Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Общие сведения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

Самозащита работниками трудовых прав

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Работник может также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.


Современное агропромышленное производство характеризуется большой долей мобильных процессов, рассредоточенностью рабочих мест в земледелии, частой сменой видов работ и средств труда. Нарушение требований безопасности в таких условиях создает опасные ситуации, приводящие к несчастным случаям.

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Возникновение тех или иных опасных производственных факторов зависит от характера технологического процесса, конструкции оборудования, уровня организации труда и т.д.

По характеру проявления опасные производственные факторы можно подразделить на явные и скрытые . Явная опасность характеризуется наличием явных внешних признаков: например, движущаяся часть машины, пламя, поднятый и находящийся на весу груз. Скрытая опасность связана с наличием в машинах, механизмах, приспособлениях, инструменте открытых дефектов или недостатков, реализующихся при определенных условиях в опасные и аварийные ситуации. Скрытую опасность создают также загроможденность и захламленность рабочей зоны, использование инструмента и приспособлений не по назначению, оборванные электрические провода, ошибочные и неправильные действия персонала и т.д.

Профилактика производственного травматизма достигается различными путями, наиболее важные из которых – создание безопасной техники на стадии проектирования и разработка организационных и технических мероприятий при ее эксплуатации.

Травмирование работающего может произойти не только при непосредственном соприкосновении с источником опасности, но и на некотором расстоянии от него, при недопустимом сближении. Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникает производственный фактор, опасный для жизни и здоровья человека, называется опасной зоной .



Опасная зона может появиться вокруг движущихся, вращающихся элементов, вблизи грузов, перемещаемых подъемно-транспортными машинами (рисунок 3.1). Наличие опасной зоны может быть связано с опасностью поражения электрическим током, с возможностью травмирования отлетающими частицами обрабатываемой детали из захватных приспособлений. Размеры опасных зон могут быть постоянными (рисунок 3.1 а) и переменными в пространстве (рисунок 3.1 б). Возможность травмирования в постоянных опасных зонах зависит от скорости вращения (движения) рабочего органа, его геометрических размеров, времени обрабатывания защитных устройств, а в переменных – размеров, скорости и направления движения объекта, его максимальных смещений, допускаемых связях и времени срабатывания тормозных устройств. При выборе средств защиты наиболее важным моментом является установление размеров (границ) опасной зоны.

Рисунок 3.1 – Опасные зоны в: 1 – шестеренчатой передаче; 2 – ременной передаче (цепной); 3 – карданной передаче; 4 – вращающихся вальцах; 5 – наждачном станке; 6 – дисковой пиле; 7 – тракторе со стогометателем; 8 – грузоподъемном механизме; 9 – режущем аппарате; а) опасные зоны постоянные в пространстве; б) – опасные зоны переменные в пространстве

Например, расстояние возможного отлета груза при обрыве одной из строп определяется по следующей формуле (рисунок 3.2):

где h – высота подъема груза, м; с – длина ветви стропы, м; а – расстояние от центра тяжести груза до его края, м; j – угол между стропами и вертикалью, град.

Рисунок 3.2 – Схема определения границ опасной зоны при обрыве груза

Для стреловых кранов размер опасной зоны зависит от вылета стрелы.

При размещении строительных машин на СГП определяются и обозначаются зоны, в пределах которых возможно появление или действие опасных производственных факторов. Размеры опасных зон определяются на основании требований, изложенных в СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве», и должны быть ограждены и обозначены знаками безопасности и надписями установленной формы.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов , связанных с работой кранов (опасные зоны работы машин), относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Радиус границы этой зоны определяется как:

где R p - максимальный рабочий вылет стрелы для башенных кранов

и для стреловых, оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; или длина стрелы для стреловых кранов, необорудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; В тах - максимальный размер поднимаемого груза; Р - величина отлёта грузов при падении, устанавливаемая в соответствии с табл. 2.4 (СП 49.13330.2012 «Безопасность труда в строительстве»).

