Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Что собой представляет база законодательства РФ административного права? Что составляет основу базы законодательства об административных правонарушениях, какой нормативный документ является ведущим актом в данной сфере? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в представленной статье.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые - КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует - на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Административная ответственность широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об административных правонарушениях было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм Уголовного Кодекса путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и должностные лица,вообще не имеющие юридического образования.

Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.

Структура КоАП:

5 разделов, объединяющих 32 главы.

1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.

2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений).

3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.

4 раздел – производство по делам об АП.

5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.

КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.

1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.

2. акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.

3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.

4. методические разъяснения органов.

КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне.

· закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;

· устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;

· регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;

· устанавливает порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;

· устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст 1.2 КоАП):

· защита личности

· охрана прав и свобод человека и гражданина;


· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;

· защита общественной нравственности;

· охрана окружающей среды;

· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

· предупреждение административных правонарушений.

Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.

Особенности КоАП:

1.содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);

2.нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;

3.закрепляет ответственность физических и юридических лиц;

4.регламентирует ответственность за административные правонарушения в 2 юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юридического лица (ст.2.1.). Впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

По КоАП адм ответственность может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнительная власть отличается мобильностью, то нормы, закрепленные в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется другими системами наказаний. В режиме административной юрисдикции дела об административных правонарушениях могут рассматриваться более 60 органами исполнительной власти.

59. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. Изначально это касалось административной ответственности. Общий принцип, согласно которому федерация устанавливает общие положения, а субъект детализирует + и федерация, и субъект разграничивают конкретные полномочия м/у собой и в рамках них каждый осуществляет собств.регулирование и исполняет. КоАП исполняется и фед.органами и органами субъектов. Акты субъектов – только органами субъектов.

Разграничение полномочий складывается следующим образом:

Большая часть полномочий – у РФ. Только РФ может регламентировать общие положения, включая понятие правонарушения, виды и порядок применения административных наказаний, принципы привлечения к ответственности, также РФ закрепляет общие правила подведомственности, регламентирует производство по делам об АПН и порядок исполнения постановлений по делам об АПН.

Соответственно, субъект может устанавливать собственные региональные составы, при этом вопрос: какие составы могут быть только федеральными, а какие – субъектами (регулятивная есть, а охранительной нет, например). Разграничение осуществляется по критерию того, имеет ли правонарушение региональное или федеральное значение. И КоАП и ВС дают однозначное толкование – ответственность всегда следует за регулятивной нормой. Если регулятивная норма закреплена на фед.уровне – ответственность может установить только федерация. Если фед.законодатель не установил санкцию – то это сознательная позиция и не субъекту её пересматривать (ВС). Составы, которые устанавливают ответственность за нарушение региональных норм и правил, могут быть регламентированы субъектами. И только.

Субъекты могут определять, кто будет рассматривать региональные составы, т.е. подведомственность дел конкретным органам. При этом возложить обязанность по рассмотрению дел субъект может только на орган субъекта. Соответственно, субъект может сказать, что дело уполномочен рассматривать мировой суд, но на компетенцию районного суда он покушаться не может. Отдельное положение занимала милиция общественной безопасности, т.к. она нах-сь в совместном ведении и субъект мог возложить часть дел на эти органы. В связи с вступлением в силу ФЗ «О полиции» пока ситуация не изменилась. При этом совместность ведения в этой ситуации в значительной мере осталась в прошлом. Могут быть созданы специализированные органы для рассмотрения дел об АПН, как правило, в форме административных комиссий.

В рамках производства по делам об АПН субъект из всего производства устанавливает только одно: органы и должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы.

Отдельные полномочия, в рамках создания специализированных органов, формирования комиссий по делам несовершеннолетних и определения лиц, которые уполномочены составлять протоколы, могут быть переданы субъектом феедрации ОМС. Т.к. ОМС являются более заинтересованными. Субъект должен предоставить финансирование.

