Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр — как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, — пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. — Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно — в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, — это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов — Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало — не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул — двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), — напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. — Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они — злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», — пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества — убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул — он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.

История рождения двух братьев Рема и Ромула (Remus и Romulus) – основателей Рима – окружена мифами, и сегодня историки разбираются: на самом ли деле существовали означенные исторические персонажи, и так ли начиналась история о Вечном городе? Далее мы кратко расскажем ту самую легенду о Ромуле и Реме!

Знаменитая легенда

Согласно легенде, мальчики родились у Реи Сильвии, жрицы храма Весты . Задолго до этих событий, дед близнецов, царь Нумитор, благополучно правил городом Альба-Лонги. Был у Нумитора младший брат, Амулий, который отчаянно завидовал успехам старшего брата.

Заручившись поддержкой недобросовестных советников Нумитора, Амулий решил свергнуть брата с престола и занять его место. Это и случилось поздней ночью: подкупленная стража открыла ворота дворца и повстанцы захватили царя Нумитора.

Помимо этого, был схвачен и убит сын царя. Амулий быстро разделался со всеми неугодными ему придворными и занял престол.

Оставалась еще племянница Амулия, дочь Нумитора – Рея Сильвия. Со временем она могла бы выйти замуж и родить детей, которые имели бы возможность претендовать на трон. Этого Амулий допустить не мог.

Судьба Реи Сильвии была определена сразу – ее отправили жрицей в Храм Весты. Весталки не имели право выходить замуж и рожать детей, им суждено было на роду оставаться вечными девственницами. Подстраховавшись таким образом, Амулий избавился от всех предполагаемых наследников мужского пола и занял трон.

Однажды отправившись за водой, Рея Сильвия встретила в одной из пещер мужчину – им оказался Марс – отец Ромула и Рема. Не всегда Марс был богом войны – изначально он считался у древних римлян и этрусков богом плодородия.

Благодаря чуду Рея Сильвия родила спустя время близнецов, крепких мальчиков.

Услыхав об этом, Амулий пришел в ярость. Он только-только укрепился во власти, и тут возникла новая угроза в лице предполагаемых наследников. Амулий приказал доставить всех троих – мать и ее детей – во дворец, а затем вывезти их к Тибру и избавиться.

Мать Ромула и Рема – Рею Сильвию – столкнули в воду , по легенде она не утонула, а стала женой речного бога (по другой версии Рея Сильвия была заточена в темницу, где и провела остаток своих дней).

Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались – по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.

Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.

Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел – ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.

В волчьем логове близнецы пробыли совсем недолго . Однажды детские голоса услыхал проходивший мимо царский пастух – Фаустул. Приглядевшись, он заметил волчицу и двух детей. Вернувшись, он рассказал об увиденном своей жене, Акке Ларенции.

У пастуха и его супруги было свое дитя, но ребенок умер в младенчестве, а после долгое время у пары не было детей. Появление двух мальчиков супруги восприняли как дар небес . Вернувшись к пещере, супружеская пара забрала близнецов и стала отныне воспитывать их как своих собственных. Одного из мальчиков нарекли Ромулом, другого – Ремом.

Мальчики росли крепкими и смышлеными детьми, быстро завоевав доверие местных жителей. Постепенно они создали свою команду, которая в случае необходимости защищала родные места, а порой и не гнушалась нападать на соседние деревни.

О самой величественной достопримечательности , истории строительства сооружения узнаете на страницах нашего сайта!

Путешествуя по красивейшему городу, вам обязательно пригодиться карта метро Рима – ищите ее .

Обзор самых комфортабельных отелей Рима в центре найдете в следующем материале: .

История их возвращения

Такая жизнь продолжалась до тех пор, пока один из братьев – Рем – не попал в плен. Схватившие Рема пастухи, как оказалось, служили никому иному, как свергнутому некогда царю Нумитору.

Бывший правитель Альба-Лонги остался жив , но жизнь его была отнюдь не сладкой. Но у него была земля, небольшое стадо и пастухи в услужении. Они-то и привели к Нумитору однажды захваченного в плен Рема.

Расспросив юношу и сопоставив факты, Нумитор догадался, что видит перед собой собственного внука, одного из пропавших сыновей его дочери Реи Сильвии.

Тем временем Ромул с отрядом отправился выручать брата. Ворвавшись в город, они проникли в царский дворец и убили Амулия. Нумитору была возвращена власть, и жители Альба-Лонги вздохнули с облегчением – уж больно жестоким правителем оказался Амулий.