К зонам потенциально действующих опасных производственных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и этажи (ярусы) здания и сооружения в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования (монтажная зона). Она ограждается сигнальными огражденьями, удовлетворяющими ГОСТ 23407-78. В этой зоне можно размещается только монтажные механизмы, включая место, ограниченное ограждением подкрановых путей. Складировать материалы здесь нельзя. Границы этой зоны наносятся на СГП. Для прохода людей в здания назначаются определенные места, обозначенные на СГП и оборудованные навесами с вылетом не менее 2 м под углом 70...75° к стене.

Рабочая зона крана , или зона, обслуживаемая краном, - площадь, в любую точку которой может опуститься крюк крана. Граница этой зоны определяется как огибающая траекторий движения крюка крана при максимальном рабочем вылете стрелы. Граница этой зоны (для справок) наносится на СГП.

Минимальное расстояние отлета груза (предмета) принимается согласно табл. 2.4.

Таблица 2.4

Минимальные расстояния отлета груза при его падении, м

Высота возможного падения, м

При перемещении груза краном

При падении предметов со здания

Опасная зона монтажа конструкций указывается на объектном СГП при вертикальной привязке крана, когда приближение различных частей крана к элементам монтируемого объекта является минимально допустим. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемным краном, а также вблизи строящегося здания, определяются горизонтальной проекцией на землю траектории наибольшего наружного габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета), увеличенной на расчетное расстояние отлета груза (предмета).

Так, например, граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом R p на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.


Рис. 2.5.

Где 1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 4 - граница зоны обслуживания краном; 5 - башенный кран; 6 - санитарно-бытовые помещения.

При строительстве объектов с применением кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного нахождения людей на территории строительной площадки, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:

  • - оснащение стреловых кранов для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы системами координатной защиты;
  • - устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора;
  • - ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной, при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • - установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания защитных экранов, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном.

Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов. В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту здания (стене) защитный экран должен быть запроектирован с учетом динамических нагрузок от перемещаемых грузов кранами.

Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • - установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;
  • - принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;
  • - на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;
  • - закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
  • - максимальную высоту перемещения грузов принимать ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м;
  • - вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек;
  • - при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;
  • - при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;
  • - монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов, производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.

Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий, предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.

Вопрос № 3. Опасные узлы и зоны машин и механизмов. Субъективные и объективные средства защиты (ограждения, блокировки, предохранительные устройства и т. д.). Схемы и эскизы устройств

освещение производственный взрыв давление

Ответ: В соответствии со статьей 215 Трудового кодекса РФ все машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.

Надзор за изготовлением, установкой и безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности: паровых котлов, цистерн и сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов, трубопроводов для пара и горячей воды, сооружений и устройств для подъема грузов и людей (лифты, эскалаторы), а также большинства видов грузоподъемных кранов осуществляется соответствующей инспекцией в сфере промышленной безопасности - инспекцией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее: инспекция).

Опасной зоной называется пространство, в котором возможно возникновение опасного или вредного производственного фактора.

К опасным относятся зоны, расположенные рядом с не огражденными перепадами по высоте, неизолированными токоведущими частями электрооборудования, перемещающимися орудиями лова, машинами, их частями и работающими органами. Опасными зонами считаются также места, в которых производятся или хранятся вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых, вредные излучения и места, над которыми перемещаются грузы, в которых шум превосходит предельно допустимые нормы. Опасные зоны возникают также при разрушении тех или иных конструкций. Опасные и вредные производственные факторы могут присутствовать постоянно, возникать периодически или появляться внезапно в результате разрушения оборудования или иных аварий. Поэтому опасные зоны по характеру действия указанных факторов могут быть как стационарными (постоянными), так и не стационарными.

Нестационарные опасные зоны обычно возникают под действием множества изменяющихся опасных факторов, предвидеть которые не всегда удается. Установить их действие возможно только при тщательном изучении обстоятельств, при которых эта зона образовалась. Для определения пространственной протяженности опасные зоны предварительно определяются ее габаритные размеры на основе монографического и топографического анализа опасных и травматических ситуаций. Степень опасности и ее показатель даже в пределах одной зоны не являются величиной постоянной во времени, так как внешние факторы периодически меняются. В зависимости от качества внешних факторов и частоты их степени. На судне в силу специфики производственного процесса значительная его часть осуществляется непосредственно в опасной зоне. Как показывает анализ промысловых расписаний 54 % рабочих мест матросов-добытчиков расположено в опасных зонах, где выполняются производственные задания.

