Категория «вещные права» охватывает не только право собственности, но и некоторые другие права. Право собственности является наиболее широким по содержанию вещным правом (три правомочия собственника — владеть, пользоваться и распоряжаться).
Ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь , у которой уже есть собственник, поэтому правомочия обладателя вещного права отличаются от правомочий собственника: здесь правомочия обладателя вещного права ограничиваются возможностью владеть и пользоваться вещью в том или ином отношении; распоряжаться данной вещью можно только с согласия собственника и в рамках предоставленных им полномочий.
Таким образом, под ограниченным вещным правом понимается право в том или ином ограниченном отношении использовать чужое , как правило недвижимое, имущество в своих интересах без посредства его собственника (в том числе и помимо его воли).
Характерным признаком вещных прав является закрепленное законом право следования при переходе права собственности на имущество к другому лицу, т.е. вещное право на имущество как бы следует за этим имуществом, обременяя его.
— наиболее широкое по содержанию . В отличие от него ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь (jura in re aliena ), уже присвоенную другим лицом — собственником. Одним из наиболее характерных примеров данного права является — право пользования чужой недвижимой вещью в определенном, строго ограниченном отношении (право прохода или проезда через чужой земельный участок).
Предоставляемые вещными правами возможности уже, чем правомочия собственника (отсюда и термин — «ограниченные вещные права»).
В российском гражданском праве практически все ограниченные вещные права (за исключением залога и права удержания) имеют объектом недвижимое имущество (недвижимые вещи).
Характерным признаком ограниченных вещных прав является их сохранение при смене собственника соответствующего имущества (в том числе в случае его продажи, перехода по наследству и т. д.) - право следования. Ограниченные вещные права как бы обременяют имущество, т. е. всегда следуют за вещью, а не за собственником. Тем самым они ограничивают права собственника на его имущество, поскольку он в этом случае обычно лишается возможности свободного пользования своим имуществом, хотя, как правило, сохраняет возможность распоряжения им. При прекращении ограниченных вещных прав право собственности «восстанавливается» в первоначальном объеме без каких-либо дополнительных условий.
Субъекты этих прав могут осуществлять их защиту в судебном порядке от неправомерных посягательств любых лиц, включая собственника вещи, подавая вещно-правовые иски (ст. 301-305 ГК РФ).
Следующим свойством ограниченных вещных прав является их производность , зависимость от права собственности как основного вещного права. При отсутствии или прекращении права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право (например, в отношении бесхозяйного имущества).
Российское гражданское законодательство предусматривает несколько групп ограниченных вещных прав. В эту систему входят, во-первых, вещные права некоторых юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника; во-вторых, ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков; в-третьих, права ограниченного пользования иным недвижимым имуществом (главным образом жилыми помещениями); в-четвертых, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств права залога (залогодержателя) и удержания, объектами которых, в отличие от иных вещных прав, могут являться движимые вещи.
К вещным правам юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
К ограниченным вещным правам по использованию чужих земельных участков относятся:
Особую группу ограниченных вещных прав составляют вещные права, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств. К их числу относятся:
Объектом этих прав может являться как недвижимое, так и движимое имущество (веши), а в их содержание входит возможность принудительной реализации соответствующих вещей помимо воли их собственника, т. е. пре- крашение самого основного права — права собственности. Указанные обстоятельства не имеют места в отношении других видов ограниченных вещных прав.
К ограниченным нравам лиц, не являющихся собственниками , относятся (сг. 216 ГК РФ):
1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления — это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют два субъекта: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем.
Появление этих вещных прав в отечественном законодательстве связано с существованием в СССР плановой экономики, регулируемой государством. При изменении в законодательстве был предложен способ хозяйствования с имуществом публичного собственника (государства). И в гражданском обороте появились юридические лица с закрепленным за ними имуществом (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления).
Субъектами (носителями) этого права могут быть только юридические лица, причем существующие лишь в двух организационно- правовых формах — предприятия и учреждения. При этом субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113, 114 ГК РФ), а субъектами оперативного управления — только казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) и учреждения (ст. 120 ГК РФ).
Учреждение и казенное предприятие , за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Автономное и бюджетное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это слу- жиг достижению целей, ради которых эти учреждения созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, при этом доходы, полученные от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ).
Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления состоят в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.
