Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Любая экономическая деятельность в современном мире - это всегда определённые риски. Отлично, если лицо, занимающееся зарабатыванием денег в этой сфере, понимает возможность финансового краха. В противном случае можно оказаться один на один с пагубными факторами рынка. Тем не менее, даже с учётом представленной особенности, экономическая деятельность всё больше становится популярной. Подобная тенденция существует благодаря высокой ликвидности этой сферы. Люди понимают, что получить большую прибыль возможно лишь в процессе непосредственного взаимодействия с рынком или его непосредственными сегментами.

Таким образом, в Российской Федерации сегодня практически ежедневно появляются новые физические лица - предприниматели. Но основная проблема заключается в тех рисках, о которых написано в самом начале статьи. На практике достаточно часто участник экономической деятельности не может удовлетворить все свои обязательства того или иного характера. Признание банкротства в этом случае - единственный путь цивилизованного решения проблемы. На сегодняшний день этот термин знают все, но многие не догадываются об истинном его смысле. Попытаемся объяснить суть категории «банкротство», а также выделить его ключевые особенности и нормативно-правовую базу.

Понятие несостоятельности

Несостоятельность, или банкротство, можно рассматривать в нескольких ракурсах. Такой нормативный акт, как ФЗ № 127 «О несостоятельности» даёт юридическую характеристику понятия банкротства. Однако его можно также рассматривать с позиции экономики. Наиболее верная характеристика несостоятельности имеет экономико-правовые аспекты. Таким образом, учитывая теоретические предпосылки данного вопроса и его нормативную характеристику, можно сказать, что несостоятельность - это процедура, осуществляемая государственными органами, по признанию неспособности того или иного должника уплатить по всем имеющимся обязательствам в полном объёме. В данном случае, согласно нормам ФЗ № 127 «О несостоятельности», к подобным обязательствам можно отнести требования по кредитам, обязательства по уплате надлежащих государственных налогов.

Позитивное понятие процедуры

Следует отметить: далеко не все знают, что направлена не только на признание неспособности должника обеспечивать свои обязательства. Чаще всего признанию полной несостоятельности предшествует процедура улучшения финансового состояния должника. В данном случае к последнему применяются различные экономико-правовые меры, что достаточно часто позволяет добиться позитивных результатов. Если применение указанных мер нецелесообразно или попросту невозможно, лицо признаётся банкротом.

Субъекты процедуры и орган проведения

Учитывая богатую мировую практику в этой сфере финансовой деятельности, следует отметить юридических лиц как основных субъектов процедуры банкротства. Однако в ряде стран существуют механизмы по признанию несостоятельными и физических лиц. В Российской Федерации на сегодняшний день в правовом поле находятся и первые, и вторые. Основным органом реализации процедуры в РФ является арбитражный суд. В правовой системе институт банкротства всецело принадлежит к предпринимательской отрасли права.

Нормативное регулирование

Признание того или иного субъекта банкротом - довольно трудоёмкий и крайне сложный процесс. Дабы избежать каких-либо негативных последствий для всех сторон этого процесса, законодатель издал специальный нормативный акт. С его помощью банкротство непосредственно регулируется со стороны закона. Это ФЗ № 127 «О несостоятельности». В нем подробно изложена инормация по всем основным положениям процедуры признания несостоятельности и т. д.

Федеральный закон

Законодательный акт (127-ФЗ от 26.10.2002) - это специальный юридический документ, который регламентирует признание судом юридического лица несостоятельным. Он регулирует процедуру ликвидации подобного лица и удовлетворение всех требований кредиторов. В экономике Российской Федерации ФЗ № 127 «О несостоятельности»закрепляет основы экономики России. Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Если детально проанализировать положения закона, можно выделить отдельные составляющие всей процедуры. Они являются полностью автономными. Однако их наличие свидетельствует о единой структуре всей процедуры признания несостоятельности.

Отдельные этапы (процедуры) банкротства

Федеральный закон «О несостоятельности» описывает несколько основных процедур, применимых к должнику, с целью улучшения его финансового положения. Таким образом, чаще всего применяются следующие процедуры:

Все представленные выше стадии не имеют цели уничтожить должника. Напротив, в большей части случаев все хотят остаться при своих (кредиторы - получить свои деньги, должники - не лишиться любимого дела). Все упомянутые процедуры отличаются не только конечными целями, но и самим способом осуществления.

Субъекты проведения процедур

Каждая из указанных выше процедур во время признания юридического лица банкротом осуществляется конкретным субъектом финансовой деятельности. В этом заключается их отличие, ведь, в зависимости от специалиста, конечный результат будет варьироваться. Таким образом, наблюдение осуществляется временным управляющим, внешнее управление - внешним управляющим, конкурсное производство - конкурсным оздоровление - административным управляющим. Данная особенность полностью регламентирована 127-ФЗ «О банкротстве».

Задачи процесса несостоятельности должника

Как и все в этом мире, процесс признания банкротом также имеет свои определенные задачи. Рассмотрение дел о банкротстве осуществляется для достижения двух ключевых целей, а именно:

  1. Возврат долгов кредиторам. Когда лицо не может никаким образом отвечать по своим обязательствам, одним из кредиторов становится государство, так как надлежащие платежи ему не поступают. Таким образом, взыскание долгов становится приоритетным направлением, потому что присутствует интерес страны, которая, в свою очередь, содействует всевозможными способами.
  2. Вторым приоритетным направлением является восстановление платёжеспособности должника. Именно для этого на ранних этапах создаётся план С его помощью не нужно удалять одного из игроков национального рынка. Гораздо правильней помочь вернуть, например, компании её «экономическую фортуну». В данном случае интерес представляет возможность дальнейшего развития занятого сегмента рынка и экономики в целом. Для достижения поставленных целей в этом случае составляется план санации. Этот этап существует для востановления платежеспособности. План санации, в свою очередь, позволяет упорядочить процесс и повысить его оперативность.

