Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ввиду понятных причин Уголовный кодекс РСФСР не содержал статьи, предусматривающей ответственность за нарушение служебных полномочий в коммерческих организациях не должностными лицами. Произошедшая смена плановой экономической модели на рыночную обусловила необходимость урегулирования новых общественных отношений. Этим и объясняется появление в числе прочего в новом Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Статья 201 УК РФ устанавливает ответственность за «использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства».

Наличие в деянии лица признаков состава преступления обуславливает квалификацию по статье Особенной части Уголовного кодекса РФ. Согласно доктрине уголовного права состав преступления есть совокупность следующих элементов:

Объективная сторона;

Субъект;

Субъективная сторона.

Для правильной квалификации деяния необходимо уяснить содержание каждого элемента состава преступления, предусмотренного статьей 201 Уголовного кодекса РФ.

А. Объект преступления

Объектом преступления являются общественные отношения, которым преступлением причиняется или создается угроза причинения вреда. В теории уголовного права объекты преступления подразделяются на общий, родовой, видовой и непосредственный. Как отмечает А.О. Долгатова, «наличие видового объекта данных преступлений и его соотношение с родовым объектом преступлений в сфере экономики, является дискуссионным вопросом». Родовым/ видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, является нормальное осуществление деятельности коммерческими и некоммерческими организациями в соответствии с законом и их уставными целями. Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, направленные на удовлетворение законных интересов коммерческой и иной организации. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.

Посягательство на объект преступления осуществляется посредством воздействия на предмет. Под предметом принято понимать вещи материального мира, а также интеллектуальные ценности, воздействием на которые, причиняется вред охраняемым общественным отношениям. Злоупотребление полномочия осуществляется через воздействие на не принадлежащее виновному на праве собственности имущество организации, гражданина, а также государства, предприятие (организация) как имущественный комплекс в целом при тех же условиях.

Б. Объективная сторона преступления

Признаки, отражающие внешнюю сторону преступления, составляют его объективную сторону. Как отмечал классик: “Объективная сторона - процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата".

Объективная сторона злоупотребления полномочиями выражается в следующих признаках:

Деяние в виде злоупотребления полномочиями;

Последствия (существенный вред интересам);

Причинная связь между деянием и последствиями.

Под злоупотреблением полномочиями понимается их использование вопреки законным интересам организации. Использование полномочий заключается в совершении лицом таких действий, возможность осуществления которых вытекает из факта наделения его правами и обязанностями по службе, т.е. совершение сделок, издание приказов и т.д. А.Э. Жалинский обуславливает использование полномочий наличием причинной связи между правовыми и фактическими возможностями лиц, выполняющих управленческие функции. Правовые возможности закрепляются законами, учредительными и внутренними документами, а фактические определяются наличием финансовых, трудовых и иных ресурсов для реализации решений.

Существует мнение о том, что использование полномочий может выражаться как в форме действия, так и бездействия. Как справедливо отмечается, использование полномочий вопреки интересам организации не может выражаться в бездействии, так как оно несовместимо с понятием использования, причем целенаправленного, поскольку бездействие представляет собой отказ действовать при наличии такой обязанности. Стоит отметить, что автору не удалось обнаружить прецеденты в судебной практики по обвинению лица в злоупотреблении полномочиями в форме бездействия.

В доктрине также весьма спорным является вопрос о превышении полномочий. Предпринимаются попытки обосновать тезис о том, что злоупотребление полномочиями не охватывает случаи выхода за пределы предоставленных полномочий. В обоснование своих взглядов сторонники данного подхода ссылаются на главу 30 УК РФ, предусматривающую две отдельные нормы ответственности за злоупотребление полномочиями и превышение полномочий - из этого делается вывод о том, что превышение полномочий управленцами не названо преступлением. Согласно другому подходу превышение полномочий предлагается рассматривать частным случаем злоупотребления полномочиями. Последний подход отражается в существующей судебной практике, несмотря на отсутствие каких - либо разъяснений Верховного Суда РФ.

Злоупотребление полномочиями осуществляется вопреки законным интересам организации, т.е. оно используется вопреки задачам, лежащих на лице, следствием которого становится нарушение работоспособности организации, вступление в невыгодные договорные отношения, выдача ненадежных займов, сокрытие крупных хищений, отчуждение имущества и т.д.. Выделение законодателем законности интересов означает, что действие нарушающее закон не может быть в интересах организации, даже если оно принесло выгоду. С другой стороны, действия во благо общества, как благотворительность, не образуют состава преступления хотя бы они расходились с интересами организации. Таким образом, лицо действует вопреки законным интересам, если нарушает требования закона, иных нормативных актов, а также учредительных документов коммерческой и иной организации. Вместе с тем, управляющий может действовать и в рамках закона вопреки законным интересам, тогда уместно говорить о недобросовестном и неразумном исполнении полномочий. Например, директор заключил договор подряда на установку секционного заграждения, а в последствии заключил экономический необоснованный договор аренды указанного ограждения. Или же заключение директором невыгодных для организации договоров аренды с аффилированным лицом.

В отличие от гражданского правонарушения в виде превышения уставных полномочий, состав злоупотребления полномочиями сформулирован как материальный - преступление окончено с момента наступления последствий в виде “существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства”. Вред может выражаться не только в материальных потерях организации и иных лиц, а также в причинении физического вреда. Как показывает судебная практика, существенность вреда - категория оценочная и определяется судом в каждом конкретном случае. Существенность может выражаться в таких последствиях как подрыв платежеспособности организации, утрата рабочих мест, ущерб репутации, остановка работы предприятия, утрата ценных активов.

Судом был амнистирован генеральный директор организации, осужденный за злоупотребление полномочиями. Как было установлено, будучи единоличным исполнительным органом им был причинен существенным ущерб деловой репутации организации, выразившийся в неоднократной выдаче экспертных заключений аффилированным лицам без надлежащего их оформления в нарушение законодательных требований.

Другим судебным решением установлено причинение организации существенного вреда в виде упущенной выгоды вследствие заключения директором договора аренды помещения по существенно заниженной цене.

