Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В современных условиях особенно активно ведется борьба с преступностью. Благодаря ее непрерывности обеспечивается сохранность свобод и прав граждан. Это, в свою очередь, способствует восстановлению и поддержанию общественного порядка. Во всех мероприятиях, способствующих этому, особая роль принадлежит системе исполнения наказаний.

Основные цели работы

Деятельность органов по исполнению наказаний регулируется УПК РФ. Цель работы структуры заключается в исправлении осужденных и предотвращении совершения ими и иными лицами новых правонарушений. Сегодня вопросы, связанные с исполнением наказания, обладают не только прикладным значением, поскольку они всегда являются актуальными и востребованными в систематизации и теоретизации главных положений и научном осмыслении. На основании теоретических положений ведется разработка рекомендаций, задачей которых является повышение эффективности исполнения наказания и достижения его цели. В связи с этим, особую актуальность имеет исследование всего процесса, его целей и сути, в целом, его значения, степени и возможности исправления осужденных при помощи разнообразных методов воздействия. Вместе с этим будет осуществляться и систематизация научного знания в данной сфере. В качестве меры пресечения достаточно часто применяется ограничение свободы. Как вид уголовного наказания используется также арест.

Понятие мер пресечения

В качестве содержания наказания выступает особая форма принуждения – кара. В связи с этим, под его реализацией следует понимать порядок, регулируемый нормами УИП по применению мер государственного принуждения. Он выражается в виде ограничения прав и свобод граждан, совершивших нарушение. Для обозначения реализации тех или иных мер принуждения, в УИК применяется также термин "отбывание". Все используемые определения выражают единый процесс производства принудительного воздействия на осужденного. При этом обращены эти термины к разным участникам и субъектам правоотношений, регулируемых УПК.

Что такое "ограничение свободы"?

Раскрывает данное понятие ст. 53 в части 1 УПК. Ограничение свободы – это содержание осужденного, который достиг 18-летнего возраста к моменту вынесения приговора, в специальном учреждении. В качестве последнего выступает исправительный центр. Ограничение свободы – это не изоляция от общества. Осужденный находится при этом под надзором.

Применение меры

Говоря о том, что значит ограничение свободы, необходимо остановиться на установленном порядке назначения меры пресечения. В частности:

  • Для осужденных за совершение умышленного преступления и не имеющих ранее судимости – от 1 до 3-х лет.
  • Ограничение свободы осужденных за правонарушения, ставших результатом неосторожных действий, составляет от 1 до 5 лет.

В случае если рассматриваемая мера принуждения заменяет обязательные или исправительные работы, осужденный отбывает срок не менее 1 года. Ограничение свободы не назначается инвалидам 1, 2 гр., женщинам, имеющим иждивенцев до 8 лет, беременным и достигшим 55-ти лет. В эту же категорию относят мужчин в возрасте от 60-лет. В этих случаях применение меры воздействия будет расцениваться как незаконное ограничение свободы. К указанной категории также относят солдат, проходящих службу по призыву. Ограничение свободы как вид уголовного наказания может применяться в порядке замены неотбытой части срока или выступать в качестве более мягкого метода воздействия.

Специальные учреждения

Исправительные центры, посредством которых реализуется приговор в качестве ограничения свободы человека в обществе, включены в состав соответствующей исполнительной структуры. Для создания надлежащих условий, способствующих полноценному исправлению осужденных, предупреждения разрыва положительной связи с коллективом, в котором он работает, и с его семьей необходимо, чтобы эти учреждения располагались по месту его постоянного жительства либо в границах соответствующего субъекта страны.

Важный момент

Зачастую, по незнанию, некоторые путают понятия лишение и ограничение свободы. Необходимо сказать, что это две разные меры принуждения. При этом ограничение свободы может выступать в качестве более мягкой кары для осужденного, отбывающего срок по приговору суда в местах лишения свободы. В случае замены неотбытой части наказания лицо также направляется в исправительный центр. Однако в данном случае два осужденных, к которым применяется ограничение свободы по разным основаниям, не могут находиться в одном учреждении. Лица, имеющие судимость, помещаются отдельно от других. Осужденные соучастники также направляются в разные исправительные центры.

