Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

(Собрание законодательства Российской Федерации N 20, 19.05.97);
Указом Президента Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 963 (Российская газета, N 157, 18.08.98);
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 11.07.2005);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1505 ; в редакции, введенной в действие с 7 марта 2013 года Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 года N 88 .

2_1. Пункт дополнительно включен с 10 ноября 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 1505 ; утратил силу с 7 марта 2013 года - Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2013 года N 88 ..

3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года N 736 .

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 242 .

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу (абзац дополнительно включен с 19 мая 1997 года Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 490).

13. Правительству Российской Федерации:

в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;

в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Приложение. Перечень актов Президента Российской Федерации, признанных утратившими силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 1, ст.1).

2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 129-рп "Вопросы "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации" .

3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 года N 130-рп "О редакционном совете "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации" .

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст.301).

5. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 482 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст.1453).



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч. 1 ст. 119 ГД ФС РФ).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;

2) принять законопроект во втором чтении;

3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;

4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения;

5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.


Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 г.14, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Понятие правоотношения, основания возникновения правоотношения.

Правовые отношения (правоотношения) - это особая юридическая связь, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями. Это общественные отношения, урегулированные нормами права.

Основания возникновения:

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Юридические факты и их виды.

Юридический факт - это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно уре­гулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с из­менениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим за­коном.

1. Федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции. Интересно отметить, что ис­торически российское законода­тельство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризо­вавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступле­ния на места официальных изда­ний с текстом закона), так и одно­временным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действу­ющем российском законодатель­стве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положи­тельным фактором в правовом ре­гулировании. Такой подход наибо­лее совместим с принципом еди­ной законности, помогает обеспе­чить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практическо­го характера, возникающие в пра­воприменительной деятельности.

2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, име­ющими форму закона . Это важная новелла в российском законода­тельстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в быт­ность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юри­дической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.

Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специ­альном разделе того же закона, являясь его заключительной час­тью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке вве­дения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентиру­ет законодателя на решение всех вопросов действия закона в комп­лексе и ограничивает возмож­ность значительного разрыва во времени между принятием основ­ного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключа­ется искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обес­печения идеи систематизации за­конодательства.

3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации . Значимость этой нор­мы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а зна­чит и со вступлением в силу) фе­деральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.

4. Законодательным путем зак­реплен принцип определения сро­ков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказы­вать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сра­зу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодатель­ного акта, пока он находится в со­стоянии «бездействия», сообразо­вать с ним свое поведение.

Наряду с общим правилом оп­ределения даты для вступления закона в силу – по истечении де­сяти дней после дня опубликова­ния – законодатель наделен пра­вом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятиднев­ного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длин­нее, либо короче срока, установ­ленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.

Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказа­лось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключе­ние. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он всту­пает в силу по истечении десяти дней после опубликования или ког­да в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое при­менение общего правила. В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступле­ния их в силу. Причем сами юридико-технические способы опреде­ления сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликова­ния; б) истечение более длитель­ного, чем десять дней, срока пос­ле опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указа­ние конкретной даты; г) наступле­ние какого-то определенного со­бытия или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каж­дый из этих способов примерами из законотворческой практики.

Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с кото­рого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход под­тверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, крою­щимися в самой специфике при­нятых законов, весьма затрудни­тельно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть зако­ны, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, ко­торые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие за­коны, которыми усиливается юри­дическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правона­рушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответ­ственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголов­ную ответственность руководите­лей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опуб­ликования.

Трудно объяс­нить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничи­ваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиа­ционным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». От­метим, кстати, что такое реше­ние вопроса применительно к дате вступления в силу закона об уста­новлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противо­речии с Налоговым кодексом Рос­сийской Федерации.

