Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Кабмин Гройсмана в очередной раз существенно сократил поголовье получателей субсидий. В ответ самая активная часть обывателей в очередной раз вяло прореагировала, а подавляющее большинство пока вообще «не врубилось в тему». О каком-нибудь активном отстаивании гражданами своих неотъемлемых прав и кровных интересов речь вообще не идет.

Сокращение количества получателей субсидий и величины выплат производится по трем направлениям: отказ в субсидиях должникам, очередное сокращение социальных норм, а также снижение выплат в связи с так называемым ростом минимальной зарплаты и социальных стандартов.

Последнее обстоятельство свидетельствует о неувядаемом цинизме власти и лично Гройсмана, который еще в начале года при повышении минималки сразу вдвое до нынешних 3200 гривен, что называется, «на голубом глазу» обещал «лохторату», что на начисление субсидий резкий рост формальных социальных стандартов в нынешнем году не скажется, поскольку при назначении субсидий учитываются доходы за предыдущий календарный год. Но «лохторат» потому таковым и является, что его можно «развести» в любой момент, и вот Кабмин в канун Дня незалежности и начала учебного года втихаря принимает норму о том, что учитываться будут доходы начиная с января 2017 года.

Особого возмущения это не вызвало, очевидно, потому, что обыватели в массе еще не поняли, что к чему. Но чтобы на всякий случай немного выпустить пар, получила дальнейшее развитие совершенно никчемная затея власти с монетизацией сэкономленных субсидий. Это такая себе «морковка»! Ближе к зиме, вместо того, чтобы активно возмущаться резким сокращением субсидий, обыватели будут в разных бюрократических конторах суетиться в надежде единоразово получить максимум 750 гривен экономии на субсидию. Причем подавляющее большинство суетящихся не получит ничего.

Потому что бороться надо за свои неотъемлемые права и законные интересы, а не за копеечные подачки, на которые, к тому же, ничего и купить-то невозможно.

Таковы вкратце новации в вопросе субсидий. Взглянем на весь этот клубок проблем более детально...

Впрочем, в том, что количество субсидиантов будут неуклонно урезать, можно было не сомневаться изначально.

Еще в марте 2017 года появилась информация о том, что в отопительном сезоне 2017-2018 годов число домохозяйств, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, сократится примерно на 1,5 млн, а еще у 3 млн семей размер субсидий существенно уменьшится. Главная причина — увеличение минимальной зарплаты до 3200 гривен. Ведь, что бы там ни обещали Гройсман и другие чиновники, было совершенно очевидно, что внезапное двукратное повышение минималки преследует цель отнюдь не повышения благосостояния граждан, а призвано решить финансовые проблемы олигархического государства, в том числе сократить количество субсидиантов и выделяемые суммы.

Вопрос получил развитие в мае 2017 года, когда из правительственных источников стало известно о том, что в ближайшее время право на субсидии потеряют тысячи граждан, а для миллионов она значительно сократится.

В июне 2017 года жители столицы стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг без учета субсидий, в том числе и те, кому субсидия была назначена. Мотивация была разная: сбой компьютеров, недоработка клерков низового уровня, проведение проверок, так называемых «верификаций» и так далее. В качестве рекомендаций чиновники призывали «платить по полной», а потом, дескать, будет проведен перерасчет. Так прошло лето, когда расходы на отопление отсутствуют, к тому же, большинство столичных жителей сидели без горячей воды, что еще сильнее сократило расходы. Словом, отсутствие субсидий было не столь чувствительным.

Но процесс сокращения поголовья субсидиантов неумолимо шел далее. В июле 2017 года появилась информация о том, что с начала 2017 года субсидии получили немногим более двух миллионов домохозяйств, что составляет всего лишь 50,9% от общего числа тех, кто обратился за оформлением помощи. Проще говоря, почти половине соискателей субсидий в их назначении просто отказали.

Возможность для сокращения субсидий и субсидиантов есть всегда, в том числе из-за того, что вопрос с субсидиями законодательно не урегулирован. Это позволяет Кабмину в ручном режиме изменять условия едва ли не каждый день, что он и делает.

Кстати, возникает вопрос к парламентариям, прежде всего к так называемой оппозиции. Когда им, наконец, хватит ума хотя бы сочинить и подать на рассмотрение в Верховную Раду законопроект о субсидиях? Сколько можно позволять правительству рулить вопросом субсидий, что называется, «по понятиям»?! Ведь каждый раз, когда денег на субсидии не хватает, на экраны телевизоров вылезает какой-нибудь «условный Рева» с изложением своих взглядов и понятий на тему субсидирования жилищно-коммунальных услуг. Но уже давно пора прекратить «коллективный поток сознания» правительства в этом вопросе, введя назначение и выплату субсидий в законодательное русло!

К тому же все когда-нибудь кончается, в том числе и лето с его минимальными расходами на коммуналку. И вот — новое постановление Кабмина № 609 от 18 августа 2017 года. Его основным положением является очередное изменение учета доходов и норм потребления при назначении субсидий. Также в очередной раз было уделено внимание должникам.

