Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • историко-правовые особенности развития в России законодательства о туризме и гостеприимстве и его систему;
  • основные понятия, характеризующие туристскую и гостиничную деятельность; нормы законодательства, регулирующие отношения в сфере туризма и гостеприимства;

уметь

Осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм при сопровождении предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства;

владеть

Терминологической базой, полученной при прослушивании лекций.

Развитие в России нормативно-правовой основы управления туристской деятельностью и предоставлением гостиничных услуг

Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена. Считается, что термин «туризм » ввел французский писатель Анри Стендаль (1783-1843) или, по меньшей мере, он популяризировал его .

В исследованиях истории развития нормативно-правовой базы о туризме и гостеприимстве выделяют определенные периоды, для которых характерны определенные тенденции .

Дореволюционный период (до 1917 г.) связывают прежде всего с принятием во второй четверти XIII в. первых правил предоставления услуг в новгородских гостиных дворах и установлением правовых основ их деятельности. Был выработай устав гостиного двора («скра»), где устанавливались правила совместного проживания в нем, об организации деятельности и административном устройстве, порядке размещения купцов, размере платы за постой, ограничениях по количеству гостей и срокам их нахождения во дворах . В уставе содержались нормы, касающиеся пользования помещениями двора и порядке их содержания, а также нормы, предписывающие правила поведения и проживания во дворе, правила внутреннего распорядка, в том числе о форме одежды и поведении за столом, по противопожарной безопасности. Позже, во время правления Ивана III, был издан приказ, запрещающий приезжим купцам размещаться и торговать на дворах удельных князей и предписывающего создавать для них специальные гостиные дворы . Он стал правовой основой для развития гостиных дворов как объектов временного размещения, появление которых в Москве начинается с 1504 г.

В XV в. для препровождения правительственных гонцов и посланников, т.е. в государственных целях, учреждается Ямской приказ. По всей Руси создавались ямские станции, вменялась тяговая повинность и устанавливались нормы об управлении ямщиками. Для целей ночлега и отдыха «ямами» как гостиницами постоянно пользовались служилые люди и духовные лица. Интенсивное развитие постоялых дворов на Руси происходит в XVII-XIX вв., что связано с распространением регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге. Ямщики, державшие лошадей, перевозили всех, кто имел специальное разрешение или платил деньги. Эти основные услуги дополнялись услугами размещения и питания, которые предоставлялись на постоялых дворах в ямских поселках.

В 1821 г. было принято Положение о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях, а в 1835 г. - утверждено новое Положение о трактирных заведениях и местах для продажи напитков. Здесь регламентировался режим работы гостиничных заведений, их внутреннее устройство и оборудование, перечень лиц, которым запрещалось находиться в подобных заведениях. Гостиницы выделялись как специальные учреждения, сдающие внаем жилые помещения, чего не могли делать трактиры, предоставлявшие лишь услуги питания. Во второй половине XIX в. растет число путешествий, предпринимаемых по «частным» делам и прежде всего с целью отдыха на активно развивающихся курортах Крыма, Краснодарского края и Кавказа, что, в свою очередь, дает толчок к развитию гостиничного строительства.

Следующий , второй , период развития законодательства о туризме и гостеприимстве охватывает время с 1917 по 1993 г. В январе 1918 г. была принята Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая вместе с Конституцией Советской Республики, утвержденной 10 июля 1918 г. стала основным законом государства. С образованием СССР федеративное устройство страны, куда вошла РСФСР, было закреплено в Конституции СССР, утвержденной 31 января 1924 г. Принятые акты стали основой для становления и развития нормативно-правовой базы основных направлений туристской деятельности - внутреннего и иностранного туризма.

Становление и развитие внутреннего туризма неразрывно связано с созданием законодательной базы санаторно-курортного, экскурсионного и ресторанно-гостиничного дела. Для становления и развития санаторно-курортного дела большое значение имеет Декрет СНК от 4 апреля 1919 г. «О лечебных местностях общегосударственного значения», в котором устанавливалось право собственности государства на имущество, обслуживавшее ранее курорт и находящиеся на землях, приписанных к курорту . Здесь определялись виды лечебных местностей (курортов), порядок придания им статуса общегосударственного значения, ограничивалось использование этих ресурсов исключительно для лечебных целей. Управление курортами, имеющими общегосударственное значение, было возложено на Народный комиссариат здравоохранения. Общее руководство этот орган осуществлял в отношении курортов местного значения. В соответствии с Декретом СНК от 21 декабря 1920 г. «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» под санатории и здравницы для рабочих и крестьян были переданы дачи и особняки, ранее принадлежавшие крупным помещикам и капиталистам .

Правовой основой для развития другого важного направления стало Постановление СНК от 13 мая 1921 г. «О домах отдыха» , организация которого была поручена профсоюзам.

Формировавшаяся система государственного управления курортами получила закрепление в Декрете ВЦИК и СНК от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения» и Постановлении СНК от 24 июня 1921 г. «Об организации Центральной курортной комиссии при ВЦСПС». Управление лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения РСФСР входило в компетенцию Народного комиссариата здравоохранения РСФСР через местные курортные управления. На значение, которое придавалось развитию курортного дела, указывает Декрет ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. «О неуклонном исполнении декретов о курортах», где подчеркивалось, что принятые в этом направлении нормативно-правовые документы подлежат неуклонному исполнению. В 1922 г., в условиях новой экономической политики, принимается решение об открытии частных санаториев. Эксплуатация курортов допускалась и на хозяйственных началах, с целью чего Народному комиссариату здравоохранения были предоставлены полномочия заключать договоры с правительственными, профессиональными, кооперативными и другими организациями на право пользования дополнительно санаториями и курортами для их членов и семей за счет организаций, а также сдавать в аренду частным лицам отдельные санатории и общежития для использования под курортные нужды. Для перехода курортов общегосударственного значения на хозяйственный расчет был принят Декрет СНК от 13 марта 1923 г. «Об организации курортного дела» и для управления им создано Главное курортное управление. Для обеспечения полной возможности хозяйственной эксплуатации курортов и расширения курортного дела устанавливались льготные условия их финансирования. В 1925 г. был открыт Всесоюзный санаторный пионерский лагерь «Артек». В 1928 г. создается акционерное общество «Советский турист», правовой основой для чего стали ГК РСФСР 1922 г. и Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. Идея массового туризма достаточно быстро получила воплощение в платных путевках, которые предлагались во все концы страны .

В конце 1920-х гг. принимаются организационно-правовые меры, направленные на объединение туристского движения вокруг Российского общества туристов, которое к 1929 г. превращается в его руководящий центр, и создание затем массовой туристской организации Общество пролетарского туризма. Ее первичной организацией стала ячейка, создаваемая на предприятиях, учебных заведениях, учреждениях, в армии.

