Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Трёхступенчатый административно- общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета образовательного учреждения за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдение всеми должностными лицами, работниками требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций по охране труда. Административно-общественный контроль имеет трёхступенчатую структуру.


Задачей административно- общественного контроля за состоянием охраны труда в образовательном учреждении является постоянное повышение уровня безопасности проведения образовательного и воспитательного процессов, направленных на исключение случаев травматизма как среди работающих, так и обучающихся (воспитанников)




На первой ступени трёхступенчатого контроля проверяется: выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; технически исправное состояние и правильность организации рабочих мест, учебных кабинетов, спортивных площадок, их санитарно-гигиеническое состояние и соответствие требуемым нормам; состояние проходов, проездов, аварийных выходов; исправность и безопасность технологического оборудования и инвентаря; соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) правил общей, пожарной и электробезопасности в процессе учебной и внеклассной деятельности; исправность приточной и вытяжной вентиляции, системы отопления, водойснабжения, освещения и энергообеспечения; наличие и соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) инструкций по охране труда и технике безопасности; наличие и правильность использования работниками и обучающимися средств индивидуальной защиты и спецодежды.


При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (см. Приложение).


На второй ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой ступени контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченных по охране труда; выполнение мероприятий по предписаниям и указания органов надзора и контроля; выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев; исправность и соответствие производственного оборудования и инвентаря требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно- технической документации по охране труда; соблюдение работниками и обучающимися правил электробезопасности, пожарной и общей безопасности; соблюдение графиков профилактического осмотра и ремонта производственного и учебного оборудования, вентиляционных систем отопления, водой и энергоснабжения;


Состояние основных и аварийных выходов, подходов и подъездов к зданиям; состояние уголков по охране труда, уголков безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, технике безопасности, сигнальных цветов и знаков безопасности; наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов; своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); наличие и правильность использования работниками, обучающимися средств индивидуальной защиты, спецодежды; санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов, помещений и устройств, укомплектованность их санитарным инвентарём; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются руководителю образовательного учреждения. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда санитарно-гигиенических норм и требований, которые могут причинить ущерб здоровью работников и обучающихся (воспитанников) или привести к аварии, воспитательно-образовательный процесс приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.


На третьей ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда; выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами; выполнение мероприятий по материалам несчастных случаев и аварий; техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, спортивных площадок и территории учебно-опытного участка;


Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции системы освещения, отопления, энерго и водойобеспечения; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; состояние уголка охраны труда; состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление; организация и качество проведения обучения и инструктажа по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); подготовленность персонала к работе в аварийных условиях; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учёта проведения административно-общественного контроля первой и второй ступеней. На совещаниях у руководителя образовательного учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение Соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в образовательном учреждении.


При проведении совещания, выявленные недостатки оформляются в журнале административно-общественного контроля с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения опросов по охране труда руководителем образовательного учреждения издаётся приказ.


УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ- СОШ 134 _____________О.И.Ковалёва Приказ ____ от «01»сентября 2013 г. Г Р А Ф И К административно-общественного контроля (II, III ступень) на учебный год п/п Ф. И. О. проверяющего Должность проверяющего Сроки контроля 1Потапова Т.Д.Зам. директора по АХЧ, ответственный за охрану труда в учреждении регулярно 2Ткачук М.И.Зам. директора по УВР, член комиссии по ОТ Сентябрь, ноябрь, январь, май, август 3Сидорова Н.П.Уполномоченный по ОТНоябрь, декабрь, март, Май, август 4Тарасова Л.И.Председатель профкома Декабрь, август 5Ковалёва О.И.Директор Декабрь, август


Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения образования и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет директор (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего, надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры образовательной организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений образования. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Кроме того, с советских времен остался официально действующий документ «Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования» , который до сих часто используют при подготовке локальных документов по административно-общественному контролю за охраной труда в образовательных организациях (см. приложение 1).

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в образовательных организациях, особенно в школах, двухступенчатую систему контроля, т.к. большинство учреждений образования имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации - руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Можно разработать и утвердить локальное Положение об административно-общественной контроле за состоянием охраны труда в образовательной организации, а лучше (чтобы не плодить новые документы) отразить вопросы организации такого контроля в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) в образовательной организации.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (заведующим кафедрой, кабинетом, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда соответствующего структурного подразделения.