Теперь заявители на получение субсидий должны подавать декларации о своих доходах не за последний год, как было ранее, а за полгода. Также правительство постановило, что жителям, которые задолжали за коммунальные услуги сумму в 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 гривен!!!), субсидию на следующий период не продлят. В таком случае нужно будет либо оплатить долг, либо договориться с поставщиком услуг о его реструктуризации.

Также изменились социальные нормативы потребления газа для бытовых нужд при отсутствии счетчиков. При наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения было 4,4 кубометра на одного человека в месяц, а стало — 3,3 кубометра. При наличии газовой плиты в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя было 7,1 кубометра на одного человека в месяц, стало — 5,4 кубометра. При наличии газовой плиты и газового водонагревателя было 14 кубометров на одного человека в месяц, стало — 10,5 кубометра.

Рассмотрим эти изменения детально.

Повторим, что резкое увеличение с января минимальной зарплаты преследовало цель, в том числе, сокращения , о чем уже приходилось писать. Посему, несмотря на все уверения чиновников, это изменение было ожидаемым.

Но сначала в правительстве взялись за урезание субсидий безработным. Точнее, при назначении субсидий их доход формально приравняли к удвоенному прожиточному минимуму.

В пресс-службе Кабмина заявили, что зачислением двух прожиточных минимумов государство выравнивает социальную справедливость между теми, кто действительно нуждается в поддержке в оплате услуг ЖХХ, и теми, кто не работает, но на какие-то доходы живет.

Когда наши чиновники, в декларациях которых указываются миллионные денежные суммы, дорогостоящая недвижимость, автотранспорт и прочие статусные признаки шикарной жизни, начинают «бороться за социальную справедливость», это откровенно забавляет.

Безработные граждане трудоспособного возраста смогут получить субсидию размером не более двух прожиточных минимумов, сообщила пресс-служба Кабинета министров Украины на своей станице в Facebook.

«Поэтому зачислением двух прожиточных минимумов — с 1 мая 2017 г. — 3248 грн. — государство выравнивает социальную справедливость между теми, кто действительно нуждается в поддержке в оплате жилищно-коммунальных услуг, и теми, кто вроде бы не работает, но на какие-то доходы живет... Неофициальные доходы получает огромное количество украинских домохозяйств. Не платя ничего в Государственный бюджет страны, недобросовестные граждане хотят получить помощь от государства на оплату жилищно-коммунальных услуг — субсидию — в максимальном размере», — сообщает Кабмин.

«Такая ситуация несправедлива по отношению к тем гражданам, которые работают официально. Для тех, кто на самом деле находится в сложных жизненных обстоятельствах, решение по субсидии будет принимать комиссия. И тогда комиссия при рассмотрении заявлений от таких претендентов на субсидию, если упомянутые обстоятельства действительно подтверждаются, может установить упомянутую государственную помощь на базе одного — 1624 грн, а не двух прожиточных минимумов», — заявили в Кабмине.

О том, где взять достаточное количество официальных высокооплачиваемых мест, в правительстве помалкивают. От себя отметим, что чиновники только выражают благородное негодование по поводу «неофициально работающих граждан, которые не платят в госбюджет». Но правительство ничего не делает для создания таких рабочих мест, прикрывая все болтовней о каких-то мифических «инвесторах», которые эти рабочие места с какого-то перепугу создадут.

Как уже сказано выше, правительство изменило базу для назначения субсидий. До сих пор при назначении учитывались доходы за предыдущий год, то есть при назначении субсидии на приближающийся отопительный сезон 2017-2018 годов учитывались доходы в 2016 году.

Теперь же при начислении субсидии доход будут считать следующим образом:

— на будущий отопительный сезон 2017-2018 годов — доход с января по июнь 2017 года;

— на отопительный сезон 2018-2019 годов — доход с июля по декабрь 2017 года.

В результате для многих домохозяйств новый порядок расчета субсидий приведет к тому, что размер субсидии резко сократится. Согласно данным Госстата, в среднем зарплаты украинцев за прошедший год выросли почти на 20%. В то же время минимальная зарплата выросла в два раза — с 1600 до 3200 грн.

Напомним, что в мае Кабинет Министров уже сократил нормативы на отопление. Теперь очередь дошла до сокращения нормативов на потребление газа. Эти нововведения вступят в силу только с началом отопительного сезона, то есть в октябре 2017 года.

Субсидия покрывает коммуналку только в пределах установленных так называемых социальных норм, за все «лишнее» нужно платить самостоятельно. Как неоднократно заявляли украинские чиновники, действующие в Украине нормативы слишком завышены. Чем ниже нормативы, тем меньше государство тратит на субсидии.

Обратим внимание, что все это — не более чем чиновничья досужая болтовня. Ведь кроме того, что нет законодательства, регулирующего субсидии, также законодательно не установлены научно обоснованные нормы потребления, даже само это понятие в законодательном поле толком не нормировано.