Спустя несколько лет Нумитор посоветовал внукам основать собственный город и расширять его по мере возможностей.

Основание Рима

Вечный город был основан 21 апреля 753 года до н.э. Правда, связано это было с весьма печальными событиями.

Перед тем, как основать город, братья никак не могли договориться – на каком из семи холмов он будет находиться. Рем предлагал Аветинский, а Ромул – Палатинский, связывая его с событиями из их собственной жизни. Выбор склонился в пользу Палатинского.

Постепенно на холме стали появляться первые постройки – будущий Вечный город. Встал вопрос: чьим именем будет он назван?

Снова заспорили братья, но решили так – каждый из них сядет на своем холме и будет считать пролетавших коршунов: у кого коршунов будет больше, тот и будет считаться выигравшим спор. Так и поступили. Рем на Аветинском холме насчитал шесть коршунов, Ромул – на Палатинском – двенадцать. Братья было заспорили о нечестных подсчетах, но их спор прекратили те, кто пришел вместе с ними. Выходило, что основателем Рима мог считаться Ромул, и он будет строиться на Палатинском холме.

Ромул провел широкую линию на земле, словно очерчивая границы (померии) будущего города, и возвестил, что ни один горожанин без его разрешения не переступит границу. Рем заявил, что границу эту перейдет даже младенец, и в шутку перепрыгнул несколько раз через линию. Ромул пришел в ярость и в запале убил собственного брата – Рема, сказав при этом: «Так я поступлю с каждым, кто нарушит мой приказ».

Ромул дал городу собственное имя (Ромул – «Roma», город Ромула) . Был проведен длинный ритуал рождения нового города: Ромул и его соратники по очереди перепрыгнули через огонь, чтобы доказать, что их помыслы чисты; затем была вырыта яма, куда все по очереди бросили по комку земли, принесенной из Альба-Лонги. Этим они показывали, что связь с родной землей остается у каждого, и что Рим отныне будет также считаться их родным городом.

Так как Romulus считался основателем Рима, отныне он нес огромную ответственность за Рим и за всех его жителей.

Понемногу Рим разрастался, со временем появились постройки не только на Палатинском, но и соседних Аветинском и Капитолийском.

Правление

Romulus-правитель был озабочен тем, как увеличить население города. Так как основную массу жителей на момент основания составляли мужчины (притом, далеко не лучшие категории населения – беглые рабы, каторжники, бродяги), соседние поселения не спешили породниться с ними.

Поэтому правитель пошел на хитрость: во время городского праздника римляне просто захватили понравившихся женщин (в историю сей факт вошел как «похищение сабинянок»). Одна из сабинянок, Герсилия, стала женой самому основателю Рима, родив ему сына Авилия и дочь Приму.

Скандал тогда разгорелся нешуточный, вплоть до военных угроз со стороны соседних территорий. Долгая кровопролитная война, право за обладание лучшими землями , претензии на власть… Наконец, племена римлян и сабинян решили примириться.

Заключили меж собой соглашение два сильных правителя – Ромул и Тит Таций, правившие впоследствии вместе в течение шести лет (после смерти Тация в одном из походов Ромул стал единоправным царем). Сабиняне поселились на одном из семи холмов – Капитолийском.

Romulus становится первым, кто ввел новую систему правления – сенат . Свое многочисленное войско он делит на легионы, а из остального населения Рима выбирает лучших из лучших, дабы составить из них городской совет. Он называет их «отцами», потому что они заботятся не только о собственных сыновьях, но и о других жителях Рима.

Потомки будут называть их – патриции. Это будущие сенаторы, призванные решать основные вопросы жизнеобеспечения Рима.

Царь поделил жителей на патрициев и плебеев, задав тем самым задачи каждому из них – патриции решают вопросы насущные, плебеи занимаются земледелием и скотоводством. Однако каждый плебей был защищен законодательно, и каждый бедняк мог выбрать себе патрона – защитника (именно отсюда берет начало понятие патроната).

При Ромуле появляются свои праздники и обычаи. Убийство собственного брата (а Ромула долгие годы мучили угрызения совести за содеянное) послужило толчком к созданию Ромулом праздника Лемурий – в честь усопших.

Похищение сабинянок дает начало римскому обычаю похищать невесту перед свадьбой. А в честь женщин-сабинянок, которые примирили представителей двух племен – римлян и сабинян – Ромул установил праздник Матроналий.

