Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Принятие Конституции РСФСР 1937 года стало результатом введения в действие Конституции СССР 1936 года .

Необходимость обновления всей конституционной системы СССР и республик объяснялась переходом страны на новый этап развития , особенностью которого явилось полное устранение эксплуататорских элементов.

Конституция РСФСР 1937 года , как и Основные законы остальных республик СССР, имеет ряд особенностей .

Во-первых, они сохранили классовую сущность , воплощали диктатуру пролетариата , о чем упоминалось в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако изменилась форма выражения классовой сущности. По причине устранения эксплуататорских классов отменили лишение политических прав граждан по социальному признаку и ввели всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые установила принцип равноправия граждан.

Во-вторых, одной из особенностей Конституции РСФСР 1937 являлось то, что в ней впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан , которые включали широкий их перечень. Однако возможность воспользоваться политическими правами гарантировалась лишь в соответствии с интересами трудящихся и для укрепления социалистического строя.

В-третьих, во всех конституциях устанавливалась руководящая роль коммунистической партии , которая в то время обозначалась ВКП(б). Положение о партии было введено в конституцию впервые. Эта конституционная норма выявила укреплявшуюся тенденцию превращения партии в своеобразную государственную структуру.

В-четвертых, Конституция РСФСР 1937 (как и конституции республик СССР) впервые утверждалась как конституция построенного социализма . В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отсутствие частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, принятие государственного народнохозяйственного плана и др.

В-пятых, конституции данного этапа как правовые акты приобрели более совершенный юридический вид . В них были четко обозначены основные государственно-правовые институты и особенности их функционального назначения. Появились следующие главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В-шестых, в Конституции РСФСР 1937 года более развернуто установлены принципы её вхождения в СССР . Впервые в Конституции появилась норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР. В отдельной статье четко устанавливались предметы ведения РСФСР.

В-седьмых, в Конституции 1937 года заметно полнее отражено федеративное устройство РСФСР . Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, была прописана норма о национальных округах.

Вышеуказанные особенности Конституции РСФСР 1937 года характеризуют её как особый этап развития отечественного конституционного правотворчества.

К середине 30-х годов произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни страны. После проведения коренных социально-экономических преобразований в стране, в частности коллективизации и индустриализации осталось только два дружественных класса - рабочий класс и колхозное крестьянство. Наряду с ними активное участие в строительстве социализма принимала интеллигенция. Успешно развивались союзные республики, объединившиеся в СССР, к тому времени было ликвидировано неравенство различных народов в хозяйственном и культурном отношении. Советский Союз объявлялся первой в мире страной победившего социализма, что требовалось законодательно закрепить в новой Конституции, точно также как и изменившиеся общественные отношения. Инициатором изменения Конституции явился ЦК ВКП, который поручил Председателю СНК выступить с предложением о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР на VII Всесоюзном съезде Советов. Съезд принял решение внести новые изменения в Основной закон и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию и поручить ей выработать текст Конституции, однако комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года. Она выработала новый проект основного Закона, в основу которого были положены действовавшая Конституция и законодательные акты, принятые во второй половине 20 - первой половине 30-х годов, а также выводы, сделанные из анализа действительности: утверждения во всех областях жизни Советского союза социализма, ликвидации кулачества как класса и развитии социалистической демократии в целом.

Проект конституции СССР был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП (б), состоявшегося 1-4 июня 1936г. После одобрения им Пленумом ЦИК СССР проект поступил на рассмотрение Президиума ЦИК СССР, который впоследствии одобрил его и принял решение о публикации для всенародного обсуждения.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года, потому как с победой социализма появилась необходимость разработки не только Основного закона СССР, но и конституций союзных республик, в том числе и РСФСР. И такой закон впоследствии был разработан и утвержден Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г., и, хотя многие его положения совпадали с текстом Конституции СССР 1936г., все же он имел ряд отличий.