«Уровень оснащенности индивидуальными счетчиками газа является пока низким. А там, где есть счетчики, статистика говорит, что социальные нормативы завышены — семья столько не потребляет. Почему должны платить по нормативам? Правительство проанализировало ситуацию и приблизило социальные нормативы газа на приготовление пищи и подогрев воды до уровня фактического потребления услуги», — прокомментировал решение Кабмина министр соцполитики Андрей Рева.

Такая политика власти делает бессмысленной экономию ресурсов. Ведь чем больше граждане сэкономят сегодня, тем сильнее им урежут социальную норму завтра, опять-таки, из-за законодательной неурегулированности норм. В пределе нормы могут вообще урезать до нуля или до смехотворных величин.

Также правительство в очередной раз подтвердило весеннее решение о том, что должники за коммуналку лишаются права на получение субсидии.

Информационное пространство изобилует обильными «рассуждизмами» чиновников на эту тему.

Например, замдиректора департамента соцполитики Киевской городской госадминистрации Максим Бученко в эфире Радио «Столица» заявил: «Теоретически это правильное решение, потому что люди должны, если пользуются помощью государства, выполнять свои обязательства, то есть оплачивать обязательную часть платы. Если существует задолженность, то ее нужно либо погашать, либо заключать договор о реструктуризации с поставщиками услуг».

Что касается договоров о реструктуризации, то это отдельная большая тема, глубоко вдаваться в которую сейчас не будем. Отметим лишь, что эти договоры навязываются только в том виде, в котором их сочинили юристы коммунальных служб, хотя, по закону, обе стороны гражданских правоотношений являются равноправными и могут сами предлагать тексты договоров и/или их отдельных положений. В целом же условия этих договоров для граждан являются кабальными и несправедливыми. Например, их заставляют в этих договорах признать действительные и мнимые долги, выходящие за рамки срока исковой давности. При этом цинично используется правовая неграмотность населения, а также то обстоятельство, что, согласно действующему законодательству, 3-летняя исковая давность в гражданском процессе автоматически не применяется, для ее применения нужно соответствующее решение суда, а это волокита и расходы, которые для очень многих являются неподъемными.

Что же касается собственно отказа в субсидиях должникам, то здесь просматриваются, как минимум, два аспекта.

Во-первых, государство является наибольшим должником. Властно-олигархические СМИ нагнетают истерию о том, что население, дескать, должно за коммуналку около 30 млрд гривен. Но ведь власть должна по субсидиям примерно 35 млрд гривен. Выходит, государству быль должником можно, а гражданам нет?!

К тому же, повторим, именно власть и олигархи раздули тарифы до неадекватных величин, что и привело к нынешним космическим долгам.

Во-вторых, налицо дискриминация должников по имущественному состоянию, своего рода финансовый ценз, как во времена Средневековья или Древней Греции. Любой непредвзятый суд уже давно отменил бы эту дискриминационную норму.

На фоне указанных выше новаций власть решила немного выпустить пар, в очередной раз пообещав компенсировать ранее сэкономленную жилищную субсидию в денежном виде, что якобы должно стать первым этапом так называемой монетизации.

Об этом сообщила пресс-служба Министерства социальной политики.

Получатели субсидии, которые экономно потребляли газ или электроэнергию для отопления жилья в течение отопительного периода и у которых по состоянию на 1 мая была переплата, могут получить часть сэкономленной субсидии в сумме, не превышающей стоимости 100 кубометров газа или 150 киловатт час электроэнергии.

Что касается конкретных размеров выплат, то по электроэнергии — это около 135 грн., по газу — 690 грн.

Для получения средств необходимо до 1 сентября подать заявление в органы соцзащиты, в котором следует указать способ выплаты — банк или почта.

Выплаты компенсаций проведут не раньше конца октября — начала ноября, примерно с началом нового отопительного сезона.

Общая сумма, которую планируют использовать на монетизацию субсидий, составит 1,3 млрд грн.

Это выглядит как подачка, призванная отвлечь внимание от того, что политика раздувания тарифов в последние годы провалилась и тянет страну в долговую пропасть.

Подводя итоги, обратим внимание на меткое высказывание политолога Дмитрия Корнейчука относительно последнего витка телодвижений власти в вопросе субсидий.

«Кабмин... втихаря принял постановление, согласно которому для получения субсидии учитываются доходы граждан за последние полгода. А не за год, как ранее. В чем суть аферы? Когда Гройсман вводил минимальную зарплату 3200 грн, то все понимали, что это только для уменьшения количества получателей субсидий. Но Гройсман с честным лицом рассказывал: мол, отопительный сезон 2017-2018 это не заденет. Ведь доходы учитываются за год.

Народ расслабился и получил „гранату“ от Гройсмана аккурат под отопительный сезон.

Поскольку, с одной стороны, учет доходов за полгода при минималке 3200 грн позволит „отфутболить“ много новых потенциальных субсидиантов, с другой — значительно уменьшить размер субсидии существующим. Также стоит напомнить, что весной Кабмин сократил субсидионные нормативы. А также ввел автоматическую отмену субсидии при наличии... долга, что также тысячи семей на себе уже ощутили».

