Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Введение

В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. Для успешного достижения поставленной цели в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотруд­ников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь, эта цифра возрастает до 1000 человек. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до несколько сотен в год. Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных ор­ганов и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть, целенаправленному уменьшению тако­го риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. Таким образом, обучение сотрудников органов внутренних дел тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

1.Особенности соблюдения мер личной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций.

1.1 Основы специальной операции

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск

МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности,

применяют различные, на основании законов и подзаконных актов,

приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций,

в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и

средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно

внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные

операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями

особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства

органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на

преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника,

специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их

применения специальные операции заслуживают отдельного исследования

в теории и практике правоохранительной деятельности.

Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных

обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются

одним из организационно-тактических способов экстренного

массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск

и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Специальные операции осуществляются на основе законов

Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих

деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы,

распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность

руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли

руководителей специальной операции, организация совместных действий

сил органов внутренних дел и внутренних войск.__

1.2 Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах

министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином

подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и

служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных

источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане

специальные операции могут характеризоваться определенными

понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений

действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов

деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является

привлечение сравнительно большого количества различных по составу,

подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск,

федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда

мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной

территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях

носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных,

разведывательных, контрразведывательных, предупредительных

мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых

привлекаемыми силами по единому плану при централизованном

управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,

пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации

террористического характера, а также иного криминального характера, не

связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг

разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого

знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и

действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных

групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных

производственных аварий.

действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого

порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного

чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте,

районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и

здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному,

общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям,

обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных

действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств,

по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс

мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя

специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить

частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и

поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут

эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия

(одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо

опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с

места совершения преступления, бежавших из мест содержания под

стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных

дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация

бандитских формирований, пресечение деятельности преступных

сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов,

боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию

важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под

стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными

(морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий,

проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и

конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности,

которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых

действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого

порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов

внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные

действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и

необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к

проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная

операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции,

2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по направлениям, видам и способам.

Направления определяются обстановкой. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях , катастрофах и пр.),
а также в обстановке, при которой может вводиться режим особого, чрезвычайного или военного положения).

По видам специальные операции разделяют на: операции по розыску и захвату вооруженных и других опасных преступников; ликвидации бандитских и террористических групп, незаконных вооруженных формирований; пресечению конфликтов на межнациональной основе; предотвращению и пресечению массовых беспорядков ; освобождению заложников ; пресечению захвата важных объектов, воздушных судов; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, подразделения, группы, отряды специального назначения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов.

Разведывательные специальные операции, преследующие цель получения информации. Сюда входит добывание разведывательных данных о бандитских и незаконных вооруженных формированиях, их обработка и использование. Информацию получают путем наблюдения , подслушивания , перехвата переговоров противника, ведущихся при помощи технических средств связи, поиска объектов в заданном районе, устройства засад и др.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности , основная цель которых заключается в захвате бандитов, боевиков, документов, вооружения, боевой и другой техники, оборудования, аппаратуры. Осуществляются они активными действиями путем устройства засад, проведения рейдов, других специальных мероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности региона, целью которых является сохранение или восстановление на отдельных его территориях (в районах) конституционного строя. Суть операции заключается в пресечении антигосударственной, подрывной, террористической или иной деятельности повстанческих, мятежных или незаконных вооруженных формирований, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами. Операции осуществляются способом поиска, блокирования, захвата, разоружения или ликвидации (разгрома) указанных формирований, их баз, лагерей подготовки или путем непосредственного ведения боевых действий органами внутренних дел совместно с подразделениями внутренних войск.


Поисково-спасательные специальные операции проводятся для возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников ОВД , граждан России и иностранных граждан, попавших в плен, пропавших без вести или оказавшихся на территории, контролируемой бандитскими группами или незаконными вооруженными формированиями. Специальная операция проводится с целью обнаружения лагерей и других мест содержания пленных, их освобождения, поиска, укрытия и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией противника, а также поиска, во взаимодействии с другими государственными структурами, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других граждан Российской Федерации, пропавших без вести на указанной территории. Подобные операции осуществляют путем поиска на местности, по объектам, в населенных пунктах, зачисток территорий, опроса местных жителей, а также с использованием других приемов, способствующих выполнению задачи.

Психологические специальные операции, ставящие целью изменение в необходимом направлении поведенческих и эмоциональных установок участников бандитских или незаконных вооруженных формирований и гражданского населения района по определенным политическим и другим вопросам, а также противодействие пропаганде противоборствующей стороны среди населения. Операции заключаются в деморализации и дезориентации участников бандитских групп или незаконных вооруженных формирований, в склонении их к прекращению сопротивления, дезертирству , сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения благожелательного отношения к федеральным силам. В арсенале используемых для этого средств - распространение печатной, аудио и видеопродукции, радио и телеинформация, работа громкоговорящих звуковещательных станций, личное общение специалистов психологических операций с пленными и гражданским населением.

Специальные операции по формированию, поддержке и боевому применению нерегулярных сил , предусматривающие организацию вооруженной борьбы для решения задач в интересах Российской Федерации в целом, включают поиск групп и отрядов, других сил, ведущих или готовых вести вооруженную борьбу с бандитскими или незаконными вооруженными формированиями, оказание им помощи в комплектовании, обучении, оснащении вооружением и техникой, в боевой и специальной подготовке, а также проведение других действий для выполнения задач, возложенных на подразделения специального назначения выделяемых от органов внутренних дел. Для операций характерно более широкое применение агентурных методов работы, взаимодействие с создаваемыми органами власти и гражданской администрацией.

Вспомогательные специальные операции предназначены для обеспечения безопасности, миротворческих акций , оказания гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, восстановления гражданской администрации, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах.

Специальные операции различают по способам их проведения : поиск в неблокированном районе (см. приложения 18, 19), поиск в блокированном районе (см. приложения 8, 9, 20), поиск по направлениям (см. приложение 19), поиск по объектам, окружение (см. приложения 11, 17), преследование (см. приложение 12), засада (см. приложение 16), захват или ликвидация, блокирование, преследование, наступление, активная оборона, выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств, проверка, штурм, обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий, ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Специальные операции проводятся руководством сводных отрядов специального назначения по отдельному плану или являются составной частью операции объединения силовых структур.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Расчет сил и средств;

Планы (схемы) предполагаемых мест проведения специальных операций (объектов, участков дорог и т. п.);

План всестороннего обеспечения;

План боевой и психологической подготовки, функциональные обязанности должностных лиц.

Форма приказа - общепринятая. В водной части указывают, на каком основании и для чего составлен данный приказ. Далее излагают оперативную обстановку, ее анализ и возможные перспективы развития.