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние рабочих мест;

Состояние оборудования, ограждений, инструмента;

Эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

Наличие и состояние спецодежды;

Наличие и исправность средств защиты;

Наличие и комплектность аптечек;

Наличие средств пожаротушения;

Санитарное и противопожарное состояние;

Наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

Своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

Своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

Прохождение обязательных предварительных и периодических образовательных осмотров;

Наличие инструкций по охране труда;

Соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

Соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (директору, ректору, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и обучающихся или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда образовательной организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля.

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

Выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

Выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

Результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

Состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

Правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

Продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

Ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

Наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании руководства образовательной организации, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях по результатам контроля издается приказ по образовательной организации.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения и т.д. (далее - предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

Состояние проходов, переходов, проездов;

Безопасность технологического оборудования;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;

Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

Состояние переходов и галерей;

Состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

Наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Состояние кабинета охраны труда;

Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

Организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.

4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

ЖУРНАЛ

административно-общественного контроля

Дата

Ступень контроля

Выявленные недостатки и нарушения по ОТ

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись отв. за исполнение)

Примечание:

1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, даты начала и конца ведения журнала.

Вопрос о соблюдении предписанных законодательством норм в соблюдении условий и охраны труда решается введением функций общественного контроля. Данная структура помогает анализировать ситуацию, проводить исследование, а также выявлять и устранять неполадки. Кроме данных действий возможно и проведение расследования в случае нарушения предписанных норм. Возникает вопрос, кто наделен данными полномочиями и может осуществлять подобные функции.

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ . Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:


  • технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
  • организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
  • социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.

Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.

Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства. В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства. Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.

Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:

  • анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
  • проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
  • организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
  • проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.

Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Административный общественный контроль осуществляется со стороны руководства организации в тесном взаимодействии с профсоюзами. Выполняется он для выявления и устранения тех моментов, которые не соответствуют предписанным нормам.

Это обусловлено тем, что основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасной трудовой деятельности. С этой целью и необходимо создание службы охраны труда или соответствующей должности, а также проведение мероприятий, контролирующих и повышающих качество их деятельности.

Имеется несколько основных уровней общественного надзора, по которым проводятся соответствующие проверки и профилактика:

  • ежедневное соблюдение нормального состояния рабочего места;
  • с периодичностью в месяц проводятся проверки технического состояния оборудования;
  • раз в три месяца проводятся более серьезные мероприятия, проверяется знание сотрудников по технике безопасности.

В итоге основное назначение данного вида общественного контроля за охраной труда заключается в предупреждении и профилактике возникновения несчастных случаев на производстве. Особенно это актуально в тех организациях, условия работы которых тесно связано с рисками для жизни и здоровья сотрудников.


Положение об административно-общественном контроле за охраной труда

Для установления порядка в проведении мероприятий общественного надзора в компании должен иметься документ, отображающий основные положения данного вопроса. Данный норматив может учитывать следующие аспекты:

  • утверждать инструкцию и предписанные нормы по трудовой деятельности;
  • ссылаться на соответствующие журналы, по которым проводятся процедуры проверок и аттестации;
  • предписывать график проведения требуемых мероприятий;
  • обеспечивать рабочих специальными средствами индивидуальной защиты.

Составляется такое положение на основании производственной необходимости. К примеру положение об административно-общественном контроле за охраной труда в школе включает в себя порядок, по которому осуществляется соблюдение выполнения предписанных норм. Данные предписания касаются основных действий и мероприятий, которые касаются вопросов трудовой деятельности как учителей, так и учеников.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Журнал административно-общественного контроля — это документ учета всех событий, связанных с нормами охраны труда. Выделяют несколько типов подобных журналов:

  • учет проведенного инструктирования и соответствующего обучения персонала;
  • записи о проверках теоретического и практического ознакомления сотрудников с предписанными нормами;
  • фиксирование несчастных случаев;
  • учет технического состояния оборудования, а также проведения его проверок.

В итоге основное назначение такого документа — это фиксирование и соблюдение всех аспектов, связанных с вопросами организации безопасности трудовой деятельности. Это помогает облегчить исполнение контролирующих функций как со стороны ведомственных, так и административных органов.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах » № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

3.1. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда следует считать основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа работников) за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране тру­да (положение об организации административно-общественного контроля утверждается руководителем организации в виде специального стандарта).

