Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом в порядке предварительных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди той кредитной организации, которая на день отзыва у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций не являлась участником системы обязательного страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".

2. В порядке окончательных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди, оставшиеся не удовлетворенными в порядке предварительных выплат.

КонсультантПлюс: примечание.

Положения абзаца второго пункта 2 статьи 189.94 не применяются при расчетах с кредиторами кредитных организаций, в отношении которых страховой случай наступил после 29 декабря 2014 года.

При расчетах с кредиторами кредитной организации, которая на день отзыва у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций являлась участником системы обязательного страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", требования кредиторов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 189.92 настоящего Федерального закона, а также требования кредиторов, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 189.92 настоящего Федерального закона, в части, превышающей размер предусмотренного Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" страхового возмещения не более чем на 300 тысяч рублей, удовлетворяются до удовлетворения иных требований кредиторов первой очереди.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В порядке предварительных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди, которые предъявлены в соответствии с настоящим Федеральным законом в срок до двух месяцев со дня первого опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее чем через тридцать дней со дня истечения указанного срока предъявления требований кредиторов для целей предварительных выплат и не ранее чем через десять дней со дня опубликования объявления о порядке и об условиях проведения предварительных выплат кредиторам первой очереди и осуществляются в течение трех месяцев с даты начала их осуществления.

4. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется семьдесят процентов денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации на день истечения срока предъявления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат.

При недостаточности денежных средств для удовлетворения в порядке предварительных выплат требований кредиторов первой очереди в полном объеме эти денежные средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

5. Отчет о проведении предварительных выплат кредиторам первой очереди представляется конкурсным управляющим в арбитражный суд и в Банк России в порядке , установленном Банком России, не позднее чем через десять дней со дня истечения срока для осуществления предварительных выплат.

6. Сумма требований кредиторов первой очереди подлежит уменьшению на сумму, выплаченную им в порядке предварительных выплат и выплат Банка России, осуществленных по вкладам в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, и отражается в реестре требований кредиторов кредитной организации, признанной банкротом.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Требования кредиторов первой очереди в размере, превышающем размер осуществленных предварительных выплат, а также требования, предъявленные после окончания срока предъявления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат, удовлетворяются в порядке окончательных выплат с соблюдением правил, предусмотренных статьей 189.96 настоящего Федерального закона.

8. Определение размера требований граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и подлежащих выплате этим гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

ЦБ проанализировал ликвидацию кредитных организаций за 10 лет.

Банк России проанализировал ситуацию с ликвидацией кредитных организаций за десятилетний период. Так, за промежуток времени с 1 января 2006 года по 1 января 2016-го лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 463 кредитных организаций, отмечается в докладе регулятора.

Из его материалов следует, что больше всего лицензий за указанный период было отозвано в 2015 году - 93. В 2014-м их было отозвано 86 после 32 в 2013-м. Наименее активно Центробанк отзывал лицензии в 2011-м, отняв их тогда у 18 кредитных организаций.

ЦБ отмечает, что в 2015 году продолжил работу по выводу с рынка кредитных организаций, активно вовлеченных в отмывание преступных доходов, незаконный вывод денежных средств за рубеж, а также в проведение операций транзитного характера (число таких банков составило 34 и практически осталось на уровне 2014 года - 36). Одновременно увеличилось количество кредитных организаций, потерявших лицензии в связи с неудовлетворительным финансовым положением. Так, существенно участились случаи отзыва лицензий в связи с утратой банком капитала (29 против 14 в 2014 году). При этом вдвое снизилась доля кредитных организаций, утративших лицензии в связи с устойчивой неплатежеспособностью: с 30% (26 организаций) в 2014 году до 14% (13 организаций) в 2015-м.

В ЦБ также рассказали, что в 2015 году он направил в адрес правоохранительных органов информацию о признаках уголовно наказуемых деяний в деятельности руководства и собственников 62 кредитных организаций. По имеющейся у Банка России информации, которая, как признает сам регулятор, может быть неполной, в отношении руководителей 40 кредитных организаций возбуждены уголовные дела.