Прибытие осужденного в учреждение

Согласно ст. 47, ч. 3 УИН, органам местного самоуправления надлежит содействовать бытовому и трудовому устройству лиц, к которым в качестве меры принуждения применяется ограничение свободы. УК РФ регламентирует также порядок следования осужденных к исправительному учреждению. Как правило, лица прибывают к центру самостоятельно за счет государственных средств на основании предписания ОВД после того, как приговор вступил в силу. Осужденному необходимо отбыть в учреждение в течение трех суток с момента получения предписания, в котором определен, кроме прочего, срок, на протяжении которого, ему необходимо прибыть в указанное место. Аналогично осуществляется следование лица, которому неотбытая часть одной меры пресечения была заменена другой.

При уклонении осужденного от получения необходимого предписания, а также если он не выезжает в определенный срок, ОВД может задержать его на основании санкции прокурора на 15 суток. В случае отсутствия уважительной причины, объясняющей его поведение, он отправляется в исправительный центр под конвоем. По определению суда, при необходимости осужденный может быть отправлен в учреждение в соответствии с порядком, применяемым к преступникам, приговоренным к лишению свободы. Их направляют для отбывания срока под конвоем. Освобождение из-под стражи осуществляется непосредственно после прибытия в указанное место.

Порядок исчисления срока

Его определяет ст. 49 в части 1. В соответствии с ней, исчисление срока, на который установлено ограничение свободы, осуществляется с момента постановки прибывшего на учет в исполнительном учреждении. В этот период включается время содержания его под стражей и следования в центр под конвоем. В последнем случае один день сопровождения равен двум дням отбывания наказания.

Если при замене лишения свободы на ее ограничение осужденному предоставляется выезд (как правило, краткосрочный – не более пяти суток), время его и нахождения в пути также засчитывается в установленный ему срок. Один день следования равен дню пребывания в центре. При этом в срок, на который определено ограничение свободы, не входит период, в течение которого осужденный отсутствовал по месту жительства или работы, самовольно их покинув. Сведения о начале отбывания и завершении срока, а также периода содержания лица в учреждении отражаются в личном деле.

Отбывание срока

Порядок содержания осужденных в исправительных центрах определяется в соответствии со ст. 50 УИК. Согласно ей, территориальные органы самоуправления по представлению ОВД устанавливают границы исправительного центра и правила поведения в их пределах. В самих учреждениях действует внутренний распорядок, утвержденный Минюстом при согласовании с Генпрокуратурой. За осужденными в центрах устанавливается надзор по месту работы и жительства. Лица, привлеченные к ответственности, должны трудиться там, где им предложено администрацией.

Они обязаны также постоянно находиться на территории центра и не покидать его самовольно. Для проживания осужденным предоставляются общежития. Покидать их в ночное время запрещается без разрешения администрации. Вместе с этим, лица, отбывающие наказание, должны участвовать в благоустройстве территории вне рабочего времени и без оплаты труда. Продолжительность этого занятия – не более 2-х часов в неделю. При перемещении в пределах центра они должны иметь при себе соответствующее удостоверение.

Права

Осужденным разрешено иметь при себе деньги и распоряжаться ими. Привлеченные к ответственности лица вправе покупать, хранить и использовать разные вещества, изделия и предметы. Исключение составляют те, которые запрещены по закону и Правилам внутреннего порядка центра. К последним, например, относят огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые и опасные вещества, военную форму и прочее. В случае обнаружения какого-либо запрещенного предмета, он подлежит изъятию. Его далее передают на хранение, уничтожают или реализуют. В последнем случае полученные средства отправляются в соответствующий бюджет. На протяжении срока осужденные, а также помещения, в которых они живут, могут обыскиваться, вещи лица – досматриваться.

Возможности

Если у осужденного есть семья и в течение срока отбывания наказания он не нарушает Правила внутреннего порядка, ему может разрешаться проживание с родственниками на арендованной либо собственной жилплощади. В этом случае ему необходимо являться в исправительный центр для регистрации до 4-х раз в течение месяца. Периодичность его появления определяется начальником. Осужденные по закону имеют право на получение образования по заочной форме в средних и высших учебных заведениях в пределах территории того субъекта, в котором они отбывают наказание.

