Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Урок № 19

Типы права

Типом права формационный и цивилизационный.

Исторический тип права -

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право -

казусов,

Феодальное право

Феодальное право

партикуляризм,

Буржуазное право

Буржуазное право

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право

Африканская правовая семья

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространенные на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

После колонизации Африки в XIX в. здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская - во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская - в Конго, португальская - в Анголе и Мозамбике, английская - в колониях Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причем обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Та же тенденция к вытеснению обычного права сохранилась и после завоевания африканскими государствами независимости. Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется “правовой многослойностью”, причем достаточно большое влияние на развитие африканских национальных правовых систем оказывают нормы международного права.

Словарь занятия

Каноническое право - право христианской церкви. Манориальное право - совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.

Система формальных доказательств - порядок судопроизводства, при котором ценность каждого доказательства определена законом и зависит от социального положения и вероисповедания свидетеля.

Архаичный - древний.

Метрополия - страна, имеющая колонии.

Шариат - предписания верующим мусульманам о том, что они должны и чего не должны делать.

Вопросы и задания

1. Что такое тип права? Какие существуют подходы к типологии права, в чем их отличие?

2. Охарактеризуйте рабовладельческий тип права. В чем состоит основное отличие древневосточной модели права от античной?

3. Что такое казуистичность нормы права? Как вы думаете, почему нормы рабовладельческого права в основном носили казуистический характер?

4. Почему своего наивысшего развития рабовладельческое право достигло именно в Древнем Риме?

5. В чем причина юридического партикуляризма, который был характерен для феодального права? Какие еще черты были присущи феодальному праву?

6. В чем заключаются отличия буржуазного права от иных исторических типов права?

7. Перечислите основные источники права романо-германской правовой семьи и опишите их иерархию.

8. Какую роль играет судебная практика в странах романо-германской правовой семьи?

9. Чем прецедентное право в Англии отличалось от права справедливости и от статутного права?

10. Чем обусловлены и в чем проявляются особенности англосаксонской правовой семьи?

11. Объясните, почему именно доктрина, а не нормативные акты, стала ведущим источником в мусульманском праве?

12. Арабский ученый Аш-Шафин создал учение о четырех корнях мусульманского права. Первый - это Коран, второй - это Сунна. Назовите третий и четвертый корни.

13. Сравните романо-германскую и социалистическую правовые семьи.

Урок № 19

ТЕМА: ТИПЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ

Типы права

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

§1. Понятие правовой системы. Соотношение понятий «система права» и «правовая система»

Во всех, существовавших в истории и существующих в современном мире государствах складываются, действуют и развиваются национальные системы права. Кроме того, национальные системы права интегрированы в систему международного права и подвергаются за счет его воздействия определенной унификации.

Система – это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Система права – это внутреннее строение объективного права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма, субинститут права, институт права, подотрасль права, отрасль права, комплексная отрасль права). Система права, касается только самого права, его строения.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия – «система права» и «правовая система».

Последовательное разграничение понятий «правовая система» и «система права» осуществилось в отечественной науке достаточно недавно, а именно в 1982 г. Как раз тогда М.И. Пискотин указал на то, что «помимо понятия «система права» в литературе иногда употребляется понятие «правовая система». Если первое отражает главным образом внутреннее строение права, то второе – его место в ряду других общественных явлений наряду с экономической, политической и иными системами».

Введение данной категории обуславливается необходимостью, которая бы позволила анализировать и оценивать правовую действительность в целостном виде, а не только её отдельные элементы. Таким образом, категория «правовая система» дает возможность выйти на более высокий уровень обобщения и абстракции.

Система права характеризует само позитивное право как систему, а правовая система включает в себя помимо позитивного права и все другие правовые явления общества.

Правовая система является вместилищем, сосредоточением разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве.

Для социальной и функциональной характеристики правовой системы право обладает решающим значением. Право интегрирует, скрепляет её, однако не сливается с ней.

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государствами) и используемый ими для достижения своих целей.

Предложенные определения представляют собой одну из попыток подойти к проблеме понимания права через интегративные процессы. Данная формулировка содержит как признаки естественно-правовой и социологической, так и этатической правовой традиции (нормативизма). Именно различные особенности правопонимания в различных странах предопределяют необходимость синтеза категории права.

Каждое государство имеет собственную правовую систему. Правовая система отдельно взятого государства называется национальной правовой системой. Каждая национальная система обладает своими оригинальными чертами, так как в ней отражаются культурные, политические, социально-экономические, исторические особенности общества. При этом можно выделить группы правовых систем, которые обладают определенными общими чертами. Такие группы именуются правовыми семьями. Единых критериев для их выделения нет.

Считаем необходимым учесть те постулаты, которые лишь перечислил в своей работе известный компаративист Рене Давид, но которые не нашли достаточного отражения в его совместном труде с Камиллой Жофре-Спинози.

1. Нормы права. Субъекты и средства, используемы для их создания, толкования и оценки.

