Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: сти­хийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертва­ми, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности.

В России ежедневно отмечается две крупные аварии на трубопроводах, раз в не­делю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явле­ний. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводне­ний, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, изверже­ния вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло 3 млн человек.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговре­менно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникнове­ния ЧС, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохране­ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов.

Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, сохранение жизни и здоровья людей - одна из актуальных проблем современности. С этой целью сформулированы основные принципы защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций*, изложенные в законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

*Подробнее рассмотрены в учебном пособии «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Принципы защиты от ЧС - это наиболее важные основополагающие идеи, правила, требования, носящие общий и обязательный характер (если они включены в законы) для всех участников предупреждения и ликвидации опасных и ЧС.

Назовем наиболее известные принципы, зафиксированные в указанном законе и подзаконных актах.

    Предупреждение ЧС, а также минимизация размеров ущерба и потерь в слу­чае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводят­ся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор­ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и ре­гионального характера.

Ряд принципиальных положений содержится в иных законах, а также в подза­конных актах, в инструкциях и рекомендациях специалистов. Они связаны между собой и дополняют друг друга. Перечислим наиболее существенные.

    Непрерывный мониторинг опасностей, прогнозирование их возникнове­ния и оценка рисков. Этот принцип вытекает из принципа заблаговременного пред­упреждения, раскрытого в п. 1 и обеспечивает его реализацию на практике. Отсюда логично вытекает следующее «правило-принцип» - информирование.

    Органы власти и самоуправления, администрация организаций «обязаны опе­ративно и достоверно информировать население и всех заинтересованных субъ­ектов о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них». Сокрытие либо представление должностными лицами заведомо ложной информации об опасности может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. Причем судебная практика идет по пути ужесточения наказаний должностных лиц, скрывающих (ради «чести мундира») подлинные размеры и фак­ты опасностей. Эта проблема актуальна и на объектах системы образования, осо­бенно в ее инфраструктуре.

Рис. 2.6. Организация защиты населения в ЧС

    Принципы предупреждения и минимизации ущерба (см. п. 1) предполагают целый набор правил по укреплению устойчивости объектов к действию неблаго­приятных и разрушающих факторов.

Меры по обеспечению устойчивости работы различных объектов должны быть направлены, прежде всего, на защиту людей, поскольку без людских резер­вов успешная ликвидация последствий стихийных бедствий, а также проведение остальных работ оказываются просто невозможными и отчасти бессмысленными. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведе­нию аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Организация защиты населения в условиях ЧС осуществляется по трем основ­ным направлениям: защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, эва­куационные мероприятия (рис. 2.6); все они подробно рассмотрены в разделе4.3.

Вопросы и задания

    Понятие опасностей и их признаки.

    Классификация опасностей.

    Источники возникновения опасностей.

    Этапы изучения опасностей.

    «Дерево опасностей» и методика его построения.

    Характеристика опасных и вредных факторов.

    Классификация вредных производственных факторов.

    Управление факторами среды.

    Принципы нормирования факторов среды.

    Понятие об экстремальных и чрезвычайных ситуациях, сходство и различие.

    Причины возникновения ЧС.

    Классификации ЧС.

    Виды ЧС мирного времени.

    Стадии изучения ЧС.

    Способы предупреждения ЧС.

    Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

    Постройте «дерево опасностей» для вашей квартиры (учреждения), взяв за исходную позицию опасность: пожара, обрушения здания, захвата террори­стами и т.д. (по усмотрению преподавателя).

    Проанализируйте опасные и вредные факторы, имеющиеся в вашем вузе (школе).

    Используя интернет-ресурсы, составьте анализ ЧС в вашем регионе за по­следние 10 лет. Проанализируйте их причины и последствия.

    Составьте план мероприятий по защите студентов вашего вуза от возможных ЧС в вашем регионе.