К 1929 г. относят разделение туризма в СССР на внутренний и иностранный, что связывается с принятием Постановления Совета труда и обороны от 11 апреля 1929 г. «Об организации Государственного акционерного общества но иностранному туризму в СССР» . Отмечается, что такое деление, не соответствующее мировой практике, стало основной спецификой правового регулирования в СССР, обозначаемое как наличие «двойного» стандарта во всех сферах туристского обслуживания . Такой подход стал основой для правовых решений. Внутренний туризм был отнесен к компетенции Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а иностранным туризмом стало заниматься ВАО «Интурист».

Направление развития санаторно-курортного дела в 1930-е гг. определил ряд нормативно-правовых документов, ставших его правовой основой, в частности Постановление СНК от 25 января 1930 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния советского туризма и экскурсионного дела», где установлена необходимость учета медицинских факторов для организации туристской деятельности. Другим важным документом стало Постановление СНК от 8 марта 1930 г. «О слиянии акционерного общества “Советский турист” с Обществом пролетарского туризма РСФСР и создании Всероссийского добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий», ликвидированного затем в 1936 г. В 1932 г. создается Всесоюзное объединение курортов (Союзку- рорт), руководившие трестами общесоюзного значения, в которые вошли санатории и лечебные учреждения курортов, расположенные на всей территории страны. К 1936 г. сформировался Всесоюзный Центральный Совет профессиональных союзов (ВЦСПС), на который возлагалось руководство работой экскурсий, массовым туризмом и альпинизмом. В системе ВЦСПС начало работу туристско-экскурсионное управление. Заметным событием развития нормативно-правовой базы туризма и санаторно-курортной сети стало принятие Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., где было установлено, что одним из способов обеспечения права трудящихся на отдых является предоставление для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха .

Решение задач в сфере туризма осуществлялось, таким образом, путем реорганизации этой деятельности на основе централизованного партийно-правительственного руководства и концепции планового туризма.

В военный период на базе санаторно-курортных учреждений была организована госпитальная база, а курортному хозяйству страны был нанесен огромный ущерб. В период войны была прекращена деятельность Туристско-экскурсионного управления ВЦСПС, которая возобновилась к ее окончанию. Совнарком ССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», и после разгрома фашистских захватчиков началось восстановление материально- технической базы курортов, что было выполнено уже к 1950 г. В послевоенный период принимаются меры по вовлечению трудящихся в самодеятельные походы и путешествия, правовой базой чего стало Постановление Президиума ВЦСПС от 26 сентября 1950 г. «Об улучшении работы профсоюзных организаций по развитию массового туризма».

Экскурсионное дело. К правовым актам сферы туризма, нацеленным на пропаганду памятников культуры, можно отнести Декрет от 12 апреля 1918 г. «О памятниках республики» ; Постановление Совета Народных Комиссаров «О постановке в Москве памятников великим людям» от 17 июля 1918 г.; Постановление СНК от 30 июля 1918 г. «Об утверждении списка памятников великим людям» ; Декрет СНК от 5 декабря 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Памятники культуры должны были стать объектами экскурсионных и туристских маршрутов, с целью чего в 1920 г. при Народном комиссариате просвещения создается экскурсионное бюро. Среди его основных задач была работа по созданию экскурсионной методики, координация деятельности всех экскурсионных учреждений, возникающих при профсоюзах и различных организациях. Экскурсии рассматривались как одно из доступных для широких трудящихся масс средств образования и воспитания.

Гостиничное дело. Развитие гостиничного дела начинается с декрета 1918 г. о национализации всех гостиниц. Они передаются в ведение местных органов власти и используются как жилые дома, в которые переселяют людей из трущоб. В 30-е гг. прошлого века в СССР происходит восстановление и развитие гостиничной отрасли, в рамках которой формируются просуществовавшие до 1991 г. гостиничные предприятия двух типов (для советских граждан и иностранцев).

Гостиничные услуги планировались централизованно и предоставлялись советским гражданам коммунальными гостиницами, включенными в систему огосударствленного жилищного хозяйства, предприятия которого одновременно находились также и в ведении исполкомов советов депутатов трудящихся. С 1943 г. коммунальные гостиницы перешли в непосредственное подчинение коммунальным отделам исполкомов городских Советов депутатов трудящихся . Предоставляемые гражданам услуги гостиниц регулировались нормативно-правовыми актами высших органов исполнительной власти Союза ССР, в основном нормами императивного характера, устанавливающими дозволительный порядок предоставления гостиничных услуг . Характерно, что законодательство этого периода не выделяло гостиничные услуги как деятельность, осуществляемую на основе гражданско-правового договора. ГК РСФСР 1922 г. вообще не содержали норм об оказании услуг. Деятельность гостиниц регулировалась нормами жилищного права, направленными на размещение временно прибывших в связи со служебной командировкой или по личным делам лиц. Номера и койки в гостиницах было запрещено предоставлять для длительного размещения, т.е. еверх одного месяца или сверх срока командировки. Нарушители выселялись из гостиниц в административном порядке. Тарифы на услуги гостиниц, в том числе номера и койки для проживающих в них устанавливались постановлениями президиумов городских советов депутатов трудящихся и затем утверждались СНК СССР и краевыми (областными) исполкомами. Оборудование гостиниц местных Советов РСФСР осуществлялось на основе типовой номенклатуры предметов и в зависимости от разряда гостиницы. Нормативно регламентировался перечень мебели, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря для номерного фонда, холлов, вестибюлей, мест общего пользования. Основным предприятием, осуществлявшим хозяйственную деятельность на принципах хозяйственного расчета, являлся гостиничный трест местного Совета депутатов трудящихся, действовавший на основе типового устава. Гостиница признавалась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета, отвечавшая по своим обязательствам собственным имуществом. Устав также регулировал фонды гостиницы, ее отчетность и ревизию ее деятельности, тарифы на коммунальные услуги и т.д. В компетенцию треста входило хозяйственное управление подчиненными ему хозяйственными единицами, предоставлявшими гостиничные услуги (жилые помещения для размещения гостей, предприятия общественного питания, буфеты, рестораны, подсобные предприятия), организация их капитального и текущего ремонта, распределение лимитов, внедрение хозяйственного расчета на предприятиях треста при обслуживании проживающих в них граждан и т.д.). В период после окончания Великой Отечественной войны в обновляющемся законодательстве о туризме и гостеприимстве формируются характерные тенденции регулирования. Среди них можно отметить повышение требований к материально-технической базе гостиниц и домов приезжих, упорядочение их штатных нормативов; установление правил взаимоотношений между проживающими и работниками гостиниц, предоставляющими регламентированный набор услуг в соответствии с типовыми должностными инструкциями .

Инфраструктура внутреннего туризма в целях отдыха и лечения в значительной степени обновляется за счет развивающейся в этот период материально-технической базы курортов, профсоюзных здравниц. В связи с этим принимаются нормативные документы, ставшие правовой основой для масштабного развития курортного дела и оздоровления значительного числа трудящихся.

Принятый в 1964 г. ГК РСФСР в целом закрепил сложившийся подход к правовому регулированию сферы туризма и гостеприимства, правоотношения в которых рассматривались как жилищные. Основанием предоставления гражданам жилых помещений в гостиницах признавался договор их найма, на основе которых возникало субъективное право временного пользования. В случаях, когда это право прекращалось по основаниям, установленным в законе, граждане выселялись без предоставления другого помещения .