Правовое предписание, будь то правило поведения, установление, веление, обязанность, запрет, цель, задача, принцип или дефиниция, чаще всего отождествляется с текстом правовой нормы.

Правовой текст – план дальнейших взаимоотношений субъектов. Для того чтобы этот план воплотился в жизнь, необходимо, прежде всего, понимание субъектами общественного отношения смысла текста, а при необходимости, объяснения (толкования, разъяснения) его другим субъектам и третьим лицам. В результате понимания и толкования правовой текст, получивший, в том числе, аксикологическую (с точки зрения установок общества) характеристику, становится нормативным правилом поведения.

Вместе с тем, очевидно, что в любом государстве существуют юридические нормы не привязанные к конкретным формально определенным текстам.

Важно понимать структурную взаимосвязь норм, термины которыми они оперируют, способы, которыми пользуются для фиксации норм и их согласования друг с другом.

2. Источники права. Явление права, как и форма права, есть определенное внешнее выражение права, его реальная данность вообще и непосредственно для тех, на кого оно распространяется. При этом если форма права включает в себя в основном статическую характеристику внешнего проявления права, то сущность выражает и динамику, т. е. действие права. Так, к формам права относятся в основном письменные документы, в которых оно содержится. Это – нормативные правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи, религиозные тексты и др.

Явление права также включает в себя все формы права, поскольку оно проявляется в этих формах. Одновременно сущность права проявляется и в реальной деятельности судебных и иных правоприменительных органов государственной власти. Судебное решение, приговор, постановление, акты правительства, министерств, ведомств, других властных государствыенных органов, обязательное, в том числе принудительное исполнение перечисленных велений применительно к юридическим и физическим лицам, в отношении которых они приняты, представляют собой реальное явление права.

3. Структура права. Влияние цивилизационных аспектов на специфику правовых систем.

В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. С одной стороны цивилизация связана с преемственностью в жизни общества, наличием культурных традиций в широком смысле. С другой стороны – это локальная культура, специфическое крупномасштабное общество, присущее ему своеобразие экономической, социальной и духовной жизни, его основополагающие ценности и принципы, его самобытность. Цивилизация, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в религиях, системах морали и права. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.

Целесообразно выделить несколько макропластов цивилизационного процесса, одновременно являющихся сферами правовового регулирования: среду обитания – окружающую человека среду, обусловленную совокупностью факторов способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека; этнические процессы; производительные силы, производство материальных благ; производственные отношения; социальная структура общества (касты, кланы, сословия, классы); институты власти и управления; религиозные ценности, менталитет; взаимодействие локальных цивилизаций.

Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них и немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же как наш язык на нашу манеру размышлять.

Наряду с цивилизационными особенностями стран, необходимо учитывать тенденции интернационализации, распространение единых образцов и моделей поведения и постоянно идущий процесс развития мира.

В результате взаимодействия и взаимопроникновения в нацио­нальной правовой системе образуются относительно самостоятельные правовые массивы. Совокупность международно-правовых норм, дей­ствующих на территории той или иной страны, можно признать правовой подсистемой. С.Ю. Марочкин предлагает дефиницию пра­вовой системы как «комплекса всех явлений правовой действительности – не только внутригосударственных, но и связанных с междуна­родным правом».

4. Тип общества, которое предполагается построить при помощи права.

Пространство типов обществ не может быть задано единственным измерением. Среди факторов, конституирующих социальные типы, невозможно обнаружить главный, решающий, который позволил бы абстрагироваться от всех остальных. Уже Вебер показал, что ни экономика, ни политика или религия по отдельности, односторонне не обусловливают состояния общества. Если, однако, взять в качестве измерений искомого пространства все огромное и очевидное разнообразие детерминант социальности, то такое многомерное пространство окажется бесполезным: в необозримом множестве его ячеек типология вообще исчезает и заменяется, как это и происходит в штудиях культурантропологов, феноменологическим описанием уникумов. В методологии науки хорошо известно, что абстрактные пространства должны быть и достаточно богаты, чтобы вместить в себя разнообразие реальности, и в то же время предельно бедны, лаконичны – чтобы его поле было бы обозримым, а количество ячеек минимальным. Иными словами, число измерений пространства, как говорят логики, должно быть необходимым и достаточным.

5. Место права в рамках конкретного социального строя.

Социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности. Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное).

§2. Семьи правовых систем.

Выделяется разное количество классификационных групп. Самой популярной является классификация Давида Рене, который является одним из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания. Он выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права, семью социалистического права. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».

А.Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско–ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих история правовых систем, систему источников права, ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным в определении их особенностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовые системы социалистических государств стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного единичного. Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. С прагматической позиции в современном мире выделяются три главные группы правовых систем, образующих три семьи: романо-германскую или семью континентального права, англо-американскую или семью общего права, семью социалистического права. В каждой из этих правовых семей имеется немало подвигов. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют и иные правовые системы, которые с высокой мерой условности в юридической литературе объединяют в семью религиозно-традиционного права.