Основные черты Конституции 1937 года

В Конституции РСФСР, как и Конституции СССР, получили распространение все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Как и в прежних конституциях, ими сохранялась классовая сущность советского общества, воплощалась диктатура пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако после произошедших в стране перемен ее сущность изменилась. Было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, в связи с тем, что все эксплуататорские классы были ликвидированы, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

В конституции впервые вводились главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд в ст. 122. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

Конституция РСФСР декларировала завершение строительства основ социализма. Как и Конституция СССР она закрепляла все его главные экономические основы: отмену частной собственности, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства.

Этой Конституцией закреплялись основы общественного и государственного строя, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры, избирательная система. Основной закон 1937 года утвердил объединение с другими республиками в составе СССР на основе добровольности и сохранение за РСФСР суверенного характера прав вне пределов союзной компетенции.

Принципы вхождения РСФСР в Союз ССР закреплялись Конституцией РСФСР 1937 года в более развернутом виде, чем то было в предыдущих документах. Добавилась норм, согласно которой вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно с сохранением за собой суверенных прав (ст.13). Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР(ст.15).

Нормы касающиеся федеративного устройства раскрывались Конституцией 1937 значительно полнее чем в предыдущих документах. Теперь о высших органах государственной власти Автономных ССР были включены новые главы, также как и об органах государственного управления АССР, и об органах государственной власти автономных областей. (соответственно главы 6 и 7).

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось права республиканских органов приостанавливать или протестовать против актов союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года, к сожалению, эта черта, фиктивность ощущалась очень остро.

С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

    Политические изменения

    Органы государственной власти

    Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

    К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

    Коллективный глава государства

    Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

    Органы местной власти

    Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

    К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

    Автономия

    Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

    Суды

    К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

    Права граждан

    В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

    Значение

    Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

    Принятие Конституции РСФСР 1937ода было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

    Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

    • 1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
    • 2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.
    • 3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 года и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

    Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

    • 4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.
    • 5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
    • 6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

    Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

    В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

    7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

    Конституция
    (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
    (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.)
    (в редакции от 11 декабря 1975 г.)

    Глава I
    Общественное устройство

    Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

    Статья 2. Политическую основу РСФСР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

    Статья 3. Вся власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

    Статья 4. Экономическую основу РСФСР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

    Статья 5. Социалистическая собственность в РСФСР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

    Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

    Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
    Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

    Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

    Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

    Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

    Статья 11. Хозяйственная жизнь РСФСР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.

    Статья 12. Труд в РСФСР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".
    В РСФСР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду".

    Глава II

    Государственное устройство

    Статья 13. В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССP, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.
    Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции СССР.
    Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

    Статья 14. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского; областей; Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Горьковской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калининской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Куйбышевской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Читинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Марийской, Мордовской, Северо-Осетинской, Татарской, Тувинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Горно-Алтайской, Еврейской, Карачаево-Черкесской, Хакасской. (в ред. Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г., Закона РСФСР от 30 января 1958 г.)

    Статья 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика сохраняет за собой право выхода из Союза Советских Социалистических Республик.

    Статья 16. Территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР.

    Статья 17. Законы СССР обязательны на территории РСФСР.

    Статья 18. Каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.
    Граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.

    Статья 19. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат:
    а) установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением;
    б) утверждение Конституций автономных советских социалистических республик;
    в) представление на утверждение Верховного Совета ССОР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР;
    г) утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей;
    д) установление границ и районного деления краев и областей;
    е) законодательство РСФСР;
    ж) охрана государственного порядка и прав граждан;
    з) утверждение народнохозяйственного плана РСФСР; утверждение государственного бюджета РСФСР и отчета о его исполнении; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.);
    и) руководство делом народнохозяйственного учета; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г.)
    к) установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;
    л) руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей;
    м) руководство страховым и сберегательным делом;
    н) управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;
    о) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения;
    п) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами;
    р) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;
    с) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью;
    т) законодательство о труде;
    у) руководство делом здравоохранения;
    ф) руководство делом социального обеспечения;
    х) руководство делом начального, среднего и высшего образования;
    ц) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями РСФСР и управление культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского значения;
    ч) руководство и организация дела физической культуры и спорта;
    ш) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; принятие гражданского, уголовного и исправительно-трудового кодексов; (в ред. Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г.)
    щ) предоставление прав гражданства РСФСР;
    э) амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

    Статья 20. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР.