Как указывалось выше, возможным последствием является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства. Он может выражаться в сбое производства в российской промышленности, вывозе валюты, невыплате заработной платы, пенсий, других социальных платежей и т.д. Так, например, судом был признан вред интересам общества и государства, выразившийся в том, что организация, возглавляемая Ж., осуществляя разработку природных ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допустила превышение установленных норм вылова краба.

Часть 2 статьи 201 предусматривает квалифицированный состав за злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Как и существенный вред, тяжкие последствия - категория оценочная. К ним можно отнести крупную аварию, потерю большого количества рабочих мест, нарушение прав и интересов значительного числа граждан и т.п. Причем одинаковые последствия для разных организаций будут иметь значение существенного вреда или тяжких последствий.

Судом было признано тяжкими последствиями отчуждение генеральным директором в свою пользу нежилых помещений, являвшихся единственным источником дохода организации. Также тяжким последствием, по мнению суда, явилось привлечение организации к налоговой ответственности за включение директором необоснованной кредиторской задолженности в общий размер задолженности организации.

Причинная связь между деянием и последствием является обязательным признаком объективной стороны материального состава. Зачастую она имеет косвенный характер. Последствие преступления может быть отсрочено во времени ввиду многообразия экономических отношений, их взаимосвязи и сложности.

Таким образом, проведенный анализ демонстрирует, что совершение сделки с превышением уставных ограничений полномочий полностью поглощается объективной стороной преступления в форме злоупотребления полномочиями.

В. Субъект преступления

Субъектом злоупотребления полномочий в коммерческой и иной организации является лицо, выполняющее управленческие функции. Определение дано в примечании 1 к статье 201 УК РФ, согласно которому таковым признается не только единоличный исполнительный орган, но также и член совета директоров, член иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции. Управленческие функции осуществляются в коммерческой и иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Управленческие функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.

Управленческие функции сводятся к двум видам:

1) организационно-распорядительные - функции по управлению персоналом, участком работы, производственной деятельностью некоторых сотрудников, по подбору и расстановке кадров, организации и планировании труда и т.д. Лица, осуществляющие указанные функции, также обладают правом найма и увольнения работников, применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.

2) административно-хозяйственные - функции по управлению и распоряжению имуществом коммерческих и иных организаций, в том числе определение порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за его сохранностью, принятие решений о выдаче заработной платы, премий, контроля за движением имущества. Эти функции выполняют бухгалтеры, заведующие складом и т.д.

Брянским областным судом оставлен без изменения приговор Дятьковского городского суда, которым гражданин К. признан виновным в злоупотреблении полномочиями. Будучи директором организации К. Заключил от имени общества договор купли - продажи 2 тракторов в отношении себя по заниженной цене. При этом деньги в кассу общества не внес, чем причинил существенный ущерб последнему.

Г. Субъективная сторона преступления

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Авторы разошлись во мнении о форме умысла совершения данного преступления: одни допускают только прямой умысел, а некоторые - также и с косвенным умыслом. Если лицо действует в целях нанесения вреда другим людям, тогда наличествует прямой умысел, так как оно желает наступления опасных последствий. Если же лицо действует лишь в целях извлечения выгод или преимущества для себя или других лиц, имеет место косвенный умысел (лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично).

Обязательным признаком данного преступления наличие цели злоупотребления полномочиями, чего нет в составе гражданского правонарушения. Злоупотребление полномочиями осуществляется с любой из двух специальных целей:

· извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц;

· нанесение вреда другим лицам.

Выгоды могут быть как материальны (получение кредита, премии), так и нематериальны (усиление влияния, принятие в члены организации).

Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с иными лицами по реализации желаемых действий. Преимущество может выражаться в установлении контактов с властью, увеличении финансового состояния организации и т.д.

Так, суд установил, что директор Ч. продала по заниженной цене свыше миллиона нестандартных цветов, чем причинила существенный вред интересам организации. Однако суд первой инстанции оправдал, а апелляционной подтвердил невиновность директора ввиду отсутствия цели преступления. Как указал суд, обвинение не представило доказательств ни корысти со стороны Ч., ни подтверждения извлечения выгод для себя или третьих лиц. Напротив, ее действия хоть и причинили вред, но были в интересах общества и предотвратили еще более крупные убытки.

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ).

Основным этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Злоупотребления полномочиями включает в себя действие или , общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание , распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Существенный вред может быть причинен как собственной, так и сторонней организации. В последнем случае, как правило, совершается деяние, которое выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организация в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, вследствие добросовестной конкуренции ограничивая объем их продаж, вынуждая снижать цены, вкладывать средства в повышение качества товаров.

Существенный вред является оценочным понятием и выражается как в причинении имущественного ущерба (прямые убытки или упущенная выгода), так и в наступлении иных отрицательных последствий, например в виде морального вреда.

Злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и может быть совершено как с прямым, так и с косвенным : лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Часть 2 ст. 201 УК РФ содержит квалифицирующий признак — тяжкие последствия. Тяжесть последствий носит оценочный характер и устанавливается правоприменителем с учетом всех конкретных обстоятельств дела. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, как банкротство организации, создание аварийных ситуаций, возникновение острых социальных и трудовых конфликтов.

Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Злоупотребление полномочиями: Видео

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 201 УК РФ

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2 – 3. Утратили силу. – Федеральный закон от 02.11.2013 N 302-ФЗ.

Комментарий к ст. 201 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Использование полномочий вопреки законным интересам организации как деяние, составляющее объективную сторону, предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Уголовно наказуемым является как совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба.

3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и альтернативно предусмотренной целью совершения преступления:

а) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. для виновного) или других лиц либо

б) цель нанесения вреда другим лицам.

4. Субъект специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к статье). Содержание юридически значимых признаков данного субъекта раскрывается в п. 4, 5, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”.

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом; временное – выполнение их на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации).

Выполнение обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых (не более 50%) закреплена (находится) в федеральной собственности.

5. Понятие тяжких последствий в ч. 2 является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного.

