Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

СтатьиОтчет управляющей организации перед клиентами

Завершился календарный год, а это значит, что наступило время подготовки отчетности не только для контролирующих органов, но и для собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, в отличие от бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, форма и порядок заполнения которых регламентируются нормативными документами, отчет управляющей организации формируется ею самостоятельно. Это требует свободного владения внутренней информацией компании, творческих навыков и аналитических способностей. В статье приведены некоторые предложения по составлению такого отчета.

Форма и порядок - предмет согласования

Согласно п. 11 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Это единственная норма закона, в которой упоминается об отчете управляющей компании перед клиентами. Ни форма, ни содержание, ни порядок представления отчета, ни последствия поступления от собственников квартир возражений по нему не оговорены в нормативных документах.

Для управляющей организации, которая выбрана по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления, требования несколько конкретизированы: за 15 дней до окончания срока действия договора она должна предоставить собственникам помещений возможность ознакомиться с ежегодным письменным отчетом об исполнении договора управления, включающим информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества, а также сведения о нарушениях, выявленных уполномоченными контрольными органами (пп. 14 п. 14 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).

В связи со всем сказанным нужно весьма критически относиться к выпускаемым органами местного самоуправления документам, которыми утверждаются примерные формы отчета. Местные власти не могут требовать составления отчета от управляющих организаций, кроме той ситуации, когда находящиеся в управлении помещения принадлежат к муниципальному жилфонду. Главная цель подобных документов - повысить правосознание собственников помещений (чтобы граждане знали, чего требовать от управляющей компании).

Обратите внимание! Орган местного самоуправления не вправе навязывать управляющей организации форму отчета перед собственниками помещений.

Итак, форма, сроки и порядок представления отчета могут быть согласованы только в договоре управления. Как правило, управляющая организация разрабатывает свою форму (удобную для составителей), указывает ее в качестве приложения к договору, а также определяет сроки, периодичность и порядок доведения отчета до собственников. Однако встречаются и иные ситуации -когда в договоре управления нет ни слова про отчетность исполнителя. В этом случае собственники на основании закона вправе требовать отчет в течение первого квартала календарного года, но для формального выполнения данного требования управляющей организации будет достаточно изготовить банальную «отписку». Ответственности за непредставление отчета клиентам управляющая организация не несет. В самом худшем для нее случае собственники просто могут изменить способ управления (выбрать другую управляющую организацию), расторгнув тем самым договор с предыдущей компанией*(1).

Если же форма, сроки и порядок представления отчета установлены в договоре, там же может найтись место и для определения ответственности за их нарушение уже в виде финансовых санкций.

Зачем нужен отчет собственнику помещения?

Очевидно, что главная заинтересованная сторона - собственники помещений. Отчет необходим им как источник информации о выполненных (оказанных) управляющей организацией работах (услугах). Поскольку объектом управления является многоквартирный дом и жильцам не нужна информация по другим домам, отчет должен содержать сведения только по одному дому.

Как известно, при заключении договора управления стороны обязаны определить перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг, которые должны быть предоставлены управляющей организацией собственникам помещений в течение срока действия договора. В дальнейшем управляющая организация лишь выставляет собственникам счет (платежный документ) согласно договору. В свою очередь, приемки выполненных работ (оказанных услуг) в традиционном ее понимании (с подписанием акта между заказчиком и исполнителем) не происходит. Правила содержания общего имущества (п. 40) дают собственникам помещений право в соответствии с условиями договора:

  • получать информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работ (не позднее 5 рабочих дней с даты обращения);
  • проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
  • требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

О порядке реализации указанных прав в нормативном документе не говорится. В частности, в каком виде должен быть составлен запрос и предоставлена информация о перечнях, объемах, качестве и периодичности услуг и работ? В платежном документе может найти отражение только информация о сумме перерасчета платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья в случае нарушения качества или периодичности оказания этих услуг (пп.«д» п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг). Также исполнитель коммунальных услуг обязан составлять акт об их непредоставлении. Вместе с тем о фактическом объеме, видах и стоимости оказанных услуг в отношении общего имущества многоквартирного дома в целом информация каждому отдельному собственнику недоступна. Иначе говоря, у каждого отдельного собственника не складывается «картинка» в целом по дому, а показатели из платежного документа, касающиеся только его доли в общем имуществе, по сути неинформативны.

Таким образом, интерес собственников помещений понятен - они хотят знать соотношение уплаченных ими (предъявленных к уплате) сумм с объемом и видами запланированных (фактически выполненных) работ и услуг. Поэтому с точки зрения собственника отчет управляющей организации должен быть максимально детализирован, наполнен исчерпывающей информацией о состоянии общего имущества, выполненных работах, их стоимости, причем эта информация должна быть предоставлена в понятном, удобном виде (таблицы, графики, диаграммы). Добиться этого собственники могут, только если настоят на утверждении конкретной формы отчета как приложения к договору управления. Однако в настоящее время по многим причинам (в первую очередь низкий уровень правосознания и активности граждан, а также неразвитая конкуренция на рынке управления многоквартирными домами) при согласовании условий договора управления перевес сил на стороне управляющей организации. Собственники же, как правило, соглашаются на все предложенные условия, зачастую даже не ознакомившись с проектом договора до его непосредственного принятия. Поэтому тот вариант развития событий, когда собственник получит идеальный для него отчет управляющей организации, практически нереален. Компания представит такой отчет, который ей удобно составлять. Поэтому остается выяснить: какую выгоду может извлечь сама управляющая организация из представления потребителям отчета? Или отчет является только обузой для компании, отвлекающей трудовые и материальные затраты (в связи с чем его составляют неинформативным, недетализированным, лаконичным)?