§3. Романо-германская семья правовых систем

Романо-германская традиция является старейшей и наиболее влиятельной в мире. Она берет свое начало в римском праве. Семья романо-германских правовых систем окончательно сложилась в результате усилий западноевропейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII в., на базе кодекса императора Юстиниана общую для всей Западной Европы юридическую науку, приспособленную к современным условиям.

Римское право, дополненное каноническим и местным обычным правом, стало основой формирования правовых систем в государствах романо-германской правовой семьи. Романо-германская правовая семья объединяет главным образом правовые системы стран континентальной Европы, это Австрия, Бельгия, Германия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Швейцария и некоторые другие страны. К этой группе государств относится и Российская Федерация. В то же время немало государств, правовые системы которых можно отнести к романо-германской правовой семье, расположено в других частях света (например, это государства большей части Африки, почти все страны Латинской Америки, многие страны Ближнего Востока). Название данной правовой семьи сложилось из признания в ее формировании заслуг как римского права, так и германской правовой науки.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый обший характер, является в основном доктринальным, но, тем не менее, остается важной характеристикой структуры романо-германского права. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

В странах романо-германской семьи правовых систем существенное внимание уделяется анализу юридической силы нормативных правовых актов, принятых государственными органами (должностными лицами) различного уровня. Акты вышестоящих органов, принятые в пределах их компетенции, обладают большей юридической силой, чем акты нижестоящих государственных органов (должностных лиц).

В континентальных системах права, к каковым принадлежит и правовая система России, особое значение имеет верховенство Конституции как Основного Закона (режим конституционной законности).

В системе правовых ценностей и идеалов на одно из первых мест наряду с уважением прав и свобод человека и гражданина выдвигается также отношение к конституции как основному (высшему) закону в государстве, отражающему основные правовые принципы, закономерности и достижения прогресса. Конституция в силу специфических юридических свойств (верховенство и др.) составляет основу (фундамент) всей нормативно-правовой системы государства, в качестве таковой она должна повышать в общественном правосознании свой статус в иерархии социальных и индивидуальных ценностей.

Высшая юридическая сила признается за Конституцией или Основными законами страны. Их принятие предусматривается в порядке особой законодательной процедуры, часто на референдумах. Соответствие Конституции – обязательное требование к развитию текущего законодательства. Одни государства в целях поддержания соответствия законодательства конституции устанавливают судебный контроль за конституционностью законов. В Японии, государствах Латинской Америки судья может отказаться применить закон, если сочтет его противоречащим Основному закону. Другие государства, например Австрия, Италия, Российская Федерация, ФРГ, учредили специальные суды, на которые возлагается проверка конституционности законов.

Значительное место в системе источников права в государствах романо-германской правовой семьи занимают международные договоры. Их место в иерархии правовых актов часто сопоставимо с конституционными законами.

§3. Англо-саксонская семья правовых систем

Значительное распространение получила и другая правовая семья, система общего права, включающая право Великобритании и стран, взявших за образец английское право. Особенностью формирования английского права изначально являлся дуализм: еще со Средних веков в Англии общее право применялось в Вестминстерских судах, а право справедливости (equity) в Суде лорда-канцлера (Court of Chancery). Это привело к тому, что вплоть до Первой мировой войны развитие права происходило в Великобритании гораздо медленнее, чем в прочих странах Европы, и в формах, характерных для юриспруденции времен Средневековья.

В англо-американскую правовую семью включают правовые системы государств, связанных общностью не только основных черт права, но и единством языка (английский), исторического происхождения населения (первые поселенцы на территории американского континента – английские подданные), а также отчасти политической истории. Правовой инструментарий и современная правовая практика англо-американских государств имеет существенную специфику по сравнению с аналогичными явлениями в государствах романо-германской правовой семьи.

Целесообразно сказать, что основным источником права в странах англо-саксонской семьи правовых систем является нормативно-правовой акт.

В любом государстве мира, включая государства англо-саксонской семьи правовых систем, лидирующую позицию в иерархии нормативных актов занимают законы.

Закон в сегодняшней Англии играет не меньшую роль, чем судебная практика. Тем не менее английское право остается правом судебной практики по двум причинам: во-первых, судебная практика продолжает руководить развитием права в различных, весьма важных отраслях; во-вторых, привыкнув к вековому господству судебной практики, английские юристы до сих пор не освободились от влияния традиции. Для них норма права будет подлинной лишь тогда, когда она предстанет на фоне конкретного случая и окажется необходимой для решения спора. Эта приверженность к традиции и мешает английским законам занять такое же место, как законы и кодексы на европейском континенте.

Статутное право – законы (акты парламента) и подзаконные акты (акты, изданные в порядке делегированного законодательства) наряду с прецедентным правом, хотя и уступают последнему, составляют основной круг источников права в странах англо-американской правовой семьи.