Правил Romulus около 38 лет . Но во время одного из походов Ромул исчез. Случилось это при странных обстоятельствах: по свидетельству Плутарха, на месте сражения вдруг возникла странная туча, появлению которой сопутствовали ветры и вихри. Народ в панике бежал с поля боя, но после того, как туча рассеялась, Ромула не нашли – ни живым, ни мертвым.

Римская мифология приписывала Ромулу чуть ли не вознесение на небо. Но часть историков склоняется к версии, что в результате заговора в Сенате Ромул был убит своими же соратниками.

Но в 2007 году, при раскопках на Палатинском холме , была обнаружена пещера, где якобы и жили мальчики, пока их вскармливала волчица.

Вход в пещеру оказался настолько труднопроходим , что сначала исследования проводились при помощи небольшой видеокамеры.

Визуальные исследования показали наличие декоративной отделки на стенах пещеры, элементов мозаики и лепки.

Была выдвинута версия, что эта пещера служила убежищем и пристанищем для опальных близнецов, местом, где их выкармливала волчица.

Позднее народ Рима сделал из этого места святилище и поклонялся священной волчице.

Благодаря заботам Ромула, его руководству, Рим превратился из небольшого поселения на Палатинском холме в величественный город, который пронес свою славу через века – от древних времен до сегодняшних дней.

Вконтакте

Ро́мул и Рем (лат. Romulus и Remus ) - легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 - 716 гг. до н. э.).

Рождение и детство

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.


Основание Рима

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma ), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.


Ромул - царь Древнего Рима

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима - против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой - мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе - в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.


Устройство Ромулом римского государства

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.


Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.


Аналогии в мифологиях других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО Владимирский государственный университет

Кафедра истории и теории культуры


по культурологии

Возникновение Рима: легенды и исторические события


Работу выполнил:

ст. гр. ПМИ-108 Калаева Д.И.

Работу принял:

Чеснокова Надежда Владимировна


Владимир, 2012


Введение

Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме

Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения науки

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим - это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VIв. до н.э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы всё средиземноморье. В VI-IV вв. до н.э. римское общество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты. В IIIв. до н.э. Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинистических государств. В конце IIIв. до н.э. Рим становится господствующей силой в Западном Средиземноморье.

В I-IIвв. Древний Рим - мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.

Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика: именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки; в рамках древнеримской истории была создана одна из великих многонациональных держав в мировой истории.

Древний Рим оставил богатое культурное наследие, ставшее частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, мостов, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков поражают современного человека не только своим великолепием, качеством постройки, но и эстетической техникой. Во всем этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

Существует знаменитая легенда возникновения Рима, исходя из нее принято считать день возникновения Рима - 21 апреля 753 г. до н. э. В данном реферате будет рассмотрена легенда, а также мнения археологов, основанные на фактах.

Значит ли, что в легенде об основании Рима нет ни слова правды и она является сплошной выдумкой? С этим вопросом я постараюсь разобраться в следующих главах.


Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме


Эней, один из защитников Трои, после того как его родной город был разрушен, бежал вместе со своим сыном, долго скитался и, наконец, прибыл к берегам Италии. Они высадились недалеко от устья Тибра, в Лациуме. Сын Энея - Асканий (или Юл) основал в Лациуме новый город, назвал его Альба-Лонга и стал в нём царём. Через несколько поколений после Аскания в Альба-Лонге царствовал его потомок Нумитор. Его сверг с престола младший брат - властолюбивый и коварный Амулий. Амулий оставил своего брата в живых, но, чтобы закрепить престол за собой, приказал умертвить сына Нумитора, а его дочь Рею-Сильвию -посвятить в весталки.

Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем (см. приложение). Разгневанный и испуганный Амулий осудил Рею-Сильвию на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Когда раб, который нёс детей в корзине, подошёл к реке, он увидел, что по ней ходят огромные с белыми гребнями волны. Побоявшись войти в воду, он оставил корзину на берегу и ушёл. Прибывшая вода подняла её, и бурное течение унесло бы детей, если бы корзина не зацепилась за ветви дикой смоковницы. Когда вода спала, близнецы выпали на сушу и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться (см. приложение). Она накормила детей своим молоком. Затем близнецов подобрал царский пастух и воспитал их. Они были названы Ромулом и Ремом.

Греческий историк Плутарх, автор биографии Ромула, так описывает характер и воспитание близнецов. «Когда они были ещё малютками, их счастливая наружность, высокий рост и красота ясно говорили о благородном происхождении. Выросли оба они смелыми, гордо смотрели в лицо опасности и вообще отличались непоколебимым мужеством. Ромул был рассудительнее брата и имел способности государственного человека. На сходках, где шла речь о скоте или охоте, он давал ясно понять, что скорее рождён для того, чтобы повелевать, нежели находиться в подчинении других...