Впрочем, особо возмущаться, по справедливому мнению Корнейчука, не следует.

«Хотя, раз народ не возмущался многократным повышением тарифов, купившись на уловку с субсидиями, мы заслуживаем такое поведение Гройсмана», — подчеркнул Корнейчук.

Собственно, добавить больше нечего...

В октябре текущего года проводится . При расчете государственной помощи на оплату коммунальных квитанций будут применяться новые правила и ограничения, которые вступили в силу в текущем году.

Ограничение третье. Новые правила анализа совокупного дохода субсидиантов

При начислении компенсации в октябре 2017 года будет учитываться . Согласно постановлению правительства №609, повышение минимальной заработной платы отразится на размере субсидии. Редакция портала подсчитала, что средний размер субсидии составит 1116,04 грн в месяц.

Ограничение четвертое. Долги по оплате жилищно-коммунальных услуг

В октябре 2017 года органы социальной защиты населения откажут в начислении субсидии потребителям, которые за два месяца накопили задолженность по оплате ЖКУ в размере от 340 грн. Такое правило прописано в постановлении Кабмина №609. Принимается во внимание задолженность, накопленная до февраля 2017 года. Исключением считается несвоевременная выплата зарплаты, что подтверждается документами, и оспаривание долгов в суде. Чтобы возобновить получение государственной помощи, необходимо оплатить коммунальные квитанции или подписать

В 2017 году правительство утвердило 3 постановления, которые касаются правил начисления субсидий на оплату ЖКУ. В отопительном сезоне 2017-2018 гг. потребителям насчитают компенсацию с учетом:

  • снижения нормы потребления газа и электричества;
  • уменьшения сроков отопления частных домов;
  • анализа доходов за I и II кварталы 2017 года;
  • наличия долгов по оплате коммунальных услуг.

Кто имеет право на получение коммунальной субсидии в 2017 году?

По законодательству Украины правом на получение государственной субсидии обладают семьи, чьи расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг (в пределах установленных норм потребления и с учетом льгот) превышают размер обязательного процента платежа. Сумма платежа для каждого домохозяйства определяется индивидуально и зависит от совокупного дохода семьи.

Постановлением КМУ № 319 от 27.04.2016 внесены изменения в порядок предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Одним из нововведений правительства является предложение временной отмены льгот на квартиру. Таким образом, на период получения субсидии гражданам, имеющим льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, они начисляться не будут. Тем не менее, расчет субсидии будет проводиться с учетом льгот на оплату услуг и объем обязательного платежа за услуги ЖКХ будет зависеть сугубо от доходов семьи.

Жилищно-коммунальная субсидия оформляется на одного из зарегистрированных членов домохозяйства (семьи), на имя которого открыты лицевые счета на оплату коммунальных услуг. Остальные члены домохозяйства для назначения субсидии должны подтвердить свое согласие на доступ и обработку персональных данных. Квартиросъемщики, оплачивающие коммунальные услуги в соответствии с договором аренды, также имеют право на предоставление субсидии.

Право на получение субсидии наличными на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива предоставляется тем гражданам, чье жилье не обеспечивается электро-, тепло- или газоснабжением для обогрева. При этом, если жилые помещения отапливаются одновременно несколькими способами (тепловая энергия и/или природный газ и/или электроэнергия), субсидия назначается и выплачивается только на один вид топлива.

Кто не имеет права на коммунальную субсидию?

Благодаря новому порядку назначение жилищной субсидии происходит без учета имущественного состояния соискателя. Исключением является, осуществленная в течении 1 года перед обращением за субсидией, единовременная покупка стоимостью свыше 50 тысяч гривен. Таким образом, право на получение субсидии приобретают и те категории граждан, которые ранее были ее лишены:

  • арендодатели
  • обладатели двух автомобилей
  • владельцы двух жилых помещений
  • лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в Центре занятости в качестве безработных
  • лица, совершившие покупку или оплатившие услуги (в том числе за обучение или лечение) стоимостью более десяти прожиточных минимумов

На какие услуги и в каком объеме распространяется субсидия?

В соответствии с программой жилищных субсидий, государство возмещает расходы на оплату пользования жильем и коммунальных услуг (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, вывоз бытового мусора и жидких нечистот). Кроме того, один раз в год, для семей, которые используют для отопления твердое топливо, а для приготовления пищи сжиженный газ, предоставляется денежная субсидия на их покупку (Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива).