Комментарий к статье 201 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Это преступление посягает на нормальную деятельность и интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также на права и законные интересы граждан или организаций, общества или государства.

2. Коммерческими организациями согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК), признаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Иные организации – это некоммерческие организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных и общественных объединений (политические партии, профессиональные союзы и т.д.), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законами.

4. Общественно опасное посягательство совершается путем как действия (совершаемого в пределах своих полномочий), так и бездействия (когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению), выражающихся в использовании виновным управленческих полномочий вопреки законным интересам организации.

5. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом и не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

6. Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко – как совершение деяния вопреки определенным в законе и в учредительных документах задачам деятельности организации.

7. Анализируемое преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который по своему содержанию может быть как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным).

8. Ответственность может быть возложена только на лицо, достигшее 16 лет и осуществляющее управленческие функции (постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности), возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой (независимо от форм собственности) либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

9. К организационно-распорядительным следует относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным – полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (см. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”).
Управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации могут осуществляться единоличным исполнительным органом (например, директором), советом директоров или иным коллегиальным исполнительным органом (например, правлением или дирекцией). Как правило, подобные лица наделены и организационно-распорядительными, и административно-хозяйственными полномочиями.

10. Постоянным выполнением функций считается их осуществление бессрочно, т.е. без установления срока, или в пределах срока полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Под временным выполнением функций следует понимать осуществление их в пределах установленного, обычно – кратковременного, срока или без установления такого срока, но при эпизодическом поручении при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Наделение лица специальными полномочиями заключается в абсолютно четком и конкретном определении его действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (заключить договор на определенных условиях и т.д.). Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, может быть признан арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, и руководитель временной администрации, назначенной ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

11. Злоупотребление полномочиями – преступление, совершаемое с прямым умыслом; необходима также специальная цель – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

12. Понятие тяжких последствий (ч. 2 комментируемой статьи) в законе не раскрывается. К ним, очевидно, можно отнести: крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др.

13. В примечании 2 предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного преследования. В случае если деянием причинен вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации.

14. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Комментарий к статье 201 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Глава 23 УК РФ объединяет в себе нормы, устанавливающие ответственность за нарушение нормальной деятельности коммерческих и иных организаций. Нормы этой главы призваны защитить интересы организаций, акционеров, собственников, служащих организаций, иных лиц от незаконных действий специального круга субъектов, использующих предоставленные им полномочия вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях и причиняющих вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

К числу этих преступлений относится и преступление, предусмотренное ст. 201 УК РФ, – злоупотребление должностными полномочиями.

Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительными объектами служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Коммерческими организациями в соответствии со ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, действие ст. 201 УК РФ распространяется и на предприятия, где собственником является государство или муниципальное образование. Так, в соответствии со ст. 113 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, что означает квалификацию злоупотреблений полномочиями лиц, выполняющих на этих предприятиях управленческие функции, по рассматриваемой статье УК РФ Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой особую форму коммерческой организации. Эта форма в соответствии с законом должна быть прямо зафиксирована в уставных документах.

Именно они (документы, фиксирующие организационно-правовую форму), а не слова, употребляемые в названии организации, являются определяющими при решении вопроса о форме организации, предприятия.

К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации именуется “фонд”, однако по своей организационно-правовой форме является учреждением. Поэтому лица Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие признаками, указанными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, являются должностными лицами.

Иные организации, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст. 201 УК РФ, – это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Действующий ГК РФ не включает в себя полного перечня форм некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и лишь соответствующую этим целям.

Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации. Законность интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие из указанных документов или не противоречащие им, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, порядка заключения сделок, обеспечению финансово-отчетной дисциплины и т.д.

Очевидно, что определение интересов той или иной организации следует осуществлять, соотнося их с целями конкретной организации. Так, основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, цели же некоммерческих организаций могут быть самыми различными.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конкретные цели некоммерческой организации определяются в ее Уставе или ином внутреннем нормативном акте.

Учитывая цель создания организации, можно сказать, что основной ее интерес состоит в достижении этой цели. Но интерес организации состоит и в нормальном ее функционировании (внутреннем и внешнем), укреплении и развитии, приобретении авторитета в различных сегментах общества. В то же время интерес любой организации состоит и в установлении оптимального сочетания достижения собственных интересов и интересов общества и государства. Подводя итог, можно сказать, что интерес организации следует рассматривать как достижение цели создания на основе обеспечения ее нормальной деятельности и в оптимальном сочетании с интересами общества и государства.

Говоря об оптимальном сочетании интересов, мы имеем в виду, что, хотя интересы любой организации не могут быть противопоставлены интересам общества и государства, они могут быть не тождественны им. Но сказанное в большей мере относится к коммерческим организациям, поскольку если говорить о некоммерческих организациях, то их цели в соответствии с законом всегда связаны с достижением общественных благ.

Интересы же коммерческих организаций не всегда совпадают с интересами общества и государства. К примеру, интересы получения большей прибыли (например, нефтяных компаний) могут корректироваться экспортными пошлинами, интересы получения большей прибыли за счет разового повышения цен на продукты питания могут корректироваться договоренностью с Правительством РФ об отложении времени повышения цен и т.д. Таким и иными способами может достигаться определенный баланс интересов между коммерческими организациями, обществом и государством.

В этой связи деяния, посягающие на иные интересы, например, государственные, общественные, не могут квалифицироваться по статьям о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Рассматривая вопрос об интересах коммерческих и иных организаций, следует обратить внимание на то, что в законе говорится о законных интересах. Поэтому деяние, совершенное хотя и вопреки интересам, например, коммерческой организации, но интересам незаконным, не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ

Кроме того, положение закона об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации не следует понимать только как действие (бездействие), связанное с нарушением закона или других нормативных правовых актов. Преступление может быть совершено как путем нарушения закона, так и при соблюдении всех нормативных правовых предписаний. Для выполнения объективной стороны состава злоупотребления полномочиями не требуется, чтобы субъектом были нарушены какие-либо правовые нормы.