В содержательную часть приказа включают пункты, в которых перечисляют должностных лиц, осуществляющих организацию подготовки личного состава и контроль за ней. При создании оперативного штаба формируют группу анализа и подготовки предложений (для РОВД - группу управления). Далее определяют задачи личного состава, объем работы, который включает в себя разработку и уточнение плана; последовательность действий сил и средств; организацию нарядов, групп, подразделений, способы их подготовки и поддержания боевой готовности; организацию и проведение тактико-строевых занятий и учений с личным составом; организацию взаимодействия с другими силами и средствами; организацию оповещения, сбора личного состава и приведения в боевую готовность; разработку предварительных решений по возможным действиям сил; организацию всестороннего обеспечения специальной деятельности, организацию связи, порядок и последовательность управления. Затем указывают создаваемые подразделения, их руководящий состав, количество привлекаемых сотрудников.

При необходимости устанавливают конкретные организационные структуры, количество личного состава, экипировку , снаряжение , форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Далее указывают, какие мероприятия и войсковые (тактические) действия должны проводиться, их общую последовательность. По существу определяют общую и частные задачи. Затем задают направление деятельности личного состава, не привлекающегося к специальной операции. Обращают внимание на принятие мер в случае усложнения обстановки.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств горрайоргана, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают задачи и последовательность действий резерва.

В приказе определяют порядок обучения рядового и начальствующего состава, а также порядок материально-технического и тылового обеспечения.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций. В этой связи намечают предполагаемые районы и места проведения специальных операций.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т. п. Если позволяет масштаб карты или плана, выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. На полях наносят расчет сил и средств, перечень подразделений и выделяемые силы от них, краткое предварительное решение по каждой операции, маршруты выдвижения региональных сил и средств в случае их привлечения. Для этого используют отдельные планы увеличенного масштаба, так как необходимы более точные данные о населенных пунктах, рельефе местности и местных условиях (например, специальные операции «Вулкан»).

В зависимости от принятого решения, обстановки и выполняемых задач на полях карты или плана наносят и другие обозначения. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в органах внутренних дел.

Следующим документом, входящим в план специальной деятельности, является пояснительная записка. Она представляет собой приложение и неотъемлемую часть карты, плана или схемы специальной деятельности ОВД. В ней указывают все то, что невозможно нанести на карту, план или схему условными знаками либо записать на полях.

Пояснительная записка - документ, в котором можно подробнее описать все вопросы организации и расчета сил и средств, проблемы общей подготовки, вопросы управления, а также планируемый порядок и последовательность специальных действий нарядов, групп и подразделений. Здесь же излагают особенности и последовательность подготовки сил и средств к конкретным действиям. Записка является основой для разработки учебного материала (программ, тематических планов, лекций, методических разработок, практических занятий) для подготовки личного состава.

Пояснительная записка имеет несколько разделов. В первом разделе дают перечень задач конкретным нарядам, группам, подразделениям. Здесь же приводят подробный расчет сил и средств с указанием численности и подразделения, куда выделятся личный состав от служб, отделов, отделений, от частей и подразделений внутренних войск и учебных заведений МВД Российской Федерации.

Во втором разделе представляют структуру сил и средств для данного уровня ОВД и вида специальной деятельности. В этой связи необходимо стремиться к единой организации сил и средств с тем, чтобы при подготовке личного состава сотрудники, входящие в данное подразделение, выполняли, как правило, одни и те же задачи при любом виде и способе проведения специальной операции. Например, сотрудники, входящие в группу оцепления, патрулирования, регулирования движения, выполняют эти задачи при проведении любого вида специальных операций.

В третьем разделе пояснительной записки рассматривают порядок сбора личного состава, организацию управления и связи.

Особое внимание уделяют деятельности сил и средств горрайоргана, на обслуживаемой территории которого возникает чрезвычайная обстановка. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

В четвертом разделе пояснительной записки излагают принятое решение и последовательность предполагаемых вариантов действий ОВД. Предлагают порядок отработки ввода дополнительных или поддерживающих сил и средств, их перемещение и порядок вывода за пределы места активных действий.

В последнем, пятом разделе пояснительной записки раскрывают порядок завершения операции, критерии анализа и оценки специальной деятельности, а также выводы.

Следующими документами общего плана подготовки ОВД к специальной операции являются планы или схемы возможных мест действия или объектов , где будут проводиться специальные операции. Для этого необходимо иметь детальный план или схему обслуживаемого района. Например, при планировании специальной операции «Арсенал» на планах города следует выделить гостиницы, известные места сборов и постоянного нахождения членов преступных группировок, вплоть до мест их проживания. Все это требует детальной оценки местности и объектов.

На эти схемы наносят расположение боевых порядков сил, план возможных действий. После проведения операции разработанные документы уточняют и сохраняют для подготовки личного состава по аналогичным объектам либо для повторного проведения специальной операции на этих же объектах, если появятся сведения о нахождении там вооруженных преступных групп.

Следующий документ регламентирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению сил , привлеченных к специальной операции. Сюда входит боевое, техническое и тыловое обеспечение.

План боевой и психологической подготовки включает в себя программу, тематический план, учебно-методические работы, а также материальное обеспечение занятий (полигон, макеты зданий и сооружений, отдельные участки местности). По установленной программе проводятся занятия с рядовым и с командным составом ОВД.

Кроме общей подготовки в случае необходимости перед выполнением конкретной задачи с личным составом проводят тренировки, где отрабатывают предполагаемые приемы действий.

Боевая и психологическая подготовка личного состава имеет большое значение. На занятиях необходимо вырабатывать у сотрудников психологическую готовность к действиям в любых условиях обстановки.

Для подготовки и поддержания боевой готовности сил ОВД, особенно руководящего и командного состава, проводят командно-штабные учения (КШУ). На них отрабатывают вопросы организации и проведения специальной операции по обеспечению общественной безопасности. Для командно-штабного учения готовят: приказ старшего оперативного начальника; календарный план подготовки командно-штабного учения; план мероприятий для личного состава штаба или группы управления по организации и проведению командно-штабного учения; функциональные обязанности должностных лиц (исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения); план проведения командно-штабного учения; график подачи вводных на командно-штабных учениях.

Цели командно-штабного учения определяют в зависимости от избранной темы: проверка готовности органа управления командного и начальствующего состава к осуществлению всего комплекса мероприятий специальных операций; совершенствование практических навыков руководящего (командного) состава по организации и осуществлению отдельных специальных операций; тренировка всех должностных лиц в выполнении ими своих функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки.