Судьи, конечно, применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, а также в той степени, какую установят суды. В Англии всегда предпочтут цитировать вместо текста закона судебные решения, применяющие этот закон. Только при наличии таких решений английский юрист будет действительно знать, что же хотел сказать закон, так как именно в этом случае норма права предстанет в обычной для него форме судебного решения.

Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

Понимание судебного прецедента как одного из основных источников права, порожденного правотворческой ролью суда, тесно связано именно с социологическим направлением в юриспруденции. Если правопонимание выходит за рамки нормативного подхода, за рамки догмы, становится понятно, что суды, применяя право, и создают его. Нормы, не применяемые в судебной практике, фактически перестают быть правом, поскольку не используются в регулировании общественных отношений.

Таким образом, современное право государств англо-американской правовой семьи представляет собой систему прецедентного права, где нормы права разрабатываются судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Решения судей не имеют заранее установленного общего характера. Возможность использования решения в дальнейшем при рассмотрении похожих споров создает правило прецедента, когда при определенных условиях правоприменитель должен следовать ранее состоявшемуся решению. Право создается решениями не всех судов, а только, как правило, судов вышестоящих инстанций.

Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное. Отрасли английского права выражены не столь четко, как в романо-германских правовых системах, и проблемам их классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссии о структурных делениях права.

Значение источника права сохраняется за обычаем, хотя его значение весьма невелико. Применение местного английского обычая является обязательным, только если обычай признается старинным (т.е. существовал до 1189 г.). Юридически обязательные обычаи действуют в торговом праве. Их действие также ограничено временем, пока обычаи не санкционированы законом или судебной практикой. В то же время обычаи, формально не приобретшие юридического значения, имеют существенное значение в области уголовного правосудия, не говоря уже об их господстве в конституционном праве Англии, английской политической жизни. В США основная сфера применения обычая в силу, главным образом, особенного долголетия федеральной конституции – это государственная организация, функционирование механизма государственной власти.

Правовая доктрина – это система идей о праве, выражающих
определённые социальные интересы и определяющих содержание и
функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на
волю и сознание субъектов права, признаваемых в качестве обязательных
официально государством путём ссылки па труды авторитетных знатоков права в нормативно-правовых актах или юридической практикой в силу их
авторитета и общепринятости.

Правовая доктрина выступает объективированным источником права во всех правовых системах мира в силу следующих причин. Во-первых,
формальная определённость правовой доктрины достигается с помощью
письменной формы выражения произведений юристов и известности неписаной доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права. Во-вторых, общеобязательность правовой доктрины вытекает из авторитетности, уважения к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе. В-третьих, реализация правовой доктрины обеспечивается государственным санкционированием в нормативно-правовых актах или судебной практике.

Значение источника, причем важнейшего по существу, хотя и вспомогательного по официальному значению, в системе англо-американского права Р. Давид и К. Жоффре-Спинози отводят доктрине и разуму, считая, что именно разум руководит поиском необходимого судебного решения, в сочетании со справедливостью обеспечивает установление правового порядка и составляет основу английского права.

§4. Религиозно-традиционная семья правовых систем

Само слово «религия» (religio) восходит к латинскому глаголу religo, что означает «связывать сзади» (например, заплетать косу или завязывать волосы узлом), «запрягать» (опять же сзади), «привязывать». Религия - это какая-то связь с тем, что находится у человека за спиной, чего он не видит.

Таких вещей, с которыми люди «связаны сзади», обычно несколько. Одна из них – Бог или боги. Другие именуются по другому - например, «род», «честь», «долг» и так далее. Все эти категории вызывают чувство зависимости.

Слово «религия» имеет и другой смысл. Основное значение его - «тщательность, старательность, добросовестность», «благочестие» или «торжественность».

Существуют типологии религий Гегеля, Гёте, Фейербаха, религиоведов М. Мюллера, К. Тиле, Н. Зёдерблома, а также современного социолога религии Р. Белла: религия духа, меры, добра или света, духовности, естественная (низшая и высшая), целесообразности, абсолютная, полуэтическая, этическая, теократическая. Большинство религий имеют свою организацию в целом и свои более мелкие организационные структуры. Порой религиозная организация совпадает с религией. В то же время религия может содержать в себе большое количество организаций с разными не подчиняющимися друг другу управленческими структурами, как-то христианство. Оно имеет направления – конфессии, такие как православие, католицизм, протестантизм. Те в свою очередь распадаются на отдельные церкви. Каждая церковь, например та или иная православная, имеет свои церковные (религиозные) организации. Но она может переживать процесс децентрализации, и от неё могут возникнуть новые религиозные православные структуры, называющие себя также церквами, но не подчиняющиеся матери-церкви. По своей организации они новые, но несущие на себе печать прежней – традиционной.

Субъективное конституционное право исповедовать ту или иную (любую) религию или не исповедовать никакой религии (атеизм) предполагает две формы его реализации – индивидуальную и совместную (коллективную).

