По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории:
По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий - единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредитной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.
> Результатом торгов является сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы - стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного метода.
Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Всякие торги - специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность компромисса - исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны делают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.
Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах - борьбы или уступок,
ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ
М. РЕЗНИЧЕНКО,
аспирант кафедры административного, финансового
В 1830 году приняты «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», составленные лично Николаем I. Документ представлял собой единое и подробное руководство для государственного чиновника в области проведения государственных закупок, что послужило основной конструкцией для многочисленных правил торгов в различных областях императорского хозяйства.
С некоторыми изменениями «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам» действовали вплоть до 1914 года.
Война годов показала недостатки, существующие в организации государственных закупок на тот период времени.
Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах (аналог современного аукциона) и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям приводили к более успешным результатам.
Английская система государственных закупок была введена в России для совершенствования процесса конкурсного отбора. С этой целью каждое ведомство вело списки предприятий, признанных подходящими казне контрагентами по своей надежности и солидности.
Анализ объявлений начала двадцатого века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.
Сложность решения многих вопросов заключалась в том, что эта тема не раскрывалась. О торгах не говорилось ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР, ни в республиканских гражданских кодексах .
В 1999 году принимается Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон регулировал отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.
В Письме Федеральной налоговой службы отмечено, что Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при подготовке и проведении конкурсов представлял заказчику широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника – победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции .
21 июля 2005 года подписан Федеральный закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действует до сих пор. Сегодня законодательство в области размещения государственных заказов совершенствуется и меняется значительными темпами, поскольку развитие мировых информационных технологий позволило государственным заказчикам и участникам размещения заказов выйти на новый уровень проведения торгов в электронной форме, что неизбежно приводит и к изменениям в действующем законодательстве и к необходимости принятия новых нормативных актов , регулирующих данную область отношений.
Однако многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления , критикуют действующий Закон о размещении заказов за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность государственных закупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т. д.
В начале 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил разработать новые положения Закона о размещении заказов с учетом требования инновационного развития. Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития Российской Федерации вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона о размещении заказов. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о размещении заказов, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.
Отмечу, что Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.
«Историко-правовые аспекты развития института торгов в России» журнал «Юриспруденция» № 1, 2003г.
Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.
«История возникновения и развития государственного заказа в России» журнал «История государства и права», № 20.2010г.
Г. Веденеев, Г. Кобзев, Е. Гончаров «Откуда есть пошли торги». Журнал «Московские торги» №1 2001 г.
Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.
1. Публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся
органами, на которые, в соответствии с процессуальным законодательством Российской
Федерации, возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено
федеральным законом.
Публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту
нахождения этого имущества.
3. Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах
не позднее чем за месяц до их проведения в периодическом издании, являющемся
официальным информационным органом органа исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации, с указанием даты, времени и места проведения
публичных торгов, характера продаваемого имущества и его начальной продажной
4. Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток
в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных
торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов начальной продажной
цены заложенного имущества.
Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток
возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит
возврату, если публичные торги не состоялись.
5. Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не
участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления
в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком
случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым
имуществом или вещные права на это имущество.
6. Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных
торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор
публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных
торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия,
предусмотренные пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7. Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после
их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную
цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором
публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.
8. В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим
публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи.
Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием
для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое
имущество.
Комментарий к статье 57
1. В п.1 комментируемой статьи содержится указание на органы, которые,
занимаясь исполнением судебных решений, организуют и проводят торги по продаже
заложенного имущества. В соответствии с п.4 ст.3 Закона об исполнительном
производстве непосредственное осуществление функций по исполнению судебных
актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей,
объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному
делению субъектов Российской Федерации, подразделения судебных приставов,
возглавляемые старшими судебными приставами.
Обязанности и права судебных приставов - исполнителей изложены в ст.12
Закона о судебных приставах.
Процедура подготовки торгов, сроки и порядок
их проведения под руководством судебного пристава - исполнителя приведены
в ст.62 и 63 Закона об исполнительном производстве.
2. В п.2 содержится предписание о проведении публичных торгов по месту
нахождения заложенного имущества. При определении места совершения исполнительных
действий руководствуются требованиями ст.11 Закона об исполнительном производстве.
Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются
судебным приставом - исполнителем по месту его жительства, месту его работы
или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо,
то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или месту нахождения
его имущества.
3. Процедура проведения публичных торгов предусматривает несколько этапов.