    Статья 21. Законы РСФСР обязательны на территории Автономной республики. В случае расхождения закона Автономной республики с законом РСФСР, действует закон РСФСР.

    Глава III

    Статья 22. Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР.

    Статья 23. Верховный Совет РСФСР осуществляет все права, присвоенные РСФСР согласно статей 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и Министерств РСФСР.

    Статья 24. Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР.

    Статья 25. Верховный Совет РСФСР избирается гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения.

    Статья 26. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом РСФСР простым большинством голосов.

    Статья 27. Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, публикуются за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 28. Верховный Совет РСФСР избирает председателя Верховного Совета РСФСР и двух его заместителей.

    Статья 29. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком.

    Статья 30. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР два раза в год.
    Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

    Статья 31. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, семнадцати заместителей Председателя, в число которых входят заместители Председателя - по одному от каждой автономной республики, Секретаря Президиума и четырнадцати членов Президиума Верховного Совета РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 32. Президиум Верховного Совета РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности.

    Статья 33. Президиум Верховного Совета РСФСР:
    а) созывает сессии Верховного Совета РСФСР;
    б) дает толкование законов РСФСР, издает указы;
    в) производит всенародный опрос (референдум);
    г) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, а также решения и распоряжения краевых (областных) Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей в случае их несоответствия закону;
    д) в период между сессиями Верховного Совета РСФСР освобождает от должности и назначает отдельных Министров РСФСР по представлению председателя Совета Министров РСФСР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета РСФСР;
    е) присваивает почетные звания РСФСР;
    ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами РСФСР.

    Статья 34. Верховный Совет РСФСР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета РСФСР.
    По представлению мандатной комиссии Верховный Совет РСФСР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

    Статья 35. Верховный Совет РСФСР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
    Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

    Статья 36. Депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР, - без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 37. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета РСФСР.

    Статья 38. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума Верховного Совета РСФСР.

    Статья 39. Вновь избранный Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

    Статья 40. Верховный Совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Министров РСФСР.

    Глава IV

    Статья 41. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР является Совет Министров РСФСР.

    Статья 42. Совет Министров РСФСР ответственен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР - перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчетен.

    Статья 43. Совет Министров РСФСР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение.

    Статья 44. Постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР.

    Статья 45. Совет Министров РСФСР:
    а) объединяет и направляет работу Министерств РСФСР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Министерств; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г.)
    б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;
    в) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджетов РСФСР;
    г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
    д) направляет и проверяет работу Советов Министров автономных республик, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся;
    е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Министров РСФСР по делам хозяйственного и культурного строительства.

    Статья 46. Совет Министров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей.
    Совет Министров РСФСР имеет право отменять приказы и инструкции Министров РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 47. Совет Министров РСФСР образуется Верховным Советом РСФСР в составе:
    Председателя Совета Министров РСФСР;
    Первых заместителей Председателя Совета Министров РСФСР;
    Заместителей Председателя Совета Министров РСФСР;
    Министров РСФСР;
    Председателя Государственной плановой комиссии РСФСР;
    Председателя Комитета народного контроля РСФСР;
    Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства;
    Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов;
    Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию;
    Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по кинематографии;
    Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли;
    Председателя Государственного комитета цен Совета Министров РСФСР;
    Председателя Всероссийского объединения "Россельхозтехника" Совета Министров РСФСР;
    Начальника Центрального статистического управления при Совете Министров РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 11 декабря 1975 г., Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1964 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 48. Правительство РСФСР или Министр РСФСР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета РСФСР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совет РСФСР.

    Статья 49. Министры РСФСР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию РСФСР.

    Статья 50. Министры РСФСР издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, приказов и инструкций союзно-республиканских Министерств СССР и проверяют их исполнение.