Первая – это индивидуальное (личное) отношение человека к объекту поклонения, самостоятельная реализация религиозных убеждений. Это свобода совести – внутреннее убеждение человека иметь или не иметь религиозные взгляды. Совесть – это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу совести – гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек – религия – религиозное объединение – государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальной свободы личности.

Вторая форма – исповедание (включая пропаганду) религиозных воззрений через деятельность религиозных организаций. Данная форма связана со свободой вероисповедания и предполагает вмешательство в дела других людей. Данная форма затрагивает интересы другой общественной организации – государства. Свобода вероисповедания предполагает взаимоотношения государства и религиозных организаций, и конституционно–правовое регулирование их деятельности.

Примеры подходов к урегулированию религиозных отношений в отдельных государствах современного мира.

Государственные религии.

Закон об источниках права Ватикана (Государства-Города Ватикана) от 7 июня 1929 года (ст. 1). «Главными источниками действующего в Государстве – Городе Ватикан права являются:

a) Кодекс канонического права (Codex iuris canonici) и апостолические постановления;

b) законы, изданные для Города Ватикан Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые в установленном законом порядке компетентными властями».

В Конституции Италии особо оговариваются отношения государства и католической церкви, которые независимы и суверенны в своих сферах, их отношения регулируются Латерианскими соглашениями, а отношения государства с другими религиозными конфессиями определяются законом на основе соглашения с этими конфессиями (ст. 7, 8 Конституции Италии от 27 декабря 1947 года).

Конституция Республики Судан от июля 1998 года, несмотря на признание свободы совести (ст. 1), «Государство Судан – это страна, в которой царит расовая и культурная гармония, а также религиозная терпимость. Ислам является религией большинства населения, христианство и традиционные религии также имеют большое количество приверженцев», устанавливает Закят (налог в пользу нуждающихся мусульман). Ст. 10 Конституции гласит: «Закят представляет собой финансовые обязательства перед государством, а также сбор данных средств; использование и распоряжение данными средствами осуществляется в соответствии с законом. Передача имущества по наследству (вакф), денежные пожертвования и нравственное самоусовершенствование являются добровольными, но при этом поощряются государством в соответствии с законом. Налоги, сборы за финансовые операции и другие финансовые обязательства регулируются законом».

Конституция Султаната Оман от 6 ноября 1996 года провозглашает арабское, исламское, независимое, суверенное государство. В соответствие со ст. 2. Конституции «Государственная религия – ислам, основа правовой системы – мусульманский шариат».

Светский подход.

Конституция Португалии (Португальской Республики) от 2 апреля 1976 года (ст. 41). «Свобода церкви и религиозных общин в своей организации, деятельности и отправлении культа, свобода обучения основам религии в рамках соответствующего вероисповедания, использования для религиозной деятельности собственных средств массовой информации».

Конституция Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года (ст. 4), устанавливает беспрепятственное отправление религиозных обрядов.

Конституция Италии от 27 декабря 1947 года (ст. 8) гарантирует равную свободу перед законом всех религиозных конфессий.

Конституции Испании от 29 декабря 1978 года (ст. 16) учреждает невозможность никакой религии быть государственной.

Смешанный подход.

Конституция Княжества Андорра от 14 марта 1993 года (ст. 11) одновременно устанавливает свободу совести и статус государственной религии. « Конституция гарантирует свободу мнения, религии и культа, право каждого лица проявлять или выражать свое мнение, религию или верование.
Свобода выражения собственной религии или верования ограничена в пределах, установленных законом и требуемых для защиты безопасности, порядка, здоровья и общественной морали или основных прав и свобод другого.
Конституция гарантирует Католической Церкви свободное и публичное осуществление своей деятельности и поддержку ее особых отношений сотрудничества с Государством, основанных на андоррской традиции.
Конституция признает объединения, учреждаемые Католической Церковью, которые обладают правом юридического лица в соответствии с ее собственными нормами и полной правоспособностью, вытекающих из общего андоррского порядка».

Конституция Республики Болгарии от 12 июля 1991 года, также, одновременно устанавливает свободу совести и статус государственной религии (Ст. 13). « (1) Конституция провозглашает свободу вероисповеданий.

(2) Религиозные институты отделены от государства.

(3) Традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание.

(4) Религиозные общности и институты, а также религиозные убеждения не могут использоваться в политических целях».

Конституция Греции (Греческой Республики) от 11 июня 1975 года предусматривает особый раздел «Раздел II. Отношения Церкви и государства». В ст. 3. Конституции, в частности, учреждается: «1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.

2. Существующий в определенных районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается».

Очевидно, что различные священные писания, религиозные сочинения, тексты жизнеописаний основоположников религиозных учений выступают источниками права религиозных правовых систем.