Особенности нормативно-правового регулирования приема и обслуживания иностранных туристов получили отражение в целом ряде мер и специальных законодательных актов советского периода развития сферы туризма и гостеприимства. В 1929 г. было образовано Государственное акционерное общество но иностранному туризму СССР (ГАО «Интурист»), входившего в систему Наркомата внешней и внутренней торговли СССР , а затем двумя годами позже учреждается Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»), включившее в себя гостиничные комплексы крупнейших городов Союза ССР. Далее в 1933 г. оба акционерных общества объединяются во «Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР» (ВАО «Интурист»), монопольно осуществлявшее прием и обслуживание всех иностранных гостей независимо от цели визита и в 1939 г. вошедшее в систему Народного комиссариата внешней торговли СССР .

Для послевоенного периода характерна тенденция увеличения числа въезжающих на территорию страны иностранных гостей, в связи с чем для повышения уровня их обслуживания принимается целый ряд мер правового характера. С1958 г. иностранным туризмом начинает заниматься вновь созданные организации - Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. В 1964 г. ВАО «Интурист» переходит в непосредственное подчинение Совета

Министров СССР, где создается Управление по иностранному туризму, а из представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций образуются Коллегия и Совет по туризму . Эти организационно-правовые мероприятия, связанные с централизацией функций управления гостиничными предприятиями, занимающимися обслуживанием въезжающих в страну гостей, были направлены на развитие иностранного туризма.

Таким образом, подводя итоги можно подчеркнуть, что развитие в России нормативно-правовой основы управления туристской деятельностью и гостиничным хозяйством до революции 1917 г. характеризуется тем, что в этот период начинают формироваться основные взгляды на проблему правового регулирования отношений по оказанию услуг в сфере туризма и гостеприимства, что находит отражение в правовых нормах различных правовых актов.

В период после революции и до конца 80-х гг. прошлого века доминирующим является публично-правовое регулирование и «предписания» государственных органов участникам правоотношений в сфере туризма и гостиничного хозяйства. В целом акты принимаемого законодательства о туризме оставались разрознены и имели пробелы, отражали классовый подход и основывались на революционной целесообразности. Системный подход выражался прежде всего в раздельной законодательной регламентации регулирования внутреннего и въездного туризма.

Вместе с тем необходимо отметить, что изучение системы современного действующего законодательства о туризме и гостиничном хозяйстве, ее развитие возможно только на основе знания и критического восприятия ранее действовавшего правового регулирования этой сферы.

  • См.: Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki

Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге в апреле 1989 г. приняла Гаагскую декларацию по туризму. Один из принципов данной декларации гласит: «туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. Ввиду того, что туризм имеет в национальной жизни по меньшей мере такое же промышленное значение как и другие виды экономической и социальной деятельности, и поскольку роль туризма будет вырастать по мере научного и технического прогресса и увеличения количества свободного времени, представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, который имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические секторы».

В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.

За десятилетний период в России произведено по меньшей мере десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;
- сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Приоритетными направлениями государственного регулирования признаются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма (путешествия граждан России и иностранных граждан в пределах Российской Федерации), а также социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется следующим образом:

Созданием нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействием в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- лицензированием, стандартизацией в туристской индустрии, сертификацией туристского продукта;
- установлением правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации;
- прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- защитой прав и интересов туристов, обеспечением их безопасности;
- созданием благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования;
- содействием кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии.

По мере увеличения количества туристских поездок, расширения их географии, развития транспортных средств международные организации привлекают внимание государств и правительств к проблемам развития туризма и новой роли национальных туристских администраций.

Начиная с 1921 г. под эгидой Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, а с 1975 г. Всемирной туристской организации было проведено более 20 международных конгрессов, ассамблей и конференций, посвященных проблемам туризма.

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) проведен Международный форум по туризму, в котором участвовали парламентарии из 52 стран мира.

Форум признал, что государство должно содействовать решению следующих проблем, имеющих важное значение для развития туризма:

Упорядочение туристских формальностей и повышение безопасности путешествий;
- развитие туристской инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководителей и персонала туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах и в регионах посещения;
- защиту прав туристов;
- обеспечение льготного налогового режима для туристских фирм;
- использование таких экономических и статистических механизмов, которые позволяют вести объективный статистический учет и контроль по принятым в туризме международным критериям и нормам;
- продвижение национального туристского продукта на иностранных рынках путем формирования благоприятного для туризма образа своей страны.

Экономическими и административными механизмами поддержки развития туризма в ряде зарубежных стран являются:

Налоговые льготы, субсидии, дотации;
- национальные законодательные и нормативные акты, способствующие развитию туризма и защите прав потребителя туристских услуг;
- уменьшение паспортных и визовых ограничений при въезде в страну и выезде из нее;
- стимулирование внесезонного туризма путем различного рода скидок и льгот;
- развитие и поддержка социального туризма;
- усиление требований к безопасности туристов;
- усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия, а также ряд других.

Ряд стран, среди которых Испания и Греция, предоставляет инвесторам льготные налоговый режим и ставку амортизационных отчислений, снижение налога с оборота. В некоторых странах практикуется освобождение от налога на прибыль в первые годы деятельности предприятий, а также уменьшение налога на добавленную стоимость. Предоставляются также таможенные льготы (вплоть до отмены пошлин) на ввоз оборудования для гостиниц и туристских транспортных средств.

Страны Европейского Союза проводят политику, направленную на уравнивание НДС на туристскую и гостиничную деятельность, сумма которого колеблется от 6 до 25%. В Германии и Люксембурге установлен усредненный НДС в размере 15%, в Дании и Швеции максимальный - 25%.

НДС на размещение в Испании составляет в среднем 7% и зависит от категории гостиницы, а на питание (ресторанные услуги), аренду автомобилей достигает 16%.

В Греции НДС на размещение и питание составляет 8%, а правительством разработана система скидок турфирмам, осуществляющим прием в несезонный период.

Во Франции НДС натуристскую деятельность в среднем составляет 10%, в том числе на услуги размещения 6, на услуги питания 19%.

В Австрии НДС на услуги размещения и питания установлен на уровне 10%. Однако согласно Федеральному закону о туристском налоге все туристские предприятия платят местный сбор за проживание одного туриста (на территории общины - общине, а на курортах - в курортный фонд). Величина сбора зависит от сезона, при этом пациенты лечебных заведений (дети до 6 лет, школьники и студенты) освобождаются от взимания сбора.

В некоторых европейских странах туристские организации пользуются льготными тарифами на коммунальные услуги. В большинстве случаев до 20% заработанной турфирмами валюты освобождается от подоходного налога.

Государством также стимулируется строительство новых туристских объектов путем продажи земли по низким ценам и сдачи ее в аренду на определенный срок (на Кипре до 99 лет, в Израиле и Турции до 49 лет) с возможностью последующего продления аренды на такой же срок.

Регулирование туристской деятельности осуществляется также и лицензирующими органами. Лицензируется в России туроператорская деятельность, турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых (Приложение 4).