По состоянию на 1 января 2016 года ликвидационные процедуры осуществлялись в 265 кредитных организациях. В том числе 213 организаций от общего числа ликвидируемых признаны банкротами (восемь - в связи с выявлением ликвидаторами признаков банкротства при проведении процедур принудительной ликвидации), а в 52 организациях осуществлялись ликвидационные процедуры, предполагающие отсутствие признаков банкротства (в двух - на основании решений учредителей о добровольной ликвидации организаций).

На начало этого года в ЕГРЮЛ были внесены записи в связи с ликвидацией 1 660 кредитных организаций, чьи лицензии были отозваны или аннулированы начиная с 1991-го. Средний процент удовлетворения требований кредиторов составил 67,6% по кредиторам первой очереди, 70,9% - для второй очереди, 5,8% - третьей очереди. «Результаты удовлетворения требований кредиторов обусловлены низким качеством активов указанных выше кредитных организаций и, соответственно, низким средним процентом их реализации (взыскания), который по состоянию на 1 января 2016 года составил 13,1% от балансовой стоимости активов на дату отзыва лицензии», - отмечает Центробанк.

Также сообщается, что Агентство по страхованию вкладов с начала своей деятельности в качестве конкурсного управляющего (ликвидатора) осуществляло соответствующие функции в 466 кредитных организациях. По состоянию на начало текущего года ликвидационные процедуры завершены в отношении 235 кредитных организаций, где функции конкурсного управляющего либо ликвидатора осуществляло АСВ, в том числе в отношении 150 кредитных организаций была проведена процедура конкурсного производства. В этих 150 банках средний процент удовлетворения требований кредиторов первой очереди составил 70,7%, второй очереди - 20,2%, третьей очереди - 16,3%.

По данным ЦБ, больше всего банковских лицензий было отозвано в 2015 году - 93.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

(см. текст в предыдущей редакции)

В пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством , не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи.

3. При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

(см. текст в предыдущей редакции)

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Дважды в год - по весне и по осени - отдельно взятых личностей настигает обострение на тему низкого погашения требований кредиторов в процедурах банкротства. Обыкновенно сие действо сопровождается томными вздохами из серии «А у нас… А вот у них…», приводится пару цифр статистики у нас и у них, после чего делается неутешительный вывод - Закон о банкротстве никуда не годится, да и арбитражные управляющие виноваты.

Нынешняя весна не стала исключением - вполне ожидаемой стала в «Ъ» на искомую тему. Попробуем же взглянуть на ситуацию системно и без вырывания фактов из контекста.

1. Прежде чем говорить о любого рода статистике, тем более - её сравнительном анализе, необходимо понимать - какие исходные данные используются, какие факторы учитываются, какие нет, какие методики применяются, какими источниками подтверждаются факты. В большинстве случаев подобного рода анализом себя никто не утруждает.

2. Про ссылки на «европейский опыт» в законотворчестве, разномастных инициативах и прочих практиках. Европа - это 50 государств (из которых несколько федеративных), несколько правовых систем и 750 миллионов человек населения. Здесь можно найти абсолютно любую практику и абсолютно любой опыт (особенно - в ретроспективе) под любое, даже самое нелепое, предложение, надо только хорошо покопаться и качественно подучить матчасть. Так что аргументы в духе «вот в Галисии так, а в Галиции этак, так что в Рязани будет так же» будут приниматься не раньше, чем в Шотландии начнут бездумно инкорпорировать нормы Албании. Правовая норма - это не картошка, простой пересадке не подлежит. (с) Алексей Елаев

3. Любой закон не существует аки « », а является настройкой над определенным базисом. Поэтому доводы из разряда «щас скопируем нормы из Европы и будет как в Европе» вызывают только улыбку.

Любой закон работает тогда, когда имеется некая экономика вопроса. Вот, например, медиация - проект мертворожденный по одной простой причине. Правосудие гипердоступно и дешево, размер взыскиваемых судами пеней, процентов и отнюдь не мотивирует стороны соблюдать договорные обязательства и тщательно анализировать перспективы перспективы процесса. Нарушать требования закона и договора обходится в такие смешные суммы, это мотивации не нарушать особо и нет.

