Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

Для того чтобы арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом должника, необходимо доказать наличие определенных признаков несостоятельности (банкротства) .

Признаки несостоятельности - это конкретные параметры, наличие которых необходимо в двух случаях:

1. для арбитражным судом и возбуждения производства по делу,
2. для принятия решения о признании должника банкротом арбитражным судом.

Между этими двумя группами признаков нет знака равенства - кредитор может возбудить дело о банкротстве, НО должник до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом может погасить все требования кредиторов, включенные в реестр кредиторов, и у суда не будет оснований признать должника банкротом – дело о банкротстве будет прекращено.

Правом на возбуждение дела о банкротстве обладают:
- должник по своей инициативе,
- кредиторы,
- уполномоченные органы

Для принятия заявления о банкротстве арбитражным судом и возбуждения производства по делу о банкротстве требуется наличие, признаков неплатежеспособности:
- наличие задолженности свыше 100 000 рублей для юридических лиц (без учета пеней и штрафных санкций) ;
- срок неисполнения требований свыше 3-х месяцев ;
- наличие требований кредитора к должнику.

В случае, если заявление о банкротстве подается должником, то наличие требований кредиторов, может подтверждаться наличием:
- претензий кредиторов к должнику в письменном виде,
- исковых заявлений о взыскании денежных средств с должника,
- судебных решений вступивших в силу о взыскании денежных средств
с должника.
В случае, если заявление о банкротстве подается кредитором, то его требование подтверждается исключительно наличием у кредитора -
решения гражданского суда, арбитражного суда, третейского суда, вступившего в законную силу .

В случае, если заявление о банкротстве подается уполномоченным органом , то его требование должно быть подтверждено решением соответствующего уполномоченного органа и быть направленным в службу судебных приставов.

В ряде случаев, должник защищая себя от процедуры банкротства , еще до рассмотрения заявления кредитора в арбитражном суде, выплачивает кредитору:

Сумму основного долга (без учета пеней, недоимок и штрафных санкций)
- часть основного долга, чтобы сумма, оставшаяся после частичного погашения была ниже 100 000 руб., тогда суда отсутствуют основания для возбуждения дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о введении в отношении должника – юридического лица процедуры наблюдения . Наблюдение вводится на срок не более 7 месяцев с даты подачи заявления в арбитражный суд.

По окончании процедуры наблюдения, назначается судебное заседание по рассмотрению итогов наблюдения и отчета временного управляющего.

В случае, когда по результатам анализа финансового состояния в ходе наблюдения временный управляющий сделал вывод о том, что восстановление платежеспособности должника возможно , то в заседании арбитражного суда может быть вынесено определение о введении одной из следующих процедур банкротства:

- Финансовое оздоровление.
- Внешнее управление.
- Мировое соглашение.

Эти процедуры вводятся для того, чтобы после погашения задолженности перед кредиторами, должник мог продолжать деятельность . В этом случае, после погашения требований кредиторов, включенные в реестр кредиторов, будут погашены, то дело о банкротстве подлежит прекращению.

В том же судебном заседании по результатам наблюдения должник может быть признан несостоятельным банкротом .

Для принятия решения о признании должника несостоятельным (банкротом) требуется наличие иных признаков, а именно:
- доказательства недостаточности имущества у должника, в этом случае:
- активы должника не покрывают всех его обязательств,
- в бухгалтерском балансе по строке 470 числится непокрытый убыток,
- восстановить платежеспособность должника не возможно
(т.е. не возможно погасить требования всех кредиторов).

При наличии всех перечисленных условий должник признается несостоятельным (банкротом) и в отношении него открывается конкурсное производство , которое является ликвидацией при участии арбитражного суда.

Такой вариант развития ситуации является единственно возможным для организаций, имеющих большую кредиторскую задолженность (в том числе и задолженность по налогам), которую эти организации не в состоянии погасить.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица

После возрождения института несостоятельности (банкротства) в современный период было принято несколько законов: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и действующий в настоящее время - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» .

Для Закона о банкротстве 2002 г. характерны детализация и конкретизация основных положений законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменными остались определение критериев и внешних признаков несостоятельности (за исключением количественных показателей), значительно детализированы процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Концептуально изменены правовое регулирование оснований возбуждения дел о банкротстве; требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядку их назначения и контроля за их деятельностью; процедур банкротства, а именно введение новой процедуры - финансового оздоровления должника; очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; особенностей несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий .

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (см. в предыдущих разделах учебника).

Под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей .

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин - если указанные обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Законом о банкротстве (гл. II) регулируется досудебная санация, под которой понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника, кредиторами должника, иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику - юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации - предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом .

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований .

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику- гражданину - не менее 10 тысяч рублей.