В России определенные сложности вызывает налогообложение турфирм, связанное с приобретением и реализацией ими жесткого блока мест (блок-чартерные и чартерные перевозки), а также налогообложение турфирм, реализующих туры иностранного партнера. В настоящее время налоговая политика в отношении туризма претерпевает изменения.

В связи с нарастающими темпами загрязнения окружающей среды все больше государственная политика в области туризма ориентируется на ее защиту. В ряде стран существуют специальные комиссии, которые регулируют планирование в туризме и защиту окружающей среды (Великобритания, Франция, Скандинавия).

Всемирной туристской организацией в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Программа действий XXI века , к которой присоединились 182 государства. Основная роль в реализации этой программы отводится государственным органам по туризму. Данная программа делает акцент на трех базовых инструментах, которые могут быть использованы для создания долгосрочных программ:

Установление новых регламентирующих мер или усиление существующих, предусматривающих защиту людей и окружающей среды;
- использование цены в качестве механизма воздействия;
- создание программ в туристской индустрии, предназначенных гарантировать чистоту производственных процессов и выпускаемой продукции.

Государственные органы занимают ведущее место в создании долгосрочных программ в туризме. Такие программы уже имеют ряд стран (Россия, Финляндия, Австрия, Филиппины и др.).

Программа действий XXI века выдвигает перед государственными органами по туризму следующие основные задачи:

Уменьшение регламентирующих экономических и других структур;
- оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества, окружающую среду;
- подготовка и обучение туристского персонала;
- долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;
- обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;
- участие всех секторов общества в развитии туризма;
- концепция нового туристского продукта;
- оценка результатов реализованных мер;
- установление партнерства в международной деятельности.

Первая задача программы включает :

Оценку существующих национальных международных и других структур, занимающихся достижением целей программы, направленных на развитие туризма;
- партнерство между частным и общественным секторами туризма;
- взимание налогов и сборов в секторе туризма должно определяться таким образом, чтобы можно было бы иметь средства для расширения туристской инфраструктуры, улучшения состояния окружающей среды и т.д.;
- экономические меры, гарантирующие такие цены на товары и услуги, которые учитывали бы затраты по экологии, возникающие в связи с туризмом (вывоз отходов, мусора, вредное влияние производств и т.д.). Поощрительные меры экономического характера должны использоваться также для стимулирования достижений в работе турфирм по защите окружающей среды.

Вторая задача содержит оценку последствий развития туризма для экономической, социальной и культурной жизни общества, что вызывает необходимость рассматривать такие вопросы, как эффективное использование водных ресурсов, электроэнергии, транспортных средств, наличие политики занятости и участия женщин, местного населения в индустрии туризма, защита окружающей среды, культурных, природных и исторических ценностей.

Весьма важным аспектом программы являются подготовка, обучение кадров и планирование в туризме. Государственные туристские органы и профессиональные туристские ассоциации должны сотрудничать с индустрией туризма, чтобы осуществлять необходимую теоретическую и практическую подготовку персонала.

В области планирования развития туризма государству отводится ведущая роль. Государственные органы регулируют этот процесс, чтобы избежать его стихийного развития, особенно в наиболее уязвимых в плане экологии районах. Плохо спланированный и неуправляемый туризм может нанести непоправимый ущерб. Например, на Бермудских островах принят ряд нормативных актов по планированию, направленных на защиту туристской индустрии островов. В частности, ограничено количество теплоходов, заходящих в порты, запрещены неоновые вывески, предусматривается защита флоры и фауны моря, ограничена высотность зданий, предусмотрен отвод земель для естественных заповедников.

В задачи государственных органов входит также и контроль за новым строительством с тем, чтобы туристские объекты имели соответствующее современное оборудование для водоснабжения, вывода сточных вод, вывоза мусора и отходов, создания дополнительных запасов питьевой воды, где это необходимо. Государство должно осуществлять контроль за тем, чтобы в строительстве использовались технологии, которые требуют использования большего числа местной рабочей силы, с тем, чтобы были созданы дополнительные рабочие места, а также контролировать, чтобы строящиеся объекты туризма были спроектированы с учетом возможных стихийных бедствий, таких, как ураганы, наводнения, землетрясения и т. д. Только система мер, регулируемая государством, может обеспечить правильное и эффективное развитие туризма на долгосрочной основе.

В 1994 г. в Москве подписано Соглашение о совете по туризму СНГ, основная задача которого содействовать развитию взаимоправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма, в том числе упрощения туристских формальностей и обеспечения безопасности туристов.

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 утверждена федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» . Реализация программы встретила определенные трудности, связанные с финансированием.

Роль государственного регулирования туристской деятельности в России раскрывается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , а также в ряде проектов законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные принципы и цели государственного регулирования туристской деятельности в России. Каким законодательным актом они декларированы?
2. Назовите основные направления, по которым осуществляется регулирование туристской деятельности в России.
3. Какие меры обеспечивают защиту прав и интересов туристов, безопасность их путешествия?
4. Какими экономическими и административными мерами поддерживается развитие туризма в зарубежных странах?
5. Назовите ставки НДС на туристскую деятельность, принятые в России, Испании, Франции, Австрии и Греции.
6. Какие проблемы развития туризма обозначены в документе ВТО «Программа действий XXI века»?
7. Какие нормативные документы по туризму приняты в России в последнее время?
8. Какие виды туристской деятельности лицензируются в России?

Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование туризма – цели, направления и способы воздействия государственных органов на сферу туризма, которые определены в ст. 4 ФЗ « Об основах туристской деятельности в РФ».

Основные цели – 1. обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав по совершению путешествий; 2. охрана окружающей среды; 3. создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровления туристов. 4. развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан по совершению путешествий, созданию новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан РФ, развитию международных контактов, сохранение объектов показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Методы гос. регулирования туристской деятельности - прямое и косвенное воздействие посредством Законов, нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере тур.индустрии; содействие продвижению турпродукта на рынке услуг; защиту прав и интересов туристов; обеспечение их безопасности; лицензирование, сертификации стандартизации в туриндустрии; установление правил въезда в РФ и выезда; создания благоприятных условий для инвестирования в туриндустрию; налоговое и таможенное регулирование; предоставление льготных кредитов; установление таможенных и налоговых льгот туроператорам и турагентам, занимающихся въездным и внутренним туризмом; содействие кадровому обеспечению тур.деятельности; развитие научных исследований в сфере туристской индустрии; содействие реализации совместных с зарубежными фирмами инновационных проектов.

Координация туристской деятельности в РФ осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (например, Департамент по стратегическому развитию Тюменской области). Приоритетные направления гос.регулирования туристкой деятельности: поддержка и развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма.

В России правовое регулирование взаимоотношений в социально-культурном сервисе и туризме базируется на следующей законодательной основе: Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003) (принята 12.12.1993); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.06.2003); Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). Гражданский кодекс РФ (Ч.1. от 1.01.1995 г., Ч.П. с 1 марта 1996 г.) - закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений.

Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма.

Законодательство РФ о туристской деятельности состоит из Закона РФ « Об основах туристской деятельности в РФ» (принят в 1996, в редакции от 17.01.2007 г., а также принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые не могут противоречить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним нормативных актов. В Федеральном Законе « Об основах туристской деятельности (принят в 1996 № 132-ФЗ: в редакции 17.01.2007 г. / изменения, внесенные в закон в 2007 г. касаются корректировки основных терминов, определений и понятий; также изменены условия стандартизации, сертификации и лицензирования - переведены с принципа юридической обязательности на принцип добровольности); в настоящее время является основным механизмом правового регулирования туристской деятельности.

Закон Федеральный «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Закон определяет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. Согласно данному Закону, государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Государство признано создавать условия, благоприятные для развития туристской деятельности, формировать представление о России как стране благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, тур-агентов и их объединений.

Механизм государственного регулирования туристской деятельности предполагает создание нормативно-правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере туристской индустрии; содействия и продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов.

10. Планирование деятельности сервисного предприятия. Особенности разработки бизнес-плана.

Прежде чем планировать деятельность туристского предприятия необходимо определиться с выбором нормативно-правовой формы (ООО,ЗАО, ОАО и тд.). Лучшей формой для турфирмы будет ООО.

Выбрать систему налогооблажения. Выбрать структуру предприятия (какие службы и отделы будут созданы). Наиболее характерной особенностью деятельности предприятий сервисного обслуживания является взаимодействие, контакт с потребителем. разработкой технического задания по созданию wеb-сайта предприятия сервиса и его макета; изучение ИС сервисного и гостиничного обслуживания. Планирование должно осуществляться в рамках действующего законодательства.

Бизнес туристский состоит из:

1) экономическая деятельность тур организации, дающая прибыль;

2) любой вид тур деятельности, приносящий доход или иные выгоды.

Бизнес гостиничный- коммерческая деятельность в индустрии гостеприимства.

Бизнес гостиничный - самый крупный сектор, более того на него приходится свыше 85 % общей прибыли.

Бизнес игорный- коммерческая деятельность игорных заведений. Мировой опыт свидетельствует, что большинство компаний, занимающихся этим видом бизнеса, - традиционные гостиничные компании: «Холидей Инн», «Рамада», «Хилтон Корпорейшн», «Хайятт». Наиболее популярные центры в США; Лас-Вегас, Лафлин, Рено (шт. Невада), Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси), Дед-вуд (шт. Южная Дакота), Кикак, Беттендорф, Девенпорт (шт. Айова), Пуэрто-Рико. Игровой бизнес развит также в государствах Карибского бассейна, Канаде, Великобритании, Франции, Монако, Малайзии, Австралии. В России сфера Б. и. пока относится к числу слабо регулируемых рынков меньшей степени связана с Индустрией гостеприимства, нежели за рубежом.

Бизнес-план тур.фирмы:

1) Расчетный прогноз развития предпринимательской деятельности туристской фирмы, одинаково важный для самой фирмы и для банка или иного инвестора в условиях необходимости внешнего финансирования;

2) подробный план, составленный на определенный период и включающий показатели, которых должна достичь туристская организация.

Б.-п. является важным документом, помогающим мобилизовать капитал туристской фирмы или получить кредит. Б.-п. т. ф. должен содержать по возможности больше количественных показателей. В частности, на первый период времени реализации проекта показатели движения наличности и объемов производства приводятся с разбивкой по месяцам и более агрегированные - в последующие годы.

В Б.-п. т. ф. должны быть также отражены стратегия и тактика, которые менеджеры предполагают использовать для достижения плановых показателей, дан анализ ожидаемых прибылей и убытков.

Классическая структура Б.-п. включает 11 глав: резюме; описание продукции или услуги; оценка рынков сбыта; конкуренция на рынке; стратегия маркетинга; план производства продукции (услуги); организационный план; юридический план; оценка рисков и страхование; финансовый план; стратегия финансирования.

Структура Б.-п. т. ф.: организационно-экономическая характеристика фирмы; характеристика продукта туристского и услуг; оценка рынка сбыта туристского продукта; конкурентная среда; маркетинг и продажа; план производственно-обслуживающей деятельности; менеджмент; оценка риска и страхование; финансовая стратегия; прогнозный финансовый план.

Государственное регулирование индустрии туризма и сервиса (500 руб.)

1.3. Область задач и функций государственного регулирования в рассматриваемой индустрии

1.5. Группы правовых актов, регулирующих сферу туризма и гостеприимства

1.6. Основные формы регулирования индустрии туризма и гостеприимства

1.7. Лицензирование. Стандартизация. Сертификация.

Аннотация

В данном разделе анализируются вопросы: среда предпринимательства (экономическая, социальная, правовая) и её значение; понятие и значение государственного регулирования в рассматриваемой индустрии; область задач и функций государственного регулирования в рассматриваемой индустрии; понятие туристкой политики, стратегии и тактики; группы правовых актов, регулирующих сферу туризма и гостеприимства; основные формы регулирования индустрии гостеприимства и туризма, а так же лицензирование, стандартизация и сертификация. Главной целью является разобраться каким образом государство регулирует туристскую индустрию, а так же индустрию гостеприимства, какие существуют формы регулирования. Рассмотрены такие основные понятия как: экономическое, социальное и правовое предпринимательства; туристская политика; правовые акты участвующие в регулировании данной индустрии; лицензирование; стандартизация; сертификация.

1.1. Среда предпринимательства (экономическая, социальная, правовая) и её значение

В данном разделе стоит рассмотреть каждую среду предпринимательства отдельно и разобраться в её значении и важности.

1.1.1.Экономическая среда предпринимательства включает в себя сейчас четыре наиболее критических фактора:

· усиливающаяся роль информации

· быстрое развитие технологий

· глобализация

· меняющаяся демографическая ситуация в мире

Происходящие в экономической среде изменения связаны с циклами развития мировой экономики, экономическим ростом и кризисами в разных регионах и странах, рынками капитала, курсами валют, инфляцией, интересами, ценами на мировом рынке и т.д. Влияние экономических циклов на эстонские предприятия действует с некоторым опозданием. Падение мировой экономики проявляется посредством наших партнёров по экспорту обычно позже на несколько кварталов.

Подъём же наступает по большей части синхронно с поднятием мировой экономики. В России важной сильной стороной можно считать стабильную макроэкономическую среду. Это характеризуют система валютного комитета, следование основным принципам уравновешенного бюджета правительственного сектора, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, и умеренный уровень налогов.

Российская рабочая сила, ресурсы и различные услуги скорее дешёвые, что в свою очередь благоприятствовало относительно быстрому экономическому развитию в течение нескольких лет. Рост экономики опирался по большей части так же на дешёвые кредиты, которые обеспечивали предприятиям возможность больше инвестировать, а частным лицам больше потреблять.

Большой бум происходил в строительстве жилья. Увы, с ростом зарплат и с ускоряющейся инфляцией повышались так же и производственные расходы, и конкурентная способность предприятий существенно снижалась, что повлекло за собой сокращения.