Право хозяйственного ведения - это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 294 ГК РФ). В частности, унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но в то же время оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ), а также полученной прибылью.
При этом виде права собственник имущества (учредитель предприятия). закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению выданного им имущества, а также право на получение части прибыли.
Право оперативного управления - это право владеть и пользоваться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия его собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению (если, например, имущество используется не по назначению).
2. Вещные права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возникают у их обладателей по основаниям, предусмотренным законодательством.
Виды вещных прав на земельные участки:
Гражданин, владеющий земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения , имеет право самостоятельно, не спрашивая согласия собственника, передавать земельный участок либо его часть в безвозмездное пользование, в аренду, возводить на участке строения, приобретая на них право собственности. Но он не вправе отчуждать земельный участок, т.е. продавать, передавать в залог (ст. 267 и 270 ГК РФ). Правом пожизненного наследуемого владения земельным участком может обладать только гражданин.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может предоставляться и гражданам, и юридическим лицам. Упра- вомоченные субъекты вправе самостоятельно использовать земельный участок, но по общему правилу они не могут совершать сделки с ним — передавать в аренду или безвозмездное срочное пользование — без согласия собственника.
Право застройки чужого земельного участка связано с вещными правами на землю.
Сервитутные права (сервитуты). Ограниченное вещное право пользования чужим имуществом называется сервитутом (ст. 216, 274-277 ГК РФ). Это право проезда, прохода и т.д. через чужой земельный участок. Принято считать, что предметом сервитута могут быть земельные участки, здания, сооружения, водные объекты. Однако, по мнению некоторых ученых-юристов, сервитутное право может применяться также к правам личности.
Право ограниченного пользования иным недвижимым имуществом представлено в законодательстве РФ:
Вещные права, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств, — это:
Все эти виды прав рассмотрим подробнее в гл. 23 «Обеспечение исполнения обязательств».
Сервитутное право обременяет имущество собственника. Субъектами сервитутных правоотношений могут быть граждане и юридические лица.
Виды сервитутов:
Суть сервитутного права легко можно понять на примере земельного сервитута. Так, собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования им для прохода, проезда и т.д.
Сервитут устанавливается по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — по решению суда. Сервитут подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ), он может быть возмездным.
За сервитутом закреплено право следования. Это значит, что он сохраняется и при смене собственника земельного участка.
В земельном праве объектом правового регулирования является конкретно определенный земельный участок. Земельный участок - это только поверхность земли, который имеет фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус, кадастровый номер и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Земельный участок выступает как имущество и как природный объект, земельное законодательство очерчивает круг прав и обязанностей по его использованию и охране. Если земельный участок выступает как имущество, то он становится объектом гражданского права (вещного права), но приоритет всегда отдается нормам земельного права. Содержанием вещного права является право владения, пользования и распоряжения вещью (имуществом).
Виды вещных прав на землю. С точки зрения объема правомочий обладателей вещных прав на землю по владению, пользованию и распоряжению землей различают право собственности и иные вещные права на землю. К иным вещным правам на землю, согласно ст. 216 ГК РФ, относятся:
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Сервитуты.
Право собственности на землю представляет собой правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Право собственности на землю подлежит государственной регистрации.
Государственная собственность включает в себя собственность Федерации и собственность субъектов РФ. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
В ст. 19 ЗК РФ дан перечень земельных участков, которые могут находиться в муниципальной собственности. Это земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; установленным гражданским законодательством право муниципальной собственности, которое возникло при разграничении собственности на землю; которые приобретены по основаниям,. Это тоже земельные участки, от которых собственник отказался, и которые перешли в муниципальную собственность по наследству, приобретены у граждан и юридических лиц и т. п. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципального образования. Споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями о разграничении собственности на землю разрешаются заинтересованными сторонами в согласительном порядке. При недостижении согласованного решения спор рассматривается в суде.
Разграничение земельной собственности на собственность Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 15 ЗК РФ). В соответствии с ЗК РФ земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, но с определенными ограничениями. Указанные лица могут получить земельные участки на праве собственности, за исключением участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ и на иных территориях, определенных федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). В настоящее время таким иным федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который запрещает иностранцам иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Что касается порядка предоставления земельных участков и условий пользования ими, указанные лица имеют равные права с российскими гражданами и юридическими лицами (п. 4 ст. 28, п. 9 ст. 36 ЗК РФ). Нет каких-либо отклонений и в содержании права собственности на землю у иностранцев по сравнению с гражданами и юридическими лицами РФ (ст. 40-42 ЗК РФ). Но иностранцам земельные участки в собственность предоставляются во всех случаях только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Частная собственность на землю может быть как индивидуальной, принадлежащей одному лицу, так и общей (совместной и долевой).
