Любая экономическая деятельность в современном мире - это всегда определённые риски. Отлично, если лицо, занимающееся зарабатыванием денег в этой сфере, понимает возможность финансового краха. В противном случае можно оказаться один на один с пагубными факторами рынка. Тем не менее, даже с учётом представленной особенности, экономическая деятельность всё больше становится популярной. Подобная тенденция существует благодаря высокой ликвидности этой сферы. Люди понимают, что получить большую прибыль возможно лишь в процессе непосредственного взаимодействия с рынком или его непосредственными сегментами.
Таким образом, в Российской Федерации сегодня практически ежедневно появляются новые физические лица - предприниматели. Но основная проблема заключается в тех рисках, о которых написано в самом начале статьи. На практике достаточно часто участник экономической деятельности не может удовлетворить все свои обязательства того или иного характера. Признание банкротства в этом случае - единственный путь цивилизованного решения проблемы. На сегодняшний день этот термин знают все, но многие не догадываются об истинном его смысле. Попытаемся объяснить суть категории «банкротство», а также выделить его ключевые особенности и нормативно-правовую базу.
Несостоятельность, или банкротство, можно рассматривать в нескольких ракурсах. Такой нормативный акт, как ФЗ № 127 «О несостоятельности» даёт юридическую характеристику понятия банкротства. Однако его можно также рассматривать с позиции экономики. Наиболее верная характеристика несостоятельности имеет экономико-правовые аспекты. Таким образом, учитывая теоретические предпосылки данного вопроса и его нормативную характеристику, можно сказать, что несостоятельность - это процедура, осуществляемая государственными органами, по признанию неспособности того или иного должника уплатить по всем имеющимся обязательствам в полном объёме. В данном случае, согласно нормам ФЗ № 127 «О несостоятельности», к подобным обязательствам можно отнести требования по кредитам, обязательства по уплате надлежащих государственных налогов.
Следует отметить: далеко не все знают, что направлена не только на признание неспособности должника обеспечивать свои обязательства. Чаще всего признанию полной несостоятельности предшествует процедура улучшения финансового состояния должника. В данном случае к последнему применяются различные экономико-правовые меры, что достаточно часто позволяет добиться позитивных результатов. Если применение указанных мер нецелесообразно или попросту невозможно, лицо признаётся банкротом.
Учитывая богатую мировую практику в этой сфере финансовой деятельности, следует отметить юридических лиц как основных субъектов процедуры банкротства. Однако в ряде стран существуют механизмы по признанию несостоятельными и физических лиц. В Российской Федерации на сегодняшний день в правовом поле находятся и первые, и вторые. Основным органом реализации процедуры в РФ является арбитражный суд. В правовой системе институт банкротства всецело принадлежит к предпринимательской отрасли права.
Признание того или иного субъекта банкротом - довольно трудоёмкий и крайне сложный процесс. Дабы избежать каких-либо негативных последствий для всех сторон этого процесса, законодатель издал специальный нормативный акт. С его помощью банкротство непосредственно регулируется со стороны закона. Это ФЗ № 127 «О несостоятельности». В нем подробно изложена инормация по всем основным положениям процедуры признания несостоятельности и т. д.
Законодательный акт (127-ФЗ от 26.10.2002) - это специальный юридический документ, который регламентирует признание судом юридического лица несостоятельным. Он регулирует процедуру ликвидации подобного лица и удовлетворение всех требований кредиторов. В экономике Российской Федерации ФЗ № 127 «О несостоятельности»закрепляет основы экономики России. Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Если детально проанализировать положения закона, можно выделить отдельные составляющие всей процедуры. Они являются полностью автономными. Однако их наличие свидетельствует о единой структуре всей процедуры признания несостоятельности.
Федеральный закон «О несостоятельности» описывает несколько основных процедур, применимых к должнику, с целью улучшения его финансового положения. Таким образом, чаще всего применяются следующие процедуры:
Все представленные выше стадии не имеют цели уничтожить должника. Напротив, в большей части случаев все хотят остаться при своих (кредиторы - получить свои деньги, должники - не лишиться любимого дела). Все упомянутые процедуры отличаются не только конечными целями, но и самим способом осуществления.