Вся промысловая палуба во время движения сетного полотна представляет собой опасную зону, так как работающие находятся в контакте с перемещающимися орудиями лова при значительной скорости их движения. Движение может быть обусловлено самой организацией технологического процесса, но может быть и не преднамеренным, случайным, возникающим под влиянием крена судна и отсутствия креплений.

Для повышения уровня безопасности при передвижении матрос по технологическим маршрутам необходимо совершенствовать промысловое расписание, направляя усилие на исключение технологических маршрутов и рабочих мест из опасной зоны, в том числе и натянутых канатов, около перемещающихся элементов промыслового вооружения, на заливаемых участках палубы. Одним из перспективных путей повышения уровня безопасности труда в этих условиях является повышение непрерывности промысловых операций, внедрение различного рода автоматов и роботов, удлинение промысловой палубы, проводка канатов таким образом, чтобы при их обрыве была максимально уменьшена вероятность травмирования обслуживающего персонала, сокращение площади опасной зоны.

Для профилактики несчастных случаев в опасных зонах целесообразна реализация ниже следующих мероприятий:

I. Устройство предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности на производственном оборудовании.

  • а) ограждение опасных зон - движущихся частей машин и механизмов, зон выделения отлетающих частиц отработанного материала, токоведущих частей электрооборудования, зон высоких температур, вредных излучений, зон, опасных в отношении взрыва, люков и других приемов, работающих площадок, расположенных на высоте,
  • б) предохранительные устройства: от механических перегрузок - фрикционные и пружинные муфты, шпильки, штифты и др., - от превышения давления (предохранительные и редукционные клапаны, регуляторы давления и др.), от температурных перенапряжений (автоматические приборы, регулирующие температуру), от перемещения движущихся частей за установленные пределы (ограничители хода, автоматические выключатели подъема и т.д.), от воспламенения и взрыва различных веществ (гидравлические затворы), от перенапряжения электрического тока.

II. Усовершенствование в соответствии с правилами электробезопасности различных приспособлений для автоматического защитного отключения трансформаторных установок, камер, подстанций, линий эл. передач, систем.

III. Установка пусковых приборов и устройство приспособлений с необходимыми блокировками и сигнализацией автоматического или дистанционного управления различными двигателями, агрегатами, машинами для быстрейшей их остановки в целях обеспечения безопасности работающих.

YI. Установка приборов контроля статического электричества, измерение сопротивления изоляции, контроля взрывоопасной и газо-насыщенной среды.

Y. Устройство и усовершенствование средств сигнализации в целях совершенствования безопасности работающих на машинах и механизмах внутризаводского транспорта, на путях движения транспортных средств, на грузоподъемных устройствах, на агрегатах и оборудовании при достижении предельно-допустимых параметров в процессе производства, в холодильных камерах, в трюмах и т.д., для быстрой связи между людьми, пребывающими в разобщенных помещениях и отсеках.

YI. Установка средств телевизионного и радиоуправления технологическим процессами, подъемными и транспортными устройствами, если это вызывается требованиями безопасности.

YII. Приведение в соответствие с требованиями правил безопасности паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных помещений в том числе окраска и маркировка в сигнально предупреждающие и опознавательные цвета.

Оградительные и предохранительные устройства:

В целях безопасности обслуживающего персонала движущиеся части оборудования, открытые проемы и отверстия в оборудовании, через некоторые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, газы, пыль, лучистая теплота и др. должны быть надежно ограждены.

Эти ограждения по возможности следует изготавливать конструктивно встроенными в оборудование и они не должны препятствовать нормальной его эксплуатации.

Открывающееся или съемное ограждение особо опасных мест рекомендуется блокировать с пусковым устройством механизмов и машин, а для фиксации в открытом или закрытом положении - специальными автоматическими устройствами.

Для ограждения опасных мест, возникающих на судне в процессе промысловых работ, должны быть предусмотрены съемные леера. Нормами и правилами техники безопасности предусмотрены ограждения рабочих органов оборудования и зон их действия, доступ в которые может привести к травмированию.