Право пожизненного наследуемого владения (ППНВ) землей можно определить как владение и пользование земельным участком с правом передачи его по наследству. Владение - это одно из правомочий собственника земли и землепользователя и означает нахождение земли в хозяйстве собственника или землепользователя и не больше. ППНВ землей - понятие значительно шире, чем владение собственника и пользователя. ППНВ землей - понятие самостоятельное. Оно сходно с правом землепользования, так как и в том и в другом случае земля предоставляется в пользование для осуществления определенной хозяйственной деятельности. Вместе с тем ППНВ имеет в своем содержании хотя и ограниченный, но элемент распоряжения: право передачи земли по наследству. Это роднит его с правом собственности на землю.
ППНВ землей как вещное право является правом абсолютным и защищается от любого вмешательства извне, в том числе со стороны собственника земли.
Субъектами ППНВ землей являются только граждане, которым земельные участки были предоставлены для самых различных нужд, связанных с ведением с/х производства, строительством индивидуальных жилых домов, ведением личного подсобного хозяйства и др.
Согласно п. 1 ст. 21 ЗК РФ, ППНВ земельным участком, приобретенное гражданином до введение в действие нового ЗК РФ, сохраняется. Но предоставление земельных участков на ППНВ после введения в действие ЗК РФ не допускается. Другими словами, ППНВ землей обречено на вымирание.
Распоряжение земельным участком (передача в аренду, в срочное пользование другим лицам), находящимся на ППНВ, не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.
На основании свидетельства о праве на наследство наследник вправе произвести государственную регистрацию перехода к нему ППНВ земельным участком, то есть у него, как и у наследодателя, возникает ППНВ на земельный участок.
Гражданин, имеющий земельный участок в ППНВ, вправе приобрести его в собственность. При этом он имеет право приобрести земельный участок в собственность бесплатно, но только один раз. Право на приобретение земельного участка, находящегося в ІІІІНВ, в собственность не ограничено сроком.
Право постоянного (бессрочного) пользования землей
обладает всеми чертами права землепользования. На этом праве земельные участки предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по решению исполнительных органов власти или органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок предоставляется только трем группам субъектов: 1) государственным и муниципальным учреждениям; 2) федеральным казенным предприятиям; 3) органам государственной власти и местного самоуправления.
Гражданам земельные участки на этом праве не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Если граждане и юридические лица пользовались земельными участками на постоянной основе, полученными до введения в действия нового ЗК РФ, то это право за ними сохраняется. При этом граждане вправе сменить титул постоянного пользования на титул собственника и притом бесплатно. Однако приобрести земельный участок в собственность бесплатно гражданин вправе только единократно. Последующее новое приобретение земельного участка в собственность из земель государства или муниципалитета возможно лишь за плату. Переоформление гражданами права пользования земельным участком на право собственности сроком не ограничено (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Что касается юридических лиц, то они, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (имеющих право получить земельные участки в постоянное пользование), обязаны были переоформить право постоянного пользования земельным участком по своему желанию на право аренды или на право собственности до 01. 01. 2004. Арендная плата за пользование земельными участками устанавливается в соответствии с решением Правительства РФ.
Сервитут - это право ограниченного пользования чужим имуществом. В советском праве понятие «сервитут» отсутствовало, хотя фактически он применялся. В законодательстве современной России сервитут возрождается. В ГК РФ ему посвящены ст. 274-277. В ЗК РФ отношения сервитута регулируются ст. 23.
В силу сервитута собственник недвижимого имущества (земли, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего или другого земельного участка предоставления ему права ограниченного пользования этим участком.
Известны два вида земельного сервитута: публичный и частный.
Отношения по установлению публичного сервитута регулируются ст. 32 ЗК РФ. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом РФ, нормативноправовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка из пользования. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.
Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использование земельного участка в целях коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) забора воды и водопоя; 4) прогона скота через земельный участок и других целей, указанных в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут может устанавливаться на земельных участках, находящихся как в непосредственном пользовании собственника, так и на участках, переданных во владение и постоянное пользование. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению, то собственник участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков за счет органов государственной власти или органов местного самоуправления, установивших публичный сервитут. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственник участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать от указанных органов соразмерную плату.
Частный сервитут в отличие от публичного устанавливается только между собственниками соседних земельных участков по соглашению между ними. Цели установления частного сервитута, в общем, те же самые, что и публичного сервитута: обеспечить проезд через соседний земельный участок и иные нужды собственника соседнего земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Публичный и частный сервитут имеют много общего. Как публичный, так и частный сервитут устанавливается без изъятия земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением как публичного, так и частного сервитута, могут защитить свои права в судебном порядке. И тот, и другой сервитут подлежат государственной регистрации, так как устанавливаются в отношении недвижимого имущества. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника, землевладельцев и землепользователей прав на владение, пользование и распоряжение этим участком.
При переходе прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.
Основания и порядок приобретения вещных прав на землю. Права на земельный участок у собственников, землепользователей, землевладельцев возникают, как это предусмотрено п. 1 ст. 25 ЗК РФ, по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами. Этим законодательством являются ГК РФ, ЗК РФ и другие федеральные законы. Таких оснований несколько:
1) предоставление прав на землю государством или муниципалитетом;
2) приватизация земельного участка в связи с приватизацией государственных и муниципальных предприятий;
3) совершение земельных сделок;
4) переход права на здание, строение, сооружение;
5) приобретательная давность (Право собственности на землю у юридических лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица. При отказе указанных органов признать факт приобретательной давности, спор разрешается в судебном порядке.);
6) иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Единого порядка приобретения прав на землю не существует. Он многообразен. В каком порядке приобретаются права на землю, зависит от различных факторов: от того, из чьих земель приобретается право (государственных, муниципальных или частных); для каких целей (для строительства зданий, строений, сооружений или для целей, не связанных со строительством, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства).
Есть особенности в порядке приобретения прав на земельный участок в связи с переходом прав на здание, строение, сооружение (ст. 35 ЗК); на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (ст. 36 ЗК).
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в порядке, определенном ст. 30 ЗК РФ (предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта строительства), для других целей - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ (порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством).
Граждане могут получить земельные участки из государственных или муниципальных земель за плату и бесплатно. Если земельный участок приобретается в собственность или в аренду, то это может осуществляться на торгах (конкурсах или аукционах) (ст. 38-1 ЗК РФ) либо предоставления прав в порядке отвода.
Вопрос о нормах предоставления земельных участков регулируется ст. 33 ЗК РФ, в которой речь идет о трех видах норм:
1) предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность; 2) максимальных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно; 3) размерах земельных участков, предоставляемых для иных целей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в зависимости от целей предоставления устанавливаются либо законами субъектов РФ, либо нормативными актами органами местного самоуправления.
Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства эти нормы устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными актами органов местного самоуправления. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для названных целей, определяются исходя из возможностей данной территории и с учетом потребностей в земельном участке для данной цели. Конкретные размеры в рамках установленных пределов (максимума и минимума) определяются непосредственно при предоставлении земельного участка.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, в зависимости от того, в чьей собственности находятся предоставляемые земельные участки (собственность Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований), устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления. Например, согласно Закону Алтайского края от 16 декабря 2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»1, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно из земель, находящихся в собственности Алтайского края, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, равен среднерайонной норме бесплатной передачи земельных участков, утверждаемой органами местного самоуправления; для садоводства - 0,1 га в пределах 50 километров от городской черты городов Барнаула, Бийска, Рубцовска и 0,15 га - на остальной территории края. Этот же Закон в обобщенном виде приводит перечень категорий лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность по законодательству РФ.
Для других целей (возведение зданий и сооружений, устройство территорий городских и сельских поселений, строительство железных и автомобильных дорог и т.п.) размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Здесь нормы отвода земель нередко также заранее установлены, например, полосы отвода железных и автомобильных дорог. Но во многих случаях они определяются в соответствии с проектной документацией отдельно для конкретного объекта (здания и сооружения).
Земля (земельные участки) - особый вид недвижимости, объект земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, и в этом смысле она именуется земельной собственностью.