Постановлением Кабмина № 409 от 06.08.2014 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» установлены единые для всей Украины нормы жилья и потребления коммунальных услуг, на которые может быть назначена субсидия. Ознакомиться с вышеуказанными стандартами на 2017 год можно ниже.
Уточнение! Кабмин пересмотрел социальные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для предоставления льгот и субсидий. В частности, уменьшена норма потребления газа, которая с 1 октября 2017 года составляет:

  • на приготовление пищи - 3,3 куб. м на человека;
  • на приготовление еды и подогрев воды - 5,4 куб. м на жильца;
  • на газовую плиту и водонагреватель - 10,5 кубометров на человека.
  • Также напомним, что ранее правительство Украины снизило социальную норму потребления электроэнергии для индивидуального отопления - с 65 кВт*ч до 51 кВт*ч на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц в отопительный период (Постановление КМУ № 51 от 06.02.2017 года).
Для семей, состоящих из 1-2 нетрудоспособных лиц (в том числе пенсионеров), социальная норма жилья, на которую предоставляется субсидия была увеличена с 49 кв. м. до 75 квадратных метров на домохозяйство (Постановление КМУ № 300 от 26.04.2017 года).

Как получить жилищно-коммунальную субсидию в 2017 году?

Процедура оформления субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения (собес) по месту регистрации заявителя (арендаторы - по месту жительства). Назначение субсидии осуществляется на основании заявления и декларации. Документы могут быть поданы лично или отправлены по почте. Кроме того, в Украине работает система онлайн-оформления субсидий.

Министерство социальной политики Украины обнародовало информацию об упрощении порядка предоставления субсидий. Согласно заявлению правительства, такое решение принято в связи с регулярным повышением тарифа на жилищно-коммунальные услуги (в частности - на газ, холодную и горячую воду, электроэнергию и теплоснабжение). Вам потребуется следующий перечень документов для получения субсидии (обновленный список):

  • заявление на субсидию;
  • при съеме жилья - договор аренды;
  • декларация о доходах.
  • На какой срок назначается жилищная субсидия?
Коммунальная субсидия предоставляется с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев и рассчитывается:
  • на неотапливаемый сезон - с 1 мая по 30 сентября
  • на отопительный сезон - с 1 октября по 30 апреля
  • Для арендаторов жилья (квартирантов) правила получения субсидии несколько иные. Возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг производится при наличии договора найма (аренды). Субсидия предоставляется до конца месяца, в котором истекает срок действия договора аренды, но не более, чем на 1 год. Автоматического продления субсидии для квартирантов не предусмотрено и для дальнейшего получение компенсации по оплате ЖКХ арендатору необходимо лично обратиться в УТСЗН.
Для домохозяйств, использующих природный газ/электроэнергию для индивидуального отопления, размер субсидии на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

В некоторых случаях субсидия может быть назначена за прошедший период. В частности, при обращении в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона субсидия назначается с начала такого сезона. Подобная норма действует и в отношении граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, субсидия им может быть назначена со дня возникновения соответствующего права, но не более чем за 6 месяцев до обращения за субсидией.

При отсутствии изменений в семье перерасчет субсидий осуществляется автоматически и не требует дополнительного обращения в органы соцзащиты. Однако основным моментом для сохранения жилищной субсидии является своевременное погашение своей части платежа за услуги ЖКХ. Кроме того, с 1 мая 2017 года срок действия жилищной субсидия на следующий период не продлевается, если у граждан имеется двухмесячный долг по оплате коммуналки.

Алгоритм действий при самостоятельном расчете размера жилищной субсидии следующий:

  • определение среднемесячного совокупного дохода семьи;
  • расчет обязательного процента платежа за услуги ЖКХ;
  • вычисление размера обязательного платежа.

Важно! При расчете совокупного дохода семьи не учитывается государственная социальная помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также помощь внутренне перемещенным лицам. Остальные виды социальных выплат (в том числе стипендия) подлежат учету.

Для частных предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, совокупный доход (независимо от полученной прибыли) за каждый месяц рассчитывается по такому принципу:

  • плательщики единого налога 1 группы - учитывается доход на уровне 2 размеров прожиточного минимума, установленного Кабмином для трудоспособных лиц;
  • плательщики единого налога 2 группы - трех размеров прожиточного минимума;
  • плательщики единого налога 3 группы - четырех размеров прожиточного минимума.
  • Сам по себе расчет субсидии довольно сложный, так как связан с использованием множества критериев и применением различных коэффициентов и формул. Чтобы упростить для граждан процесс вычисления Министерство социальной политики Украины разработало онлайн калькулятор субсидии.
Кабинет министров Украины внес изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий. Согласно нововведениям, при назначении безвозвратной компенсации на оплату ЖКХ в совокупный доход граждан теперь не будут зачисляться:
  • цена безвозмездно полученных санаторно-курортных путевок;
  • стоимость протезно-ортопедических изделий и средств реабилитации;
  • суммы регрессных выплат (возмещение вреда за повреждение здоровья работника).

Еще одним новшеством КМУ при назначении субсидии на 2016-2017 год является послабление пенсионерам. Изменена система учета доходов, теперь неработающие пенсионеры будут оформлять жилищную субсидию по новым правилам. Вместо совокупного дохода за предыдущий год, при расчете компенсации им будет учитываться доход только за предыдущий перед обращением месяц.

Как получить субсидию только на фактически проживающих в доме?