Жилищно-бытовые условия

Лицам, находящимся в исправительном центре, предоставляются личные спальные места, а также постельные принадлежности. Норма жилплощади на 1 человека не должна быть менее 4-х м 2 . Данное положение указано в ст. 51, ч. 2 УИК. Осужденные также пользуются гражданской (обычной) одеждой. Однако она, как и белье и обувь, приобретается лицами на собственные средства самостоятельно. При их отсутствии по причинам, не зависящим от осужденного, центр может оказать материальное либо финансовое содействие.

Питание и лечение

Оно также оплачивается осужденными. Организацию питания осуществляет администрация центра. При отсутствии у лица, находящегося в центре, средств для оплаты, на него выделяются государственные деньги. Санитарно-профилактические и лечебные мероприятия проводятся по правилам и нормам, определенным соответствующим законодательством и УИК. Амбулаторное и стационарное медобслуживание выполняют органы здравоохранения по месту жительства осужденных. В особых случаях лицам может предоставляться право выезда за пределы центра для лечения.

Труд

Для лиц, привлеченных к ответственности с ограничением свободы, порядок рабочей деятельности определяется в соответствии с условиями отбывания этого вида наказания. Здесь необходимо отметить важный момент. Привлечение осужденных осуществляется вне зависимости от их желания. Они должны трудиться там, куда направила их администрация центра. Работа осужденных регулируется ст. 53, ч. 2 УИК, за исключением порядка приема, перевода и увольнения. Для лиц, у которых нет специальности, организуются курсы начальной или профессиональной подготовки. Данная обязанность возлагается на администрацию центра в соответствии со ст. 55, ч. 1 УИК. Привлечение осужденных к труду осуществляется с учетом их физических возможностей и состояния здоровья, а также уровня подготовки. Во время отбывания наказания запрещено увольнение лиц как по инициативе администрации, так и по желанию самих преступников. Исключениями из указанных правил считаются следующие:

  • Освобождение из мест отбывания наказания на основаниях, установленных в соответствующих нормативных актах.
  • Перевод осужденного в иную организацию либо другой центр на работу.
  • Замена ограничения лишением свободы.
  • Невозможность выполнять определенный вид работ по состоянию здоровья.
  • Вступление в силу приговора, которым лицо привлекается к лишению свободы.

Воспитательная работа

Эффективность исполнения наказания во многом зависит от четкого взаимодействия руководства подразделений структуры. Проведение воспитательной работы с осужденными является обязанностью как руководства исправительного центра, так и организации, в которой трудится лицо. В законе закреплены определенные формы и методы влияния на сознание осужденных. В качестве них, в частности, выступают:

  • Индивидуальная работа (осуществление наставничества, шефство).
  • Привлечение к воспитательному процессу членов семьи, трудового коллектива, представителей общественности, присутствующих на территории центра.

Активное участие привлеченных к ответственности лиц в проводимых мероприятиях учитывается при определении уровня исправления и поощряется. К наиболее важным направлениям тесного сотрудничества и взаимодействия администраций центров относят:


Обязанности центров

Вместе с обеспечением условий и порядка отбывания срока, выполнением соответствующего надзора, проведением воспитательной работы руководство может применять к осужденному меры взыскания и поощрения в рамках существующих нормативных актов. За хорошее поведение может использоваться:

  • Благодарность.
  • Разрешение провести выходной или праздничный день за пределами центра.
  • Снятие наложенного ранее взыскания досрочно.
  • Денежная премия и прочие.

Кроме того, осужденные могут быть представлены к УДО (условно-досрочному освобождению). Это считается наивысшей формой поощрения. При нарушении дисциплины, общественного порядка или правил проживания руководство центра может применить:

  • Выговор.
  • Помещение на срок до 15-ти суток в дисциплинарный изолятор.
  • Запрещение покидать пределы общежития в установленное время на протяжение месяца.