    Статья 51. Министерства РСФСР являются или союзно-республиканскими или республиканскими.

    Статья 52. Союзно-республиканские Министерства РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления РСФСР, за исключением лишь ограниченного числа предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующим союзно-республиканским Министерствам СССP.

    Статья 53. Республиканские Министерства РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров РСФСР.

    Статья 54. К союзно-республиканским Министерствам РСФСР относятся Министерства РСФСР:
    Высшего и среднего специального образования;
    Геологии;
    Заготовок;
    Здравоохранения;
    Иностранных дел;
    Культуры;
    Легкой промышленности;
    Лесного хозяйства;
    Мясной и молочной промышленности;
    Обороны;
    Пищевой промышленности;
    Промышленности строительных материалов;
    Просвещения;
    Рыбного хозяйства;
    Сельского строительства;
    Сельского хозяйства;
    Текстильной промышленности;
    Торговли;
    Финансов;
    Юстиции. (в ред. Закона РСФСР от 15 июля 1975 г., Закона РСФСР от 31 июля 1973 г., Закона РСФСР от 30 июня 1972 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 23 декабря 1966 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 26 ноября 1959 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 55. К республиканским Министерствам РСФСР относятся Министерства РСФСР:
    Автомобильного транспорта;
    Жилищно-гражданского строительства;
    Местной промышленности;
    Речного флота;
    Социального обеспечения;
    Строительства и эксплуатации автомобильных дорог;
    Топливной промышленности. (в ред. Закона РСФСР от 30 июля 1971 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 30 июля 1969 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 23 декабря 1966 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 55-а. Исключена

    Статья 55-б. Исключена

    Глава V

    Статья 56. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.

    Статья 57. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.

    Статья 58. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.

    Статья 59. Верховный Совет Автономной республики:
    а) принимает Конституцию Автономной республики и вносит ее на утверждение Верховного Совета РСФСР;
    б) устанавливает районное деление Автономной республики и границы районов и городов и вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР;
    в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет Автономной республики;
    г) присваивает почетные звания Автономной республики.

    Статья 60. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета АССР, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета ACСР.

    Статья 61. Президиум Верховного Совета Автономией республики подотчетен Верховному Совету АССР.

    Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Совета Автономной республики определяются Конституцией АССР.

    Статья 63. Для ведения заседаний Верховный Совет Автономной республики избирает председателя Верховного Совета АССР и его заместителей.

    Статья 64. Верховный Совет Автономной республики образует правительство Автономной республики - Совет Министров АССР.

    Глава VI

    Статья 65. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти АССР является Совет Министров ACСР.

    Статья 66. Совет Министров Автономной республики ответственен перед Верховным Советом АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Автономной республики - перед Президиумом Верховного Совета Автономной республики, которому подотчетен.

    Статья 67. Совет Министров Автономной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Автономной республики, постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и РСФСР и проверяет их исполнение.

    Статья 68. Совет Министров Автономной республики имеет право отменять приказы и инструкции Министров АССР, решения и распоряжения исполнительных комитетов окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся на территории АССР, а также приостанавливать решения и распоряжения окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся.

    Статья 69. Совет Министров Автономной республики образуется Верховным Советом Автономной республики в составе:
    Председателя Совета Министров Автономной республики;
    Заместителей Председателя Совета Министров;
    Министров:
    Бытового обслуживания населения;
    Внутренних дел;
    Жилищно-коммунального хозяйства;
    Здравоохранения;
    Культуры;
    Мелиорации и водного хозяйства;
    Просвещения;
    Сельского хозяйства;
    Социального обеспечения;
    Торговли;
    Финансов;
    Юстиции;
    Председателя Государственной плановой комиссии;
    Председателя Комитета народного контроля Автономной республики;
    Председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров Автономной республики;
    Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров Автономной республики;
    Председателя Республиканского объединения "Сельхозтехника" Совета Министров Автономной республики;
    Начальников Управлений:
    Кинофикации;
    По делам строительства и архитектуры;
    По использованию трудовых ресурсов;
    Снабжения и сбыта;
    Начальника Отдела цен;
    и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства республики, с утверждения Верховного Совета РСФСР, - Министров или Начальников Управлений:
    Лесного хозяйства;
    Местной промышленности;
    Пищевой промышленности;
    Топливной промышленности. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 30 июля 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 11 июня 1964 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 70. Министры Автономной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Автономной республики согласно Конституций РСФСР и АССР.

