Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 ; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со );

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 , или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11-1 части 12 , или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ; от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ)

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Большая часть населения России не знает законов и правил, касающихся возведения домов, и других норм, относящихся к градостроительной сфере. Кроме того, эти люди считают, что, имея землю в собственности, они вправе возводить на ней любые строения, какие захотят. Это мнение ошибочно. Такие постройки признают незаконными, а самого собственника привлекут к ответственности. Поэтому при желании что-либо возвести на своей земле необходимо получить соответствующее разрешение.

Что такое разрешение на строительство по ГрК РФ

Согласно нормам Градостроительного кодекса, строительное разрешение - это документ, подтверждающий соответствие документации, представленной в форме проекта, следующим нормам, установленным:

  • регламентом градостроительной деятельности;
  • проектом территориального планирования;
  • межевым проектом территории, если строительство или реконструкция капитальных объектов строительства линейного и нелинейного типов;
  • допустимость расположения объекта строительства на участке земли в зависимости от разрешенных видов его использования и установленных для этого участка ограничений.

Если у застройщика имеется разрешение на строительство ИЖС, он вправе строить или реконструировать капитальные объекты, если это не противоречит градостроительному законодательству.

Последствия строительства без разрешения

Если собственник земельного участка собрался возводить на нем частный дом, ему необходимо выяснить следующие моменты:

  1. В какое учреждение нужно обращаться за получением разрешения.
  2. Какие документы нужны на разрешение на строительство.
  3. Какие справки нужно представить.
  4. К кому можно обратиться за ускорением процессуальных действий.

Если собственник решил не улаживать все эти вопросы, осуществить свой замысел без разрешения на строительство ИЖС, его действия будут признаны незаконными. Его лишат права на оформление права собственности на построенный дом или вовсе заставят его снести.

Случаи выдачи строительного разрешения

Разрешения на выдаются в следующих случаях:

  1. Если объект строительства будет возводиться на участке земли, который предоставлен пользователю земельных недр для осуществления работ по использованию этих недр (разрешение предоставляется федеральным управленческим органом, отвечающим за государственный фонд недр).
  2. Если объект является средством использования энергии атомного типа (разрешение представляется организацией, которая занимается использованием энергии атомного типа, а также государственным управлением деятельностью по разработке, изготовлению и утилизации оружия и установок ядерного типа, используемого в военных целях).
  3. Если объект относится к космической инфраструктуре (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет Государственная корпорация по деятельности космической организации «Роскосмос»).
  4. Если объект относится к гидротехническим сооружениям второго или первого классов, аэропортам, авиационным объектам, железнодорожным объектам, консульствам, посольствам, российским представительствам за границей, оборонным объектам, объектам безопасности, обеспечивающим безопасность российской границы, объектам приграничного назначения и иным, которые предполагается построить на территории российского континентального шельфа, морских внутренних вод или территориального моря (разрешение предоставляют уполномоченные федеральные исполнительные органы власти).
  5. Если объект строительства или реконструкции будет расположен в пределах границ природной охраняемой территории (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет исполнительный орган власти на федеральном или муниципальном уровне или уровне субъекта).

Органы, выдающие строительные разрешения

По ГрК РФ разрешение на строительство по общим правилам выдается следующими органами:

  • уполномоченными федеральными исполнительными органами власти (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше российских субъектов);
  • уполномоченными исполнительными органами власти субъекта (если объект строительства или реконструкции будет располагаться на территориях двух и больше муниципальных районов).

Перечень документов для получения разрешения на строительство

Перед началом строительных работ необходимо выяснить, какие документы нужны на разрешение на строительство. Строительное разрешение - документ, который способен удостоверить, что соответствуют требованиям и нормам плана участка (градостроительного), и предоставить застройщику полное право начать строительный процесс.

В некоторых случаях законодательство разрешает обойтись без оформления разрешения на строительство. Одним из разрешающих документов является Федеральный закон № 93 от 2006 года, определяющий такое понятие, как «дачная амнистия».

Согласно этому документу, согласие соответствующих органов на введение недвижимого объекта в пользование получать необязательно, если речь идет о построении индивидуального жилого дома, который возведен на земельном участке в пределах поселения, если этот участок используется для ведения подсобного хозяйства.