Каждая из указанных выше процедур во время признания юридического лица банкротом осуществляется конкретным субъектом финансовой деятельности. В этом заключается их отличие, ведь, в зависимости от специалиста, конечный результат будет варьироваться. Таким образом, наблюдение осуществляется временным управляющим, внешнее управление - внешним управляющим, конкурсное производство - конкурсным оздоровление - административным управляющим. Данная особенность полностью регламентирована 127-ФЗ «О банкротстве».
Как и все в этом мире, процесс признания банкротом также имеет свои определенные задачи. Рассмотрение дел о банкротстве осуществляется для достижения двух ключевых целей, а именно:
Конкретный выбор между этими направлениями делается непосредственно «на месте», когда известна точная судьба лица.
Чтобы детальнее разобраться в сути работы института, нужно проанализировать основные этапы его реализации. Как уже указывалось ранее, первый шаг называется наблюдением. В соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности», наблюдение - это одна из процедур банкротства, которую применяют для анализа финансового состояния должника, сохранения его собственности и т. п. Процедура имеет обязательный характер, поэтому её реализуют всегда. Это связано с большой важностью наблюдения. Ведь перед тем как принять решение о ликвидации или оздоровлении предприятия, нужно собрать достаточное количество информации финансового характера, дабы решение было обосновано фактами.
Для начала процедурного наблюдения необходимо разрешение арбитражного суда. Если оно есть, должник начинает непосредственный анализ целесообразности своей дальнейшей деятельности. Прежде всего необходимо идентифицировать абсолютно все долги, чтобы проанализировать их суть. Это осуществляется через комитет или собрание кредиторов. В некоторых случаях кредитор имеет право полностью приостановить отдельную линию деятельности в связи со взысканием денежных средств. Для реализации данного права существует такой институт, как заявление кредитора. Следует помнить, что процедурное наблюдение - это возможность выбраться из долговой ямы. Основное преимущество состоит в том, что отдельные органы должника не ликвидируются, хотя некоторые ограничения в их работе могут присутствовать.
Однако банкротство ООО или организаций иного правового типа на стадии наблюдения происходит с назначением временного управляющего. Этот субъект процесса действует самостоятельно, параллельно с «исходным» управителем компании должника. Следует отметить, что роль временного управляющего достаточно велика. По сути, когда начинается банкротство ООО или организации другого правового типа, некоторые сделки компании могут совершаться лишь с его письменного одобрения. К сделкам подобного рода можно отнести:
Таким образом, стадия наблюдения является отправной точкой для реализации процесса несостоятельности. С её помощью осуществляется дальнейший выбор дополнительных процедур.
Как уже было указано ранее, наблюдение - основная, обязательная процедура оформления несостоятельности. В таком случае финансовое оздоровление, внешнее управление, и мировое соглашение - это процедуры дополнительные. В них может возникнуть потребность в процессе признания банкротства. Однако конкретный выбор той или иной второстепенной процедуры будет полностью зависеть от выводов, сделанных на стадии наблюдения. Таким образом, дополнительные шаги реализуются исключительно после проведения анализа финансовой деятельности физического или юридического лица. Все представленные стадии содержит Федеральный закон. 127-ФЗ в последней редакции (полный текст) опубликован на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, а также в средствах массовой информации.
Итак, в данной статье мы детально рассмотрели финансово-правовой процесс банкротства, а также способы его реализации. В заключение нужно отметить, что многие механизмы осуществления этого института все ещё не приведены в тот вид, когда их можно использовать без проблем в правовом и экономическом поле. И даже последняя редакция не дает однозначных толкований процедуры. Возможно, в скором будущем юристы и экономисты совместными усилиями изобретут наиболее удачную конструкцию реализации института банкротства, что позволит проводить её правильно и грамотно, для спасения должников, а не ликвидации предприятий.
Юридические или физические лица спешат подать иск в суд для признания банкротства, чтобы им официальным путем были списаны долги. Существуют нюансы и ситуации, когда банк или суд может отказать в погашении кредита гражданину. Чтобы выяснить, когда и как лучше поступить, рекомендуется ознакомиться с Федеральным законом 127.