Дополнительная информация

Сегодня в исполнительной сфере приняты и действуют новые нормативные акты. В частности, ими являются Постановление Правительства об использовании различных технических средств при надзоре за осужденными и Инструкция по исполнению рассматриваемой меры принуждения. Эти документы устанавливают определенный список приспособлений, которые применяются при осуществлении контроля над лицами, для которых установлено ограничение свободы как вид уголовного наказания. Браслет электронный является наиболее распространенным средством отслеживания местонахождения осужденного. Он надевается на руку или ногу и предназначен для ношения в течение длительного (более 3-х мес.) периода.

Уголовная мера наказания в виде ограничения свободы гражданина применяется в РФ только в последние годы. До момента вступления в силу закона от 27.12.2009 №377-ФЗ данная мера не использовалась даже в отношении преступников, совершивших мелкие преступления. Данная мера была введена по требованиям гуманности. Ограничение свободы – это наложение некоторых ограничений на передвижение виновного гражданина, которое может применяться в виде различных мер.

Применение ограничения свободы

По состоянию на текущий год такой судебный приговор фактически предполагает домашний арест осужденного, когда ему на ногу надевается специальный браслет с целью постоянного отслеживания передвижений гражданина.

Такое уголовное наказание относится к категории гуманных, и состоит из нескольких разновидностей запретов:

  • выезд за рубеж;
  • выезд из области или региона;
  • смена места трудоустройства;
  • смена адреса постоянного жительства.

Данные судебные решения относятся к категории привилегированных, ведь виновному в силу определенных обстоятельств и смягчающих факторов удалось избежать тюремного заключения. Однако с психологической точки зрения такие меры также являются серьезными для осужденного.

Часто такое наказание наносит неисправимый вред, в отдельных случаях преступник навсегда отказывается от возможности совершения подобного преступного деяния. Рассмотрим каждый из запретов и его специфику отдельно.

Запрет выезда за рубеж

Данная мера широко применяется к преступникам в большинстве случаев при наличии большого долга перед кредитными учреждениями и банками, при задолженности по внесению налоговых платежей или алиментного обеспечения.

При вынесении такого приговора гражданину отказывают в оформлении виз для выезда в другие государства, и даже в случае успешного пересечения границы после проверки сотрудниками таможенного органа такой гражданин возвращается на родину. Если причины неизвестны, тогда человек должен обратиться с запросом в контролирующие инстанции и уточнить данные нюансы.

Запрет на пересечение границы области или региона

Такая мера пресечения часто применяется в процессе проведения следственных мероприятий, когда в любой момент может понадобиться связь или личное присутствие обвиняемого гражданина.

В подобной ситуации ограничение свободы не рассматривается как таковое в полноценном понимании. Практически подписка о невыезде становится подтверждением того, что в любой момент с человеком можно установить связь.

Следователь не указывает на преступные деяния конкретно данным человеком, однако он предпринимает такие меры в целях перестраховки, чтобы в случае необходимости не разыскивать лицо по территории всей РФ.

Запрет на изменение места трудоустройства

Эта мера редко применяется сотрудниками правоохранительных органов. В большинстве случаев она назначается для заключенных, для которых судом меняется мера наказания.

После освобождения из тюрьмы или колонии таким гражданам нужно в короткие сроки найти место трудоустройства. Сотрудники контролирующих органов с определенной периодичностью проводят проверки, чтобы удостовериться в занятости такого лица. В настоящем году такая мера является обязательной в соответствии с действующим УК РФ.

Запрет на изменение места жительства

Такой запрет может быть введен для освобожденного гражданина из мест заключения с целью проведения регулярных проверок. Применение меры наказания в виде запрета на смену адреса проживания является гуманным, однако есть также другая судебная практика.

В процессе судебного разбирательства судом может быть вынесено постановление о запрете появления гражданина в родном городе и поселке. То есть, с одной точки зрения, он остается свободным, но с другой в чужом городе или регионе он не имеет возможности быстро найти место трудоустройства и адаптироваться в социуме.

В результате применения такой меры часто гражданин поневоле, из безысходности, совершает повторные преступления в виде краж или разбоев.