Зачем нужен отчет управляющей организации?

По нашему глубокому убеждению, отчет управляющей организации перед собственниками помещений при грамотном подходе к его составлению и, конечно, при условии долгосрочной стратегии присутствия на рынке может стать эффективным инструментом воздействия на собственников помещений.

Главная функция отчета с точки зрения управляющей организации - информирование собственников помещений. Специфика деятельности по управлению многоквартирным домом состоит в том, что собственники помещений не всегда могут увидеть и, что называется, пощупать результат услуг и работ. Например, если гражданин нанимает бригаду для ремонта квартиры, он сам следит за ходом работ, проверяет качество используемых материалов, видит результат, принимает его, заставляет исполнителей устранять недостатки и т.п., то есть держит руку на пульсе, потому что знает, за что и кому он платит деньги.

С содержанием общего имущества до сих пор ситуация совершенно иная. Из сознания обывателя никак не уйдет мысль, что «где-то есть какая-то управляющая организация, она выполняет какие-то работы, я ей плачу какие-то деньги». В большинстве случаев ни о результате работ, ни об их фактической стоимости (по наименованиям) собственник помещения не имеет понятия. Жильцы видят результат лишь некоторых услуг и работ - чистую придомовую территорию и помещения общего пользования, своевременный вывоз мусора. О состоянии внутридомового инженерного оборудования они могут и не подозревать до момента возникновения аварийной ситуации. Именно поэтому те управляющие организации, которые в условиях ограниченного финансирования предпочитают проводить работы по предотвращению аварийных ситуаций на коммунальных сетях, жертвуя при этом, например, уборкой подъездов, никогда не дождутся благодарности от жильцов. И наоборот, достаточно сделать косметический ремонт в подъезде, чтобы завоевать доверие граждан. Убедить жильцов в необходимости проводить капитальный ремонт общего имущества также вряд ли удастся, если до аварий дело не доходило ранее. Но, как известно, дешевле аварию предотвратить, чем устранять сначала ее последствия и только затем причины. Поэтому управляющей организации, которая серьезно относится к своему бизнесу и клиентам, нужно менять сознание собственников помещений. Жильцы должны знать, в каком состоянии находится общее имущество в целом и его отдельные элементы (и не только те, что на виду). Они должны иметь информацию о том, какие меры предпринимает управляющая компания для улучшения состояния общего имущества. Это позволит им трезво взглянуть на ситуацию и принимать взвешенные решения на общих собраниях (например, поддержать непопулярное предложение компании об увеличении платы за содержание и ремонт общего имущества).

С учетом вышеизложенного можно назвать несколько составляющих отчета управляющей организации перед собственниками помещений.

Состояние общего имущества

Составление данного раздела отчета не должно стать чем-то новым для управляющей организации, поскольку проведение осмотров общего имущества и оформление их результатов актами входят в круг обязанностей по содержанию общего имущества, возлагаемых на управляющую организацию законом (пп. 2 п. 11, 13, 14 Правил содержания и ремонта общего имущества, п. 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Кроме того, в Письме от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 Минрегион рекомендовал при смене управляющих организаций составлять двусторонний акт состояния общего имущества, который может использоваться для оценки результативности работы предыдущей компании, а также для планирования работ по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества компанией-преемником.

Форма такого акта законом не установлена, однако традиционно организации пользуются формой, приведенной в приложении 1 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Вместе с тем, полагаем, данная форма является излишне подробной для собственников помещений. Управляющая организация вправе составить собственную форму раздела отчета о состоянии общего имущества, в которой акцентировано внимание только на необходимых моментах, в частности на процентах износа отдельных внутридомовых инженерных систем для предоставления коммунальных услуг и других конструктивных элементов общего имущества, на сведениях о последнем капитальном ремонте, проведенном в доме. Эти данные помогут объяснить собственникам имеющийся уровень аварийности, обосновать необходимость проведения ремонта и повышения размера платы.

Перечень услуг и работ

Этот раздел отчета должен повторять перечень услуг и работ, утвержденный на общем собрании (п. 17 Правил содержания и ремонта общего имущества) и представленный в приложении к договору управления (пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Полагаем, что степень детализации управляющая организация должна выбрать самостоятельно. Вероятно, наиболее целесообразно найти золотую середину между двумя крайними точками: «содержание и ремонт общего имущества» из платежного документа и очень подробный перечень, который приведен в приложениях 2 и 3 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Важно, чтобы представленный перечень с наименованием и объемами тех или иных услуг и работ был конкретным (например, включать в отчет такое обобщенное наименование услуг, как содержание помещений общего пользования, нецелесообразно, ведь его нельзя измерить в натуральных величинах; нужно писать «уборка подъездов» с конкретным количеством уборок в определенный период времени). По нашему мнению, в отчет необходимо включать именно натуральные показатели объема выполненных работ и оказанных услуг. Только в таком случае собственники помещений могут понять, какие работы и в каком объеме были действительно выполнены. Указание суммарной стоимости услуг и работ неинформативно.