Многочисленные необоснованные, а также «искусственные» банкротства, которые имели место при применении предыдущих законов о банкротстве, привели к изменению регулирования процедуры возбуждения дела о банкротстве по Закону о банкротстве 2002 г. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд возвращает заявителю (ст. 44 Закона).

Вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, как это было по ранее действующему законодательству. Указанная процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления (ст. 34 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из само- регулируемых организаций.

Новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.

Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства

  • в отношении должника - юридического лица: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение;
  • в отношении должника-гражданина: конкурсное производство; мировое соглашение; иные предусмотренные Законом о банкротстве процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 г. Закона о банкротстве. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

В отличие от ранее действовавшего законодательства наблюдение по общему правилу вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона). При проведении процедуры наблюдения назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника - новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры - улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий руководителя должника и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Законом о банкротстве 2002 г. наряду с ранее указанными в законодательстве предусмотрены новые меры по восстановлению платежеспособности должника: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 109 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего , который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

По Закону о банкротстве 2002 г. сокращено число очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

  • первая очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь - требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - все остальные требования (ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве). Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами (по Закону о банкротстве 2002 г. к ним добавлены уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).

Закон о банкротстве 2002 г. (гл. X) содержит нормы об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. В отношении отсутствующего должника и ликвидируемого должника предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве).

  • В определении несостоятельности (банкротства), содержащемся в Законе обанкротстве, не указывается на добровольное банкротство. Возможность добровольного банкротства предусмотрена ст. 65 ГК.
  • См. гл. 28 АПК РФ; гл. III Закона о банкротстве; гл. VI.1 Закона о банкротстве кредитных организаций; гл. II Закона об особенностях банкротствасубъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
  • В настоящее время уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 № 257 (сизменениями от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместес «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам передРоссийской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства») //СЗ РФ. -2004. - № 23. - Ст. 2310; СЗ РФ. - 2006. - № 22. - Ст. 2333.
  • Банкротство юридических лиц зачастую считают одним из вариантов возможной ликвидации организации. Но согласно существующему законодательству в этой отрасли в период прохождения самой процедуры есть возможность вдохнуть новую жизнь в предприятие. В любом из этих вариантов, процедура несостоятельности влечет полное избавление от долгов. Но только наличие веских причин может послужить аргументом в признании юрлица банкротом.

    Основания для банкротства юридического лица

    Закон гласит, что если в течение трех месяцев предприятие не может погасить задолженность перед кредиторами, то существует основание для определения юридического лица банкротом. Арбитражный суд возбудит дело при требованиях к должнику от 300 000 рублей.

    В виду этих оснований заявление о банкротстве имеют право подать уполномоченные органы, кредиторы юрлица, а также сам несостоятельный должник.

    Выездная налоговая проверка, так же может стать основанием для признания предприятия несостоятельным.

    Документальным подтверждением выступят:


    • дебиторские счета юрлица;
    • кредиторский счет должника;
    • банковские счета с выписками;
    • ведомости по инвентаризации;
    • акты сверок с должниками;
    • финансовые отчеты на последнюю дату.

    Негативные результаты выездной проверки, подтверждают основания несостоятельности юридического лица.
    Право определения предприятия банкротом возможно только арбитражным судом.

    Заявление о несостоятельности

    Для руководителя юридического лица инициация дела о банкротстве является и правом, и обязанностью. В течение месяца после выявления первых признаков банкротства руководитель предприятия-должника обязан подать заявление в арбитражный суд. Каждый управляющий компанией несет уголовную ответственность за осознанное приведение предприятия к банкротству.

    Управляющему предприятия юридического лица дается месяц на подачу заявления о несостоятельности при выявлении соответствующих признаков. В противном случае на него накладывается субсидиарная ответственность перед кредиторами.

    Для кредиторов юрлица и уполномоченных органов подать на банкротство является неотъемлемым правом. Заимодавцу дается право подачи заявления сразу после наступления оснований несостоятельности. Согласно с законодательством государственные органы в первую очередь обязаны работать на предотвращение банкротства. Их задача способствовать финансовому оздоровлению компании, а в случае несостоятельности предприятия заниматься разработкой правил и порядка работы арбитражных управляющих.

    Собрание кредиторов

    Кредиторами могут выступать и юридические, и физические лица. В момент наступления процедуры банкротства, заимодавцы теряют возможность в одиночку требовать погасить обязательства. Создается собрание кредиторов которое наделено правами защиты их прав. Арбитражный суд устанавливает заимодавцев с возможностью голоса на собрании. Их требования вносятся в соответствующий реестр. Они обладают рядом прав:

    • внесение предложений;
    • голосование;
    • принятие решений относительно процедур несостоятельности юридического лица;
    • возможность распределения средств банкрота;
    • подача кандидатуры на должность арбитражного управляющего.