3.2. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда направлен на привлечение рабочих, инженерно-технических работников к участию в работе по улучшению условий труда в организации, профилактике несчастных случаев на производстве, общей и профессиональной заболеваемости трудящихся, повышению культуры производства.

3.3. Административно-общественный контроль должен проводиться в три этапа (ступени).

3.4.В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда должен проводиться:

На первой ступени - на участке цеха, в смене, бригаде или лаборатории (далее - участок);

На второй ступени - в цехе, отделе, на производстве или участке организации (далее - цех);

На третьей ступени - в организации в целом.

3.5. Проведение трехступенчатого контроля осуществляют руководитель и председатель профсоюзного комитета организации (или иного пред­ставительного органа работников).

3.6. Первая ступень контроля состояния охраны труда осуществляется ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком и т.д. в зависимости от структуры цеха) и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда до начала рабочей смены.

3.6.1. На первой ступени проверяются:

Состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.):

Состояние проходов, переходов, проездов;

Безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

Исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

Соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

Соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

Наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

Наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты;

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.6.2. В процессе проверки необходимо принимать оперативные меры устранению выявленных нарушений под непосредственным контролем руководителя участка.

3.6.3. О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены рогами участка, мастер (бригадир) должен по окончании осмотра доложить вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

3.6.4. В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работу необходимо приостановить до устранения этого нарушения сообщить вышестоящему руководителю о приостановке работы.
3.6.5. Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений следует записывать в журнал первой ступени контроля (приложение №1).

Перечень мероприятий подписывают мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, проводившие первую ступень контроля.
3.6.6. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда ежедневно по материалам проведения первой ступени контроля на десятиминутных планерках с начала смены информируют свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки и о принятых мерах.

3.6.7. Старший мастер (начальник участка) еженедельно проверяет качество проведения первой ступени контроля и записывает свои замечания каждому мастеру в журнале первой ступени.

3.7. Вторую ступень контроля следует проводить два раза в месяц в установленный графиком день комиссией, возглавляемой начальником цеха.

В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители служб цеха, медработник, закрепленный за данным цехом. Инженер по охране труда в порядке контроля не реже одного раза в месяц участвует в проведении второй ступени контроля.

3.7.1. На второй ступени трехступенчатого контроля следует проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля;

Выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, решений профсоюзного комитета, представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (приложение №2), мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля, по материалам расследования несчастных случаев;

Исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда (ССБТ) и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работающими правил, норм и инструкций по охране труда;

Выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, проездов, переходов и галерей, прилегающей к цеху территории;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие и состояние учебных пособий, иллюстративных и информационных материалов;

Наличие и состояние защитных сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;

Наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и правильность их использования работающими;

Обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.7.2.Выявленные недостатки в процессе проведения второй степени контроля заносятся в журнал второй ступени контроля (приложение№3).При этом комиссия намечает мероприятия, назначает исполнителей и сроки исполнения.

3.7.3.Для устранения недостатков, которые не могут быть решены силами цеха, издается распорядительный документ с поручением службе охраны труда организации.

3.7.4.В случае грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа должна быть приостановлена до устранения этого нарушения.

3.7.5.Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

Контроль за выполнением мероприятий второй ступени контроля осуществляют начальник цеха, инженер по охране труда и уполномоченные (до­веренные) лица по охране труда по поручению профсоюзного комитета.

3.7.6.Итоги проведения второй ступени контроля рассматриваются на совещании, организуемом начальником цеха. На нем присутствуют руководители участков и служб цеха, председатель профсоюзного комитета цеха, работник медсанчасти, закрепленный за цехом, а также могут приглашаться при необходимости бригадиры и рабочие.

3.7.7.Решение совещания по охране труда оформляется протоколом, в котором следует определить меры по устранению имеющихся недостатков в работе по охране труда с указанием конкретных исполнителей и сроков.

3.8. Третью ступень контроля следует проводить не реже одного раза в квартал комиссией, созданной приказом руководителя, или комитетом (комиссией) по охране труда.

В состав комиссии входят один из заместителей руководителя организации, руководитель (специалист) службы охраны труда, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты и другие специалисты, ответственные за организацию охраны труда в организации.

3.8.1. Проверку следует приводить в присутствии начальника цеха и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.8.2. Крупную организацию следует проверять по отдельным цехам по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности труда не менее шести раз в год.