Раздел отчета, представленный в таком виде, фактически заменяет собой акт об оказании услуг и выполнении работ. Напомним, что оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги и выполненные работы. По общему правилу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок. Эта же норма применяется и к правоотношениям по договору возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). Управляющая организация выставляет собственникам помещений платежные документы исходя из того, что весь объем работ, запланированный договором управления, в конкретном месяце был выполнен. Законом предусмотрен механизм снижения платы в случае нарушения качества и несоблюдения объема работ и услуг. Услуги и работы считаются выполненными в том объеме, в котором начислена плата, если не поступило своевременных заявлений потребителей о нарушении качества.

Особо заметим, что в рамках договора управления компания не только оказывает услуги (не имеющие овеществленного результата, потребляемые в момент оказания), но и выполняет работы (которые имеют материальный результат). Закон требует документального оформления передачи заказчику результата работы - путем подписания акта (ст. 720, 753 ГК РФ). Со дня подписания акта отсчитывается срок, в течение которого заказчик вправе предъявлять претензии к качеству работ (ст. 724ГК РФ). Особенно это актуально для выполнения работ по ремонту общего имущества. В связи с этим управляющая организация заинтересована в том, чтобы иметь подписи представителей собственников помещений на соответствующем акте. Если представители собственников помещений участвовали в приемке работ, это целесообразно отразить в отчете, например, путем составления справочной таблицы (с графами «Вид и объем работ», «Дата приемки», «ФИО представителя собственников»).

К вопросу о стоимостных показателях в отчете

Безусловно, одними показателями технического состояния общего имущества и сведениями об объемах оказанных услуг и выполненных работ в натуральных единицах измерения в отчете управляющей организации не обойтись. Между собственниками помещений и исполнителем проводятся финансовые расчеты, поэтому определенная информация о денежных потоках должна найти отражение в отчете. Но вот вопрос: какая именно?

Стоимость услуг или смета доходов и расходов?

Очень часто в рекомендуемых органами самоуправления формах отчетов, а также в самостоятельно разработанных управляющими компаниями формах можно встретить такие показатели, как затраты на выполнение тех или иных работ. Полагаем, что эти данные не просто не нужны собственникам помещений (и не несут для них смысловой нагрузки), предоставление такой информации не укладывается в сущность отношений по договору управления.

Согласитесь, заказчику по договору подряда (оказания услуг) сведения о расшифровке затрат подрядчика (исполнителя) совершенно не нужны. Впрочем, и подрядчик вряд ли будет раскрывать показатели своей хозяйственной деятельности перед заказчиком: зачем заказчику знать, какую прибыль он приносит подрядчику. Но даже если подрядчик работает себе в убыток, информация о сумме убытка никак не повлияет на отношения с заказчиком (подрядчик не может требовать повышения цены только потому, что несет убытки по договору). Все финансовые расчеты между сторонами основаны на условиях договора, определенных на стадии его заключения. Если подрядчику было ясно, что согласованные цена и объем работ повлекут убытки, он вправе был отказаться от заключения договора. Если же это стало очевидно уже в процессе исполнения договора, то это также не является основанием для одностороннего изменения условий договора, а квалифицируется как предпринимательский риск подрядчика.

Мнение эксперта . В отчете управляющей организации нет места смете доходов и расходов по многоквартирному дому. В нем должна быть отражена стоимость работ и услуг.

Все сказанное полностью применимо и к отношениям между собственниками помещений и управляющей организацией. В отчете следует указать стоимость фактически выполненных работ и оказанных услуг, соответствующую их объему в натуральных показателях и ставке платы согласно договору управления. Суммарную стоимость фактически выполненных работ и оказанных услуг нужно сравнить с суммарным размером начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме за отчетный период.

Смету доходов и расходов по конкретному многоквартирному дому следует оставить для внутреннего пользования управляющей организацией в качестве инструмента управленческого учета. Кроме того, раскрытие информации о фактических затратах управляющей организации может сыграть не на руку ей самой (например, ее могут использовать конкуренты). Эти сведения опубликовываются в составе бухгалтерской отчетности только в целом по виду деятельности, но не по конкретному объекту управления. Конечно, если управляющая организация полагает, что достигнет каких-либо целей путем предоставления сведений о фактическом размере затрат на обслуживание конкретного дома, ей ничто не мешает включать их в отчет. Однако, по нашему мнению, это нецелесообразно.