В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
Разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
Согласно этому Закону уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами составляет перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. Перечни составляются с учетом указанных в Федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности.
Кроме земельных участков федерального статуса при разграничении государственной собственности федеральной собственностью являются также земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Российская Федерация имеет право также приобрести земельные участки в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с российским законодательством, Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе. Его правовой режим определен Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. от 9 мая 2005 г.).
Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду или в безвозмездное срочное пользование.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами РФ в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности субъектов РФ возникает также на земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности данных субъектов; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального значения; землям лесного и водного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.
Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и приняты в соответствии с ними законами субъектов РФ. При этом в целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п. 3 ст. 19).
Данные о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 15 февраля 2006 г.) в состав муниципальной собственности помимо перечисленного в законе имущества входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы.
В п. 1 ст. 36 Конституции РФ сказано: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). Перечень лиц, имеющих право приобрести земельные участки в частную собственность, назван также в Указе Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (с изм. от 26 марта 2003 г.).
В частности, по закону в собственности граждан и юридических лиц могут находиться земельные участки, обособленные водоемы - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Размеры этих водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.
Деревья, кустарники, растительность, расположенная на земельном участке, находящимся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не предусмотрено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение этой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире.
В частности, Конституция РФ предусматривает, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц» (ст. 3, 6). Этих три названных правомочия в совокупности определяют содержание права собственности обладателя земельного участка. Рассмотрим кратко их правовое содержание.
Гражданин или юридическое лицо, признанные собственником земельного участка, имеют право владеть им, т.е. иметь в наличии. Чтобы осуществлять такое владение, лицо должно приобрести земельный участок как реальность. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка и имеющие на это право, подают о том заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, в ведении которых находятся земельные участки. По их поручению готовятся необходимые документы, и принимается решение о предоставлении или продаже земельного участка. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является основанием для отвода участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право собственности.
При покупке земельного участка или его части в собственность решение указанного органа является основанием для заключения договора купли-продажи. Приступать к использованию земельного участка, т.е. осуществить право владения им, разрешается после установления границ участка в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности.
Право пользования земельным участком - это правомочие собственника земли, которое осуществляется путем присвоения полезных свойств и извлечения доходов от принадлежащего ему земельного участка. Пределы такого пользования определяются законом.
Право распоряжения земельной собственностью - это право собственника определять юридическую судьбу своего имущества. Пределы этого правомочия не безграничны. Они установлены в Конституции РФ, определяющей, что землей собственники распоряжаются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Гражданские права могут быть также ограничены и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 2 ГК РФ).
Распорядительные полномочия земельного собственника проявляются в его праве совершать различные сделки со своим земельным участком. Границы этих полномочий в настоящее время регулируются нормами земельного и гражданского законодательства. Не могут быть объектами сделок земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота (ст. 27 ЗК РФ), в других указанных законом случаях.
Гражданский кодекс признает наряду с правом собственности иные юридические титулы на землю: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитут.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенным гражданином до введения в действие Земельного кодекса 2001 г., сохраняется. Однако распоряжение земельным участком, который находится на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право однократно и бесплатно приобрести их в собственность.
Предоставлении земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения нового Земельного кодекса РФ не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ). Запрет на предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования не исключает возможности приобретения земельных участков на основании этих правовых титулов при приобретении недвижимого имущества, расположенного на таких земельных участках.
С принятием действующего Земельного кодекса РФ гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Но право постоянного (бессрочного пользования) находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ сохраняется (п. 2, 3 ст. 20 ЗК РФ), при некотором ограничении их прав. Так, граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования, сказано в действующем Земельном кодексе, не вправе распоряжаться этими земельными участками. При этом данные граждане имеют право приобрести их в собственность бесплатно. Право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося у гражданина в постоянном (бессрочном) пользовании, разрешается лишь однократно.
Действующее российское законодательство различает частные и публичные сервитуты.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 274) собственник земельного участка от собственника другого земельного участка вправе требовать предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитут). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Правовой режим публичного сервитута регулируется Земельным кодексом РФ.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, сохраняет право владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 274 ГК РФ). Одновременно установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК РФ) закрепляет в отношении сервитутов право следования. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
На собственника земельного участка, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность - не препятствовать действиям обладателя сервитута, однако принудить собственника к осуществлению каких-либо положительных действий нельзя.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельные участки, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством возврату не подлежат, их собственность бывшим собственникам не возмещается и не компенсируется.
Распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки следует признать акты государственных органов и местного самоуправления (ст. 28, 29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК РФ). Ограниченные вещные права могут возникать на основе правопреемства. Например, к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Гражданское законодательство предусматривает возникновение гражданских прав из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Однако практика все же исходит из того, что права на земельный участок возникают лишь из сделок, предусмотренных законом.
Права на земельные участки, возникшие по основаниям, перечисленным в федеральных законах, подлежат государственной регистрации. Она является единственным доказательством их существования. Датой государственной регистрации определяется момент возникновения права на земельный участок. Вместе с тем государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 2005 г.). В исключительных случаях, когда необходим дополнительный контроль за таким важным объектом, как земля, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные участки (п. 3 ст. 339, ст. 584, п. 2 ст. 609 ГК РФ). Но это положение не должно пониматься расширительно, все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в федеральных законах. Так, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем 1 год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование; гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).
По действующему законодательству земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются. Однако если такое право у гражданина возникло до даты опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. При этом ему разрешено переоформить свое право постоянного пользования земельным участком на право собственности.
Юридические лица, в отличие от граждан, по закону обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 2004 г.
Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом.
Землями, находящимися в собственности субъектов РФ. распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.
Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок и в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 443 ГК РФ). Этот перечень оснований следует считать исчерпывающим.
Отчуждение собственником своего земельного участка другим субъектам возможно на основании договора. Граждане и юридические лица свободны от заключения договора. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, установленных законом (ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).
Собственник имеет право в одностороннем порядке отказаться от принадлежащего ему земельного участка. В этом случае он подает заявление об отказе от осуществления права собственности на земельный участок в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие земли. С момента подачи заявления земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. Порядок прекращения прав на нее установлен гражданским законодательством
Основаниями принудительного изъятия у собственника земельного участка могут быть виновные действия собственника участка либо иные обстоятельства.
Вина собственника доказывается, когда земельный участок изымается в связи с использованием его собственником не в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) либо с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе нецелевым назначением земельного участка (ст. 285 ГК РФ), при конфискации земельного участка по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ).
Основания прекращения ограниченных вещных прав на землю указаны в гл. VII ЗК РФ, ст. 287 ГК РФ и др.
Так, право землепользователя либо землевладельца может быть прекращено принудительно по обстоятельствам, указанным в законе. Ими признаются: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение умышленно совершенных следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча и уничтожение плодородного слоя почвы; нарушения установленного соответствующими нормами режима использования земель особо охраняемых территорий, земель природоохранного назначения; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению качества земель; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; реквизиция земельного участка.
Безвозмездное (срочное) пользование земельным участком может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.
Вещными правами признают и ограниченные права на обращение с чужой собственностью. В частности право на постоянное бессрочное землепользование или право на безвозмездное временное использование земли, право на использование жилья членами семьи собственника, сервитут и т.п.
Лицам, которые могут обладать земельным правом, в РФ считаются все граждане . Причем правоспособным россиянин считается с рождения, а вот проводить какие-либо операции с недвижимым достоянием позволено с наступлением совершеннолетия.
Иностранцы и лица без гражданства, тоже могут быть субъектами вещного права на землю, но их возможности будут несколько ограничены. Юридические лица становятся обладателями оговоренного права после госрегистрации. Допустимые границы в управлении земельными участками у организаций будут обусловлены их целями и задачами, которые обозначены в учредительной документации.
Объекты земельного права РФ можно разделить на несколько типов:
Возможности и ответственность субъектов землевладения зависит от различных факторов.
В каждой отдельной ситуации будет много нюансов, влияющих на эксплуатацию участков. Если разделить такие частные случаи по группам, то полномочия могут находиться в зависимости от:
Чтобы иметь вещное право на землю обязательно быть ее собственником. Такой подход создает необходимость дублирования оформления земельных прав: первичную и вторичную.
Поводы для владения земельным наделом создаются из определенных событий и постановлений. Самые распространенные из них:
Для приобретения права землепользования нужно выполнить несколько действий . Одного только основания, из перечисленных выше, будет недостаточно. После оформления договора, получения судебного постановления или решения органа, имеющего определенные полномочия, о возможности обретения права на землю, нужно провести госрегистрацию надела.