Иное истолкование рассматриваемых положений закона существенно и необоснованно сузило бы круг деяний, подпадающих под действие ст. 201 УК РФ К примеру, заключение заведомо невыгодной для организации гражданско-правовой сделки при соблюдении всех правил и полномочий лица, выполняющего управленческие функции, с целью извлечения выгод для себя не образовывало бы рассматриваемого состава преступления.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии – принятии решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерном расходовании средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Правовые возможности лица, выполняющего управленческие функции, определяются вышеназванными нормативными правовыми актами, определяющими направление деятельности управляющего и те права и обязанности, которыми он наделяется для их реализации.

Фактические возможности определяются наличием трудовых, материальных, технических ресурсов, необходимых для реализации принятого решения и контроля за его осуществлением.

Поскольку объективная сторона состава преступления, установленного ст. 201 УК РФ, предусматривает использование полномочий в качестве обязательного конструктивного признака, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей лица, выполняющего управленческие функции, нормативные акты, их регламентирующие, конкретные полномочия, которые были использованы при злоупотреблении.

Злоупотребление полномочиями может быть осуществлено как законными действиями (бездействием), так и выходящими за пределы закона. В этом случае при наличии соответствующих признаков можно говорить о наличии превышения полномочий. Однако поскольку уголовным законом не предусмотрен состав превышения полномочий применительно к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, превышение полномочий охватывается составом злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ). Это положение представляется важным, поскольку на практике в ряде случаев отрицается наличие состава злоупотребления полномочиями на том основании, что субъект вышел за их пределы. Однако выход за пределы полномочий возможен только при их использовании, поэтому изложенная выше позиция представляется дискуссионной.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что полномочия управляющего формализованы и имеют определенное целевое назначение. Но поскольку сущность преступления заключается в злоупотреблении при использовании полномочий, они используются не по целевому назначению, нередко их формальные пределы нарушаются.

Как отмечалось выше, злоупотребление полномочиями должно быть совершено вопреки законным интересам организации, где субъект осуществляет управленческие функции. Однако в случаях, когда действия управляющего, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Не образуют состава преступления и действия, совершенные в общественно полезных целях, даже если они расходятся с интересами организации. К примеру, установление скидок на покупку товаров для пенсионеров влечет за собой недополучение выгоды, но не образует состава преступления. Аналогичным образом решаются различные вопросы о благотворительных действиях и т.п. При этом следует обратить внимание на то, чтобы такого рода действия не были фикцией и маскировкой частного интереса (например, уклонения от уплаты налогов).

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Вред может выражаться в причинении не только материального (хотя это бывает наиболее часто), но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.

Существенность вреда – категория оценочная. В каждом конкретном случае должно быть принято решение о наличии существенности вреда и о том, в чем она выражается, а также решен вопрос о наличии причинной связи между вредом и совершенным деянием.

В этой связи при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 201 УК РФ, надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным нарушением своих полномочий.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.).

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Как уже отмечалось, наиболее типичным последствием злоупотребления полномочиями является причинение имущественного ущерба организации, в которой виновный выполняет управленческие полномочия. Данный превалирующий характер вреда обусловлен тем, что охраняемые уголовным законом отношения в сфере управления организациями являются прежде всего гражданско-правовыми имущественными отношениями. Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случаях совершения рассматриваемого преступления зачастую выполняет их недобросовестно, без разумного подхода, умышленно запутывая или осложняя хозяйственную ситуацию, тем самым создавая предпосылки для имущественных и иных потерь, подавления организации конкурентами. При этом истинные намерения виновного при управлении организацией, его личные и иные интересы скрываются, что призвано создать впечатление о нем как о добросовестном, исполнительном и преданном организации работнике.

Решая вопрос об имущественном ущербе, составляющем существенный вред, следует обратить внимание на то, что в соответствии с законом вред может быть причинен той организации, где работает виновный, а также иным субъектам, например другим организациям. В этой связи возникает вопрос о наличии состава злоупотребления полномочиями, если вред был причинен иной организации, но не вопреки законным интересам, как этого требует закон, организации, где выполняются управленческие функции. Думается, что состав преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, в таком случае отсутствует, поскольку само по себе причинение существенного вреда иному субъекту данного состава преступления не образует.

Следует также обратить внимание на правильность исчисления причиненного ущерба. Так, П.В.В. был осужден за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, нанесение вреда другим лицам, повлекшие тяжкие последствия, за преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание и увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем коммерческой организации в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия. Сделки проведены П.В.В. в короткий промежуток времени в интересах фактически одних и тех же лиц и именно в их интересах по ценам заведомо для П.В.В. ниже рыночных вопреки уставным задачам и интересам ОАО “Втормет”, что в конечном счете привело к банкротству предприятия и причинению ущерба акционерам. Сумма же ущерба определялась без учета рыночной стоимости имущества. Поэтому в этой части состоявшиеся судебные решения были изменены, так как ущерб должен исчисляться исходя из разницы между рыночной стоимостью имущества и суммой, по которой его продавал виновный.

Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, являются тяжкие последствия, вызванные злоупотреблением полномочиями.

Как и понятие существенного вреда, понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий, и они подлежат установлению в каждом конкретном случае.

В частности, к тяжким последствиям можно отнести такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. Решая вопрос о наличии тяжкого вреда, следует учесть, что он, так же как и существенный вред, может быть причинен не только организации, где работает виновный, но также гражданам, иным организациям, обществу, государству.

Злоупотребление полномочиями необходимо отграничивать от ряда смежных составов.

К примеру, на практике имеют место случаи, когда одна из сторон сделки выплачивает другой стороне часть причитающейся суммы наличными деньгами, не проводя их по соответствующим документам. Таким образом создается так называемая черная касса, деньги из которой идут на различные цели: выплата заработной платы, подкуп чиновников, оплата услуг преступных групп, расчеты с другими партнерами и т.д. В этой связи возникает вопрос о квалификации подобных действий, поскольку фактически указанные денежные и иные подобные средства используются в интересах организации, но, естественно, незаконно. В частности, путем создания неучтенных средств организации уклоняются от уплаты налогов.