§5. Социалистическая семья правовых систем

Социалистическая правовая система появилась в XX веке и стала активно развиваться на протяжении всего столетия. Оценка данной правовой системы исследователями является неоднозначной – от критики до полного признания. Так авторы, критично относящиеся к социалистическому праву, даже отказываются видеть в нем оригинальную систему и относят её к романо-германской правовой семье. Это связано с тем, что социалистическая правовая система имеет определенное сходство романской системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также по внешнему виду структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Однако такая оценка не помешала видным компаративистам признать данную систему. Давид Рене писал о данной проблеме так: «Пересечь границу социалистической страны – это значит попасть в новый мир с другой постановкой проблем, в мир, где такие понятия, как демократия, выборы, парламент, федерализм, профсоюзы и другие политические институты или такие юридические понятия, как собственность, договор, арбитраж, приобретают часто другой смысл. Вот почему следует выделить социалистическое право в особую семью, отличную от романо-германской».

Чтобы понять социалистический строй надо рассматривать его в свете марксистско-ленинского учения, которое является основой для многих самостоятельных учений, ставших идеологией правовой политики различных государств. Основные виды социалистических правовых идеологий:

Марксизм. В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

Марксисткое учение предполагает, что все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» в производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революционным (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

Возникновение социалистического государства и права происходит путем революции, а не эволюционно.

В развитии социалистическое государство проходит несколько этапов: диктатура пролетариата, функционирование социалистического государства, общенародное государство, коммунизм.

Государство и право станут ненужными и отомрут при появлении нового коммунистического общества, не знающего эксплуатации человека человеком.

Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционных партий. Руководящая и направляющая роль таких партий являлась главным условием для становления данной правовой системы.

При становлении новых социалистических правовых систем выявились и способы их возникновении: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание.

Маоизм – течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался, и отчасти считается до сих пор, официальной идеологией Коммунистической партии Китая, во время реформ Дэн Сяопина с 1978 года идеологические установки партии заметно поменялись. «Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой. Коммунизм как высший идеал, к которому стремятся китайские коммунисты, осуществим только на базе полного развития и высокой развитости социалистического общества. Развитие и усовершенствование социалистического строя длительный исторический процесс. Но если твердо держаться основных положений марксизма-ленинизма и идти по пути, который избран китайским народом по собственной воле и отвечает китайским реалиям, то дело социализма в Китае обязательно одержит окончательную победу»

Чучхе (чучхеизм). Политический курс Корейской Народно-Демократической Республики и правовая политика данного государства основаны на идеях «чучхе», которые предназначены для решения задач революции и социалистического строительства «самостоятельно, в соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силы». Для того чтобы «построить коммунистический рай на земле».

Идеи чучхе в самой Северной Корее нередко соотносят с «кимирсенизмом», то есть учением, созданным Ким Ир Сеном. Термин чучхе довольно сложно адекватно перевести на русский язык. Корейско-русские словари дают следующее значение: «самобытность», «основная часть». Иероглифические компоненты слова, взятые отдельно, имеют значение «хозяин» и «тело, сущность, природа» соответственно. Нам представляется, что трактовка значения термина чучхе, исходя из иероглифических компонентов, лучше передаёт его значение. Основное положение философской части идей чучхе звучит так: «человек является хозяином всего и определяет всё». Таким образом, понимание термина чучхе как «/человек/ – хозяин /всего/ сущего» не является ошибочным.

Идеи чучхе объявляются «единственными руководящими идеями» правительства КНДР, а оно, в свою очередь, – «самой передовой в мире революционной властью». Программа деятельности формулируется следующим образом: «Коммунизм есть народная власть плюс три революции. Если непременно укреплять народную власть и последовательно осуществлять три революции – идеологическую, техническую и культурную, то будет построен коммунистический рай». Весьма существенно, что из трех революций на первый план выдвигается идеологическая: «Осуществляя три революции… должно придерживаться принципа последовательного обеспечения опережающего развития идеологической революции». Итак, субъект – хозяин всего, все зависит от его решения, а оно, в свою очередь, – от уровня сознания. Отсюда логический вывод о необходимости тотальной идеологизации. Она сделала возможным оправдание режима военного коммунизма, беспредельного господства культа личности вождя, полной национальной изоляции, неоправданных претензий на обладание абсолютной истиной в вопросах мировой политики.

Кубинский социализм. Огромный авторитет Ф. Кастро среди кубинского народа и за рубежом всегда являлся одним из важнейших, стержневых факторов силы революционного процесса в этой стране, гарантом устойчивости ее государственного механизма при всех крутых поворотах на ее сложном историческом пути. История кубинского революционного движения не менее богата и продолжительна, чем история российского революционного движения. В основе идеологии кубинских революционеров лежали народно-демократические и национально-освободительные идеи Хосе Марти. Отношение к марксизму и коммунизму было довольно неоднозначным. В 1992 году из Основного Закона страны были изъяты положения о диктатуре пролетариата, классовом характере государства, демократическом централизме. Подчеркнут светский характер государства и опущено всякое упоминание об атеизме. Изъято положение о марксизме-ленинизме как официальной идеологии.

Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, после распада Советского союза и других социалистических государств произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое исчезновение его дало повод считать его не более чем историческим памятником. Некоторые ученые-юристы, оценивая её в критическом плане, заговорили о распространении на территорию бывшего СССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего романо-германской семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, частности славянской. Следует также отметить, что в России многие нормы социалистического права были признаны и сохраняют силу до сих пор при соответствии их Конституции. В ряде стран действуют социалистические конституции и законы.

«Поспешная перемена в оценках» проявилась в одних случаях в том, что социалистическую правовую систему, понимаемую в контексте лишь входящих в неё правовых норм, стали рассматривать как и полностью исчерпавшую себя и превратившуюся из «целостной правовой системы» в некий «правовой анклав».

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «правовая система».

2. Как различаются понятия «правовая система» и «система права»?

3. Что такое семьи правовых систем?

4. Какие семьи правовых систем выделяются в современной науке теории государства и права?

5. Какова специфика романно-германской семьи правовых систем?

6. Какова специфика англо-саксонской семьи правовых систем?

Какова специфика религиозно-традиционной семьи правовых систем?

Общая теория права: Учебник/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1996. с. 380

Хропанюк В.Н. Теория государства и права/Под ред. В.Г. Стрекозова, 1996. с. 290

Азми Д.М. К вопросу об уровневой градации правовых систем // Адвокат. 2010. N 3. С. 23 – 28.

Пискотин М. И. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. N 8. С. 68.

Пьянов Н. Консультации по теории государства и права. Иркутск. 2006. С. 522

Карбонье Ж. Юридическая социология/ Пер. с фр. М., 1986 С. 276-277, 197.

Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987, С.31.

Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / Под ред. Корельского В. М., Перевалова В. Д. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – с. 483.

Нозикова О. Г. Правовой текст как официальный интерпретационный акт. // Право и политика. – № 10. – 2007. – с. 109.

Васильев А. В. «Источники и формы права» как научная категория. / / Источники права: проблемы теории и практики. Материалы конференции. – М.: РАП, 2008. – с. 44 -45.

Давид Р. Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. Отношения, 1999. – с. 20 – 21.

Марочкин СЮ. Действие норм международного права в правовой сис­теме Российской Федерации. Екатеринбург, 1998. С. 431.

Гражданское общество: идея, наследие социализма и современная украинская реальность. Коллективная монография / Под ред. Кононова И. Ф. – Луганск: Альма матер, 2002. С. 11.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988 С. 37-48

Саидов А. Х. Типология и классификация правовых систем современности // Правоведение. – 1985 . – № 2 . – С. 56.


Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. Сетевая версия. – М.: КонсультантПлюс – Технология 3000, 1990. – Режим доступа: Компьютер. Сеть ИЮИ (ф) АГП РФ, свободный.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. – с. 157 -158.

Зорькин В. Д. Верховенство права и встреча цивилизаций // Журнал конституционного правосудия, 2008, N 1

Витрук Н.В. Развитие конституционализма в Российской Федерации (в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации) // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства: Сб. ст. Ч. I. Томск, 1999. С. 3 – 22.

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 541 с.

Лярская Н.С. Правовые системы и экономика: сравнение англосаксонского и романо-германского права // Журнал "Экономическая теория преступлений и наказаний" №6 //
Экономическая теория права. – http://corruption.rsuh.ru/magazine/6/n6-13.html

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 542 с.

Матинян М.А. Специфика системы источников английского права // Общество и право. 2009. N 4. С. 276 – 277.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1976. С. 301.

Мкртумян А.Ю. Судебный прецедент как источник права: сравнение нормативного и социологического подходов. // История государства и права, – 2009, – N 3. – с. 11.

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 542 с.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. – с. 247 -248.

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 542 с.

Васильев, Антон Александрович Правовая доктрина как источник права:историко-теоретические вопросы: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.01 Барнаул, 2007 192 с., Библиогр.: с. 179-192 РГБ ОД, 61:07-12/1927

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 542 с.

Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Знание, 1983. С. 620.

Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М.: Юриспруденция, 2007. 60с.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.С. 120.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2004 , С. 215

Устав Коммунистической партии Китая /Синьхуа, Пекин, 25 октября 2007 года – http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2007-10/25/content_512150.htm

Мухаммад Аль Мисури. Кимирсенизм. Теория и практика. Пхеньян, 1978.- с.17.

Ким Чен Ир. Чучхе сасан-е тэхаё (Об идеях чучхе). Пхеньян, – 1982. – с. 9.

Курбанов С.О. Элементы традиционной дальневосточной общественной мысли в северокорейских идеях чучхе в 1980-е – 1990-е гг. //Восточная Азия -Санкт-Петербург – Европа: межцивилизационные контакты и перспективы экономического сотрудничества" 2-6 октября 2000 г.

Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. – http://www.philosophy.ru /library/asiatica/step/00/0.html

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 125.

Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М. 2008.С. 301.