Первый - оповещение о проведении торгов, поскольку гласность имеет существенное
значение при организации и проведении этой процедуры. Извещение о предстоящих
публичных торгах является обязательным условием, оно должно быть помещено
в официальном печатном органе с указанием в нем сведений, предусмотренных
п.3 ст.57 Закона. Данная норма корреспондирует с положениями п.2 ст.448 ГК
4. В комментируемой статье (п.4) установлен порядок внесения задатка,
который вытекает из содержания нормы п.4 ст.448 ГК РФ. В Кодексе также содержится
предписание о том, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и
порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
5. Введение ограничений на присутствие на публичных торгах по продаже
заложенного имущества соответствующих лиц (п.5 ст.57 Закона) преследует цель
обеспечения порядка во время их проведения. В соответствии со ст.401 ГПК РСФСР
в торгах не имеют права участвовать государственные предприятия, учреждения,
организации, кооперативные организации (кроме колхозов), их объединения, другие
общественные организации, а также должностные лица местных органов государственной
власти и управления, суда, прокуратуры, органов внутренних дел и члены их
6. С точки зрения материального права очень важно, чтобы по результатам
проведения торгов была выручена максимальная сумма за заложенное имущество.
Это условие поставлено Законом (п.6 ст.57) и ч.2 п.3 ст.350 ГК РФ в качестве
главного условия при определении лица, которое считается выигравшим публичные
торги. Часть 2 п.6 данной статьи частично воспроизводит п.5 ст.448 ГК РФ,
поскольку имеется прямое указание на его нормы. Следует обратить внимание,
что в ст.402 ГПК РСФСР содержатся несколько иные правила построения взаимоотношений
с покупателем строения.
7. В п.7 настоящей статьи включена норма, повторяющая положения ч.3 ст.402
ГПК РСФСР.
8. По смыслу п.8 комментируемой статьи следует, что организатор торгов
выступает от своего имени при заключении с лицом, выигравшим публичные торги,
договора купли-продажи заложенного имущества. Это право организатор торгов
получает от "собственника вещи или имущественного права", т.е. залогодателя,
в соответствии с общим правилом п.2 ст.447 ГК РФ.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи. На торгах цены снижались по мере поступления всех новых предложений поставщиков и подрядчиков, и у покупателя создавалась иллюзия нахождения «правильной цены» на требуемые товары и услуги.
В России первые шаги по законодательному оформлению процедуры публичных торгов восходят к середине семнадцатого века, когда были введены "поручные записи, произведенные артельщиками, выигравшими подряд, чтобы можно было верить". В 1712 году становятся обязательными такие элементы торгов, как широкое оповещение населения, фиксация всех поступивших предложений и гласность.
Механизм использования торгов рассматривался в качестве меры, препятствующей нерациональному расходованию государственных средств. Еще в указах начала восемнадцатого века публичный характер торгов объявлялся мерой пресечения злоупотреблений должностными лицами с одной стороны, и сговоров подрядчиков с другой. В "Регламенте об управлении адмиралтейством и верфью, утвержденным Петром Первым в 1722 году, содержался целый комплекс требований к порядку выдачи подрядов, который достаточно жестко регламентировал процедуры организации и проведения торгов. Это было связано с расширением государственного предпринимательства, когда государство активизировало деятельность по созданию заводов и фабрик по производству военных материалов, горных предприятий. Разрабатывались правовые нормы, усиливающие юридическую и материальную ответственность участников торгов за соблюдение принимаемых на себя обязательств.
На рубеже ХIХ и ХХ веков в промышленно развитых странах интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождается изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров и строительство промышленных объектов.
Международные торги стали ареной острого соперничества монополий развитых стран за получение заказов на поставки и подрядные работы, основным каналом сбыта в ведущих отраслях промышленности, машиностроении, энергетике, металлургии. Особое влияние на повышение роли торгов во внутрихозяйственной жизни в развитых странах оказали процессы роста государственно-монопольного регулирования экономики. Увеличение расходов государства на военные и гражданские цели, расширение общественных работ привело к значительному росту объемов и расширению отраслевой направленности заказов, оплачиваемых государством. Торги при этом становятся важнейшим из элементов системы ценообразования и контроля государственно-капиталистического контрактования.
Исторически возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги на современном этапе выступают как важное средство регулирования уровня цен контрактов, а также как элемент государственного регулирования внешнеэкономических связей.
| | следующая лекция ==> | |