В приказе оперативного начальника обязательно указывают привлекаемый для учений командный состав, а также командный состав приданных и поддерживающих сил, круг лиц, входящих в состав штаба или группы управления, привлекаемые посредники при подразделениях (если такие назначаются), ставят задачи начальнику группы анализа и подготовки данных на разработку соответствующих документов, руководителям - по подготовке необходимых документов для привлечения сил и средств, устанавливают порядок управления силами, определяют дату, к которой необходимо закончить подготовку к учению, а также ответственное лицо, контролирующее подготовку.

Приказ необходимо доводить до всего командного состава, привлекаемого на командно-штабные учения, и персонально до каждого сотрудника в части, его касающейся.

Календарный план подготовки командно-штабного учения предназначен для определения конкретных мероприятий и документов учения, сроков их проведения и исполнителей. Календарный план утверждает начальник УВД. Он имеет следующие разделы: порядок проведения организационных мероприятий (в том числе подготовка исходных данных для планирования учения, рекогносцировки на местности , использования сил и средств и др.); последовательность разработки необходимых документов учения (основного (оперативного) задания, плана (схемы) местности); проект приказа на проведение специальной операции; разработка плана мероприятий по организации и проведению командно-штабного учения; разработка организационно-методических указаний, плана проведения учения, плана специальных мероприятий и частных планов руководителей учения и др.; подготовка руководителей учения, которая включает проведение учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия), инструкторско-методических и др.; подготовка учебных мест и учебно-методической базы для проведения учения.

План мероприятий для личного состава оперативного штаба (или группы управления силами и средствами) по организации и проведению командно-штабного учения отличается от календарного плана тем, что предназначен только для руководящего состава оперативного штаба. В плане указывают мероприятия, которые проводит (или разрабатывает) начальник оперативного штаба (разработка приказа старшего оперативного начальника по подготовке и проведению командно-штабного учения, календарного плана, плана командно-штабного учения, оперативного задания, функциональных обязанностей должностных лиц и другие документы).

План мероприятий является частью календарного плана и оформляется отдельным разделом.

План проведения командно-штабного учения является основным документом. Он утверждается старшим оперативным начальником и состоит из двух разделов. В первом разделе излагается оперативное задание, во втором - порядок проведения учения. План проведения командно-штабного учения может быть дополнен графическим планом.

Исходя из приказа старшего оперативного начальника, в первом разделе плана проведения КШУ отражают тему учения и учебные цели: проверка готовности органов управления, совершенствование навыков руководящего состава, командиров подразделений и групп, тренировка должностных лиц в выполнении функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки и др. Затем идет перечисление командного состава, привлекаемого к учению. Указывают время и место учения. Оно может проводиться как в помещении, так и на местности.

Основное (оперативное) задание командно-штабного учения содержит сведения об общей оперативной обстановке и задачу органов внутренних дел. Кроме того, в нем отражают частную обстановку, условия проведения учения, что нужно изучить обучаемому составу для участия в командно-штабном учении, а также что необходимо исполнить каждому руководителю по роду занимаемой должности (оценить обстановку, сделать выводы, определить задачи своих подразделений исходя из общей задачи, быть готовым к управлению подчиненным подразделением в сложной оперативной обстановке и др.).

Накануне учения руководитель определяет порядок получения участниками основного (оперативного) задания, по которому они самостоятельно анализируют обстановку, делают соответствующие выводы, принимают предварительные решения, готовят проекты приказов и рассматривают вопросы отдачи распоряжений в ходе отработки вводных (задач, поставленных руководителем в ходе учения).

В разделе «Порядок проведения учения» описывают его подготовительный этап, приказ на организацию и проведение действий, вводные для командно-штабного учения. Материал отрабатывают по следующей форме:

Сначала осуществляют описание всех действий руководителей и обучаемых по предложенной форме. Затем дают описание вводных для командно-штабного учения. Их может быть такое количество, чтобы каждому из обучаемых представилась возможность решить задачу для своего подразделения.

Затем составляют график подачи вводных на командно-штабном учении. Он может быть оформлен в следующем виде:

Номер вводной Время астрономич. Время оперативное Краткое содержание Кто подает Кому подается Способ подачи

Функциональные обязанности должностных лиц, исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения, подготавливаются только в случае, если учение проводится на ином материале и обстановке, нежели подготовленные планируемые документы. Такие учения могут проводиться при хорошей общей подготовке командного состава и отработке вопросов общих первостепенных действий.

Для примера можно выделить шесть групп направлений специальной деятельности при введении правового режима военного положения .

К первой группе относят боевые действия с противником, ликвидацию диверсионно-разведывательных, десантных групп противника; борьбу с различными бандитскими группами.

Во вторую группу относят охрану и оборону важных объектов; выполнение отдельных заданий в условиях правового режима чрезвычайного положения на территории части региона или целого региона России.

К третьей группе относят проведение режимных мероприятий: ограничение перемещений граждан в местностях, объявленных на военном положении и в прифронтовой полосе; осуществление режима допуска в радиационные, химические и бактериальные очаги заражения; участие в регулировании миграции населения в стране; контроль за работой предприятий, организаций, учреждений и светомаскировкой; контроль за использованием должностными лицами предприятий, организаций, учреждений и населения правил карантина в очагах бактериального заражения.

Четвертая группа - выявление и захват боевиков, отдельных диверсантов, распространителей ложных и провокационных слухов, паникеров и дезертиров; ведение политической работы среди населения.

Пятая группа - все мероприятия мобилизационной деятельности: оказание содействия в проведении мобилизационных, эвакуационных мероприятий, выполнение заданий военного коменданта в местностях, объявленных на военном положении.

Шестая группа - все мероприятия, относящиеся к деятельности ОВД в системе гражданской обороны.

Предлагаемые направления максимально охватывают все возможные случаи специальной деятельности ОВД в военное время.

Эффективность подготовки повышается, если все занятия проходят на местности. Изучив в ходе лекционного курса и семинаров теоретические основы, сотрудники отрабатывают все элементы деятельности на классно-групповых и тактико-строевых занятиях (индивидуально и в составе подразделений, нарядов, групп).

В ходе командно-штабных учений закрепляют основы специальной подготовки, КШУ вырабатывают способность командного состава своевременно отслеживать и анализировать обстановку, адекватно реагировать на ее изменения, принимать целесообразные решения. КШУ формируют у руководителей умение управлять силами и средствами органов внутренних дел в сложной оперативной обстановке.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.


Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;


Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции, 2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Получение задачи от старшего начальника включает:

Принятие решения на операцию;

Планирование операции;

Организация взаимодействия;


Организация боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовка подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.

Этап. «Ведение операции»

Начинается с занятия элементами боевого порядка исходящих рубежей по установленному сигналу;

Каждый вид операции имеет свою строго определенную последовательность:

а) при захвате воздушного судна – в целях введения преступников в заблуждение и оказания на них психологического влияния – после чего преступники задерживаются или ликвидируются;

б) при нахождении преступника в укрытии – используется фактор внезапности;

в) в условиях активного сопротивления – операция осуществляется с оказанием на них психологического воздействия, т.е. с обращением к преступникам о немедленной сдаче, объявлением о применении против них оружия и спецсредств.

