Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Если вы осуществляете закупку по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому вы сами являетесь исполнителем, то это одно из оснований для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ и соответственно такая закупка не подпадает под действие Закона 44-ФЗ.
Как производят закупки государственные, муниципальные унитарные предприятия?
Унитарные предприятия с 1 января 2017 года исключаются из заказчиков по Закону № 223-ФЗ и становятся заказчиками по Закону № 44-ФЗ.
Соответственно, осуществляют по нему все закупки независимо от источника финансирования, кроме случаев, указанных в Законе № 223-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ выделяют только два основания (по источнику финансирования и статусу заказчика) для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ, а в остальных случаях, в том числе независимо от источника финансирования, закупки должны осуществляться по Закону № 44-ФЗ.
Исключение из правил
Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки ГУП и МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.
Для чего придумали изменения
Как рассчитывает Правительство РФ, перевод ГУП и МУП на Закон № 44-ФЗ поможет расходовать бюджетные средства более эффективно и тщательнее контролировать заказчиков. Ведь Закон № 223-ФЗ, по правилам которого сейчас работают ГУП и МУП, позволяет с помощью разных наименований способов закупок маскировать закупку у единственного поставщика. В отличие от этого, Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткие требования к закупкам.
Что нужно сделать
Перечислим, что изменится для ГУП и МУП при переходе на Закон № 44-ФЗ:
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
№ 8/2009
Вопрос о том, насколько правомерны бартерные операции в бюджетной сфере, законодательно не урегулирован. Свое мнение об этом высказывает Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.
Рассчитываться с поставщиками нужно деньгами
На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.
Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.
Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях.
Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.
Косвенные доказательства позиции
Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:
Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);
Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).
Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.
Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.
Нужно различать два вида правоотношений
Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.
Суть бартерных операций
Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.
По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.
В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.
В оплату задолженности Муниципальному Бюджетному Учреждению за оказанные услуги в январе 2014 года в рамках предпринимательской деятельности ООО предлагает инструмент. Может ли МБУ заключить договор бартерных сделок в данном случае в соответствии с новыми требованиями в сфере закупок товаров,работ и услуг.
В соответствии с приведенным материалом бюджетное учреждение имеет право производить зачет взаимных требований с контрагентами. Для проведения зачета взаимных требований с ООО, учреждение должно заключить с ООО договор на приобретение инструмента, а не договор бартерных сделок. Однако заключить договор на приобретение инструмента с ООО (что бы можно было провести взаимозачет) как с единственным поставщиком можно только в том случае, если сумма договора будет составлять до 100 000 руб. и не более 5 процентов от общего годового объема закупок (и не более чем на 50 000 000 руб.).
Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет
Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?
Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению
Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни ГК РФ, ни Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.
Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.*
2. Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону
С 2014 года будет действовать новый закон в сфере закупок товаров для госнужд. Он коснется всех государственных и муниципальных заказчиков, в том числе казенных учреждений. Рассмотрим основные изменения в закупочной практике.*
Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*
Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе), с 2014 года должно будет:*
Одно из самых серьезных изменений закона - ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».*
С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:*
А.В. Ермакова, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.
С уважением,
Екатерина Самодурова эксперт «Системы Главбух»
Ответ утвержден:
Ольга Холина Ведущий эксперт «Системы Главбух»
При их проведении не предусматривается использование денежных или иных платежных средств. На практике бартерные сделки оформляются договором мены.
Договор мены это один из видов гражданско-правовых договоров, согласно которому одна сторона берет на себя обязательство передать другой стороне некоторые имущественные ценности в счет оплаты за поставляемые блага в рамках данного договора.
Таким образом, бартер это обмен прав собственности на объекты договора без участия платежных средств.
Следует отметить, что с точки зрения налогового законодательства договор мены имеет более широкое понимание, но бартерные сделки относятся именно к этой категории договоров.
В научной литературе бартер рассматривается как:
По принципу независимого открытого бартера в настоящее время осуществляется обмен внебанковских электронных денег.
В реальной экономической жизни встречаются следующие виды бартерных сделок:
Бартер имеет два неоспоримых преимущества:
К недостаткам бартерных сделок можно отнести следующее:
Заключение договора бартера в 2019 году регулируется российским законодательством. Для минимизации рисков его признания недействительным нужно придерживаться общепринятых правил.
Процедура подписания договора бартера влечет за необходимость в соблюдении общепринятых требований российского законодательство.
В случае игнорирования правил документ признается таковым как недействительным со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Бартерное соглашение имеет некоторую схожесть с договором мены. Однако различие все-таки имеется.
Для минимизации рисков признания договора недействительным рекомендуется изучить базовые сведения и российское законодательство.
Договор бартера выступает в качестве одной из разновидности сделок, которые напрямую связаны с подписанием соглашения мены.
Для возможности получить большее представление относительно понятия, необходимо обратиться к Гражданскому Кодексу России.