Конкретный выбор между этими направлениями делается непосредственно «на месте», когда известна точная судьба лица.

Характеристика первого этапа банкротства - наблюдения

Чтобы детальнее разобраться в сути работы института, нужно проанализировать основные этапы его реализации. Как уже указывалось ранее, первый шаг называется наблюдением. В соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности», наблюдение - это одна из процедур банкротства, которую применяют для анализа финансового состояния должника, сохранения его собственности и т. п. Процедура имеет обязательный характер, поэтому её реализуют всегда. Это связано с большой важностью наблюдения. Ведь перед тем как принять решение о ликвидации или оздоровлении предприятия, нужно собрать достаточное количество информации финансового характера, дабы решение было обосновано фактами.

Для начала процедурного наблюдения необходимо разрешение арбитражного суда. Если оно есть, должник начинает непосредственный анализ целесообразности своей дальнейшей деятельности. Прежде всего необходимо идентифицировать абсолютно все долги, чтобы проанализировать их суть. Это осуществляется через комитет или собрание кредиторов. В некоторых случаях кредитор имеет право полностью приостановить отдельную линию деятельности в связи со взысканием денежных средств. Для реализации данного права существует такой институт, как заявление кредитора. Следует помнить, что процедурное наблюдение - это возможность выбраться из долговой ямы. Основное преимущество состоит в том, что отдельные органы должника не ликвидируются, хотя некоторые ограничения в их работе могут присутствовать.

Однако банкротство ООО или организаций иного правового типа на стадии наблюдения происходит с назначением временного управляющего. Этот субъект процесса действует самостоятельно, параллельно с «исходным» управителем компании должника. Следует отметить, что роль временного управляющего достаточно велика. По сути, когда начинается банкротство ООО или организации другого правового типа, некоторые сделки компании могут совершаться лишь с его письменного одобрения. К сделкам подобного рода можно отнести:

  1. Операции, непосредственно связанные с реализацией или другим видом распоряжения имуществом, которое имеет стоимость более чем 5% от общей балансовой активов организации.
  2. Финансовую деятельность: выдачу гарантий, кредитов, займов и т. д. Заявление должника на ее разрешение в этом случае обязательно.

Таким образом, стадия наблюдения является отправной точкой для реализации процесса несостоятельности. С её помощью осуществляется дальнейший выбор дополнительных процедур.

Необязательные процедуры

Как уже было указано ранее, наблюдение - основная, обязательная процедура оформления несостоятельности. В таком случае финансовое оздоровление, внешнее управление, и мировое соглашение - это процедуры дополнительные. В них может возникнуть потребность в процессе признания банкротства. Однако конкретный выбор той или иной второстепенной процедуры будет полностью зависеть от выводов, сделанных на стадии наблюдения. Таким образом, дополнительные шаги реализуются исключительно после проведения анализа финансовой деятельности физического или юридического лица. Все представленные стадии содержит Федеральный закон. 127-ФЗ в последней редакции (полный текст) опубликован на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, а также в средствах массовой информации.

Заключение

Итак, в данной статье мы детально рассмотрели финансово-правовой процесс банкротства, а также способы его реализации. В заключение нужно отметить, что многие механизмы осуществления этого института все ещё не приведены в тот вид, когда их можно использовать без проблем в правовом и экономическом поле. И даже последняя редакция не дает однозначных толкований процедуры. Возможно, в скором будущем юристы и экономисты совместными усилиями изобретут наиболее удачную конструкцию реализации института банкротства, что позволит проводить её правильно и грамотно, для спасения должников, а не ликвидации предприятий.

Юридические или физические лица спешат подать иск в суд для признания банкротства, чтобы им официальным путем были списаны долги. Существуют нюансы и ситуации, когда банк или суд может отказать в погашении кредита гражданину. Чтобы выяснить, когда и как лучше поступить, рекомендуется ознакомиться с Федеральным законом 127.