График согласовывается с профсоюзным комитетом, утверждается руководителем организации и выдается руководителям всех цехов.

3.8.3. На третьей ступени трехступенчатого контроля проверяются:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлении и решении профсоюзных opганов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководителей организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых несчастных случаев и аварий;

Правильность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Организация внедрения стандартов безопасности труда;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасноститруда и другой нормативно - технической документации по охране труда;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливаюших устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключение энергетического оборудования;

Обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

Состояние кабинетов и уголков по охране труда, своевременное правильное их оформление;

Своевременность проведения обучения и инструктажа работающие по охране труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

3.8.4.Результаты проверки по третьей ступени контроля по каждом) цеху должны оформляться актом, в котором следует указывать подробный перечень обнаруженных недостатков и решение комиссии (приложение 4).

3.8.5.Результаты проверки по третьей ступени контроля следует обсуждать в установленный "День охраны труда" (ежемесячно или не реже одного раза в квартал) на совещании у руководителя или главного инженера.

3.8.5.1.Перед проведением "Дня охраны труда" составляется повестка дня, в которой указываются участники его проведения, как правило, это руководство организации, руководители структурных подразделений, главные специалисты, профсоюзный актив по охране труда и уполномоченные (дове­ренные) лица по охране труда.

3.8.5.2.Для четкой организации "Дней охраны труда" инженером по охране труда готовятся приказ и программа, утверждаемая руководителем организации, в подразделении - его начальником.

В приказе указываются лица, ответственные за проведение как в целом по организации, так и по каждому структурному подразделению (участку, цеху).

3.8.5.3. В программу включаются следующие мероприятия по охране труда:

Проверка состояния охраны труда на участках, в цехах, на рабочих местах;

Выполнение предписаний органов надзора и контроля;

Проверка хода работ по выполнению намеченных мероприятий по охране труда на год;

Рассмотрение состояния охраны труда в подразделении, заслушива­ние руководителей участков, цехов, инженерно-технических работников;

Рассмотрение имевших место случаев нарушения требований правил, норм охраны труда;

Изучение передового опыта по охране труда, безопасной технологии производства работ, материалов по несчастным случаям, приказов и указаний, протоколов и других руководящих документов по охране труда;

Организация работ по устранению замечаний по охране труда, выполнение мероприятий по улучшению условий труда.

3.8.5.4.По итогам проведения "Дня охраны труда" разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, при необходимости издается приказ или распоряжение.

3.8.5.5.Проведение совещания оформляется протоколом (приложение №5) с указанием мероприятий по устранению выявленных нарушений, сроков выполнения и ответственных лиц.

3.8.6. В организациях, где отсутствует административно-общественный контроль, функции контроля за состоянием охраны труда осуществляет комитет (комиссия) по охране труда.

3.8.6.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателя, профессионального союза и иного уполномоченного работниками представительного органа и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда в организации.

С учетом возложенных на комитет законодательством задач по анализу состояния условий и охраны труда в организации он в пределах своих полномочий проводит проверки и о результатах информирует работников об обстановке с охраной труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и организации в целом.

3.8.6.2. Для выполнения поставленных задач рекомендуется возложить (приказом) на комитет следующие контрольные функции:

Участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

Изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда в организации;

Анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и организации в целом к проведению обязательной сертификации рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

Участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда организации;

Содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

Изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

Оказание содействия работодателю в организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;

Участие в работе по пропаганде охраны труда, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Примечание : В отдельных организациях с учетом специфики системы управления охраной труда сложилась практика по осуществлению четырехступенчатого метода контроля: 1 ступень - мастер совместно с уполномоченным по охране труда; 2 ступень - начальник цеха совместно со старшим уполномоченным по охране труда; 3 ступень - главные специалисты (заместители директора по производству и ремонту, главные электрик и механик); 4 ступень - комплексная провер­ка под руководством директора по производству - главного инженера при участии главных специалистов службы охраны труда, лаборатории, пожарного отряда, специалистов всех видов надзора, медико-санитарной части и начальников цехов.

Приложение №1

Форма журнала первой ступени административно-общественного контроля по охране труда

Примечание: на первой странице следует привести памятку по проведению первой ступени контроля, на второй – выдержки из Постановления Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30 «Об утверждении рекомендаций об организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

Приложение № 2.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