Для исключения самопроизвольного перемещения органов управления оборудования должны иметься устройства, фиксирующие рукоятки, маховики, штурвалы в рабочем положении. Для экстренной остановки при несчастном случае или аварийной ситуации механизмы должны быть снабжены дублирующим выключателем.

Режущие инструменты снабженные механическим приводом обязательно оснащаются прочными конструктивными ограждениями (укрытиями), способными выдержать удары при разрушении режущего инструмента. Эти ограждения должны препятствовать проникновению к режущему инструменту или доступу рук в зону их действия, а также быть сблокированы с пусковыми - остановочными устройствами машины и станков.

У машин, встраиваемых в специализированные автоматические линии, а также у крупного оборудования при наличии двух и более рабочих мест предусматривается звуковая и световая сигнализация, предупреждающая о пуске оборудования; и аварийные кнопки «СТОП» на каждом рабочем месте.

Звуковая и световая сигнализации применяются при выполнении технологических процессов на случай достижения предельных значений времени, температуры, давления, уровня жидкости или сыпучих материалов. Предусматриваются предохранительные устройства и блокировки, срабатывающие при выходе параметра за пределы допустимых значений и автоматически устраняющих возникшую опасность.

Оборудование, в процессе работы которого возможно выделение газов, паров, аэрозолей, пыли и других вредных веществ, должны быть снабжены местными отсасывающими вентиляционными устройствами, являющиеся конструктивной частью машины, иметь герметический корпус. При этом вентиляционные и аспирационные системы необходимо блокировать с пусковыми устройствами технологического оборудования.

В целях безопасности все ножевые диски филеровочных машин должны иметь радиальные ограждения с блокировками, исключающих вращение ножей без оградительных устройств.

В моечных машинах барабаны должны закрепляться легкими кожухами для предотвращения разбрызгивания. Машины для мойки банок оборудуются ограждениями, исключающими возможность ожогов обслуживающего персонала.

Блонширователи должны иметь надежную изоляцию. Наружной поверхности, мест входа и выхода пара. На них должны быть установлены термометры и предохранительные клапаны. Дверцы сушильных камер должны плотно закрываться предохранительными затворами. Паровые котлы должны быть оборудованы запорными вентилями для отключения пара, подаваемого на котел, клапаном для спуска конденсата, манометром и предохранительным подрывным клапаном.

При работе закаточных машин особую опасность представляют подающие звездочки. Основными причинами травм являются захваты одежды движущимися частями и затягивание рук под звездочку или прижатие кисти рук к закаточному патрону. Поэтому при работе на закаточных машинах опасно направлять руками банки, неправильно установленные на патроне, снимать на ходу смятую или заклинившую банку, направлять банку на конвейере вблизи узла закатки, брать руками банки после первой операции.

Закаточные машины должны иметь блокировку, обеспечивающую остановку машины в случае смятия банок.

При работе на закаточных машинах с индивидуальным приводом чаще всего наблюдаются порезы рук деформированными крышками. Поэтому необходимо работать в защищенных перчатках.

Высокие температуры и давление пара и воды в автоклаве при неправильной эксплуатации могут явиться причиной травмирования обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасной работы автоклавы должны быть снабжены контрольно-измерительными приборами, предохранительной, редуцирующей и запорной арматурой, в том числе приспособлениями для отключения автоклава от трубопровода, подводящего пар и воду, приспособлениями для выпуска из автоклава пара и воды, а также блокирующими устройствами, исключающими возможность пуска пара при не полностью закрытой крышке или наличии в автоклаве давления выше атмосферного.

Основными видами травматизма машинистов рыбомучной установки являются захваты рук шнеками, зубьями дробилок, размельчителей, отравление ядовитыми веществами, ожог различных участков тела горячей водой: паром, нагретыми поверхностями. Для безопасной эксплуатации указанного оборудования необходимо четкое соблюдение действующих инструкций по ТЭ и ТБ.

К переносным сигналам относятся:

  • 1) щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной стороны красного, а с другой - белого цвета;
  • 2) квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета);
  • 3) фонари на шестах с красным огнем и красные флаги на шестах (рис. 2).