Регулирование на уровне субъекта осуществляется в форме законов. Кодексами называть нельзя

60. Административная ответственность: понятие, сущность, значение и основные черты

Административная ответственность – это негативная оценка государством действий правонарушителя, именуемых административным правонарушением, и выражается в назначении правонарушителю административного наказания.

Особенности административной ответственности:

Широкая нормативная база;

КоАП на федеральном уровне; на уровне субъектов – законы субъектов об административных правонарушениях; подзаконные акты: на федеральном уровне - постановления правительства; на уровне субъектов – акты высших исполнительных органов субъекта.

Административная ответственность охраняет не только административные правоотношения, но и отношения иной отраслевой принадлежности (конституционно-правовые, градостроительные, трудового права, гражданского права и иные).

Большое количество субъектов, уполномоченных осуществлять привлечение к административной ответственности: суды, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные отделения, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Широкий круг субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физические лица, как правило, не находящиеся в организационной подчиненности от тех органов или ДЛ, которые их привлекают (при этом могут быть иностранцы, апатриды); юридические лица.

Основание ответственности – совершение лицом административного правонарушения; оно обладает всеми чертами родового правонарушения (противоправности, виновности, наказуемости, деяния + видовой признак – общественный вред).

Для привлечения к АО установлен особый процессуальный порядок, закрепленный в разделе 4 КоАП «производство по делам об административных правонарушениях» + субсидиарно применяется АПК.

Принципы АО:

Равенство перед законом: физические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от пола, расы, возраста, а юридические лица независимо от организационно-правовой формы.

Федеральным законом могут устанавливаться особенности привлечения к отдельным видам административной ответственности отдельных категорий лиц. Причем это могут быть лица, занимающие определенные должности, а также лица, обладающие объективными признаками в их физиологии, например, малочисленные народы Крайнего Севера.

Презумпция невиновности;

Административная ответственность включает 2 части:

1) лицо может нести административную ответственность за то деяние, в котором установлена его вина;

2) распределение бремени доказывания (лицо не обязано доказывать свою невиновность);

3) неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется расследование.

4) Сам законодатель устанавливает исключение из презумпции невиновности для ФЛ: примечание к ст.1.5 и ст.2.6 (в области безоп дор движения и благоустройства территории на тс лучае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи).

5) Презумпция невиновности специфически работает в отношении ЮЛ: формально она к ним применяется, но в отношении них сформулирована такая конструкция вины, что фактически бремя доказывания невиновности возлагается на само ЮЛ.

В рамках силы закона, смягчающего или отменяющего АО, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение.

Смягчение административной ответственности:

исключается из альтернативной санкции более строгое наказание;

исключается дополнительное наказание

отмена состава с квалифицирующими отягчающими ответственность признаками.

снижение размеров всех или одного из возможных наказаний;

Пересмотр заключается в том, что новая норма распространяется на все производства, которые еще не окончены или которые еще не начинались.

Основаниями для освобождения от ответственности:

В административно-деликтном праве нет конструкции освобождения от наказания. Возможно только освобождение от ответственности.

Об освобождении от административной ответственности может идти речь только в том случае, когда в действиях лица содержатся все признаки административного правонарушения, но в силу определенных причин привлечение его к административной ответственности невозможно(не дифференцирует освобождение от ответственности и наказания, есть только освобождение от ответственности – невменяемость не будет освобождением – это нет состава, потому что нет субъекта):

НО: когда есть состав, но не привлекаем к ответственности:

Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия (ч.2 ст.2.3.)

Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ч.1 ст.2.5.) – если есть дисциплинарный кодекс – будет только дисциплинарная ответственность

Крайняя необходимость и необходимая оборона – не делится, есть только крайняя необходимость (ст.2.7.)

Малозначительность (ст. 2.9.)