В подобного рода ситуациях деяния наиболее часто квалифицируют как злоупотребление полномочиями или коммерческий подкуп в зависимости от ситуации, а при наличии оснований – и как уклонение от уплаты налогов.

Кроме того, на практике в ряде случаев возникают затруднения и в разграничении злоупотребления полномочиями и хищения. В подобных случаях следует исходить из того, что квалификация деяния как хищение возможна лишь тогда, когда в деянии содержатся все признаки, указанные в примечании 1 к ст. 158 УК РФ Например, не может деяние квалифицироваться как хищение, если отсутствует такой его признак, как изъятие имущества.

Так, Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 1999 г. было отменено Постановление Президиума областного суда по делу В., которая, работая директором муниципального предприятия, незаконно, без должного оформления сделки сдавала в аренду помещения предприятия, деньги в кассу не передавала, а присваивала их, за что была осуждена районным судом по ч. 1 ст. 201 УК РФ Президиум областного суда усмотрел в действиях В. состав присвоения (ст. 160 УК РФ). В свою очередь, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ согласилась с позицией районного суда о наличии в действиях В. состава злоупотребления полномочиями, “поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов… и не поступавшие в кассу предприятия, т.е. не находившиеся в его собственности”.

Поэтому в отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление полномочиями образуют такие деяния лица, выполняющего управленческие функции, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование лицом своих полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 УК РФ или ч. 3 ст. 160 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 201 УК РФ не требует.

В тех случаях, когда лицо, выполняющее управленческие функции, используя свои полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением полномочиями с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или нанесения вреда другим лицам, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Говоря о цели преступления, необходимо обратить внимание прежде всего на то обстоятельство, что указанные в законе выгоды и преимущества не должны совпадать с законными интересами организации.

Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных (к имеющимся) материальных благ, избавление от расходов (выгода имущественного характера). Выгода может иметь и неимущественный характер, заключаться в повышении социального статуса лица, укреплении его позиций в организации, приобретении большего авторитета, усилении влияния и т.д. К примеру, нарушение финансовой дисциплины может повлечь за собой возможность использования денежных средств организации в личных целях, а заключение невыгодной для организации сделки может иметь следствием получение предложения перехода на вышестоящую должность в другую организацию.

Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом (субъектами) по реализации желаемых действий. Преимущество может быть связано с финансовым состоянием организации, ее авторитетом, наличием контактов с властью и другими обстоятельствами. Так, оказание услуги чиновнику с использованием ресурсов организации может создать лучшие условия по сравнению с условиями других участников, преимущество в победе на конкурсе.

Цель нанесения вреда другим лицам означает нанесение ущерба гражданам или организациям в нарушение требований закона и без соблюдения установленных правил конкурентной борьбы. В противном случае коммерческие организации вправе причинять ущерб другим участникам правоотношений. Этот ущерб может выражаться, например, в материальных потерях организации (снижение уровня продаж, сокращение выпуска объема продукции и др.), в потере деловой репутации, что может привести к снижению числа заключаемых сделок, снижению уровня кредитования и т.п.

Наличие цели причинения вреда другим лицам означает также, что причиненный вред является следствием деяния (последствием преступления), совершенного с выходом за пределы прав коммерческой или иной организации, и между указанным деянием и последствиями имеется причинная связь.

Мотивы преступления могут быть разнообразными, хотя преобладает уровень корыстной мотивации, но они не влияют на квалификацию деяния.

Глава 23 УК РФ не включает норму об ответственности за причинение вреда по неосторожности (недосмотр, производственный риск, ошибка в решении) лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Состав преступления, аналогичный составу халатности (ст. 293 УК РФ), относящемуся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), в главе 23 УК РФ отсутствует. Поэтому причинение вреда в указанных случаях не образует состава преступления.

Субъект злоупотребления полномочиями специальный – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” отмечено, что субъектами рассматриваемого преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

Таким образом, лицо, выполняющее управленческие функции, должно обладать следующими признаками:

1) выполнять функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа. Порядок избрания этих органов, их компетенция определяются законодательством Российской Федерации, уставными документами. Так, например, в ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров;

2) выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Наличие этих функций является альтернативой функциям, указанным в п. 1. Иными словами, для того чтобы лицо могло быть отнесено к категории выполняющих управленческие функции, оно должно обладать функциями, указанными в п. п. 1 или 2, или и теми и другими функциями;

3) выполнять управленческие функции исключительно в тех организациях, которые указаны в законе: в коммерческих или иных организациях независимо от формы собственности; в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными корпорациями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия, которые связаны с руководством трудовым коллективом коммерческой или иной организации (ее структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Не могут признаваться лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, сотрудники, исполняющие в этих организациях исключительно профессиональные или технические обязанности, например специалист отдела, секретарь, расчетчик бухгалтерии и др. Лица, занимающие эти и иные должности, не связанные с управленческими функциями, не несут ответственности по ст. 201 УК РФ

Исполнение функций лица, выполняющего управленческие функции, по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет эти функции, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего лица, выполняющего управленческие функции, либо правомочным на то исполнительным органом. Управленческие функции по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении управленческих функций или исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано выполняющим управленческие функции лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы и т.п.), вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, использовало свои полномочия, что повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, то такие действия следует квалифицировать как злоупотребление полномочиями.

Решая вопрос о потерпевшем, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в случае причинения вреда организации, где имеется доля акций государства, безусловно, затрагиваются и интересы государства. Аналогично следует решать подобные вопросы и при партнерстве не только государства, но и организаций, учреждений иных форм собственности.