Отличия между ограничением и лишением свободы

С 2009 года в статьях УК РФ дается четкое определение термина ограничения свободы и его отличия от лишения свободы. В это перечень входят критерии:

  • отсутствие заключения в тюремные учреждения;
  • сохранение прав человека;
  • неограниченное общение с членами семьи и родственниками;
  • неограниченная социальная и общественная жизнь.

Есть большая разница между данными понятиями, и ограничение свободы все же является гуманной мерой. Такое решение основывается на обстоятельствах дела и различных факторах, которые рассматриваются судом перед вынесением приговора о мере наказания.

Ранее после присуждения ограничения свободы виновный гражданин имел серьезные последствия, он должен был регулярно являться и отмечаться в пункте милиции. Помимо этого, с определенной регулярностью сотрудник контролирующего органа контролировал место его постоянного жительства.

На видео о мерах ограничения свободы

В настоящем году используются специально разработанные браслеты, по которым можно в любой момент отследить фактическое местонахождение человека, его передвижения. При этом фиксируются даже нарушения вплоть до 1 метра.

После вынесения судебного приговора прописывается фактический адрес проживания и максимально возможное расстояние пребывания осужденного от него. Однако во многих случаях идет речь о том, что оптимальным вариантом стало бы лишение свободы, чтобы гражданин не имел никакой возможности на совершение повторного преступного деяния.

1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.


2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.


3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.


4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.


5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.


6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.




Комментарии к ст. 53 УК РФ


1. Ограничение свободы имеет двойственную природу, может применяться как основное, так и как дополнительное наказание (см. коммент. к ст. 45 УК). В зависимости от этого дифференцирована его продолжительность (срок): при назначении ограничения свободы в качестве основного вида наказания за преступления небольшой или средней тяжести - от двух месяцев до четырех лет; в качестве дополнительного - от шести месяцев до двух лет.

2. Содержание рассматриваемого вида наказания охватывает ряд ограничений: а) не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; б) не посещать места проведения массовых и иных мероприятий, не принимать в них участия; в) не изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Надо иметь в виду, что установление ограничений на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального органа является обязательным.

Кроме того, на осужденного возлагается обязанность являться в указанный специализированный орган (уголовно-исполнительную инспекцию) от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

3. Перечень ограничений в период исполнения наказания может изменяться: по представлению органа уголовно-исполнительной системы, осуществляющего надзор за лицом, отбывающим ограничение свободы, суд частично отменяет либо, наоборот, дополняет ограничения. Основанием для принятия соответствующего решения является поведение осужденного.

4. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд может (но не обязан) заменить неотбытую его часть лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Злостно уклоняющимся признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с выданным предписанием (ст. 58 УИК РФ).

5. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность по ст. 314 УК (см. коммент. к ней).

6. Ограничение свободы не может быть назначено ряду категорий осужденных: а) военнослужащим; б) иностранным гражданам и лицам без гражданства; в) лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Загородников Артем Константинович

студент юридического факультета Хабаровский государственный университет экономики и права г. Хабаровск, Российская Федерация

Аннотация: В статье проводится анализ ограничения свободы как вида уголовного наказания по Уголовному Кодексу Российской Федерации. Выявлена сущность ограничения свободы.

Ключевые слова: ограничение свободы, система наказаний, назначение наказания

Restriction of freedom as a form of criminal punishment

Zagorodnikov Artem Konstantinovich

law student Khabarovsk state University of Economics and law, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In the article the analysis of restriction of freedom as a form of criminal punishment under the Criminal Code of the Russian Federation. The nature of restraint of liberty.

Keywords: restriction of freedom, punishment, punishment

В теории уголовного права существует такой вид уголовного наказания, как ограничение свободы.

Режим уголовного наказания в виде ограничения свободы представляет

собой определенный порядок, который закреплен законодательно, то есть является результатом механизма правового регулирования.