Рассмотрение комиссией вопроса о начислении субсидии на фактическое количество людей, проживающих в квартире (доме), осуществляется на основании письменного заявления субсидианта с соответствующей просьбой. При этом, в декларации указывается полный состав зарегистрированных жильцов, но с пометкой «не проживают» напротив отсутствующих членов семьи.

На основании этих документов, а также справки, подтверждающей факт непроживания конкретного лица по этому адресу, социальный инспектор проверяет материально-бытовые условия и составляет акт. По результатам проверки сотрудниками УТСЗН готовится представление на Комиссию, решение которой является обязательным к исполнению ЖКП.

Таким образом, вполне реально получить через комиссию постановление о начислении платы за услуги ЖКХ только на проживающих в квартире людей (например, не на 4 прописанных, а на 2 реально проживающих). И доходы для расчета субсидии также будут браться только на фактически живущих.

Уточнение! Вынесение подобного решения никоим образом не влияет на прописку граждан, отсутствующих по зарегистрированному месту жительства. Они по-прежнему будут прописаны по старому адресу, но на период их отсутствия плата за коммунальные услуги начисляться им не будет.

О каких изменениях в семье необходимо сообщить в собес?

В соответствии с законом, получатель субсидии обязан уведомить орган социальной защиты населения о любых переменах в семье, будь то изменения в составе жильцов, социального статуса, источника доходов, модификации перечня получаемых ЖКХ-услуг или условий их предоставления, а также о приобретении товара или оплате услуг на сумму свыше 50 000 гривен. Информирование органа соцзащиты о произошедших изменениях производится в установленный Законом срок (один месяц), путем подачи соответствующих документов. В случае изменения состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц подаются также новые заявление и декларация.

Проводится ли перерасчет субсидии при повышении стоимости коммунальных услуг?

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения осуществляется без обращения граждан в случаях:

  • изменения цен и тарифов на услуги ЖКХ;
  • установления новой даты начала (окончания) отопительного периода;
  • установления КМ нового размера доли расходов граждан на оплату ЖКХ;
  • изменения социальной нормы жилья и нормативов пользования коммунальными услугами;
  • проведения перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их не предоставления или предоставления не в полном объеме.

Недавнее повышение тарифов на горячую и холодную воду, отопление, газ и свет вызовет увеличение количества обращений граждан за компенсацией в отопительный сезон 2016-2017. В то же время из-за роста цен на коммунальные услуги вырастут и расходы на субсидии из госбюджета. В связи с этим процедура предоставления субсидии в 2017 году будет реформирована.

Кто из членов семьи должен заполнять документы на субсидию?

Субсидия в 2017 году назначается владельцу (совладельцу) жилья или другому зарегистрированному в квартире (доме) члену семьи, на которого открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, именно это лицо должно заполнять заявление на оформление субсидии.

Нужно ли вносить в декларацию доходы непрописанных, но фактически проживающих в квартире членов семьи?

Согласно законодательству, при расчете размера жилищно-коммунальной субсидии учитываются доходы только тех жильцов, которые официально зарегистрированы (прописаны) в жилом помещении. Исключение составляют квартиранты, снимающие жилье на основании договора аренды.

Какая информация о доходах и имущественном состоянии семьи должна быть внесена в декларацию при оформлении субсидии?

В декларацию необходимо внести сведения обо всех видах доходов членов семьи, прописанных в квартире (доме), а также данные о расходах, связанных с приобретением имущества, товаров или оплату услуг на сумму свыше 50 тысяч гривен, осуществленных в течение последних 12 месяцев.

Какие доходы должны быть задекларированы?

  • заработная плата;
  • полученные алименты;
  • пособие по безработице;
  • натуральная оплата труда;
  • стипендия, пенсия, социальное пособие;
  • доходы от сдачи недвижимости в аренду;
  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • заработок лиц, работавших у физических лиц;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • другие денежные выплаты, имеющие систематический характер;
  • денежное обеспечение военнослужащих (кроме срочной службы);
  • заработок учеников и студентов, совмещающих учебу с постоянной работой;
  • деньги, полученные за возмещение вреда, причиненного работнику при исполнении;
  • вознаграждения, выплачиваемые штатным (внештатным) художникам, литературным работникам, фотокорреспондентам и другим лицам из фонда авторского гонорара;
  • доходы от личного крестьянского хозяйства, земельных участков, предоставленных для ведения огородничества, выпаса скота, сенокошения, а также земельной доли (пая), выделенной при разделе земли.

Передаются ли данные, указанные в декларации для назначения субсидии, в налоговую инспекцию?

Орган социальной защиты населения напрямую сотрудничает с Государственной фискальной службой Украины, в частности на запрос собеса ГФС предоставляет информацию о доходах граждан. При этом, предоставление сотрудниками соцзащиты любой информации, полученной в ходе оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в фискальную службу не предусмотрено.

Вносить ли в декларацию данные человека, который прописан в доме, но не проживает в нем?