Братья вели себя так, как следует, чтобы заслужить всеобщее расположение: занимались гимнастикой, охотились, убивали разбойников, ловили воров, защищали угнетённых, благодаря чему приобрели широкую известность».

Каждый из братьев предводительствовал небольшим отрядом, состоявшим из пастухов, бродяг и даже беглых рабов.

В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели во дворец к Нумитору. Тот, поражённый благородным и мужественным видом юноши, заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда нас обвинили и оклеветали перед тобой, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто важное. Опасность, в которой мы находимся, покажет, правда ли это. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери птицы, на съедение которым нас бросили, - волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».

Слушая этот рассказ и сопоставляя возраст юношей с годом гибели своих внуков, Нумитор стал подозревать истину. Скоро его догадки превратились в уверенность. Пастух, воспитавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождения, и Ромул поспешил на помощь к брату. Он двинулся к Альба-Лонге с отрядом. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. Восставшие убили Амулия, братья вернули престол своему деду Нумитору, но не пожелали остаться в Альба-Лонге, а решили основать город на том месте (Палатинском холме), где были выброшены Тибром. «Конечно, - говорит Плутарх, - им было необходимо или распустить множество собравшихся вокруг них рабов и бродяг и тем самым обратить свою власть в ничто, или поселиться с ними отдельно, так как жители Альбы не желали принимать в свою среду бродяг и давать им право гражданства».

Вскоре братья поссорились. Разногласия возникли из-за того, чьим именем назвать новый город, где его начать строить и кому из них стать царём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть коршунов, но через несколько мгновений мимо Ромула в громе и молнии пролетело двенадцать коршунов. Между братьями разгорелся спор: Рем утверждал, что преимущество остаётся за ним, ибо ему первому явились вещие птицы; Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь ему явилось этих птиц вдвое больше.

Братья снова поспорили, а когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!». Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он вложил в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвёл глубокую борозду - границу города. Эта черта обозначала окружность городской стены и потому называлась померий (pomerium), т. е. определённое пространство внутри и вне городской стены. На месте предполагаемых ворот Ромул вынимал сошник и приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. На основании этого обряда вся стена, кроме ворот, считается священной. Город был назван именем своего основателя (Roma от Romulus), и Ромул стал его первым царём. Позднее римские писатели и учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города: это знаменательное событие произошло, по их словам, 21 апреля 753 г. до н. э.

Такова древняя легенда, повествующая об основании города Рима.


Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения археологов


Для того чтобы ответить и на этот вопрос, следует рассказать, как объясняет современная наука происхождение города Рима. Здесь на помощь историкам приходит археология.

На территории города Рима учёные вели множество раскопок, которые дали современной науке возможность составить правильное представление о происхождении Рима.

Древнейший Рим был расположен на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от берега моря. «Основание» города не может быть отнесено к определённому году, по той простой причине, что это «основание» нельзя рассматривать как единичный акт и как дело рук одного человека. Наоборот, город возникал постепенно, на протяжении многих лет.

Остатки наиболее древних поселений на территории будущего Рима относятся, как это показали раскопки, к началу первого тысячелетия до нашей эры. Причём ранее всего был заселён Палатинский холм, который и в легенде выступает как место, избранное Ромулом для будущего города. По-видимому, около 1000 г. до н. э. на Палатинском холме жили поселенцы, имевшие обычай сжигать трупы умерших. Такой способ захоронения применялся и в Альба-Лонге. На этом основании некоторые учёные считают, что в отдалённое время территория будущего Рима была заселена выходцами из Альба-Лонги. В легенде, очевидно, отразились воспоминания о достоверных исторических событиях: например, о связи римских поселенцев с Альба-Лонгой, о возникновении «квадратного Рима» на Палатинском холме, примерная датировка возникновения города и т. п.

Постепенное расширение поселения в районе будущего Рима объясняется его выгодным географическим положением: город возникал на холмах, на некотором удалении от берега моря, следовательно, был защищён от нападения морских разбойников и вместе с тем, его положение на судоходной реке способствовало превращению его в складочный и транзитный пункт морской торговли.