Этап. «Завершение операции»

Осмотр района операции;

Сбор подразделений;

Проверка личного состава, материальной части;

Подведение итогов;

Составление схемы боевых действий;

Подготовка донесений об окончании операции;

Разбор операции.

Для ведения боевых действий в специальной операции используются войсковые силы, в состав которых входят подразделения и части внутренних войск, специальные моторизированные части милиции, подразделения специального назначения, личный состав уголовного розыска, отделы борьбы с экономическими преступлениями (БЭП), работники исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), подразделения противопожарной службы, сводные подразделения, временно сформированные из сотрудников различных органов и учреждений внутренних дел, а также учебных заведений.

По согласованию с местными органами власти и руководителями соответствующих министерств и ведомств, к действиям в специальных операциях могут привлекаться добровольные народные дружины, актов населения, подразделения Российской Армии, пограничных войск и Федеральная Служба Безопасности (ФСБ).


Состав (категории и виды) необходимых сил и средств определяется, исходя из характера предстоящих в операции действий (например, для захвата, оперативно-розыскных и следственных действий, конвоирования, применения специальных средств, лишения преступников возможности вести прицельный огонь и т.д.). Их количество определяется с учетом размера территории (объекта) проведения операции, количества преступников, возможного ущерба и т.д.

В специальных операциях войсковые силы используют оружие и боевую технику, стоящую на вооружении, средства защиты личного состава и принудительного воздействия.

Специальная операция может производиться на открытой местности, в лесу, в горах, населенном пункте, отдельном строении и т.д., в разное время суток и года, при различной погоде. Естественно, что эти факторы окажут существенное влияние на организацию и характер боевых действий при ведении операции.

Организация операции начинается с момента получения задачи от старшего оперативного начальника и включает:

Принятие решения на операции;

Планирование операции;

Организацию взаимодействия;

Организацию боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовку подразделений и сосредоточение сил, средств в районе предстоящих действий.

В процессе принятия решения операции, при необходимости, по отдельным вопросам, начальник заслушивает подчиненных, проводит рекогносцировку, изучает и анализирует предшествующий опыт проведения подобных операции.

В решении руководитель операции определяет:

Замысел операции

Задачи подчиненных

Порядок взаимодействия

Организацию управления

Всестороннее обеспечение

На основании решения руководителя операции, разрабатываются различные оперативно-боевые документы. К ним относятся:

План операции

Боевой приказ

План сосредоточения подразделения в районе операции

План связи


Рабочая карта (схема) руководителя операции

Таблица сигналов взаимодействия и взаимного опознания.

План операции является основным планируемым документом. Он составляется текстуально или графически на карте (схеме), подписывается руководителем операции и утверждается старшим оперативным начальником, принявшим решение на проведение операции.

План состоит из следующих разделов:

Силы и средства, привлекаемые к операции

Организация взаимодействия

Режимные мероприятия в районе операции

Организация управления и связи

Всестороннее обеспечение боевых действий

Успех операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Взаимодействие, организованное руководителем подразделения в пункте дислокации, по прибытии в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

Большое значение в специализации операции имеет подготовка личного состава. Подготовка включает:

Подбор и экипировку личного состава

Подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств

Связи, специальных средств, служебных собак

Инструктаж личного состава.

При наличии времени и если позволяет оперативная обстановка, могут проводиться тренировки на местности, приближенной к той, на которой будут осуществляться операции. Сосредоточение сил и средств в районе проведения операции осуществляется скрытно, преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, по заранее определенным маршрутам. Исходные позиции (рубеж блокирования, место расположения) занимаются, как правило, с ходу. При невозможности подъезда к исходным позициям на автомобилях, назначается район спешивания, из которого группы без задержки выдвигаются пешим порядком на предназначенные им позиции. Независимо от способа передвижения, личный состав должен прибыть в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности.


Все этапы подготовки и проведения специальной операции плавно вытекают один из другого. Нельзя отдавать явные приоритеты, какой- либо из стадий операций, нельзя недооценивать работу каждой группы, задействованной на всех стадиях специальной операции.

Состав группировки сил и средств, привлекаемых к подготовке проведению специальных

Привлечение сил и средств органов внутренних дел, находящихся в непосредственном подчинении, осуществляется при возникновении обстоятельств, обоснованно требующих проведения специальной операции и оформляется приказом начальника органа внутренних дел, в компетенцию которого входит необходимость реагирования на конкретное чрезвычайное обстоятельство. Силы и средства соседних и взаимодействующих органов внутренних дел (территориальных, на транспорте и т.п.) привлекаются на основе предварительно разработанных планов взаимодействия, силы и средства оперативных резервов используются только по решению старших оперативных начальников, в подчинении которых находятся эти силы и средства.

Подбор сотрудников и военнослужащих для участия в специальных операциях осуществляется начальниками органов внутренних дел и командирами соединений (частей) внутренних войск.

Состав группировки сил, привлекаемых к проведению специальных операций по чрезвычайным происшествиям:

Оперативный штаб (группа управления) (ОШ; Г Упр)

Связи (Г Со)

Разведки (РГ)

Взаимодействие со средствами массовой информации (ГВСМИ)

Ведения переговоров (ГВП)

Следственно-оперативная (СОГ)

Документирования (Г Док)

Поисковая (ПГ)

Экспертно-криминалистическая (ЭКГ)

Оцепления (Г Оц)

Блокирования (Г Блок)

Эвакуации (Г Эвак)

Разграждения (Г Разгр)

Рассредоточения (Г РСр)

Применения специальных средств (Г ПрС С)

Прикрытия (Г Пр)


Захвата (изъятия) (ГЗ или Гиз)

Конвоирования (сопровождения) (Г Конв или Г Сопр)

Разбирательства с задержанными (Г Ра)

Охраны объектов (Г Охр)

Патрулирования (Г Патр)

Регулирования дорожного движения (Г РД)

Пожаротушения и первоочередных спасательных работ (Г ПС)

Ликвидации угрозы взрывов (Г Лув)

Тылового обеспечения (ГТ)

Материально-технического обеспечения (ГМТО)

Медицинского обеспечения (ГМО)

Организации помощи пострадавшим (ГОПП)

Резерва (РЗ).

