Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

Субъекты земельных отношений,

Объекты земельных отношений

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений.

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.


Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности».

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Исходя из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, можно сделать вывод, что земельно-правовое понятие «собственник земельного участка» совпадает с гражданско-правовым значением этого понятия. В силу положений п. 2 ст. 9 и п.1 ст. 36 Конституции, норм гражданского и земельного законодательства, собственника земельных участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

В то же время, если в гражданско-правовом смысле «землепользователи», это лица, осуществляющие использование земельного участка, при том, что оно может быть не сопряжено с владением, то ЗК РФ сужает это понятие до обозначения обладателей двух земельно-правовых титулов, в название которых входит слово «использование» В законе зафиксировано: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно законодатель раскрыл содержание данных прав, в которое входят правомочия по владению и пользованию земельным участком, но не по распоряжению им. Поэтому землепользователь всегда сам, самостоятельно владеет и пользуется земельным участком, в отличие от собственника, который может передать эти правомочия другому лицу (например, арендатору), при этом, не теряя титул собственника.

Круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время очень узок. В силу ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако граждане все еще могут носить данный титул на законном основании, так как земельные участки, предоставленные гражданам на этом праве до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются без установления обязанности и срока их переоформления. Однако им предоставляется право переоформить в упрощенном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Иная ситуация с юридическими лицами, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ и которые не вошли в перечень, установленный п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Они были обязаны переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность до 1 июля 2012 года (п. 2 ст 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Так как срок уже истек, то лица, не выполнившие данную обязанность, сохраняют титул землепользователя, но становятся правонарушителями. Исключение составляют религиозные организации, которые могли переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и гаражные потребительские кооперативы, переоформление права которых сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае - как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.

Субъектами земельных правоотношений применительно к конкретным правоотношениям являются:

  • ? собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • ? землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • ? землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • ? арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • ? обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • ? правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Субъектами земельных правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях законодательство признает Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных правоотношений, физические и юридические лица.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут вступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земельных участков, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Земли также могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных правоотношений. Они наделены полномочиями в сфере регулирования земельных правоотношений, поэтому могут быть субъектами земельных правоотношений в сфере управления использованием и охраной земель.

В сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений, субъектами правоотношений выступают исполнительные органы государственной власти.

Юридические лица обладают земельной правоспособностью. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица могут иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Иностранные юридические лица также признаются субъектами земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Такие особенности устанавливаются земельным законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Так, земельным законодательством установлены ограничения по участию в земельных отношения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

  • ? не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации;
  • ? могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Гражданин Федоренко получил по наследству дом и земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Однако Регистрационная палата отказала в регистрации его права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, мотивируя отказ

тем, что Федоренко является гражданином ФРГ. Правомерен ли отказ в регистрации?

Субъекты земельных отношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, т.е. способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

Объектом земельных правоотношений является то, по поводу чего они возникают. Объектами земельных отношений являются:

  • 1) земля как природный объект и природный ресурс;
  • 2) земельные участки;
  • 3) части земельных участков.

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. При этом земля определяется в первую очередь как природный объект и природный ресурс (ч. 1 ст. 6 ЗК РФ). Как природный объект земля представляет собой часть естественной экологической системы, природного ландшафта, сохранившую свои природные свойства. Земля как природный ресурс - это компонент природной среды, природный объект, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве продукта производств и имеет потребительскую ценность.

В настоящее время законодательно определены два основных института, позволяющих обеспечить рациональное использование и охрану земель: целевое назначение и разрешенное использование.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ все земли РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий и включают земли:

Кроме того, различные категории земель подразделяются на «подкатегории», в зависимости от целевого назначения.

Пример -

Так, земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, как земельная категория, включают такие подкатегории как земли промышленности, земли транспорта, земли связи, земли энергетики и другие.

Разрешенное использование земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ. Зонированию подлежат земли населенных пунктов: в их составе могут выделяться жилые, производственно-деловые, производственные, рекреационные и иные зоны.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При заключении договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, используемого гр. Фроловым для ведения личного подсобного хозяйства, предмет был описан как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. Является ли это изменением разрешенного использования? Правомерно ли это?

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Pci) классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Правовая характеристика земель как объекта земельных отношений, содержащая указание на круг важнейших правовых отношений, складывающихся по поводу земли, именуется правовым режимом земель. По мнению О.И. Крассова, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, также мер по охране земель посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав на землю, публичных сервитутов и разрешенного использования 1 .