Позднее новые поселенцы занимают и соседние с Палатинским холмы. Так как последующие поселенцы иначе хоронили своих мертвецов (не сжигали их, а зарывали трупы в землю), то многие учёные считают, что это было уже другое латинское племя - сабиняне, о которых так часто говорится в рассказах, посвящённых древнейшему периоду римской истории.

Объединение поселений, расположенных на холмах, археологи относят к VIII в. до н. э., т. е. к той эпохе, к которой легенда приурочивает основание города Ромулом. На самом деле город возник, невидимому, несколько позже. Это был так называемый «квадратный Рим», который, кстати сказать, тоже упоминается в легенде.

Вот что рассказывает современная наука на основе новых археологических раскопок о возникновении Рима. Город не был основан каким-либо одним человеком, он возник постепенно, от слияния отдельных поселений. Место, на котором он возник, было чрезвычайно выгодно расположено. Оно обеспечивало естественную защиту от военных нападений и содействовало развитию торговли. Легенда об основании Рима в местах, где идёт речь о богах и других чудесных явлениях, разумеется, не соответствует исторической действительности.

Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима - латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши - спутники Ромула, его дружина.

Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво и не хотели выдавать за них своих дочерей.

Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки сумели помирить своих отцов и мужей.

Обратимся к археологическим данным о древнейшем населении Рима и Лация. Ланий - область на западе Средней Италии. Это холмистая равнина площадью около 2 тыс. кв. км. Она ограничена морем, р. Тибром и горами. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. эту область заселили латиняне, давшие ей свое имя. Селились они преимущественно на холмах, где был более сухой и здоровый климат; в заболоченных низинах люди страдали от малярии. Жили латиняне в укрепленных поселках-городках, первоначально состоявших из примитивных хижин.

Каждый город являлся центром окружающей территории. Традиция насчитывала в Лации 30 таких поселений во главе с Альбой-Лонгой.

По-видимому, это была федерация латинских городов, созданная в целях защиты от внешних врагов. Вулканическая почва Лация была плодородна и годилась для земледелия, хотя низины и были заболочены. Большую роль в хозяйстве латинян играло скотоводство. Они разводили коров, овец, свиней. Лошадей было мало, и применялись они исключительно в военном деле. Предполагают, что заселение Лация шло из Альбы-Лонги и Рим появился позднее её.

В VIII или VII в. до н.э., вероятно, произошло объединение латинской и сабинской общин.

Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). В конце VIII в. до н.э. Рим начал подчинять города Лация. По преданию, римляне захватили и разрушили Альбу-Лонгу.

ромул рем культурное наследие рим


Заключение


Историки-учёные относят легенду об основании Рима к числу так называемых этиологических легенд, т. е. легенд, созданных с целью объяснить причину какого-нибудь явления или события. Легенда о Ромуле и Реме имела своей целью объяснить причину возникновения Рима и происхождение названия города. Поэтому следует признать, что не город Рим(получил своё имя от Ромула, а, наоборот, самая легенда о Ромуле была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города.

Интерес к своей истории возникает у народа тогда, когда он-стоит уже на довольно высокой ступени культурного развития. О сравнительно позднем происхождении рассказанной легенды свидетельствует и тот факт, что в ней подчёркивается родство римского народа с греческим. Легенда считает прародителем римлян троянского царя Энея.

Попытку связать историю Рима с Грецией можно объяснить только влиянием греческой культуры, а нам известно, что это влияние стало проявляться не ранее III в. до н. э.

Современная наука считает, что в основу легенды об основании Рима легла какая-то более древняя легенда, которую римские писатели дополнили подробностями, подтверждающими связь римлян с греческой историей и объясняющими, откуда взялось название города.

Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

И лишь материалы археологических раскопок дают наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима. В свете археологических исследований становится ясно, что основание города не было делом рук одного "основателя", как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепенно, путем объединения и слияния отдельных общин.

Остается неизвестным происхождение названия города. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, доказывалось также его этрусское происхождение, но доказательств в пользу той или иной гипотезы недостаточно.


Литература


1. Берган, М. Древний Рим. - М., 2007

Древний Рим: книга для чтения / под ред. Д.П.Каллистратова, С.Л.Утченко. - М., 1955

Римляне / Э.Маркс и др. - М., 1997

Национальная историческая энциклопедия. История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. // Интернет ресурс interpretive.ru

Древний Рим. Под ред. С.Л.Утченко. // Интернет ресурс antiqhistory.ru

6. Emmanuel Müller-Baden, Deutsches Verlaghaus Bong & Co // Интернет источник wikipedia.org

7. Иловайский, Д.И. Древняя история. // Интернет ресурс www.home-edu.ru


Приложение


Рубенс П. П. «Марс и Рея Сильвия»


Римская волчица. Бронза. V век до н. э. Ромул и Рем пристроены в XVl веке. (Рим. Капитолийский музей)


Алтарь из Остии с изображением легенды о Ромуле и Реме


Карта «Италия в древности»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

История Рима началась в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове, в VIII в. до н. э.