В 2008 - 2009 годы произошло замедление экономического роста, что больно сказалось на предприятия многих сфер деятельности. В то же время положение не надо драматизировать - циклическое развитие экономике присуще и подъёмы чередуются спадами. Вместе с этим происходят изменения в структуре экономики. Часть некоторых сфер деятельности идёт на спад, но в то же время появляются и новые двигатели роста.

1.1.2. Социальная среда предпринимательства. Социальные изменения проявляются через различные демографические показатели (рождаемость, структура населения по возрастным группам, национальная или религиозная принадлежность, количество семей) . Нужную информацию дают социологические исследования о предпочтениях и об отношениях людей к досугу, экономии, к инвестированию и т. д.

Демографические изменения долговременны и довольно хорошо прогнозируемы. Предпочтения могут быстро меняться, такие изменения часто очень неожиданны. Вместе с социальной сферой рассматривают и культурные факторы. Население РФ хоть и большое, но стареющее.

Плотность заселения слабая на территории страны, но большая плотность наблюдается в столице и близлежащих городах. Безработица остаётся высокой, но есть существенные региональные особенности и наметился в последнее время небольшой положительный сдвиг в сторону уменьшения безработицы.

Безработные с низкой квалификацией не находят подходящих рабочих мест. В то же время малое количество квалифицированных рабочих является препятствием развития предпринимательства.

Безработицу сопровождают бедность, преступность, ухудшение жизненной среды, более чем скромное развитие во многих регионах страны.

Здоровье населения РФ относительно слабое, средняя продолжительность жизни уступает Европейским странам, социальная инфраструктура по большей части устарела. Всё это влияет напрямую, или косвенно на предпринимательство.

Не стоит забывать, что с увеличением количества пожилых людей возрастает объём предоставляемых им услуг, например, построены многие новые и современные дома престарелых. В дальнейшем должна возрасти материальная обеспеченность пенсионеров и вместе с этим готовность платить за различные услуги и изделия, предназначенные для них.

1.1.3. Правовая среда предпринимательства. Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным условием, обеспечивающим субъектом бизнеса экономическую свободу, гарантии и права позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время нормативными и законодательными актами устанавливаются ответственность и обязанности субъектов предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, потребителями (покупателями), партнерами, бюджетами разных уровней за выполнение в сроки и в полном объеме обязательств.

Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, материальных, финансовых и других стимулов, гарантирующих нужную поддержку определенным категориям субъектов предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство успешно развивалось, государство должно поддерживать законное предпринимательство.

Формирование правовой среды решает многое проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большое препятствие для дальнейшего развития малого бизнеса состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

1.2. Понятие и значение государственного регулирования в рассматриваемой индустрии

Регулируется деятельность гостиничного хозяйства следующим образом:

1) ГК РФ - определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивающий и защищающий экономические и личные права граждан, устанавливающий правила об имущественно и рыночном обороте..

2) Налоговый кодекс РФ - определяющий финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями.

3) Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490 « Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в РФ».

4) Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 « Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», устанавливающий цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения по категории («без звезд», «*», «**», «***», «****», «*****»).

5) ФЗ РФ от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «ОБ основах туристической деятельности а РФ», определяющий принципы государственно политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ, регулирующий отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

6) Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирующий отношения между потребителями и исполнителями услуг.

7) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности

8) ФЗ «О техническом регулировании»

10) Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания»

11) Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

12) Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и тур-агентами, призванная регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов международного характера.

13) Международные гостиничные правила, одобренные советом Международной гостиничной ассоциации, призванные информировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

1.3. Область задач и функций государственного регулирования в индустрии гостеприимства и туризма

В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного, всеобъемлющего, целостного законодательства, с учетом норм международного права. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность в сфере туризма РФ, является Закон РФ «О туризме и туристской деятельности» (действует с 2003 года). Он регулирует отношения, касающиеся сферы туризма РФ, и возникающие в сфере туристской деятельности отношения, которые имеют место в процессе реализации прав граждан на отдых, путешествия и свободу передвижения.

Правительство РФ разработало и приняло также Стратегию развития туризма России, которая направлена на стимулирование сотрудничества между государственным и частным секторами в сфере развития туризма и предусматривает самый тщательный подход к созданию мирового бренда России. Главная ее цель - продвижение государства в мировой туриндустрии, стимулируя увеличение количества прибывших туристов и получение прибыли от туристической деятельности.

Достижение поставленной цели развития индустрии туризма предусматривает разработку и реализацию в долгосрочной перспективе целого ряда взаимосвязанных подстратегий в разных сферах туристической индустрии, таких как инвестиционная стратегия, организационная стратегия, внутренняя стратегия, маркетинговая стратегия, стратегия развития инфраструктуры, образовательная стратегия, стратегия высококачественного обслуживания, стратегия диверсификации турпродуктов, стратегия расширения рамок сезона, стратегия исследований и разработок.

1.4. Понятие туристкой политики, тактики и стратегии

1.4.1.Туристкая политика. Туристская деятельность не ограничивается лишь, и исключительно, хозяйственной деятельностью предприятия, а тесно взаимосвязана с функционированием различных организаций, общественных и профессиональных ассоциаций и союзов, региональных, национальных и наднациональных институтов государственного и межгосударственного регулирования. Совокупность действий всех этих элементов, направленная на удовлетворение потребности людей в туристских поездках, и формирует понятие туризма как социально-экономического явления. Совершенно очевидно, что каждая из этих структур, осуществляя свою конкретную функцию, прибегает к использованию концепции маркетинга в туризме. Вместе с тем, не менее очевидно, что цели и задачи концепции маркетинга будут различны, хотя могут и совпадать, у разных субъектов туристской деятельности. Цели и задачи маркетинговой концепции профессиональной ассоциации туристских работников будут отличны от целей и задач маркетинговой политики органов государственного регулирования. Если одни будут ставить своей целью укрепление положительного имиджа туристского бизнеса среди населения, то другим интересно, прежде всего, создание благоприятного образа государства за его пределами с целью привлечения наибольшего количества туристов из-за рубежа в свою страну. Если туристское предприятие, реализуя концепцию маркетинга, стремится к получению максимально-эффективной прибыли путем удовлетворения нужд и потребностей клиентов, то региональная туристская администрация использует концепцию маркетинга для регулирования туристских потоков в свой регион.

Таким образом, наличие продуманной и хорошо спланированной стратегии маркетинга является необходимым элементом не только в хозяйственной деятельности отдельных туристских предприятий, но и иных координирующих и регулирующих органов и организаций.

Стратегия туристского маркетинга в рамках государства выражается в осуществляемой им туристской политике.

Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

Основные направления туристской политики России:

защита прав путешествующих;

защита интересов производителей отечественного турпродукта;

всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;

налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма.

Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны.

Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых:

· создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике;

· формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма,

· привлечения инвестиций в эту сферу;

· введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т.п.

Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится получить от него максимальной экономической эффективности.

