Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель - ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га ). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил - к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.

В каких случаях земельный участок можно изъять?

Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ " " были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения .

Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним - неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению .

Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах. Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами ( , ).

По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2% .

Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.

По словам Президента РФ Владимира Путина, "мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров". Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.

Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель . Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ " "). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (). Правительством РФ были разработаны критерии , опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 " ").

До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет. В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).

Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности "малозначительным нарушением" (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).

Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности . В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 " ", постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 " "). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г. № А34-1836/2013).

Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан , "запустивших" свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).

По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).

В отношении земель, предоставленных для строительства , в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка. Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт "простоя" земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу № 33-9495).

Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?

Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.

Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство : отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек. Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.

Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается "бить рублем" , причем сразу по нескольким направлениям.

1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения . На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли . Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам - от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).

В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс. руб. То же касается и организаций (100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.

Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения . Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% (). Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5% ) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

Цитата

Екатерина Орлова , директор Real Estate Zemer Consulting & Development

"Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным - при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно - это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы - форумы, игры, проведение трасс, иные задачи - это уже момент технический".

Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию - для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов. Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.

Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ " "). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().

Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон. Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения - заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше - ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.

После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.

Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?

Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка. Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру - тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).

Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель. "Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, - вместо дополнительных штрафов и карательных мер", - поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова .

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром , то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться. Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).

Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.

Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности - например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций - "дочкам").

Многие собственники земли считают, что они могут использовать ее как им вздумается. Однако законодательством России установлена строгая категоризация земель, на основании которой каждая земля имеет свое целевое назначение. Использование земли не по ее целевому назначению без согласования с администрацией запрещено законом. За нарушение данного законодательства предусматривается административная ответственность в виде штрафа.

Законодательными нормативными актами РФ строго определена ответственность владельцев земли за нецелевое их использование. При этом отвечают не только владельцы, но и те, кто получил право пользования участком.

Основные виды ответственности:

  1. Административный штраф, размер которого напрямую зависит от кадастровой стоимости участка.
  2. Расторжение договора аренды без возможности повторного его заключения.
  3. Изъятие участка из собственности.

Это все возможные виды ответственности, которые применяются к нарушителям закона. При этом изъятие участка происходит только при самых серьезных нарушениях, которые повторяются регулярно, а административные штрафы не оказывают должного влияния на владельца.

Основными нарушениями, которые могут повлечь изъятие участка из частной собственности, являются:

  • неиспользование земли в течение 3 и более лет, при ее фактическом запущении;
  • умышленное игнорирование обязанности восстановить совершенные нарушения по использованию и охране земли;
  • использование по нецелевому направлению, несмотря на выписанные предписания;
  • некачественное использование сельскохозяйственных угодий, приводящее к снижению плодородия или ухудшению экологии на данной территории.

Однако такая мера применяется в самом крайнем случае. Если собственник земли сдает ее в аренду, то он может разорвать договор и найти нового арендатора, который будет соблюдать законодательство. При этом в роли собственника может выступать муниципалитет и федеральные органы.

Размер штрафа

Величина данной административной меры наказания зависит от нескольких факторов:

  • кто является нарушителем;
  • размера кадастровой стоимости участка;
  • от категории земли — для сельскохозяйственных земель устанавливаются дополнительные меры ответственности.

В зависимости от того, кто является нарушителем, существует 2 основных категории: физические и юридические лица. По общему правилу для организаций административная ответственность всегда в разы выше, чем для частных лиц.

Кроме этого, у каждой компании есть ответственное должностное лицо, которое обязано контролировать соблюдение законодательства. Поэтому такому лицу также выписывается административный штраф.

Так, если кадастровая стоимость участка не определена, то будут выписаны следующие суммы:

  • для обычных людей от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для служащих от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для самой организации от 100 до 200 тысяч рублей.

Аналогичным образом происходит расчет, когда известна кадастровая стоимость объекта. Размер варьируется в указанных выше пределах, но рассчитывается как 1% от стоимости земли для граждан, 1,5% для служащих лиц и 2% для организаций.

Ответственность при использовании сельскохозяйственных угодий устанавливается отдельным законом. Если на этих территориях не производится никакая соответствующая деятельность, то штрафы будут следующие:

  • для обычных граждан не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц не менее 50 тысяч рублей;
  • для компаний не менее 200 тысяч рублей.