В своё время арбитражные управляющие массово банкротили отсутствующих должников за 10 т.р. вознаграждения и 10 т.р. компенсации расходов. Процедура была понятной и предсказуемой, а на редкий случай наличия активов предусматривался ещё и бонус 10% от суммы реализации имущества. Почему же банкротство физ.лиц не обрело популярности среди АУ? текста закона - непонятность процедуры и перечня обязанностей, вознаграждение в 7 - 17 раз меньше (в т.ч.: и 2%, и 7% от 0 (нуля) руб. равно 0 (ноль) руб.), риски - в 7 - 21 раз больше. Итого - экономически нерентабельная процедура, для выхода либо повышать вознаграждение, либо - уменьшать риски (приводить их в соответствие со степенью общественной опасности) и повышать качество текста закона.

Так и здесь: прежде чем говорить о финансовом оздоровлении предприятий, возникает сразу вопрос - а кого оздоравливать-то? Статистика ЕФРСБ : у 70% должников активов нет вообще. И к ним применимо правило трёх П - принять, простить, похоронить. В этом одна из функций банкротства - очищение рынка от неэффективных хозяйствующих субъектов.

В ноябре 2015г. на конференции в ТПП РФ Рустем Тимурович Мифтахутдинов презентовал концепцию законопроекта о реструктуризации долгов юр.лиц (пресловутый cramdown). На заданный мной вопрос он подтвердил, что целевая аудитория законопроекта - крупные компании. То есть градообразующие, стратегические, оборонные и т.д. То есть массового правоприменения не ожидается.

4. Если же говорить о причинах статистически низкой удовлетворяемости требований кредиторов, то я бы выделил следующие.

1) уровень правовой и бизнес-культуры в стране, стандарты проверки контрагентов и должной осмотрительности. Иначе говоря - кого банки кредитуют деньгами, а не банки - к тому же товарами и услугами?

Если выдать кредит «на деревню дедушке», то стоит ли удивляться, что из активов у «дедушки» только домик в деревне, табуретка и старая нокия?

И если в части кредитных организаций Центробанк активно высказывается, регулярно отзывая лицензии (судя по регулярности - ситуация далека от идеала), то в остальной части - спасение утопающих дело рук самих утопающих;

2) действия самих кредиторов по наращиванию кредиторской задолженности и ухудшению имущественного положения должника: например, юристы налоговой практики дружно говорят, что оспаривать доначисления стало практически невозможно - суд утверждает любую ересь; банки могут временно отключить от «револьвера» (возобновляемой кредитной линии) компанию, 20 лет исправно работащую на кредитных деньгах, и тем самым задушить бизнес;

3) уровень качества правовой работы с активами, качество активов должника и управления оными;

4) уровень искусственной кредиторской задолженности - одного из наиболее популярных средств защиты интересов должника в банкротстве. Хотя и ВАС, и ВС на эту тему не раз высказывались , популярность темы ещё довольно высока. Разумеется, такая задолженность создаётся в большинстве случаев совсем не ради её погашения;

5) действия должников по сокрытию и выводу активов - «все украдено до нас»;

6) «понятийные» долги перед контрагентами, невыплата которых больно бьёт по деловой репутации - их гасят третьи лица, формально не связанные с должником; разумеется, выявить и учесть для целей формирования статистики такие погашения крайне проблематично;

7) нежелание кредиторов в большинстве своем предпринимать реальные усилия для формирования конкурсной массы, в том числе финансировать необходимые для этого мероприятия;

8) приоритеты при проверках арбитражных управлящих контролирующими органами - в среднем в 77% случаев росреестр интересует, правильно ли отчитываются арбитражные управляющие, и лишь в 23% случаев - как работает с конкурсной массой. Если отбросить формальные моменты (само по себе наличие фин.анализа, анализа на предмет преднамеренного и фиктивного банкротства и сделок должника), то работа с конкурсной массой интересует росреестр лишь в 1 случае из 10. Вот и получается - результаты неважны, главное - правильно отчитаться;

9) действия третьих лиц, государства, влияние политики на экономику, например - скачки курсов валют.

Как видим, факторов довольно много, а получающаяся в результате статистика сильно далека от реальной картины.