(Блок 2.1 №8). Предупреждение о возникновении ЧС, меры защиты, меры безопасности, наблюдение. Характеристика очагов поражения

Применительно к ООО «Орион» важное значение уделяется предупреждению о возникновении ЧС, мерах защиты, мерах безопасности и наблюдению, персонал предприятия проходит ежегодные обучающие курсы, так же на предприятии проводятся регулярные инструктажи рабочего персонала, предприятие оснащено оповестительными установками на случаи предупреждения о возникновении ЧС.

Важность. Одним из важнейших направлений на предприятии в области защиты персонала и территории предприятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (предотвращение и уменьшение их масштабов). Эти меры преимущественно проводятся в превентивном порядке. Издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с ней. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что затраты на проекты по предупреждению чрезвычайных ситуаций значительно ниже возможного ущерба от них.

Актуальность. Актуальность данной темы очень высока, так как издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с ней. Особую актуальность приобретает работа по созданию на предприятии ООО «Орион» механизма экономического регулирования предупреждения ЧС. Ныне идут работы по декларированию, лицензированию и страхованию опасных производств.

Общая характеристика, состав и структура рассматриваемого вопроса. Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным, а иногда и оперативным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий (превентивных мер), направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Превентивные меры защиты от чрезвычайных ситуаций - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности за заданный интервал времени) на определенной территории.

Превентивные меры защиты можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам (Рис. 5).

Рис. 5.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий.

Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:

Исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;

Снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:

Инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;

Предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;

Профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);

Борьбы с терроризмом и преступностью.

К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:

Инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;

Физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;

Обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);

Снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;

Обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;

Обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.

В комплексе мер по предупреждению ЧС важное место занимают усилия по снижению вероятности перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации. Среди них особое место отводится инженерной защите населения и территорий.

Важную роль в управлении техногенными рисками играют соответствующие системы безопасности. Обеспечение эффективного функционирования организационных и технологических систем безопасности, которыми должны оснащаться потенциально опасные объекты, является важным направлением деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Важной целевой составляющей предупреждения чрезвычайных ситуаций (наряду с их предотвращением) является смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, или в других терминах, снижение размеров возможных потерь и ущерба, уменьшение масштабов последствий.

Целью государственной политики по противодействию ЧС является обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. В связи с этим осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту населения, является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в области обеспечения природной и техногенной безопасности.

Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно. Именно они, в основном, обеспечивают при возникновении чрезвычайной ситуации смягчение ее последствий .

Рассмотрим характеристику очагов поражения, возникающих в результате аварий, катастроф, применения современных средств поражения.

Под очагом поражения принято понимать территорию, на которой под воздействием различных поражающих факторов произошли массовые поражения людей, животных, растений, разрушения зданий и сооружений.

Очагом химического поражения (ОХП) является территория, в пределах которой в результате воздействия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) произошли массовые поражения людей, животных и растений. В результате мгновенного (1-3 мин) перехода в атмосферу части вещества из емкости при ее разрушении образуется первичное облако. Вторичное облако АХОВ образуется в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности. В результате этих процессов образуется зона химического заражения.

Зона химического заражения (ЗXЗ) - территория, в пределах которой в приземном слое воздуха содержатся АХОВ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. В зависимости от количества вылившихся химически опасных веществ (объема разрушенной емкости) в зоне заражения может образоваться один или несколько очагов химического поражения. Весовое количество ядовитых веществ в единице объема воздуха называется концентрацией вещества, мг/м3.

Зона бактериологического заражения - это территория, акватория или воздушное пространство, в пределах которых распространились болезнетворные микроорганизмы в опасных для человека и животных количествах.

Очаг бактериологического (биологического) поражения - это территория, на которой происходит массовое поражение (заболевание) людей или животных. Он может образоваться как в зоне заражения, таки в результате распространения инфекционных заболеваний людьми вне зоны заражения.

Очаг бактериологического (биологического) поражения характеризуется видом примененных бактериальных средств, количеством пораженных людей животных, растений и продолжительностью сохранения поражающих свойств возбудителей болезней. Что касается границ очага бактериологического (биологического) поражения и зоны заражения, то они устанавливаются формированием медицинской службы и службы защиты животных и растений ГОЧС.