Земельный участок - это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на которую распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в ЗК РФ.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений компетентных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

ПриразЭелезез?югог/час»2каобразуютсянесколькоземельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При этом у собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

Части земельных участков также выступают в качестве объектов земельных правоотношений. Сервитут, как правило, устанавливается в отношении части земельного участка, определяемой соглашением сторон или судебным решением. Ограничения прав на землю в виде охранных зон также представляют собой регламентацию режима деятельности по использованию части земельного участка. Часть земельного участка может выступать в качестве предмета договора аренды. Если в аренду сдается часть земельного участка, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

Судебная практика -

Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 ст. 26, п. 10 ст. 33 Закона о регистрации прав представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» ).

  • Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. Январь.

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

    земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

    земельный участок;

    части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

    земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

К Объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объяснима классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской федерации к землям определенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие на своей площади природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ. Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтомуорганы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных. Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений. Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Субъекты прав на землю – это лица, которые приобрели права на земельные участки, в установленном законом порядке. Субъекты прав на земельный участок, субъекты земельных и гражданских правоотношений совпадают.

Лица – обобщающее понятие для всех субъектов гражданских прав. Ст. 5 ЗК определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования .

Под физическими лицами гражданское законодательство понимает граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ. Лицо, которое не имеет доказательств о принадлежности к другому государству и при этом не является гражданином РФ, считается лицом без гражданства (апатрид). Тот, кто наряду с российским гражданством, имеет гражданство другой державы, является лицом с двойным гражданством (бипатрид).

Средствами индивидуализации граждан являются имя (которое, как правило, состоит из имени собственного, отчества и фамилии) и место жительства. В соответствии с ст. 19 ГК, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК).

Для того чтобы быть субъектом гражданских прав, лицо должно обладать совокупностью установленных законом качеств, которыми являются правоспособность и дееспособность. Понятие и содержание гражданской правоспособности граждан раскрывается в Гражданском кодексе (ст. 17; 18; 21).

Гражданская правоспособность это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан РФ она возникает с момента рождения, прекращается смертью и признается в равной степени за всеми. Земельная правоспособность граждан – способность иметь права на земельный участок и нести связанные с этим обязанности, определенные земельным законодательством . В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК).

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. У граждан полная дееспособность возникает с 18 лет. Гражданское законодательство предусматривает 2 исключения из этого правила – эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетия. При вступлении несовершеннолетнего в брак, он приобретает полную дееспособность с момента заключения брака. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, которое производится по решению органа опеки и попечительства, а при несогласии родителей, усыновителей или попечителей, по решению суда. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство наделяет частичной дееспособностью малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет. Однако земельная дееспособность, т.е. способность своими действиями осуществлять права на земельный участок и нести обязанности, возникает не постепенно, а сразу и только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, т.к. земля находится в режиме недвижимого имущества и все сделки с земельными участками должны проходить государственную регистрацию. Гражданское законодательство определяет, что подобные сделки неправомочны совершать ни несовершеннолетние лица, ни, тем более, малолетние.

Правоспособность и дееспособность – неотъемлемые качества субъекта правоотношений. Никто не может быть не только лишен их, но даже ограничен иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом. Необходимо учесть, что такие ограничения в области земельных правоотношений могут быть установлены только федеральным законом, что вытекает из смысла ст. 9 ЗК РФ.

Способность нести самостоятельную юридическую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Только деликтоспосбный гражданин может быть привлечен к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Деликтоспосбность является частью дееспособности.

Например, собственником земельного участка может стать даже малолетний ребенок буквально с рождения, в случае, если он получил его в наследство или в дар. Право быть собственником имущества, в том числе в виде земельного участка – неотъемлемое право любого гражданина. Однако осуществить свои права в реальных действиях, например, использовать по своему усмотрению, продать или подарить земельный участок, он сможет, только достигнув совершеннолетия, т. е. с момента возникновения дееспособности в полном объеме, равно как и нести ответственность за соблюдение земельного и иного законодательства при осуществлении своих прав на землю. Права несовершеннолетних собственников реализуют их законные представители. ЗК РФ предоставляет законным представителям несовершеннолетнего собственника предавать земельный участок в аренду, в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22).

Граждане, в соответствии с ЗК, могут быть субъектами права собственности, пожизненного наследуемого владения (если оно было предоставлено до введения в действие ЗК РФ или унаследовано); права постоянного (бессрочного) пользования (если оно предоставлено в установленном законом порядке до введения ЗК РФ в действие); обладать правом на служебный надел; арендовать земельный участок; быть владельцами сервитута.

Субъектами прав на землю так же являются юридические лица.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Право - и дееспособность юридические лица возникает одновременно с момента государственной регистрации.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на праве аренды. Юридические лица, определенные ст. 20 ЗК, могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования либо права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельные участки в зависимости от видов его организационно-правовой формы.