Расчеты с собственниками помещений

Наряду со стоимостью услуг и работ по договору управления в отчете следует обратить особое внимание на платежную дисциплину собственников помещений. Основой для формирования этого раздела отчета может стать представленная бухгалтером оборотная ведомость по счету учета расчетов с собственниками помещений (62, 76) в разрезе многоквартирных домов. Так, отдельно нужно указать долг на начало отчетного периода, предъявленные к оплате суммы, поступившие от собственников помещений платежи, задолженность на конец отчетного периода. Полагаем, что эти показатели необходимо раскрывать отдельно по каждому виду коммунальных услуг и по содержанию и ремонту общего имущества. Если производится накопление средств на капитальный ремонт, состояние расчетов по этому основанию также показывается обособленно. Кроме того, управляющей организации, являющейся получателем бюджетных средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам или с предоставлением услуг льготным категориям граждан, также целесообразно отдельно указать расчеты с бюджетом, касающиеся конкретного многоквартирного дома.

На заметку . Информация в отчете о задолженности жильцов может улучшить их платежную дисциплину.

Отражение в отчете управляющей организации задолженности собственников помещений может стать дополнительным стимулом погасить ее и объяснит, почему, например, управляющая организация фактически оказала услуг меньше, чем было предусмотрено договором управления*(2).

Дополнительно в отчет допускается включать информацию о суммах, перечисленных управляющей компанией в адрес ресурсоснабжающих организаций. Если эти суммы равны поступлениям от собственников помещений в оплату коммунальных услуг, управляющая организация покажет, что угроза отключения подачи коммунальных ресурсов в связи с долгами вызвана только неплатежами жильцов.

Нужно ли утверждать отчет?

Некоторые эксперты полагают, что отчет управляющей организации должен быть утвержден на общем собрании собственников помещений. Если считать отчет своеобразным актом о выполнении работ и оказании услуг, с этим следует согласиться. Однако закон не указывает на такую необходимость: в частности, п. 6 ст. 162 ЖК РФ предусматривает автоматическую пролонгацию договора управления вне зависимости от результатов работы за прошлый период. Заметим, что согласно пп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов ТСЖ утверждает отчет товарищества о финансовой деятельности (можно провести аналогию с отчетом управляющей организации), однако термин «утверждение» фактически применяется в значении «ознакомление»*(3). Таким образом, утверждение отчета необходимо, только если это специально предусмотрено договором управления. Кроме того, в договор может быть включено такое условие: отчет считается утвержденным, если в течение 30 дней после его представления в управляющую организацию не поступили возражения, сформулированные на общем собрании собственников помещений. Порядок и результаты рассмотрения возражений собственников по отчету целесообразно прописать в договоре управления. В целом же возражения по отчету следует рассматривать в качестве претензии потребителей (ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей») с соответствующими последствиями. Логично предположить, что, если уж собственники, что называется, собрались с силами, чтобы провести собрание и согласовать между собой возражения по отчету, значит, они твердо намерены отстаивать свои права.

* * *

Итак, при разработке формы отчета управляющей организации следует в первую очередь поставить себя на место собственников помещений и задаться вопросом: какую информацию они хотели бы получить? Скорее всего, ответить на этот вопрос будет не очень сложно - любой заказчик хочет знать, какие работы были выполнены, сколько они стоят и как изменилось состояние обслуживаемого имущества. Учитывая это, а также исходя из собственных целей (повысить платежную дисциплину клиентов, обосновать необходимость расширения перечня работ и услуг, повышения размера платы), управляющая организация должна найти оптимальную форму предоставления информации жильцам.

Решение № М-1871/2013 2-233/14 2-1743/2013 2-233/2014(2-1743/2013;)~М-1871/2013 2-233/2014 от 6 февраля 2014 г.

Дело №2-233/14 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новоильинский районный суд..... в составе председательствующего Карасовской А.В.

При секретаре: Виноградовой В.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе.....

Гражданское дело по иску ООО Управляющей компании «И.» к И. о понуждении к совершению действий по предоставлению подлинников документов, подписании актов выполненных работ за период с..... г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «И.» обратилось в суд с иском к Кальченко О.Г. о понуждении к совершению действий по предоставлению документов.

Требования мотивированы тем, что решением общего собрания собственников МКД по.....А от...... было принято решение о заключении договора управления МКД с управляющей организацией ООО «И.». Указанным решением общего собрания собственников МКД не определено место хранения решений собственников дома и иных материалов. Однако, в уведомлении о проведении общего собрания собственников дома определено место хранения решений (протоколов) общих собраний собственников дома по адресу: ..... пом. 142 ООО «УК «И.». В адрес председателя совета дома -Кальченко О.Г. было направлено письмо, с просьбой предоставить в адрес истца подлинники документов, однако до настоящего времени данные документы не предоставлены. Отсутствие указанной документации создает управляющей организации препятствия в управлении МКД, что в свою очередь приводит к нарушению прав собственников дома. Просит понудить ответчика передать подлинник решения общего собрания собственников дома к протоколу..... от..... и подлинник приложения..... к договору управления многоквартирным домом №......, взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей, расходы по уплате услуг представителя.

ООО «УК «И.» обратилось в суд с иском к Кальченко О.Г. с требованиями о подписании актов выполненных работ за период с..... г.