Расчет субсидии в 2017 году происходит с учетом доходов всех прописанных в жилом помещении лиц, которым начисляется плата за услуги ЖКХ. Если, по каким-либо причинам, зарегистрированный член семьи не проживает по месту регистрации, субсидия может назначаться без учета его доходов. Основанием для принятия подобного решения является акт обследования материально-бытовых условий семьи и вывод комиссии при исполкоме. Следует уточнить, что все это возможно в случае, когда объем потребления коммунальных услуг измеряется индивидуальными средствами учета.

Как подтвердить фактическое не проживание в квартире зарегистрированных лиц при оформлении субсидии?

В качестве документального подтверждения отсутствия человека по месту регистрации можно использовать справку, удостоверяющую место пребывания лица в другой административно-территориальной единице в связи с работой, длительной командировкой, учебой, лечением или отбыванием наказания. Также можно использовать справку об оплате ЖКХ по другому адресу.

Как одинокому мобилизованному солдату получить субсидию?

Самый простой и быстрый способ - отправить по почте заполненное заявление и декларацию о доходах и расходах. К тому же, благодаря новому сервису Министерства социальной политики граждане Украины имеют возможность подать документы на субсидию в электронном виде.

Учитываются ли доходы участника АТО при расчете субсидии?

Согласно пункта 8 Постановления Кабмина «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» при назначении жилищной субсидии лицам, которые принимают (принимали) непосредственное участие в проведении антитеррористической операции, а также членам их семей в совокупный доход не учитываются:

Учитываются ли выплаты на детей при расчете субсидии?

В соответствии с Методикой расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, в общий доход получателей жилищной субсидии включаются все виды социальных пособий на ребенка, за исключением той части помощи при рождении (усыновлении) ребенка, выплата которой осуществляется единоразово.

Обратите внимание! Постановлением КМУ № 319 от 27.04.2016 года внесены изменения в порядок предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Теперь при расчете совокупного дохода для назначения субсидии не учитывается государственная социальная помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Назначается ли субсидия людям, у которых есть долги по ЖКХ?

По действующему законодательству Украины, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для отказа в назначении субсидии в 2017 году. Однако, следует знать, что после назначения коммунальной субсидии, оплата обязательной доли платежа должна осуществляться своевременно, в противном случае, выплата субсидии будет прекращена.

Может ли иностранец с постоянным видом на жительство рассчитывать на получение жилищной субсидии?

Законодательство не устанавливает ограничений по гражданству при предоставлении коммунальных субсидий. Оформление субсидии для иностранных граждан осуществляется на общих основаниях и предоставляется одному из зарегистрированных в жилом помещении лиц. Кроме того, назначение компенсации на оплату коммунальных услуг осуществляется на основании договора аренды.

Могут ли безработные получить жилищную субсидию?

На данный момент ограничения для назначения субсидии трудоспособным гражданам, которые не получают доходов и не состоят на учете как безработные не существует. При этом в качестве дохода будет засчитываться двойной прожиточный минимум для трудоспособного населения страны.

Имеют ли право на субсидию жители общежитий?

В соответствии с пунктом 15 «Положения о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», граждане, проживающие в общежитиях, также имеют право на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Могут ли квартиранты получить коммунальную субсидию в 2017 году?

Благодаря новому порядку предоставления жилищно-коммунальной субсидии право на возмещение затрат по оплате услуг ЖКХ получили лица, проживающие в жилом помещении на основании договора найма (аренды). Для арендаторов квартиры (дома) компенсация предоставляется на срок действия договора, но не более чем на 12 месяцев с момента обращения за ее назначением. Продление субсидии осуществляется по личному обращению арендатора.

Сколько времени рассматривается решение о назначении субсидии?

Вердикт о назначении или не назначении коммунальной субсидии выносится в течение десяти дней после подачи заявления и получения сведений от соответствующих госорганов о составе зарегистрированных в жилом помещении лиц, их доходах, обеспеченности коммунальными услугами, а также их стоимости. Далее, после всех проведенных расчетов, заявителю выдается сообщение о назначении жилищной субсидии, в котором указывается срок предоставления компенсации, ее размер, а также сумма обязательного платежа.

Что делать, если отказали в субсидии?

Обжаловать действия или бездействие местного органа социальной защиты можно, обратившись в орган власти, которому он подчиняется. В частности, это может быть руководство районной госадминистрации или исполнительного комитета городского совета, также можно обратиться в областное управление или департамент социальной защиты населения облгосадминистрации. Кроме того, всегда существует возможность защитить свои права в судебном порядке.

Будут ли действовать льготы при получении субсидии?

В связи с принятием постановления КМ № 319 от 27.04.2016 года на период действия назначенной субсидии, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретение твердого топлива и сжиженного газа начисляться не будут.

Можно ли оформить субсидию при наличии банковского депозита?

Наличие у человека банковских вкладов не является ограничением для назначения жилищно-коммунальной субсидии, поскольку проценты от размещенных депозитов не учитываются в совокупный доход семьи (п. 8 постановления КМУ № 475 от 26.06.2015 года).

Имеют ли право в собесе при оформлении жилищной субсидии требовать справки за газ, воду и свет?