Общие положения закона

Закон 127 ФЗ о несостоятельности был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, а одобрен Советом Федерации 16 октября того же года. Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В 12 глав и 233 статьи. Однако он корректируется до сих пор, и существуют некоторые поправки, которые еще не вступили в силу. Этот закон регулирует процесс и способы признания лица несостоятельным, помогает гражданам определить меры по предупреждению банкротства и правоотношения между должником, который не может оплатить кредит, и кредиторами.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены термины и определения, то, какими могут быть признаки банкротства, какими полномочиями в данной сфере обладают органы исполнительной власти. Как происходит рассмотрение дела в суде, кто имеет право на подачу заявления в суд и как должно выглядеть это заявление, какими правами и обязанностями обладают кредиторы и должники. Как проходит процедура при деле о несостоятельности и т. д.;
  • Вторая глава описывает меры предупреждения несостоятельности и порядок санации;
  • В третьей г. подробно описаны процессы дел в арбитражных судебных органах в сфере банкротства. Порядок, участники, заявления от каждой стороны, прилагаемые обязательно документы, как происходит принятие и причины отказа в деле, распределение расходов, приостановление, сроки и меры по обеспечению выполнения условий и требований. Третья глава имеет подпункты, в которых описаны способы оспаривания сделок и ответственность руководителя должника;
  • В четвертой описано наблюдение. Кто такой временный управляющий и его полномочия в деле о банкротстве. Временный управляющий по решению суда ведет наблюдение за должником и финансовым состоянием организации, проводит анализ, а затем делает вывод и принимает решение об отстранении или штрафе;
  • В г. пять описана информация о финансовом оздоровлении, порядке его введения, способах проведения и причинах его окончания;
  • Как и в пятой главе, в шестой описана процедура, но уже внешнего управления. Также порядки введения, причины, способы, окончание и т. д.;
  • В седьмой оформлено конкурсное производство. Конкурсный управляющий занимается исполнением постановления арбитражного суда после принятия решения о банкротстве лица;
  • В восьмой главе описаны общие положения мирового соглашения и его особенности в разных ситуациях. Разные типы, кто может участвовать, условия, последствия, обжалование и отказ;
  • В девятой г. описано банкротство только конкретного вида лиц. Эта глава поделена на 8 параграфов и описывает особенности несостоятельности разных категорий юридических лиц;
  • Как и в девятой, в десятой главе описана определенная категория лиц, простые граждане. Система банкротства, процедуры, способы принятия решения для каждого типа и вида граждан, делящихся по системе распределения сферы деятельности;
  • В 11 три параграфа и они описывают, какими способами органы и Гос. Дума упростили процедуру принятия решений и процесса банкротства;
  • 12 глава регулирует все дополнительные положения и условия.

Многие статьи описываемого закона утратили силу и были изменены, редакция ФЗ 127 проходит до сих пор.

Особенности банкротства физических лиц

Часто физические лица обращаются в банк для того, чтобы им списали все долги. Но каждый гражданин должен знать, что существуют ситуации, когда финансовые организации не могут списать долг. Все эти ситуации описаны в Федеральном законе о несостоятельности и о банкротстве, в главе 10.

Банк не может списать задолженность, если:

  • Судебный орган оформил постановление, в котором написана информация о произошедших случаях нанесения физического или психологического вреда;
  • Выплачивается компенсация по случаю нанесения вреда в рамках субсидиарной ответственности;
  • Физическое лицо выплачивает алименты;
  • В случаях неполной выплаты или отсутствия оплаты вознаграждения, зарплаты или выходного пособия, что часто случается у ИП. Тогда суд признает гражданина несостоятельным.

Банкротство физических лиц происходит, если:

  • Гражданин имеет официальную задолженность перед кредиторами в размере денежной суммы от 500000 рублей;
  • Гражданин уверен, что неплатежеспособен перед кредиторами;
  • Лицо не выплачивает коммунальные счета периодически. Банкротство оформляется в случаях, когда не оплачивается в срок от трех месяцев и выше.

Процедура банкротства физического лица имеет минусы, но присутствуют и плюсы совершения подобного поступка. Последствие такого положения — если гражданин, признанный несостоятельным в суде, обращается в ближайшие пять лет в банк, то обязательно сообщает финансовой организации о своей неплатежеспособности. Минусом считается, что в течение трех лет после признания физического лица банкротом, оно не может занять место руководителя ни в одной организации или фирме. Но повторно признать банкротом гражданина могут только через пять лет после первого случая.

При прохождении судебного дела физическое лицо обязано оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Гражданин также оплачивает все почтовые расходы и услуги финансового управляющего.

Несостоятельность юридических лиц

При банкротстве юридических лиц иск в судебный орган может быть направлен как самостоятельно должником, так и представителем организации, выдавшей кредит или сотрудником специальных органов.

Для юридических лиц основания для признания несостоятельным отличаются:

  • В отличие от физических лиц, в этом случае задолженность должна быть от 100000 рублей для признания банкротства;
  • Сходство с физ. лицами только в том, что для признания банкротства юр. лица, оно не оплачивает коммунальные счета от трех месяцев и больше.

Процедура такова:

  • Первым делом, при постановлении арбитражного суда, проводится наблюдение, в ходе которого анализируется финансовое положение организации;
  • Далее назначается специальный сотрудник – арбитражный управляющий. Этот человек проводит контроль процессов и процедур;
  • Проводится мероприятие с попытками спасения фирмы или организации, которое называется оздоровление. Проходит анализ, ищутся способы спасения компании;
  • При отсутствии других возможностей, суд назначает специального человека, который, по мнению судей, может спасти организацию, это называется внешнее управление;
  • Если компания не была спасена, то проходит последняя процедура, именуемая конкурсным производством. Для погашения долгов продается все имеющееся имущество компании.

В случае если все-таки юридическое лицо было признано банкротом, случаются определенные последствия. Из организации обязательно увольняются абсолютно все сотрудники. Со счетов списываются все денежные суммы, которые уходят кредитным организациям и на другие расходы. По постановлению суда отстраняется начальство организации. Согласно ФЗ 127, на все задолженности юридического лица при решении о банкротстве снимаются пени и проценты.

Какие были внесены изменения?