Требования мотивируют тем, что ООО «И.» на основании договора управления МКД по.....А..... от..... осуществляет управление указанным домом. Решением общего собрания собственников МКД по.....А..... от..... председателем совета МКД является Кальченко О.Г., которая отказалась подписать акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, что создает управляющей компании препятствия в управлении МКД. Просит понудить ответчика подписать акты выполненных работ за период с..... по..... г., взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей, расходы по уплате услуг представителя.

Определением..... райсуд..... от..... исковые требования ООО Управляющей компании И.» к И. о понуждении к совершению действий по предоставлению документов, о подписании актов выполненных работ за период с..... г. были объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца ООО УК «И.» - Двизова С.О., действующая на основании доверенности, выданной от..... настаивала на заявленных требованиях, суду пояснила, что решением общего собрания собственников МКД по..... а..... от..... г., договора управления МКД № ..... от..... управление указанным МКД осуществляет ООО «УК «И.». Однако, после проведения собрания..... г., председателем совета МКД Кальченко О.Г. не были переданы в управляющую компанию подлинники: решения общего собрания собственников к протоколу..... от..... г.; приложение..... «Список собственников помещений МКД» к договору от..... Место хранения указанной документации между собственниками МКД и управляющей компании фактически не определено, однако, в уведомлении о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений, указано, что в повестку дня также входил вопрос относительно места хранения документов, предложено- г. ..... ..... ООО «И.». Считает, что ответчик, как председатель совета МКД, инициатор собрания от..... г., обязана передать указанные документы в управляющую компанию. Кроме того, ответчик Кальченко О.Г. не исполняет свои обязанности, и отказывается подписать акты выполненных работ по содержанию и текущему ремонту МКД за период с..... ..... несмотря на то, что со стороны управляющей организации работы по содержанию и текущему ремонту за указанный период времени выполнялись. Не подписание Кальченко О.Г. актов выполненных работ, нарушает права истцов, поскольку не пописанные Акты выполненных работ создают управляющей организации препятствия в управлении МКД, особенно в случае предъявления организацией пакета документов, подтверждающих надлежащее выполнение работ по содержанию и текущему ремонту МКД. Просит понудить Кальченко О.Г. предоставить оригиналы документов: подлинник решения общего собрания собственников МКД оформленного протоколом..... от..... и подлинник приложения..... к договору управления многоквартирным домом №......, подписать акты выполненных работ за период с.....

Представитель истца ООО «УК «И.» - Вавилова М.А., действующая на основании доверенности от..... в судебном заседании исковые требования и доводы Двизовой С.О. поддержала. Считает, что Кальченко О.Г. в силу того, что она является председателем совета МКД по..... ..... ....., должна подписать акты выполненных работ, по тем работам, которые были выполнены управляющей компанией. Также считает, что Кальченко необоснованно удерживает у себя оригиналы документов: приложение..... к Договору управления МКД от..... г., решение общего собрания собственников МКД от..... После проведения собрания собственников МКД..... г., Кальченко предоставляла в Управляющую компанию оригиналы указанных документов, но только для обозрения. ООО «УК «И.» до настоящего времени продолжает осуществлять управление МКД по.......... ...... Просит понудить Кальченко О.Г. предоставить оригиналы документов: подлинник решения общего собрания собственников МКД оформленного протоколом..... от..... и подлинник приложения..... к договору управления многоквартирным домом №......, подписать акты выполненных работ за период с..... г.

Ответчик Кальченко О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила что действительно она была инициатором заочного собрания, проводимого собственниками МКД по....., однако, оригиналы подписных листов (приложение..... к договору от..... г.), решение общего собрания собственников МКД, она передала в ООО «УК «И.», в соответствии с которыми и был заключен договор от..... Подлинников, запрашиваемых ответчиком документов у нее нет. Также, возражает относительно требований о понуждении ее к подписанию актов выполненных работ за период с..... ....., истцом, ни разу на протяжении..... г. не были предоставлены акты выполненных работ, выполненных в МКД. Лишь в..... г. на ее письменное требование ей, в присутствии собственников МКД были переданы Акты выполненных работ за период с..... г., однако, поскольку она хотела с ними ознакомиться, проверить фактическое выполнение работ сразу их подписывать не стала, в связи с чем, в полученных Актах указала «получено для ознакомления». Ознакомившись с Актами выполненных работ, предоставленными истцом, она с ними не согласилась, так как выполненные работы и те которые были отражены в Актах не совпадали и именно поэтому Акты выполненных работ она не подписала. Кроме того, впервые Акты выполненных работ за..... г., ей предоставили для ознакомления (подписи) только в..... ..... отказать ООО «УК «И.» в удовлетворении заявленных требований, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя 15000 руб.