«Изъятие из обращения» в за­конотворческой практике десяти­дневного срока с момента опубли­кования, в течение которого на­селение имело хотя бы минималь­ные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регули­ровании, чревато немалыми нега­тивными последствиями. Отсут­ствие десятидневного срока суще­ственно подрывает принцип «пре­зумпции знания закона», согласно которому никто не может сослать­ся на незнание действующего нор­мативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и укло­ниться под этим предлогом от ис­полнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратил­ся в пустую формальность, он дол­жен быть обеспечен определенны­ми юридическими гарантиями. Од­ной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий от­ветственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.

Этим концептуальным положе­нием необходимо дополнить За­кон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

Вступление закона в силу по ис­течении более длительного, чем десять дней, срока после его опуб­ликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при ис­числении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Коли­чество дней в разных месяцах раз­ное, и это уже само по себе мо­жет создавать сложности в опре­делении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополни­тельных трудностей для правопри­менителя, целесообразно прямо указывать количество календар­ных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы за­кона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в зако­нотворческой практике.

Применительно к рассматрива­емому способу определения даты вступления законов в силу специ­ально следует сказать о Налого­вом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступ­ления в силу такой категории за­конов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов за­конодательства о налогах и сбо­рах во времени». Суть положе­ний, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее перво­го числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одно­го месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сбо­ров, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Причина установления удлинен­ных (по сравнению с общим) сро­ков для вступления в силу зако­нодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличен­ные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулиру­емых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной сторо­ны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.

Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступле­ния закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдуще­го способа. В большинстве случа­ев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной раз­рыв, между днем опубликования закона и днем введения его в дей­ствие. Например, Уголовный ко­декс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а всту­пил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Случаи расширения временных рамок между опубликованием за­кона и точной датой его вступления в силу могут быть объясни­мы также тем, что для реализа­ции закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыска­ние необходимых финансовых, материальных и людских ресур­сов.

Вступление закона в силу при условии наступления определен­ного события или совершения ка­ких-то конкретных действий. От­лагательное условие для вступ­ления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.

Наиболее отчетливое проявле­ние этот вариант находит в слу­чаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с при­нятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации» предус­матривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного ко­декса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государ­ственной социальной помощи» вступает в силу со дня установ­ления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с фе­деральным законом «О прожиточ­ном минимуме в Российской Фе­дерации».

Следует заметить, что прием отлагательных условий для опре­деления даты вступления в силу используется иногда как своеоб­разная уловка для того, чтобы от­срочить на значительное время реализацию уже принятого зако­на. Причины такой «отсрочки» мо­гут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанали­зировали действие со времени (в части вступления в силу) Налого­вого и Бюджетного кодексов.

Налоговый кодекс (часть пер­вая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положе­ний, для которых самим Кодек­сом были установлены иные сро­ки. В большинстве этих «изъя­тых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй ча­сти Налогового кодекса РФ. Про­шло уже немало времени, а вто­рой части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это оз­начает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появ­ление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целе­сообразности приостановления действия первой части Налогово­го кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового ко­декса законодатель не решился, но буквально через полгода пос­ле вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, су­щественных изменений Аналогичная картина со вступ­лением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных по­ложениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался сле­дующим образом: Бюджетный ко­декс РФ вводится в действие фе­деральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ров­но год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создава­лась лишь видимость нового пра­вового регулирования бюджетных отношений.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими зако­нов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и закона­ми. При этом есть много общего и особенного в подходах к реше­нию данной проблемы. К общим для субъектов Российской Феде­рации подходам следует отнести:

Предусмотрены случаи, когда закон или его часть не под­лежат официальному опубликованию в силу секретности или кон­фиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);

Законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубли­кования законов (один или несколько);

При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Рос­сийской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие про­блемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каж­дого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были за­креплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указан­ного федерального закона возникла проблема приведения в соот­ветствие с ним действующих нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пят­надцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опуб­ликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо За­конодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законо­дательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Следует также отметить, что до настоящего времени в субъ­ектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отне­сти нарушение сроков официального опубликования законов, до­пущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешен­ность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и до­полнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие зако­ны субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведет­ся, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода ис­правлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».

Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».

Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».

Вступление в силу законов субъектов Российской Федера­ции – завершающая стадия законодательного процесса. В соот­ветствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» конституция (ус­тав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по­сле их официального опубликования.

Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официаль­ного опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Феде­рации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное зако­нодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области - десяти дням, а в Санкт-Петербурге - четырнадцати дням после официального опублико­вания закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления обла­стного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Россий­ской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.

Законодательством субъ­ектов Российской Федерации также могут быть установлены осо­бенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской облас­ти, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюд­жеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установле­ние новых налогов и сборов, передачу органам местного само­управления муниципальных образований отдельных государствен­ных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматри­вающие изменения бюджетной классификации Свердловской об­ласти, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о на­логах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные зако­ны или их отдельные положения, связанные с изменениями бюдже­тов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении из­менений в соответствующий бюджет.

Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Рос­сийской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживаю­щих или пребывающих на территории субъекта Российской Феде­рации, за исключением случаев, предусмотренных международны­ми договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Заключение

Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу

Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсут­ствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осу­ществлять официальное опубликование законов на уровне, отве­чающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Магомедова

N 490 в пункт 12 внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. 13.

Постановления правительства

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Информация об изменениях: Указом Президента РФ от 2 февраля 2013 г.
N 88 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указа См. текст пункта в предыдущей редакции 2.

Постановление правительства российской федерации

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. 2.1. Утратил силу. Информация об изменениях: См. текст пункта 2.1 3.


Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Информация об изменениях: Указ Президента РФ от 28 июня 2005 г.
N 736 в пункт 4 внесены изменения См.

Какого момента законы вступают в силу

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Когда вступило в силу постановление правительства?

Важно

О Правительстве Российской Федерации», которым регламентированы полномочия Правительства РФ. Согласно данного закона, по общему правилу, постановления Правительства РФ вступают в законную силу с момента подписания документа Председателем Правительства.


Отдельный срок вступления в силу постановлений предусмотрен в случаях, когда постановления затрагивают отношения в сфере регулирования прав и свобод либо регулируют обязанности граждан. Такие постановления Правительства считаются вступившими в силу с даты официального их опубликования (в пятнадцатидневный срок, начиная с даты подписания Председателем).


Принимая Постановления, Правительство реализует свои полномочия в самых разнообразных сферах общественных правоотношений: — в социальной сфере;- в сфере государственной безопасности;- экономической жизни страны и т.д.

Сроки вступления в силу постановлений правительства рф

Что такое постановления Правительства? Правительство РФ – это высший государственный орган исполнительной власти. Свои полномочия этот государственный орган, возглавляемый Председателем Правительства, реализует, в том числе и путем принятия нормативно-правовых актов – Постановлений.
Постановления Правительства также входят в систему отечественных нормативно-правовых актов (НПА), и по иерархии НПА занимают подчиненное законам РФ положение. Это означает, что нормы постановлений Правительства РФ должны соответствовать и не противоречить нормам законов, постановления принимаются Правительством по широкому кругу вопросов правового регулирования, и носят детализирующий законы характер. Порядок вступления в силу Постановлений Правительства Порядок принятия, изменения и отмены постановлений правительства определяет Федеральный конституционный закон за № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу. 8.

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2. отклонить законопроект;

3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч.1 ст.119 ГД ФС РФ). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 2012 г. стр. 204

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;

2. принять законопроект во втором чтении;

3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;

4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;

5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст.106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст.6 Федерального закона от 14.06.94 г. Федеральный закон от 14. 06.1994 n 5-ФЗ (ред. от 22. 10.1999)"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25. 05.1994) , действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Коваленко А.И., Основы конституционного права РФ М. 2012 г. переизд. Стр. 169

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу. Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".

В соответствии со ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п.6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 г Постановление от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу «О проверке конституционности части первой статьи 2 ФЗ от 07. 03.1996 г. "О внесении изменений в закон РФ «Об Акцизах», в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования.

федеральный закон конституционное право



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