Рисунок 2 - Варианты установок переносных сигналов

Переносными сигналами предъявляются требования:

  • 1) прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью - стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 3а);
  • 2) квадратный щит желтого цвета днем и ночью (рис. 3б) при расположении опасного места:

на перегоне - разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью;

на главном железнодорожном пути железнодорожной станции - разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью;

на остальных станционных железнодорожных путях - разрешается проследование сигнала со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его - на железнодорожных путях общего пользования со скоростью не более 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования - со скоростью не более 15 км/ч.

Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью (рис. 3в) на перегоне и на главном железнодорожном пути железнодорожной станции указывает на то, что машинист поезда имеет право повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом.

Рисунок 3 - Варианты переносных сигналов

Всякое препятствие для движения поездов на перегоне должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.

Места производства работ на перегоне, требующие остановки поездов, ограждаются так же, как и препятствия.

Препятствия на перегоне ограждаются с обеих сторон на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях не общего пользования - 15 м от границ ограждаемого участка переносными красными сигналами. На железнодорожных путях общего пользования от этих сигналов на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне, укладывается по три петарды и на расстоянии 200 м от первой, ближней к месту работ петарды, в направлении от места работ, а на железнодорожных путях не общего пользования на расстоянии «Т» устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости.

На железнодорожных путях не общего пользования при движении вагонами вперед расстояние установки переносных сигналов увеличивается на длину поезда, обращающегося на конкретном участке.

Схемы ограждения препятствий и мест производства работ на железнодорожных путях общего пользования на однопутном участке приведены на рис. 4, на одном из железнодорожных путей двухпутного участка - на рис. 5, на обоих железнодорожных путях двухпутного участка - на рис. 6, а на железнодорожных путях не общего пользования - соответственно на рис. 7-9.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

На железнодорожных путях общего пользования переносные сигналы уменьшения скорости и петарды должны находиться под охраной сигналистов, стоящих с ручными красными сигналами в 20 м от первой петарды, а на железнодорожных путях не общего пользования - от сигналов уменьшения скорости в сторону места работ (места препятствия). Переносные красные сигналы должны находиться под наблюдением руководителя работ.

При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) места работ ограждаются в порядке, указанном на рис. 10. На железнодорожных путях общего пользования переносные красные сигналы, установленные на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от границ участка, требующего ограждения, должны находиться под охраной стоящих около них сигналистов с ручными красными сигналами.

Рисунок 10.

Если место препятствия или производства работ на перегоне находится вблизи железнодорожной станции и оградить это место в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано в настоящем пункте, а со стороны железнодорожной станции переносной красный сигнал устанавливается на оси железнодорожного пути против входного светофора (или сигнального знака «Граница станции»). При этом на железнодорожных путях общего пользования с укладкой трех петард, охраняемых сигналистом (рис. 11), а для железнодорожных путей не общего пользования без укладки петард (рис. 12). Если место препятствия или производства работ расположено на расстоянии менее 60 м от входного светофора (или сигнального знака «Граница станции»), то петарды со стороны железнодорожной станции не укладываются, а на железнодорожных путях не общего пользования не устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости. Схема ограждения препятствия перед входным светофором на железнодорожных путях общего пользования приведена на рис. 86, а на железнодорожных путях не общего пользования - на рис. 12.

На железнодорожных путях необщего пользования место препятствия для производства работ на перегонах, требующее следования поездов с уменьшенной скоростью, ограждается на расстоянии «Т» от границ ограждаемого участка переносными сигналами уменьшения скорости.

Схема установки сигнала уменьшения скорости на однопутном перегоне приведена на рис. 13, на одном из железнодорожных путей двухпутного перегона - на рис. 14, на обоих железнодорожных путях двухпутного перегона - на рис. 15.

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист обязан подать один длинный свисток локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава, а при подходе к сигналисту с ручным красным сигналом подать сигнал остановки и принять меры к немедленной остановке поезда, чтобы остановиться, не проезжая переносного красного сигнала.

Сигналисты для отличия от других работников железнодорожного транспорта должны носить головной убор с верхом желтого цвета.

Места препятствий для движения поездов и места производства работ на многопутных перегонах ограждаются в соответствии с порядком, установленным владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей не общего пользования.