Особого рассмотрения требуют права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки. Если иностранные граждане - это лица, не имеющие российского гражданства, но являющиеся гражданами другого государства, то иностранными юридическими лицами признаются организации, учрежденные за пределами РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К тому же их права могут дополнительно ограничиваться, но только на основании федерального закона. Такие ограничения устанавливаются Земельным кодексом РФ.

Юридическим основанием установленных ограничений является норма ст. 9 Конституции РФ, где определено, что земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение можно толковать как принцип приоритета прав на землю граждан РФ перед правами иностранцев.

Параметры ограничения правосубъектности иностранных граждан и иностранных юридических лиц заложены в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, где говориться, что права этих лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и федеральными законами. Таким образом, основные ограничения содержаться именно в области приобретения права собственности иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Если учесть, что названные лица, не могут обладать земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, то ограничения не затронули только право аренды, где у иностранных граждан и юридических лиц тот же объем право- и дееспособности, что и у российских.

Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов земельных отношений объединяет их общая публичная природа. В земельных отношениях они выступают в двух качествах: как регуляторы земельных отношений по поводу земель, составляющих их территорию, и как собственники земель. Если в первых отношениях эти лица проявляют свой публично-властный характер, то в отношениях по поводу права собственности они участвуют на равных началах с другими субъектами гражданского оборота и гражданских отношений. П. 2 ст. 124 ГК РФ определяет, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

Земельный кодекс определяет, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут владеть земельными участками на праве собственности. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК, они участвуют в гражданских отношениях на равных основаниях с другими лицами, однако, публичные образования являются субъектами исключительно права собственности. Ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривает оснований возникновения иных вещных или обязательственных прав у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Земельное законодательство для обозначения некоторых субъектов прав на землю применяет специальные понятия, определение некоторым из которых дается в п. 3 ст. 5 ЗК:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Всех выше перечисленных лиц можно объединить под единым понятием «правообладатели земельных участков». При этом у каждого права свой круг субъектов, установленный законодательством.

3. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности занимает центральное место в системе прав на землю, так как все остальные права являются производными от права собственности. Только собственник может уступить часть своих правомочий, передав земельный участок другому лицу на каком – либо праве. Таким образом, как правило, иные права на землю возникают в результате волеизъявления собственника.

В юридическом плане право собственности – это закрепление правовыми нормами определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи . Право собственности – центральный институт гражданского права. Право собственности на землю – институт не только гражданского, но и земельного права. Его содержание определяется нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Поэтому институт права собственности на землю рассматривается в качестве важнейшего института земельного права.

Право собственности – наиболее полное по объему право, дающее обладателю наибольшую свободу в осуществлении своих правомочий. Правомочия – волевые, т.е. основанные на автономии, независимости воли лица действия, которые собственник вправе осуществить по отношению к своему имуществу.

По общему правилу гражданского законодательства, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК). Собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению имуществом и это как раз и составляет триаду правомочий собственника.

В Гражданском кодексе отдельно подчеркивается, что содержание права собственности на землю таково же по своему объему, как и по отношению к любому другому имуществу. Однако, ввиду особой ценности объекта отношений, коим является земельный участок, правомочия собственника существенно ограничиваются. Основные принципы правового регулирования права собственности на землю заложены в ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Таким образом, основанием для установления ограничений является необходимость охранять землю как часть природной среды, а так же права и законные интересы других лиц. При этом круг лиц, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении землепользования, не исчерпывается правообладателями земельных участков, а включает в себя всех, проживающих на данной территории людей. На это прямо указывает норма п. 1 ст. 9 Конституции: «Земля и другие природные ресурсы и используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В Конституции так же указывается, что условия, и порядок пользования землей, определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Таким законом, прежде всего, является кодифицированный нормативный акт, обладающий большей юридической силой по сравнению с иными специальными законами – Земельный кодекс Российской Федерации. При этом регулирование земельных отношений основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст.1 ЗК РФ). Пределы оборотоспособности земли устанавливаются земельным и другим природоресурсным законодательством, на которое содержится прямая ссылка в п. 3 ст. 129 ГК, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Владение – право хозяйственного господства над имуществом. По отношению к земельному участку чаще всего выражается в огораживании, установке межевых знаков, возможности для юридических лиц числить земельный участок на балансе.

Пользование – извлечение полезных свойств вещи. Как известно, землю можно использовать в двух видах:

· Как средство производства и одновременно условие труда – в сельском и лесном хозяйствах;

· Как базис для размещения объектов, причем как природных, так и рукотворных.

Можно однозначно сказать, что земля используется во всех сферах деятельности человека. По общему правилу использует имущество только тот, кто им фактически обладает, т.е. владелец.

