Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.
Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:
Пример
При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:
Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.
Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.
Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.
Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:
Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?
Как минимум, к жалобе нужно приложить:
При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).
Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).
Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.
б) на электронной площадке:
3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.
4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.
По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.
После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
ГК "Тендерные решения" оказывает помощь при составлении и защите жалоб в ФАС на неправомерное отклонения заявок и на несоответствие аукционной документации требованиям 44 ФЗ. Наши преимущества;
Тип жалобы | Стоимость услуги | Гарантии и особенность защиты интересов |
Жалоба на отклонение первой части заявки |
от 5000 рублей |
1. Возврат денег при отклонении заявки (пункт договора). 2. Сопровождение на заседание в ФАС. (только Москва и область) 3. Высшая степень квалификации сотрудников. |
Жалоба на аукционную документации |
от 7000 рублей |
1. Возврат средств при отклонении. 2. Сопровождение в ФАС. 3. Помощь в подготовке заявки на тендер. |
Жалоба на отклонение по второй части или отказ от подписания контракта по иным причинам |
от 10 000 рублей | Индивидуально. |
Куда: В Управление Федеральной антимонопольной службы
России
Заказчик: Администрация Истринского муниципального района Московской области
Адрес: телефон: факс: e-mail: Контактное лицо
3. Адрес официального сайта на котором размещена информация о размещении заказа: zakupki.gov.ru
6. Доводы жалобы: когда была подана заявка дата, время, дата, время уведомления о недопуске.
Причина отказа в допуске: текст уведомления.
Считаем, что заявка была отклонена неправомерно, т.к. в заявке были указаны параметры соответствующие ГОСТ: в п.1 Асфальтобетонные смеси были указаны показатели, соответствующие ГОСТ 9128-2009, в п. 2 Смеси бетонные были указаны показатели, соответствующие БСТ ГОСТ 7473-2010 (показатель должен быть диапазонный) в п.9 Олифа натуральная были указаны показатели, соответствующие ГОСТ 7931-76, в протоколе рассмотрения первых частей заявок не были указаны причины отклонения (Аналогичные основания отклонения заявки присутствуют и при описании других предлагаемых товаров).
7. Просим:
1) Обязать Заказчика продолжить размещение торговой процедуры с соблюдением требований Федерального закона №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2) Отменить результаты аукциона.
3) Вернуть аукцион на этап рассмотрения первых частей заявок.
4) В соответствии со ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" провести внеплановую проверку аукциона, размещенного на Общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru № 0373100070114000003 на предмет правомерности действий Государственного заказчика требованиям Федерального закона №44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приложение: 1.Заявка, поданная УРЗ.
2. Аукционная документация.
3. Приказ о назначении Генерального директора.
Ген. директор.
Надеемся. что материал был полезен для Вас и Вы обратитесь к нашему ресурсу вновь.
(жалоба в ФАС на неправомерные действия, нарушающие права потребителя)
Руководителю Управления Федеральной
антимонопольной службы по_____ краю
(ФИО, заявителя) ________________
(адрес, телефон) _________________
в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на неправомерные действия ООО "Сетевая компания", нарушающие права потребителя.
08.06.09г. ООО "Сетевая компания" выдала мне Технические условия на электроснабжение жилого дома по адресу: ___________.
06.05.11г. Технические условия были мной выполнены.
04.07.11г. государственным инспектором Ростехнадзора был составлен Акт-допускав эксплуатацию электроустановок №__. В данном документе указано, что инспектором произведена проверка документации и технический осмотр электроустановок жилого дома, запитанного от опоры № 52 ВЛ-0,4кВ ТП-216 проводом А2(1х16) до изоляторов, далее проводом ПВЗ 2(1х6) до ВРУ-0,4 кВ. Согласно п. 3 указанного Акта электроустановка отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию по постоянной схеме электроснабжения с 07.07.07г.