Закон 127 ФЗ о несостоятельности был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, а одобрен Советом Федерации 16 октября того же года. Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В 12 глав и 233 статьи. Однако он корректируется до сих пор, и существуют некоторые поправки, которые еще не вступили в силу. Этот закон регулирует процесс и способы признания лица несостоятельным, помогает гражданам определить меры по предупреждению банкротства и правоотношения между должником, который не может оплатить кредит, и кредиторами.
Многие статьи описываемого закона утратили силу и были изменены, редакция ФЗ 127 проходит до сих пор.
Часто физические лица обращаются в банк для того, чтобы им списали все долги. Но каждый гражданин должен знать, что существуют ситуации, когда финансовые организации не могут списать долг. Все эти ситуации описаны в Федеральном законе о несостоятельности и о банкротстве, в главе 10.
Банк не может списать задолженность, если:
Банкротство физических лиц происходит, если:
Процедура банкротства физического лица имеет минусы, но присутствуют и плюсы совершения подобного поступка. Последствие такого положения — если гражданин, признанный несостоятельным в суде, обращается в ближайшие пять лет в банк, то обязательно сообщает финансовой организации о своей неплатежеспособности. Минусом считается, что в течение трех лет после признания физического лица банкротом, оно не может занять место руководителя ни в одной организации или фирме. Но повторно признать банкротом гражданина могут только через пять лет после первого случая.
При прохождении судебного дела физическое лицо обязано оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Гражданин также оплачивает все почтовые расходы и услуги финансового управляющего.
При банкротстве юридических лиц иск в судебный орган может быть направлен как самостоятельно должником, так и представителем организации, выдавшей кредит или сотрудником специальных органов.
Для юридических лиц основания для признания несостоятельным отличаются:
Процедура такова:
В случае если все-таки юридическое лицо было признано банкротом, случаются определенные последствия. Из организации обязательно увольняются абсолютно все сотрудники. Со счетов списываются все денежные суммы, которые уходят кредитным организациям и на другие расходы. По постановлению суда отстраняется начальство организации. Согласно ФЗ 127, на все задолженности юридического лица при решении о банкротстве снимаются пени и проценты.
Согласно последней редакции закона о банкротстве, утратил силу 34 абзац второй статьи, статья десять, второй и третий пункты статьи 184.13, пункты шесть и десять статьи 189.23. Основным изменением, внесенным при последней поправке, проведенной 29 июля 2017 года, в ФЗ номер 266, считается то, что теперь специальные государственные органы или кредиторы имеют право взыскать с должника его собственность, имущество. О взыскании имущества в суд может направить заявление или управляющий компании, или сотрудник обанкротившейся организации, или работник специального уполномоченного органа.
При последних поправках была полностью изменена глава 3.2, в которой говорится об ответственности, которую несет руководитель лица, имеющего непогашенный долг. Произошли изменения и в первой главе, в общих положениях о работе и системе работы арбитражных судебных органов. Информация для лиц, уже читавших этот закон – произошли изменения в названиях и порядке пунктов статей, рекомендуется ознакомиться с ФЗ 127 заново.
ФЗ 127 продолжает претерпевать множество изменений. Он был создан для упорядочивания системы банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый случай банкротства имеет свои нюансы, в этом же законе описаны подробно все ситуации. Процесс признания несостоятельности трудный и очень затратный, рекомендуется для начала изучить всю законодательную часть, чтобы избежать поспешных действий и ошибок.
Скачать Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации можно
Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) регулирует действия, которые могут быть предприняты в отношении финансово несостоятельных лиц или организаций. В нем дано четкое определение банкротства, указаны возможные действующие лица и их полномочия. Также расписаны детали процедуры и проводимых в ее рамках мероприятий, определены сроки и иные условия, указаны дополнительные регулирующие документы.