Кроме этого, если сельскохозяйственный участок используется по другому назначению, то предусмотрены аналогичные размеры штрафов, как в случае с полным его неиспользованием. Таким образом, законодательство стимулирует граждан активно использовать имеющиеся в их владении территории, но только строго по их назначению.

Если владельцу было выписано предписание по восстановлению земли в первоначальный плодородный вид, за игнорирование данного требования также предусмотрена административная ответственность:

Из данных суммы видно, что это наиболее высокая ответственность для каждой категории землевладельцев. Поэтому вместо того, чтобы платить данные средства в виде штрафа, лучше всего использовать их на восстановление плодородности земли.

Категоризация

Все земли России распределены строго по определенной категоризации, которая установлена законодательством страны. Согласно ей, в РФ есть 7 категорий:

  1. Лесной фонд.
  2. Водные ресурсы.
  3. Населенные пункты и земли, запланированные под их строительство в ближайшие годы.
  4. Сельскохозяйственные участки.
  5. Территории, находящиеся в запасе.
  6. Специальные земли, на которых располагаются важные промышленные объекты.
  7. Особо охраняемые территории, которые считаются историческими, архитектурными памятниками, а также природными важными ресурсами.

На основании данной категоризации все территории получили определенные виды разрешенного использования. Юридический статус каждого участка определяется на основании его категории. И его статус обязательно указывается в кадастровом паспорте и заносится в единую базу, где зарегистрированы все земли России.

Категория надела также указывается в правоустанавливающих документах и выписке из ЕГРН. Поэтому узнать фактическую категорию земли можно в основных документах. При их отсутствии нужно запросить данную информацию в любом отделении Росреестра и получить обязательную документацию на участок.

На основании установленного законодательством назначения все землевладельцы должны придерживаться основной специфики этого участка.

Установление нарушения

Любая земля контролируется надзорными органами. К ним может относиться специальный комитет либо иной государственный орган. Любое нарушение должно быть доказано и подтверждено документально. Зачастую установление факта правонарушения определяется в судебном процессе, так как мало кто добровольно признает свою вину.

Факт нарушения можно установить различными способами:

  • на основании заявления соседнего землевладельца;
  • на основании заявления от председателя СНТ;
  • при поступлении информации от сотрудников налоговой инспекции или из прокуратуры;
  • в процессе плановой или внеплановой проверки на соответствие использования надела разрешенному виду деятельности.

При выявлении факта нарушения сотрудниками проверяющего органа составляется акт осмотра. Если нарушитель согласен и подписывает данный акт, далее составляется протокол, и на него накладывается административное наказание.

В случае отказа от подписания составленного протокола данный факт фиксируется, и составляется исковое заявление в суд. В этом случае сотрудники должны зафиксировать нарушения, чтобы доказать свою правоту в суде.

В протоколе обязательно должны быть указаны сведения о назначении земли, ее местоположении и иных важных характеристиках объекта.

Окончательное решение в случае возникновения спорного момента всегда выносится судебным решением. Если факт нарушения установлен, то открывается исполнительное производство с целью взыскания штрафа и упущенной выгоды, также может быть принято решение о полном изъятии участка из собственности.

Если на территории возведено какое-либо строение, даже если оно находится в недостроенном виде, изъятие земли недопустимо. В случае вынесения такого решения владелец имеет 3 дня на подачу обжалования вынесенного решения.

Исходя из предусмотренной ответственности, все землевладельцы обязаны соблюдать целевое назначение своих наделов.

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. Ответственность за него устанавливается в КоАП. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Использование земель: общие сведения

В законодательстве установлены обязанности для субъектов, владеющих наделами, вне зависимости от наличия права собственности. В частности, нормами предусмотрено конкретное назначение участка, отведенного тому или иному лицу. В соответствии с ним должна осуществляться эксплуатация надела. Вместе с этим использование земли не должно причинять ущерб природе. Данное правило установлено ст. 42 ЗК.

Категории

Они установлены п. 1 ст. 7 ФЗ №136. Норма предусматривает 7 категорий:


Нормативная база

При установлении правового режима земли, следует учитывать не только ее целевую категорию, но и разрешенное использование. Оно определяется согласно принципам зонирования. В п. 2 ст. 7 указанного выше закона предусмотрено, что эксплуатация земли в соответствии с ее назначением является правомочной. В федеральном законодательстве уточняется, как именно подразделяются территории, устанавливаются разрешения и приоритеты. Юридический статус каждого надела определяется в зависимости от его категории. П. 2 ст. 8 приведенного выше закона, предусматривает, что принадлежность участка фиксируется в кадастровом паспорте либо другом документе, выданном уполномоченной госструктурой. Категория надела также может указываться в св-ве о праве на собственность либо иной бумаге о регистрации.