Страница 1 из 2

1. Понятие и типы права

При формационном подходе следует исходить из того по­ложения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабо­владельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Характерная его черта - открытое закрепление неравен­ства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относитель­но своего "говорящего" орудия, была разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полно­стью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собствен­ностью его владельца.

Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме - плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.

В рабовладельческом праве открыто признавался и обес­печивался принцип неравенства мужчины и женщины, господ­ства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в об­щественной жизни.

Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Ох­рана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (дос­таточно сослаться на кодекс Наполеона).

С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого об­щества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный преце­дент. Рабовладельческому государству было известно правотвор­чество в форме издания общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.

Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естествен­ное право - право, установленное самой природой; право наро­дов, по которому аргументировалось рабство во всех его фор­мах.

Цивильное право по чисто формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное - отдель­ных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жре­цов, государственные должности; частное делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

В отдельных странах исторически первым возникает фео­дальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию.

Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщен­ности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.

Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность - это непосредственные отношения господ­ства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников.

Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. На­пример, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судеб­нике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось как результат правотворче­ской деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.

Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной част­ной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Под правовой системой (семьей) понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структу­ры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, пра­воприменения, понятийно-категориального аппарата юридичес­кой науки, методов и способов развития.

Выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская (континентальная, законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции (от лат. - принятие, адаптация) римского права Средневековой Европой благодаря деятельности итальянских и германских университетов.

Основной источник права – нормативно-правовой акт. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции и кодифицированных актов: кодексов, уставов, основ (например, Гражданский кодекс Франции, Германское гражданское уложение и т.д. ). Существует развитая система подзаконных актов, определенную роль играет правовая доктрина. Значение правовых обычаев и прецедентов относительно невелико.

Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. Также существует деление на материальное и процессуальное право при исходящей роли первого.

В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Важнейшую роль законодательные органы, имеющие монополию на законотворчество. Возможны референдумы (всенародные голосования). Судьи не создают, а только применяют нормы права.

Распространено в странах Европы, кроме Великобритании, во многих странах Латинской Америки, в Японии, Китае, части африканских стран и т.д.

2. Англосаксонская правовая семья (прецедентная, общая). Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д.

Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основой формирования данной системы стала деятельность английских королевских судов (общее право) и суда канцлера (право справедливости).


Характерна развитая правовая идеология и научная доктрина. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Суд играет ведущую роль, по сути, он творит право, т.е. суд не применяет, а создает нормы права, опираясь на решения вышестоящих судов или равных судов (прецеденты). Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. Важную роль при формировании прецедентов играет правовой обычай. Определенное значение имеют законы и подзаконные акты, но их значение относительно не велико (например, в США во всех 50 штатах есть уголовные кодексы и в половине из них - гражданские процессуальные кодексы, но они остаются вспомогательными в отношении прецедентов ).

В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Процессуальные нормы являются ведущими относительно материальных, что придает всему праву характер публичности. Отсутствует строгое деление права на отрасли.

Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

3. Религиозные правовые семьи. Это, прежде всего, мусульманская, индусская, иудейская и буддистская правовые системы.

Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае, они не подпадают под наше определение права.

В религиознообщинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Мусульманское право наиболее распространено (более 1 млрд. верующих). Страны мусульманского права образуют одну из закрытых правовых систем. Она сложилась с возникновением и распространением ислама. Регулирует отношения только между мусульманами, а невыполнение его норм является одновременно грехом и преступлением.

Источниками мусульманского праваявляются Коран, Сунна и Иджма, кияс. Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка; это сборник нормтрадиций, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - это комментарии ислама, созданные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в Иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Кияс своеобразный сборник прецедентов мусульманского права.

Государство должно охранять нормы исламского права от нарушения.

Вместе с тем мусульманское право не отрицает адат, т.е. обычное право. В настоящее время все большую роль играют нормативные правовые акты, особенно в Турции, Египте, Сирии, Тунисе и т.п. Это стало следствием западного влияния.

Существует два вида судов : одни судят на основе шариата (судопроизводство осуществляют выборные лица – кади ), другие – законов и обычаев. При рассмотрении дела судья никогда не обращается прямо к Корану и сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.

Внутренняя структура права только формируется, и в настоящее время отсутствует деление права на частное и публичное, только намечается выделение отдельных отраслей права. При этом нельзя смешивать два понятия – мусульманское право и право мусульманских стран.

В чистом виде мусульманское право существует в немногих государствах (прежде всего, Иран ) и проявляется преимущественно в семейном и наследственном праве.

4. Патриархальные (традиционные) правовые семьи. Свойственны некоторым странам Африки, Индокитая и Океании.

Для этих систем характерна существенная роль обычаев и традиций , но все большее влияние приобретает закон.

Основными источниками права являются обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Они сохраняют важную роль в регулировании земельных, семейных, наследственных и ряда других отношений.

Деятельность судов рассчитана на примирение сторон, восстановление согласия внутри группы или сообщества.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