Видео о ст. 201 УК РФ

И иных организациях

Преступления против интересов службы в коммерчеких

Непосредственный объект данного состава преступления можно определить как интересы нормальной службы в коммерческих и иных организациях. Поскольку преступление сконструировано по типу материального состава, в структуре объекта преступления можно выделить дополнительный непосредственный объект, в качестве которого выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам данной организации, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Использование полномочий предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Так, примером бездействия злоупотребления может служить дело В., осужденной по ч. 1 ст. 201 УК. Являясь директором муниципального предприятия и наделенная правом заключения договоров аренды, она для получения незаконных доходов для себя сдавала в аренду имущество предприятия без надлежащего оформления договоров; полученные от арендаторов деньги в кассу не сдавала, а присваивала, причинив тем самым существенный вред интересам предприятия и города. Признав правильной квалификацию действий В. по ч. 1 ст. 201 УК, Верховный Суд РФ отметил, что В., наделенная правом заключения договоров аренды, официально их не оформляла и деньги за аренду в кассу предприятия не вносила, а получала лично. Таким образом, злоупотребление полномочиями В. выразилось в ее бездействии относительно надлежащего оформления договоров аренды.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что природа действия здесь предполагает как злоупотребление полномочиями само по себе (т. е. совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации), так и превышение полномочий (т. е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий).

Злоупотребление полномочиями может принимать различные формы, в частности: заключение заведомо невыгодного договора; вступление в договорные отношения с несостоятельными контрагентами; необоснованное предоставление контрагентам льгот и преимуществ; грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и т. п. Полномочия лица при этом следует определять исходя из закона, иного нормативного правового акта, а также не противоречащих законодательству внутренних локальных нормативных актов организации (в том числе трудового договора лица).


Обязательным признаком объективной стороны здесь является то, что действия (бездействие) должны совершаться «вопреки законным интересам организации», т. е. во вред организации, где имеет место злоупотребление, и с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. В равной мере «вопреки законным интересам организации» совершается злоупотребление, если оно хотя и приносит данной организации пользу, однако сопряжено с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. Законные действия во вред иной организации (например, в рамках конкурентной борьбы) состава преступления не образуют.

Состав преступления материальный, и преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Квалификация данного преступления осложняется тем, что существенный вред является оценочным понятием и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба. Степень существенности вреда подлежит оценке в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, в том числе в зависимости от масштабов причиненного ущерба, его значимости для организации, потерпевших граждан. Представляется необоснованным отнесение к существенному вреда неэкономического характера, т. е. подрыв репутации организации, ослабление ее положения на рынке без прямых экономических потерь.

Между злоупотреблением полномочиями и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь, отсутствие которой исключает состав преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава преступления является также альтернативно предусмотренная цель совершения преступления: 1) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т. е. лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации) или других лиц либо 2) цель нанесения вреда другим лицам. Цель извлечения различной выгоды может носить как имущественный, так и неимущественный характер, т. е. виновный наряду с корыстной целью может преследовать цель карьерного роста, оказания протекции, семейственности, цель приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, цель использовать денежные средства в интересах своей предпринимательской деятельности и т. п.

Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Понятие «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» дается в примечании первом к ст. 201 УК и распространяется на ст.ст. 199.2, 201, 204 и 304 УК.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей раскрывается в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Работники коммерческих и иных организаций, выполняющие в них исключительно профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным, не являются субъектами рассматриваемого состава преступления (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6).

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом. Временное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных четко и конкретно действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена (находится) в федеральной собственности.

Последним признаком субъекта является организация, в которой лицом выполняются соответствующие обязанности: коммерческая организация независимо от формы собственности, а также некоммерческая организация, не являющаяся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Понятие и перечень коммерческих и некоммерческих организаций даны в ст. 50 ГК. Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, признаются должностными лицами и несут ответственность по соответствующим статьям гл. 30 УК (примечание 1 к ст. 285 УК).

При квалификации злоупотребления полномочиями не следует смешивать государственные или муниципальные учреждения (ст. 120 ГК) с государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст.ст. 113 – 115 ГК должностные лица первых признаются субъектами должностных преступлений (гл. 30 УК), а лица, выполняющие управленческие функции во вторых, – субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК).

В ч. 2 содержится квалифицированный по последствиям состав преступления, предусматривающий ответственность за злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного (ч. 1 ст. 201 УК). С субъективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 201 УК, характеризуется прямым или косвенным умыслом или может быть преступлением с двумя формами вины.

Злоупотребление полномочиями следует отграничивать от хищения в форме мошенничества (ст. 159 УК) либо присвоения или растраты (ст. 160 УК). Злоупотребление полномочиями образует хищение тогда, когда оно сопряжено с прямым незаконным безвозмездным обращением с корыстной целью чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц (например, прямое перечисление денежных средств на соответствующие счета в банке; обналичивание денежных средств с их последующим изъятием); если же злоупотребление полномочиями совершалось по корыстным мотивам и причинило материальный ущерб, однако не было связано с безвозмездным обращением чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц, то содеянное квалифицируется по ст. 201 УК.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует обратить внимание на примечание 2 к ст. 201 УК, в котором содержится процессуально-правовое положение, ограничивающее возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное гл. 23 УК, если такое деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. В этом случае необходимо получить заявление этой организации или ее согласие на уголовное преследование.

В ст. 23 УПК диспозитивность этого положения уточняется и расширяется: во-первых, предусматривается, что заявление или согласие должно подаваться (даваться) только руководителем организации; во-вторых, указывается, что заявление или согласие должно быть дано только на стадии возбуждения уголовного дела; и, в-третьих, расширяется круг потерпевших организаций, могущих воспрепятствовать уголовному преследованию, за счет добавления к коммерческим иных (т. е. некоммерческих) организаций.

Напротив, если преступление, предусмотренное гл. 23 УК, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях (примечание 3 к ст. 201 УК).

Содержащаяся в Уголовном кодексе статья 201 УК РФ, раскрывает суть противозаконного действия, выраженного в злоупотреблении предоставленными определенному лицу полномочиями. Это деяние широко распространено. Его суть направлена на нарушение интересов, присущих организациям, для которых характерна коммерческая и иная деятельность. Представители таких компаний довольно часто используют собственную правую возможность на выражение отказа от применения мер наказания к обидчикам.