    Статья 71. Министры Автономной республики издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и АССР, постановлений и распоряжений Советов Министров СССР, РСФСР и АССP, приказов и инструкций Министров РСФСР.

    Статья 72. Министерства Автономной республики руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров АССР, так и соответствующим Министерствам РСФСР.

    Глава VII

    Органы государственной власти автономных областей

    Статья 73. Органом государственной власти автономной области является Совет депутатов трудящихся автономной области.

    Статья 74. Совет депутатов трудящихся автономной области избирается гражданами автономной области сроком на два года по нормам представительства, определяемым Конституцией РСФСР.

    Статья 75. Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся автономной области является избираемый им исполнительный комитет.

    Статья 76. Совет депутатов трудящихся каждой автономной области представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР "Положение об автономной области", учитывающее национальные особенности автономной области.

    Глава VIII

    Местные органы государственной власти

    Статья 77. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

    Статья 78. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские, районные в крупных городах, поселковые, сельские (станиц, деревень, хуторов, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края, области, национального округа, административного округа, района, города, села сроком на 2 года.

    Статья 79. Советы депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

    Статья 80. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и автономной республики.

    Статья 81. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных Советов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

    Статья 82. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов) в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

    Статья 83. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.

    Статья 84. Сессии краевых и областных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 4 раз в год.

    Статья 85. Сессии районных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся административных округов созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год.

    Статья 86. Сессии городских и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц.

    Статья 87. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии.

    Статья 88. Председатель сельского Совета созывает сельский Совет и ведет его заседания.

    Статья 89. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

    Статья 90. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся.

    Статья 91. Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.

    Статья 92. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управления исполнительных комитетов:
    отделы -
    здравоохранения;
    народного образования;
    общий;
    организационно-инструкторский;
    по делам строительства и архитектуры;
    социального обеспечения;
    финансовый;
    цен;
    юстиции;
    управления -
    бытового обслуживания населения;
    внутренних дел;
    коммунального хозяйства;
    культуры;
    местной промышленности;
    мясной и молочной промышленности;
    пищевой промышленности;
    сельского хозяйства;
    топливной промышленности;
    торговли;
    плановую комиссию;
    и, кроме того, краевые, областные Советы депутатов трудящихся, в соответствии с особенностями хозяйства края, области, с утверждения Совета Министров РСФСР, могут образовать и другие отделы или управления исполнительных комитетов. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 18 октября 1967 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 93. В соответствии с условиями края (области), на основе законов ССCP и РСФСР, общесоюзные Министерства и Министерство Внутренних дел образуют при краевых (областных) Советах депутатов трудящихся свои управления.
    Комитет заготовок назначает при краевых (областных) Советах депутатов трудящихся своих уполномоченных.

    Статья 94. Отделы и управления краевых (областных) Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как соответствующему краевому (областному) Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Министерству РСФСР.

    Статья 95. Советы депутатов трудящихся административных округов и их исполнительные комитеты образуют отделы и ведут свою работу на основе законов и указов верховных органов РСФСР и решений краевых (областных) Советов депутатов трудящихся.

    Статья 96. Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управления исполнительных комитетов:
    отделы -
    внутренних дел;
    здравоохранения;
    культуры;
    народного образования;
    общий;
    социального обеспечения;
    финансовый;
    управление сельского хозяйства;
    плановую комиссию;
    и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения краевого, областного Совета депутатов трудящихся, районные Советы депутатов трудящиеся образуют отделы или управления:
    коммунального хозяйства;
    местной промышленности;
    торговли. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 97. В соответствии с условиями района, на основе законов СССР и РСФСР, с утверждения соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся, Министерство Внутренних дел образует при районных Советах депутатов трудящихся свои управления.