Представитель Кальченко О.Г. – Стрекалова Н.В. действующая на основании доверенности от..... г., сроком до..... возражала против заявленных требований. Доводы Кальченко О.Г. поддержала. Суду пояснила, что заявленные истцом требования не основаны на законе. Так, в соответствии с решением собственников МКД по ул. ....., ..... ..... от..... г., место хранение документов, в том числе оригинала приложения №м 1 к Договору управления МКД от..... г., подлинника решения общего имущества к протоколу..... от..... собственниками указанного МКД не определено, Кальченко О.Г. отвергает факт нахождения у нее документов. Основанием заключения договора управления МКД является решение собственников помещений МКД, оригинал которого, был представлен в управляющую компанию. Именно на основании указанного решения собственников МКД был заключен договор управления МКД. Доказательств нахождения оригиналов документов у ответчика, истцом не представлено, а кроме того, сам факт нахождения у одного из собственника МКД документов, подтверждающих факт выбора управляющей компании, которая осуществляет управление МКД не может нарушать права и законные интересы управляющей компании. Также, считает, что истцы не вправе требовать от Кальченко О.Г. подписания актов выполненных работ. Так, принимать (не принимать) выполненные работы, это право, а не обязанность заказчика. Кроме того, Кальченко О.Г. о выполненных управляющей компанией (подрядными организациями) работах, о необходимости принять результат выполненных работ истец не извещал. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, взыскать в пользу Кальченко О.Г. судебные расходы.

Выслушав участников процесса, допроси свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

РЕШИЛ:

ООО Управляющей компании «И.» в удовлетворении исковых требований заявленных к Кальченко О.Г. о понуждении к совершению действий по предоставлению подлинников: решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформленного протоколом..... от..... года; приложения..... к договору управления многоквартирным домом №......, подписании актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с..... г. - отказать.

Проблема

Управляющая компания подрядным способом выполнила работы по ремонту 20 метров труб отопления и смене задвижек в нашем доме.

В доме есть совет дома и председатель совета. Смета не согласована ни с кем - насколько я понимаю это реалия настоящего времени в РФ, так как в договоре с УК не прописано согласование.

ЖК возлагает обязанности по подписанию актов выполненных работ на председателя совета дома, однако в договоре с УК опять же про это нет ни слова.

Какие документы можно потребовать от УК для проверки выполнения работ в полном объёме?

хотелось бы увидеть:

2) акт выполненных работ (но он думаю есть, просто видел 2 таких: 1-ый подписывается непосредственно после выполнения работ, 2-ой имеет вид схожий со сметой, то есть раскрывает финансовую сторону);

3) чеки на все материалы использованные и израсходованные при производстве работ.

Илья, а зачем вам подписывать эти акты, если договором с УК такой порядок не предусмотрен. Никакой ОБЯЗАННОСТИ у председателя совета дома подписывать их нет. Это право, но не обязанность. Если вы не специалист-сметчик, то в документах (даже если УК их представит в полном объеме) все равно не разберетесь. В чем смысл брать на себя дополнительную ответственность перед жителями, ничего не получая взамен?

Для любого толкового инженера не составит труда хотя бы поверхностно проверить смету, ссылки на все нормативы есть в самой смете.

Сверить стоимость материалов в смете с чеками - тоже проблемы нет.

Смысл в том, чтобы понять как работает наша УК, получать информацию о ремнотных работах сразу, а не по истечению года управления домом, когда нужно будет принимать решение о продлении договора.

Правильнее сказать, что у вас нет законных оснований информацию эту запрашивать.

1. УК - коммерческая организация.

2. Она самостоятельно определяет формы и методы исполнения договора управления домом.

3. Организуя работы, УК расплачивается собственными средствами: средства платежей после оплаты ПЕРЕХОДЯТ В СОБСТВЕННОСТЬ УК.

4. Следовательно, у вас нет никаких оснований указывать ей что и по какой цене делать.

У вас есть только право требовать обслуживание в соответствии со стандартами. Например, в соответствии с постановлением Госстроя РФ №170.

5. Если же вы желаете вникать в сметы, чтобы уменьшить стоимость обслуживания - это называется ТСЖ.

Добрый день, Илья!

П. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 определяет общий перечень информации, в обязательном порядке предоставляемой УК.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома.

Решение

Добрый день, Илья!

УК как любой субъект хозяйственной деятельности обязана вести бухучет и налоговую отчетность на основании документов, отражающих хозяйственные операции.

Сдача выполненных работ подрядчиком заказчику осуществляется на основании следующих документов:

Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2;

Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

В документах отражаются наименование (виды) работ, их стоимость, соответствующая смете и договору подряда, а также другие сведения.

Стоимость выполненных работ в акте должна соответствовать аналогичным сведениям в справке, в которой также указываются произведенные подрядчиком затраты за период. В случае выявления недостатков в работе составляется акт о выявленных недостатках, которые подрядчик устраняет в согласованные сроки.

Что касается чеков и других отчетных документов, вы можете их запросить, но согласно законодательству юрлицо обязано предоставлять первичные платежные и расчетные документы при проведении проверок налоговыми, иными надзорными органами, аудиторам, а в ТСЖ, ТСН и ЖСК — ревизору или РК НКО. Если бы речь шла о средствах, поступивших на проведение капремонта с индивидуального счета дома, то председатель Совета дома провел бы проверку эффективности использования денежных средств в полном объеме по поручению общего собрания собственников МКД.

Порядок и сроки составления и подписания акта приёмки выполненных работ

Порядок актирования выполненных работ между УК и собственниками помещений в МКД

Порядок составления и подписания акта приёмки выполненных работ прописан в Гражданском и Жилищном Кодексах РФ. К ним и обратимся за помощью и разъяснениями. Но прежде, чем докопаться до сути вопроса, необходимо углубиться в данную проблему.