Получить разрешение на ввод такого жилища в эксплуатацию можно при представлении установленного ГрК РФ строительного разрешения. Дачная амнистия допускает государственную регистрацию права на эту собственность при представлении документов, подтверждающих факт построения этого недвижимого объекта и содержащих описание дома. Таким документом является исключительно кадастровый паспорт индивидуального жилого строения.

Если такое недвижимое имущество будет выступать в качестве предмета сделки в недостроенном состоянии, тогда до государственной регистрации необходимо будет согласовать выполнение строительства.

Список документации, необходимой для получения разрешения

Седьмая часть Кодекса указывает, какие документы нужны на разрешение на строительство. В этот список входят:

  1. Заявление от застройщика.
  2. Правоустанавливающая документация, касающаяся участка земли.
  3. План градостроительного типа по участку земли.
  4. Материалы, содержащиеся в проектной документации.
  5. Пояснительная записка.
  6. Схема-план участка земли, соответствующая градостроительному плану, указывающая на наличие обозначений точек расположения строительного объекта, а также всех подходов, подъездов к строительству и границ публичных зон сервитутов или объектов археологического наследия.
  7. Схема планирования земельного участка, подтверждающая размещение объекта линейного типа в пределах красной линии, утвержденной в документах по планированию территории в отношении объектов линейного типа.
  8. Изображение архитектурных схематических решений.
  9. Сведения, относящиеся к инженерному оборудованию, а также сводному плану по инженерно-техническим сетям снабжения, который характеризуется наличием точек для подключения к этим сетям самого строительного объекта.
  10. Проектная документация по организации строительного процесса в отношении объекта.
  11. Проектная документация, касающаяся организации процесса сноса или демонтажа строительного объекта и составляющих его частей.
  12. Разрешительное заключение, зафиксированное в экспертизе документации проектного типа, выданное государственным органом, а также утвердительный вывод государственной экологической экспертизы проектной документации (по шестой части 49 статьи Кодекса).
  13. Документ разрешительного характера, касающийся отклонения от границ параметров разрешенных строительных или реконструкционных работ.
  14. Письменное согласование проведения реконструкции объекта от всех его правообладателей.

Перечень документов для застройщиков частного типа

К таким лицам относятся лица, планирующие построить дом для проживания семьи (одной), если его высота не будет превышать трех этажей. Для них ответ на вопрос, какие документы нужны на разрешение на строительство, включает всего три пункта:

  • правоустанавливающие документы по участку земли (свидетельство, подтверждающие регистрацию права, документ о выделении земельного участка или другой схожий);
  • план градостроительного типа по земельному участку;
  • схема по распределению планировки.

Существует разница, где получать градостроительный план земельного участка и организационную схему. Схема представляет собой собственноручное указание на место расположения дома на земельном участке, а градостроительный план - официальный документ, который необходимо брать в администрации данного населенного пункта.

Чаще всего администрация выдает полный перечень документов, который требуется собрать и подать для оформления такого плана. В перечень входят технические условия (по электричеству, водо- и газоснабжению, канализации), топографическая актуальная съемка участка земли, справочная документация из организации, занимающейся охраной культурных объектов наследия, и проект дома.

На законодательном уровне решение вопроса, как получить разрешение на строительство дачного дома, упрощено. Согласно законодательным нормам, от застройщика необходимо только подать заявление, а все остальные документы обязана собрать администрация местного уровня. Это положение также закреплено в Указе, изданном Верховным Судом РФ.

Документ, разрешающий строительство, относится только к земельному участку. Он не привязан ни к собственнику-гражданину, ни к собственнику-организации.

Из правила подачи документов для частных застройщиков есть одно исключение. Если недвижимый объект возводится для проживания более чем одной семьи (например, таунхаус или многоквартирный дом), застройщик должен будет представить полный пакет документов по седьмой части 51 статьи Кодекса.