Очагом ядерного поражения считается территория, на которой под воздействием поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения местности и воздушного пространства, электромагнитного излучения) произошли массовые поражения людей, животных, растений, разрушение зданий и сооружений.

Световое излучение - это поток лучистой энергии в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра, распространяющейся со скоростью 300 000 км/с. Световое излучение вызывает ожоги различной степени тяжести, возгорание одежды, снаряжения, а также возгораемых элементов боевой техники и вооружения, зданий и сооружений, пожары в лесу, населенных пунктах и других объектах.

Проникающая радиация - поток гамма-излучения и поток нейтронов в окружающую среду из зоны ядерного взрыва, действующих от нескольких микросекунд (поток нейтронов) до 20-25 с (поток гамма-излучения).

Электромагнитное излучение. При ядерном взрыве испускается огромное количество мгновенных гамма-квантов и нейтронов. При взаимодействии гамма-квантов с атомами среды последним сообщается импульс энергии, происходит их ионизация. Основная доля энергии расходуется на сообщение поступательного движения электронам, выбитым из электронной оболочки атомов. Такие электроны называются первичными (быстрыми), движущимися в радиальном направлении от центра со скоростью света и образующими радиальные электрические токи и магнитные поля.

Радиоактивное заражение как поражающий фактор при ядерном взрыве или авариях на АЭС связано с выбросом активной массы и отличается масштабностью, продолжительностью воздействия по времени. В отличие от проникающей радиации радиоактивное заражение действует в течение продолжительного времени, зависящего от распада радиоизотопов. Наибольшую опасность для людей представляют вещества, имеющие период полураспада от нескольких суток до десятков лет.

Для предотвращения распространения инфекционных болезней, локализации и ликвидации зон и очагов распоряжением начальника ГОЧС области устанавливается карантин (полная изоляция) или обсервация. На внешних границах зоны карантина устанавливается охрана. Вход и выход (въезд, выезд) допускаются по специальным разрешениям. Объекты (предприятия), оказавшиеся в зоне карантина и продолжающие свою производственную деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований. В зоне карантина прекращается деятельность всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров. Под обсервацией понимают проведение в очаге поражения ряда изоляционно-ограничительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний. В зонах карантина и обсервации с самого начала их образования проводятся мероприятия по обеззараживанию.

Методы, используемые на предприятии. Локальные системы оповещения (ЛОС). Для оперативного оповещения рабочего персонала на предприятии об авариях на объектах, где особенно велика опасность крупномасштабных катастроф созданы локальные системы оповещения. Они позволяют своевременно информировать о надвигающейся опасности не только работников этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся вблизи них, а также персонал, попадающий в зоны возможного поражения. Границы таких зон определяются заранее по специальным методикам. Таким образом, все корпуса предприятия, объединяются в самостоятельную систему оповещения.

Анализ современного состояния. В том случае, когда речь идет об устойчивости функционирующего объекта ООО «Орион», его исследование проводится в два этапа.

На первом этапе анализируют устойчивость и уязвимость отдельных элементов объекта в условиях ЧС, а также оценивают вероятность выхода из строя или разрушения указанных элементов или всего объекта в целом. В частности, анализу подвергают: надежность установок и технологических комплексов; последствия имевших место в прошлом аварий отдельных систем производства; наиболее вероятные направления распространения ударной волны по территории объекта при взрывах сосудов, коммуникаций, ядерных зарядов и т.п.; распространение огня в случае возникновения пожаров различных видов; характер рассеивания веществ (прежде всего СДЯВ), высвобождающихся при ЧС; возможность вторичного образования токсичных, пожаро- и взрывоопасных смесей и т.п.

Второй этап включает разработку мероприятий по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после ЧС. Указанные мероприятия составляют основу плана-графика повышения устойчивости объекта. В плане указывают объем и стоимость планируемых работ, перечень основных материалов и их количество, машины и механизмы, рабочую силу, ответственных исполнителей, сроки выполнения, источники финансирования. Естественно, что все намеченные мероприятия должны быть выполнены своевременно и качественно.