Закон о несостоятельности (банкротстве) существует для того, чтобы исключить неправомерные действия в отношении должников или иных лиц, связанных с рассматриваемой процедурой. Кроме того, он предусматривает проведение различных мероприятий, призванных восстановить платежеспособность банкротов. То есть сохраняет для них возможность не только выполнить долговые обязательства, но и вернуться к нормальной деятельности в дальнейшем.
Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) определяет банкротство
как неспособность выполнения долговых обязательств. Касаемо физических лиц, подразумевается именно полная неспособность, когда даже продажа всего имущества должника не может решить проблему, поскольку его суммарная стоимость ниже суммы задолженности.
Касаемо юридических лиц, подразумевается невыполнение денежных обязательств, имевшее место (на момент рассмотрения) в течение трех месяцев (и более). Под долговыми (денежными) обязательствами в этом случае понимают не только погашение различных кредитов, но и проведение обязательных государственных платежей: налогов, сборов и пошлин. Также штрафов, если причина их наложения не была связана с проведением процедуры.
Условия, на основании которых может быть признано банкротство, оговорены ФЗ (закон о несостоятельности (банкротстве)). Обозначен порог несостоятельности и сроки, по прошествии которых может быть начата процедура. Несостоятельным может быть признан гражданин или компания (организация).
Условия признания несостоятельности и проведения процедуры могут быть различны. Например: порог банкротства для индивидуального предпринимателя ниже, чем для сельскохозяйственной организации. Самый высокий порог ФЗ (закон о несостоятельности) определяет для предприятий стратегического значения.
Осуществление производства в отношении гражданина также будет отличаться от аналогичного процесса в отношении организации. В отношении граждан не проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению. Основания для подачи заявления в обоих случаях различны.
Касаемо юридических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: юридическое лицо, не выполняющее требований кредиторов (или государства, что предусмотрено в случаях непогашения обязательных платежей) в течение трех месяцев или более длительного срока, признается несостоятельным. Но только в том случае, если суммарная задолженность превышает порог, который определяет ФЗ (127, закон о несостоятельности).
Сейчас порог банкротства для юридических лиц составляет 300 000 рублей. Исключением являются сельскохозяйственные организации: для них установлен порог в полмиллиона рублей. Стратегические предприятия могут признаваться банкротами, если их суммарная задолженность превышает миллион рублей.
Касаемо физических лиц, о несостоятельности федеральный закон гласит следующее: несостоятельным признается гражданин, неспособный полноценно удовлетворить требования кредитора. Сумма задолженности должна превышать порог в полмиллиона рублей.
Если речь идет об обязательствах перед двумя или несколькими кредиторами, сумма задолженности в каждом из случаев рассматривается отдельно. Например: если гражданин должен двум (или более) кредиторам по 450 000 рублей, он не может быть признан банкротом. Но если задолженность хотя бы перед одним из кредиторов превышает полмиллиона рублей, инициируется процедура.
Закон о несостоятельности (127-ФЗ) начнет регламентировать процессы производства (процедуры банкротства), инициируемые в отношении физических лиц, с 1 июля 2015 года. Будет ли это оправдано - пока неизвестно. Соответствующие изменения в закон о несостоятельности были внесены в 2014 году и подписаны президентом.
Процедура банкротства – комплекс принимаемых в отношении должника мер. Основной регулирующий документ – закон о несостоятельности (127-ФЗ). Началом процедуры считается подача в арбитражный суд соответствующего заявления. Если речь идет о банкротстве гражданина (физического лица), не осуществлявшего предпринимательскую деятельность, заявление должно рассматриваться судом общей юрисдикции. Возможно добровольное объявление себя банкротом (должник сам подает заявление).
Следует знать, что процедура банкротства не является способом избавления от обязательств. Это экстренная мера их выполнения. Кроме того, существует комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление платежеспособности несостоятельного лица. Вместе с тем фиктивное или преднамеренное признание себя несостоятельным наказуемо. В ходе производства может проводиться соответствующая проверка.
Помимо достаточно простых определений (должник, кредитор, денежные обязательства и т. д.), закон о несостоятельности (банкротстве) оперирует и некоторыми более сложными. Важно правильно понимать их значение - это позволит избежать различных ошибок, контролировать ход процедуры и правомерность действий тех или иных лиц самостоятельно.