Вместе с тем, следует отметить, что туристская политика государства не может строиться, исходя исключительно из его внутренних условий. Любое государство, выходящее на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована стратегия туристского маркетинга, зависит роль и место конкретного государства в мировом туристском рынке.

1.4.2. Туристские формальности. На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы разных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных туристских формальностей.

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребывании (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку [email protected]

Государственная политика на региональном уровне направлена на содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития, поддержание приоритетных направлений, формирование представления о регионе как благоприятном для развития туризма, осуществление поддержки и защиты туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В рекомендациях Всемирной туристской организации (UN ]УТО) отмечаются следующие основополагающие функции государственной политики: маркетинг, координация туристской деятельности и развития, планирование, правовые вопросы и финансирование.

Целями государственного регулирования согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах туристской деятельности») являются охрана окружающей среды, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, создание условий для их деятельности. «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».

Система задач государственного регулирования в сфере туризма предусматривает обеспечение прав граждан на отдых, развитие туристской индустрии, образование и патриотическое воспитание, охрану окружающей среды и сохранение культурных объектов, создание новых рабочих мест, рост доходов государства и граждан Российской Федерации (рис. 2).

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма.

Рис. 2.

в Российской Федерации

При этом государством используются следующие управленческие методы.

  • 1) определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • 2) нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;
  • 3) разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, в том числе путем предоставления прямых бюджетных инвестиций, субсидий, льготных кредитов на реализацию проектов развития туристской индустрии;
  • 4) содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, определение приоритетных мероприятий по маркетингу и рекламе туристских регионов в целях повышения их привлекательности;
  • 5) защита прав и интересов туристов, в том числе оказание им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;
  • 6) содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • 7) развитие научных исследований в сфере туризма;
  • 8) классификация объектов туристской индустрии;
  • 9) формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
  • 10) информационное обеспечение туризма;
  • 11) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • 12) оказание государственных услуг в сфере туризма;
  • 13) взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации;
  • 14) налоговое и таможенное регулирование;
  • 15) обеспечение доступа к туристскому региону, охрана туристских достопримечательностей.

Система государственного регулирования туризма в Российской Федерации опирается на две институциональные ветви власти: законодательную и исполнительную. Законодательная ветвь представлена Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, в исполнительной ветви основополагающая роль принадлежит Федеральному агентству по туризму (Ростуризм) в структуре Министерства культуры Российской Федерации (рис. 3).

Федеральный законом «Об основах туристской деятельности» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований по созданию благоприятных условий для развития туризма.

Международный опыт государственного регулирования туристской деятельности показывает использование различных моделей:

  • 1) модель: американская - отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации»;
  • 2) модель: европейская - решение общих вопросов развития туризма на уровне государства, преимущественно в области политики и координации маркетинговой деятельности;
  • 3) модель: азиатская - наличие сильного и авторитетного центрального органа - министерства, значительные финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование туристской инфраструктуры.

Комитет Государ-ственной Думы по экономической политике

Федеральное агентство по туризму

Министерство здравоохранения и социального развития

Министерство спорта и молодежной политики

Туристская

админист

субъектов

Муниципальные (районные) органы координации туристской деятельности

Министерство природных ресурсов и экологии

Министерство

транспорта

Рис. 3. Система государственного регулирования туризма

в Российской Федерации

В сфере туризма особое значение имеет деятельность общественных организаций и профессиональных объединений. В зависимости от состава членов, их статуса и представительства, а также уставных целей и задач туристские организации квалифицируются как:

  • - всемирные, региональные и национальные;
  • - официальные (межправительственные) и неофициальные;
  • - универсальные и специализированные.

Наиболее представительной, авторитетной и активно действующей организацией в сфере сотрудничества стран в области туризма является Всемирная туристская организация (UN WTO) - специализированное межправительственное учреждение системы ООН. В 1969 г. ООН приняла решение о создании Всемирной туристской организации, был принят ее Устав, и в 1975 г. состоялось первое учредительное заседание Генеральной ассамблеи UN WTO.

В настоящее время членами UN WTO являются 156 государств из всех регионов мира. Россия как правопреемник СССР является членом UN WTO с 1975 г. Кроме того, в соответствии с Уставом в нее вступили в качестве ассоциированных и присоединившихся членов (без права решающего голоса) 350 общественных и коммерческих структур, связанных с туристской деятельностью.

Высшим руководящим органом UN WTO является созываемая один раз в два года Генеральная ассамблея. Исполнительный совет является руководящим органом; штаб-квартира организации находится в Испании. В UN WTO насчитывается шесть региональных комиссий, и несколько специальных комитетов, образованных для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (FUAA Г), насчитывающая в своем составе национальные ассоциации туристских агентств различных стран, выступает сторонником либерализации туристского бизнеса и защиты интересов туристских фирм.

Международная федерация туроператоров (IFTO ), в которую входят ассоциации туроператоров и отдельные туроператорские фирмы, занимаясь общими вопросами развития международного туризма, особое внимание уделяет защите интересов туроператорского бизнеса.

Деятельность Всемирной ассоциации туристских агентств (WATА) направлена на развитие международных туристских поездок путем создания по всему миру агентств Ассоциации. Она осуществляет обмен технической и коммерческой информацией, координацию деятельности своих агентств, унификацию туристской документации.

Международная гостиничная ассоциация (IHA ) объединяет предпринимателей гостиничного бизнеса разных стран в целях развития их сотрудничества в вопросах повышения качества услуг, внедрения современных технологий и стандартов обслуживания, повышения профессионализма гостиничного персонала и др.

Международная ассоциация воздушного транспорта (ТАТА ) объединяет авиатранспортные предприятия (авиакомпании, аэропорты и др.), обслуживающие основные международные и внутренние линии. Ее основная задача заключается в развитии их сотрудничества с целью повышения качества обслуживания пассажиров.

Международная ассоциация конгрессного бизнеса (ICCА) объединяет организации, осуществляющие обслуживание участников международных и национальных конгрессов, конференций, симпозиумов и др.

Международное бюро по социальному туризму (BITS) и международное бюро молодежного туризма (BITEJ) объединяют туристские организации профсоюзных объединений и компании, занимающиеся молодежным туризмом с целью расширения их сотрудничества в развитии социального туризма.

Международный туристский альянс (ЛИТ) включает национальные автомобильные ассоциации, федерации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов, или национальные федерации с целью развития автотуризма.

Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (РАТА ) - одно из наиболее многочисленных региональных объединений, в состав которого входят более 2200 членов из 64 стран, представляющих национальные правительственные туристские организации, транспортные и гостиничные ассоциации, туристские оптовые и розничные фирмы, а также различные организации, связанные с индустрией туризма.

Крупнейшими национальными туристскими ассоциациями являются Американское общество туристских агентов (АСТА), Ассоциация британских туристских агентов Франции (СНАВ), Союз канадских туристских ассоциаций (АКТА), Национальная испанская ассоциация, Союз немецких бюро путешествий (ДРВ), Австралийская федерация туристских агентов (АФТА), Японская ассоциация туристских агентов (ДЖАТА), Российский союз туринду-стрии (РСТ).