По выполняемым задачам эти группы можно объединить в более крупные группы:

ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ предназначены для подготовки, организации выполнения решений руководителя операции (ОШ) и контроля за выполнением принятых решений и ходом специальной операции в целом, организации и контроля мероприятий по завершению операции;

ГРУППЫодин пробелОБЕСПЕЧЕНИЯодин пробелРЕЖИМНЫХодин пробелОГРАНИЧЕНИЙ

предназначены для изоляции района операции с целью недопущения в него и эвакуации из него посторонних граждан, ограничения действий противника, воспрещения его доступа к особо важным объектам и районам, а также создания благоприятных условий для проведения операции;

ГРУППЫ ДЛЯ СИЛОВЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для подавления сопротивления, задержания или ликвидации преступников силой оружия;

ГРУППЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для фиксации, выявления и закрепления следов преступления и их предварительного исследования;

ГРУППЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ предназначены для боевого, тылового и технического обеспечения формирований при проведении специальных операций;

РЕЗЕРВ предназначен для решения внезапно возникающих задач.

К средствам, применяемым в специальных операциях относятся:

Оружие и специальные средства;


Оперативная криминалистическая, специальная техника; Средства связи;

Автотранспортные средства; Служебно-розыскные собаки; Боевая и специальная техника;

Специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Численность и состав групп, привлекаемых к действиям при возникновении ЧС определяется начальником

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности.

Работа ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств требует знание вопросов по основам организации и ведению специальных операций, повышенной мобилизации личного состава, создания надежной системы управления всеми силами и средствами, задействованными в проведении операции.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОВД ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬЯТВАХ

На современном этапе когда преступники обладают современным вооружением, специальными средствами и прекрасно технически оснащены, вопросы подготовки к проведению специальных операций и организация алгоритма их проведения ставиться на первое место.

Планирование придает деятельности органов внутренних дел целенаправленный характер, способствует своевременности решения наиболее сложных и актуальных задач, определяет пути и средства достижения цели, создает условия наиболее эффективного и полного использования сил, средств и времени, возможность своевременного маневра силами и средствами, дает возможность более четкого взаимодействия различных служб и ведомств.

Основы планирования действий органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военной время

Основные принципы планирования:

законность; научность; системность;

целенаправленность и непрерывность.

Главная задача планирования заключается в распределении сил и средств по месту, времени, эффективном и согласованном их применении для достижении конечной цели.

Основными задачами планирования можно считать:

1. сокращение сроков приведения сил и средств в различные степени боевой готовности;

2. совершенствование подготовки личного состава к действиям в различных условиях обстановки;

3. повышение реальности планируемых мероприятий;

4. достижение более четкой организации по всестороннему обеспечению действий сил;

5. выработке мероприятий по более эффективному использованию сил и средств для выполнения поставленных задач.


Требования предъявляемые к планированию

Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел.

Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:

разрабатываются в соответствии с нормативными актами и учетом выполняемых задач;

подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);

согласовываются с руководителями оперативных штабов в субъектах РФ, командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) ВС РФ России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

утверждаются соответствующими руководителями ОВД.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО:

разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления на основании плана МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, в части, их касающейся;

подписываются начальником органа внутренних дел; согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск

и в части, их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО, утверждаются руководителями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО.

Расчёты сил и средств, привлекаемых к действиям при ЧО, по направлениям деятельности в установленные сроки представляются в структурные подразделения центрального аппарата МВД России.

В управлениях материально-технического снабжения МВД России обобщаются расчеты по тыловому и техническому обеспечению сил и средств МВД, ГУВД, УВД УВДТ (ОВДТ), ОВДРО, соединений (воинских частей) внутренних войск, принимаются меры по своевременному


выделению и пополнению оперативных запасов материальных средств (в пределах установленных норм положенности), необходимых для выполнения задач при ЧО.

Порядок применения внутренних войск при ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

Разработка Плана организуется лично руководителем МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел.

Организация работы по разработке плана осуществляется на основании приказа руководителя ОВД. В приказе указывается состав группы разработки, порядок работы и сроки предоставления Плана для утверждения.

Перед утверждением Плана осуществляется его изучение заместителями соответствующего руководителя, начальниками управлений (отделов, отделений) и структурных подразделений с последующим заслушиванием их докладов и докладов руководителей подчиненных органов внутренних дел (командиров, начальников) с обоснованием принятых решений и произведенных расчетов. При отсутствии недостатков План утверждается и вступает в силу. При наличии значительных недостатков организуется его доработка.

План согласовывается с руководителями (командирами) всех взаимодействующих органов, другими заинтересованными лицами и докладывается на утверждение. Запрещается подписывать и утверждать план лицам, исполняющим (временно исполняющим) обязанности тех руководителей (командиров, начальников), кому это право предоставлено нормативно-правовыми актами, за исключением случаев исполнения обязанностей по вакантной должности.

Выписки из Плана вышестоящих органов внутренних дел направляются подчиненным органам внутренних дел и образовательным учреждениям МВД России в части, их касающейся, а также в подразделения органов внутренних дел самостоятельно не разрабатывающие План действий и в соединения и воинские части внутренних войск.

В выписке указывается:

Задачи, к выполнению которых привлекается орган внутренних дел, соединение, воинская часть, военно-учебные заведения внутренних войск;

Привлекаемые силы и средства и их состав и численность; Задачи на которых необходимо сосредоточить основные усилия;

Порядок обеспечения действий органов внутренних дел и приданных


Организации взаимодействия, управления и связи.

Корректировка планов осуществляется:

после издания новых нормативных правовых актов МВД России по действиям при ЧО;

при изменении организационно-штатной структуры, табеля положенности вооружения, техники и материальных средств в горрайлинорганах, воинских частях, образовательных учреждениях;

при резких изменениях оперативной обстановки;

при изменении маршрутов выдвижения, мест дислокации пунктов управления, органов внутренних дел, воинских частей, учреждений, складов, баз снабжения материальными средствами;

после выявления недостатков в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений.

Во всех случаях в листе корректировки плана делается отметка в связи с чем внесены изменения с указанием даты, должности и фамилии исполнителя.

Уточнение планов в полном объеме производится на специальных занятиях (штабных тренировках) под руководством руководителя органа внутренних дел, для чего планом основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, планом работы горрайлиноргана предусматривается необходимое время.

За состояние плана и его хранение отвечает руководитель штабного подразделения, который определяет порядок пользования им. План действий при ЧО хранится, как правило, в помещении дежурной части в сейфе для секретных документов.

Разработка планов проводится заблаговременно, на основе реальной обстановки которая может сложиться на обслуживаемой территории, с использованием современных методов научного прогнозирования. Планирование осуществляется на каждом уровне управления системы МВД России под непосредственным руководством основного руководителя. К разработке привлекаются круг должностных лиц соответствующего органа.

Документы планов выполняются текстуально и графически с приложением к ним необходимых расчетных данных, которые отражают сведения о состоянии реальной и прогнозируемой обстановки.

Степень детализации документов плана определяется руководителем органа внутренних дел, исходя и масштаба и характера решаемых задач.

Все планы по своему содержанию должны быть предельно четкими, краткими, наглядными, по формату и оформлению - удобными для работы


водин пробелполевыходин пробелусловиях.один пробелМероприятия,один пробелкоторыеодин пробелвозможноодин пробелвыразить графически, следует отрабатывать на картах и схемах.