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (общий 2 мес и спец сроки)

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) представляет собой типовой кодифицированный свод законов, регламентирующих административные отношения между гражданами и уполномоченными органами. Кроме того, документ определяет действующий перечень правонарушений и меры ответственности за несоблюдение описанных в статьях ограничений. В каждом регионе федеральный кодифицированный акт дополнен собственным перечнем статей и уточнений, касающихся преимущественно порядка исполнения решений по делам административного характера.

Актуальный КоАП РФ вступил в силу 1 июля 2002 года, заменив действующий до того времени Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. На данный момент последние изменения в своде законов учтены по состоянию на 2017 год.

Структура КоАП РФ

КоАП России – документ комплексного типа. В нем одновременно кодифицированы нормы материальной ответственности сторон гражданских отношений, полномочия органов и должностных лиц в сфере охвата акта, а также процессуальные нормы. Именно такая особенность документа и стала определяющим фактором в формировании его итоговой структуры.

Административный кодекс разбит на 5 разделов, включающих 32 главы, разделенные на более чем 600 статей. Число статей ежегодно увеличивается.

  • Раздел I содержит общие положения документа.
  • Раздел II — особенная часть.
  • Раздел III касается судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о различных типах административных правонарушениях.
  • Раздел IV освещает вопросы делопроизводства административного характера.
  • Раздел V полностью посвящен исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

Важно отметить, что в отличие от действовавшего до 2002 года КоАП РСФСР, в новом кодексе использована поглавная нумерация статей. Это значит, что первым номером в нумерации статьи отмечена глава, к которой та принадлежит, а последующие числа означают номер статьи. Считается, что такая нумерация разительно упрощает внесение правок в документ и дополнение перечня статей в главах.

Предмет правового регулирования КоАП

Одна из наиболее объемных глав документа всецело посвящена вопросу ответственности сторон, нарушающих права граждан на труд и отдых, участие в выборах, осуществление различных видов деятельности и пр.

В целом документ составлен в соответствии с Конституционными и прочими нормами. Что говорит о его нацеленности на установление прав и обязанностей в гражданской сфере таким образом, чтобы максимально поддерживать отдельных граждан и давать им возможность на самореализацию.

Отдельными разделами в кодексе выделены права и обязанности органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Подробно в статьях расписываются особенности рассмотрения административных споров, условия для подачи ходатайств, выдвижения обвинений и обжалования принятых решений.

Какие изменения в документе вступили в силу в 2017 году

Как и в 2016 году, так и в 2017 в административный кодекс внесены значительные поправки, ранее принятые и подписанные президентом. В частности, с января 2017 года ужесточаются вводятся меры ответственности в виде штрафов для коллекторов, новостных агрегаторов и субъектов, осуществляющих туристическую деятельность.

Ужесточение законодательства произошло в целом по возврату долгов. Однако это ужесточение отразилось именно на кредиторах, а в отношении должников произошли значительные послабления. Так, незаконные действия по истребованию долга могут обернутся значительными штрафами для кредиторов.

Также 2017 год запомнится введением ответственности за продажу этанол-содержащей продукции в пластиковой таре.

Также ряд норм связан с защитой окружающей среды — за незаконную деятельность в лесопарковом зеленом поясе.

КоАП РФ 2017 (Кодекс об административных правонарушениях)

Здесь можно скачать действующую (последнюю) редакцию КоАП РФ:

КоАП РФ — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы привлечения юридических и физических лиц к ответственности за административные правонарушения (общественно-вредные противоправные деяния).

  • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
  • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
  • Глава 3. Административное наказание
  • Глава 4. Назначение административного наказания
  • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
  • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
  • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
  • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
  • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения
  • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации
  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)
  • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
  • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
  • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
  • Глава 22. Общие положения
  • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Глава 24. Общие положения
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • Глава 31. Общие положения
  • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

Административные правоотношения складываются в одну из самых обширных сфер в российском судопроизводстве. Основным законодательным источником является КоАП РФ "Об административных правонарушениях". Что представляет собой этот нормативный акт? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Что такое КоАП РФ?