Согласно последней редакции закона о банкротстве, утратил силу 34 абзац второй статьи, статья десять, второй и третий пункты статьи 184.13, пункты шесть и десять статьи 189.23. Основным изменением, внесенным при последней поправке, проведенной 29 июля 2017 года, в ФЗ номер 266, считается то, что теперь специальные государственные органы или кредиторы имеют право взыскать с должника его собственность, имущество. О взыскании имущества в суд может направить заявление или управляющий компании, или сотрудник обанкротившейся организации, или работник специального уполномоченного органа.

При последних поправках была полностью изменена глава 3.2, в которой говорится об ответственности, которую несет руководитель лица, имеющего непогашенный долг. Произошли изменения и в первой главе, в общих положениях о работе и системе работы арбитражных судебных органов. Информация для лиц, уже читавших этот закон – произошли изменения в названиях и порядке пунктов статей, рекомендуется ознакомиться с ФЗ 127 заново.

Скачать действующую редакцию ФЗ 127

ФЗ 127 продолжает претерпевать множество изменений. Он был создан для упорядочивания системы банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый случай банкротства имеет свои нюансы, в этом же законе описаны подробно все ситуации. Процесс признания несостоятельности трудный и очень затратный, рекомендуется для начала изучить всю законодательную часть, чтобы избежать поспешных действий и ошибок.

Скачать Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации можно

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) регулирует действия, которые могут быть предприняты в отношении финансово несостоятельных лиц или организаций. В нем дано четкое определение банкротства, указаны возможные действующие лица и их полномочия. Также расписаны детали процедуры и проводимых в ее рамках мероприятий, определены сроки и иные условия, указаны дополнительные регулирующие документы.

Закон о несостоятельности (банкротстве) существует для того, чтобы исключить неправомерные действия в отношении должников или иных лиц, связанных с рассматриваемой процедурой. Кроме того, он предусматривает проведение различных мероприятий, призванных восстановить платежеспособность банкротов. То есть сохраняет для них возможность не только выполнить долговые обязательства, но и вернуться к нормальной деятельности в дальнейшем.

Что это такое

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) определяет банкротство
как неспособность выполнения долговых обязательств. Касаемо физических лиц, подразумевается именно полная неспособность, когда даже продажа всего имущества должника не может решить проблему, поскольку его суммарная стоимость ниже суммы задолженности.

Касаемо юридических лиц, подразумевается невыполнение денежных обязательств, имевшее место (на момент рассмотрения) в течение трех месяцев (и более). Под долговыми (денежными) обязательствами в этом случае понимают не только погашение различных кредитов, но и проведение обязательных государственных платежей: налогов, сборов и пошлин. Также штрафов, если причина их наложения не была связана с проведением процедуры.

Кто может оказаться банкротом

Условия, на основании которых может быть признано банкротство, оговорены ФЗ (закон о несостоятельности (банкротстве)). Обозначен порог несостоятельности и сроки, по прошествии которых может быть начата процедура. Несостоятельным может быть признан гражданин или компания (организация).

Условия признания несостоятельности и проведения процедуры могут быть различны. Например: порог банкротства для индивидуального предпринимателя ниже, чем для сельскохозяйственной организации. Самый высокий порог ФЗ (закон о несостоятельности) определяет для предприятий стратегического значения.

Осуществление производства в отношении гражданина также будет отличаться от аналогичного процесса в отношении организации. В отношении граждан не проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению. Основания для подачи заявления в обоих случаях различны.

Юридические лица (организации)

Касаемо юридических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: юридическое лицо, не выполняющее требований кредиторов (или государства, что предусмотрено в случаях непогашения обязательных платежей) в течение трех месяцев или более длительного срока, признается несостоятельным. Но только в том случае, если суммарная задолженность превышает порог, который определяет ФЗ (127, закон о несостоятельности).

Сейчас порог банкротства для юридических лиц составляет 300 000 рублей. Исключением являются сельскохозяйственные организации: для них установлен порог в полмиллиона рублей. Стратегические предприятия могут признаваться банкротами, если их суммарная задолженность превышает миллион рублей.

Физические лица (граждане)

Касаемо физических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: несостоятельным признается гражданин, неспособный полноценно удовлетворить требования кредитора. Сумма задолженности должна превышать порог в полмиллиона рублей.

Если речь идет об обязательствах перед двумя или несколькими кредиторами, сумма задолженности в каждом из случаев рассматривается отдельно. Например: если гражданин должен двум (или более) кредиторам по 450 000 рублей, он не может быть признан банкротом. Но если задолженность хотя бы перед одним из кредиторов превышает полмиллиона рублей, инициируется процедура.

Закон о несостоятельности (127-ФЗ) начнет регламентировать процессы производства (процедуры банкротства), инициируемые в отношении физических лиц, с 1 июля 2015 года. Будет ли это оправдано - пока неизвестно. Соответствующие изменения в закон о несостоятельности были внесены в 2014 году и подписаны президентом.

Процедура

Процедура банкротства – комплекс принимаемых в отношении должника мер. Основной регулирующий документ – закон о несостоятельности (127-ФЗ). Началом процедуры считается подача в арбитражный суд соответствующего заявления. Если речь идет о банкротстве гражданина (физического лица), не осуществлявшего предпринимательскую деятельность, заявление должно рассматриваться судом общей юрисдикции. Возможно добровольное объявление себя банкротом (должник сам подает заявление).

Следует знать, что процедура банкротства не является способом избавления от обязательств. Это экстренная мера их выполнения. Кроме того, существует комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление платежеспособности несостоятельного лица. Вместе с тем фиктивное или преднамеренное признание себя несостоятельным наказуемо. В ходе производства может проводиться соответствующая проверка.