Разработка планов осуществляется на основе приказов и директив Министра внутренних дел России, в которых определены конкретные задачи возложенные на органы внутренних дел и внутренние войска при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.

Разработке специальных планов предшествует тщательное изучение соответствующих приказов, директив и указаний, исходных данных, оперативной обстановки и оценка имеющихся сил и средств для выполнения поставленных задач. Основой для разработки планов является решение руководителя органа внутренних дел, которое принимается после уяснения характера и объема возложенных на орган внутренних дел задач в особых условиях.

Для оценки обстановки, выработки решения и формирования документов плана осуществляется сбор, анализ и обобщение исходных данных, отражающих оперативную обстановку на обслуживаемой территории, ее возможные изменения связанные с конкретными обстоятельствами, готовится прогноз возможной остановки и ее развития анализируется накопленный опыт, осуществляется выработка вариантов решений начальника ОВД об использовании сил и средств, вопросы всестороннего обеспечения, порядок управления силами и средствами и их взаимодействия.

Исходные данные добываются посредством изучения, прогнозирования оперативной обстановки, а также получения (истребования) от других органов управления внутренних дел, МЧС, ФСБ, МО, государственного управления и других взаимодействующих учреждений и ведомств.

Для планирования необходимо иметь такие исходные данные: задачи возложенные на ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств и в военное время; характеристика ОВД (территория, численность, оснащенность, морально-психологическое состояние личного состава), вероятная обстановка; климатические и метеорологические условия; данные о местности, населении, оперативная обстановка на территории; потенциально опасные объекты и их характеристика; охраняемые объекты; зоны возможных землетрясений и наводнений; возможные зоны заражения (загрязнения) и другие необходимые данные.

Разработку плана условно можно разбить на три этапа:

Первый этап носит подготовительный характер - создание рабочей группы, сбор, обобщение и оценка исходных данных, которые могут влиять на деятельность ОВД, географическую, экологическую, санитарно-


эпидемиологическую характеристику региона, демографические данные о составе населения, силы и средства ОВД и взаимодействующих органов, наличие и состояние транспорта, технических средств, средств защиты и других материальных ресурсов, используемых в интересах ОВД, систему управления в республике, крае, области, районе, городе и т.д.

Второй этап - связан с практической разработкой и оформлением документов плана.

Третий этап - согласование разделов плана между собой и с планами вышестоящих органов управления, доработка, утверждение и доведение плана до исполнителей.

Планы подписываются начальниками штабного подразделения и утверждаются руководителем соответствующего органа внутренних дел. После утверждения специальные планы приобретают юридическую силу и предусмотренные в нем мероприятия становятся обязательными для исполнения всеми должностными лицами. В целях обеспечения постоянной боевой готовности сил и средств разработанные планы должны своевременно корректироваться.

Сроки корректировки устанавливаются соответствующими приказами для каждого вида плана, а также по мере необходимости:

Количествоодин пробелэкземпляроводин пробелодин пробелпланов,один пробелстепеньодин пробелиходин пробелсекретности определяется приказами, так например количество планов ГО на военное время должно быть по числу пунктов управления и дублирующих органов. Знаяодин пробелглавные задачи вопросов планирования, алгоритм проведения этапов специальной операцииодин пробелпозволит сократить сроки подготовки и проведенияодин пробелспециальныходин пробелоперацийодин пробелизбежатьодин пробелпотерьодин пробелодин пробелсредиодин пробелличного

состава, вооружения и техники.

Разработанный заблаговременно план будет являться основой для принятия руководителем оперативного штаба решения на проведение специальной операции.

Особенности разработки планов на военное время

Перед государством в военное время, встанет сложная задача не только в отражении массированного воздействия всех видов вооружения, но и противодействие силам специального назначения противника в глубоком тылу страны. Чтобы защитить объекты тыла и тыл страны в целом, создается система военных и общегосударственных мероприятий. В эту систему мероприятий входят такие понятия как гражданская оборона и территориальная оборона.

Гражданская оборона - это система общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты


населения и народного хозяйства государства от последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения.

Территориальная оборона - это составная часть военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного (осадного) положения.

Для выполнения задач органами внутренних дел в военное время разрабатывается целый комплекс планирующих документов. Особенности разработки некоторых из них будут рассмотрены в данном вопросе.

План гражданской обороны объекта и ГРОВД на военное время определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, обеспечения жизнедеятельности сотрудников объекта и членов их семей в условиях ведения гражданской обороны в начальный период войны и в военное время.

План ГО объекта и ГРОВД на военное время состоит из текстовой части и приложений.

Текстовая часть плана включает три раздела:

1. Оценка ожидаемой обстановки после нападения противника.

2. Выполнение мероприятий гражданской обороны при их планомерном проведении,

3. Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.

К текстовой части плана ГО объекта разрабатываются формы документов в виде приложений, основными из которых являются:

1. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта на военное время.

2. План мероприятий по защите сотрудников, рабочих и служащих и организации спасательных и других неотложных работ.

3. Расчет укрытия сотрудников, рабочих и служащих в защитных сооружениях на объекте.

4. Расчет на проведение эвакомероприятий.

5. Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

6. Расчет обеспеченности сотрудников, рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты

7. Схема управления, связи, оповещения объекта (в рабочее и не рабочее время).


8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.

Дополнительно могут разрабатываться различные справочные документы.

Для выполнении задач территориальной обороны органами внутренних дел и внутренних войск разрабатывается план участия органов внутренних дел и внутренних войск в выполнении задач территориальной обороны.

Такой план разрабатывается на карте с пояснительной запиской на основе выписки из плана территориальной обороны военного округа.

На карте отображается:

Пункты постоянной дислокации, районы расположения (дислокации) органов внутренних дел, частей внутренних войск.

Пункты постоянной дислокации, районы расположения частей Вооруженных Сил.

Охраняемые органами внутренних дел, частями внутренних войск объекты.

Места расположения (дислокации) федеральной службы безопасности.

Станции (аэропорты, порты, пристани) погрузки (разгрузки), маршруты выдвижения к ним.

Расположение объектов атомной энергетики, объектов с ядерными установками, химически опасных промышленных объектов.

Возможные районы (объекты, направления) действий диверсионно- разведывательных групп противника.

В пояснительной записке указываются расчеты сил и средств органов внутренних, частей внутренних войск, взаимодействующих органов в выполнении задач территориальной обороны.

План подписывается руководителем органа внутренних дел и согласуется:

В МВД (УВД,) республики (края), с военным округом. В УВД области, с областными военными комиссариатами.

В зонах (районах) территориальной обороны к планированию привлекаются полномочные представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности и территориальных органов внутренних дел, а также представители соединений, воинских частей и учреждений, от которых и в интересах которых выделяются силы и средства для ведения территориальной обороны.


Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятиях, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цели специальной операции:

· восстановление нарушенного правопорядка

· задержание зачинщиков и активных участников массовых беспорядков

· задержание преступников

· обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения спецопераций

Задачи специальной операции:

· розыск и задержание (обезвреживание) особо опасных и вооруженных преступников

· освобождение заложников, воздушного, морского и речного судна, ЖД или иного транспортного средства, а также зданий и помещений, захваченных преступниками

· поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию охраняемого объекта

· пресечение групповых действий, нарушающих порядок

Основанием для проведения спецоперации является:

· получение приказа

· получение достоверной информации о ЧП криминального характера или возможном его продолжении

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Подготовка к проведению спецоперации включает в себя 2 этапа:

· подготовительный (начинается и реализуется за долго до ЧС)

· непосредственный (характеризует непосредственный этап в момент, когда произошло ЧП)

В ходе подготовительного этапа:

1. проведение систематической и целенаправленной подготовки сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах

2. заблаговременная подготовка оперативного плана

3. обучение личного состава

4. поддержание в исправном состоянии средств, используемых в спецоперации

5. выработка психологической устойчивости личного состава

6. постоянное совершенствование взаимодействия сил и средств

В ходе непосредственного этапа

Непосредственная подготовка к проведению специоперации начинается когда произошло конкретное ЧП или имеется реальная угроза его возникновения. Такая подготовка включает в себя:

1. организация действия оперативных групп специальной операции (она может заключаться в принятии или уточнения решения, постановки задачи и т.п.)

2. рекогнасцировка (распознавание) на местности

3. организация взаимодействия

4. всестороннее обеспечение управления

5. планирование

6. подготовка групп и подразделений к действиям

7. расчет потребностей в оружии, боеприпасах, спецсредств

8. подготовка к использованию вооружения, боевой и спецтехники

9. проведение инструктажей с личным составом

10. инструктаж руководителей

11. подготовка тыла

12. определение порядка размещения и перемещения задействованных сил

ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛ И СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

В целях повышения уровня готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, разрабатываются оперативные планы.

План носит прогнозный и ситуационный характер.

Требования к плану:

· реальность (реальные и выполнимые задачи)

· должен отвечать требованиям действующих нормативных актах

· должен соответствовать складывающейся обстановке

· любой план должен быть удобным для использования

В плане отражаются:

· задачи и функции, которые могут возникнуть при возникновении чрезвычайных обстоятельств

· перечень действий исполнителей

· виды мероприятий

· последовательность и сроки реализации отдельных мероприятий

· количественный и качественный состав имеющихся сил и средств, а при необходимости - источники и формирование групповых сил и средств

· система управления и система связи

· порядок координации взаимодействия между различными формированиями, принимающими участие в спецоперации

· конкретные мероприятия по тыловому обеспечению

Корректировка оперативных планов осуществляется в следующих случаях:

· издание новых НПА

· изменение организационно-штатной структуры и численности личного состава

· резкое изменение оперативной обстановки

· переподчинение подразделений и органов

· изменение маршрутов движения к местам дислокации, баз снабжения и т.п.

· выявление в ходе проводимых проверок различных недостатков

Для обеспечения удобства применения и наглядности представления информации оформляется графическая часть плана. Графическая часть оформляется на картах, схемах, планах с использованием условных обозначений.

На карте отражаются:

· данные оперативной обстановки (местоположение и количество преступников и т.п.)

· пункты дислокации

· пункты дислокаций тыловых подразделений

· места размещения складов, станций погрузки и т.п.

· места расположения поставщиков продовольствия

· бытовые медучреждения

· пути подвоза и эвакуации

8.ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИЕЙ
Виды специальных операций, проводимые ОВД

В зависимости от целей и задач, решаемых органами и войсками МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, специальные операции подразделяются на следующие виды:

· ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

· задержание (ликвидация) вооруженных и особо опасных преступников;

· освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

· охрана и оборона особо важных объектов;

· пресечение захвата воздушных судов;

· пресечение террористического акта;

· пресечение деятельности (ликвидация) незаконных вооруженных формирований и бандформирований;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Похожая информация.


При проведении специальной операции внутренние войска применяют следующие способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление.

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

  • - проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;
  • - обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;
  • - позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;
  • - благоприятствовать управлению и связи.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для прикрытия вероятных направлений движения разыскиваемых лиц, блокирования района проведения специальной операции. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Поиск -- действия воинских частей (подразделений), направленные на обнаружение и задержание преступников в местах их вероятного нахождения. Поиск в неблокированном районе проводится в тех случаях, когда район операции большой, а сил для его блокирования недостаточно; когда по периметру этого района имеются труднопроходимые участки местности, являющиеся естественными преградами для противника.

Направление поиска необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы подразделения, ведущие поиск, вынуждали противника отходить на открытые участки местности, на заслоны, а если операция проводится в неблокированном районе - ставили противника в невыгодное положение, облегчающее его обнаружение, преследование и ликвидацию.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются:

  • - исходный район;
  • - исходный рубеж для поиска;
  • - полоса (направление) поиска;
  • - уравнительные рубежи;
  • - рубеж встречи;
  • - конечный рубеж;
  • - участок поиска;
  • - район сбора.

Группа поиска выходит на исходный рубеж одновременно с занятием заслонами рубежа блокирования. Командир группы на местности уточняет каждой поисковой группе направление (полосу) ведения поиска и порядок взаимодействия соседями. Командиры поисковых групп ориентируют личный состав на местности, уточняют ему задачи.

Поисковые группы в зависимости от способа поиска принимают боевой порядок: при сплошном поиске - цепь с дозорами впереди и на флангах; при выборочном - колонна с дозорами впереди и на флангах или линия отделений.

Преследование - неотступное движение подразделений и войсковых нарядов по задержанию или ликвидации противника (нарушителя), пытающего скрыться. Оно ведется при обнаружении противника или его следов.

Преследование может возникнуть:

  • - при попытке противника скрыться после столкновения с войсковыми нарядами;
  • - при попытке противника прорваться через рубеж блокирования;
  • - при побеге задержанных из-под охраны или при конвоировании;
  • - при попытке противника скрыться от поисковой группы во время поиска
  • - после совершения противником диверсионного акта;
  • - при совершении противником рейдов. Успех преследования достигается:
  • - своевременным обнаружением нарушителей, их следов или других признаков нарушителей;
  • - своевременным принятием целесообразного решения;
  • - высоким уровнем подготовки личного состава и постоянной готовность резерва караула (подразделения) к действиям;
  • - своевременным перекрытием направлений вероятного движения нарушителей войсковыми нарядами;
  • - четко организованным взаимодействием войсковых нарядов (подразделений), участвующих в преследовании;
  • - хорошим знанием личным составом местности;
  • - четко организованной связью;
  • - правильным использованием технических средств и розыскных собак.