Выборочный анализ законов, связанных с развитием туризма в отдельных странах, также свидетельствует о различных государственных приоритетах. В Турции законом определены точные сроки регистрации недвижимости, выдачи лицензии, предоставления коммунальных услуг по льготным ценам. В Италии законом предусмотрено выделение финансовых средств отдельным областям. В Финляндии закон о туризме отсутствует, но подписан договор между Национальной ассоциацией по туризму и Управлением по защите прав потребителей.

В Российской Федерации законодательное регулирование сферы сервиса и туризма регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Часть 3, введенный в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 147-ФЗ.
  • 2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014. № 941-р.
  • 3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.
  • 4. Федеральный закон от 14.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  • 5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • 6. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 19.06.1995 №2-ФЗ.
  • 7. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
  • 8. Федеральный закон «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации» от 15.08.1996 № 114-ФЗ.
  • 9. Государственные стандарты:
    • - ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг;
    • - ГОСТ Р 56642-2015. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования;
    • - ГОСТ Р 54604-2011. Экскурсионные услуги. Общие требования;
    • - ГОСТ Р 54605-2011. Услуги детского и юношеского туризма;
    • -ГОСТ Р 51185-2014.Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования;
    • - ГОСТ 30389-2013. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
  • 10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».
  • 11. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Часть 2, введенный в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  • 12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  • 13. Федеральные государственные образовательные стандарты.
  • 14. Приказ Федерального агентства по туризму Российской Федерации от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъектов Российской Федерации».

Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» введены поправки, предусматривающие следующие меры, направленные на поддержку туристской деятельности :

  • 1) создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» для оказания экстренной помощи туристам за пределами Российской Федерации в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств по договору. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории РФ туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма;
  • 2) содействие в организации эвакуации туриста из страны временного пребывания за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • 3) формирование резервного фонда за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.

Указанные взносы перечисляются в денежной форме в следующих размерах:

  • а) 50 тыс. руб. - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн руб.;
  • б) 100 тыс. руб. - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных п. «а»;
  • в) 300 тыс. руб. - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;
  • г) 500 тыс. руб. - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов;
  • 4) установление размера финансового обеспечения ответственности туроператоров, который определяется договором или договорами страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантией или банковскими гарантиями и не может быть меньше:
    • - 500 тыс. рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;
    • - 3% (на 2016 г.), с 2017 г. - 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее чем 50 млн руб. - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма;
  • 5) установление мер административной ответственности за правонарушения, совершенные туроператорами в сфере выездного туризма при осуществлении своей деятельности.

Федеральным законом «Об основах туристической деятельности» установлено, что реализация турпродукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, и должен соответствовать российскому законодательству.

Туристская путевка и туристский ваучер являются основными первичными документами.

Туристская путевка - документ строгой отчетности, подтверждающий факт передачи туристского продукта.

Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Система взаимодействия субъектов туристской сферы представлена на рис. 4.

Авиакомпании, железные дороги, другие транспортные организации по доставке туристов к местам пребывания

Гостиница (мотель, кемпинг, гостевой дом, частные дома, турбазы и т.д.)

ОВИР, отделы виз посольств

Транспортные организации в местах пребывания туристов

Г иды-переводчики, экскурсоводы, сопровождающие, проводники и т.п.

Организации отдыха, питания, культуры, спорта, развлечения, образования и т.п.

Рис. 4.

При производстве и реализации туристского продукта имеют место три типа договоров:

1. Договор на туристское обслуживание (реализацию туристского продукта) - договор между туристом и туроператором (ту-рагентом), предметом которого являются отношения между туроператором (турагентом) и туристом по оказанию (реализации) туристских услуг в составе комплексного туристского продукта. В случае заключения договора о реализации туристского продукта между турагентом и туристом или иным заказчиком ФЗ «Об основах туристской деятельности установлено, что турист в праве потребовать от турагента предоставления всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Данный тип договора является разновидностью договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).

  • 2. Договоры между турфирмой и организациями туристской индустрии. Характер туристского обслуживания не позволяет, как правило, исполнителю (туроператору) лично выполнять все условия договора. Поэтому он вынужден поручать выполнение некоторых своих обязанностей третьим лицам (транспортным предприятиям, средствам размещения, предприятиям общественного питания, спорта, культуры и т.п.), оставаясь ответственным перед туристом за их выполнение.
  • 3. Отношения туроператора с турагентом регулируются агентскими договорами, а также договорами поручения и комиссии, которые близки по своей природе агентскому договору. Они должны составляться в соответствии с нормами, определенными в гл. 49, 51 и 52 ч. II ГК РФ. При этом туроператор поручает третьему лицу (турагенту) выполнение как юридических (заключение с туристом договора на оказание услуги от своего имени или от имени третьего лица), так и некоторых физических действий.

В зависимости от особенностей деятельности у турагента возникают различные обязательства перед потребителями туруслуг и разная степень ответственности за обеспечение оказания их потребителю.

Наиболее часто в этой группе договоров используется агентский договор (соглашение) - устанавливает взаимоотношения между туроператором (принципалом) и турагентом, который предусматривает передачу права на продажу туристских услуг от туроператора (принципала) к турагенту от имени и за счет туроператора (принципала).

В том случае, когда турпродукт реализуется турагентом на основании заключенного с туроператором договора поручения, ответственность лежит на туроператоре, от имени которого действует турагент.

Если деятельность осуществляется на основании договоров комиссии, обязательства перед потребителями возлагаются на ту-рагента, ибо в таком случае именно он и от своего имени заключает сделки с потребителями.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы направления государственной политики в области туризма и социально-культурной деятельности?
  • 2. Перечислите функции государственной политики, определенные Всемирной туристской организацией ({Ж УУТО).
  • 3. Оцените уровень государственной поддержки предприни-тельства в туризме в Российской Федерации в современных условиях.
  • 4. Какие методы и инструменты туристской политики предусмотрены ФЗ «Об основах туристской деятельности»? Какие рычаги предусмотрены в законах о развитии туризма на уровне субъектов РФ.
  • 5. Какие основные нормативно-правовые требования предъявляются к проектированию туристского продукта?
  • 6. Чем вызвана необходимость формирования системы регулирования туристской деятельности в Российской Федерации?
  • 7. Охарактеризуйте исторические процессы развития внутреннего туризма в России и в регионе (Приморский край, другие регионы Дальнего Востока).
  • 8. Как изменились приоритеты государства в этом вопросе? Используйте данные по развитию туристской сети, объемам обслуживания, финансированию внутреннего туризма.
  • 9. Приведите примеры организационной структуры управления туризмом в мировой практике, в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях в Российской Федерации.
  • 10. Какими документами регулируется система отношений между производителями и потребителями в сфере туризма?
  • 11. Какие требования предъявляются к туроператорам в случае необходимости оказания экстренной помощи туристам?
  • 12. Какие размеры финансового обеспечения установлены для туроператоров?
  • 13. Какие размеры финансового обеспечения установлены для турагентов?


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