Расшифровка представленной аббревиатуры выглядит следующим образом: Кодекс об административных правонарушениях. Это довольно большой нормативный акт, который содержит в себе исчерпывающую информацию о видах нарушения права и способах их профилактики. Стоит отметить, что КоАП РФ распространяет свое действие на всю территорию российского государства. Кодекс строго соответствует положениям Конституции и нормам международного права. К ведению рассматриваемого нормативного акта относятся:

  • общие положения и принципы административного законодательства;
  • перечень правонарушений административного характера;
  • порядок административного производства;
  • процесс исполнения производства и т.д.

В задачи рассматриваемого закона входят: охрана прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, защита общественной нравственности, охрана природы, организация общественной безопасности и многое другое.

Принципы закона

Что такое КоАП РФ? Расшифровку и характеристику этого понятия предоставляют статьи 1.4-1.8 рассматриваемого закона, в которых говорится о принципах реализации административных правоотношений. Именно идеи и условия, на которых базируется тот или иной нормативный акт, наилучшим образом характеризуют сам закон.

Для начала стоит выделить принцип равенства перед законом. Абсолютно все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, должны соблюдать положения, закрепленные в главах КоАП РФ. При этом совершенно не важен статус человека, его пол, мировоззрение и т.д. Перед законом все люди будут равны.

Статья 1.5 закона закрепляет принцип презумпции невиновности. Здесь все достаточно просто: ни один человек не может быть обвинен и подвержен наказанию ровно до тех пор, пока его вина не будет доказана судом. При этом само лицо не обладает обязанностью доказывать свою невиновность.

Стоит также выделить "классические" принципы, на которых базируется КоАП РФ: это гуманность, защита прав и свобод человека, соответствие российской Конституции и многое другое.

Понятие административного правонарушения

Разобравшись с тем, что такое КоАП РФ, расшифровка которого устоялась достаточно давно, стоит перейти к другому, не менее важному понятию. Важнейшим элементом рассматриваемого нормативного акта является административное правонарушение. Это виновное, имеющее противоправный характер деяние, за которое по закону устанавливается ответственность. Деяние может выражаться в виде действия или бездействия.

Ответственность по КоАП РФ возлагается как на физических, так и на юридических лиц. Причем наказание юридического лица не освобождает от ответственности некоторых физических лиц.

Правонарушение может иметь две формы вины: умышленную и по неосторожности. В первом случае виновное лицо прекрасно сознает противоправный характер своего деяния. Во втором случае лицо, совершившее нарушающее закон деяние, должно было рассчитывать на предотвращение вредных последствий.

Административное наказание

Как уже было сказано, за любое нарушение права должно последовать законное наказание. Административное наказание, согласно статье 3.2, может выражаться в следующих формах:

  • штраф по КоАП РФ (обычно разнится в зависимости от того, физическое лицо или юридическое);
  • предупреждение;
  • конфискация (изъятие) орудия совершения правонарушения;
  • арест административного характера;
  • приостановление деятельности;
  • дисквалификация;
  • обязательные работы;
  • выдворение иностранного гражданина за пределы российского государства.

Любое законное наказание всегда преследует одни цели: предупреждение совершения новых нарушений и воспитательное воздействие на виновное лицо. При этом наказание ни в коем случае не должно умалять достоинство и честь виновного лица.

Кто рассматривает правонарушения?

Кто занимается реализацией административного производства? Согласно закону, здесь действует целая система, состоящая из самых разных органов, инстанций и ответвлений. Самыми важными лицами здесь являются, конечно же, судьи - районные или мировые. В качестве представителей кассационной инстанции дела могут рассматривать и судьи Верховного суда.