Достижения и недостатки. На базе разработанной системы ROXTON 8000, которая в настоящее время внедряется на предприятии ООО «Орион» можно строить бюджетные эффективные решения:

Системы громкоговорящей связи.

Предложения по минимизации существующих недостатков (улучшение, повышение, снижение и т.д.).В рамках предложений по минимизации существующих недостатков на предприятии кирпичного завода ООО «Орион» была установлена системаоповещения ROXTON 8000 как решение вопроса о предупреждении возникновения возможного ЧС.

Полученные результаты. В результате проведенных тренировочных испытаний системы оповещения ROXTON 8000 на территории предприятия кирпичного завода ООО «Орион» был достигнут 100 процентный результат по обеспечению безопасности жизни персонала данного предприятия и оперативного решения возникшей ЧС.

Новизна полученных результатов (уровень новизны). В настоящее время на предприятии ООО «Орион» внедряется система оповещения ROXTON 8000 - широкая линейка блоков, выполненных на базе современных цифровых (микропроцессорных) технологий и комплектующих, функционирующих как самостоятельно, так и под управлением программного обеспечения. Каждый из блоков системы является полноценным законченным решением. На базе блоков системы ROXTON 8000 можно строить эффективные системы оповещения, решать практически любой круг задач связанных с оповещением людей о пожаре и чрезвычайных ситуациях.

На базе данной системы можно строить бюджетные эффективные решения:

Локальные малобюджетные системы оповещения (ЛСО)

Централизованные зональные системы оповещения

Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 3, 4 типов

Распределенные системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) с возможностью дистанционного контроля и управления 3, 4, 5 типов

Системы громкоговорящей связи

Значимость полученных результатов (уровень значимости). Значимость полученных результатов по проведенным тренировочным испытаниям системы оповещения ROXTON 8000 на территории предприятия кирпичного завода ООО «Орион» очень важна, так как был достигнут 100 процентный результат по обеспечению безопасности жизни персонала данного предприятия и оперативного решения возникшей ЧС.

Рекомендации и предложения по практическому применению (использованию) полученных результатов и дальнейшей разработки вопросов. Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии кирпичного завода ООО «Орион» способствует рациональное размещение объектов экономики. Они размещены таким образом, чтобы не попасть в зоны высокой природной и техногенной опасности. Так же они отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И. , Загор В.В. , Жукалов В.И. , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование. Бакалавриат Издатель: НОВОЕ ЗНАНИЕ , Производитель: НОВОЕ ЗНАНИЕ ,
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. Гриф МО Республики Беларусь , Суторьма Игорь Иванович , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория:

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

1) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

2) рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

3) предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

4) предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

5) разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

6) подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

8) лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

9) страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

10) проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

11) государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

12) информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

13) подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Можно выделить два основных этапа предупреждения ЧС:

1) осуществление заблаговременной защиты от ЧС;

2) непосредственной защиты от ЧС.

Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС.

Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера.

Оповещение населения о ЧС осуществляется в целях своевременного предупреждения об угрозе или возникновении стихийных бедствий и аварий на объектах, использующих в своей производственной деятельности радиоактивные, химические, взрыво- и пожароопасные вещества, для принятия необходимых мер защиты.

Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе или возникновении аварии на потенциально опасных объектах возлагается на руководителей этих объектов.

Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что означает передачу предупредительного сигнала «Внимание всем». Услышав этот сигнал, каждый должен включить радиотрансляционный громкоговоритель, радио- или телевизионный приёмник, чтобы прослушать экстренное сообщение, которое последует немедленно после включения системы оповещения ГО. На весь период ликвидации последствий ЧС все радиотрансляционные средства информации необходимо держать постоянно включенными. Местные трансляционные узлы населённых пунктов и объектов народного хозяйства переводят на круглосуточную работу.

Для оповещения населения об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, создаются локальные системы оповещения . Главное их преимущество заключается в оперативности. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно передаёт сигнал «Внимание всем» включением сирен объекта и близлежащего жилого массива. Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке.