Преследование в зависимости от обстановки, в которой оно возникло, может быть непосредственным, по следам(направлению) и параллельным.

Оцепление - действия подразделений (воинских частей) по изоляции района (объекта) проведения массового мероприятия, специальной операции, зоны чрезвычайной ситуации в целях воспрещения несанкционированного входа (выхода) граждан в этот район (на объект).

Группа оцепления состоит из войсковых цепочек (ВЦ), нарядов на КПП.

Войсковая цепочка - войсковой наряд, предназначенный для оцепления района (участка) местности с целью воспрещения неорганизованного прохода в него граждан, а также создания направляющих коридоров для движения граждан и разграничительных прямоугольников(квадратов) в местах размещения участков массовых мероприятий. Войсковые цепочки могут быть: усиленные - с интервалом более 2м; однорядные и многорядные. Численность ВЦ может быть от отделения до роты, в ее состав могут включаться сотрудники ОВД и других взаимодействующих органов.

Наряд на КПП - войсковой наряд, предназначенный для выполнения задач по оказанию помощи сотрудникам ОВД в обеспечении пропускного режима или ограничения движения транспортных средств и пешеходов. Он состоит из 2 и более военнослужащих и при необходимости усиливается авто бронетехникой.

Для проведения специальной операции решением руководителя операции может создаваться следующая группировка сил и средств:

  • - группа преследования;
  • - группа усиления охраны;
  • - группа поиска;
  • - группа блокирования;
  • - группа захвата;
  • - группа прикрытия;
  • - группа патрулирования;
  • - группа окружения;
  • - группа конвоирования группа связи;
  • - группа ведения переговоров;
  • - группа документирования противоправных действий;
  • - организационно-аналитическая группа;
  • - следственно-оперативная группа;
  • - группа взаимодействия со СМИ;
  • - группа тушения пожаров;
  • - группа тылового и технического обеспечения;
  • - группа медицинского обеспечения;
  • - резерв;

Подразделения ВВ МВД России, как правило, привлекаются для действий в следующих элементах:

  • - группа оцепления;
  • - группа эвакуации;
  • - группа обеспечения технологического процесса;
  • - группа преследования;
  • - группа усиления охраны;
  • - группа окружения;
  • - группа патрулирования;
  • - группа блокирования;
  • - группа поиска;
  • - группа применения специальных средств;
  • - организационно-аналитической группа.

Группа усиления - штатное подразделение, до взвода включительно, выполняющее задачу по усилению караула, на участке которого произошло проникновение нарушителя на охраняемый объект, путем выставления дополнительные постов согласно плану охраны и обороны объекта караулом.

Группа усиления на первом этапе пресечения попытки нарушителя проникнуть (прорваться) на охраняемый объект выделяется от караула согласно боевом расчету. С прибытием дежурного подразделения на объект, согласно плану применения полка (отдельно дислоцируемого подразделения) при чрезвычайных обстоятельствах, дежурное подразделение при необходимости выделяет из своего состава силы и средства для усиления караула.

Группа блокирования - штатное подразделение до батальона включительно, но выполняющее задачу по изоляции преступников, проникших на территорию объекта(отдельное здание), с целью недопущения их прорыва к жизненно важным центрам объекта, а также пресечения их попытки скрыться.

Боевой порядок группы блокирования - заслоны. В зависимости от объекта установки группа блокирования располагается в непосредственной близости от зданий и сооружений объекта вдоль дорог, перекрывая вероятные направления дальнейшего движения преступников к жизненно важным центрам (к аварийно-хозяйственны выходам цехов, режимных помещений) и к основным коммуникациям объекта Личный состав группы блокирования обеспечивается средствами индивидуально бронезащиты, табельным оружием и боеприпасами.

Группа поиска - штатное подразделение от отделения до взвода выполняющее задачу по обнаружению и задержанию нарушителей, проникших на охраняемый объект (с объекта). Особенностью поиска на охраняемом объекте является то, что он ведется непрерывно днем и ночью до полного задержания разыскиваемых лиц, как правило, выборочным способом по направлениям и объектам. К поиску нарушителей в зданиях объекта могут привлекаться сотрудники режимно-секретного органа охраняемого предприятия. Выход (вход) в здание (в цеха, отделы), переход сотрудников с этажа на этаж во время поиска запрещены.

Боевой порядок поисковых групп может быть в цепь или в линию отделения, с выделением головных и боковых дозоров в зависимости от особенностей охраняемого объекта и сложившейся обстановки.

Группа оцепления -- штатное подразделение до батальона включительно совместно с сотрудниками ОВД и ФСБ выполняющее задачу по периметру охраняемого объекта в непосредственной близости от предупредительного внешнего ограждения по изоляции района проведения операции с целью воспрещения проникновения в район (выхода из района) посторонних лиц, а также задержат (ликвидации)преступников при попытке их прорыва из блокированного район или в него для оказания вооруженной помощи лицам, проникшим на объект.

Боевой порядок группы оцепления - войсковые цепочки и наряды на КПП.

Группа захвата - штатное подразделение специального назначения до роты (группы), выполняющее задачу по задержанию (ликвидации) преступников в ходе проведения специальной операции (штурма). Исходя из особенностей охраняемого объекта, данное подразделение может формироваться из сотрудников ВВ МВД России. Группа захвата вооружается специальным вооружением, обеспечивается средствами индивидуальной бронезащиты, специальными переговорными устройствами, средствами наблюдения и проникновения в помещения и сооружения охраняемого объекта (лестницы, трапы, фалы, специальные взрывные устройства).

Количество групп захвата определяется сложившейся обстановкой. Расчет группы захвата осуществляется исходя из того, что на одного вооруженного преступника должно быть 2-3 вооруженных военнослужащих.

Группа прикрытия - штатное подразделение до взвода или часть его, выполняющее задачу по обеспечению активных действий группы захвата путем прикрытия огнем, создания в нужном направлении серий отвлекающих взрывов, при необходимости - ведения стрельбы холостыми патронами. Когда переговоры с преступниками не дают положительных результатов, и существует угроза совершения терактов и нанесения вреда здоровью заложников по решению руководителя операции уничтожение преступников осуществляется снайперами группы прикрытия. По окончании штурма, задержанию (уничтожению) преступников группа прикрытия берет под место задержания до прибытия оперативно-следственной группы.

Группа применения специальных средств - как правило, штатное подразделение РХБЗ до взвода или его часть, выполняющее задачу по обеспечению действий всех элементов группировки в ходе специальной операции путем подачи специальных сигналов, постановки дымов и использования специальных химических средств. Группа может действовать в полном составе или по расчетам.

Группы организационно-аналитическая, связи, тылового и технического обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и оказания помощи любому элементу группировки сил и средств обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