    Статья 98. Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

    Статья 99. Городские Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управлений исполнительных комитетов;
    отделы -
    здравоохранения;
    культуры;
    народного образования;
    общий;
    социального обеспечения;
    торговли;
    финансовый;
    отдел (управление) внутренних дел;
    управление коммунального хозяйства;
    плановую комиссию;
    и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства:
    отдел местной промышленности;
    управление сельского хозяйства. (в ред. Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 18 октября 1967 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г.)

    Статья 100. Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся или непосредственно соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

    Статья 101. Отделы городских Советов депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда и его исполнительному комитету, так и соответствующему Министерству РСФСР непосредственно.

    Статья 102. Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них "Положением о национальных округах", а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.
    "Положение о национальных округах" устанавливается Верховным Советом РСФСР.

    Статья 103. Государственный бюджет РСФСР составляется Советом Министров РСФСР и вносится им на утверждение Верховного Совета РСФСР.
    Утвержденный Верховным Советом РСФСР государственный бюджет РСФСР публикуется во всеобщее сведение.

    Статья 104. Верховный Совет РСФСР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по государственному бюджету РСФСР.

    Статья 105. Отчет об исполнении государственного бюджета РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР и публикуется во всеобщее сведение.

    Статья 106. В бюджеты автономных республик и в местные краевые (областные) бюджеты, а также в бюджеты автономных областей, национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.

    Глава Х

    Суд и прокуратура

    Статья 107. Правосудие в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

    Статья 108. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

    Статья 109. Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР. На Верховный Суд РСФСР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик и областей.

    Статья 110. Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РCФСР сроком на пять лет.

    Статья 111. Верховные суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

    Статья 112. Краевые и областные суды, суды автономных областей, суды национальных и административных округов избираются краевыми, областными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей, или Советами депутатов трудящихся национальных и административных округов сроком на пять лет.

    Статья 113. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
    Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям сроком на два года. (в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 114. Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке автономной республики или автономной области или национального округа с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

    Статья 115. Разбирательство дел во всех судах РСФСР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

    Статья 116. Судьи независимы и подчиняются только закону.

    Статья 117. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР.

    Статья 118. Прокурор РСФСР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.

    Статья 119. Краевые и областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.

    Статья 120. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком па пять лет.

    Статья 121. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

    Глава XI

    Основные права и обязанности граждан

    Статья 122. Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
    Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

    Статья 123. Граждане РСФСР имеют право на отдых.
    Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих семичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. (в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.)

    Статья 124. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
    Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

    Статья 125. Граждане РСФСР имеют право на образование.
    Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. (в ред. Закона РСФСР от 26 ноября 1959 г.)

    Статья 126. Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
    Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.

    Статья 127. Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
    Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения - караются законом.

    Статья 128. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

    Статья 129. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:
    а) свобода слова;
    б) свобода печати;
    в) свобода собраний и митингов;
    г) свобода уличных шествий и демонстраций.
    Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

    Статья 130. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам РСФСР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

    Статья 131. Гражданам РСФСР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

    Статья 132. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

    Статья 133. РСФСР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

    Статья 134. Каждый гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

    Статья 135. Каждый гражданин РСФСР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
    Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

    Статья 136. Всеобщая воинская обязанность является законом.
    Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан РСФСР.

    Статья 137. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина РСФСР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

    Глава XII

    Избирательная система

    Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
    Депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета АССР может быть избран каждый гражданин РСФСР, достигший 21 года, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

    Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

    Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

    Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

    Статья 145. Выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся по избирательным округам по нормам, устанавливаемым "Положением о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.)

    Статья 146. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.
    Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

    Статья 147. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

    Глава XIII

    Герб, флаг, столица

    Статья 148. Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обращении колосьев, с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

    Статья 149. Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы "РСФСР".

    Статья 150. Столицею Российской Советской Федеративной Социалистической Республики является город Москва.

    Глава XIV

    Порядок изменения Конституции

    Статья 151. Изменение Конституции РСФСР производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