Специфика зонирования

В законодательстве регламентируется порядок разделения территории населенных пунктов. Зонирование осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Градостроительном кодексе. При этом муниципальным органам необходимо разработать Правила пользования и застройки. В соответствии с ними, производится зонирование территории конкретного МО. Для каждого сегмента устанавливается свой регламент. В нем содержатся сведения о режиме эксплуатации наделов, правилах его изменения. Перевод земель, на которые действие регламентов не распространяется либо правила в отношении них не устанавливаются, из одной категории в другую производится в соответствии с нормами федерального законодательства. Это положение закрепляется в п. 5 ст. 37 Кодекса.

Ограничения

Законодательство предписывает владельцам наделов эксплуатировать их строго в соответствии с назначением. При этом, как выше было сказано, деятельность субъектов не должна причинять вред природе. Речь идет как в целом об окружающей среде, так и в частности о земельном участке, который используется. Собственникам запрещено по своему усмотрению изменять категорию надела. Такая процедура выполняется в порядке, установленном в положениях законодательства. В результате изменения новый статус фиксируется в соответствующих документах.

Чем грозит нецелевое использование земли?

Ответственность для субъектов установлена в ст. 8.8 КоАП. За нецелевое использование земельного участка, кроме случаев, определенных в ч. 2.1, 2, 3 указанной статьи, предусматривается административный штраф, если известна кадастровая стоимость надела:

  1. Для граждан – 0.5-1 % от цены. При этом минимальная сумма не должна быть меньше 10 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  3. Для организаций – 1.5-2 %, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость не определена, за нецелевое использование земельного участка налагается штраф:

  1. На граждан – 10-20 тыс. руб.
  2. На организацию – 100-200 тыс. руб.
  3. На служащих – 20-50 тыс. руб.

С/х территории

Оборот регулируется ФЗ №101. Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с с/х производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административный штраф:

Дополнительно

Нецелевое использование земельного участка, являющегося с/х территорией, на протяжении года с даты получения на него права собственности признается правонарушением, если:

  1. Надел куплен в результате проведения публичных торгов в соответствии с судебным решением. В данном случае определение должно предусматривать изъятие объекта в связи с его нецелевым использованием либо эксплуатацией с нарушением положений законодательства.
  2. В отношении надела у компетентного органа, осуществляющего государственный надзор, есть сведения о том, что субъект не вел на нем деятельность в течение срока, предусмотренного п. 3 ст. 6 ФЗ №101.

За указанные нарушения предусматривается административный штраф:


Ч. 3 ст. 8.8 КоАП

В этой части установлены санкции для субъектов, которым выделена земля под строительство, ведения садоводческой, огороднической деятельности. Наказание действует в случаях, когда обязанность по эксплуатации таких наделов в течение конкретного срока предусмотрена в федеральном законодательстве. За неиспользование участков устанавливаются административные штрафы, если кадастровая стоимость известна:

  1. Для физлиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  2. Для организаций – 3-5 %, но не менее 400 тыс. руб.
  3. Для служащих – 1.5-2 %, но не меньше 50 тыс. руб.

Если цена не определена, санкции будут следующими:

  1. Для физлиц – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 50-100 тыс. руб.
  3. Для организаций – 400-700 тыс. руб.

Важный момент

В рассматриваемой статье КоАП устанавливается ответственность и за неисполнение либо ненадлежащее (несвоевременное) выполнение обязанностей, касающихся приведения земли в состояние, пригодное к использованию в соответствии с установленной категорией. При выявлении указанных нарушений, норма предусматривает административные взыскания:

  1. Для граждан – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 100-200 тыс. руб.
  3. Для организаций – 200-400 тыс. руб.

Следует сказать, что указанные обязанности установлены и в иных нормативных актах. В частности, они зафиксированы в экологическом законодательстве. В нормах определены конкретные мероприятия, направленные на сохранение и улучшение качества земель.

Специфика рассмотрения дел

Зачастую, когда в качестве исходного источника возникшей проблемы уполномоченный органы принимают нецелевое использование надела, судебная практика становится весьма запутанной. Это обуславливается тем, что в процессе осуществления той или иной деятельности требуется обоснование того факта, что субъект, к примеру, собственник, эксплуатировал выделенную территорию не для удовлетворения индивидуальных потребностей, а для извлечения экономической выгоды.