Случаи, когда строительное разрешение не нужно

Существуют ситуации, когда получать разрешение не нужно вовсе. К ним относятся:

  1. Гаражное строительство на участке земли, предоставленный человеку для непредпринимательской деятельности, либо строительство дома для реализации садоводческих или дачных подсобных целей.
  2. Строительство или реконструкция недвижимых объектов, не являющихся капитальными (навесы, киоски, сборные конструкции и прочее).
  3. Проведение строительства на участке земли вспомогательных эксплуатационных сооружений.
  4. Осуществление изменений капитального объекта или его частей, если эти изменения не влияют на конструкцию или другие свойства строения в области безопасности, а также находятся в рамках границ разрешенного строительства или реконструкции, установленных регламентом соответствующего Кодекса РФ.

Действия для оформления строительного разрешения

Указание о том, кто выдает разрешение на строительство частного дома, можно найти не только в соответствующем кодексе РФ, но и в законе, касающемся дачной амнистии. По общим правилам, выдающим разрешение органом является исполнительный властный орган на местном уровне в месте нахождения участка земли. Исключение составляют только указанные выше определенные объекты строительства.

Даже при строительстве частного дома разрешение нужно получить обязательно, если на возведение строения необходимо будет оформлять кредит целевого назначения в банковской организации для получения недостающих денежных средств. Также разрешение понадобится, если построенный дом нужно будет подключать к газоснабжению.

Необходимые документы

В общий перечень документов входят следующие бумаги:

  • заявление в письменной форме, которое необходимо будет направить в адрес главы администрации нужного населенного пункта;
  • паспортные (анкетные) данные застройщика;
  • документы по участку земли, которые имеют правоустанавливающий характер;
  • план градостроительного типа;
  • схема по организации плана земельного участка.

После подачи необходимых документов на выдачу разрешения установлен десятидневный срок (исчисляется в рабочих днях). В течение этих дней проводится проверка на соответствие этих схем фактическому расположению строения и градостроительным нормам.

Строительное разрешение на постройку жилого индивидуального дома действует в течение десяти лет. Затем его необходимо будет обновлять.

Если после проверки документов заявителю был выдан отказ в разрешении на строительство, его можно обжаловать посредством обращения в судебный орган.

Получение разрешения является длительным процессом. Даже если известно, где получать градостроительный план земельного участка, как оформлять все документы. При этом строительство при отсутствии данного документа грозит застройщику наложением штрафных санкций или обязанностью снести возведенное здание.

размер шрифта

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) N 190-ФЗ (скачать) (2019) Актуально в 2018 году

Статья 51. Разрешение на строительство

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Закон прост: Положения части 3 статьи 51 не применяются к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на межселенных территориях муниципальных районов до 31 июня 2013 года, к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территориях городских поселений и городских округов до 31.12.2013, на территориях сельских поселений до 01.06.2014 (пункт 1.4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)

Пункт 1. - Утратил силу.

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

9.2. Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами , - и части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство.

21.10. Лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, с указанием реквизитов:

3) градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи;

21.11. Лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, вправе одновременно с уведомлением о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка представить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, копии документов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи.

21.14. В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство.

21.15. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение;