Основные определения

Помимо достаточно простых определений (должник, кредитор, денежные обязательства и т. д.), закон о несостоятельности (банкротстве) оперирует и некоторыми более сложными. Важно правильно понимать их значение - это позволит избежать различных ошибок, контролировать ход процедуры и правомерность действий тех или иных лиц самостоятельно.

  • Наблюдение: анализируется финансовое состояние должника для корректного определения требований к нему; также осуществляется контроль за сохранностью имущества должника.
  • Конкурсное производство: пропорциональное распределение активов и имущества банкрота между всеми его кредиторами.
  • Федеральные стандарты: определены соответствующими нормативными документами, регламентируют деятельность арбитражных управляющих.
  • Мировое соглашение: означает прекращение производства по делу, заключается в любой момент между кредиторами и должником (если достигнут компромисс).

Участники

Закон о несостоятельности определяет возможных участников процедуры банкротства и регулирует их деятельность. Каждый из них становится участником процедуры при определенных условиях и имеет установленные законом права и обязанности. Все это следует знать на случай возникновения необходимости защиты собственных интересов.

  • Руководитель предприятия-должника - без оформления доверенности может действовать от имени компании (только в вопросах, касающихся процедуры, не нарушая федерального закона).
  • Орган по надзору, задача – контроль деятельности организаций арбитражных управляющих; уполномочен правительством Российской Федерации.
  • Представитель комитета кредиторов - принимает участие в арбитражном процессе, уполномочен комитетом кредиторов.
  • Арбитражный управляющий - сотрудник организации арбитражных управляющих; в ходе процедуры назначается организацией на пост временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего.
  • Временный управляющий - назначается на стадии наблюдения, отвечает за проводимые в рамках стадии мероприятия.
  • Административный управляющий - отвечает за действия по финансовому оздоровлению должника.
  • Внешний управляющий - на стадии внешнего управления, заменяет руководителя предприятия-должника (который отстраняется на данной стадии) и обладает всеми его полномочиями.
  • Конкурсный управляющий - отвечает за осуществление конкурсного производства.

Регулирующие документы

Прежде всего, процедуру регулирует закон о несостоятельности. Помимо него, производство по делу о банкротстве может регулироваться соответствующими постановлениями правительства. Например: в случае проведения проверки на предмет наличия признаков ложного (фиктивного) или преднамеренного банкротства. А также в том случае, если кредитором выступает государство.

То же относится к мерам по финансовому оздоровлению и к деятельности арбитражных управляющих: для их регулирования существуют соответствующие постановления. Но они лишь дополняют закон о несостоятельности, не противореча ему. Международные соглашения также могут быть регламентирующими документами (в требующих того случаях).

Реабилитационные мероприятия

В процедуру банкротства могут входить реабилитационные мероприятия (кроме случаев, в которых их проведение невозможно). Их предназначение – восстановить платежеспособность должника, чтобы он мог в полной мере удовлетворить требования кредиторов. В ряде случаев они могут предотвратить банкротство и сохранить возможность возрождения и развития в будущем.

Реабилитационные мероприятия регулирует закон о несостоятельности и соответствующие постановления (если это предусмотрено). Проводятся они внешними или административными управляющими, назначаемыми самоуправляемой организацией арбитражных управляющих. В отдельных случаях – иными лицами, согласно закону. Инициатором проведения может выступать любая из сторон.

Финансовое оздоровление юридических лиц

Мероприятия по финансовому оздоровлению юридических лиц проводятся уполномоченными лицами. Ходатайствовать об их проведении может любая из сторон (в установленном порядке). Детали таких мероприятий зависят от многих аспектов ситуации. От действий самого должника – в том числе.

  • Санация: меры по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности (могут приниматься как внешним управляющим, так и другими уполномоченными лицами).
  • Внешнее управление: полномочия по управлению передаются внешнему управляющему, с отстранением действующего руководства.

В рамках санации или внешнего управления могут быть закрыты неэффективные производства, оптимизирована структура компании или предприятия. Может начаться использование более эффективных схем управления капиталом. Грамотность действий по финансовому оздоровлению позволяет добиться не только полноценного удовлетворения требований кредиторов, но и сохранения бизнеса.

Финансовое оздоровление физических лиц

В отношении физических лиц проведение обычных процедур финансового оздоровления невозможно. Однако могут быть приняты меры по реструктуризации долга. Они могут создать для должника приемлемый план погашения задолженности и помочь избежать несостоятельности. А также реализации имущества должника, которая будет неизбежной при наступлении банкротства.

Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.

Основные понятия и краткое содержание

Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :

  • Под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность частного лица, ИП или организации удовлетворить в срок денежные требования кредиторов, выплатить вознаграждения по трудовым договорам и сделкам, внести обязательные платежи в бюджет. Банкрот - это статус, который присваивается должнику по решению арбитражного суда;
  • Должник - гражданин, ИП или организация, подавший заявление в суд на признание себя банкротом. У него есть денежные обязательства, которые он объективно не в состоянии исполнить из-за неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • Конкурсный кредитор - общее понятие. К нему относятся все, кому задолжал подавший заявление по ссудам, выплате вознаграждений по трудовым договорам, налогам и сборам и т. д. Это могут быть банки, госорганы, фонды, работники и т. д. В деле о банкротстве их интересы представляет собрание (или комитет) - особый выборный орган;
  • Арбитражный управляющий - гражданин РФ, входящий в СРО, обладающий необходимыми квалификацией и навыками для проведения процедуры банкротства. В зависимости от стадии производства и типа должника он может быть временным, административным, конкурсным, финансовым, внешним.

Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.

127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.

Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :

  • Главу 2. Она описывает меры, которые должны способствовать предупреждению несостоятельности. Их можно принять на любой стадии производства;
  • Главу 3. Она утверждает порядок инициирования, хода рассмотрения, приостановления и окончания дела о банкротстве, полномочия участников, принятие документов и т. д.;
  • Главы 4–8. Они описывают проведение различный стадий банкротства юрлиц (наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
  • Главу 9. Она определяет нюансы банкротства разных категорий должников-организаций. До октября 2015 г. каждой из них был посвящен отдельный федеральный закон;
  • Главу 10. Она регулирует банкротство частных лиц, ИП и К(Ф)Х. Раздел введен в Закон о несостоятельности ФЗ № 154 и вступил в силу с октября 2015 г.;
  • Главу 11. Она утверждает порядок проведения упрощенной процедуры несостоятельности отсутствующего или ликвидируемого должника.
  • Глава 12 включает итоговые положения ФЗ: дату его вступления в силу, перечень переставших действовать статей законов и нормативных актов.

Что регулирует и когда применяется

Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.

Он устанавливает :

  • Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
  • Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
  • Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.

Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :

  • Муниципальных предприятий и учреждений;
  • Госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Внешэкономбанк», госкомпании «Автодор», Фонд перспективных исследований, Фонд ЖКХ;
  • Публично-правовых компаний;
  • Политических партий;
  • Религиозных некоммерческих объединений.

Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.

Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :

  • Размер финансовых обязательств превышает полмиллиона рублей;
  • Просрочка по выплатам составляет более 3 месяцев;
  • Налицо неплатежеспособность и недостаточность имущества.

Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :

  • Совокупный размер его денежных обязательств перед займодателями, работниками, госведомствами и фондами составляет более 300 тыс. руб.;
  • Оно не может платить по долгам в течение 3 или более месяцев;
  • Его активов (средств и имущества) недостаточно, чтобы полностью рассчитаться со всеми; или
  • Исполнение финансовых обязательств существенно осложнит или сделает невозможным дальнейшую хозяйственную деятельность.

Видео: Комментарии специалиста

Особенности закона «О банкротстве» №127 в отдельных случаях

Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.

Несостоятельность организаций

Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.

Сам процесс делится на несколько этапов:

  • Подготовительный (наблюдение);
  • Два реабилитационных;
  • Один заключительный, предшествующий ликвидации - конкурсное производство (продажа имущества на торгах).

Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.

На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.

Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.

Граждан и ИП

Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:

  • Сам должник;
  • Его кредиторы;

Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.

Банкротство граждан состоит из 2 процедур:

  1. Реструктуризации задолженности,
  2. Реализации имущества.

Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.

Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.

Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:

  1. Управляющему;
  2. Оценщику;
  3. За публикацию;
  4. Проведение торгов.

Последняя редакция

Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.

Нововведения касались :

  • Продажи имущества в залоге. С 15.07.2016 кредитор-залогодержатель вправе взыскать долг в счет имущества в ходе реабилитационных процедур по причине опасений, что с ним может что-нибудь случиться (есть риск подтверждения, гибели или снижения стоимости);
  • Членства в СРО. Кандидат на статус арбитражного управляющего обязан пройти 2-летнюю стажировку в помощниках (ранее 3 месяца);
  • Вознаграждения управляющего в деле о несостоятельности частного лица. Оно выросло с 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Кроме того, с 15.07.2016 г. управляющий получает 7 % от суммы реализованного имущества и выручки с отмененных сделок;
  • Определения контролирующих лиц. Теперь КУ должника считаются не только те, кто записан в документах, но и кто в силу родственных и иных связей способен влиять на его действия;
  • Очередности удовлетворения требований кредиторов. В 4-ю очередь добавили коммунальные службы;
  • Сроков инвентаризации. Управляющий обязан отыскать активы должника-организации и провести опись с оценкой в течение 3 месяцев с момента введения конкурсного управления;
  • Личного счета должника-гражданина. Частное лицо в рамках дела о банкротстве может открыть специальный счет, средствами с которого (до 50 тыс. руб. ежемесячно) распоряжаться по своему усмотрению и т. д.

В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.

За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.

Неспособность должника оплачивать свои долги перед кредиторами в установленный срок, невозможность оплачивать бюджетные требования и вносить платежи во внебюджетные фонды определяется сегодня понятием банкротства или несостоятельностью.

Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность или юридическое лицо, могут быть признаны банкротами постановлением арбитражного суда, после получения заявления от организации или кредитора. Не могут быть признанными банкротами казённые организации, пенсионный или благотворительный фонд.

Причины долгого принятия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2012 году законодательным собранием был разработан закон, который позволял устанавливать факт банкротства в отношении физических лиц. В силу закон вступил только в 2019 году, и до сих пор происходят изменения в его содержании.

Но почему от принятия закона до вступления в силу прошло столько времени? Госдумой было произведено несколько исследований и опросов, на основании которых удалось установить, что более 90% российских граждан не готовы к возможному признанию себя банкротами.

Люди боялись потерять своё имущество от сотрудничества с заимодателями, которые сначала привлекают клиентов своими кредитными продуктами, а после желают принять закон, обременяющий их положение.