Допустим, гражданин, который является индивидуальным предпринимателем, на наделе, находящемся у него на праве собственности, осуществлял ремонт транспортного средства. Надзорная инстанция вполне может предъявить ему обвинение в нецелевом использовании выделенной ему территории. Противоречие появится в том случае, если автомобиль указанный субъект ремонтировал для личных нужд на наделе, предназначенном для ИЖС, но не как предприниматель для получения экономической выгоды. В этой связи судам предписывается рассматривать каждый случай предъявления обвинений отдельно.

Заключение

Владение и пользование земельными участками закреплено на законодательном уровне. Действующими нормами введена специальная классификация территорий на категории. Это сделано для наиболее рационального использования земель. Субъекты, пользующиеся правами, имеют и соответствующие обязанности. В первую очередь они заключаются в целевом использовании выделенных им территорий. Кроме этого, в обязанности владельцев входит обеспечение и поддержание надлежащего состояния наделов. Нарушения установленных предписаний влечет денежные взыскания.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юрлица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение госконтроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.

Можно ли признать нецелевое использование земельного участка, если деятельность на нем не соответствует той, для которой предоставлялся участок?

Как разграничить неиспользование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель?

В каких случаях привлекают к ответственности за наличие на участке сорной растительности?

Порой собственники или арендаторы земельных участков, приобретая земельный участок, не придают особого значения тому факту, что земля это природный объект, который находится под определенным контролем и охраной государства. Уполномоченные органы вправе контролировать - соответствует ли деятельность, осуществляемая на участке его целевому использованию; каким образом и как часто осуществляются мероприятия по улучшению земли на участке. И в случае каких-то несоответствий контролирующие органы без промедления могут привлечь нарушителя к административной ответственности за правонарушения в области охраны земельных ресурсов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает несколько составов таких правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность. Первый из них касается ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7). По второму можно привлечь нарушителей, использующих земельный участок не по целевому назначению, невыполняющих обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.8. КоАП РФ). Субъекту предпринимательской деятельности важно понимать какие его действия (бездействие) могут повлечь за собой административную ответственность, а какие находятся на грани между допустимым и недопустимым. И как отстоять свое право осуществлять деятельность, не нарушая закон.

В период освоения земельного участка пользователь обязан проводить мероприятия по защите земель Субъекты предпринимательской деятельности, не производящие на своем земельном участке мероприятия по уничтожению сорной растительности могут быть привлечены к административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 8.7 и 8.8 КоАП РФ порой бывает очень сложно разграничить. Такое деяние как неиспользование земель тесно граничит с невыполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использованием земельного участка не по целевому назначению, нерациональным использованием или использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения методами, существенно снижающими плодородие почв, невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Доказать, что сельскохозяйственные угодья не используются на основании зарастания сорной растительностью весьма сложно. Поскольку вместе с фактом наличия соответствующих растений должны исследоваться многие другие факторы: какова площадь заросшего земельного участка, насколько находящаяся на участке растительность препятствовала выращиванию сельхозпродукции и др. Это усложняет процесс доказывания факта неиспользования земельного участка. В связи с этим уполномоченные органы чаще всего квалифицируют зарастание земельного участка, как факт неисполнения землепользователем обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. При такой квалификации не требуется доказывать связь между неиспользованием земельного участка и его зарастанием.

Так, по одному из дел управление Федеральной службы по ветеринар-ному и фитосанитарному надзору, по результатам проверки на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке, привлекло его к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.7. КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа сорок тысяч рублей. Управление обосновывала наличие вины общества во вменяемом ему правонарушении на основании следующих фактов. Управление указало, что обществом не выполнялись установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На территории принадлежащего обществу земельного участка было обнаружено про-израстание сорной растительности.

Не согласившись с выводами управления, общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным вынесенного постановления. Свою жалобу общество мотивировало тем, что участок был приобретен в октябре месяце, и в связи с климатическими особенностями осуществление сельскохозяйственных работ на нем было невозможно. Так же общество указало, что ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения." предусматривает, что решение об осуществлении тех или иных сельхозработ определяет непосредственно само хозяйство. Кроме того, пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон №101-ФЗ) предусматривает срок освоения земельного участка не менее двух лет.

Проанализировав доказательства, представленные сторонами, суд отказал в удовлетворении требований общества, основываясь на следующем. Согласно оспариваемому постановлению, заявителю по делу вменено бездействие, выразившееся в неисполнении установленных требований по улучшению земель и охране почв, такие как, возделывание сельскохозяйственных культур, сенокошение.

В соответствии с нормами Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Один из основных принципов земельного законодательства, закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В соответствии с законодательством собственники и другие пользователи земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон о госрегулировании земель)).

ЦИТАТА. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия;… 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям) (подпункты 1, 3 п. 1 ст. 13 ЗК РФ).

На данном участке было выявлено несоблюдение норм законодательства, выразившееся в зарастании земельного участка сорной травой. Таким образом, вина заявителя выразилась в невыполнении законодательно установленных требований к использованию земель в соответствии с их целевым назначением. А также в не проведении обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что повлекло к зарастанию земельных участков сорными растениями.

Суд отклонил довод заявителя со ссылкой на положения ГОСТа 16265-89, в силу которых решение об осуществлении тех или иных сельскохозяйственных работ определяет непосредственно само хозяйство. Поскольку приобретая в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, общество знало, и должно было знать о необходимости несения бремени по его содержанию в соответствии с требованиями земельного законодательства. Суд посчитал, что у общества было достаточно времени для осуществления полевых работ, в том числе с учетом климатических особенностей (с октября одного года по май следующего года). Однако общество не предприняло необходимых мер для освобождения земельного участка от сорняков. Апелляционная инстанция оставила в силе решение суда первой инстанции (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу №А54- 6394/2012).

Таким образом, бездействие выраженное в не проведении и не организации мероприятий по защите земель от сорняков и других негативных (вредных) воздействий, то есть - не выполнение обязательных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством для собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, не является тождественным освоению земельных участков. Освоением земельного участка является использование его для ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. Ссылка на двухгодичный срок, законодательно установленный для освоения земельных участков, является в данном случае неправомерной (п. 5 ст. 6 Закона №101-ФЗ).

Нецелевое использование участка - его использование не по назначению, установленному для соответствующей категории земель Законом предусмотрено, что собственники и иные пользователи обязаны эксплуатировать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Но можно ли понимать под нецелевым использованием участка осуществление на нем деятельности, не выходящей за рамки целевого назначения, установленного для той или иной категории земель? Суды, рассматривая споры, связанные с обжалованием вынесенных органами госземконтроля постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ, не дают однозначного ответа на этот вопрос.

В одних случаях, если земельный участок используется в иных целях, чем те, для которых он предоставлен, суды признают, что такое использование должно быть признано не соответствующим целевому назначению. А виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности. При этом свои решения суды мотивируют тем, что под "целевым использованием" земельного участка следует признать такое использование, которое соответствует цели, установленной при его предоставлении (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу №А40-61772/2012).

В других же случаях арбитражные суды, напротив, указывают, что если изменение направленности деятельности, осуществляемой на земельном участке, не выходит за рамки целевого назначения, установленного для той или иной категории земель, то и нет оснований для привлечения к административной ответственности (постановления ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу №А65-14490/2010, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу №А50-19927/2011) .

На наш взгляд, доктрина о том, что использование земельных участков, предоставленных для строительства и последующей эксплуатации определенных объектов, носит строго целевой характер, неверна. По сути, в ее рамках понятие «целевое назначение» часто приравнивается к понятию "цель, для которой предоставлялся земельный участок". Данный подход прочно укоренился в правосознании. Однако он не соответствует действующему законодательству, поскольку в нем отсутствуют какие-либо нормы, которые прямо или косвенно приравнивали бы целевое назначение земли к конкретной цели, ради которой земельный участок предоставлен.

Целевое назначение является критерием, на основании которого происходит деление земель на категории (ст. ст. 1 и 7 ЗК РФ). То есть целевое назначение устанавливается именно для той или иной категории в целом, а не для отдельных участков.

Так, по одному из дел общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Росреестра о привлечении к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Обществу принадлежал на праве собственности земельный участок, предназначенный под строительство мотеля. А фактически земельный участок использовался для размещения башни связи и здания с помещениями, в которых размещалась банковская организация. Данный факт, по мнению управления Росреестра, свидетельствовал о нецелевом использовании земельного участка и нарушал нормы ст. 7 ЗК РФ. Оспаривая постановление управления Росреестра в суде, общество ссылалось на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Решением суда первой инстанции оспариваемое постановление было признано незаконным и отменено полностью. Суд основывал свои выводы на следующем. Ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

ЦИТАТА. «Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту…» (ст. 42 ЗК РФ).

Факт использования обществом земельного участка под размещение башни связи и здания с помещениями банковской организации подтверждался материалами дела. Судом было установлено, что земельный участок, принадлежащий обществу, отнесен к категории - земли поселений.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (ст. 83 ЗК РФ).

Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

То есть, нецелевое использование земельного участка, за которое предусмотрено наказание по п.1 ст. 8.8 ЗК РФ связано с использованием земельного участка не по назначению, установленному для соответствующей категории земель.

Спорный земельный участок, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, отнесен к землям поселений, то есть к землям населенных пунктов. В рамках рассмотрения спора, управлением Росреестра не были приведены обстоятельства, свидетельствующие об использовании обществом земельного участка не для целей, установленных для земель, относящихся к категории земель населенных пунктов.

Вид разрешенного использования - "под строительство мотеля" был указан при кадастровом учете земельного участка до приобретения его обществом. Кадастровый учет земельного участка был произведен правопредшественником. При этом актами органов местного самоуправления были оформлены разрешения на строительство обществом на спорном земельном участке объектов недвижимости, используемых им в настоящее время для размещения организации и башни связи. Суд посчитал, что если в государственном кадастре продолжает значиться иное использование земельного участка (под строительство мотеля), данное обстоятельство не свидетельствует о нецелевом использовании обществом земельного участка. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19. 07.2012 года по делу А54-4514/2012).

Таким образом, для того, чтобы определить нецелевое использование земельного участка, следует охарактеризовать целевое назначение используемого участка. Вместе с тем, непродолжительный период владения земельным участком не может являться основанием невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за границами населенного пункта, которые предназначены (и предоставлены) для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют земли, занятые:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
  • лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от негативных природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, сооружениями, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Из статьи 78 Земельного кодекса РФ следует, что такие земли можно использовать для ведения сельского хозяйства, создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Кто проверяет целевое использование земель

Проверку целевого использования земель осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления или органы исполнительной власти.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, государственный земельный надзор, то есть деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, земельным законодательством. Это следует из статьи 71 Земельного кодекса РФ, пунктов 5.1.14, 5.24 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

Таким образом, территориальные органы Росреестра могут проверять целевое использование земельных участков.

Перед началом выездной проверки госинспекторы по охране и использованию земель из органа Росреестра должны предъявить организации свои служебные удостоверения. Кроме того, юридическое лицо должно быть ознакомлено с постановлением о начале проверки, а также полномочиями проверяющих лиц. Заверенная копия распоряжения о проведении проверки вручается представителю организации (п. 1.4, 1.5, 3.27, 3.31 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № 318).

В ходе выездной проверки проверяющие производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (или же нарушение) земельного законодательства. В рамках документарной проверки изучаются, в частности, субаренды, подряда.

Какие установлены штрафы за нецелевое использование земли

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. Оно устанавливается применительно к той или иной категории участка в соответствии со свидетельством о праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Использование земельного участка не по целевому назначению подразумевает, что землепользование осуществляется не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием). Штрафы за нецелевое использование земли предусмотрены в статье 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так с должностного лица могут взыскать штраф в размере от 0,5-1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 руб. А с организации - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 200 000 руб. (ранее - от 80 000 до 100 000 руб.).

Можно ли штрафы за нецелевое использование земли оспорить в суде

Как показывает арбитражная практика, суды соглашаются с взысканием штрафа с сельхозорганизаций, которые используют сельскохозяйственные земли не по целевому назначению. И привлекают нарушителей к по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 29 марта 2011 г. № А12-13851/2010 признал незаконным возведение строений на земельном участке сельхозназначения.

В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2012 г. № А31-2435/2012 суд установил, что арендованный земельный участок общество использовало для осуществления работ по обработке древесины, изготовления срубов. В то время как он относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».

Однако не все так однозначно. Представим себе такую ситуацию. Сельхозпроизводитель построил дорогу, ангары для хранения зерна. Соблюдает ли он требования законодательства? Как правило, суды считают, что такие случаи также подпадают под нарушение законодательства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. № А19-17940/10). В некоторых случаях компаниям удавалось избежать штрафов. Это происходит, если доказать, что земля не является землей сельхозназначения.

В качестве примера можно назвать постановление ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. № А65-9868/2010. Общество в суд представило кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости), где в графе «Категория земель» было указано, что данный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения… Запись о том, что указанный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом паспорте отсутствовала.

Е. Долженко ,
налоговый консультант



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