение работает в качестве постоянной угрозы, «дамоклова меча».

Из-за этого судьи опасаются выносить самостоятельные решения по нетипичным делам, согласовывая их либо с председателем, либо с вышестоящим судом. В областных судах есть даже специальный «куратор», который отвечает за взаимодействие и согласование позиций с судьями районных судов. В особенности это сказывается на уголовном процессе, частично объясняя столь низкий уровень (около 0,12% по тем делам, где обвинение поддерживает прокурор) оправдательных приговоров. Оправдательному приговору очень трудно устоять в апелляции - он означает, что вся государственная обвинительная машина сработала вхолостую, а также дает пищу для подозрений в коррупции. Поэтому для вынесения оправдательного приговора судья должен быть очень самостоятельным в своих суждениях, что трудно представить в описанных условиях.

Как разрушить вертикаль

Очевидно, что всевластие председателей ущемляет свободу судей и в конечном итоге влияет на их решения. Что тут можно было бы сделать?

Прежде всего следовало бы при назначении председателя учитывать мнение судей. Получив кредит доверия от нынешних «подчиненных», председатель стал бы скорее первым среди равных, чем начальником. Одновременно хорошо бы уменьшить срок полномочий председателя. Сейчас он сидит обычно два срока по шесть лет и за это время успевает привыкнуть к должности и отдалиться от судей.

самое лучшее - чтобы дела судьям расписывал не председатель, а компьютер

Такая система действует в некоторых европейских странах. Полная выборность председателей, например, реализована в Исландии и в Швейцарии. Есть и промежуточные модели, как в Венгрии, где проводится голосование судей по кандидатурам на должность председателя, а потом формируется рейтинг, который учитывают при назначении. Уникальная модель действует в Греции, где председателем является самый старший по возрасту судья, которого после его смерти или выхода в отставку меняет следующий по старшинству. Срок полномочий председателей в Европе в среднем около четырех лет.

Также стоило бы ограничить полномочия председателей по распределению дел. В Чехии, например, председатель заранее составляет годовой план, в котором прописаны критерии распределения дел, и уже вынужден ему следовать.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