Закон о несостоятельности определяет возможных участников процедуры банкротства и регулирует их деятельность. Каждый из них становится участником процедуры при определенных условиях и имеет установленные законом права и обязанности. Все это следует знать на случай возникновения необходимости защиты собственных интересов.
Прежде всего, процедуру регулирует закон о несостоятельности. Помимо него, производство по делу о банкротстве может регулироваться соответствующими постановлениями правительства. Например: в случае проведения проверки на предмет наличия признаков ложного (фиктивного) или преднамеренного банкротства. А также в том случае, если кредитором выступает государство.
То же относится к мерам по финансовому оздоровлению и к деятельности арбитражных управляющих: для их регулирования существуют соответствующие постановления. Но они лишь дополняют закон о несостоятельности, не противореча ему. Международные соглашения также могут быть регламентирующими документами (в требующих того случаях).
В процедуру банкротства могут входить реабилитационные мероприятия (кроме случаев, в которых их проведение невозможно). Их предназначение – восстановить платежеспособность должника, чтобы он мог в полной мере удовлетворить требования кредиторов. В ряде случаев они могут предотвратить банкротство и сохранить возможность возрождения и развития в будущем.
Реабилитационные мероприятия регулирует закон о несостоятельности и соответствующие постановления (если это предусмотрено). Проводятся они внешними или административными управляющими, назначаемыми самоуправляемой организацией арбитражных управляющих. В отдельных случаях – иными лицами, согласно закону. Инициатором проведения может выступать любая из сторон.
Мероприятия по финансовому оздоровлению юридических лиц проводятся уполномоченными лицами. Ходатайствовать об их проведении может любая из сторон (в установленном порядке). Детали таких мероприятий зависят от многих аспектов ситуации. От действий самого должника – в том числе.
В рамках санации или внешнего управления могут быть закрыты неэффективные производства, оптимизирована структура компании или предприятия. Может начаться использование более эффективных схем управления капиталом. Грамотность действий по финансовому оздоровлению позволяет добиться не только полноценного удовлетворения требований кредиторов, но и сохранения бизнеса.
В отношении физических лиц проведение обычных процедур финансового оздоровления невозможно. Однако могут быть приняты меры по реструктуризации долга. Они могут создать для должника приемлемый план погашения задолженности и помочь избежать несостоятельности. А также реализации имущества должника, которая будет неизбежной при наступлении банкротства.
Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.
Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :
Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.
127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.
Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :
Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.
Он устанавливает :
Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :
Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.
Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :
Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :
Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.
Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.
Сам процесс делится на несколько этапов:
Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.
На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.
Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.
Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:
Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.
Банкротство граждан состоит из 2 процедур:
Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.
Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.
Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:
Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.
Нововведения касались :
В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.
За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.
Неспособность должника оплачивать свои долги перед кредиторами в установленный срок, невозможность оплачивать бюджетные требования и вносить платежи во внебюджетные фонды определяется сегодня понятием банкротства или несостоятельностью.
Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность или юридическое лицо, могут быть признаны банкротами постановлением арбитражного суда, после получения заявления от организации или кредитора. Не могут быть признанными банкротами казённые организации, пенсионный или благотворительный фонд.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В 2012 году законодательным собранием был разработан закон, который позволял устанавливать факт банкротства в отношении физических лиц. В силу закон вступил только в 2019 году, и до сих пор происходят изменения в его содержании.
Но почему от принятия закона до вступления в силу прошло столько времени? Госдумой было произведено несколько исследований и опросов, на основании которых удалось установить, что более 90% российских граждан не готовы к возможному признанию себя банкротами.
Люди боялись потерять своё имущество от сотрудничества с заимодателями, которые сначала привлекают клиентов своими кредитными продуктами, а после желают принять закон, обременяющий их положение.
Неудобства, после принятия этого закона, возникли и у банков. Снижение спроса на кредиты среди населения вынуждали банки давать займы и тем, чья платёжеспособность была на низком уровне, а именно студентам, безработным и пенсионерам.
Перенесение принятия закона было положительно оценено юристами.
