Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Термин "гарантия" - международный, общенаучный, междисциплинарный. Он встречается в различных отраслях знания и применяется к различным отношениям как средство (правовое, техническое, экономическое, социальное, политическое, международное и т.д.), с помощью которого реализуют свои права, интересы и цели заинтересованные субъекты. В правовой сфере существуют свои специфические средства с присущими им особенностями.

Положение личности в современной России определяется ее конституционно-правовым статусом, в котором следует различать положения (нормы) общего характера, раскрывающие принципиальные установки, подходы, оценки личности и нормы, содержащие конкретные права и свободы всякого человека и гражданина.

Уже в преамбуле Конституции Российской Федерации, где называются основания и цели принятия указанного правового акта, провозглашаются определяющие общественные ценности, в числе которых: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны и незыблемость ее демократической основы.

Конституционно закрепленные в Российской Федерации права, свободы и обязанности человека и гражданина охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Они соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод.

Правовой статус человека и гражданина базируется на таких основополагающих принципах как: презумция неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их противоправного ограничения, в том числе и законодательного; равенство всех перед законом и судом, независимо от имущественного положения, занимаемой должности, вероисповедания, языковой принадлежности, а также независимо от пола, расы, национальности и др.; гарантированность прав - как общее начало их реализации и как конкретные гарантии каждого из прав.

В Конституции 1993 года закреплены следующие принципы правого статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

В прошлом нарушение этого принципа было широко распространено, хотя и в скрытой форме. В частности, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т.е. подлежащего его утверждению в должности).

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выделение такого необычного для конституционного законодательства основания равенства, как принадлежность к общественным объединениям, обусловлено тем, что на предыдущих этапах развития страны членство в КПСС или беспартийность являлись основанием для решения вопросов о занятии той или иной должности, фиксировались в официальных анкетах как значимый во многих отношениях фактор.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы «кандидатами» на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

Равенство прав и свобод человека и гражданина - равноправие - Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав только как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Разумеется, государство должно использовать правовые средства, чтобы сокращать резкий разрыв в доходах граждан. Для этого применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение имеет борьба с криминальными источниками доходов, которые широко распространены в жизни общества на данном этапе. Эта борьба ведется еще очень слабо, что приводит к неоправданному усилению расслоения по доходам и материальному обеспечению населения.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Государство должно оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен и ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 года.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46-54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

В охране правового статуса личности имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15, ч. 3).

Недопустимость ограничения прав и свобод, вполне закономерно, не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписании закона, прежде всего Конституции.

В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

Определенные ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями - одни в правовом плане, другие - в моральном, в виде общественного долга.

Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В качестве структурных элементов конституционной гарантии прав и свобод личности выступают: правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Необходимым элементом конституционных гарантий прав и свобод является юридическая ответственность за нарушение прав и свобод личности лиц, выполняющих публичные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Все названные элементы в различной мере определены в Конституции Российской Федерации и действующем российском законодательстве. Конституционные гарантии - это прежде всего правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.

Отличительной особенностью конституционных гарантий является то, что международные обязательства и государственные обязанности взаимно обусловлены и в большинстве случаев тесно взаимосвязаны. Надо отметить, что объем прав и свобод, зафиксированный в Конституции Российской Федерации, соответствует международным обязательствам России и международным стандартам, а по некоторым обязательствам в сфере прав человека наше государство превзошло уровень требований, установленный в международных документах.

Конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина - это комплексная категория конституционного права, включающая нормативную, процессуальную и институциональную составляющую. Реальность конституционных гарантий прав и свобод личности зависит от разработки и закрепления правовых механизмов их осуществления на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Анализ действующего конституционного законодательства не оставляет сомнений в том, что для эффективного обеспечения процесса реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина системно используется такая правовая категория, как "гарантия", а также, что особенно важно для комплексного регулирования, сочетаются и дополняют друг друга нормативная, процессуальная и институциональная составляющие конституционных гарантий.

Гарантии можно обозначить как процесс претворения и реализации в жизнь конституционных прав и свобод. Реализация прав и свобод может выражаться в форме ограниченного права обладания пользования ими или в защите восстановления прав в случае их нарушения.

Центральное место занимают юридические гарантии , под которыми в мире единодушно понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

В качестве гарантии конституционных прав и свобод выступает не только сам результат деятельности органов государственной власти, но и механизм – определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

Условно гарантии можно подразделить на объективные и субъективные. К первым относятся те условия и средства осуществления прав и свобод, которые используются в охранительной деятельности общества, государства и его органов. Те средства, которые применяет человек по собственному усмотрению, относятся ко вторым. Большинство гарантий носят объективный характер.

Также гарантии подразделяются на общие и специальные. Общие служат условием и средствами охраны, обеспечения защиты всех или значительной части прав и свобод (ч.1 ст.45 Конституции РФ), вторые – строго определенных (ч.2 ст.30 Конституции РФ).

Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав и обязанностей граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 Конституции РФ.

1. Закрепление прав и свобод в Конституции РФ – важное условие реализации конституционных прав и свобод.

2. Государственная защита прав и свобод . Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45).

3. Самозащита прав и свобод . Наряду с обязанностью государства обеспечить защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в СМИ, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

4. Судебная защита. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

5. Международная защита . Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ.

6. Возмещение вреда . Согласно ст.53 Конституции каждый имеет право на возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Конституционная гарантия в таких случаях состоит в том, чтобы восстановить нарушенное право и возместить причиненный человеку вред.

7. Неотменяемость прав и свобод . Конституция РФ (ст.55) закрепляет положение о том, что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Она гарантирует незыблемость прав и свобод, напоминает органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий влечет созыв Конституционного Суда РФ.

8. Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Конституционные гарантии правосудия. В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия – гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий.

1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

2. Гарантии подсудности (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен.

3. Гарантия права обвиняемого на рассмотрение его дела с участием суда присяжных заседателей (ст. 47 Конституции РФ). Суда присяжных рассматривают дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, бандитизм и др.). Присяжные заседатели избираются по жребию из числа избирателей в возрасте от 25 до 70 лет, при этом стороны вправе немотивированно отвести по два заседателя.

4. Право на юридическую помощь предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату (ст. 48 Конституции РФ).

5. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Все эти конституционные гарантии способствуют решению одной из главных задач правосудия: не допустить осуждения невиновных.

6. Запрет повторного осуждения . В статье 50 Конституции РФ содержится важная гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

7. Недействительность незаконно полученных доказательств . На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Человек должен быть гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия, и этому служит норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Не признаются доказательствами никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

8. Право на пересмотр приговора . Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просьбу о помиловании или смягчении наказания. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен УПК РФ. Помилование – освобождение от наказания или замена его другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ).

9. Гарантия от самообвинения . Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него также нельзя требовать свидетельствовать против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51 Конституции РФ).

10. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

11. Гарантия неприкосновенности личности, ее чести, частной жизни и жилища (ст. 21–25 Конституции РФ)

12. Запрет обратной силы закона. Динамичность жизни порождает потребность изменения законов. Они могут меняться в сторону усиления или ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, что человека, совершившего правонарушение, спустя некоторое время привлекут к ответственности по закону, который не действовал в момент совершения правонарушения. Чтобы этого не происходило, Конституция РФ (ст.54) закрепляет общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Таким образом, для реализации конституционных прав и свобод граждан, конституционных обязанностей нужны гарантии, являющиеся элементом правового статуса личности. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии основных обязанностей выражаются в создании наиболее благоприятных условий для несения и активного использования обязанностей.

Права, как бы широко они не были декларированы, не представляют реальной ценности без гарантий их реализации. Людям, населяющих огромную территорию постсоветского пространства, это утверждение особенно понятно и близко. "Большая Сталинская Конституция", которая провозглашала широкие права за всю историю человечества, на самом деле была самой фикцией в мире, потому что трудно найти государство, где права человека попирались бы цинично и жестоко, чем в стране "развитого социализма".

Конституционные гарантии реальны лишь тогда, когда надежно подкреплены механизмом их реализации. Механизмом гарантий прав человека и гражданина можно считать систему правовых средств, определенных конституцией - это государственные правоохранительные органы, судебная система, общественные организации по защите прав человека и гражданина и тому подобное.

Право на защиту - это прежде всего материальное субъективное право правоохранительного характера, которое возникло в момент нарушения субъективного права потерпевшего и следует из конституции.

Юридический механизм защиты человеком своих прав - это активный связь носителя прав на защиту и правоохранительного органа, обязанного защитить эти права.

Виды конституционных гарантий прав и свобод.

Система гарантий прав и свобод человека предусматривает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.

Во-первых, это общие гарантии, охватывающих всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.

Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.

Общие гарантии прав и свобод подразделяются (классифицируются) на:

Экономические;

Политические;

Организационные.

Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость личности в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.

Политические гарантии - это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав к уполномоченному парламента и в международные правозащитные организации.

Организационные гарантии - это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек - государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и тому подобное.

Юридические гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) загальонообовьязковости условиям, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.

Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель - реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод с помощью правовых методов.

Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные Конституцией права и свободы - не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита - это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц.

Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.

Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом отношении чрезвычайно высокой, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.

Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему изменять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и тому подобное.

Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.

Принципом правосудия является также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доведения ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип "Признание - царица доказательств").

Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.

Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все национальные средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организации, членом или участником которых является государство.

Омбудсман, или омбудсмен (швед. Ombudsman - представитель интересов) - выбрана специально (назначаемая) должностное лицо для контроля разного рода административных органов, а в некоторых странах - также частных лиц и объединений.

Экскурс в историю понятия позволяет выявить его связь с терминами "власть", "авторитет". Шведский термин "омбудсмен юстиции", используемый для обозначения исторически первой омбудсмановские службы, не снискал всеобщее признание. Авторитетное определение института омбудсмана принадлежит Международной ассоциации юристов: "Служба, предусмотрена конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственное перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять команды ". Институт имеет различные наименования: в Франции - медиатор, в Испании - народный защитник, в Великобритании - парламентский уполномоченный по делам администрации, в Италии - гражданский защитник, в Австрии - коллегия народного правозащиты, в Нидерландах - национальный омбудсмен, в Канаде - уполномоченный в публичных расследованиях, в США - общественный адвокат и помощник граждан, в рф _ уполномоченный по правам человека. Действуют общие и специализированные службы (омбудсман университетов и школ, больниц и психиатрических учебных заведений, для защиты личных данных, обеспечения равенства полов, по делам потребителей, по охране окружающей среды, несовершеннолетних, по здравоохранению, для вооруженных сил). Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учреждена должность омбудсмена Европейского Союза.

Правовой механизм любого государства содержит не только традиционные средства контроля за законностью деятельности публичной администрации, но и так называемые нетрадиционные, неформальные элементы. К последним можно отнести омбудсменов. Необходимость института омбудсмана объясняется тем, что классические способы контроля за администрацией, в частности парламент, суды (общие и административные), не могут выявить все несправедливые, грубые, предвзятые, невнимательны акты и действия должностных лиц.

Омбудсмановские сообщество насчитывает более 50 государств. Институт омбудсмана принято в государствах с различными формами правления: президентских республиках (США, Франция, Германия, Финляндия, Португалия, Израиль), парламентских республиках (Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада Великобритания, Новая Зеландия). Его уважают в классических демократиях и высоко оценивают в странах, где сравнительно недавно начат переход от тоталитаризма к демократии, Польши, Венгрии, Румынии.

Прототипом омбудсмановские служб является шведский омбудсмен, введенный Конституцией Швеции 1809 как должностное лицо парламента, который рассматривает жалобы на должностных лиц и государственных органов. Модель шведского омбудсмена получила признание том, что общие суды в Швеции традиционно не контролируют административную деятельность. Несменяемость чиновников и судей создавала в XVIII в. угрозу гражданским правам. В Финляндии также практически не осуществлялся контроль судов за административной деятельностью, и опыт Швеции был успешно взят в 1919 То же можно сказать о Дании (1995).

Юридическая природа омбудсмена концентрируется в его общих и особых характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик, среди которых:

1) омбудсман - субсидиарный (дополнительный) средство правовой защиты в отношении суда, административных органов, прокуратуры;

2) омбудсман - независимый публично-правовой институт, а не предвзятый в проведении расследований;

3) омбудсмен предоставляет персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

4) народный защитник - неформальный способ правозабезчення. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляет чуткость и причастность к проблемам пострадавших от административных злоупотреблений. Он лишен отрицательных черт "юрократии", использует нетрадиционные критерии административного производства (справедливость, разумность, правильность, уместность)

5) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения зачастую являются рекомендательными. Сторонники права принуждения считают, что омбудсману не хватает юридического господства. Другие правоведы относят его к контрольной власти. Ни та, ни другая точка зрения не согласуется с социальной и юридической природе омбудсмена. Императивность здесь заменена другими свойствами: омбудсмен демонстрирует умеренность, уравновешенность и компетентность суждений. Его косвенное влияние зачастую является более эффективным, чем традиционный (юридический, силовой)

6) институт омбудсмана - открытый средство правовой защиты, противовес административной секретности. Публичность необходима для выполнения рекомендаций омбудсмена;

7) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическую регламентацию организации и функций, подотчетность парламента - органа исполнительной власти, установленные обязанности администрации выполнять требования и рекомендации омбудсмена). Они являются дополнительными гарантиями результативности института;

8) омбудсменов объединяет общность задач: они не только решают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административной поведения и совершенствования законодательства;

9) народные защитники имеют большую сферу компетенции, охватывает широкий круг административных органов и должностных лиц;

10) омбудсмены сохраняют политическую нейтральность, не имеют права катализировать политическое противоборство, заручиться поддержкой партий;

11) омбудсмена беспокоят такие проблемы: угроза независимости расследования, материальные и кадровые трудности;

12) успех службы омбудсмана определяется неинституциональных факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

Компетенция омбудсменов по кругу органов и лиц не является однозначной в разных государствах. Как правило, компетенция омбудсмена ограничивается органами государственного управления (только в Швеции и Финляндии омбудсмен может оценивать деятельность суда) - Общей тенденцией для всех омбудсменов является включение в сферу их компетенции местных органов управления, дискреционных решений администрации. Деятельность омбудсменов ряда государств (например, парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивается центральными органами управления. В Испании признается преимущество судебной деятельности перед квазисудебными функциями омбудсмена: ему разрешено оценивать только задержки в отправлении правосудия.

Некоторые омбудсмены имеют специфические полномочия: право обращения в Конституционный суд с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесении изменений в действующее законодательство.

Права человека, которые надо уважать. Права человека, которые надо защищать. Справочник для сотрудников милиции

Конституционные гарантии

Конституционные права и свободы - это наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

2. Самозащита прав всеми способами, не запрещенными законом (ст.45, п.2).

3. Международная защита прав и свобод человека (ст.46, п.3)

4. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

5. Неотменяемость прав и свобод (ст.55, п.2).

6. Достижение возраста 18 лет позволяет человеку самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст.60).

7. Предоставление защиты и покровительства Россией своим гражданам, находящимся за границей (ст.61, п.2).

8. Принцип равного доступа к государственной службе - это равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации (ст. 32 п. 4).