Начать нужно с того, что в договоре управления МКД не прописан порядок актирования выполненных работ. В нём лишь говорится о порядке осуществления контроля собственниками помещений в доме за выполнением УК работ и оказанием услуг по договору управления (ст.162 ЖК РФ).

Но контроль собственников за выполнением обязательств УК по договору управления не имеет ничего общего с приёмкой выполненных работ. Это следует помнить и управляющей организации, и собственникам помещений в МКД.

Договор управления МКД представляет собой смешанный тип договорных обязательств между собственниками помещений в доме и управляющей организацией, которая выполняет работы по содержанию дома и оказывает услуги по управлению и текущему ремонту общего имущества МКД на возмездной (платной) основе (п.3 ст.421 ГК РФ).

Согласно ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель в лице УК берёт на себя обязательства по заданию заказчика в лице собственников выполнять работы по содержанию общего имущества МКД за определённую плату. Заказчик в лице собственников помещений по этому же договору обязуется оплатить выполняемые УК работы.

Согласно ст.702 ГК РФ, работы по текущему ремонту общего имущества в МКД относятся к договору строительного подряда. По этому договору подрядчик обязуется выполнить работы по заданию заказчика и предъявить ему результат. Заказчик же, в свою очередь, по договору подряда обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

Таким образом, приёмка выполненных работ по акту является не правом, а обязанностью заказчика, то есть, собственников помещений в МКД. Это к вопросу о том, что некоторые управляющие организации считают, якобы нельзя заставить собственников подписать данный акт, поскольку они не обязаны его подписывать.

Но Гражданский Кодекс РФ нам чётко прописал, что собственники не имеют право, а обязаны подписывать акт приёмки выполненных работ, когда представители управляющей организации приносят его на подпись.

Контроль за выполнением работ УК по договору

Прежде всего, нужно отметить, что во избежание недоразумений между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией порядок осуществления контроля за выполнением УК взятых на себя обязательств необходимо чётко прописать в договоре управления.

Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев данный пункт в договоре управления МКД не прописывается, из-за чего впоследствии возникают различные спорные ситуации.

В таком случае ст.748 ГК РФ нам говорит, что заказчик имеет право контролировать процесс, сроки и качество выполняемых работ, но не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (УК или подрядной организации). Аналогичные положения содержатся и в Правилах содержания общего имущества МКД (ПП РФ №491).

Поэтому, если собственник вам говорят, что не будут подписывать, так как хотят проверить сметную и фактическую стоимость строительных материалов либо самих работ, то они не имеют на это право. Собственники не могут проверять финансовую сторону вопроса. Они вправе только контролировать качество выполняемых работ.

Если в процессе выполнения работ заказчик обнаружит несоответствие заявленным нормам, дефекты или неисправности, то он должен немедленно сообщить об этом исполнителю в лице УК или подрядчика. В противном случае впоследствии заказчик работ теряет право ссылаться на обнаруженные дефекты, так как вовремя не заявил о них.

Ответственность УК за некачественные работы

Если в процессе работ собственники выявили ненадлежащее их качество и вовремя заявили об этом, то они могут потребовать уменьшения стоимости выполненных работ (ст.723 ГК РФ). Чтобы для УК или подрядной организации наступила ответственность за некачественные работы, собственники должны выявить недостатки и заактировать сей факт.

В течение 6 месяцев с момента обнаружения дефекта собственники имеют право подать в свою управляющую организацию письменное заявление о перерасчёте (Приложение к ПП РФ №491).

Иными словами, сначала нужно выявить дефект и заактировать его, а потом на основании акта писать в УК, а не наоборот. То есть, у собственников не получится такая схема, что спустя месяц или два они решат сделать перерасчёт за неубранный вовремя или плохо убранный подъезд, составив акт с опозданием.

Акт о выявленных нарушениях составляется и подписывается в присутствии представителя УК и уполномоченного собственника помещений в МКД либо председателя совета дома (ПП РФ №354). Выходит, что если нет акта о выявленных нарушениях, значит нет и самого дефекта. Из этого следует, что нет акта о дефектах - нет перерасчёта.

Причём, перерасчёт делается только за период с момента составления акта о ненадлежащем качестве выполненных работ по дату составления акта об устранении выявленных нарушений (пп.111,112 ПП РФ №354).

Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить следующие важные моменты:


  • собственники помещений в МКД могут на правах заказчика контролировать выполнение работ и услуг, оказываемых УК по договору;

  • при выявлении дефекта или ненадлежащего качества выполняемых работ должен быть сразу же составлен соответствующий акт и подписан в присутствии собственников и представителей УК;

  • с момента составления и подписания акта о выявлении нарушений собственники имеют право в течение 6 месяцев в письменной форме потребовать от своей управляющей организации перерасчёта за выполненные ненадлежащим образом работы;

  • при отсутствии вовремя и грамотно составленного акта о выявлении нарушений УК вправе отказать в произведении перерасчёта за выполненные работы.