Предъявлять же претензии к арбитражным управляющим по поводу ликвидационной направленности банкротства глупо - это все равно, что жаловаться в морге на неоживаемость трупов либо на малую эффективность лечения рака легких, цирроза печени и ЗППП. Если правовая работа на предприятии ведется буквально «на коленке», бизнес вступает в случайные деловые связи - стоит ли удивляться последствиям и перекладывать с больной головы на здоровую?

Кредиторам банков, лишившихся лицензий в ходе расчистки банковского сектора, может оказаться сложнее вернуть свои средства, чем это было до массированной атаки ЦБ на неустойчивых и сомнительных игроков. По прогнозам рейтингового агентства Standard & Poor`s (S&P), в 2014-2015 годах степень удовлетворения требований кредиторов в рамках банкротств банков может снизиться с 17% до 15%. Кроме расчистки, фактором ухудшения ситуации является изменение судебной практики оспаривания предбанкротных сделок банков.


Вывод об ухудшении перспектив возврата кредиторами своих средств в ходе банкротства банков, лишенных лицензий во время расчистки рынка, содержится в исследовании S&P "О перспективах возмещения долга кредиторам российских банков-банкротов" (есть в распоряжении "Ъ"). По оценке авторов исследования, в 2014-2015 годах уровень возмещений составит около 15%, что на 2 процентных пункта ниже, чем в 2013 году (17%). При этом, по прогнозу S&P, основное снижение придется на 2015 год. Это крайне низкий показатель по сравнению, например, не только с США, где он составил в 2009-2013 годах около 70%, но и с Кипром. Там в кризис 2013 года уровень возмещений кредиторам составлял около 40%.

Пропорционально общему показателю снизится и уровень удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, чьи средства, размещенные в банке, не застрахованы АСВ,— с 6% в среднем за последние семь лет до 5%. По словам замдиректора группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергея Вороненко, прогноз сделан на основе данных о ходе расчетов с кредиторами банков "в производстве", а также данных Агентства по страхованию вкладов (АСВ; выступает конкурсным управляющим подавляющего большинства банков-банкротов).

До сих пор динамика по уровню выплат кредиторам была в основном положительной. На протяжении последних семи лет средний процент выплат кредиторам всех категорий практически беспрерывно увеличивался — с 4% в 2006 году до 17% в 2013 году. В итоге средний уровень возмещений за этот период составлял 12%. По данным исследования, проседание после длительного роста этого показателя наблюдалось лишь в 2012 году. "Если, например, в 2011 году было несколько случаев с полной возвратностью, то в 2012 году — несколько с нулевой, и эта волатильность подтверждает непредсказуемость результата возмещения",— говорит господин Вороненко.

Отдельный вклад в ухудшение ситуации вносит расчистка банковского рынка Центробанком, считают авторы исследования. "Мы делаем такой прогноз на основании того, что количество отзывов растет, как и выявленный в них отрицательный капитал (в совокупности с 30 сентября 2014 года составил 180 млрд руб.), и при таком количестве банков-банкротов вести в них одинаково кропотливую работу по пополнению конкурсной массы объективно сложно",— поясняет Сергей Вороненко. Но это объективный минус расчистки, его не избежать. "Если раньше отзывы преимущественно происходили у небольших банков, то сейчас лицензии отзываются и у крупных игроков, где объем требований вкладчиков настолько велик, что имущества банка не хватает даже для удовлетворения требований кредиторов первой очереди",— поясняет партнер компании "Яковлев и партнеры" Майя Чудутова. По ее словам, даже если в абсолютном выражении денежных средств возвращается больше, то в относительном — степень удовлетворения требований кредиторов, скорее всего, будет ниже.

Впрочем, по мнению партнера юридической фирмы ЮСТ Александра Боломатова, сокращение уровня удовлетворения требований кредиторов объясняется не только этим. "Судебная практика по оспариванию сделок должника, совершенных незадолго до банкротства, изменилась не в пользу АСВ,— рассуждает он.— Если раньше успешно оспаривались практически все предбанкротные сделки, то теперь суды выносят решения о взыскании средств только по доказанным недобросовестным операциям".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