Уголовное наказание в виде ограничения свободы на современном этапе развития уголовной политики Российской Федерации свое начало получило с принятием Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ и предусмотрено в ст. 44 и 53 УК РФ . В связи с отсутствием необходимой для исполнения данного вида наказания инфраструктуры его применение было отложено на срок «не позднее чем до 2001 г.», а впоследствии и до 2005 г. (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации») . И только лишь спустя 14 лет Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ положения УК РФ о наказании в виде ограничения свободы введены в действие с 10 января 2010 г.

Итак, ограничение свободы как вид уголовного наказания в Российской Федерации с начала 2010 г. вступило на новый этап своего развития.

Введение в действие данного вида наказания, в первую очередь, обусловлено наличием возможности лицам, впервые совершившим преступления, исправиться без изоляции от общества.

Учитывая мировой опыт и опыт применения наказания в виде ограничения свободы в России, законодатель путем внесения изменений в ст. 53 УК РФ и ст. 50 УИК РФ Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 59-ФЗ уточнил порядок отбывания наказания. Установил исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми надзорные органы принимают решения об изменении режима осужденным к ограничению свободы.

Карательные функции наказания в виде ограничения свободы до Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ были идентичны карательным функциям для осужденных к лишению свободы в колониях-поселениях.

На момент введения данного наказания в 2010 году в системе наказаний УК РФ был существенный разрыв между пунктами «е» и «к». Наказания, которые располагались в этом периоде - ограничение свободы и арест фактически не применялись. Отсюда следует, что включение в систему данной меры было логично, правильно и своевременно. Отметим, что в настоящее время аналог ограничения свободы в предыдущей редакции принудительные работы не применяется. Конечно, бессмысленно отрицать, что ограничение свободы имеет сходные черты с условным осуждением, однако говорить о полной их тождественности в корне не верно. Такой вывод зачастую делается только на основе рассмотрения положений Уголовного кодекса РФ, а именно статьи 53 и 73 УК РФ. Но порядок исполнения, последствия несоблюдения режимных правил осужденных, не позволяет привести их к единому знаменателю и говорить о их полном сходстве. Кроме того, к положительным свойствам ограничения свободы следует отнести и то, что осужденный не обременяется трудовой повинностью. Это отличает его к примеру, от обязательных и исправительных работ, подчеркивая его индивидуальность и особенность. Безусловно, ограничение свободы должно быть наделено дополнительными свойствами карательного содержания, и быть более строгим.

По мнению Р. С. Рыжова, ограничение свободы необходимо расположить в системе уголовных наказаний на втором месте, то есть после штрафа. В качестве одного из аргументов автор указывает, например, что ограничение свободы может назначаться в качестве не только основного наказания, но и дополнительного .

По мнению законодателя, ограничение свободы – это более суровое наказание. Нельзя также забывать и о сроке наказания – исправительные работы могут быть назначены на срок до 2 лет, в то время как осужденный к ограничению свободы может находиться под надзором уголовно-исполнительной инспекции и соблюдать все назначенные ему ограничения до 4 лет.

Так, в отношении осужденного к 6 месяцам ограничения свободы Т. за совершенное им преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 119 УК РФ, начальником филиала УИИ УФСИН России по Ивановской области было направлено мировому судье судебного участка № 3 г. Кинешма представление о замене ограничения свободы лишением свободы ввиду неисполнения осужденным требований ч. 4 ст. 58 УИК РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 от 25 июля 2012 г. в удовлетворении представления о замене ограничения свободы лишением свободы осужденному Т. было отказано. Свой отказ судья обосновал тем, что согласно требованиям, ст. 60 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция не обязана, а вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Исходя из материалов дела, характеризующих личность осужденного как пенсионера и инвалида 2-й группы, имеющего единственное место жительства, не утратившего родственных связей, судья по своему внутреннему убеждению признал нецелесообразным применение средств контроля и надзора .

На наш взгляд, содержание различных уголовно-правовых норм подчеркивает, что законодатель вполне четко определяет место расположения наказания в виде ограничения свободы как наказания более строгого, чем исправительные, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это проявляется в ограничении конституционных прав осужденного лица, длительном сроке пребывания в статусе осужденного, уголовно-правовых последствиях злостного уклонения от ограничения свободы.