Кто должен подписывать акт приёмки выполненных работ от имени собственников помещений в МКД

Жилищный Кодекс РФ нам говорит, что сторонами подписания договора управления МКД являются собственники помещений в доме и управляющая организация (п.2 ст.162 ЖК РФ). Также по жилищному законодательству собственники обязаны на общем собрании избрать совет многоквартирного дома и его председателя для осуществления контроля за выполнением взятых УК по договору обязательств.

Совет дома осуществляет контроль за выполнением работ и оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ).

При этом, в перечень полномочий совета дома не входит функция подписания актов приёмки выполненных УК работ. Таким образом, члены совета МКД равно как и остальные собственники помещений в доме не имеют право подписывать данный акт.

Таким правом обладает только председатель совета МКД либо избранный на общем собрании и уполномоченный на то собственник от лица всех владельцев помещений в доме. Согласно пп.4 п.8 ст.161.1 ЖК РФ избранный из числа членов совета МКД председатель обладает правом:


  • контролировать выполнение работ и оказание услуг УК по договору правления;

  • подписывать акты приёмки выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме;

  • подписывать акты о выполнении работ и оказании услуг ненадлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.
При этом, председатель совета дома не имеет право, а обязан подписывать акты приёмки выполненных работ с управляющей организацией от лица всех собственников помещений в МКД.

Если же работы выполнены надлежащим образом, актов о выявленных нарушениях не составлялось и претензии в УК не поступали, но председатель совета дома либо уполномоченное на общем собрании собственников лицо не хочет подписывать акт приёмки, то он считается подписанным в одностороннем порядке.

Любой собственник от лица всех владельцев помещений в МКД не может подписывать акт приёмки выполненных работ, не имея доверенности или решения ОСС (ст.160, п.1 ст.182, ст.185 ГК РФ).

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать следующее заключение:


  • акт приёмки выполненных работ должен быть подписан управляющей организацией в лице исполнителя и председателем совета МКД либо уполномоченным ОСС собственником в лице заказчика (ст.753 ГК РФ);

  • никто из собственников помещений в МКД без доверенности либо решения ОСС не может подписывать акты приёмки выполненных работ от лица всех владельцев помещений в МКД;

  • подписывать акты приёмки выполненных работ может только председатель света МКД либо уполномоченный решением ОСС собственник из числа владельцев помещений в доме;

  • без выбора председателя либо уполномоченного лица собственники помещений в МКД лишают себя права подписывать акт приёмки выполненных работ, но оставляют за собой право контролировать процесс их выполнения;

  • при отсутствии акта о выявленных в ходе выполнения работ нарушениях и в случае отказа председателя совета дома либо уполномоченного решением ОСС собственника подписывать акт приёмки выполненных работ документ считается подписанным в одностороннем порядке.

Сроки подписания акта приёмки выполненных работ

В Приказе Минстроя сроки подписания акта приёмки выполненных работ отсутствуют и прямого указания на примерный период отсутствует. Такие работы и услуги, как управление домом и содержание общего имущества в МКД заактировать попросту невозможно из-за частоты периодичности их выполнения. Что касается текущего ремонта, то тут всё проще, поскольку акт приёмки выполненных работ сдаётся по факту их окончания.

Поэтому оптимальными сроками подписания актов приёмки работ по содержанию общего имущества в МКД является ежемесячный период, то есть каждый месяц. Оптимальным сроком подписания акта приёмки выполненных работ по текущему ремонту является 1 раз в год или по факту их окончания.

Напоминаем, что если председатель совета дома или уполномоченный решением ОСС собственник отказывается подписывать акт, но при этом никаких письменных претензий или актов о выявленных нарушениях в УК не поступало, то документ считается подписанным в одностороннем порядке. Единственное, нужно будет сделать пометку об отказе подписания акта приёмки выполненных работ заказчиком от лица собственников.

информация взята с сайта "РосКвартал"

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении формы акта

В соответствии с пунктом 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12 апреля 2013 года)приказываю:Утвердить форму акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно приложению к настоящему приказу.

Министр
М.А.Мень

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 февраля 2016 года,
регистрационный № 40928

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 26 октября 2015 года № 761/пр

Форма акта
приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме

АКТ N ____
приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме


г.

"__" ________ ____ г.

Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:

,

(указывается адрес нахождения многоквартирного дома)

именуемые в дальнейшем "Заказчик", в лице

,

(указывается ФИО уполномоченного собственника помещения в многоквартирном доме либо председателя Совета многоквартирного дома)

являющегося собственником квартиры N ___, находящейся в данном многоквартирном доме, действующего на основании

, с одной стороны,

(указывается решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо доверенность, дата, номер)

и

,

(указывается лицо, оказывающее работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме)

именуем ___ в дальнейшем "Исполнитель", в лице

,

(указывается ФИО уполномоченного лица, должность)

действующ___ на основании

,

(указывается правоустанавливающий документ)

с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. Исполнителем предъявлены к приемке следующие оказанные на основании договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме (указать нужное) N ____ от "__" ______ __ г. (далее - "Договор") услуги и (или) выполненные работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме N ____, расположенном по адресу:


:


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