Сотрудникам соцзащиты запрещено требовать от граждан любые документы, не предусмотренные Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий. Согласно закона, при оформлении субсидии в собес подаются заявление и декларация о доходах и расходах, а также договор найма (аренды) жилья (при наличии). В редких случаях может потребоваться предоставление справки о доходах. Речь идет о тех случаях, когда в декларации указаны доходы, информация о которых отсутствует в Государственной фискальной службе, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования.

Как получить субсидию, если счета на оплату услуг ЖКХ открыты на разных членов семьи?

Компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается одному из членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счет по месту регистрации. Поэтому, при оформлении субсидии желательно перевести все счета на одного человека.

Начисляется ли субсидия, если размер квартиры (дома) превышает установленные нормы жилья?

Размер жилого помещения, находящегося в частной собственности граждан, не является основным критерием при оформлении коммунальной субсидии. Однако, следует помнить, что с целью соблюдения принципа социальной справедливости при предоставлении льгот и субсидий законодательством Украины установлены стандарты в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Таким образом, компенсация по оплате ЖКХ начисляется в рамках установленных правительством нормативов, а все, что сверх этой социальной нормы, человек оплачивает из собственных доходов. Впрочем, для семей, состоящих из одного или двух нетрудоспособных граждан, социальная норма жилья была увеличена и составляет 75 кв. метров.

Не потеряет ли семья субсидию при прописке нового жильца?

При возникновении изменения в составе зарегистрированных в квартире жильцов, необходимо в течение месяца уведомить об этом орган социальной защиты. На основании этого уведомления УТСЗН сделает все необходимые запросы в соответствующие органы и выполнит перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения.

Могут ли снять субсидию из-за неправильной декларации?

Если гражданин скрыл или сознательно подал недостоверные данные об имущественном положении и доходах (не указал какой-либо вид прибыли), то при выявлении нарушений предоставление субсидии прекращается. При этом, сумма перечисленной компенсации на оплату услуг ЖКХ должна быть возмещена. При отказе вернуть выплаченную субсидию, вопрос будет решаться в судебном порядке.

Как платить за коммунальные услуги, если обязательный платеж превышает потребление по счетчику?

При возникновении расхождений между обязательной частью расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и их фактической стоимостью по счетчику, необходимо исходить из показаний последнего. Государство стимулирует граждан к экономному потреблению ЖКХ услуг.

Часть неиспользованной суммы субсидии (по состоянию на 1 мая нового неотопительного сезона) в эквиваленте стоимости 100 куб. метров природного газа или в эквиваленте 150 кВт*ч электрической энергии (при использовании данных видов топлива для обогрева) перечисляется на лицевой счет получателя субсидии в банке или выплачивается через отделения почтовой связи ПАО «Укрпочта».

Выплата этих денег производится на основании личного заявления субсидианта, поданного до 1 сентября текущего года в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения.

Как сэкономить на коммунальных услугах?

Снизить на 40-70% затраты на оплату воды, газа, света и отопления можно с помощью правительственной программы по энергомодернизации жилья. Благодаря ей у граждан появилась возможность произвести замену старых газовый котлов на более эффективные, утеплить дома, а также установить счетчик на воду или отопление за счет государства. Само собой, речь не идет о 100% оплате работ, но компенсацию в размере от 20 до 70% затраченных средств получить вполне реально.

Как продлить жилищно-коммунальную субсидию в 2017 году?

При отсутствии изменений в семье, необходимости в повторном обращении в собес нет. Законодательством установлен автоматический принцип продления субсидии на новый период. Исключение составляют арендаторы жилья, лица, которым субсидия была назначена по зарегистрированному месту пребывания, а также граждане, обращающиеся за субсидией на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. Для этих категорий населения продление срока действия субсидии производится по личному обращению в УТСЗН.

Расчет ЖКХ субсидии на следующий период производится структурными подразделения по вопросам социальной защиты населения на основании собранной в соответствии с законодательством информации. Решение о назначении (не назначении) субсидии принимается в течение 10 дней после получения всех необходимых данных. Информирование получателей субсидии о продлении им компенсационных выплат может производиться в письменном виде, по электронной почте (при наличии соответствующего реквизита), а также с помощью средств мобильной связи (смс).

В случае получения информации о просроченной более двух месяцев задолженность по оплате услуг, субсидия на следующий срок не назначается. Если в течение 60 дней с даты информирования о не назначении субсидии на следующий срок гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора о ее реструктуризации, субсидия назначается с даты окончания действия предыдущей субсидии, в противном случае - с месяца, в котором гражданин документально подтвердил оплату долга или заключение договора. Указанный срок может быть продлен на основании решения комиссии, но только при наличии уважительных причин.

Если получить информацию о доходах, необходимую для проведения автоматического расчета субсидии, невозможно вследствие ошибки, обнаруженной в персональных данных субсидианта, УТСЗН сообщает ему о необходимости исправления ошибки и проводит расчет суммы компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение десяти дней после представления обновленных данных и получения информации о доходах.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