3) застройщика в случае внесения изменений в разрешение на строительство.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу n А26-3338/2008 В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не превышающие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2008 г. по делу N А26-3338/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, Т.И.Петренко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8063/2008) ООО "ТД "Универсам Ритм" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.07.2008 по делу N А26-3338/2008 (судья Р.Б.Таратунин), принятое
по иску (заявлению) Инспекции государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия
к ООО "Торговый дом Универсам Ритм"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ
при участии:
от истца (заявителя): представителя П.В.Банковского (доверенность от 22.08.07 б/н), А.С.Сомина (доверенность от 18.01.08 б/н)
от ответчика (должника): представителя О.В.Барановой (доверенность от 03.03.08 б/н)
установил:
Инспекция государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия (далее - Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Универсам "Ритм" (далее - Общество) по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что Обществом произведена реконструкция здания Универсама "Ритм" в отсутствие разрешения на реконструкцию, что является нарушением требования пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Решением от 11 июля 2008 года суд удовлетворил заявленное Инспекцией требование, привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу о том, что любая реконструкция здания требует получения разрешения на строительство, независимо от того, затрагивает ли она конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Суд неправомерно не применил положение пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, предусматривающее исключения, не требующие получения разрешения на строительство. Также податель жалобы указывает на то обстоятельство, что административным органом было допущено нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении административного дела 09.06.2008 в отсутствие представителя Общества при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела до 10.06.2008, что является нарушением положения пункта 4 статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 11.02.2002 N 40, заключенного с Администрацией г. Петрозаводска на срок до 31.12.2016, Общество арендует нежилое здание общей площадью 5321,80 кв. м, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ровио, дом 15, для размещения торгового центра (т. 1 л.д. 54 -57). Дополнительным соглашением к данному договору от 28.11.2007 N 693 предмет договора определен, как нежилое здание общей площадью 5104,30 кв. м (т. 1 л.д. 58).
Согласно техническому паспорту общая площадь здания торгового центра составляет 5369,2 кв. м (т. 1 л.д. 138 - 148).
Во исполнение требования прокуратуры города Петрозаводска от 16.05.2008 N 540*-08 должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении указанного объекта.
По результатам проверки составлен акт N 39/08 от 23.05.2008, в котором отражено, что в результате проверки установлено выполнение следующих работ: демонтированы перегородки подсобного помещения 6 в зале 45 (по экспликации); заложен проем в несущей стене между помещениями 45 и 44 (по экспликации); со стороны главного входа выполнена наружная стена из металлического каркаса, на фундаменте, с заполнением светопрозрачными конструкциями (т. 1 л.д. 15). По мнению инспекции, выполнение перечисленных работ повлекло изменение параметров объекта капитального строительства (площади), что является реконструкцией, реконструкция объекта осуществляется на основании разрешения на строительство.
09.06.2008 административным органом в отношении Общества составлен протокол N 8/08 об административном правонарушении в области строительства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 21 - 24).
Протокол совместно с другими материалами дела в порядке части 2 статьи 23.1 КоАП РФ направлен административным органом в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно привлек Общество к административной ответственности, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене, как принятый с неправильным применением норм материального права.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Проанализировав данные нормы градостроительного законодательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что любая реконструкция здания требует получения разрешения на строительство, независимо то того, затрагивает ли она конструктивные или иные характеристики надежности и безопасности здания, является ошибочным, поскольку статьей 51 ГрК РФ прямо предусмотрены исключения, когда в случае реконструкции получение разрешения не требуется.
Существенным для всестороннего и правильного рассмотрения дела является установление того факта, что произведенная Обществом реконструкция затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, превышает предельные параметры разрешенного строительства.
Доказательства данного факта административным органом суду представлены не были. Между тем пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на органы, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Административный орган не представил суду согласованный проект спорного объекта, на основании которого осуществлялось первоначальное строительство здания универсама "Ритм". Анализ данной документации мог бы послужить основанием для установления изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания в результате проведенных Обществом работ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа пояснили, что документация, на основании которой производилось первоначальное строительство здания, в настоящий момент утрачена.
При таких обстоятельствах административный орган был лишен возможности установить факт изменения конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, поскольку отсутствуют документы, позволяющие установить изначальные конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания.
Также суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что в протоколе от 09.06.2008 N 8/08 указано, что произведенные Обществом работы повлекли изменение параметров объекта капитального строительства, а именно, его площади. При этом в протоколе отсутствуют какие-либо данные о том, какой площадь были изначально (в материалах дела имеются данные о различной площади объекта), насколько она была увеличена.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, поскольку не доказана необходимость получения разрешения на строительство на проведенные Обществом работы.
Дополнительно представленные Инспекцией суду апелляционной инстанции документы: ответ ГУ РК "Карелгосэкспертиза" от 11.09.2008 N 02-02/188 на запрос Инспекции, акт проверки соблюдения Обществом требований пожарной безопасности от 11.06.2008 N 81/3, составленный ОГПН г. Петрозаводска УГПН ГУ МЧС России по Республике Карелия, предписание от 11.06.2008 N 81/3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности не свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Ответ ГУ РК "Карелгосэкспертиза" содержит неопределенный ответ о том, что произведенные Обществом изменения "возможно затрагивают конструктивные характеристики надежности объекта". Акт и предписание ОГПН г. Петрозаводска касаются соблюдения требований пожарной безопасности, не могут являться доказательством совершения Обществом правонарушения в сфере установленного порядка реконструкции объекта капитального строительства. Из акта N 81/3 следует, что на его основании составлен административный материал N 118/3 от 11.06.2008 по статье 19.5.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - технического директора Общества Гущина И.И. Таким образом, акт и предписание ОГПН г. Петрозаводска являются доказательствами по иному административному делу.
Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые носят существенный характер и самостоятельно влекут отказ в удовлетворении заявленного административным органом требования. Однако, данный правомерный вывод суда первой инстанции не повлек вынесение законного судебного акта.
Обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявления административному органу о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ апелляционный суд считает необходимым отказать в связи с отсутствием доказательств совершения Обществом данного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 июля 2008 года по делу N А26-3338/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Инспекции государственного строительного надзора, включая инспекции городов и районов Республики Карелия Министерства строительства Республики Карелия, о привлечении к административной ответственности ООО "Торговый дом "Универсам Ритм" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 15, основной государственный регистрационный номер 1021000515140) по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
ПЕТРЕНКО Т.И.