Судебные гарантии

2. Право на получение квалифицированной юридической помощи (

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Под гарантиями принято понимать правовые средства, обеспечи­вающие реализацию того или иного права человека и гражда­нина. Каждое право только тогда должна быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государ­ства. Конституция содержит специальные статьи (ст.45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан.

Эти гарантии бывают условно разбиты на две группы:

1) Общие гарантии.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неот­чуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Пре­зидент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, всœе органы государственной власти.

Право человека и самому защищать свои права и свободы (самозащита) всœеми способами, не запрещенными за­коном. Способы самозащиты многообразны: обжалование дей­ствий должностных лиц, обращение в средства массовой ин­формации, использование правозащитных организаций и об­щественных объединœений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия.

Судебная защита прав и свобод. Такая защита наиболее эф­фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо­гут быть обжалованы любые решения и действия (или бездей­ствие) органов гос. власти, органов местного са­моуправления, общественных объединœений и должностных лиц. Объектом обжалования бывают законы, действия и указы Президента͵ постановления Правительства и т. д.

Право обращать­ся с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличи­ем соответствующих международных договоров РФ и используется, в случае если исчерпаны всœе имеющиеся средства правовой защиты. Комитет ООН и Европейский суд по правам человека;

Каждый вправе на возме­щение государством вреда, причинœенного незаконными дей­ствиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение причинœенного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством.

Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная нор­ма гарантирует незыблемость прав и свобод.

2) Гарантии правосудия.

Гарантия подсудности - никто не должна быть ли­шен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Право на юридическую помощь - предоставляется каждому задержанно­му, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защит­ника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинœения. Право на защиту относится к числу абсолютных прав, по­скольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отка­зать в ней, в случае если он обвиняется в уголовном преступлении.

Презумпция невиновности - вина должна быть доказана в предусмотренном ФЗ порядкеʼʼ, что предполагает соблюдение права на защи­ту и других процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователœе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения - никто не должна быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не должна быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, в случае если данный человек уже был судим по тому же обвинœению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинœению можно только в том слу­чае, в случае если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.

Недействительность незаконно полученных доказательств - не призна­ются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Гарантия от самообвинœения - человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к при­знанию себя виновным. От него нельзя также требовать свиде­тельств против супруга и близких родственников. УПК включает в их число родителœей, детей, родных братьев и сестер, усыновителœей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга.

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью - означает возможность судебного обжалования действий дол­жностного лица, которые, даже не являясь преступлением, нарушают закон, а также компенсацию причинённого ущерба.

Запрет обратной силы закона - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Обязанность составная часть правового статуса личности. Конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина , которые:

1) имеют всœеобщий характер,

2) не зависят от конкретного правового статуса лица,

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем исходя из своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ.

В конституционно закрепленных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Соблюдение обязанностей обеспечивается всœеми мерами правового и общественного воздействия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с крайне важно стью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью является соблюдение Конституции и законов . Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека. Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всœех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в крайне важно сти у него стойких установок на правомерное поведение во всœех сферах жизни и деятельности. Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция предлагает единственно возмож­ный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вво­дит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной са­морегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Родители обязаны заботиться о детях , их воспитании. Трудоспособ­ные дети , достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях . Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителœей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Гражданское и семейное законодательство регла­ментирует правоотношения, вытекающие из рассматривае­мых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану со­ответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязан­ность получить основное общее образование , а на родителœей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получе­ние детьми этого образования. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанно­сти. Установление обязанности родителœей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожале­нию, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о крайне важно сти получения их детьми основного общего образования, без чего их жизнен­ная адаптация окажется затрудненной.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия , беречь памятники истории и культу­ры. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Данная конституционная обязанность направлена на со­хранение материальных и духовных ценностей многонацио­нального народа России, развитие его культуры.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы . В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета͵ обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы. Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28.03.1998 ᴦ. "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах ВС РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Размещено на реф.рф
Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, в случае если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Сегодня осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности." 2017, 2018.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