Рекомендуются следующие меры безопасности при проведении массовых общественных мероприятий(митинг, демонстрация,спортивные и культурно-массовые мероприятия, в театре, кинотеатре, концертном зале при пожаре и панике).

При сборах на митинг или демонстрацию , необходимо выяснить, санкционирован ли он властями. Если митинг, демонстрация запрещены, то они превращаются в экстремальную ситуацию еще до их начала. Но даже если это санкционированный митинг, демонстрация, необходимо соблюдать следующие меры безопасности: оставить детей дома; не брать с собой колющие и режущие предметы, обойтись без галстука, шарфа, сумки, стеклянной посуды; без крайней необходимости не брать плакаты на шестах и палках – их могут использовать как оружие, и как оружие их могут квалифицировать работники охраны порядка; обойтись без фотоаппарата или камеры (если не корреспондент); следует взять с собой документы, удостоверяющие личность; застегнуть все пуговицы.

Необходимо:

– знать маршрут шествия, где находится милиция, где наиболее опасные участки (стеклянные витрины, барьеры, железные ограды, мосты и т.д.);

недовольство толпы, что означает летящие камни, бутылки, палки, возможны провокации, не менее опасны ответные действия милиции;

– не приближаться к агрессивно настроенным группам людей, не спорить с ними и не бросать реплики; помнить, что центр митинга более опасен;

– при движении на демонстрации в плотной толпе не напирать на впереди идущих людей, соблюдать дистанцию;

– стараться избегать заторов, а главное – тех мест, где продвижение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины или столики;

– не кричать и не убегать, не делать резких движений;

– если милиция начала мероприятия по рассеиванию толпы, не сопротивляться милиции, всем видом показывать нейтралитет, выбираться из толпы любой ценой, если толпа увлекает, не противиться, оберегать грудь, руки согнуть в локтях;

– при применении милицией слезоточивых газов рот и нос защитить платком, смоченным в любой жидкости; помнить, что при панике и бегстве наиболее безопасные места – на флангах;

– если вы оказались в центре бегущей толпы, главная задача – не упасть, случайно утерянный зонтик или другую вещь не поднимать, упав в толпе, свернуться в клубок и защищать голову, не думая о своей одежде или сумке, попытаться упереться руками и одной ногой в землю и резко встать.

При пожаре и панике в театре, кинотеатре, концертном зале:

– если принято решение убегать, необходимо постараться быть первым, пока свободны проходы;

– если не успели попасть в первые ряды и явной опасности нет, то необходимо переждть, пока схлынет поток людей; если решено прорываться к выходу, необходимо снять очки, избавиться от сережек и громоздкой одежды, снять с шеи галстук, шарф, цепочку, бусы.

При посещении спортивных и культурно-массовых мероприятий , обычно проводимых на стадионах, в парках, следует избегать контакта с группами пьяных людей, необходимо избегать потасовки.

3.6 Обеспечение безопасности объектов экономики
и природной среды

В настоящее время перед человечеством стоят две основные задачи:

– обеспечить устойчивое развитие экономики;

– ликвидировать экологический кризис, углубление которого грозит гибели человеческой цивилизации.

К тому же эксплуатация некоторых ресурсов достигла предела, когда выгода от выпускаемой продукции оборачивается потерями для здоровья человека и для других видов хозяйственной деятельности.

Перед человечеством стоит проблема выбора путей дальнейшего экономического развития. Ими могут быть:

– улучшение социального положения людей за счет дальнейшей эксплуатации природной среды, не учитывая ограниченности природных ресурсов планеты и экономического положения будущих поколений;

– сокращение производства товаров, использование только экологически чистых производств;

– компромиссный путь, учитывающий экологические ограничения, налагаемые конечностью ресурсов планеты.

Первый путь – это авантюра. Второй путь маловероятен, так как человечество не пойдет на резкое ухудшение своего социального положения.