При внезапном возникновении препятствия на перегоне и отсутствии необходимых переносных сигналов следует немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (рис. 16): днем - красный флаг, ночью - фонарь с красным огнем и с обеих сторон на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне уложить по три петарды, а на железнодорожных путях не общего пользования установить сигнал остановки со стороны ожидаемого поезда - на расстоянии «Т».

Рисунок 16

Петарды должны охраняться работниками подразделений владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, которые обязаны стоять с ручными красными сигналами на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места препятствия.

Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке - со стороны кривой или выемки.

Детальный порядок действий работников при ограждении внезапно возникших препятствий определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Места, через которые поезда могут проходить только с проводником (со скоростью менее 15 км/ч), а также сплетения железнодорожных путей на двухпутных участках в одном уровне ограждаются как место препятствия для движения, но без укладки петард. Об установке этих сигналов на поезда выдаются письменные предупреждения.

При необходимости пропустить с проводником поезд, на который не выдано предупреждение, укладка петард обязательна.

Если пропуск поездов с проводником устанавливается на продолжительное время, то переносные красные сигналы допускается заменять светофорами прикрытия, оставляемыми в закрытом положении, с установкой впереди них предупредительных светофоров (рис. 17).

Рисунок 17

Места установки светофоров прикрытия определяются владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

При открытии с обеих сторон ограждаемого места путевых постов движение поездов между этими постами производится по одному из применяемых средств сигнализации и связи без проводника. В отдельных случаях при этом для наблюдения за следованием поезда по огражденному месту с установленной скоростью может назначаться и проводник.

Петарды во всех случаях укладываются в количестве трех штук: две на правом рельсе железнодорожного пути по ходу поезда и одна на левом (см. рис. 16). Расстояние между петардами должно быть по 20 м.

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» устанавливаются на железнодорожных путях общего пользования по схемам, указанным на рис. 70, 71, 72, а на железнодорожных путях необщего пользования.

Если место, требующее уменьшения скорости на перегоне, расположено вблизи железнодорожной станции и оградить его в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано в настоящем пункте, а со стороны железнодорожной станции на железнодорожных путях общего пользования - в порядке, указанном на рис. 18, а на железнодорожных путях необщего пользования - на рис. 19.

Рисунок 18

Рисунок 19

При подходе к переносному желтому сигналу машинист локомотива, мотор-вагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава обязан подать один длинный свисток и вести поезд так, чтобы проследовать место, огражденное переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» (рис. 20а) и «Конец опасного места» (рис. 20б), со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения на железнодорожных путях общего пользования - со скоростью не более 25 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования - не более 15 км/ч.

Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».

Рисунок 20 а и б

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» на станционных железнодорожных путях и многопутных перегонах могут применяться с укороченными шестами.

Места производства работ на железнодорожном пути, не требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, но требующие предупреждения работающих о приближении поезда, ограждаются переносными сигнальными знаками «С» - подача свистка, которые устанавливаются у железнодорожного пути, где производятся работы, а также у каждого смежного главного железнодорожного пути. Расстановка сигнальных знаков «С» показана на рис. 21, где для железнодорожных путей необщего пользования расстояние от места работ до сигнального знака «С» равно расстоянию «Т».

Переносные сигнальные знаки «С» устанавливаются таким же порядком у смежных главных железнодорожных путей и при производстве работ, огражденных сигналами остановки (рис. 5, 11-15) или сигналами уменьшения скорости.

На перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, переносные сигнальные знаки «С» устанавливаются на расстоянии 800 - 1500 м от границ участка работ.

Рисунок 21

Всякое препятствие для движения по станционным железнодорожным путям и стрелочным переводам должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет.

При ограждении на станционном железнодорожном пути места препятствия или производства работ сигналами остановки все ведущие к этому месту стрелки устанавливаются в такое положение, чтобы на него не мог выехать железнодорожный подвижной состав, и запираются или зашиваются костылями. На месте препятствия или производства работ на оси железнодорожного пути устанавливается переносной красный сигнал (рис. 22).

Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места препятствия или производства работ и не дают возможности изолировать железнодорожный путь, такое место с обеих сторон ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от границ места препятствия или производства работ (рис. 23). В том случае, когда остряки стрелок на железнодорожных путях общего пользования расположены ближе чем на 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - ближе чем на 15 м от места препятствия или производства работ, между остряками каждой такой стрелки устанавливается переносной красный сигнал (рис. 24).