В соответствии с ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Договор энергоснабжения является публичным договором, в заключении которого коммерческая организация не вправе отказывать при наличии возможности предоставить потребителю соответствующий товар. Однако работники ООО "Сетевая компания" отказывают мне в подключении электроэнергии, выдавая необоснованные предписания об устранении тех или иных нарушений. Тот факт, что замечания ООО "Сетевая компания" необоснованны, и у сетевой компании есть возможность предоставить мне электроэнергию, подтверждается письмом Ростехнадзора от 05.08.11г. В письме указано, что Ростехнадзор не видит препятствий в подключении электроустановок жилого дома к электрическим сетям согласно Акта-допуска №__ от 04.07.11г.
04.08.11г. я обратился к генеральному директору ООО "Сетевая компания", в котором просил немедленно подключить к моему дому электроэнергию. Однако до настоящего времени электроэнергии в моем доме нет.
Таким образом, коммерческая организация, фактически являющаяся монополистом на рынке продажи электроэнергии, необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, что недопустимо с силу прямого указания ст. 426 ГК РФ, ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Своими действиями ООО "Сетевая компания" , а также антимонопольное законодательство. Так как сетевая компания отказывает мне в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям, то я не могу заключить договор электроснабжения с ООО "Горэлектросеть".
На основании вышеизложенного, руководствуясь Законом РФ "О защите прав потребителей", Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Выдать ООО "Сетевая компания" предписание о прекращении нарушения моих прав как потребителя и немедленном заключении со мной договора технологического присоединения к электрическим сетям.
Приложение.
1. Копия Технических условий на электроснабжение жилого дома по адресу: _____ от 08.06.09г.
2. Копия Акта №___ от 04.07.11г.
3. Копия письма Ростехнадзора №___ от 05.08.11г.
4. Копия Акта проверки электроустановок и электроучета б/н.
Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать свои интересы. Можно выделить следующие виды нарушений:
Исходя из предмета обжалования зависит ответ на вопрос: как подать жалобу в ФАС и в какие сроки. Стоит заметить, что помимо рассмотрения противоправных действий в ФАС, участник закупки имеет право обратиться в суд.
Жалоба на положения документации о закупке подается любым участником, общественным объединением до окончания срока подачи заявок.
Обжалование решения комиссии, указанное в протоколе проведения процедуры (второй случай из списка), возможно в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) протоколов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 105, а в случае проведения аукциона при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. При этом только участник, подавший заявку на тендер, имеет право обжаловать решение комиссии по закупке.
В третьем случае, противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта, можно обжаловать до его заключения.
И последнее, 30 дней дается заинтересованному лицу на обжалование порядка аккредитации оператором торговой площадки. Нарушения, связанные с проведением аукциона, вызванные некорректной работой площадки, к примеру, невозможностью подачи ценового предложения, обжалуются в течение 10 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.
Если же эти сроки истекли, участник имеет право обжаловать действия в суде.
Она подается на русском языке, при этом должна содержать документы и информацию, предусмотренные ч. 8 ст. 105.
Законом о контрактной системе определен и способ подачи — в письменной форме (ч.7 ст.105). Подать жалобу в фас в электронном виде можно только если она подписана электронной подписью лица, который обладает необходимыми полномочиями, при этом понадобится приложить подтверждающие документы.
Подведомственность подачи определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, который утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится ФАС России, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта РФ — его территориальными органами.
Информация о жалобах, включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.
В течение двух рабочих дней после поступления жалобы контрольный орган принимает решение о ее возврате по причине ее несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или о принятии к рассмотрению. При этом в ЕИС публикуется соответствующее уведомление, а также ставятся в известность заказчик, поставщик и оператор торгов.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники вправе направить в антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях, при этом он может заблокировать процедуру заключения контракта, то есть запретить подписание контракта заказчиком.
Решение по результатам рассмотрения может быть следующим:
В последних двух случаях выдается предписание устранить нарушения, выявленные в ходе разбирательства — изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или вовсе аннулировать их. Решение ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия, а одновременно направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет любого из участников процесса, как заказчика, поставщика, так и оператор торгов, они вправе в течение трех месяцев обратиться в суд для обжалования (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).