Они выделяют предположительные последствия, вытекающие после принятия данного закона:
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает ряд основных положений в своём содержании:
Доходы, полученные заёмщиком на протяжение последующего за получением несостоятельности года, будут списываться в счёт погашения долга
Признание или несостоятельным несёт за собой множество , которые должник и кредитные организации должны знать.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 облегчил не только положение банков, не вынуждая их ожидать долгий срок, а после обращаться к коллекторам, но и положение заёмщиков.
Сегодня, деятельность коллекторов только начинает ограничиваться законодательством, а до недавнего времени они не контролировались никем и были способны угрожать, оказывать психологическое давление, осуществлять звонки в ночное время, распространять информацию о должнике публично, и предоставлять множество других неудобств человеку.
относительно юридических лиц и коммерческих организаций законно устанавливает право судебными приставами изымать их имущество, после установления факта несостоятельности, в счёт погашения задолженности. Ни банк, выдававший заём, ни коллекторские агентства такого права не имеют.
Кризисное состояние наблюдается не только в отношении государственного финансового положения, но и в отношении физических и юридических лиц. Многие из них усугубляют своё положение, получая новые кредиты для погашения старых. Такое положение стало поводом для вступления закона в силу.
В отношении уже действующего закона постоянно вводятся поправки и изменения, с целью увеличения эффективности. До 2019 года закон действовал только в отношении предприятий или юридических лиц.
Дата издания, внесения изменений, основные положения | Внесённые поправки |
1992 год | Первое издание закона. Защита должника и займодателя от неправомерных действий в отношении друг друга. |
1998 год | Предоставление льготных условий (оздоровление бизнеса, возмещение требований кредитора); разделение хоз. деятельности юридического лица с применением обособленных мер; установление размера задолженности на уровне 500 МРОТ. Установление арбитражного суда, в качестве выносящего приговор. Физические лица могут быть признаны неплатёжеспособными. |
2002, 2019 год | Действие этого издания 127-ФЗ актуально до сих пор. В отношении юридических лиц устанавливается величина МРОТ, равная 100 рублей . Создаются мероприятия, направленные на предотвращение несостоятельности юрлиц. |
2016 год | Рассмотрение юрлиц на присвоение статуса банкрота, только при наличии задолженности более 300 тысяч рублей . Кредиторы приобретают дополнительные права по возбуждению дела. Установлены размеры компенсационного фонда и размера взноса вносимого в СРО. |
Физические лица, в качестве заёмщиков, с присвоением статуса банкрота получают не только освобождение или временную отсрочку от выплаты долгов, но и ряд неудобств.
Во-первых, инициатором присвоения статуса может быть не только должник, но и кредитор или налоговый орган. Имущество несостоятельного заёмщика продаётся на аукционах.
Если его стоимость не превышает 300 тысяч рублей , то решение о продаже остается за кредитором. В том случае, если сумма больше, то оно может быть продано только на открытые торги, в определённых кругах учреждений, находящихся в списке Российского фонда федерального имущества.
Изъятию не подлежат единственное жильё должника и его семьи или участок земли, личные вещи и бытовые приборы, стоимость которых определена на уровне меньше 30 тысяч рублей.
Предметы роскоши, к примеру, второе жильё или вторая машина будут оценены арбитражными управляющими и отправлены на торги.
Во-вторых. Замена судебных приставов, на арбитражных управляющих – специалистов, более точно ориентированных на проведение процедуры банкротства. Их работу должен оплатить должник, конечно, это неудобно – размер долга только увеличивается.
Но есть у этой процедуры и весомое преимущество для должника. После того, как заёмщик был признан несостоятельным, всё его имущество изъято, и долги перед кредиторами оплачены – он свободен от долгов перед займодателями.
Процесс принятия к должнику определения банкрот не является длительным. Все действия в отношении процесса ложатся на плечи арбитражных управляющих.