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

При ограждении переносными красными сигналами места препятствия или производства работ на стрелочном переводе сигналы устанавливаются: со стороны крестовины - против предельного столбика на оси каждого из сходящихся железнодорожных путей; с противоположной стороны на железнодорожных путях общего пользования - в 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - в 15 м от остряка стрелки (рис. 25).

Рисунок 25

Если вблизи от стрелочного перевода, подлежащего ограждению, расположена другая стрелка, которую можно поставить в такое положение, что на стрелочный перевод, где имеется препятствие, не может выехать железнодорожный подвижной состав, то стрелка в таком положении запирается или зашивается. В этом случае переносной красный сигнал со стороны такой изолирующей стрелки не ставится.

Когда стрелку в указанное положение поставить нельзя, то на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования - 15 м от места препятствия или производства работ в направлении к этой стрелке устанавливается переносной красный сигнал (рис. 25).

Если место препятствия или производства работ находится на входной стрелке, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны железнодорожной станции - переносными красными сигналами, устанавливаемыми на оси каждого из сходящихся железнодорожных путей против предельного столбика.

Когда место препятствия или производства работ находится между входной стрелкой и входным сигналом, то со стороны перегона оно ограждается закрытым входным сигналом, а со стороны железнодорожной станции - переносным красным сигналом, установленным между остряками входной стрелки (рис. 28).


Рисунок 28

Дежурный стрелочного поста, обнаруживший препятствие на стрелочном переводе, должен немедленно установить один переносной красный сигнал на месте препятствия (до начала работ по ремонту) и доложить об этом дежурному по железнодорожной станции.

Место, требующее уменьшения скорости, расположенное на главном железнодорожном пути железнодорожной станции, ограждается переносными сигналами уменьшения скорости и сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места», как показано на рис. 29 и 30.

На железнодорожных станциях железнодорожных путей необщего пользования, не оборудованных устройствами электрической централизации стрелок и светофоров, в случае остановки поезда в горловине железнодорожной станции и отсутствии прохода (установленного расстояния между осями станционных железнодорожных путей) по смежным железнодорожным путям, все выходы с этих железнодорожных путей ограждаются сигналами остановки.

Эффективность действия объективных средств защиты работающих и тем самым обеспечение здоровых и безопасных условий труда во многом определяются надежностью и безотказностью их работы.

Вопрос № 4. Опасность напряжения шага, напряжения прикосновения при замыкании токоведущих частей электроустановок на землю

Ответ:Напряжение шага - это напряжение между двумя точками цепи тока, на которых одновременно стоит человек, т.е. между точками, находящимися одна от другой на расстоянии шага (рис.).

Рис.

Попав в зону растекания тока, человек может оказаться под разностью потенциалов и в случае, если он не касается частей электроустановки, находящейся под напряжением:

На расстоянии 10 - 20 м от места замыкания шаговое напряжение практически не представляет опасности. При шаге, равном 0,8 м, может возникнуть довольно интенсивная судорога, если шаговое напряжение равно 100 - 150 В. Такое напряжение при протекании тока по пути «нога - нога» еще не опасно. Но в результате судороги мышц ног человек может упасть на землю, при этом за счет увеличения расстояния между точками земли, которых при падении он будет касаться руками и ногами, увеличится разность потенциалов. Кроме того, ток будет протекать по более опасному пути «руки - ноги». Совокупность этих факторов может привести к поражению человека электрическим током.

Оказавшись случайно в зоне растекания тока, т. е. под шаговым напряжением, человек должен соединить ноги вместе и не спеша выходить из опасной зоны так, чтобы при передвижении ступня одной ноги не выходила за ступню другой.

Замыканием на землю называют случайное электрическое соединение токоведущей части непосредственно с землей или нетоковедущими проводящими конструкциями или предметами, не изолированными от земли. Замыкание частей электроустановки на землю сопровождается протеканием через нее тока. Земля становится участком электрической цепи. И поскольку земля обладает некоторым сопротивлением, имеет место падение напряжения и появляется разность потенциалов между отдельными точками на ее поверхности.