Существуют ситуации, когда злоупотребление полномочиями не подтверждается правоохранителями . Отсутствие доказательств того, что преступление было совершено, имеет процессуальное выражение в виде специального постановления. Его вынесение служит поводом для прекращения уголовного преследования. Основной причиной такого отказа, в большинстве случаев, служит факт того, злоупотребление полномочиями ст. 201 УК РФ не соответствует произошедшему событию, т.е. не содержит соответствующего состава.

Составляющие состава преступления

За счет законодательного определения состава происходит выполнение задачи по защите предприятий, лиц, выступающих их собственниками и работниками. По своей сути, оно направлено против интересов хозяйствующего субъекта, тех задач, которое он выполняет и поставленных перед ним целей.

Суть злоупотребления выражена в активном использовании физлицом, наделенным правом выполнения управленческих функций, предоставленных ему полномочий в противовес интересам компании, для получения личной выгоды. Достижение выгоды может осуществляться и для стороннего лица.

Обязательным условием выступает наличие последствий. Они выражаются, как существенный вред и могут быть направлены в отношении государства, граждан, компаний, общества.

Преступное деяние может выступать активным действием или представлено как бездействие . Последнее выражается в виде невыполнения обязанностей, установленных положениями актами нормотворчества, в том числе уставом, инструкцией, если выполнить их лицо имело возможность.

Отсутствие активного проявления может быть выражено в качестве:

  • отказа в удовлетворении требований, касающихся возмещения зафиксированного вреда;
  • неприменения взыскательных мер дисциплинарного характера;
  • отклонения договоров, имеющих важное значение.

Признать деяние преступлением по ст. 201 УК можно если последствия такового затрагивают не только интересы предпринимательства, но и воздействуют на иных субъектов. У преступника должно присутствовать осознание, что совершаемое им деяние носит противоправный характер, а его результатом станет вред. Учитывая признак осознанности, статья 201 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями, базируется на умысле. Неосторожность и заблуждение не наказываются.

На что направлено преступление?

Те интересы, которые присущи организациям, в контексте ст. 201 УК РФ с комментариями, подлежат широкому восприятию. В первую очередь, они представляют собой те цели, которые преследуются хозяйствующим субъектом и направлены на удовлетворение имущественных интересов (получение прибыли).

Вторым элементом выступает создание условий, позволяющих выполнять труд, что подразумевает его внутреннюю организацию. Последней составляющей стали признаки деловой репутации. Совокупность перечисленных элементов не может посягать на права, которые присущи государству. Не должны, также, нарушаться права тех лиц, которые взаимосвязаны с компанией.

Стоит отметить, со стороны законодателя ведется речь лишь о тех интересах, которые признаются законными. Принудительное преследование совершается только тогда, когда злоупотребление полномочиями (201 УК РФ), служит ухудшению законного положения организации.

Комментарий к ст. 201 УК РФ указывает на то, что объективная сторона представлена только в виде тех действий, выполнение которых находится в прямой взаимосвязи со служебной компетенцией. Последняя имеет связь с лицом ее осуществляющим, посредством занимаемого им поста, должности.

Смысл рассматриваемой статьи указывает на то, что под использованием служебного положения нельзя понимать связи, возникающие в результате несения службы, авторитет и значимость, полученные лицом в силу его должности. Эти признаки не могут выступать основой преступления.

Особое значение имеет определение того, какое выполнение или невыполнение служебной компетенции служит превышением полномочий, а какое не имеет таких признаков. В законодательстве отсутствуют точные критерии, по которым можно определить факт превышения. В полной мере они раскрываются в судебной практике, сформированной в процессе рассмотрения судами дел данной категории.

Субъект, как элемент состава

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

В виде субъекта ч.1 и ч. 2 ст. 201 УК РФ рассматриваются физлица. Не каждый гражданин может выступить этим субъектом. Это лишь те люди, которые выполняют управленческие функции на базе компаний, работающих для получения прибыли или имеющих некоммерческое начало.

Действие может быть совершено исключительно со стороны руководителя или работника коммерческой предпринимательской единицы. Перечень всевозможных организационных единиц представлен в ст. 50 ГК РФ.

Управленческие функции осуществляются лицами, входящими в круг исполнительных органов предприятия, а также теми гражданами, которые находятся в совете директоров. Полномочия предоставляются временно и, гораздо реже, постоянно.

В качестве граждан, полномочия которых на управление возникают в силу распорядительных документов, рассматриваются лица, принятые на должность директоров, в том числе генеральных, руководители таких формирований, которые базируются на общественном значении и иных формирований юридического характера.

Выполнение возложенных обязанностей и предоставленных полномочий такими субъектами, в противовес тому кругу определенных законом интересов, связанных с получением прибыли и иной выгоды, имеющей материальное выражение, может быть оценено с точки зрения ст. 201 ч. 1 УК РФ.

Условием, без существования которого уголовное наказание применяться не может, является наличие факта причинение значимого вреда по отношению к правам и тем интересам, которые присущи гражданам, обществу, субъектам предпринимательства и государству. Невозможно исключить наказание и в ситуации, когда правонарушитель не получает собственной выгоды, но создает условия для ее получения высокопоставленными или иными лицами.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию , при которой гражданин В. был привлечен к уголовному наказанию по ч. 1 ст. 201 УК, что подразумевало его лишение свободы и возложение обязанности по уплате штрафа. В. выступал руководителем компании, действующей на коммерческой основе.

Злоупотребление его правами было выражено в приостановлении подачи электроэнергии на фермерское хозяйство, в результате чего произошла массовая гибель животных, что потребовало совершить их вынужденный забой. В своем решении В. руководствовался указанием гражданина Н., занимающего должность главы администрации. Действия Н. были квалифицированны как вмешательство в коммерческую деятельность. Несмотря на то, что поводом для преступления послужило указание Н., невиновность В. не была доказана.

Организационно-распорядительные функции были неоднократно изучены в процессе осуществления судебно-следственных мероприятий. В их качестве понимаются те полномочия, которые возлагаются на лиц, осуществляющих руководство трудовыми коллективами, их структурными подразделениями, принимающих участие в формировании кадровых составов, определении функциональной нагрузки работников, устанавливающих им меры поощрения и объем дисциплинарных взысканий. Фактически, такие функции связаны с принятием тех решений, которые наделены важным юридическим значением и, в результате которых, наступают последствия юридического характера, в том числе факт заключения и расторжения трудовых договоров.

  • Административно-хозяйственный функционал заключается в полномочиях, направленных на управление и распоряжение имущественными ценностями, а также теми деньгами, которые размещаются на балансе, банковском счете компании.
  • Круг таких действий может быть связан с принятием решений о начислении оплаты труда работникам, их премировании, осуществлением контроля за фактами использования и пополнения материальных ресурсов, установлением условий для хранения и учета таковых, а также правил контроля их расходования.

Выполнение обозначенных функций на основании специальных полномочий связано с тем, что у лица имеется право на осуществление организационно-распорядительного и административно-хозяйственного функционала, который возлагается на него в силу закона, нормативного акта, распорядительного документа, изданного со стороны вышестоящего руководства или органа, управляющего таким субъектом.

Возложение обозначенного в документе функционала имеет срочный характер. Это означает, что специальные полномочия имеются у лиц, на которых они возложены, лишь в течение определенного срока. Вместе с тем, их вменение может носить однократный характер. Наличие основной работы не всегда выступает фактором, ограничивающим человека в несении рассматриваемых полномочий.

Статья 201 УК РФ с комментариями дает четкое понимание тем ситуациям, при которых назначение ответственности осуществляется в отношении граждан, выполняющих служебную функцию на временной основе. Такие руководители подлежат преследованию лишь в тех случаях, когда преступное деяние совершено ими в то время, когда они несли круг вмененных полномочий.

  • В ситуациях, когда процесс назначения должностного лица был нарушен, и для его проведения предусмотрены определенные нормативными актами условия, злоупотребление полномочиями также может иметь место.
  • Несоответствие должностного лица может выражаться в виде отсутствия у него специального или определенного образования, должного стажа и иных показателей.

Даже несоответствующее определенным критериям лицо имеет возможность совершить действия, которые явно выходят за доступный перечень полномочий, что является поводом для появления последствий, выражение которых может быть в виде ограничения или нарушения граждан в их правах и интересах, причинении вреда представителям общества и государству в целом.

Совокупность деяний

Рассматриваемое действие имеет общий состав. Такие деяния идут в противовес интересам предпринимательским единицам, осуществляющим коммерческую и некоммерческую деятельность. Кодекс аккумулирует в себе специальные нормы, выражающие факты злоупотребления предоставленным кругом полномочий:

  • допущение факта невыплаты заработка, пенсионного и социального обеспечения;
  • осуществление легализации;
  • противозаконное получение кредитных средств;
  • признание фиктивного банкротства;
  • совершение действий, связанных с уклонением от налоговых обязанностей компании.

Ситуация, при которой факт злоупотребления выражается в одной из перечисленных форм, квалифицирующая деятельность должна базироваться не только на применении общей нормы, но и проверке соответствия составу специальных норм, что может свидетельствовать о совокупности.

Практическая деятельность, результаты которой составляют правоприменительную практику, указывает на то, что преступление нередко совершается совместно с рядом иных нарушений законодательных норм.

В качестве примера может быть рассмотрен приговор, принятый в отношении гражданина М., который допустил законодательное нарушение не только ч. 2 ст. 201 УК, но и ч. 3 ст. 159 УК.

  • Преступление, согласно собранным материалам, было совершено со стороны технического директора ГУП РК, который впоследствии стал директором этого учреждения.
  • От его имени в адрес профсоюзного комитета и администрации было направлено заявление о необходимости улучшения его жилищных условий. При подаче заявления факт наличия в его собственности жилой площади он скрыл, что стало умышленным ухудшением его жилищных условий.
  • Данная квартира была умышленно переоформлена им на брата первой степени родства. Комиссия, осуществляющая рассмотрение указанного обращения, приняла решение о необходимости выделения заявителю жилья. М. приватизировал жилье, площадь которого составила 45 кв.м на собственную семью, что позволило ему безвозмездно приобрести жилье.

В ходе проведения расследования было выявлено мошенничество, которое выразилось в сокрытии собственности должностного лица. В этой связи, мера ответственности определялась исходя из санкций вышеупомянутых статей.

Процесс привлечения

Законодательные нормы, отраженные в основном документе, содержащем в себе условия привлечения обвиненных в преступлении лиц к наказаниям, признают в качестве основного и единственного фактора, при наличии которого граждане, причинившие вред компаниям, не отнесенным к собственности муниципалитета или страны, могут подвергаться наказанию исключительно на основании отдельного заявления, подписанного руководителем такой компании.

Данное условие не действует в отношении тех субъектов, которые базируются на государственной собственности, уголовные дела о причинении вреда которым, возбуждаются без отдельного заявления.

Практика показывает, что противоправность действий, совершаемых руководителем, может иметь негативные последствия только для этого предприятия. В этой ситуации, руководитель может получить уголовное наказание только при условии поступления в правоохранительные органы заявления от органов управления компании .

В отношении указанных лиц применяются альтернативные наказания. Это означает, что они определяются исключительно судьей. На принимаемое им решение оказывают влияния те обстоятельства, которые характеризуют преступления. Вместе с тем, подлежат установлению и те причины, которые легли в обоснование совершаемых действий.

Принимая решение о назначении штрафа, судья исходит из фактического размера ущерба. Штраф может выражаться в твердом значении или составлять определенное количество заработных плат. Вместе с тем, осужденный может подвергаться исправительным, принудительным и обязательным работам, а также быть арестованным или лишенным свободы.

Наибольшую тяжесть имеет наказание, которое связано с лишением права лица на свободу. Оно применяется судом в качестве наивысшей меры ответственности за деяния данного типа.

Понуждение к выполнению различного вида работ, является временной мерой. Количество часов указывается в приговоре, который является обязательным для осужденного и лиц, занимающихся исполнением наказания.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