от лица заёмщика или кредитора | Инициатором могут быть обе стороны. После того, как суд установил факт несостоятельности физического или юридического лица применяются меры по возмещению суммы долга кредитору. |
С учётом возможностей должника устанавливается новый график выплаты долга, но только в том случае, если он имеет постоянный доход и не имеет судимости по статье, относящейся к разделу экономических. Текст статьи от 1 октября 2019, где официально была установлена процедура банкротства физлиц, говорит о том, что срок рассрочки платежа может быть увеличен до трёх лет. Сумма платежей устанавливается на собрании кредиторов. | |
Орест имущества | Должник, не имеющий постоянных доходов, лишается имущества, которое имеет действительную ценность. Но, в таком случае есть риск потерять большую сумму на торгах, ведь реальная стоимость часто отличается от оценки. Средства, которые удалось выручить с торгов, переводятся на счёт займодателя. |
Заключение соглашения | Достижение договорённости в отношении уплаты долгов между кредитором и заёмщиком позволяют им придти к заключению мирового соглашения. В процедуре подписания будет принимать участие и финансовый управляющий. Если факт его присутствия не установлен, то сделка считается недействительной. |
Должники по алиментам или бывшие руководители организаций, по чьей вине был нанесён урон имуществу, не смогут полностью рассчитаться с долгом после признания их несостоятельными.
Признание банкротом физического лица отличается от аналогичной процедуры, касающейся юридических лиц. Для организаций процесс будет длиться намного дольше.
Для начала проводится анализ финансового положения заёмщика, после чего начинается процесс обеспечения сохранности имущества организации, который может продлиться до 1 года. Далее последует ещё более длительная процедура – , которая может продлиться и 2 года.
Относительно физических лиц этот процесс займёт не более 6-9 месяцев. Гражданин, признанный несостоятельным не имеет права занимать руководящие должности на протяжении трёх лет после установления ему такого статуса.
Фиктивные банкроты, желающие получить выгоду от этой процедуры, несут уголовную ответственность с заключением до 6-ти лет
Правильно составленное заявление обеспечивает для истца возбуждение дела в максимально короткие сроки.
Но для предотвращения отказа в возбуждении стоит подробнее рассмотреть, кто же может быть инициатором присвоения банкротства и на каких условиях:
Факт установления банкротства в отношении физических лиц может быть установлен не более одного раза в пять лет. Принятие статуса банкрота в отношении физических лиц — крайняя мера. Только тот человек, который действительно нуждается в исправлении своей жизненной ситуации, должен обращаться в суд за получением такого статуса.
Если постоянного дохода больше нет, а расходы постоянно увеличиваются, если потеряно жильё в результате пожара или развода, если нет больше физической возможности работать и зарабатывать – тогда целесообразно принять такой статус. Банкротство ограничивает права – выезд за рубеж становится невозможным.
Также кредитная история банкрота навсегда будет запятнана и ни один из банков, скорее всего, не одобрит заём, даже на небольшую сумму.
Изменения для закона рассматриваются и по сей день, но какие из уже действующих стали более весомыми и в чём отличие новой редакции от предыдущих?
Мера | Последствия |
Если ранее сумма долга для подачи заявления в суд веса не имела, то сегодня общая задолженность не должна быть ниже 500 тыс. рублей. | Эта мера позволит снизить количество обратившихся, а также количество потенциальных мошенников. |
Полное рассмотрение и возбуждение дел силами арбитражного суда. | Увеличение уровня рассмотрения дела, снижение количества обращений, территориальная привязанность. Установление действительной необходимости внесения лица в реестр должников |
Не обязательность процедуры реструктуризации. | Уменьшение срока установления банкротства. |
Передача арбитражному управляющему банковских карт, подлежащих далее блокировке. | Возможно неисполнение этого обязательства в большинстве случаев, но процедура не обременительна. Должнику достаточно отправить ценным письмом карты арбитражному управляющему, по адресу, указанному в постановлении суда. |
Принятие в отношении физического лица статуса банкрота – это дело серьезное, его отпечаток пройдёт через всю жизнь. Прежде чем должнику обратиться в арбитражный суд стоит учесть, а действительно ли были приняты все меры, по выплате долга и налаживанию отношений с кредитором.
Тематические материалы:Обновлено: 29.04.2019103583Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter