Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Введение

1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

1.2 Формы и методы реализации функций государства

2. Аппарат (механизм) государства

2.1 Основныепонятияаппарата(механизма)государства

2.2 Признакимеханизмагосударства

2.3 Структурагосударственногоаппарата

2.4. Принципыфункционированиягосударственногоаппарата

3. Государственные органы

3.1 Государственный орган. Признаки и классификация

3.2 Главагосударства

3.3 Исполнительныеорганы

3.4 Законодательные(представительные)органы

3.5 Судебныеорганы

4. Бюрократия и бюрократизм

4.1 Разграничениепонятийбюрократияибюрократизм

4.2 Концепция бюрократии Макса Вебера

4.3 КонцепциябюрократииКарлаМаркса

4.4 Имперскаямодель бюрократии

4.5 Реалистичнаямодельбюрократии

4.6 Бюрократизм

Заключение

Списоклитературы


Введение

Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Третья часть работы посвящена основным государственным органам в механизме государства. И, наконец, в заключение своей работы я рассмотрю феномен бюрократии и её побочного эффекта бюрократизма.


1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:

1. По сферам общественной жизни выделяют политическую, социальную, экономическую, духовную, экологическую.

2. По принципу разделения властей: законодательную, управленческую, судебную, информационную.

3. По способу осуществления: регулятивные и охранительные.

4. По степени социальной важности: основные и неосновные.

5. По продолжительности: постоянные и временные.

6. По сферам политической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередь также подразделяются:

– Внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующего класса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

– Внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.

Как видно из вышеизложенного, некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:

Экономическая, т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;

Политическая, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;

Социальная, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;

Идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии;

В свою очередь Нерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей».В связи с этим он выделяет в качестве основных функций:

Правоустановительная функция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;

Правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;

Правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;

Внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;

Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.

С развитием человечества у государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половине XXвека добавилась экологическая. Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.

Таким образом, можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.

1.2 Формы и методы реализации функций государства

Все функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются:

1. Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды г осударственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность.

Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.

Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.

Управленческая или исполнительная деятельностьпредставляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.

Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.

2. Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различают:

a) Правовые формы

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Понятие и классификация функций государства

Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только самого государства, но и общества в целом.

Вообще, государственные функции - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение. Исходя из данного определения функций государства, можно выделить следующие их основные признаки:

1. Функции государства являются отражением степени развитости общечеловеческого и классового начал в содержании государства. Уровень развития того и другого показывает степень учета классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества.

2. В государственных функциях воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису. Кроме того, через функции государства реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на мировом уровне.

3. Функции государства, как правило, соответствуют историческим задачам и целям, стоящим перед государством. Государство выполняет свое социальное назначение путем осуществления соответствующих функций.

4. Функции государства, наряду с иными факторами, являются отличительной особенностью того или иного исторического типа и формы государственности.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

Внешние функции - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

Внутренние функции - служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;


Неосновные функции - являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Группы основных и неосновных функций государства выделены отдельно в силу наличия ряда специфических признаков, присущих данным категориям государственных функций. К таким признакам, в частности, относятся:

1. В основных функциях наиболее ярко и четко проявляются классовое и общечеловеческое начала в сущности государства, его социальное назначение. В неосновных же функциях данные категории не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения неосновных функций в связи с содержанием той или иной основной функции.

2. В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, которые, как правило, осуществляются специально созданными для этого государственными органами (например, финансовая деятельность, наука, образование, дипломатия и др.), основные государственные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются целыми звеньями государственных органов.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов - это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций - основных, неосновных и функций государственных органов - проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

От функций государства необходимо отличать его задачи, а также принципы осуществления государственной деятельности. В задачах государства определяются его социальное назначение, в свою очередь функции государства - это средство реализации, выполнения государственных задач. Задачи же государства воплощаются на практике посредством осуществления его функций. Принципы государственной деятельности - это основные начала, конституционные основы, исходные установки, в соответствии с которыми осуществляется государственная деятельность.


Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства - это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная деятельность - это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная деятельность - это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни - развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная деятельность - это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность - это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви - законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

1. Правовая форма - это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

Правотворческая деятельность - издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

Правоприменительная деятельность - это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность - связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность - это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная форма - подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

Организационно-регламентирующая деятельность -направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

Организационно-хозяйственная деятельность - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

В настоящий момент государство - единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Функционирование

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность. Формы осуществления функций государства - это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество. Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы

Правовые формы осуществления призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права. Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно. Исполнительная, законодательная и судебная в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая

Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой. Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края и проч.

Правоисполнительная

Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная

Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок. Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Неправовые формы

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется:

  1. Организационно-регламентирующая - направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов.
  2. Организационно-хозяйственная - призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению.
  3. Организационно-идеологическая форма - как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Методы

Помимо форм, также выделяют методы осуществления функций государства. На данный момент их существует 3:

  1. Убеждение - власть, государство, рекомендует, агитирует и призывает к совершению определенных действий или воздержанию от таковых. Одним из признаков демократии является превалирование данного метода над остальными. Он рассчитан на высокий уровень грамотности и правовой культуры населения, а также существование достаточно стабильного, законопослушного общества. К примеру, это могут быть рекомендации министерства здравоохранения, которые размещаются в настоящий момент в нашем государства на пачках сигарет и некоторых табачных изделий.
  2. Принуждение - присуще авторитаризму и в большей степени тоталитаризму. При таком заставляет нас исполнять определенные решения или предписания или насильно воздержаться от совершения действий. Как пример, уголовное преследование и наказание, деятельность органов ФСИН и ФССП.
  3. Поощрение - наиболее сложный в своей реализации метод. Государство, используя его, должно создать такие условия, при которых у субъекта возникает значительная заинтересованность в совершении какого-либо действия. Например, вознаграждение за сдачу оружия самообороны, смягчение или освобождение от наказания за признание вины или отказ от преступления.

Безусловно, выделяют и иные методы осуществления функций государства, но приведенные выше являются устоявшимися и используются чаще всего в научной литературе.

Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства :

Правотворческая - подготовка и издание нормативно-правовых актов;

Правоисполнительная -работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная - властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы (или организационные) охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится вы-годной для субъекта, ее исполняющего).

Выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Также можно выделить:

· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства)

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, цен-трализованно);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально соз-данная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, госу-дарство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государст-ва или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для оз-накомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересова-ны в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции.Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).


41. Источник (форма) права: проблемы определения понятия и виды.

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай .

Судебный прецедент – решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юр. дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских государствах созданные в XII–XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юр. значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо, отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).


Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая – право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая – право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта;

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия;

г) право на принудительное исполнение обязанности.

Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

Совершение конкретных действий (активное поведение);

Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.


43. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По способу возникновения :

Первичные;

Производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий:

Местные.

По широте компетенции :

Общей компетенции; (Н-р, Правительство)

Специальной компетенции (министерство финансов, министерство юстиции и др.).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Исполнительные органы Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.

Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности.

Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, и не являются государственными органами.


Похожая информация.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