В уголовном праве используется такое понятие, как свидетельский иммунитет. Любой гражданин, привлекаемый к производству по уголовному делу, вправе не давать показания против себя, близких родственников и супруга/супруги. Соответствующее положение закрепляется в 51 статье Конституции РФ .

В этой же норме предусмотрено, что федеральным законом может устанавливаться и иные случаи освобождения субъекта от дачи показаний.

Международное право

Конституции РФ основывается на ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах. В этой норме предусмотрен запрет на принуждение лица давать показания против себя при рассмотрении любых предъявляемых ему обвинений.

В Европейской конвенции, регламентирующей защиту свобод и прав человека, не содержит прямого указания на такую гарантию. Однако ЕСПЧ при анализе права на молчание исходит из того, что запрет на принуждение давать показания против себя либо родственников или признавать свою виновность являются общепризнанными нормами и лежат в основе принципа справедливости судебного разбирательства.

Значение права

Юридическая возможность, предусмотренная в 51 статье Конституции , обеспечивает защиту обвиняемого от злонамеренного принуждения со стороны властных структур. Применение нормы позволяет предотвратить и реализовать цели судопроизводства.

Реализация положений 51 статьи Конституции способствует, в частности, соблюдению порядка добывания доказательств. Норма исключает возможность получения сведений путем давления на гражданина. Право, гарантированное 51 статьей , имеет тесную связь с презумпцией невиновности.

Нюансы

Как указывает ЕСПЧ, возможность не давать показания против себя не может ограничиваться только лишь запретом на принуждение гражданина к признанию в посягательстве либо предоставлению сведений, обладающих прямо инкриминирующим характером.

Субъектный состав

Основного Закона считается бланкетной (отсылочной) нормой. В ней указывается, что перечень субъектов, против которых может не свидетельствовать гражданин, устанавливается федеральным законом.

В УПК, в частности, к таким лицам относят:

  • Супруга/супругу.
  • Сестер/братьев.
  • Детей/родителей.
  • Дедушек/бабушек/внуков.
  • Усыновителей/усыновленных.

Важный момент

УПК (хотя и для других целей) содержит указание на категорию лиц, состоящих в свойстве со свидетелем/потерпевшим, а также граждан, благополучие, здоровье, жизнь которых дороги субъекту, дающему показания, ввиду личных отношений, сложившихся между ними.

Указанные субъекты не обладают свидетельским иммунитетом по букве закона. Однако представляется, что перед ними, как и перед близкими родственниками, может встать проблема ложного выбора между моральными чувствами и лжесвидетельством. Кроме того, значение имеют и традиционные представления, осуждающие предательство и доносительство.

Основания свидетельского иммунитета

Положения 51 статьи Основного Закона базируются в первую очередь на моральных чувствах. Однако это далеко не единственное основание

Обращение с личностью как с объектом чьей-либо воли не допускается. Законодательство гарантирует неприкосновенности личности, защиту частной жизни, семейной/личной тайны, т. е. сведений, которые родственники доверяют друг другу конфиденциально.

Свидетельствование: отличительные черты

Понятие "свидетельствовать" подразумевает не только непосредственно дачу показаний в качестве свидетеля, подтверждение, удостоверение какого-либо события, очевидцем которого стал гражданин.

Этот термин означает и предоставление какой-либо информации, доказывающей факт/обстоятельство, указание ее источника. В этом случае свидетельство рассматривается как улика.

Как пояснил Конституционный суд, возможность не свидетельствовать против себя предполагает, что субъект вправе отказаться не только давать показания, но и передавать уполномоченным органам другие доказательства, подтверждающие его причастность к преступлению.

Такая ситуация, к примеру, имела место при совершении лицом ДТП. Гражданин должен был оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников дорожной инспекции и сохранить обстановку, принудительно, таким образом, разоблачая себя. Такое предписание содержалось в утратившей силу ст. 265 УК РФ. 51 статье не должны противоречить специальные нормы права.

Между тем, УК предусматривает ряд обстоятельств, смягчающих ответственность. К примеру, согласно п. "и", 1 части 61 статьи Кодекса, лицо может добровольно признать вину или явиться с повинной. Ключевым условием зачета этого обстоятельства является добровольность совершаемых действий.

Перед или лицо, подозреваемое/обвиняемое в деянии, предупреждается о своем праве, закрепленном 51 статьей . Если уполномоченный служащий (следователь/дознаватель) не ознакомит гражданина с процессуальным порядком, доказательства, добытые в ходе допроса, могут быть расценены как недопустимые.

Выводы

Дача показаний является процессуальной обязанностью лиц, участвующих в деле. Однако закон не допускает привлечение к ответственности субъектов, отказавшихся свидетельствовать против себя, супруга, родственников.

Получение информации путем шантажа, угроз, иных противоправных действий квалифицируется как преступление против правосудия.

51 статья Градостроительного кодекса

Продолжая тему конституционных прав, коротко рассмотрим особенности реализации права на жилище.

Жилье, несомненно, должно быть у каждого. Приобрести его в собственность можно, купив объект или построив его. В первом случае все более-менее ясно: нужно найти продавца и иметь соответствующую сумму денег.

Что касается строительства собственного жилья, то этот процесс сопровождается рядом сложностей. В первую очередь лицо, желающее построить дом, должно получить на это разрешение. Именно о нем и говорится в ГрК, в 51 статье.

Градостроительный регламент , проект межевания/планировки, - ключевые нормативные акты в сфере строительства. Разрешение, выданное застройщику, подтверждает соответствие проектных документов положениям этих бумаг. Кроме того, оно удостоверяет допустимость размещения объекта на участке согласно его разрешенному использованию и ограничениям, предусмотренным земельным или другим законодательством.

Разрешение позволяет застройщику вести строительные работы, мероприятия по реконструкции или ремонту объекта капстроительства, кроме случаев, установленных в ГрК.

статья 51

Еще одно конституционное право гражданина - право на труд. Каждый человек может использовать свои знания и умения и получать от того доход. В законодательстве предусмотрено несколько форм реализации права на труд. К примеру, человек может устроиться на работу в качестве наемного сотрудника. Кроме того, гражданин вправе открыть свое дело.

Предпринимательством можно заниматься в статусе ИП или юрлица. Однако в любом случае субъект должен быть зарегистрирован в установленном порядке. О госрегистрации юрлиц говорится в 51 статье ГК РФ.

В п. 1 указанной нормы установлена обязательность постановки на учет в уполномоченном контрольном органе - ИФНС.

Сведения о госрегистрации, согласно 2 пункту статьи, вносятся в ЕГРЮЛ (единый госреестр юрлиц). Этот реестр является открытым для неграниченного круга лиц. Т. е. со сведениями может ознакомиться любое заинтересованное лицо.

Субъект, основывающий свои действия на информации, взятой из ЕГРП, может исходить из того, что она соответствует реальному положению дел. Акт госрегистрации подтверждает свидетельство, выдаваемое представителю организации. Как правило, его получает один из учредителей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