Рассмотрим схему растекания тока в земле при пробое изоляции электроустановки или падении оборванного провода на землю. Так как размеры и форма электродов (заземлений) весьма различны, а электрические свойства грунта, как правило, неоднородны, закон распределения потенциалов в реальных условиях определяется сложной зависимостью. Для простоты проанализируем характер изменения электрического поля при стекании тока с одиночного полусферического заземлителя, заглубленного в однородном грунте с удельным сопротивлением (рис.):

Рис.

При пробое или нарушении изоляции электроустановок их корпуса и соединённые с ними заземлители оказываются под напряжением. При прикосновении к любому корпусу электроустановки 1, 2, 3 возникает опасность поражения человека электрическим током. Ток, протекающий через корпус электроустановки и заземлитель, растекается по значительному объёму земли. В этом случае земля становится участком электрической цепи. Пространство вокруг заземлителя, где проходит растекание тока на землю, называют полем растекания. Теоретически оно простирается до бесконечности. Однако в действительных условиях уже на расстоянии 20 м от заземлителя сечение слоя земли, через которое проходит ток, оказывается столь большим, что плотность тока здесь практически равна нулю.

Как видно из рисунка на расстоянии 1 м от заземлителя падение напряжения составляет 68 %, на расстоянии 10 м - 92 % а на расстоянии 20 м потенциалы точек настолько малы, что практически могут быть приняты равными нулю. Эти точки поверхности земли можно считать находящимися вне зоны растекания тока и называть «землей» в электротехническом смысле слова.

Напряжением прикосновения называют напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек, или напряжение, приложенное к телу человека (рис.).

Рис.

Корпуса электроустановок 1, 2, 3, которых может коснуться человек, соединённых заземляющей шиной с заземлителем, при пробое изоляции окажутся под тем же потенциалом, что и сам заземлитель - з.

Потенциал другой точки - это потенциал основания (земли) в том месте, где стоит человек - осн.

В этом случае напряжение прикосновения будет:

где - радиус одиночного полушарового заземлителя;

x - расстояние между человеком и заземлителем.

Таким образом, напряжение прикосновения для человека, касающегося заземлённого корпуса электроустановки и стоящего на земле, зависит расстояния х между человеком и заземлителем: чем дальше от заземлителя находится человек, тем больше Uпр и наоборот.

При наибольшем расстоянии х = ?, а практически при х? 20 м напряжение прикосновения имеет наибольшее значение:

Это наиболее опасный случай прикосновения.

При наименьшем значении х, т.е. когда человек стоит непосредственно на заземлителе Uпр = 0.

Это безопасный случай, при котором человек не подвергается воздействию напряжения, хотя он и находится под потенциалом заземлителя.

При других значениях х в пределах 0…20 м Uпр плавно возрастает от 0 до з.

Опасность прикосновения к токоведущим частям в сетях с изолированной и глухозаземленнойнейтралью.

Степень поражения при прикосновении к токоведущим частям электрической сети зависит от схемы прикосновения человека, напряжения сети, режима нейтрали сети, качества изоляции токоведущих частей от земли и других факторов.

Задача № 5

Условие: Для предупреждения обрушения грунтовых масс при разработке котлована и профилактики травматизма рассчитать допустимую крутизну откоса котлована.

Глубина котлована - 7 м;

Равномерно распределенная нагрузка на поверхности откоса - 5 т/м;

Вид грунта - суглинок;

Объемная масса грунта - 1,8 т/м;

Угол внутреннего трения - 16 град;

Общее сцепление грунта - 1,6 т/м.

Расчет выполняем аналитическим методом равнопрочного откоса:

tg216 (1,8*7* tg16+1,6 ln(5 tg16+1,6)-1,6ln(tg16(1,8*7+5)+1,6))

0,09 (1,8*7* 0,29+1,6 ln(5 *0,29+1,6)-1,6ln(0,29(1,8*7+5)+1,6))

0,09*(1,8*7*0,29+1,6*3,05-1,6*1,9)

ln(0,29(1,8*7+5)+1,6)

Результаты вычислений сводим в таблицу «Расчетные данные равнопрочного откоса»:

Сln (p tgц +C) + yztgц

С ln }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