Также право землевладения предоставляется после событий, после которых наступает так называемые гражданско-правовые последствия. К примеру, кончина правообладателя, после которой возможно наследование надела.
Обоснований для установления сервитутов несколько:
Сервитуты обязательно проходят госрегистрацию. Такой форме вещного права надлежит минимально стеснять хозяев прилегающего надела. Обладатель надела земли, где действует сервитут, имеет право взимать фиксированную плату от субъектов, в чьих интересах этот сервитут принят.
Если сервитуты приняты в пользу лиц, которые проживают в сельской местности
, а также для их объединений, то оплата взиматься не должна. Когда обоснования, на которых сервитут был заявлен, исчезнут, хозяин земельного надела может требовать прекращения действия этой формы вещного права.
Бывают ситуации, когда эксплуатация земель в соответствии с их назначением невозможна из-за принятого сервитута. Тогда владельцу предоставлена возможность ходатайствовать об остановке действия такого вещного права через суд.
Сервитут устанавливается в случае, когда невозможно не затронуть прав землевладельцев, чьи наделы размещены по соседству. Если можно избежать эксплуатации прилегающего участка, то такой формы вещного права возникать не должно.
Стоит добавить, что сервитут дает право лишь на оговоренное узкоцелевое использование соседнего надела. Обозначенный вид вещного права носит, скорее, вспомогательный характер, т.е он не предназначен выступать в роли автономного объекта сделок.
Есть две причины для ликвидации вещного права любого вида:
Государство способно изъять землю по постановлению, принятому органом исполнительной власти. Изымаемый участок земли будет выкуплен у собственника. До конфискации участка обладателя вещного права должны уведомить о предстоящей операции с недвижимостью не менее чем за год. Выкуп возможен по согласию владельца.
Если же владелец против, то государственное учреждение, которым было принято решение об отчуждении, уполномочено передать дело на рассмотрение в суде.
Отчуждение прав землевладения в принудительном порядке применяется в случае:
Отдельным пунктом нужно рассмотреть такое явление в земельном праве как Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей .
Если возникают какие-либо вопросы по земельным наделам, информация указанная в акте на использование, имеет такую же силу, как и запись в ЕГРП определяющая право владения и распоряжения землей.
Образец акта вы можете посмотреть .
Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.
ГК РФ Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками :
Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Среди перечисленных вещных прав, исключительно либо преимущественно связанных с землей, являются: право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования и право ограниченного пользования чужим участком (сервитут).
Рудимент, ст 20-21 ЗК РФ, утратили силу.
Право пожизненного наследуемого владения участком, находящимся в гос. или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Право пожизненного наследуемого владения характеризуется:
Распоряжение участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, ограниченно. Владелец не может распоряжаться им кроме как путем передачи его по наследству (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Таким образом, продажа, залог и совершение других сделок его владельцем, которые влекут или могут повлечь отчуждение участка, не допускаются. Гос. регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается:
Вследствие введения в действие ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения постепенно должно исчезнуть. Это следует из п. 1 ст. 21 ЗК РФ, в соответствии с которым допускается нахождение участков на праве пожизненного наследуемого владения лишь приобретенного до введения в действие ЗК РФ.
Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования возникает лишь на участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования предоставляется на основании решения гос. или муниципального органа, уполномоченного предоставлять участки в такое пользование. Данное право подлежит обязательной гос. регистрации в соответствии с Законом «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
ГК РФ Ст 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования участком.
Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в гос. или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа и предоставляется лицам, указанным в ЗКРФ (Ст 39.9):
Гражданам участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
В то же время в соответствии с п. 3 ст. 20 право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в гос. или муниципальной собственности участками, возникшее у граждан или юр. лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Для юр. лиц это право сохраняется лишь до 1 января 2012 г., так как в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ они обязаны до указанного срока переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести участки в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Что касается правомочия распоряжения, то данные лица не вправе распоряжаться этими участками. Как отмечается в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», после введения в действие ЗК РФ лица, обладающие участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования участком прекращается по тем же основаниям, что и право пожизненного наследуемого владения.
В статье 39.14ЗК РФ можно посмотреть «Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, без проведения торгов».
В случае реорганизации юр. лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования переходит в порядке правопреемства.