Пользование земельным участком может осуществляться только в соответствии с его целевым назначением. К тому же использовать земельный участок собственник может только в формах, прямо предусмотренных земельным законодательством. Таким образом, действует разрешительный характер земельного права.

Распоряжение – определение юридической судьбы вещи. В основном это выражается в праве совершать гражданско-правовые сделки, сопровождающиеся сменой собственника или без таковой, а так же иные юридически значимые акты.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам, не ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, оставаясь при этом собственником этого имущества, отдавать свое имущество в залог, совершать с ним иные сделки.

Собственник имеет не только права, но и обязанности. В соответствии с ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По отношению к земельному участку это означает, что собственник в первую очередь уплачивает земельный налог. В соответствии с п. 7 ст. 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату. Закон «О плате на землю» определял, что налог устанавливается для стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а так же для выравнивания социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Основные начала земельного налога определены гл. 31 ч. II Налогового кодекса РФ. К тому же собственник за счет собственных средств обеспечивает охрану и защиту земельного участка, к чему его обязывает земельное законодательство.

Согласно ст. 211 ГК собственник несет риск случайной гибели или повреждения имущества. Это относится к случаям, когда гибель или повреждение произошли не по воле человека, либо виновного нельзя установить. Земля, в силу своих физических свойств, является неуничтожимой вещью. Однако земельный участок может быть испорчен, что проявляется в утрате или существенном снижении свойств земельного участка, что делает невозможным или затрудняет использование его по целевому назначению. В отношении земельного участка это может происходить в результате стихийных бедствий, антропогенных явлений глобального характера и т.п. (сели, наводнения, засухи, кислотные дожди, военные действия и т.п.).

Видео по теме

а) с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных условий (неправомерные действия);

б) с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекращения деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоотношений следует отнести правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. В частности, при использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции; при использовании земель населенных пунктов - соблюдение нормативов размещения объектов; при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т. п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характерны бесконечным многообразием, трудно поддающимся классификации;

Что касается самих прав и обязанностей, которые присущи субъектам земельных правоотношений и в совокупности образуют их правовой статус, то они зависят от вида субъекта, от его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты. Так, объем правомочий физических лиц зависит от наличия у них гражданства РФ. Иностранцы обладают теми же правами, что и российские граждане, но за некоторыми исключениями.

Что касается субъекта, то здесь главным требованием является обеспечение целевого использования земли. Нарушение этого требования влечет за собой прекращение их земельных правомочий. При этом надо отметить, что особым субъектом земельных правоотношений является государство. Это связано с тем, что РФ является не только субъектом федеральной собственности на землю, но и субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции РФ 1993г., суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Все это говорит о том, что РФ не только осуществляет правомочия собственника земли, но также устанавливает и защищает ее границы, обеспечивает единство экономического и правового пространства в пределах своей территории.

Что касается объектов земельных правоотношений, то в ряде случаев, связанных с особенностями правового режима отдельных категорий земель (например, если речь идет о сельхозугодьях, восстановление которых возможно только путем их консервации), правомочия субъекта» таких отношений могут быть ограничены. Обстановка, в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, также способ» влиять на объем его правомочий. Например, если речь идет о землях, грязненных тяжелыми металлами и подвергшихся радиоактивному загрязнению, то порядок использования таких земель определяется за ном, и здесь вступают в действие специальные правовые нормы.

Кроме того, в теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на общие, которые присущи во субъектам земельных правоотношений, и специальные, которымизаконнаделяет лишь отдельные категории субъектов. К общим относятся прав субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом. Что же касается специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, то они складываются в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйственных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений – соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда - обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено бесконечное многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений а также то, что они трудно поддаются классификации.

Подводя итог изложенному в настоящем разделе, можно сделать следующие выводы:

    Субъектами земельных правоотношений являются лица, наделенные действующим законодательством правами и обязанностями, достав точными для участия в тех или иных правоотношениях.

    Субъекты земельных правоотношений обладают правовым статусом, складывающимся из определенных правомочий, на которые влияют вид субъекта, его поведение, особенности объекта и обстановка, в которой этот субъект действует.

    Правомочия субъектов можно подразделить на общие и специальные. К числу общих относятся правоспособность и дееспособность субъектов, а к числу специальных - правомочия, складывающиеся в сфере использования различных категорий земель и земельных угодий.

    Совокупность правоспособности, дееспособности субъектов земельных правоотношений составляет их правовой статус.

    Правовой статус субъектов земельных правоотношений обусловлен моментами возникновения, изменения и прекращения правового положения субъектов.

  1. Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные классифицировать затруднительно, поскольку они обусловлены особенностями используемых земель как объекта земельных правоотношений, исследованию которого и посвящен следующий раздел данной главы.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