Стоит также выделить комиссии по делам несовершеннолетних граждан, инстанции уголовно-исполнительной системы, региональные органы исполнительной власти и даже Банк России (но только по вопросам своего ведения). Рассмотрением административных дел могут заниматься руководители федеральных органов и различных структурных подразделений, а также заместители руководителей.

Субъекты административного производства

Кто входит в систему административных правоотношений? Согласно главе 25, части 1 КоАП РФ, участниками производства в рассматриваемой области являются следующие лица:


Отдельно стоит рассказать про свидетелей. Это лица, имеющие право давать показания, делать замечания касательно информации, вносимой в протокол, пользоваться помощью переводчика и так далее. Если свидетель несовершеннолетний, то обязательным будет присутствие психолога.

Главы 5-21 предоставляют информацию о группах административных правонарушений, за которые закон устанавливает ответственность. Так, в главе 6 КоАП РФ содержится информация о деяниях, посягающих на жизнь, здоровье и нравственность граждан. Здесь стоит выделить побои, нарушение санитарных требований, занятие проституцией, незаконное обращение медицинских препаратов и многое другое.

В главе 7 речь идет об охране собственности. Определенная часть деяний, при которых нарушается имущественное право, зафиксировано в КоАП РФ. Другую часть содержит Уголовный кодекс. Административные правонарушения здесь - это самовольное занятие участка, несогласованное пользование природными ресурсами и т.д. В главе 8 речь идет об охране окружающей среды, а в главе 9 - о нарушениях в промышленности, энергетической или строительной области и т.д.

В главе 10 говорится о нарушениях в сфере сельского хозяйства, а в главе 11 и 12 - о нарушениях на транспорте. По сути, именно на базе двух этих глав и выстроены правила ПДД.

В КоАП РФ с последними изменениями от 20.01.2017 глава 13 рассказывает о правонарушениях в сфере информации и связи. Здесь же содержатся нормы о нарушении правил защиты информации. Довольно обширная глава 14 представляет характеристику административным нарушениям в области предпринимательской деятельности. Тут закрепляются санкции за создание монополии, картелей, нарушение порядка ценообразования и многое другое.

Глава 15 характеризует нарушения права в финансовой сфере, а также в области работы с налогами, ценными бумагами, сборами, элементами страхования и т.д. Нарушение таможенного права закреплено в главе 16, а деяния, имеющие характер посягательства на государственную власть - в главе 17. Нарушение границ России карается санкциями, установленными в главе 18, а такие сложные деяния, как самоуправство, нарушение порядка повиновения или управления - в главе 19. Общественная безопасность и общественный порядок регулируются главой 20. Воинский учет закрепляется в главе 21.

Изменения в законе

Последние изменения с КоАП РФ произошли 1 января 2017 года. В отличие от прошлых версий, осталась прежней сама расшифровка КоАП РФ. Что такое произошло с остальными положениями закона? Изменилась статья 9.5 части 2 закона, в которой речь шла об инженерных изысканиях. Список государственных корпораций, осуществляющих надзор, пополнился здесь ГК "Росатом".

Незначительно изменилось содержание статьи 19.4. Здесь пополнился список лиц, выполняющих контрольно-надзорную деятельность в области воспрепятствования работы представителей закона. В статье 24.3 в список объектов, через которые можно совершать правонарушения, добавили Интернет.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) - кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП - это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность - это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания - это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф - это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам - то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

    Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

    В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

    КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

    КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Полный текст кодекса об административных правонарушениях со всеми изменениями и дополнениями можно найти по ссылке: http://base.garant.ru/12125267/




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП): подробности для бухгалтера

  • Федресурс: что бизнес обязан в нем о себе раскрывать

    6 - 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ; 6. статья 23.86 ... п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ; 7. Глава III.2 ...

  • О некоторых доказательствах в налоговых спорах

    Можем не отметить, что согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ такие данные не являются...

  • Применение ККТ - 2017

    Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение... в сфере применения ККТ. Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение... силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов... продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только...