Третий путь предполагает сохранение природной среды, продолжение экономического развития при минимальном использовании невозобновляемых природных ресурсов и поиск путей на переход к использованию неисчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов. В общем случае дальнейшее развитие экономики должно базироваться на соблюдении равновесия между потребностями человека и возможностями природной среды. Таким образом, на первый план выходит задача обеспечения экологической безопасности.

В Республике Беларусь разработана концепция устойчивого экономического развития. Ее реализация – важнейшая задача государственных структур и всего общества.

При этом руководители органов государственного управления, предприниматели и население должны учитывать следующие факты и рекомендации:

– ресурсы ограничены и не должны растрачиваться впустую (принцип предела). Считается, что мировых запасов нефти хватит на 30–50 лет, природного газа (метана) хватит только на 50–60 лет, угля хватит на 300 лет, горючих сланцев и торфа пока достаточно, но их использование наносит экологический вред;

– чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, выработку ресурсов и их использование, необходимо отдавать отходы на вторичную переработку и вторично использовать ресурсы (принцип вторичной переработки и использования ресурсов);

– необходимо делать акцент на использование вечных и возобновляемых ресурсов, вырабатывать последние не быстрее, чем они восстановятся в результате естественных процессов (принцип устойчивой выработки);

– необходимо добывать ресурсы из разнообразных источников (принцип разнообразия);

– нельзя использовать электричество для обогрева воды или помещения;

– цена любого товара должна включать в себя стоимость последствий загрязнения и деградации окружающей среды, а также вредных последствий для общества (принцип стоимости экологического ущерба);

– необходимо добиваться максимальной эффективности производства товаров при минимальных затратах ресурсов (принцип увеличения эффективности и продуктивности);

– не растрачивать ресурсы на производство вредной продукции (принцип расточительного производства);

– даже незначительные ошибки в экономической политике могут привести к катастрофическим последствиям для экономики и окружающей среды (принцип расплаты);

– нельзя субсидировать и освобождать от налогов производство вредных товаров;

– необходимо поощрять производителей, которые стремятся к уменьшению расхода ресурсов, загрязнения и деградации окружающей среды (принцип экономической и экологической мудрости);

– не может быть здоровой экономики в нездоровой природной среде (принцип взаимосвязи экономики с природой);

– гораздо дешевле и эффективнее предугадать и предотвратить проблемы, чем в последствии заниматься их устранением (принцип предотвращения) и др.

Таким образом, концепция устойчивого развития базируется на необходимости экологизации экономики, то есть путем совместного решения проблем экономики и охраны окружающей среды.

При разработке и совершенствовании концепции устойчивого развития должны учитываться взаимосвязи и взаимозависимости между экономикой, природными ресурсами биосферы с одновременным воздействием на них чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации могут воздействовать на экономику как в масштабе страны, так и на уровне регионов, отдельных субъектов хозяйствования. Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику проявляется в изменениях основных показателей экономических категорий.

3.7 Промышленная безопасность как элемент
системы национальной безопасности

Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.

Промышленная безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности.

Усложнение технологий, широкое использование разнообразных химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить более катастрофический характер, оказывая пагубное влияние на здоровье людей и окружающую среду. Из этого вытекает необходимость принятия мер по обеспечению промышленной безопасности, и главная направленность этой деятельности – снижение риска возможных аварий, прежде всего, на опасных производственных объектах до социально приемлемого риска при нормальных (штатных) условиях их эксплуатации с постепенным внедрением новых безопасных технологий. Одновременно ставится задача обеспечить устойчивость функционирования объектов и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Угроз промышленной безопасности достаточно. Это и износ основных фондов, иногда низкая производственная и технологическая дисциплина, нарушение требований норм и правил промышленной, пожарной безопасности, не исключается и терроризм. В условиях большого количества объектов хозяйствования, имеющих опасные производства, возникает проблема управления промышленной безопасностью.

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы и легковоспламеняющиеся жидкости, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20˚ с Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

е) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115˚ С;

3) используются стационарно установленныегрузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В общем случае под объектами хозяйствования понимают: предприятия промышленности, транспорта, колхозы, совхозы, другие субъекты хозяйствования, решающие задачи экономики и социальной сферы.

Нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в республике осуществляет МЧС. Оно также координирует деятельность республиканских органов государственного управления, которым предоставлено право осуществлять отдельные контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.

Республиканские органы государственного управления организуют работу в области промышленной безопасности в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За промышленную безопасностьнесут ответственность и руководители административно-территориальных единиц, так как они заинтересованы в предупреждении всех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на их территории. Поэтому участвуют в управлении. Основным документом, который характеризует полноту и качество управления промышленной безопасностью на территории, является паспорт безопасности территории.

Все органы государственного управления в процессе своей работы должны добиваться выполнения требований к промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от источников чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

В основную деятельность по управлению промышленной безопасностью входят:

– контроль выполнения требований безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта;

– контроль соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

контроль выполнения требований промышленной безопасности при проведении научных исследований, внедрении изобретений;

– лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

– сертификация технических устройств, применяемых в опасном производстве;

– организация государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности.

Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования путем выдачи специальных разрешений (лицензий) становится определяющей формой государственного регулирования в области обеспечения безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов, а также охраны окружающей среды и рационального использования недр.

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель дополнительно представляет в республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности (Проматомнадзор): акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности и декларацию промышленной безопасности.

Подлежащие лицензированию виды деятельности на опасных производственных объектах и порядок выдачи лицензий на такие виды деятельности определяются органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности подлежат технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Порядок сертификации продукции, требования к ней изложены в стандартах ТКП 5.1.05, а также в Законах Республики Беларусь.

Государственный надзор и контроль в области промышленной безопасности организуется в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Его осуществляют республиканский орган в области промышленной безопасности (Проматомнадзор) и иные органы.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике проводится в целях обеспечения промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, противоаварийной устойчивости производств и объектов.

Государственный технический надзор устанавливается за:

– производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также производствами с вредными веществами;

ядерными объектами и установками;

– оборудованием и системами газоснабжения, нефтепроводами;

– металлургическими производствами и горными работами;

– охраной недр и их рациональным использованием;

– перевозкой опасных грузов всеми видами транспорта;

– промышленными взрывчатыми веществами и пиротехническими изделиями и др.

В целях определения состояния опасного производственного объекта проводится экспертиза промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

–проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в проектную документацию;

– технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

– здания и сооружения на опасном производственном объекте;

– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности и (или) организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Срок проведения экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с проведением других экспертиз в установленном порядке.

Декларирование безопасности промышленного объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства.

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, а также гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии.

Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:

– сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

– основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

– анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

– характеристику систем контроля безопасности промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

– сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

– характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

– характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация разрабатывается самостоятельно предприятиями, учреждениями и организациями, подлежащими декларированию, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов или на основании договора с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств.

Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Под устойчивостью работы объекта понимают его способность выполнять заданные функции не только в нормальных (штатных), но и в чрезвычайных ситуациях, предупреждать возникновение аварий и катастроф на объекте. В широком плане, объекты производственной сферы должны выпускать продукцию в необходимом объеме, номенклатуре, заданного качества и стоимости, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке. Устойчивая работа объекта невозможна без учета устойчивости самого объекта.

Под устойчивостью объекта понимают способность его инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, инженерных, энергетических, транспортных и других коммуникаций) противостоять разрушительному действию поражающих факторов источников ЧС

3.8 Безопасность объектов энергетики, транспорта,

Как правило, при всех стихийных бедствиях страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, которые приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения ломает весь установившийся ритм жизнедеятельности. Повышение устойчивости электроснабжения возможно путём замены воздушных линий на кабельные подземные или созданием двух независимых энергоисточников.

В народном хозяйстве используются различные виды транспорта , без которых устойчивое развитие экономики и социальной сферы невозможны. В Республике Беларусь широко применяются все виды транспорта, но особенно автомобильный и железнодорожный. Работе железнодорожного транспорта больше мешают чрезвычайные ситуации техногенного, реже природного характера. В свою очередь, железнодорожный транспорт является источником некоторых чрезвычайных ситуаций техногенного характера и экологического неблагополучия.