Неудобства, после принятия этого закона, возникли и у банков. Снижение спроса на кредиты среди населения вынуждали банки давать займы и тем, чья платёжеспособность была на низком уровне, а именно студентам, безработным и пенсионерам.

Перенесение принятия закона было положительно оценено юристами.

Они выделяют предположительные последствия, вытекающие после принятия данного закона:

  • Ухудшение розничных и ипотечных портфелей банков.
  • Намеренное признание себя физическими лицами несостоятельными, с целью уклонения от выплаты долга. Большее количество кредитов, выданных населению банками, являются необеспеченными или малообеспеченными. Заёмщик практически ничего не теряет, становясь банкротом.
  • Невозможность получения кредита лица, получившего статус банкрота. Срок устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Неприятное положение в этом случае обретает сам банкрот. Жизненные обстоятельства, порой возникают непредвиденные, а большую сумму денег занять может только банк.
  • Развитие теневых кредитных организаций, выдающих займы даже лицам, которые были признаны несостоятельными. Условия, чаще всего, в таких случаях более жёсткие, а проценты повышенные.

Основные положения

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает ряд основных положений в своём содержании:

  • Обращение в арбитражный суд может поступить как от заёмщика, так и от займодателя.
  • Банкротом может быть признан заёмщик, чья задолженность перед банком составляет более 50 тысяч рублей , а внесение очередного платежа не производилось более трёх месяцев.
  • Заёмщик, имеющий постоянный доход может получить рассрочку платежа на срок до 5 лет . Заём, вовремя выплаченный не даёт право должнику получить статус несостоятельного.
  • Невозможность погашения кредита в установленный договором период даёт право суду признать должника несостоятельным и изъять имущество общей стоимостью равной долгу, с целью его погашения. Ни суд, ни кредитор не имеют права изымать единственную жилую площадь должника.

Доходы, полученные заёмщиком на протяжение последующего за получением несостоятельности года, будут списываться в счёт погашения долга

Признание или несостоятельным несёт за собой множество , которые должник и кредитные организации должны знать.

  • Лицо, получившее статус банкротства при обращении в кредитную организацию, должно сообщать о своём положении. Чаще всего такое заявление является поводом для отказа в выдаче займа или увеличения процентной ставки и обеспечения.
  • Физическое лицо, признанное несостоятельным, при желании стать предпринимателем и зарегистрировать свою деятельность в налоговых органах получит отказ. Запрет распространяется сроком на один год.
  • Уже имеющиеся лицензии на осуществление предпринимательской деятельности будут отозваны.
  • Получение статуса несостоятельности может быть осуществлено не чаще одного раза в пять лет.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 облегчил не только положение банков, не вынуждая их ожидать долгий срок, а после обращаться к коллекторам, но и положение заёмщиков.

Сегодня, деятельность коллекторов только начинает ограничиваться законодательством, а до недавнего времени они не контролировались никем и были способны угрожать, оказывать психологическое давление, осуществлять звонки в ночное время, распространять информацию о должнике публично, и предоставлять множество других неудобств человеку.

относительно юридических лиц и коммерческих организаций законно устанавливает право судебными приставами изымать их имущество, после установления факта несостоятельности, в счёт погашения задолженности. Ни банк, выдававший заём, ни коллекторские агентства такого права не имеют.

Кризисное состояние наблюдается не только в отношении государственного финансового положения, но и в отношении физических и юридических лиц. Многие из них усугубляют своё положение, получая новые кредиты для погашения старых. Такое положение стало поводом для вступления закона в силу.

Нововведения

В отношении уже действующего закона постоянно вводятся поправки и изменения, с целью увеличения эффективности. До 2019 года закон действовал только в отношении предприятий или юридических лиц.

Дата издания, внесения изменений, основные положения Внесённые поправки
1992 год Первое издание закона. Защита должника и займодателя от неправомерных действий в отношении друг друга.
1998 год Предоставление льготных условий (оздоровление бизнеса, возмещение требований кредитора); разделение хоз. деятельности юридического лица с применением обособленных мер; установление размера задолженности на уровне 500 МРОТ. Установление арбитражного суда, в качестве выносящего приговор. Физические лица могут быть признаны неплатёжеспособными.
2002, 2019 год Действие этого издания 127-ФЗ актуально до сих пор. В отношении юридических лиц устанавливается величина МРОТ, равная 100 рублей . Создаются мероприятия, направленные на предотвращение несостоятельности юрлиц.
2016 год Рассмотрение юрлиц на присвоение статуса банкрота, только при наличии задолженности более 300 тысяч рублей . Кредиторы приобретают дополнительные права по возбуждению дела. Установлены размеры компенсационного фонда и размера взноса вносимого в СРО.

Неудобства для физлиц

Физические лица, в качестве заёмщиков, с присвоением статуса банкрота получают не только освобождение или временную отсрочку от выплаты долгов, но и ряд неудобств.

Во-первых, инициатором присвоения статуса может быть не только должник, но и кредитор или налоговый орган. Имущество несостоятельного заёмщика продаётся на аукционах.

Если его стоимость не превышает 300 тысяч рублей , то решение о продаже остается за кредитором. В том случае, если сумма больше, то оно может быть продано только на открытые торги, в определённых кругах учреждений, находящихся в списке Российского фонда федерального имущества.

Изъятию не подлежат единственное жильё должника и его семьи или участок земли, личные вещи и бытовые приборы, стоимость которых определена на уровне меньше 30 тысяч рублей.