  • Что будет если интернет-магазин не соответствует 54-ФЗ

    Предусматривает статья 14.5 КоАП Кодекс об административных правонарушениях тоже приготовил для недобросовестных коммерсантов...

  • Изменения в КоАП РФ: ужесточение мер административной ответственности

    Ответственности, в том числе установленной КоАП РФ. В консультации мы... , в том числе установленной КоАП РФ. В консультации мы... . Нарушение бюджетного законодательства В КоАП РФ Федеральным законом от 07 ... ст. 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение государственного (муниципального) ... 20 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена только... редакция ст. 13.11 КоАП РФ и установлены дополнительные составы... (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ). Невыполнение оператором предусмотренной законодательством...

  • Можно ли штрафовать работодателей по ст. 5.27 КоАП за невыдачу форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ увольняющимся работникам?

    Работодателей по ст. 5.27 КоАП за невыдачу форм СЗВ-М... работодателей по ст. 5.27 КоАП за невыдачу форм СЗВ-М... ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Исходя из изложенного, полагаем... ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. К сожалению, никаких официальных... ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В этой связи обратите...

  • Ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства... соответствии со ст.15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства...

  • Административная ответственность за нарушение в области персональных данных

    Определена в ст. 13.11 КоАП РФ. Напомним, что административным... или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч... . 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной... , предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ... редакции ст. 13.11 КоАП РФ и установлены дополнительные составы... соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом № 13- ... редакции ст. 13.11 КоАП РФ и устанавливаются дополнительные составы...

  • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

    Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное... случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ... , применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом предусматривается внесение дополнения... этого постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Представление недостоверной бюджетной (бухгалтерской... . 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Повторное совершение административного правонарушения... представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ; классификация нарушений порядка представления...

  • Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение сроков представления формы СЗВ-М

    Ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных... примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, – несет административную ответственность... ст. 15.33.2 КоАП РФ: данная норма предусматривает... данной статье, не установлено; КоАП РФ не определяет конкретно страхователя... (термин, применяемый для целей КоАП РФ) фактически совпадают в одном... установленной ст. 15.33.2 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя, ранее уже... будет внести соответствующие поправки в КоАП РФ. В заключение напомним, ...

  • Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

    Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное... , предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ... На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное... и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но... правонарушении? Ответ: Исходя из положений КоАП РФ моментом выявления административного правонарушения... года) предусмотрена ст. 4.8 КоАП РФ. Течение срока, определенного периодом...

  • Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

    Применения ст. 15.15.10 КоАП РФ. Принятие бюджетных обязательств... по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Финансирование деятельности казенного учреждения... Малозначительность правонарушения. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от... по ст. 15.15.10 КоАП РФ малозначительным, поскольку в... для применения ст. 2.9 КоАП РФ нет, поскольку правонарушение направлено... Статья 2.7 «Крайняя необходимость» КоАП РФ предусматривает, что не является... с положениями ст. 2.7 КоАП РФ не имеется. * * * Получателю...

  • Ответственность организации за неприменение отдельных ПБУ

    Бухгалтерской отчетности. Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение... ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. А неприменение организацией... со ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной... правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП. Повторным совершением административного правонарушения является... данного постановления (ст. 4.6 КоАП). За повторное грубое нарушение требований... ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной...

  • О сроках давности привлечения к административной ответственности

    20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями... 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное... предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ... основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное... 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства... . 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление... 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению... лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной...

  • Штрафы для автономных учреждений

    Собой представляет система штрафов, предусмотренная КоАП РФ. Расскажем об основаниях привлечения... собой представляет система штрафов, предусмотренная КоАП РФ. Основания для привлечения к... бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ) Нарушение порядка осуществления бюджетных... . 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ) Нарушение условий предоставления бюджетных... . 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ) Невыполнение государственного (муниципального) задания... территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ); органов исполнительной власти субъектов...



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