Согласно с его положениями, бартер подразумевает под собой равноценный обмен одного товара на иной.
Одновременно с этим, необходимо обращать внимание на то, при подписании рассматриваемого типа договора не установлено обязательств по уплате денежных средств. Это связано во многом с тем, что сделка предусматривает равноценное по стоимости имущество.
Согласно Гражданскому Кодексу, подписание рассматриваемого типа соглашения несет под собой равноценный по себестоимости обмен и передачу прав собственности по отношению одного предмета сделка на иной.
Необходимо отметить, что этот тип договора отличается от мены. Различие заключается в необходимости использовать платежные средства.
Предметом договора бартера является:
В процессе составления крайне важно указывать полные сведения с целью идентификации.
Основными нормативно-правовыми документами принято считать:
Именно в них отображаются базовые теоретические сведения.
Бартерное соглашение несет под собой множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.
При наличии каких-либо ошибок или опечаток документ может быть признан недействительным.
В зависимости от предмета договора перечень обязательной документации может различаться. В частности примерный пакет документов включает в себя:
Период, который отведен для государственной регистрации, не превышает 5 календарных дней. При отсутствии нотариального заверения у копий – период завышается до 10 дней.
Являясь официальным документом, соглашение обязательно включает в себя положения, способные отобразить условия взаимодействия каждого участника соглашения.
Часто договор формируется в форме одного документа. Но, встречаются ситуации, при которых соглашение содержит в себе совокупность допсоглашений и документации, которая объединяется под наименованием “бартерный договор”.
Для придания документу юридической значимости, текст соглашения должен включать в себя:
В завершении бартерного соглашения дублируют реквизиты участников сделки, в том числе ставятся печати (для юридических лиц) и персональные подписи.
Согласно Гражданскому Кодексу, предметом данного типа соглашения являются услуги.
В отличии от соглашения предоставления услуг, этот документ подразумевает под собой равноценный обмен, разница между которыми (при наличии) подлежит возмещению. В таком случае нужно указать банковский расчетный счет для оплаты.
Данная особенность отличает рассматриваемый тип соглашения от договора мены и оказания услуг (к примеру, за размещение рекламы).
Текст договора и структура обязательно должна в полной мере соответствовать требованиям российского законодательства.
В частности документ должен включать в себя такие разделы:
Наличие в договоре недостоверных сведений является основанием для его признания недействительным. Необходимо отметить — договор бартера в сельском хозяйстве заключается по аналогии.
В обобщенной форме соглашение включает в себя стандартный список разделов и условий. Одновременно с этим необходимо брать во внимание то, что такая разновидность сделки подразумевает под собой необходимость в уточнении обязательных сведений.
В частности, договор согласно ГК РФ включает в себя:
Правила и особенности маркировки и упаковки продукции | Дополнительно рекомендуется делать уточнения относительно языка, на котором формируются сопроводительные документы |
Достоверные и подробные сведения относительно всех категорий товаров, которые будут подлежать обмену | Вид, число, подробные персональные параметры |
Отображение подробной себестоимости товара и категории | — |
Правила периодов поставки и извещения относительно доставки продукции | В случае уведомления противоположной стороны относительно прибытия продукции, непосредственный отправитель должен уведомить — пункт и дату отгрузки, вариант отправки |
Рекомендуется подробно указывать ответственность сторон | Например, можно указывать размер штрафа в случае неисполнения взятых на себя обязательств одной из сторон |
Необходимо помнить о том, что данная разновидность договора обязательно сопровождается соответствующей документацией, подтверждающая законность сделки.
Предметом сделки может выступать квартира и иные объекты недвижимости, в том числе и земельные участки.
В случае обмена неравноправной по стоимости недвижимости необходимо дополнительно указывать о возмещении разницы.
Имущественный тип соглашения обязательно должен включать в себя:
Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что участники договора могут предусмотреть текстом соглашения соблюдения каких-либо конкретных взятых на себя обязательств. В завершении необходимо скрепить соглашение персональными подписями.
Составление соглашения требует безошибочного указания сведений в документе. Именно по этой причине рекомендуется ознакомиться с образцом заранее.
В случае подписания соглашения между юридическими лицами, каких-либо существенных условий не предусматривается.
Единственное, о чем нужно знать, так это обязательство по указанию в тексте соглашения подробных сведений о самой компании.
В случае подписания соглашения уполномоченными лицами, дополнительно нужно оформить на них нотариальную доверенность.
Бартер – весьма выгоден. Особенно, если говорить об отсутствии необходимых финансовых средств. Основными преимуществами данной разновидности сделки принято считать:
Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что данная разновидность подхода становится с каждым годом, менее эффективна.
Видео: договор мены
В завершении хотелось бы отметить — сложности в формировании данного типа договора нет. Достаточно внимательно относиться к его содержанию.
Для минимизации рисков занесения недостоверных сведений рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным нотариусам.