В настоящее время в УК РФ содержится 234 состава преступления, за совершение которых возможно применение наказания в виде ограничения свободы. Ограничение свободы в качестве основного наказания указано в 111 статьях Особенной части УК РФ, а в качестве дополнительного наказания в 74 статьях Особенной части УК РФ. В общей сложности наказание в виде ограничения свободы в том или ином качестве закреплено в 80% статей УК РФ, что не могло не породить проблемы, связанные с уголовно-правовой регламентацией и назначением данного наказания.

Основным фактором, обусловившим возникновение этих проблем, является полное преобразование сути и содержания ограничения свободы . Уголовно-правовое воздействие, согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ, сводится исключительно к поражению свободы передвижения осужденного, свободы выбора им места нахождения и свободы выбора круга общения.

Обратившись к судебной практики, мы видим, что суды стали чаще применять этот вид наказания. К примеру, число лиц, которым ограничение свободы было определено в качестве основного вида наказания, в 2015 г.
(по сравнению с 2010 г.) возросло с 7941 до 20827 лиц, а тем, кому определено в качестве дополнительного наказания, — с 1386 до 8423 лиц .

Однако суд не может назначить ограничение свободы одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Назначение ограничения свободы в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, после отбытия основного наказания и освобождения из мест лишения свободы, как показывает практика, связано с нежелательной стигматизацией освобожденного, повышением агрессии, негативизма к представителям власти и социуму, что препятствует его ресоциализации.

Отметим, что сущность указанного вида наказания заключается в том, что суд возлагает на осужденного обязанности и ограничения, такие как: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Помимо этого, судом возлагается на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, которым является инспекция. Отметим, что суд не может применить иные ограничения, помимо тех, которые названы в УК РФ .

Необходимо указать на то обстоятельство, что хотя и законодатель предусмотрел возможность использования электронных средств для осуществления контроля за осужденными, однако вплоть до настоящего времени таковые не применяются ввиду их отсутствия у органов, осуществляющих контроль и надзор, их относительной дороговизны. Кроме того, нельзя не указать на то что установленные законодателем ограничения весьма сложно контролировать сотрудниками инспекций. Допустим, одним из ограничений является запрет на уход из дома в установленное время, которое как правило составляет с 22:00 до 6:00. Весьма затруднительно можно будет решить вопрос о том, что находится ли осужденный дом в ночное время, поскольку телефонные звонки запрещены, так как с ним могут проживать другие лица, что в свою очередь повлечет нарушение их прав и свобод. Исходя из этого, можно сказать о том, что данное ограничение практически неэффективно при современных условиях .

Еще одно ограничение – не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Если исходить из реальных правоотношений, то в том случае, если осужденный не нарушал общественный порядок, не попадал в поле зрения правоохранительных органов, установить, что выезжал он за пределы муниципального образования или нет становится невозможным, в связи с чем ставится вопрос о целесообразности данного ограничения. И кроме того, законодателем данное положение нормы никак не разъяснено, не регламентировано поэтому остается лишь догадываться о том, как это норма будет работать в действительности .

Итак, за недолгий срок существования наказания в виде ограничения свободы уже возникло множество вопросов в связи с его применением. Ответов пока нет. Новый вид наказания представляется нам еще не до конца разработанным и требующим должного материально-технического обеспечения и внесения поправок в законодательство.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.

2. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2955.

3. Федеральный закон от 27 дек. 2009 г. № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Собрании законодательства РФ. 2009. № 52 (часть I). ст. 6453.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. ст. 1667.

5. Арзамасцев М.В. Проблемы определения места исполнения наказания в виде ограничения свободы // Уголовное право. 2010. № 4. С. 4–7.

7. Киринкина Е.Н. Проблемы в исполнении ограничения свободы как вида уголовного наказания // В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно - исполнительного права и криминалистики материалы II научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2016. С. 80-83.

8. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. – М., 2014. 496 с.

9. Рыжов Р. С. Ограничение свободы и его место в системе уголовных наказаний // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. С. 81–84.

10. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003–2007 годы и 2008–2015 годы. // Судебный департамент при Верховном Суде РФ.URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2074 (дата обращения 26.01.2017).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