В истории Рима было очень много разных правителей, эти правители затевали войны, мудрые люди описывали все эти события и пытались передать своим потомкам мудрость предков, создавали исторические памятники.

Это примерно все, что знает человек никогда не интересовавшийся историей Древнего Рима. Но, согласитесь, это так мало! Нам было очень интересно узнать как можно больше об истории Древнего Рима, тем более, что эта страна считалась ранее латино - язычной. Говорят, что у неё очень интересная история, но так ли это? Давайте проверим!

Легенда об основании Рима

Город Рим был основан в VIII веке до н. э. в стране, которая называется Италией. С его основанием связанна легенда:

Эней вместе с сыном Асканием основал город Альба - Лониз на том самом месте, как говорит Вергимит, где согласно предсказаниям оракула, они увидали белую свинью со многими поросятами: “Когда ты усталый будешь блуждать в тревоге и печали, ты увидишь на берегу пустынной реки, под дубом, огромную белую свинью, кормящую таких же белых, как и она сама поросят; там именно место для нового города, который ты выстроишь, и тогда настанет конец твоим трудам”. Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в том момент, когда они находят белую свинью. Эней, как впоследствии и Ромул, исчезает окруженный облаком; он становится невидимым для всех, и только является Асканию в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил его среди бессмертных.

Асканий царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата - Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга престол, и, несмотря на то, что Нумитор был старше, брат его изгнал и завладел Альба - Лонзой и престолом. У изгнанного царя была дочь Рея - Сильвия. Амулий, не желая, чтоб у брата было мужское потомство, принудили племянницу поставить себя культу Весты, т. е. стать весталкой и, таким образом, остаться девственницей.

Во всех латинских городах почитали богиню Весту. Ее жрицами становились девочки примерно с десяти лет. Весталки пользовались огромным уважением. Когда жрица Весты шла по улице, толпа расступалась перед ней. Если весталка случайно оказывалась на пути преступника, которого вели на казнь, то подобная встреча была для осужденного большой удачей: смертную казнь заменяли менее суровым наказанием. Однако для весталок существовал строгий запрет: в течение тридцати лет они не имели права выходить замуж и рожать детей. Нарушительниц запрета живыми закапывали в землю.

Отец Ромула бог войны Марс считался хранителем Рима. В честь Марса был назван первый весенний месяц, когда латины праздновали проводы зимы. Храм богу был сооружен за городом на Марсовом поле, где проводились военные смотры.

Однажды, когда она, исполняя разные обязанности при храме, отправилась к реке за водою, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс и вступил к ней в союз. В музее Пио-Клементино находится античный барельеф, изображающий посещение Марсом Реи-Сильвии, которая затем вскоре родила двух близнецов - Ромула и Рема. Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей в Тибр, а Рею - Сильвию предать обычной казни преступных весталок: “Был ли то случай или воля богов, - говорит Тит Ливий, - но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с ними среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидев это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их”.

Сохранились несколько античных монет, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная группа, практикующая тот же сюжет. Оба брата, став юношами, изгнали Амулия, и посадили на престол отца. Сами же они решили основать город на том месте, где были найдены. Основав его, они принялись спорить о первенстве и том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы, наконец прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение. Вскоре Ромул, увидев в небе шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в тоже время Рей объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще больше усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев. По некоторым преданьям, в одной из этих схваток был убит Рем; другие же преданья рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ним; так разгневанный Ромул убивает брата, говоря: “ Так погибнет каждый, кто осмелиться взобраться на эти стены”.

После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать. Но в городе не было жителей; тогда Ромул даровал ему право убежища, и туда стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду. В городах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушавших право убежища постигала кара богов и государства. Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин. Ромул, желая прекратить такое положение дел прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку римляне кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике.

Такое насилие вызвало войну, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир. Похищение сабинянок служило часто темой для многочисленных памятников искусства. Из новейших произведений пользуются известностью картины Давида Пуссена и Рубенса.

Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, веля известить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит силы римского оружия. Затем он исчез или, как говорит предание, был взят богами на Олимп и, был ими принят в число бессмертных богов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