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Цель моратория заключается в том, что приостанавливается выполнение должником денежных обязательств. При его введении происходит ограничение прав кредиторов. От штрафов, пени и других финансовых санкций на этом этапе организация освобождается. Задача этой процедуры содействовать восстановлению платежной способности должника. В связи с этим кредиторы не могут обратиться в суд с иском о взыскании с должника задолженностей.

    При упрощенной процедуре банкротства мораторий не вводится.

    Существуют условия, не попадающие под действие ограничения выплат: заработная плата, алименты, возмещение причиненного вреда здоровью или жизни, авторские права и требования по текущей задолженности.

    При прекращении производства по делу о банкротстве прекращается действие моратория.

    Банкротство юридических лиц этапы

    Этапы процедуры банкротства определены законодательством.

    Первый этап – это подача заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным.

    Второй этап – это наблюдение. Наблюдение включает ряд таких мероприятий:

    • обеспечение сохранения активов юридического лица;
    • проведение финансового анализа компании;
    • создание реестра кредиторов;
    • оценить, насколько возможно восстановить платежеспособность предприятия;
    • проведение первого собрания кредиторов.

    Третий этап. В результате наблюдения юридического лица, определяется следующая процедура банкротства. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство.

    Финансовое оздоровление предполагает меры по восстановлению платежной способности юридического лица. На этом этапе составляются графики погашения задолженностей, расставляются приоритеты по выплатам.

    Внешнее управление. Восстановление платежной способности предполагаемого банкрота является целью этой стадии. На данном этапе руководство юридическим лицом осуществляется внешним управляющим, ему передается вся документация, касающаяся предприятия. Выплаты кредиторам останавливаются, арестовывается имущество, запрещается удовлетворять требования кредиторов. В результате этот этап может закончиться прекращением процедуры несостоятельности и восстановлением деятельности предприятия.

    К онкурсное производство . На этой стадии установленное имущество реализуется с помощью электронных торгов. Кредиторская задолженность погашается благодаря вырученным средствам, согласно установленным законом порядком.
    Четвертый этап. Завершение процедуры банкротства юридического лица.

    Упрощенная процедура несостоятельности

    Упрощенная процедура дает возможность максимально сократить сроки банкротства юрлица, а денежные потери свести к минимуму.

    Необходимы два основополагающих условия для проведения упрощенной процедуры:

    • нет возможности погасить все долги кредиторам, даже после продажи всего имущества;
    • принято решение о составе ликвидационной комиссии и кандидатуре ликвидатора с направлением в арбитражный суд заявления о признании банкротом.

    Основные этапы упрощенной процедуры:

    • подготовка, предшествующая банкротству (изучение и анализ финансового состояния предприятия);
    • стадия до суда (принятие решения, утверждения ликвидатора компании и ликвидационной комиссии, распространение информации о ликвидации, обращение в арбитражный суд);
    • конкурсное производство;
    • заключительная стадия (исключение из ЕГРЮЛ).

    Упрощенная схема банкротства дает законное право списать непогашенные долги юридического лица перед кредиторами для предприятий-банкротов.

    Мировое соглашение

    Мировое соглашение возможно на любом этапе процедуры банкротства юридического лица. Принимается решение о возможности мирового соглашения лично должником, а утверждается – собранием кредиторов, имеет письменный вид. На этом этапе возможно появление третьих лиц, которые берут на себя долговые обязательства предприятия-должника. В результате мирового соглашения арбитражный суд прекращает дело о несостоятельности юрлица.

    В мировом соглашении в соответствии с налоговым законодательством указывается точная информация об оплате долгов:

    • порядок;
    • форма;
    • сроки;
    • другие особые условия.

    Особенности банкротства юридических лиц

    Особенности банкротства юридических лиц обусловлены родом деятельности предприятия.

    На законодательном уровне выделяются градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, кредитные и страховые организации.

    При признании банкротами градообразующие предприятия в первую очередь берется во внимание социальный аспект этого вопроса.

    Особый характер деятельности сельскохозяйственных предприятий связан с земельными участками, что накладывает свои отличительные особенности при банкротстве.

    Специальные правила распространяются при признании несостоятельными финансовые организации.

    Последствия банкротства предприятия

    • Перестает существовать юридическое лицо (исключение из ЕГРЮЛ).
    • Правоустанавливающие документы передаются в архив.
    • Для предприятия это реальный способ спасения от долгов.
    • Возможна уголовная ответственность генерального директора, в случае установлении факта преднамеренного банкротства.
    • Генеральный директор или бухгалтер могут быть ограничены в правах на ведение определенной деятельности при выявлении серьезных нарушений во время ликвидации предприятия-банкрота.


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