Предметы роскоши, к примеру, второе жильё или вторая машина будут оценены арбитражными управляющими и отправлены на торги.

Во-вторых. Замена судебных приставов, на арбитражных управляющих – специалистов, более точно ориентированных на проведение процедуры банкротства. Их работу должен оплатить должник, конечно, это неудобно – размер долга только увеличивается.

Но есть у этой процедуры и весомое преимущество для должника. После того, как заёмщик был признан несостоятельным, всё его имущество изъято, и долги перед кредиторами оплачены – он свободен от долгов перед займодателями.

Этапы процедуры

Процесс принятия к должнику определения банкрот не является длительным. Все действия в отношении процесса ложатся на плечи арбитражных управляющих.

от лица заёмщика или кредитора Инициатором могут быть обе стороны. После того, как суд установил факт несостоятельности физического или юридического лица применяются меры по возмещению суммы долга кредитору.
С учётом возможностей должника устанавливается новый график выплаты долга, но только в том случае, если он имеет постоянный доход и не имеет судимости по статье, относящейся к разделу экономических. Текст статьи от 1 октября 2019, где официально была установлена процедура банкротства физлиц, говорит о том, что срок рассрочки платежа может быть увеличен до трёх лет. Сумма платежей устанавливается на собрании кредиторов.
Орест имущества Должник, не имеющий постоянных доходов, лишается имущества, которое имеет действительную ценность. Но, в таком случае есть риск потерять большую сумму на торгах, ведь реальная стоимость часто отличается от оценки. Средства, которые удалось выручить с торгов, переводятся на счёт займодателя.
Заключение соглашения Достижение договорённости в отношении уплаты долгов между кредитором и заёмщиком позволяют им придти к заключению мирового соглашения. В процедуре подписания будет принимать участие и финансовый управляющий. Если факт его присутствия не установлен, то сделка считается недействительной.

Нюансы действия закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Должники по алиментам или бывшие руководители организаций, по чьей вине был нанесён урон имуществу, не смогут полностью рассчитаться с долгом после признания их несостоятельными.

Признание банкротом физического лица отличается от аналогичной процедуры, касающейся юридических лиц. Для организаций процесс будет длиться намного дольше.

Для начала проводится анализ финансового положения заёмщика, после чего начинается процесс обеспечения сохранности имущества организации, который может продлиться до 1 года. Далее последует ещё более длительная процедура – , которая может продлиться и 2 года.

Относительно физических лиц этот процесс займёт не более 6-9 месяцев. Гражданин, признанный несостоятельным не имеет права занимать руководящие должности на протяжении трёх лет после установления ему такого статуса.

Фиктивные банкроты, желающие получить выгоду от этой процедуры, несут уголовную ответственность с заключением до 6-ти лет

Оформление заявления

Правильно составленное заявление обеспечивает для истца возбуждение дела в максимально короткие сроки.

Но для предотвращения отказа в возбуждении стоит подробнее рассмотреть, кто же может быть инициатором присвоения банкротства и на каких условиях:

  • Физлицо, предоставившее в суд документы, подтверждающие использование им всех возможных способов получения отсрочки, реструктуризации долга. Также должник должен был осведомлять кредитора о своём положении, что также должно быть документально подтверждено и предоставлено в суд.
  • Индивидуальный предприниматель, рассматривающийся как физлицо.
  • Организации, выступающие в качестве кредитора. В этом случае они также должны предоставить весь пакет документов, что и заемщик для рассмотрения в арбитраже.

Важные замечания

Факт установления банкротства в отношении физических лиц может быть установлен не более одного раза в пять лет. Принятие статуса банкрота в отношении физических лиц — крайняя мера. Только тот человек, который действительно нуждается в исправлении своей жизненной ситуации, должен обращаться в суд за получением такого статуса.

Если постоянного дохода больше нет, а расходы постоянно увеличиваются, если потеряно жильё в результате пожара или развода, если нет больше физической возможности работать и зарабатывать – тогда целесообразно принять такой статус. Банкротство ограничивает права – выезд за рубеж становится невозможным.

Также кредитная история банкрота навсегда будет запятнана и ни один из банков, скорее всего, не одобрит заём, даже на небольшую сумму.

Сравнение изменений

Изменения для закона рассматриваются и по сей день, но какие из уже действующих стали более весомыми и в чём отличие новой редакции от предыдущих?

Мера Последствия
Если ранее сумма долга для подачи заявления в суд веса не имела, то сегодня общая задолженность не должна быть ниже 500 тыс. рублей. Эта мера позволит снизить количество обратившихся, а также количество потенциальных мошенников.
Полное рассмотрение и возбуждение дел силами арбитражного суда. Увеличение уровня рассмотрения дела, снижение количества обращений, территориальная привязанность. Установление действительной необходимости внесения лица в реестр должников
Не обязательность процедуры реструктуризации. Уменьшение срока установления банкротства.
Передача арбитражному управляющему банковских карт, подлежащих далее блокировке. Возможно неисполнение этого обязательства в большинстве случаев, но процедура не обременительна. Должнику достаточно отправить ценным письмом карты арбитражному управляющему, по адресу, указанному в постановлении суда.

Принятие в отношении физического лица статуса банкрота – это дело серьезное, его отпечаток пройдёт через всю жизнь. Прежде чем должнику обратиться в арбитражный суд стоит учесть, а действительно ли были приняты все меры, по выплате долга и налаживанию отношений с кредитором.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