В процессе эксплуатации автомобильного транспорта возникает значительное число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источниками которых являются аварии и катастрофы на транспорте. Во время аварий и автомобильных катастроф гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.

Для устойчивого развития автотранспорта, уменьшения социального и экономического ущерба принимаются меры организационного и технического характера : строятся дороги, дорожные развязки, широко используются технические решения по безопасности использования транспорта, принимаются меры по безопасному использованию транспорта в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Автотранспорт – основной источник экологических загрязнений.Каждый автомобиль выбрасывает более 40 вредных веществ, является основным источником шума в городах. При сгорании 1 кг бензина выделяется примерно 300-310г токсичных компонентов. Для сравнения: при сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется 80-200 токсичных компонентов.

Основными направлениями уменьшения вредных выбросов являются:

создание «экологичных» конструкций автомобилей;

– обезвреживание отработанных газов;

– применение улучшенных и альтернативных видов топлива;

– совершенствование дорожного движения;

– оптимизация управления автомобилем;

– совершенствование технической эксплуатации автомобилей;

– применение компьютерной техники в автомобиле.

В основу создания «экологичных» конструкций автомобилей положены идеи минимального расхода топлива, повышения коэффициента полезного действия двигателя, уменьшения аэродинамического сопротивления автомобиля, обезвреживание отработанных газов.

Обезвреживание отработанных газов производится в основном с помощью специальных нейтрализаторов.

Применяются улучшенные и альтернативные виды топлива (природный газ, сжиженный газ, водород и др.)и двигатели (электрические двигатели,двигатели внешнего сгорания – двигатели Стирлинга,инерционные двигатели).

Важнейшим направлением безаварийного использования транспорта и обеспечения его экологичности является совершенствование дорожного движения . Дорожная сеть должна дублироваться в местах наибольших потоков.

Экологическую безопасность сельскохозяйственного производства можно обеспечить путем проведения следующих мероприятий:

отказ или ограничение масштабов осушения болот с целью остановить понижение уровня грунтовых вод и сохранения малых рек;

– ужесточение контроля за степенью загрязнения почв и водоемов тяжелыми металлами;

– ужесточение мер по соблюдению норм применения пестицидов и замену пестицидов на биологические способы борьбы с болезнями и вредителями растений, применять агротехнические методы защиты растений;

– уменьшение эрозии почв за счет чередования полос сельскохозяйственных культур вдоль склонов, за счет контурной пахоты, фитомелиорации, земельной мелиорации, плоскорезной обработки почвы, посадки леса в поймах и вдоль русел рек, использовать гидротехнические

способы защиты почв от эрозии (ступенчатые террасы на крутых склонах, валы, канавы-распылители, водоулавливающие земляные валы, рекультивация земель);

– строительство и обваловка навозохранилищ, моек автотракторной и другой техники, ликвидация в водоохранных зонах складов ядохимикатов;

– восстанавление гумуса за счет постоянного введения в почву органических удобрений;

– решение вопроса утилизации лигнина (технологического отхода гидролизных заводов) путем его использования для приготовления удобрений;

– проведение комплекса мероприятий по уменьшению степени загрязнения грунтовых и поверхностных вод;

– строгое соблюдение правил утилизации стоков на животноводческих фермах с дальнейшим использованием их как удобрений;

– соблюдение правил применения химических веществ в животноводстве;

– проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности животноводческих комплексов и др.

Противостоять бурям, ураганам, наводнениям и некоторым другим стихийным бедствиям необходимо путем строительства надежных укрытий для сельскохозяйственных животных, организацией эвакуационных мероприятий (при необходимости). Устойчивому развитию способствует хорошо организованная ветеринарная служба и участие научных учреждений в решении задач сельскохозяйственного производства.

Приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:
  • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
  • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам , уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности , одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:
  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